Авиациянаме

Владимир Поляков, 2021

В первом выпуске серии рассказывается об участии представителей крымскотатарского народа в Великой Отечественной войне в составе ВВС РККА и ВМФ. Материал представлен дифференцировано: летчики, штурманы, воздушные стрелки- радисты, авиационные специалисты. В каждом из разделов, на основании наградных листов, рассказывается об их ратном подвиге. Информация размещена в алфавитном порядке. Поименно, названы все крымские татары, служившие в годы войны в военно-воздушных силах, включая погибших и пропавших без вести. По отдельным личностям представлены фотографии. Вся информация основана исключительно на документальной основе и архивных материалах. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Крымские татары в Красной армии и Военно-Морском флоте в 1941–1945 гг.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Авиациянаме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тюркский мир и авиация

Авиация пришла в нашу жизнь довольно поздно, только в самом начале XX века. Само слово «Авио» восходит к латыни, где означает «птица», а затем уже через французский пришло в русский язык. Впрочем, первоначально его пробовали заменить нашим «воздухоплаванием», появилось даже производное — «воздухоплаватель», но оба термина не закрепились. Если термин «авиация» остался без конкурентов, то производную от него «авиатор» немного потеснили. Сегодня авиаторы — это все, кто связан с авиацией, а вот тот, кто непосредственно управляет самолетом — «пилот». Это слово, прежде чем стать нашим, прошло еще более сложный путь от греческого «весло», далее «кормчий», через латынь попало во французский и уже оттуда в русский язык. Со временем оно не выдержало конкуренции с русским аналогом «лётчик», и официально осталось только в гражданской авиации и у автогонщиков.

В соответствии с греческой мифологией первыми авиаторами считаются Икар и его отец, а по совместительству и инструктор Делал. С ними же связано и первое нарушение полетной инструкции и, как следствие, первая авиационная катастрофа с человеческими жертвами.

Степь — это такой прекрасный естественный аэродром. Известно, что за два века до Рождества Христова в Китае воздушные змеи использовались для разведки, так как в них размещались наблюдатели.

В 1630-х годах изобретатель Ахмет Челеби Хезарфен, прикрепив к телу кожаные крылья, спрыгнул с Галатской башни в Стамбуле высотой в 61 метр и перелетел через Босфор. Фактически это был первый в мире полет из Европы в Азию.

Отставание тюркских государств в промышленном развитии к началу XX века неизбежно привело и к отставанию в авиации.

Представитель современного Азербайджана Фарух Гаибов в первую мировую войну летал на самом крупном в то время самолете «Илья Муромец».

Сабиха Гёкчен приемная дочь Ата-Тюрка в 23 года стала первой в Турции женщиной-пилотом и первой в мире женщиной — военным пилотом-истребителем. Впоследствии она стала главным инструктором летной школы Turk kusu при Аэронавигационной ассоциации Турции, где прослужила до 1955 года.

Первый летчик-казах Жакыпбек Малдыбаев погиб в авиационной катастрофе 8 июня 1938 года. Ему было всего 31 год. В настоящее время в Восточном Казахстане в Курчумском, Маркакольском районах его именем названы улицы, а в Шенгельди есть средняя школа имени первого казахского летчика Жакыпбека Малдыбаева.

У крымских татар деятельный интерес к авиации проявился уже в советский период. Так первым крымским татарином, окончившим аэроклуб, стал Мазинов Мансур из Гурзуфа.

Определение первый, но уже в отношении всех крымчан, уместно по отношению к Маслядину Ваапову из села Чокурча Симферопольского района, который стал первым парашютистом в Крыму и в течении многих лет возглавлял парашютный спорт в Крымском ОСОВИАХИМе.

Родоначальником парашютного спорта среди крымских татарок была Шафика Иззетова.

Участие крымских татар в боевых действиях в воздухе в предвоенный период даже отмечено боевыми наградами. Орденом Красного Знамени 07.04.40. был награжден летчик-истребитель Осман Зиядинов из села Таш-Алчин, что на Керченском полуострове. Медалью «За боевые заслуги» авиатехник бомбардировочного полка уроженец села Албат современного Бахчисарайского района Мамет Насурлаев.

Формально о вкладе тюркских народов в победу в Великой Отечественной войне можно судить по тому, сколько Золотых Звезд Героев Советского Союза с 1941 по 1946 года включительно получили их представители. Как показал проведенный автором анализ, число героев-авиаторов среди тюркских народов не равномерно. С одной стороны оно было предопределено наличием на территории компактного проживания того или иного тюркского народа числом аэроклубов и военных авиационных училищ, что естественно, позитивно сказывалось на интересе к авиации. С другой стороны — негативно влияло и их отсутствием.

Так исторически сложилось, что тюркские народы России, а затем и СССР были вечными заложниками отношений с Турцией. Поскольку в предвоенный и весь военный период СССР находился в ожидании войны с этим государством, так как имел целый ряд территориальных претензий, то все это негативно сказывалось и в наградной политике по отношению к тюркским народом. Своего рода «девятым валом» тюркофобии стали депортации: балкарцев, карачаевцев (1943 г.), крымских татар (1944 г.).

Совершенно искренне считаю, что «растаскивание» победы Советского народа по национальным квартирам, подсчеты и жонглирование числами: сколько героев было у русских, у татар и почему их мало у «абвгдейского народа» — безнравственно! Тем не менее после того, как даже в школьных учебниках стали писать о «20 тысячах крымских татарах предателях», волей-неволей приходится рассказывать о том, как в действительности воевали эти «народы-предатели».

Второй аспект проблемы — это зыбкость отнесения того или иного летчика-героя к той или иной конкретной нации. Один дважды герой Советского Союза летчик-штурмовик — этнический казах, но юность провел в Киргизии. Теперь два государства считают его своим. Безусловно, это их право, но в данном исследовании мы будем его учитывать не по месту проживания, а по этнической составляющей.

Другой дважды герой родился и вырос в Крыму, но его отец лак. На этом основании Дагестан считает его своим. В наградных листах он указан как татарин и потому мы будем учитывать его как крымский татарин.

Русский парень родился в Ташкенте. Когда в 1944 году, став Героем Советского Союза, он приехал домой в отпуск, то первый секретарь Узбекистана пригласил его на беседу. Это был жест вежливости, на который, безмерно занятый делами глава республики, запланировал всего 5 минут. Когда, на его вопрос, заданный на русском языке, последовал развернутый ответ на чистом узбекском языке, то беседа продлилась почти час. На следующий день на центральной улице Ташкента был вывешен плакат приветствующий славного сына узбекского народа Владимира Карпова.

Десятки русских ребят родились в национальных окраинах и для них узбекский, казахский, крымскотатарский… были их родными языками. Учитывать же их, как представителей тюркского этноса, мы не будем.

Так или иначе, но в целом тюркские народы на пантеоне героев Советского Союза представлены следующим образом: башкиры — 7 Золотых Звезд Героев; казахи — 4; татары — 4; крымские татары — 3; чуваши — 2; азербайджанцы, балкарцы, кумыки, узбеки — по 1.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Крымские татары в Красной армии и Военно-Морском флоте в 1941–1945 гг.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Авиациянаме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я