Учение об иллюзиях полета. Основы авиационной делиалогии

Владимир Пономаренко, 2007

В книге представлены 172 иллюзии, возникающие у летного состава в полетах на самолетах и вертолетах. Психолого-педагогический анализ содержания иллюзий позволил их расклассифицировать по восьми параметрам: наименование иллюзии, частота встречаемости, длительность воздействия, влияние на безопасность полетов, механизмы, причины, условия, способствующие ее яркому проявлению, действия пилотов при возникновении иллюзий. Материал изложен в учебно-педагогическом ключе: виды проявления, механизмы, средства борьбы. Создан новый полноценный каталог дезориентаций в виде открытой системы для пополнения ее летным составом, методистами летного обучения. Книга рассчитана на инструкторский и летный состав, авиаспециалистов, в том числе преподавателей летных учебных заведений, авиационных врачей, психологов и эргономистов, а также участников комиссий по расследованию летных происшествий и представителей авиаадминистрации.

Оглавление

Введение

Каждый из нас на протяжении своей жизни испытывал те или иные иллюзии. Видимо, не было человека, который не испытал бы на себе влияния иллюзий. Особенно это характерно для иллюзий пространственного положения и движения. Вообще думается, что в человеческой жизни возникновение и преодоление иллюзий  — явление постоянное. И если некоторые иллюзии, как кино и телевидение, завладели душами миллионов людей и в определенной степени являются положительным явлением, то иллюзии в полете  — это всегда напряжение сил пилота и достаточно часто борьба с собой, с ситуацией, с самолетом и борьба иногда буквально не на жизнь, а на смерть.

И так было всегда, с тех пор как человек начал осваивать полеты на воздушных судах. И не всегда при возникновении у пилота иллюзий побеждал пилот. Приведем один из множества таких случаев.

Вечером 21 ноября 1989 г. при заходе на посадку в аэропорту поселка Советский потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан‐24, выполнявший полет из Перми. При приземлении самолет развалился на части и вспыхнул.

Не исключено, что одной из причин катастрофы стало несоблюдение требуемой высоты в процессе посадки. Дальний привод самолет прошел нормально, потом как бы «пропал», а после ближнего привода машина уже задевала вершины деревьев.

Причинами могли быть метеоусловия. А они были сложными. Во‐первых, начало вечерних сумерек, а во‐вторых, перед снегопадом в воздухе стояла дымка и мелкая изморось.

Самолет мог потерять высоту по целому ряду причин (обледенение, отказ стабилизатора и т. д.). Вместе с тем условия этой катастрофы повторяют условия, при которых у пилота возникает иллюзия увеличения высоты из‐за дымки, пыли, дыма (см. раздел 6.3.14). При наличии таких условий, если пилот не соотносит свои впечатления с показаниями радиовысотомера и полагается на собственное представление о высоте, ему из‐за дымки, особенно в сумерки, кажется, что высота больше необходимой, и он начинает осуществлять необоснованное снижение.

Научно установлено, что обычно человек привыкает к тому, что если какой‐либо объект пространства удален, то это сопровождается уменьшением количества видимых деталей, при объекте он становится нечетким, расплывчатым и т. д.

Этот традиционно правильный, соответствующий реальности, т. е. в привычных условиях адекватный образ, формируется неадекватным, неправильным в условиях сумерек, при наличии дымки. В дальнейшем на основе этого неадекватного образа пилот принимает решение, которое приводит к катастрофе.

Таким образом, проблема иллюзии  — это проблема в первую очередь безопасности полетов. Так, среди причин летных происшествий, обусловленных ошибками пилотов, нарушения и потеря пространственной ориентировки составляет 5–12 % [7]. Удельный вес потери пространственной ориентировки среди причин летных катастроф оказывается еще выше и достигает 20 % [32]. Отмечается, что в течение десятилетий эта цифра не уменьшается [66, 91, 134].

Между тем известно, что так называемых грубых посадок в гражданской авиации фиксируется ежегодно большое количество. Можно со всей определенностью предположить (и это подтверждается результатами анализа целого ряда иллюзий, описанных ниже в разделе 6), что именно иллюзии являются одной из главных причин грубых посадок, что зачастую приводит к выкатываниям и даже поломкам авиатехники. В работе Wickens [177] отмечается, что катастрофы по так называемым неизвестным, неустановленным причинам зачастую связаны с иллюзиями и последующими ошибками пилотов.

Следует также подчеркнуть, что, несмотря на серьезность такого явления, как иллюзии, в гражданской авиации практически отсутствуют методы и средства обучения пилотов действиям при возникновении иллюзий пространственного положения и движения. Исключение составляет слайд‐фильм об иллюзиях, выпущенный в начале 1980‐х годов Центром ГА СЭВ [77], однако в нем представлены весьма кратко всего 22 иллюзии.

Вместе с тем в работах по авиационной медицине и авиационной психологии даны описания различных иллюзий полета. Однако эти описания в большей степени были адресованы специалистам по человеческому фактору и в меньшей  — пилотам.

В этой связи в работе П.А. Коваленко [32] отмечается, что уже давно назрела необходимость создания банка данных, в котором хранились бы описания потенциального и фактического предметного содержания различных видов деятельности человека в виде способов, образов, концептуальных моделей, характеристик и показателей внешних и внутренних проявлений деятельности, свойств, качеств, особенностей человека. Если обратиться к другим наукам, то можно видеть, что зоология, минералогия, ботаника, этимология, химия и другие науки стали настоящими науками только тогда, когда был собран и описан объект исследования этих наук. Так, были собраны все животные, камни, растения, бабочки, химические элементы и т. д., т. е. собрано, описано, классифицировано то, что составило объект исследований. Если удавалось найти новый тип, вид животного, бабочки, камня, то ученые, прежде всего, его соотносили с уже собранным, классифицированным и только тогда делали вывод о результатах данного исследования.

Следовательно, прежде всего, необходимо провести инвентаризацию психических явлений, связанных с иллюзиями полета, а затем их описание, экспериментальное исследование, математическое моделирование т.д.

В настоящее время пройден в основном первый этап [1, 5, 7, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 27, 28, 39, 41, 42, 44, 46, 47, 51, 52, 53, 54, 56, 58, 59, 61, 62, 72, 73 и др.], который завершился анализом указанных работ и составлением на их основе перечня иллюзий.

В части работ ряд иллюзий полета (особенно зрительно‐вестибулярного характера) получил также экспериментальное исследование.

Однако в указанных выше исследованиях практически отсутствуют классификации причин и условий возникновения иллюзий полета, а также классификации действий пилота в условиях полета, после полета и в последующих полетах.

Все это вызвало необходимость разработки рекомендаций пилотам по действиям при возникновении иллюзий, что и явилось целью данной работы.

С этой целью был определен «Перечень иллюзий полета». Иллюзии были изучены в указанных выше работах, а также выявлены при анализе результатов опроса более 500 пилотов, около 100 штурманов и бортинженеров подразделений гражданской и военной авиации. Опросы проводились в Центре ГА СЭВ (г. Ульяновск), Академии ГА (г. Санкт‐Петербург), Центре переучивания летного состава армейской авиации, ГНИИ им. В.П. Чкалова, ЛИИ им М.М. Громова, ОАО МВЗ им. М.Л. Миля.

Перечень иллюзий входил в специальную анкету, пилоту задавали ряд вопросов об иллюзиях, их длительности, последствиях и влиянии каждой иллюзии на безопасность полетов. Каждый пилот оценивал также используемость действий по парированию и профилактике иллюзии.

На основании этих материалов и данных, полученных другими исследователями, были разработаны методические рекомендации, содержащие краткую характеристику особенностей пространственной ориентировки пилотов и функциональных систем человека (анализаторов, органов чувств). Представлена новая классификация иллюзий полета, а также впервые разработана классификация причин и условий возникновения иллюзий полета, действий пилотов по борьбе и профилактике иллюзий полета. По определенной (восьмипозиционной) схеме (название, встречаемость, описание, длительность воздействия, влияние на безопасность полета, механизм иллюзии, причины и условия возникновения, действия пилотов при возникновении иллюзии) даны описания иллюзий полета. При описании целого ряда иллюзий даны конкретные методические рекомендации пилотам по формированию эффективных способов пространственной ориентировки.

В результате проведенного нами исследования были описаны основы нового в авиационной психологии и чрезвычайно актуального для авиации и космонавтики научного направления [34] «Авиационная делиалогия» (учение об иллюзиях полета, от греч. delia  — иллюзия, logos  — учение).

Естественно, что данное научное направление аккумулирует работы таких известных исследователей данной проблемы, как З. Гератеволь, К.К. Платонов, Г.Л. Комендантов, А.Я. Бенсон, И. Левес‐Лицман, Е. Пепер, В. Прель, Б.М. Гольдштейн, Б.М. Алякринский, А. А. Гюрджиан, С.Н. Роскоу, М. Олиатт, Е.М. Юганов, В.А. Попов, А.М. Пиковский и др.

Однако следует отметить, что авиационной делиалогии предстоит еще долгий путь к созданию своих теоретико‐экспериментальных основ, к выработке и внедрению методов и средств моделирования иллюзий полета в условиях земли и методов обучения пилотов по действиям при возникновении иллюзий пространственного положения и движения. Настоящая работа  — первый шаг по этому трудному пути, но как говорится: начало  — это уже половина успеха.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я