Невероятная история российских железных дорог второй половины XIX века

Владимир Соковиков

В книге восстановлена реальная история строительства и эксплуатации российских железных дорог (РЖД) во второй половине XIX века. Показана лидирующая позиция России в мире в этой области на тот период, отмечена роль РЖД в развитии черной металлургии страны. Раскрыто использование потенциала РЖД интервентами в коллаборации с российскими крепостниками при нашествиях на Русь, что в традиционной истории обозначены как набеги татаро-монголов в 1237—40 гг., война 1812 года и Крымская война 1854—56 гг.

Оглавление

  • Введение
  • Связь строительства российских железных дорог с развитием чёрной металлургии в стране

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Невероятная история российских железных дорог второй половины XIX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Связь строительства российских железных дорог с развитием чёрной металлургии в стране

Вернёмся к начальному периоду деятельности Прометея. После победы над реакционерами он взялся за формирование отдельного государства, где стержнем выступала Русь. Столицей нового государства был назначен г. Владимир. За подробностями отсылаем к НИВР на вышеуказанный сайт. Поэтому первой страной, где началось интенсивное строительство металлургических заводов и железных дорог, сначала на конно-бычьей, а затем и паровой тяге, была Россия. Именно на её территории было открыто первое училище железнодорожников в традиционной истории (ТИ) — в г. Ельце с утверждением Устава 6 февраля 1869 г. по солнечному или в 1734 г. по лунному календарю.

Заметим, что параллельно с железными дорогами на водных магистралях для перевозки грузов, согласно ТИ, формировались общества пароходства: по Волге — в 1843 (читай: 1868) г. с регулярной пароходной навигацией с 1846 (читай: 1871) г.; по Неве в 1848 г. (читай: в 1866 г.); по Дону в 1868 г. и Азовскому морю в 1871 г.; по Днепру в 1858 (читай: 1866) г.; по Дунаю в 1846 (читай: 1871) г. Даты приведены по солнечному календарю.

По лунному календарю формирование указанного речного флота в ТИ отражено как строительство кораблей Петром I в 1696—1699 гг. на реках Воронеж, Дон и в Таганрогской гавани, а также при р. Икорц. В 1702—1703 гг. были построены корабли на реках Сяси и Свирь для Балтийского региона. Дополнительно на р. Дон в 1708 г. были заложены новые корабельные верфи в Таврове и Ново-Павловске.

Нетрудно догадаться, что подвигало Прометея на развитие тяжёлой индустрии. Во-первых, строительство коммуникаций скрепляло отдельные регионы в единое целое, во-вторых, повышало безопасность страны, позволяя перемещать на опасные участки воинские контингенты, в-третьих, развивало торговлю — двигатель экономики, в-четвертых, формировало инфраструктуру, что включало строительство новых городов и предприятий.

Пересечение вышеуказанных железных дорог в наиболее удобной точке под названием г. Кучков определило место будущей после г. Владимира столицы России. Впоследствии город был переименован в Москву и принял столичные функции после 1739—1741 гг. — даты окончательного распада мировой империи на отдельные государства, что в России, практически, совпало, согласно ТИ, с коронацией в Москве императора Иоанна Антоновича в 1740 г.

Интересен эпизод с присвоением Одессе статуса города в 1794 г. (лунный календарь) по указу императрицы Екатерины II, синхронизированный с открытием первого железнодорожного участка Одесса — Бирзула, в ТИ — 3 декабря 1865 г. (нижняя шкала, реально 3 декабря 1873 г.) по солнечному календарю. Иными словами, железные дороги подняли статут Одессы от обычного посёлка до ведущего города Черноморского побережья.

Для восстановления реальной истории российских железных дорог автором была составлена хронологическая таблица их строительства и введения в эксплуатацию с учётом инверсионных преобразований, которая приведена в конце настоящего доклада. Из таблицы, помимо прочего, видны этапы развития страны, где ключевую роль играли железные дороги.

После выделения Руси в отдельную державу, в ТИ — введение Иваном Грозным Опричнины, Прометей под именем Петра I «поднял Россию на дыбы», в частности путём строительства железных дорог, связав важные территории Руси в единое государство. Последовавший за этим после «смерти» Петра I (читай: устранение от управления) тяжёлый период раздробленности страны, на время затормозил строительство важных коммуникаций. В стране начался парад суверенитетов губерний.

Этим воспользовалась мировая знать, что вкупе с русскими крепостниками осуществила поход на Русь в 1732—1735 гг., в ТИ — нашествие татаро-монголов в 1237—1240 гг. и интервенция Тевтонского ордена в 1240 г. Однако возвращение Прометея, в ТИ — приезд Екатерины Великой в Россию в 1744 (из-за 8—9-летнего смещения — 1735—1736) г. по лунной шкале позволил разгромить северную часть интервентов в 1735—1736 гг., в ТИ — разгром шведов на р. Неве князем Александром Невским в 1240 г., окончание русско-шведской войны в 1743 г. (из-за 8—9-летнего смещения — 1735—1736 гг.).

Правда, крепостникам на короткое время удалось отстранить Прометея от власти, в ТИ — изгнание князя Александра Невского в 1240 г. из Новгорода (читай: Владимира). Однако захват украинских земель турками и крымскими татарами в 1735 г., в ТИ — взятие монголами Киева в 1240 г., заставил российскую элиту из-за возмущения народа вновь пригласить на правление Прометея, в ТИ — поход генерал-фельдмаршала Миниха на турок в войне 1735—1739 гг. Заключительным аккордом была его победа в Пруссии и Прибалтике в 1737 г., в ТИ — виктория в Ледовом побоище князя Александра Невского в 1242 г., а также ряд побед Фридриха Великого в 1745 г. над австро-саксонскими войсками во Второй Силезской войне.

Это позволило возобновить прокладку железных магистралей для растущей экономики государства. По солнечной шкале указанные преобразования Петра и Екатерины Великих отнесены к реформаторской деятельности императора Александра II. Заметим, таблица железных дорог показывает, что «окно в Европу» поначалу было прорублено через Прибалтику, а только потом через Петербург.

Именно развитие железнодорожного транспорта в самом начале становления государства заставило двинуть вперед черную металлургию и выйти на первое место по производству чугуна и стали. Для лучшего понимания нижеследующей цитаты заметим, что солнечный 1870 г. по лунному календарю соответствовал 1746—1758 годам. Из «Истории развития чёрной металлургии в России»:

— «В 1699 году был построен Невьянский завод. Бурное производство чугуна началось при Петре I. Демидовыми на Урале была построена колоссальная по тем временам печь высотой в 13 м, выплавлявшая в сутки 14 т чугуна. В 1870 г. русский купец Пастухов построил в Сулине завод для выплавки чугуна на донецком антраците. В местечке Юзовка (ныне Донецк) был пущен крупнейший по тому времени Юзовский металлургический завод.

Бурное развитие металлургия Юга получила с открытием залежей железных руд Кривого Рога… Это стало основой развития горнорудной промышленности Юга России. В отличие от заводов Урала южные заводы были оборудованы более крупными агрегатами. В доменные печи загружали кокс и выдавали в сутки примерно в шесть-семь раз больше чугуна, чем в печах, работающих на древесном угле. В 1870 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде заработали первые мартеновские печи, а в Донбассе в сталелитейных цехах появились и конвертеры.

В XVIII в., после преобразований Петра I, Россия вышла на первое место в мире по выплавке чугуна, давая свыше трети мирового его производства. Значительную часть чугуна и железа (30—80%) Россия вывозила за границу, главным образом в Англию, где недостаток древесины резко ограничивал выплавку чугуна. Главным металлургическим районом был Урал.

Бурный подъем промышленности падает на 1740-1760-е гг. За эти 30 лет частная металлургия пополнилась 125 вновь построенными предприятиями, а вместе с полученными от казны это составит 147 предприятий. Таким образом, за 30 лет наиболее интенсивного развития металлургии России было сооружено 55% заводов, построенных на протяжении всего столетия. Максимальный приток промышленников падает тоже на середину столетия — 1740-1760-е годы. В 1790 г. Англия отставала от России в выплавке чугуна. Россия выплавляла 130 тыс. тонн, а Англия — 80 тыс. тонн чугуна. Применение нового метода пудлингования позволило ускорить промышленный переворот в металлургии.»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Связь строительства российских железных дорог с развитием чёрной металлургии в стране

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Невероятная история российских железных дорог второй половины XIX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я