Тебя я, Дарвин, не виню

Владимир Свищенков, 2021

Этот сборник афоризмов рассчитан на людей, которые размышляют о вечном, не зацикливаются на временном и стремятся обрести понимание сути вещей и событий, находящихся за пределами познавательных возможностей человеческого разума. Являясь квинтэссенцией различных религиозных и философских учений, афоризмы отражают поиск автором цели и смысла земного бытия. Марксистско-ленинская философия, которая в советское время заменяла ему и религию, и истину, и веру, не могла, с ее материалистическим подходом к познанию, дать ответы на все волнующие вопросы, и прежде всего о природе мироздания и причине появления жизни на земле. Поэтому на одном из этапов земного пути, усомнившись в непогрешимости атеистической идеологии, автор решил исследовать другие концепции, объясняющие происхождение мира во всем его многообразии и место в нем человека. Отправной точкой поиска явились учения востока, в основном буддизм и йога, а также античная философия, которые привели его в волшебную страну православной веры. Облеченные автором в стихотворную форму философские мысли увлекательно и глубоко раскрывают многогранность и противоречивость процесса познания человеком окружающего мира и самого себя. В представленных афоризмах вы увидите веру и сомнение, надежду и разочарование, радость и печаль, иронию и юмор, и множество других оттенков мироощущения человека, который стремится обрести смысл жизни и найти свое предназначение на земле, опираясь на опыт мудрых предшественников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тебя я, Дарвин, не виню предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Самая серьезная потребность есть потребность познания истины.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель

Этот сборник я решил выпустить по просьбе друзей и знакомых, которые давно советовали мне издать книгу, куда бы вошли все без исключения работы, начиная с самых ранних. Желание поклонников моего творчества мною выполнено лишь частично, потому что я посчитал излишним переиздавать прозу, содержанием которой являются в основном философские размышления общего характера, не претендующие на глубину проникновения в суть рассматриваемых там проблем. Другое дело афоризмы, которые всегда самодостаточны и содержат законченные мысли, не требующие в большинстве случаев дополнительных пояснений.

Вот почему в сборнике представлены только афоризмы, правда, не все: туда не вошли четверостишия, близкие по смыслу, а также утратившие, на мой взгляд, свою актуальность. Кое-что пришлось подправить, не изменяя смысла написанного. В целом же все сделанные поправки, как мне кажется, усилили привлекательность книги за счет объединения в ней наиболее ярких изречений, написанных мною на протяжении последних пятнадцати лет.

Мои философские мысли в рифмах, которые я, возможно, не вполне правомерно называю для краткости афоризмами, базируются на квинтэссенции различных религий и философских учений, дающих мне пищу для размышлений о вечных вопросах человеческого бытия. Некоторые из них построены на диалоге автора с воображаемым собеседником, что придает им особую эмоциональную окраску, а нередко и остроту, когда я прибегаю к употреблению сильных, но не грубых выражений, не выходя за рамки «литературного приличия». Иногда в качестве воображаемого собеседника, «обличаемого» в грехе, выступаю я сам, становясь, таким образом, зеркалом для всех желающих в него всмотреться и узнать себя «любимого». Например, афоризм о жадности я писал, глядя на себя в зеркало, тщательно подыскивая слова для того, чтобы пригвоздить к позорному столбу живущего во мне ветхого человека, не давая ему шанса уклониться от «обвинения»:

Ты жадность тщательно скрываешь,

Но есть ли смысл тебе таиться?

Нас большинство, ты что, не знаешь?

Пойми, нам нечего стыдиться!

В некоторых афоризмах, особенно в тех, которые передают идеи буддизма и йоги, возможно, не каждый читатель сразу отыщет заложенный смысл, потому что речь идет о мистических вещах, где требуется определенный уровень соответствующих знаний. Таким, к примеру, является афоризм о «животном царстве бывшего кумира»:

Презрев законы видимого мира,

Пронзает луч неверья пелену.

Свет призывает души на войну

С животным царством бывшего кумира.

Здесь речь идет о духовном возрастании, когда достигший духовного разума человек под действием свыше бросает вызов живущим в нем страстям и порокам («животное царство»), которыми руководит интеллект («бывший кумир»). Интересно, что некоторым моим знакомым этот афоризм об учении йогов пришелся по душе, хотя видели в нем иной смысл, отличный от того, какой мною был в него вложен.

Но таких афоризмов немного — большинство четверостиший просты для восприятия и не требуют дополнительных знаний и подготовки, что делает их доступными для широкого круга читателей.

Вполне понятно, что мое мировоззрение далеко не всегда и во всем совпадает с содержанием афоризмов, потому что в них отражаются идеи различных учений, являвшихся в свое время предметом моего изучения. Например, реинкарнация, которая считается главным постулатом в восточных религиях, нашла у меня выражение в следующих строчках:

Ты, умирая, будешь возвращаться,

Чтобы продолжить в теле свой ликбез,

Пока к тебе свет истины с Небес

Своим лучом не сможет достучаться.

Означает ли это, что я признаю реинкарнацию? Нет, не означает, хотя в прошлом я серьезно увлекался темой перевоплощения. Однако и сегодня, следуя по пути православной веры, я не перестал знакомиться с другими вероучениями и философскими системами, где раскрывается сущность человека в увязке с процессами, происходящими в обществе и государстве. Но это не поиск Истины, потому что я ее уже нашел в Иисусе Христе, а труд философа, воспринимающего и познающего мир во всем его многообразии и противоречивости. В результате этой работы и рождаются мои книги, в которых я, опираясь на полученные знания, размышляю в четверостишиях и в прозе о вечном и преходящем. Справедливости ради надо заметить, что несмотря на различия в существующих религиях и в философских воззрениях, причем различия серьезные и принципиальные, в них имеется и много общего. Все они в своих высших проявлениях говорят о добре и зле и необходимости духовного совершенствования человека путем борьбы с дурными наклонностями и влечениями.

Рассуждая о серьезных вещах, я не забываю об иронии и юморе, которые не только не мешают их восприятию, но, наоборот, нередко помогают увидеть отдельные нюансы затрагиваемой темы, скрываемые иногда за чрезмерной «научностью». Но ирония и юмор — это не средства, специально используемые мною для лучшего раскрытия вопроса, а скорее особенность моего ума, который тяготится сложными текстами и часто стремится к их упрощению, что объясняет наличие в четверостишиях плохо скрываемой шутливости, веселости и не совсем характерной для философии легкости. Конечно, иронически-шутливый оттенок присутствует далеко не во всех афоризмах, потому что, как я уже сказал, это не самоцель, а стиль моего мышления, которое, не спрашивая разрешения хозяина, выдает на-гора присущий только ему продукт, в данном случае — рифмованные мысли.

Так, например, вопрос об участи человека после перехода в вечность я выразил в следующих строчках:

В рай я ни за что не попаду,

Но святому тоже там не сладко,

Он слезу не раз смахнет украдкой,

Видя, как я мучаюсь в аду.

Можно, конечно, улыбнуться, прочитав это четверостишие, но разве ирония чему-то здесь помешала, что-то исказила? Наоборот, она позволила ярко и выразительно передать суть религиозно-нравственной проблемы, упростив тем самым ее восприятие.

Практически в каждой книге мною затрагиваются взаимоотношения мужчины и женщины, поэтому в сборнике этой теме я посвятил целый раздел, рассчитывая, что афоризмы о столь важной сфере человеческой жизни не оставят равнодушными читателей, особенно тех из них, кто познакомится с ними впервые.

Зачем я появился на земле? Почему невидимый мир открывается человеку только в вере? Что означает смерть? Какие богатства нужно собирать в земной командировке, чтобы обрести милость Создателя после ухода в вечность? Хотим мы того или нет, но рано или поздно каждый из нас задумывается над этими и другими «проклятыми вопросами» бытия, пытаясь определить свою гавань, на какую нужно держать курс.

Надеюсь, что в этом сборнике вы найдете мысли и соображения, которые найдут отклик в вашей душе и помогут глубже понять смысл человеческого существования и другие проблемы земного бытия, волнующие любого из нас до самого конца.

Вот, пожалуй, и все, уважаемые читатели, что я хотел до вас довести, представляя мой первый сборник избранных философско-религиозных афоризмов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тебя я, Дарвин, не виню предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я