Священные тайны. Т. 3

Владимир Петрович Бровко, 2019

Данная книга представляет собой практический справочник-путеводитель, в котором рассказана история возникновения МОНАШЕСТВА, затем на примере РПЦ МП показано, как устроена монастырская жизнь, как и кого принимают в монастырь,за счет чего существуют монастыри (церковная экономика) и рассказано о других важных вопросах и проблемах, касающихся современной жизни в монастыре.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные тайны. Т. 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Монашеское пострижение (история и теория вопроса)

А разобравшись с понятием Таинства и его видами мы теперь можем приступить к рассмотрению ТАИНСТВА МОНАШЕСКОГО ПОСТРИГА!

В теории понятие Пострижение (постриг) — в исторических христианских церквях символическое и обрядовое действие, состоящее в пострижении волос в знак принадлежности к Церкви.

В западной христианской традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили на макушке выбритый круг — тонзу?ру (от лат. tonsura «стрижка»).

В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо?.

Православная церковь

Пострижение совершается:

1. над ново крещёными после таинства миропомазания как первая свободная радостная жертва человека Богу,

2. при проставлении в клирики (обычно во чтеца) епископ постригает посвящаемого крестовидно в знак отделения его от общества простых верующих.

В древней традиции всем священнослужителям выбривали гуменцо, или папалитру, оброснение — круг на его голове символизировал терновый венец.

Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, которая называлась «гуменцо», или «скуфья».

Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

В католицизме подобная стрижка — тонзура — сохранялась до 1973 года

в монашеском постриге.

Следует заметить, что монашеский постриг над одним человеком может совершаться до трёх раз:

при посвящении в рясофор,

при посвящении в мантию,

при посвящении в великую схиму.

Монашеский постриг

Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени. Одним из первых о постриге упоминает Иоанн Лествичник

Перед пострижением послушник ползёт по полу из притвора храма к амвону, на котором его ожидает игумен.

От посторонних взглядов ползущего послушника своими мантиями ограждают сопровождающие монахи.

Игумен испытывает твёрдость постригаемого вопросами и предупреждениями о трудности монашеского бытия, за которое необходимо дать ответ Богу на Страшном суде.

Постригаемый произносит обеты.

Чтутся молитвы. Затем игумен трижды бросает ножницы и требует от постригаемого со смирением их поднять.

Каждый раз постригаемый смиренно подаёт их и целует руку игумена.

Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», и нарекает ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира.

После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, клобук, сандалии и получает вервицу (чётки).

Обряд пострижения в великую схиму носит название «последование великия схимы» и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью.

После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму посвящаемый приемлет пострижение, причём получает новое имя и облекается в великосхимнические одежды (куколь и аналав).

В аскетической традиции византийской аристократии и русских князей практиковался также предсмертный постриг.

В период гонений на церковь в СССР 1920—1930-х годов определённое распространение получил также тайный постриг в монахи (монашество в миру).

Католическая церковь

В католицизме использовалась тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.

Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше наголо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу. Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо.

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.

Русский аристократический обычай

Лицевой летописный свод: «В том же [1302-м] году были постриги у князя Михаила Ярославича Тверского сыну его Дмитрию».

На Руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — постриг (устар. пострег). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр, и дворян.

Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают и польские хронисты Галл Аноним и Викентий Кадлубек; последний говорит, что постриг «рождал духовное свойство? и мать постригаемого считалась названной сестрой постригающего».

Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские.

Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.

Фёдор Успенский указывает: «Возможно, своеобразным рубежом, после которого княжич приобретал «первую степень» родовой дееспособности, были постриги и, по-видимому, нередко совмещавшийся с ними в династическом обиходе обряд посажения на коня. Не случайно это событие, подобно свадьбам и княжеским именинам, нередко сопровождалось многочисленным съездом князей-родичей.

По-видимому, точный возраст, в котором княжич проходил эти процедуры, не был определён строго. Судя по известным нам случаям, княжичи могли проходить его в возрасте двух-четырёх лет, причем многое здесь определялось семейными обстоятельствами. Так, два родных брата Константиновича, Василько и Всеволод, внуки Всеволода Большое Гнездо, проходят этот обряд одновременно, несмотря на разницу в возрасте около двух лет.

Ритуальное состригание первых волос осуждалось христианской церковью, однако, считалось обязательным выстригание прядей в крестильном обряде и при пострижении в монахи.

Но хотя и нелегко стать монахом, зато очень быстро можно потерять этот статус!

Извержение из священного чина (лишение сана) — лишение клирика (диакона, священника или епископа) его духовного сана, то есть степени священства.

Осуществляется высшими органами церковно-судебной власти в связи с совершением духовным лицом деяний или выражением взглядов, несовместимых с вероучением или грубо нарушающих церковное право.

Не следует смешивать с иным прещением (дисциплинарным наказанием) — запрещением в священнослужении, которое носит временный характер и может применяться единолично правящим епископом в отношении клирика, находящегося в его канонической юрисдикции, то есть относящегося к его епархии.

В православных церквях

В Русской Православной Церкви в настоящее время извержение священнослужителей из сана осуществляется, как правило, решением Архиерейского собора, который, согласно нынешнему Уставу этой церкви является её церковным судом высшей инстанции. (В прошлом решения такого рода принимал Священный синод.)

Более распространённой мерой наказания священнослужителей, чем извержение из сана, является запрещение в служении — запрещение священнослужителю совершать богослужение. Продолжения запрещённым священнослужителем пропаганды его осуждённых взглядов, отсутствие раскаяния, и в особенности совершение им богослужения, будучи под запрещением, могут в дальнейшем служить основанием для его извержения из сана.

Извержение из сана само по себе не означает отлучения от Церкви. Однако на практике церковное руководство одновременно с принятием решения об извержении священнослужителя нередко также принимает решение и о его последующем отлучении от Церкви.

История вопроса:

В царской России и Сербском княжестве (позднее, королевстве) извержение священнослужителя из сана физически знаменовалось расстрижением.

Этот обряд состоял в том, что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (документ-свидетельство о рукоположении в священство).

Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!»), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма. Так проходило, например, расстрижение Могилёвского архиепископа Варлаама, осуждённого за измену родине в 1813 году.

В других случаях (напр, в Тамбовской епархии ок. 1830 г.) извергаемого из священненного сана облачали в священные одежды в храме, давали ему проститься со святынями алтаря, и затем вели в полном облачении через город в консисторию, где консисторский сторож (пристав) ножницами проводил собственно расстрижение, и с извергаемого из сана брали официальную подписку в том, что он далее не будет именовать себя священником или диаконом.

Акт расстрижения применялся как по отношению к лицам, которые самой духовной властью были исключены из духовного сана за пороки и проступки, так и по отношению к лицам духовного звания, приговором светского суда, признанным виновными в уголовном преступлении

Последнее, например, произошло с сербским протоиереем Миланом Джуричем, осуждённым в 1899 году на 20 лет каторги за покушение на жизнь короля Милана Обреновича.

Известный богослов XX века архимандрит Киприан (Керн) находил традиционный обряд расстрижения «страшным и кощунственным» и признавал его равнозначным «Чёрной мессе» с её «действиями наизнанку».

Хотя в наше время такой обряд уже не проводится, извержение из сана продолжает рассматриваться церковью со чрезвычайной серьёзностью. Как отметил митрополит (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в 2008 г, «извержение из сана означает одновременно и гибель души».

В царской России бывший («расстриженный») священнослужитель в обиходе назывался расстригой и подвергался значительному поражению в гражданских правах в течение многих лет после извержения из сана.

В последнее время получили распространение случаи перехода священнослужителей, извергнутых из сана Русской Православной Церковью (Московским Патриархатом), в разного рода неканонические юрисдикции.

Часто извержение из сана происходит уже после перехода священнослужителя в одну из подобных юрисдикций.

Известные деятели церкви, извергнутые из сана Русской Православной Церковью за последние десятилетия:

Диомид, экс-епископ Анадырский и Чукотский. Был подвергнут довольно необычной, условной («двухступенчатой») процедуре извержения. 27 июня 2008 Архиерейский собор принял решение об извержении епископа Диомида из священного сана, которое должно было вступить в силу «в случае отказа епископа Диомида немедленно прекратить деятельность, соблазняющую чад Церкви и провоцирующую раскол, и принести покаяние» на ближайшем заседании Священного Синода.

При этом Диомид был также немедленно запрещён в священнослужении. 6 октября 2008 г Синод постановил «считать решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из священного сана епископа Диомида вступившим в силу», и заодно с Диомидом изверг из сана пятерых других священников «за вступление в общение с запрещенным епископом и участие в расколе».

(https://drevo-info.ru/articles/5955.html)

Валентин (Русанцов) — извержен из сана 19 февраля 1997 Архиерейским Собором Русской православной церкви. Ранее (в 1990 г) перешел из РПЦ в РПЦЗ, чьи архиереи рукоположили его в епископа Суздальского и Владимирского. Затем покинул РПЦЗ и создал неканоническую «Российскую Православную Автономную Церковь» и стал её митрополитом и предстоятелем.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Валентин_(Русанцов)

Якунин, Глеб Павлович — извергнут из иерейского сана 8 октября 1993 года за отказ подчиниться требованию о неучастии православных клириков в парламентских выборах. (Послановления IV Вселенского (Халкидонского) Собора запрещают клирикам совмещать

священнослужение и государственное властительство.) В 1997 г. отлучен от церкви и предан анафеме.

Перешел в качестве священника в Украинскую православную церковь (Киевского Патриархата), затем в Русскую Истинно-Православную (Катакомбную) Церковь. В 2000 году на основе последней были созданы Движение за Возрождение Российского Православия, а затем и Апостольская Православная Церковь, где Якунин обрёл сан протопресвитера.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Якунин,_Глеб_Павлович

Филарет, экс-Митрополит Киевский и всея Украины, извергнут из сана 11 июня 1992 Архиерейским Собором РПЦ, несколько месяцев после того как возглавленный в 1 ноября 1991 года Филаретом Архиерейский собор Украинской Православной Церкви самочинно провозгласил её автокефалию. 20 октября 1995 Филарет был избран Поместным Собором УПЦ КП Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Но в 2019 г. Константинопольский Патриарх признал решение Московской Патриархии в отношении Филарета не законным и полностью восстановил его во всех правах и церковных чинах!

Осипов, Александр Александрович, бывший профессор Ленинградской духовной академии.

Извержен из сана и уволен из Академии и предан анафеме Священным Синодом Русской православной церкви 30 декабря 1959 года, после его публичного отречения от веры

Впоследствии — старший научный сотрудник Музея истории религии и атеизма в Ленинграде, один из авторов «Настольной книги атеиста»

В других православных церквях:

Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви в 2005 году (7 июня) изверг из сана патриарха этой церкви Иринея I: он был извергнут из сущего сана и всех степеней священства и стал простым монахом.

Ириней был уже смещён с должности тем же синодом за месяц до того (6 мая 2005 года) в связи с рядом скандалов имущественного характера, но отказывался покидать патриарший престол и продолжал совершать богослужение как Патриарх, что и привело к извержению из священства

В Римско-католической церкви

В отличие от Православной Церкви, Римско-католическая Церковь верит в то, что аналогично крещению и миропомазанию, таинство рукоположения налагает неизгладимую печать («характер») на посвящаемого в священный сан.

Ни «недостоинство» священнослужителя, ни какие-либо действия церковного руководства, вплоть до самого папы, не могут устранить благодать Святого Духа, которая делает посвящённого орудием Христа.

Вследствие этого, хотя церковное руководство и может освободить священнослужителя от обязательств и функций, связанных со священством, или запретить ему их исполнение, это не делает его мирянином в строгом смысле этого слова.

В связи с этим по отношению к таким клирикам в католической церкви используется термин «запрещение в священнослужении», а не «извержение из сана» (из которого, по католическому учению, извергнуть невозможно).

Поэтому хотя запрещённому в служении католическому священнику и запрещено совершать евхаристию и другие таинства, если он их всё же совершает в нарушение запрета, они считаются действительными.

В 1990-е и 2000-е годы широкую известность в ряде стран получили случаи запрещения в священно служении отдельных католических священнослужителей за растление несовершеннолетних….

Вот такие факт из современной нам истории. Что тут скажешь кроме французской поговорки «С'est la vie — Такова Жинь..»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные тайны. Т. 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я