Русский мир и Тибет. Том 1

Владимир Петрович Бровко, 1921

Данная книга посвящена истории взаимоотношений Российской империи с Теократическим государством Тибет. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся правдивой историей России.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский мир и Тибет. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ч.2 Первое официальное упоминание Тибета в истории и его первые царские династии

Первое упоминание Тибета в истории можно встретить в «Географии» Клавдия Птолемея под названием βαται, в греческой транскрипции названы как Bod.

Следующее упоминание Тибета встречается в китайских текстах, как Фа.

Первая запись в истории Тибета, получившая подтверждение и из других источников о царе Намри Сонгцене пославшем посла в Китай в начале седьмого столетия.

Ярлугская династия.

Детально события Ярлунгской династии известны, начиная с правления царя Сонгцена Гампо. Правление Сонгцэна Гампо (617—650)

Царь Сонгцэн Гампо известен тем, что при нём в Тибет пришел буддизм. Про него сложено много противоречивых и фантастических легенд, отчего восстановить исторически ход событий непросто

Сонгцен Гампо потребовал от китайцев дать ему в жёны принцессу, но получил отказ. Тогда он провёл удачную военную операцию против китайцев в районе озера Кукунор к северо-востоку от Тибета, и китайский император в конце концов дал согласие на брак. После брака в 640 году установился долгосрочный мир между Тибетом и Китаем.

В 663 году тибетская армия разгромила государство Тогон (в тибетской традиции 'A-zha) в районе озера Кукунор.

После смерти Сонгцена Гампо формально власть перешла к его внуку, но реально страной стал править министр, а буддизм пришёл в упадок.

Правление Трисонг Децена (755—797)

Царь Трисонг Децен восстановил в стране Учение Будды, пригласив для этой цели из Индии великих индийских гуру Шантаракшиту и Падмасамбхаву, которые организовали перевод с санскрита текстов Учения и создали буддийскую сангху Тибета.

В Центральном Тибете был построен монастырский университет Самье, который до сих пор является одним из важнейших центров буддизма.

Во время правления Трисонга Децена произошла знаменитая двухлетняя дискуссия в монастыре Самье между китайским монахом Хэшаном и Камалашилой, учителем тактического буддизма. Царь Трисонг Децен признал, что в диспуте победил Камалашила, и с тех пор в Тибете прочно установился тантрический буддизм.

В начале правления империя была в упадке, отпали или бунтовали окраины, с запада подступали арабы.

В 763 Трисонг Децен в ответ на давление со стороны Китая собрал армию в 200 тысяч воинов и направил её на север, дойдя до китайской столицы Чанъаня.

Китайский император был вынужден бежать. В 783 был заключён мирный договор между Китаем и Тибетом, по которому за Тибетом закрепились земли в районе Куку нора.

Трисонг Децен заключил союз с царём Наньчжао Имобсуном, и в 778 предпринял атаку на китайскую территорию в провинции Сычуань.

Трисонг Децен предпринял также походы на запад, достигнув реки Оксус, и столкнулся с арабским халифом Гарун аль-Рашидом.

Халиф смог договориться с китайским императором об альянсе против Тибета, в результате чего экспансия Трисонг Децена была остановлена. В последующие годы своего правления Трисонг Децен был занят войной на два фронта — с арабами на западе и с китайцами на севере и на востоке, вплоть до 797.

Правление Ралпачана (815—838)

(подробная информация о нем находится тут https://ru.wikipedia.org/wiki/Ралпачан)

Ралпачан, внук царя Трисонг Децена, пригласил мастеров, скульпторов, художников из Непала, Индии, Китая, Кашмира для выполнения задуманного им плана строительства буддийских храмов и монастырей.

Он ввёл в органы управления страной монахов, дав им права решающего голоса наравне с главными министрами, приравняв статус монаха к статусу высшего чиновничества.

Во время его правления государство активно поддерживало переводы буддийских сочинений с санскрита на тибетский язык.

В 822 был заключён мирный договор с Китаем, подтверждающий право тибетцев на занятую территорию.

Во время правления Ралпачана империя ослабевала, правительство погрузилось в запутанные интриги, активность проявили сторонники религии Бон.

Правление Ландармы (838—841)

В результате переворота царь Ралпачан был убит, власть получил Ландарма, который опирался на боннских сторонников и жестоко преследовал буддизм. Монахи и учёные вынуждены были скрыться в дальних провинциях или бежать в сопредельные страны.

После смерти Ландармы империя распалась на много малых царств: Гуге, Ладак, Пулань и др. С этого момента на несколько сотен лет отсутствует систематическое изложение тибетской истории

Раздробленный Тибет (842—1247)

Со смертью Ландармы, возник спор из-за трона между наследником Юмтэном, и другим сыном (или племянником) Вёсуном или 843—905 или 847—885.

Началась гражданская война, которая продолжалась до того времени, когда школа Сакья получила контроль над страной.

Вёсун и его союзники контролировали Лхасу, а Юймтэн завоевал Ярлунг, и установил свою династию.

В 910 гробницы императоров были осквернены.

Сыном Вёсуна был Пэлкорцэн (или 893—923 или 865—895). Он контролировал большую часть центрального Тибета, и вырастил двух сыновей, Таши Цэнцана и Тикьимдина его называли Кайдэ Ньигон в некоторых летописях.

Тикьимдин уехал в верхний Нгари и женился на девушке из центрально-тибетской знати, от них пошла западная династия.

После распада Тибетской Империи 842, Ньима-Гон, потомок древнего тибетского царского рода, основал Ладакскую династию.

Царство Ньима-Гона располагалось на востоке современного Ладака.

Кайде, его старший сын, стал править в Мар-юл (Ладак), а два младших сына получили Западный Тибет, основав царство Гуге и Пу-ран. Позже старший сын царя Гуге, Кор-ре, называемый Джанчуб Еже Вё, стал буддийским монахом. Он отправил молодых учёных в Кашмир для обучения и приглашения Атиши в Тибет в 1040, что стало началом Чидар — позднее распространение, второй этап тибетского Буддизма.

Младший сын, Сон-э, управлял повседневными делами государства; его сыновья продолжили династию.

Центральная царская власть практически не контролировала центральный Тибет с 842 до 1247, но Буддизм укрепился в Каме.

В правление Ландармы три монаха бежали из Лхасы к горе Дээнтиг в Амдо.

Их ученик Музу Сэлбар позже ставший известным учёным Лаченпо Гёнпа Рабсэлом (832—915 или 892—975), восстановивший Буддизм в северо-восточном Тибете, и ставший родоначальником школы Ньингма.

Однако, в соответствии с традицией, один из потомков Вёсуна, который владел землями около Самье, послал 10 юношей в ученики к Гёнпа Рабсэлу. Среди них был Лумэ Шераб Цулти (950—1015).

После обучения они вернулись в У-Цанг. Молодые учёные смогли организовать приезд Атиши в начале 1042 и распространить Учение Буддизма в Лхо-кха (южный Тибет). В этом регионе Учение было очень сильным и был основан Монастырь Сакья — школа Сакья в 1073.

Следующие два века Сакья доминировала в политическом, религиозном и культурном плане. Монастырь Цурпху, основная резиденция Кармапы был основан в 1155.

На северо-востоке (на землях, захваченных Тибетом в ходе танско-тибетских войн) возникло государство Гусыло.

Тибетская теократия

Лхаса. Дворец Далай-ламы

(данное фото находится тут://topwar.ru/58621-tibetskiy-vopros-kitaya-est-li-reshenie.html) Восстановление буддизма

Со смертью Ландармы произошёл распад Тибета на несколько независимых княжеств.

Гонения на буддизм прекратились, но в то же время он утратил поддержку со стороны центрального правительства, которого теперь не существовало.

Вёсун и Пэл Корцэн продолжали строить храмы и монастыри. Многие тантристы прятались до времени и вели жизнь обычных мирян, практикуя тайно.

Учение оживилось, когда из Кама прибыли монахи. Тибетские учёные ламы по-разному описывали продолжительность упадка буддизма, но усреднённое: 901—1009.

Учитель Лумэ Шераб Цултим и Сумпа Еше Лодой первыми начали строить новый храм, но неудачно. Появились группы монахов, которые назывались 4 колоны, 8 балок, 32 стропила и опоры.

Из Кама приехал Рагши Цултим и Ба. Бацун Лодой Чжуннэ, ученик Буцела Церхана.

Его ученик Чен-вёг Лодой Гьялцэн построил много храмов, включая Чжэ. Дин Еше Йонтэн при помощи Лхалуна создал монашеские общины в Камсун Сан-кхане.

Чёгкьи Догпа и Гэпэ-лхакане с учениками построили монастыри в У-ру Карчуне, Тэггу и других местах. В 978 прибыли Шестеро из У-Цанга и посвятили много монахов.

Поздняя проповедь Учения. Начальный этап.

В скиту Пэл Чувори три монаха Марпэн Шакьямуни из Йорто, Йо Гэчжун из Танчундо и Цан Рабсэл из Гьярабпа взяв с собой книги по Винае и Абхидхарме, Кармашатака, бежал в Западный Тибет.

Они шли ночами и достигли Ари. Оттуда, скорее всего, в Уйгурию. Они жили у учёного Шакьяб Шераба и от него поехали в Амдо.

У тамошнего царя был — главный министр Додаг Нанти-сумчжэ. В 891 он умер и переродился в селении Цонха Дэкам в 892 г.

Он вырос и получил мантры от Нон Чжампэла в скиту Шинпён.

По свидетельству Бан Ринчэна Дорджи он имел видение Авалокитешвары.

Он изучал мадхьямику и ньяю с Кьи Гьялвэ-Цугтором и йогатантру с Нам Гиндины Жанчубом.

Он решил принять монашество. Его наставниками при посвящении были Цан Рабсэл, а Йо и Map были наставниками (ачарьями).

Ему было дано имя Гэвасэл (Лаченпо). Он отправился на север и пришел в крепость Чанинцэ (Чанъичун, в Гуанчжоу) в Си-ся. Там он изучал Винаю с Сэнгэтагом из Горона, и во многом преуспел

Со смертью Ландармы произошёл распад Тибета на несколько независимых княжеств.

Гонения на буддизм прекратились, но в то же время он утратил поддержку со стороны центрального правительства, которого теперь не существовало.

Вё Сун и Пэл Корцэн продолжали строить храмы и монастыри. Многие тантристы прятались до времени и вели жизнь обычных мирян, практикуя тайно.

Учение оживилось, когда из Кама прибыли монахи. Тибетские учёные ламы по-разному описывали продолжительность упадка буддизма, но усреднённо: 901—1009.

Учитель Лумэ Шераб Цултим и Сумпа Еше Лодой первыми начали строить новый храм, но неудачно.

Появились группы монахов, которые назывались 4 колоны, 8 балок, 32 стропила и опоры. Из Кама приехал Рагши Цултим и Ба. Бацун Лодой Чжуннэ, ученик Буцела Церхана. Его ученик Чен-вёг Лодой Гьялцэн построил много храмов, включая Чжэ.

Дин Еше Йонтэн при помощи Лхалуна создал монашеские общины в Камсун Сан-кхане.

Чёгкьи Догпа и Гэпэ-лхакане с учениками построили монастыри в У-ру Карчуне, Тэггу и других местах.

В 978 прибыли Шестеро из У-Цанга и посвятили много монахов.

Поздняя проповедь Учения. Начальный этап.

В скиту Пэл Чувори три монаха Марпэн Шакьямуни из Йорто, Йо Гэчжун из Танчундо и Цан Рабсэл из Гьярабпа взяв с собой книги по Винае и Абхидхарме, Кармашатака, бежал в Западный Тибет.

Они шли ночами и достигли Ари. Оттуда, скорее всего, в Уйгурию

Они жили у учёного Шакьяб Шераба и от него поехали в Амдо.

У тамошнего царя был — главный министр Додаг Нанти-сумчжэ.

В 891 он умер и переродился в селении Цонха Дэкам в 892.

Он вырос и получил мантры от Нон Чжампэла в скиту Шинпён.

По свидетельству Бан Ринчэна Дорджи он имел видение Авалокитешвары.

Он изучал мадхьямику и ньяю с Кьи Гьялвэ-Цугтором и йогатантру с Нам Гэндэн Жанчубом.

Он решил принять монашество.

Его наставниками при посвящении были Цан Рабсэл, а Йо и Map были наставниками.

Ему было дано имя Гэвасэл (Лаченпо).

Он отправился на север и пришел в крепость Чанинцэ (Чанъичун, в Гуанчжоу) в Си-ся. Там он изучал Винаю с Сэнгэтагом из Горона, и во многом преуспел.

Но все это как бы было хорошо, но до поры до времени.

Ведь вскоре на Тибет обрушились монгольские завоеватели, которые принесли туда свои порядки и свои законы и это тоже сильно повлияло на дальнейшее развитие Тибета и народы его населявшие.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский мир и Тибет. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я