Книга «Великая русская революция на Дальнем Востоке Российской Республики» составлена из научных и публицистических статей, интервью, политических программ и заявлений известного в 1980-1990-х годах историка, депутата-демократа Попова Владимира Георгиевича. Публицистические статьи подвергались сокращению и коррекции, в соответствии с редакционной практикой. В книге часть статей публикуется в первоначальном авторском варианте. Книга написана в полном соответствии с духом, надеждами и верой в свободу народа, совершившего славную Августовскую революцию 1991 года. Попов В.Г. был активным участником эпохальных событий. Книга рассчитана на широкий круг дальневосточников, интересующихся историей становления народовластия и его защитой нашими предшественниками демократами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великая русская революция на Дальнем Востоке Российской Республики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глоток свободы учителей Приамурья
1917 год: короткий период самоуправления
Специальным постановлением Временного правительства «О собраниях и союзах» от 12 апреля 1917 года, опубликованном на Дальнем Востоке по прямому распоряжению комиссара А.Н. Русанова сразу же после получения официального текста, провозглашалось право всех без исключения российских граждан без особого на то разрешения устраивать собрания и образовывать общества и союзы. Политические партии становились важнейшими институтами гражданского общества, получившими большие права при формировании демократических органов местного самоуправления, реализации поистине революционной идеи народовластия.
Огромное внимание А.Н. Русанов как представитель Временного правительства обратил на реформу управления школой на Дальнем Востоке. После назначения комиссаром Временного правительства Российской Республики по делам Дальнего Востока А.Н. Русанов, находясь в Петрограде, принял участие в заседании особого совещания под председательством министра народного просвещения Временного правительства А.А. Мануйлова. В этом совещании приняли участие только что назначенные комиссары по управлению Сибирью, Приамурьем и Степным краем Е.В. Зубашев, П.И. Преображенский, А.С. Суханов. Были обсуждены актуальные проблемы, связанные с развитием учебного дела в этих краях. Среди них — вопрос об оживлении деятельности Восточного института во Владивостоке. Были также разрешены вопросы об учреждении дирекции народных училищ, училищных советов, а также о введении в их состав последних общественных представителей. Таким образом, были намечены первые шаги и по демократизации школы.
При содействии и при живейшем участии комиссара А.Н. Русанова в Хабаровске с 5 по 10 апреля 1917 года прошел первый в истории Приамурского края съезд учителей. На съезд прибыло более тысячи учителей со всего края. Это был самый мощный отряд дальневосточной интеллигенции, от которого во многом зависело продолжение и закрепление демократических преобразований, начатых в феврале 1917 года. Впервые учителя сами избрали из своей среды президиум съезда: председателем — В.Г. Петрова, его помощником — А.И. Малышеву. Секретарями съезда были С.А. Писаревич и И.С. Наумов. Все они пользовались большим авторитетом среди учителей Приамурья.
На съезде с большой программной речью выступил А.Н. Русанов. В ней он впервые в развернутом виде сформулировал свое видение становления демократического местного самоуправления в Приамурье как основы нового государственного порядка, места Дальнего Востока в новой демократической и республиканской России. Были предложены меры по демократизации управления школой, рекомендованные особым совещанием. Съезд дальневосточных учителей принял ряд важнейших решений по демократизации управления школой и по демократизации самой школы.
Главнейшими среди них были:
1) упразднить окружную и районные инспекции и передать управление всеми учебными заведениями школьным советам, которые должны избираться на общих собраниях учителей;
2) создать единую систему народного образования, передав Министерству народного просвещения Временного правительства Российской Республики все церковноприходские и миссионерские школы, а также епархиальные училища;
3) охватить учительство края новой демократической организационной формой;
4) считать преподавание Закона Божия в школе необязательным.
8 апреля 1917 года на этом съезде был избран окружной школьный совет, заменивший инспекторов, которые ранее назначали царские генерал-губернаторы. Совет возглавил учитель из Благовещенска Г. Рудиков, знаменитый организатор в 1916 году первых школьных и студенческих отрядов по уборке урожая, имевший опыт управленческой работы, а его заместителем стал хабаровский учитель С.А. Писаревич, руководитель «Хабаровского учительского общества» — общественной организации, созданной учителями города после Февральской народной победы. Забегая несколько вперед, необходимо отметить, что 22–26 октября 1917 года в Хабаровске проходил Третий краевой съезд по народному образованию.
Город Хабаровск. 1917. 10 марта.
Съезд постановил поддержать кандидатуры Рудикова, Исполатова, Солдатова и предложил им остаться управлять краевым народным образованием до 1 января 1918 года. К этому времени планировалось провести краевой земский съезд и передать ему функции по управлению народным образованием в Приамурье. Для укрепления демократического характера управления школой было решено доизбирать в состав комитета представителей от родителей и городских самоуправлений. Несмотря на то что первый краевой учительский съезд поддержал программу демократизации школы, комиссару Временного правительства пришлось предпринять ряд административных мер по проведению решений съезда в жизнь.
А.Н. Русанов, проявляя особый такт в обращении с верующими и церковнослужителями, обратился с письмом к Приамурскому архиепископу Евгению: «Препровождая при сем копию резолюции краевого учительского съезда, принятой в пленарном заседании 8 апреля 1917 года, относительно необходимости немедленной реформы управления церковными школами, обращаюсь к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшей просьбой рассмотреть настоящую резолюцию и, ввиду исключительной остроты вопроса, пойти по возможности навстречу желаниям съезда. Такой путь разрешения вопроса предотвратил бы, несомненно, могущие произойти нежелательные выступления отдельных групп лиц». Под нежелательными выступлениями А.Н. Русанов имел в виду возникновение после съезда группы левых сельских учителей, требовавших немедленного претворения в жизнь решений съезда учителей, особенно антирелигиозных. Этой группой руководили М.И. Тайшин и С.П. Щепетнов. Они создали свой малочисленный союз, занимавший по ряду вопросов более радикальную, левацкую позицию, чем основная масса учительства Дальнего Востока, настроенная демократически, но настороженно воспринимавшая экстремизм своих сельских коллег. И это была разумная настороженность. Ведь речь шла о 182 школах ведомства православного вероисповедания, где обучались 11 305 детей. Необходимо было решить вопросы переобучения учителей, обеспечения учеников другими учебниками, организовать финансирование этих школ. Важно подчеркнуть тот факт, что практически единогласно принимая решения о реформе и школы, и управления ею, учителя Дальнего Востока не планировали уничтожения православной церкви и физического уничтожения и зданий, и самих служителей церкви. Это была демократическая революция.
Чтобы организационно закрепить решения Дальневосточного съезда, А.Н. Русанов в конце апреля 1917 года издал специальный приказ комиссара Временного правительства: «Впредь до введения в крае земского самоуправления осуществить нижеприводимое постановление дальневосточного учительского съезда в Хабаровске. Учащие во всех инспекциях края немедленно образуют временный учительский комитет для управления школами в прежних пределах инспекции на основе выборного начала и коллегиального управления». В конце апреля — начале мая 1917 года по всему краю были избраны уездные и районные учительские комитеты, заменившие назначаемые инспекции. Большинство избранных в них учителей работали на общественных началах, показывая крестьянам края образцы демократического самоуправления. В то же время общественная работа по управлению школой была самым верным средством по предотвращению неумного бюрократизма в народном образовании. В Хабаровском уезде в учительский комитет были избраны А.Д. Филиппов (председатель), В.М. Иванов, Д.И. Кузнецов, А.С. Кузнецов, А.С. Чевкунова и Г.А. Масалов (секретарь комитета). Все бывшие чиновники-инспекторы, не избранные на руководящие должности в новом демократическом управлении школой, получили направления для работы в школах края учителями.
Город Хабаровск. 1917. 10 марта
Необходимо подчеркнуть, что большевики, захватив власть в декабре 1917 года, распустили этот выборный демократический орган, назначили руководить народным образованием своего выдвиженца, деревенского учителя С. Щепетнова. Это был столь явный откат от демократических принципов, от учета мнения учителей, только что получивших право выбирать своих руководителей, что он вызвал политическую забастовку учителей и учеников Хабаровска. Но и сегодня система назначения руководителей, установленная большевиками, продолжает существовать. Демократический опыт 1917 года остается неизвестным и потому невостребованным.
Статья:
Попов В.Г. Глоток свободы учителей Приамурья. — Приамурские ведомости. 2007. № 60. 3 мая.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великая русская революция на Дальнем Востоке Российской Республики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других