Данная книга представляет собой практический справочник-путеводитель, в котором рассказана история возникновения МОНАШЕСТВА, затем на примере РПЦ МП показано, как устроена монастырская жизнь, как и кого принимают в монастырь,за счет чего существуют монастыри (церковная экономика) и рассказано о других важных вопросах и проблемах, касающихся современной жизни в монастыре.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные тайны. Т. 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вступление
В предыдущих двух книгах этой работы мы с вами уважаемый читатель подробно рассмотрели два из девяти ныне существующих в Христианстве «священных» церковных таинств: МИРОПОМАЗАНИЕ И ЕВХАРИСТИЮ.
Но судя по откликам увы не все из вас уважаемые читатели достаточно хорошо ориентируетесь в богословских терминах и четко понимаете, что означает там то или иное понятие.
В том числе и в вопросе о «Таинства». В связи с чем я далее попытаюсь устранить это авторское упущение и очень кратко в форме «справки» рассказать о понятии «ТАИНСТВА» в христианстве, его видах и современном толковании.
Итак, Таинство (др.-греч. — тайна, лат. sacramentum — присяга, обязательство) — священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога!
Учение о таинствах исключительно основано на ВЕРЕ христианских прозелитов в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Иисуса Христа, продолжается в созданной им и его первыми двенадцати учениками Церкви!Т.е. это означает, что понятие «церковные таинства» находятся вне сферы изучения современной науки!
В отличие от церковных обрядов (освящение воды, панихида и др.), которые имеют традиционное происхождение, «христианские Таинства» считаются установленными самим Иисусом Христом и призваны «изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь» человека, уверовавшего в него как сына Божия!
И хотя христианские Таинства находятся вне сферы действия современной науки, но все же одна из них, а именно ИСТОРИЯ может быть применима и к изучаемой нами теме «христианских Таинств» и вот что историки нам по сути данного вопроса сообщают.
История происхождения
В тексте Нового Завета термин ТАЙНА — исходно обозначает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1Кор. 13:2, 1Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия!
По мнению некоторых исследователей, корни христианских таинств восходят к дохристианским мистериям!
И хотя эта точка зрения «критикуется» христианскими богословами, по мнению которых внешняя форма некоторых языческих мистерий была заимствована в первых веках н. э. из распространившихся христианских обрядов и таинств!
Но это искусственно притянутое за уши — «веское» доказательство, а в действительности все обстояло наоборот.
Первые еще «Иудохристианские общины» времен самозваного апостола Павла часть своего богослужебного ритуала прямо позаимствовали у иудейской религии, а затем уже по мере распространения христианства, особенно после ее признания в Римской империи в качестве «государственной религии»! то для быстрого подавления языческих верований эти самые «языческие верования» и в частности даты их языческих праздников и места поклонений язычников своим богам стали активно приспосабливались ( путем замены языческих богов на христианских святых), разрушения языческих храмов и возведения на их местах христианских церквей и соборов руководителями церквей, с целью закрепления своего господствующего положения!
И, что особенно для нас важно в историческом плане так тот факт, что само «Учение о шести таинствах» записано было только на рубеже V и VI веков, безымянным автором, подписавшимся именем Дионисия, так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит!
Отсюда является ложным и утверждения христианских богословов, о том, что «, христианские «Таинства» считаются установленными Самим Иисусом Христом»!
Само же христианское учение о «Таинствах» изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии» где перечислены следующие священнодействия (др.-греч.
Крещение (гл. II),
Таинство собрания (Евхаристия) (гл. III),
Освящение мира (гл. IV),
Рукоположение (таинство Священства) (гл. V),
Монашеский постриг, (гл. VI)
Погребение (гл. VII)[
Что же касается самого Псевдо-Дионисия Ареопагита, то он является только первым ранним христианским богословом-писателем, который указывал число таинств — шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не было точно определено!
Другой христианский богослов: Преподобный Феодор Студит в IX веке так же говорит о шести таинствах:
Просвещение (Крещение);
Собрание (Евхаристия);
Миропомазание;
Священство;
Монашеское пострижение;
Погребение.
При этом понятия Таинства в патристике могут употребляться как синонимично, так и с первыми попытками выделить «таинства в узком смысле» в особую группу по тем или иным критериям.
Количество и состав таинств
И тут у нас сразу возникает не до конца устранённое разногласие. Сколько имеется христианских таинств: шесть, семь или девять?
Семь таинств
Широко известен следующий список из семи таинств (Тихон Задонский, XVIII век):
Крещение — трёхкратное погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
Миропомазание (конфирмация) — освящение человека путём помазывания его ароматической смесью (миро); заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин;
Покаяние — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение отпущения грехов от имени Господа Иисуса Христа;
Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и Кровью, в Католической: духовенство — всегда Телом и Кровью; миряне, либо Телом и Кровью, либо только Телом);
Брак (венчание) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в храме;
Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.
Елеосвящение (соборование) — при помазании елеем тела больного призывается благодать Божия для исцеления души и тела;
В современном православии
«Византийская Церковь, — пишет о. Иоанн Мейендорф, — формально никогда не признала какого-то конкретного перечня; многие авторы принимают стандартный ряд из семи таинств — крещение, миропомазание, Евхаристия, священство, брак, покаяние и елеосвящение, — тогда как иные предлагают более пространные перечни.
Но есть и третьи — они настаивают на исключительном и выдающемся значении крещения и Евхаристии, основного христианского посвящения в новую жизнь».
Но только к началу XVII века схема «семи таинств» становится в Восточной Церкви общепринятой.
Однако в последнее время целым рядом православных богословов (например, А. И. Осиповым) и патрологов считается, что в контексте святоотеческого предания серьёзных причин для догматизации схемы «семи таинств» нет.
По их мнению, строгая фиксация числа таинств, как и разделение церковных священнодействий на таинства и обряды, в творениях святых отцов не встречается. Кроме того, они полагают, что если в древних и византийских источниках в исключительных случаях и говорится о том или ином числе таинственных священнодействий, то лишь в значении «самых важных» среди множества прочих, без попыток абсолютизации какого-либо определённого перечня.
В католицизме
В католической церкви учение только о семи таинствах было определено соборно, как догмат, сначала на Втором Лионском соборе в 1274 году (XIV Вселенский), а затем на Флорентийском соборе в 1439 году (XVII Вселенский).
Окончательное доктринальное закрепление — это учение получило уже в период Контрреформации, на Тридентском соборе (XIX Вселенский), который провозгласил: «Если кто-либо говорит, что таинства Нового Завета не установлены Господом нашим Иисусом Христом; или что их больше или меньше семи… или же что какое-либо из них по истине и строго говоря не есть таинство, да будет отлучён от сообщества верных».
Ингресс епископа вопреки распространённому заблуждению таинством не является.
В протестантизме
Большинством протестантов признаются только два таинства — крещение и причастие, так, как только они непосредственно установлены самим Иисусом Христом.
Этот минимальный список, однако, может быть расширен согласно различным вероучительным документам тех или иных деноминаций
Апология Аугсбургского исповедания, арт. XIII, относит к таинствам также исповедь и рукоположение, Десять статей — покаяние, однако в дальнейшем конфессиональном развитии лютеранства и англиканства под влиянием реформатского богословия и полемики с Римом безусловное признание таинствами оставлено только за крещением и евхаристией.
В древневосточных церквях
В Ассирийской церкви Востока признается семь таинств: крещение, евхаристия, священство, миропомазание, покаяние (без исповеди), святая закваска (малка) и крестное знамение.
Таинства крещения и евхаристии считаются основными.
Таинство святой закваски связано с верой в то, что кусочек хлеба, розданного на последней вечере Иисуса Христа, был привезен апостолом Фаддеем на Восток, и его частицы постоянно используются при приготовлении причастия. При каждом новом замешивании теста для приготовления просфор добавляют крупицы старого освящённого хлеба.
Другое
В Польской национальной католической церкви крещение и миропомазание объединены в одно таинство, и введено новое — чтение и слушание Евангелия. Таким образом, количество остаётся равным семи.
В «Истинной церкви Иисуса» омовение ног считается таинством, основанным на Ин. 13:1-11. Члены церкви верят, что подобно двум прочим таинствам — крещению и евхаристии — омовение ног даёт спасительную благодать принимающему — в данном случае, иметь часть с Христом (Ин. 13:8).
В «Сообществе Христа» признаётся восемь таинств (англ.) русск.: крещение, конфирмация, благословение детей, евхаристия, брак, елеосвящение, священство, патриаршее благословение (англ.) русск..
В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней термин “таинство” употребляется только по отношению к евхаристии.
Кроме того, существуют священные обряды (англ. ordinance): крещение, конфирмация, ординация в священство Аарона и Мельхиседека, облечение (англ.) русск. и целестиальный брак (англ.) русск.
Богословское объяснение
Ex opere operato (или opus operato) — принцип, которым Римская церковь объясняет действие благодати через совершаемые таинства вне зависимости от личных достоинств тайносовершителя, однако в зависимости от его интенции (намерения).
При этом в католическом и православном богословии считается, что действие дара благодати зависит от состояния, принимающего этот дар; при «недостойном участии» соединение со Христом не происходит, возможно и «причастие в осуждение» (1Кор. 11:27-30, см. тж. преп. Симеон Новый Богослов, слово 33 и 41).
Примером такого осуждения является причастие Иуды Искариота: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27). По мнению некоторых православных богословов, православное понимание преложения Святых даров в Евхаристии не тождественно католическому пресуществлению.
В протестантизме считается, что таинства действуют не объективно, а субъективно — «силой веры».
Поэтому человек должен участвовать в них сознательно!
В лютеранском, реформатском и пресвитерианском, методистском и ряде других вероучений таинства определяются как средства благодати (англ.) русск. (лат. Media gratiae), в которых Слово Божье соединяется с физическим элементом (водой, хлебом и вином) и вместе передаются верующему (поэтому в некоторых протестантских традициях понятие «средства благодати» делится на Слово и Таинства в узком смысле).
При этом концепция пресуществления в Евхаристии протестантами, как правило, не разделяется, а между лютеранской и реформатской трактовкой такого соединения существуют значительные богословские различия, исторически ставшие одной из основных причин разделения этих традиций.
Согласно руководителю отдела богословия и катехизации РС ЕХБ М. В. Иванову, обряды и церемонии евангельских христиан-баптистов «трудно назвать таинствами», в то время как М. Я. Жидков в реферате, зачитанном на 41-м съезде ЕХБ, называет Вечерю Господню «таинством воспоминания», а президент ЕАА С. В. Санников настаивает на богословской легитимности этого термина, «символическое» же истолкование, также присутствующее в среде ЕХБ, называет следствием духоборско-молоканского бэкграунда в её традиции.
По мнению баптистского богослова К. А. Прохорова, под влиянием православия «символические истолкования „церковных установлений“», отражённые в современном официальном вероисповедании ЕХБ, «негласно подчиняются идее таинства, что делает общую картину экклезиологических взглядов отечественных баптистов более глубокой и нетривиальной»
Такое сосуществование в наше с вами время, уважаемый читатель разных точек зрения на природу таинств характерно также для англиканства, объединённых церквей (лютеранско-реформатских) и некоторых других протестантских деноминаций.
Понятие об «автоматическом» действии таинств, которые «сами по себе передают благодать и могут даже обеспечить личное спасение», иногда обозначаемое термином «сакраментализм» (в широком смысле, без негативной коннотации, этот термин употребляется для обозначения самого учения о таинствах), может присутствовать в «народном благочестии», но не подтверждается официальными вероучениями основных христианских конфессий, которые подчёркивают, что само по себе механическое участие в таинствах без личной веры и сознательного («достойного») участия не только не приносит плодов, но может вести к осуждению.
В связи с этим чинопоследования таинств, как правило, включают напутствия участникам о необходимости достойного участия и молитвы о том, чтобы оно послужило им не в осуждение, а во благо.
Отрицание и критика таинств
Из всех таинств наибольшей критике подверглось покаяние.
Протестантские теологи осуждали его на том основании, что исповедь, по их мнению, подразумевает зависимость верующего от священника и церковной иерархии. Данная концепция, уже в аспекте формирующейся психологической зависимости, была развита в психологии, в частности, в психоанализе.
Вот такая общая картина положения дел в современном нам христианстве с ХРИСТИАНСКИМИ ТАИНСТВАМИ.
И тем не менее в этой работе мы постепенно рассмотрим девять христианских таинств:
1.Освящение Миро
2.Евхаристия
3.Монашеский постриг
4.Рукоположените (таинство священства)
5.Погребение
6.Брак
7.Покаяние
8.Елеосвящение
9.Крещение
Такой список и ТАИНСТВ имеет право на жизнь поскольку он наиболее полно для читателя охватываем само понятие СЯТЫХ ТАИНСТВ в Христианстве.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные тайны. Т. 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других