Данная книга есть новая научно-популярная авторская версия истории "половецкого народа". Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей России и желающих получить в свое распоряжение ее правдивое описание.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Половцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ч.3 Дореволюционные российские историки о ПОЛОВЦАХ-КЫПЧАКАХ
Ну а говоря о дореволюционных российских историках, посвятивших свои труды изучению истории печенегов и половцев то тут сразу надо сказать, что первым таким историком стал Пётр Васильевич Голубовский (16 [28] июня 1857, Минусинск (ныне в Красноярском крае), Российская империя — 18 [31] марта 1907, Киев, Российская империя) — русский историк, ординарный профессор университета Св. Владимира по кафедре русской истории, доктор русской истории. Статский советник (1896).
Ибо его книга «Печенеги, Тороки и Половцы. До нашествия Татар «История Южнорусских степей с IXXII веках» и явилась первым научным трудом по истории печенегов и сменивших их половцев. Изучении. Этой книги и будет посвящена эта часть.
Но вначале давайте вспомним и собственно биографию нашего историка.
Окончил Черниговскую гимназию и историко-филологический факультет Киевского университета (в 1881); за сочинение «История Северской земли до половины XIV столетия» был награждён золотой медалью.
Возглавлял кафедру русской истории этого университета.
Его магистерская диссертация — «Печенеги, Торки и Половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IX—XIII вв.» (1884) была одним из первых исследований по истории кочевников на границах Древнерусского государства.
Был учителем истории в Нижегородской женской гимназии (1884―1885), реальном училище в г. Ромны Полтавской губернии (1885—1886) и 1й киевской гимназии (1886—1896).
В 1893 году защитил диссертацию «История Смоленской земли» и был удостоен степени доктора русской истории.
С 1886 по 1896 годы ― приват-доцент, а с 1898 года ― ординарный профессор кафедры русской истории в Киевском университете Св. Владимира. Читал также лекции на Высших женских курсах.
Являлся автором ряда трудов, написанных на основе летописных и архивных источников, посвящённых вопросам о кочевом населении территории степной Украины, об историческом развитии её княжеств. Был автором трудов историко библиографической тематики, в частности — о новых изданиях и исследованиях, касающихся древнерусской истории.
Голубовский отыскал около 100 писем декабриста Алексея Петровича Юшневского и его жены, написанных из Сибири. Эти письма стали предметом исследования Петра Васильевича.
На заседании Исторического общества Нестора летописца 25 апреля 1904 года Голубовский прочитал доклад, посвящённый Юшневским.
Позже он без каких-либо изменений был опубликован как предисловие к подготовленной историком сибирской подборке писем декабриста и его жены Марии Каземировны.
Библиография Петра Голубовского
Хроника Дитмара, как источник для русской истории (К., 1878)
История Северской земли до половины XIV столетия (К., 1881)
Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IX—XIII вв. (К., 1884)
Болгары и хазары, восточные соседи Руси при Владимире Св.: историко-этнографический очерк (К., 1888)
Половцы в Венгрии: исторический очерк (М., 1889)
Несколько соображений к вопросу о князе Туре (К., 1891)
История Смоленской земли до начала XV ст. (К., 1895)
Опыт приурочения древнерусской проповеди «Слово о князьях» к определённой хронологической дате (М., 1899)
С какого времени можно проследить на юге Руси способ защиты табором? (М., 1901)
Служба святым мученикам Борису и Глебу в Изаничской минее 1547—79 г. (К., 1901)
Памяти Н. М. Карамзина: Поминка по нём в заседании 26 мая 1901 г. (К., 1902)
Критико библиографический обзор трудов по древнейшему периоду русской истории (К., 1907)
Литература
Конспект книги
«Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IX—XIII вв.»
А начинает П.Голубовский свою книгу следующим вступлением,
«Мы не пишем историю разработки вопроса, а исследуем сам вопрос! Совершенно иное делона сколько верны наши собственные выводы. Это решать не нам. Мы желаем, чтобы нам были указаны наши ошибки на основании источников первой руки! Ими же, и только ими одними мы будем и защищать свои положения.
В давние, отдаленные от нас целыми столетиями, времена южная часть восточноевропейской низменности была театром постоянных, продолжительных столкновений оседлого населения с кочевыми племенами, сменявшими друг друга.
Северная часть этой великой восточной низменности имеет отличительным свойством лесной характер своей поверхности, между тем как в южной преобладают степи. Но и тут резкую грань проводят возвышенности, входящие в состав так называемой уралокарпатской холмистой гряды.
К северу от нее мы тоже встречаем степные пространства, но рядом с ними идут и возвышенности, есть местности с лесным характером.
Эта раздельная холмистая линия, начинается от Урала, переходит Волгу, достигает значительной высоты между Медведицей, еще сильнее развивается между Доном и Донцом и в области р. Самары, Крынки и Миуса, образуя пороги на р.Кальмиус, Днепр, Ингул, Буг, Днестр и сливается затем с отрогами Карпатских гор.
К югу от этой черты и является степь в полном смысле, во всей своей силе.
К востоку от Дона, так называемая Задонская сторона составляет продолжение Аралокаспийской низменности. Здесь однообразная безводная степь, с солонцеватой и мало плодородной почвой, реки маловодны, с медленным и слабым течением.
К западу от него картина несколько меняется. Тут уже степь представляет плодоносную, тучную пажить, перерезанную овчарами и глубокими долинами рек и речек.
По этим оврагам сосредоточивается древесная растительность края.
Возвышенные же пространства заняты полями и пастбищами. Эти овраги, называемые балками, оживляют некоторым образом степь, на которой нет других выпуклостей, кроме одиноко разбросанных курганов и нет другой растительности кроме дикой травы, заглушаемой седыми щетинистым ковылем или неуклюжим колючим бурьяном
С приближением к морю степи реже пересекаются балками, леса исчезают, равнины раздвигаются.
Наконец, подходя к самому морю, сухая степь совершенно обнажается от растительного покрова и изрезывается широкими и длинными лиманами, с ярко синими водами в глубоких обрывисты берегах.
Самый берег моря большею частью песчаный и врезается в морские воды песчаными де косами…»
Степные пространства в этих местностях мы находим в IX веке занятыми кочевым народом Венграми.
Сменёнными спустя одно столетие Печенегами до этого времени жили еще между Волгой и Яиком, и оседлое население не приходило с ними в столкновение. Сохранению его способствовало и политическое положение дел, установившееся на Юге.
С конца 7 века н.э. Хазаре распространяют свою власть на всем пространстве от Волги и до Днепра. Славянское население подчиняется им и находится под их властью безопасность.
В государстве Хазар мы встречаем полную религиозную и национальную терпимость.
Это общеизвестно. Во времена своего могущества они умели сдерживать подвластные им племена от враждебных столкновений. Кочевники Венгры находились в зависимости от Хазар, как это видно из рассказа К. Багрянородного.
Враждебное движение в степях начинается только тогда, когда Хазария ослабела в борьбе с Арабами, когда вследствие этого ей пришилось взяться за ту же самую политику, какой пользовалась в своем бессилии Византия — сорить соседей, чтобы удержатся самой.
Начало этому дал союз Хазар с Узами для обуздания Печенегов в IX веке.
Печенеги обрушились на Венгров, заставили их уйти в Паннонию. Хазария не имела далее сил справится с Узами, теснимыми Половцами.
Походы русских X века подорвали ее могущество окончательно и уничтожили этот оплот славянства на Востоке. Но в период VII — IX вв. сила хазар была еще крепка, и Славяне под ее охранной сохраняли свое местопребывания.
Когда в 9 в. н.э. началось упомянутое движение, то Славяне должны были несколько отступить в более сосредоточится около устьев Дона и к Северу в р\лесистых массивах….
«В массе народов, двигавшихся в средние века из Азии в Европу, последними явились интересующие нас Печенеги, Тороки и Половцы.
Шествие, впрочем, завершилось окончено Татарами, нахлынувшими в XIII столетии.
При своем появлении в южнорусских степях эти племена стали играть видную политическую роль.
Заняв пространство от Урала до Дуная, они приходят в столкновение со многими государствами и то своими набегами то как посредники в торговле с восточными странами, то как военная сила, всегда готовая к услугам того, кто больше даст, они заставляют обратить на себя внимание и их имена являются в летописях Русских, Поляков, Венгров, Греков, Арабов, их известность распространяется в Западной Европе.
…..
«Явившиеся затем в Европу Половцы награждаются средневековыми писателями массой различных имен. Половцы — Plaucs, Dflwen, Walwen, КИПЧАКИ — вот под какими названиями известно было новое племя….
Половцы являются и у западных писателей, которые называют их CUMANI.
Так Робрукович, описывая южнорусские степи, говорит, что на них обыкновенно жили Кумане прежде, чем пришли Татары, а далее повторяет, «на этой равнине обыкновенно кочевали Кумане которые называются — КИПЧАК…
«Вполне согласно с этими писателями говорит и наша летопись, но на место Кипчаков ставит Половцев:
«В лето 6732. Приде неслыханная рать: бехбожные Моавитяне, Рекомые ТАТАРОВЕ, придоша на землю Половеску..
Прибегшим же Половцем многим на Русскую землю»..
А согласно древнерусской летописи
«Тогоже лета 1055-го, тотчас после отраженяТорков от границ Переяславскоо княжества « приходи Болушь с Половци и сотвори Всеволод мир с ними и возвратиши Половцы восвояси»
Дело кончилось ни как на этот раз потому, что отряд Болуша, как можно думать, был только передовым.
Для успешного нападения на Русь надо было придвинутся к ее границам всей массой, а для этого вначале надо было вытеснить из степей Торков.
Примерно после 1060 г. племя печенегов потерпело свое окончательное поражение и «вся восточная часть степи от Днепра до Волги перешла во власть Половцев.! Ну далее последовали и нападения половцев на Древнюю Русь.
В 1061 г. они сделали набег на Русь и разбили Всеволода.
В 1068 г. князья Изяслав, Святослав и Всеволод потрепли поражение в битве на р. Альта., а с 1071 г. нападения стали систематическими.
Теперь нашим предкам приходилось иметь дело с более опасным и сильным врагом.
…Пользуясь своею многочисленностью, раскинутостью границ Руси, они в одно и то же время появляются на разных пунктах, не давая возможность собрать силы для защиты того или иного поселения.
Не было таким образом никакой возможности ни предугадать набегов, ни принять каких-либо мер по защите поселений.
Быстрота с которой делались эти набеги, прекрасно описана византийцем Е. Солунским:
«В один миг Половец близко.
И вот его уже нет. Сделав набег и стремглав с полными руками хватается за поводья, понукает кони ногами и бичем и вихрем несется далее, как бы желая перегнать быструю пьицу. Еще не успели увидеть, а он уже скрылся с глаз»!
В связи с этой тактикой и русские отряды для защиты населения на вступали в прямой бой с половцами, а старались нападать на них на путях из возвращения в степи после набега.
Таким образом освобождая пленных и возвращая часть похищенного имущества.
« В этом случае главным образом помогала Русским не приготовленость врагов, шедших обратно с множеством скотов и пленных без всякого боевого порядка.
«Главной целью вторжений, стояла именно в том, чтобы захватить как можно более пленных, но при этом кочевники старались и как можно более расчистить себе дорогу для своих дальнейших предприятий уничтожением городов и сел.
Стремление обратить все в широкую пустыню, в котрой вольно и свободно дышалось степному наездники — проявляется везде.»
Теперь вот что писал П. Голубовский о отношения русских князей с половцами, когда князья начали мести междоусобную борьбу на Великое Киевское княжество.
« в этой бесплодной борьбе за Киев ослабла окончательно область Святославовичей. И вот среди них являются князья, которые указывают на бесполезность этой борьбы, на необходимость усиления своей области внутренним спокойствием, в то время как другая их половина продолжает эту борьбу и оканчивается исчезновением семейства Давыдовичей.
Первым, усвоившим такой взгляд на внешнюю политику своей области, — был Святослав Ольгович.
Но действительным основателем политики северских князей в отношении Половцев должно считается Олега Гориславовича. Никто из современных ему князей не мог знать лучше его характера Половцев, их нравов и обычаев, их боевой тактики, ибо никто из них не жил так долго среди кочевников, опираясь на них как на единственную силу против своих врагов.
На основании этого знания Олег и составил себе определённый план отношений к врагам Руси, принесший несомненную пользу его области.
Одним из правил этой политики Олега было — воздерживаться от бесполезных походов в глубь степей.
Он старался всеми средствами отделаться от них… Он старался влиять на кочевников другим способом чем громкие походы, бывшие только паллиативными.
Он не отказывался с этой целью принимать участие в мирных договорах с ними и в 1107 г. женил своего сына Святослава на дочери половецкого хана — Аэпы.
Вместе с тем Олег старается предупредить и отражать набеги врагов.
Все это и привело Олега к обвинению в измене Родине — Киевской Руси и его пытались даде в Киеве осудить!
«Таким образом можно сказать, что Русь в этой почти четерех вековой борьбе со степью вышла победительницей: кочевнические волны разбились о ней.
Она на своих плечах вынесла эту борьбу и все. Грудью прикрыла Европу.
Но будучи знакома теперь с ходом этой борьбы с бедствием областей Переяславких, Киевской, Северской, с теми усилиями, какие пришлось делать их населению чтобы удержать свою прадедовскую территорию, мы вправе честь защиты Руси и Европы отдатьпо справедливости Руси Южной.
Испытала нападения кочевников и Венгрия. Но до не доходили лишь ослабленная волны этого неистощимого моря среднеазиатских наездников.
Не мало вытерпела и Византия. Отчаянно ей приходилось защищаться и от печенегов, и от половцев с севера и против Турок сельджуков и Османов с юга.
Разделившись в древние времена эти тюркскеие братья как бы стремились подать друг другу руку на территории Византии, снова соединясь после долгой разлуки.
Может быть младшие братья Сельджуки и Османы не сокрушили бы этой дряхлой, покрытой внутри и снаружи неизлечимыми, зловонными болезнями империи, если бы ее окончательно не потрясли севернее Печенеги и Половцы.
Византия не просуществовала бы долго представленная сама себе. Но тюрки лишь ускорили смерть неизлечимого больного.
Византия пала под ударами среднеазиатских братьев.
Дорога в Европу с Юга была открыта.
Оплотом Запада с этой стороны является Венгрия.
Но это было уже позже, когда западноевропейские государства окрепли настолько, что смогли бы и сами с успехом выдержать борьбу с Турками.
Пусть с Востока оберегала Русь.
Она то и вынесла на своих плечах четыре века борьбы с кочевниками, на себя приняла и первые удары татарских полчищ.
Это была последние волны, но первые выдержала Русь Южная.
Таково значение вековой оборонительной борьбы южно-русского населения со степью.
Обратите внимание на территорию, которую занимали кочевники, на их быт и вы придете к заключению.
Что борьбы наступательной Русь вести не могла, что все походы в глубь степей были бесполезными.
И в качестве примера П. Голубовский приводит описание похода князя Игоря!
«Знаменитый поход князя Игоря Святославовича стоит совершенно отдельно. Это не было предприятие, вызванное общими интересами Руси.
Оно не имело целью даже и защиту Русской земли. Оно было результатом отваги молодых северских князей, их стремления «поискать» древнего Тмутораканя, продолжавшего существовать и быть торговым пунктом на Азовском море.
Есть основание предполагать, что по Дону также пролегал торговый путь из Руси на Юг, в Крым.
Большую вероятность имеет предположение г. Малышевского, что сам создатель «Слова» бывал в «Тмуторакани», видел всю важность и богатство этого города и старался, может быть, подбивать князей на смелое предприятие-«поискать их дедины».
Таких поджигателей на громкие подвиги было много. Впереди виделась слава громкая не только на Руси, но и в Европе, манила и возможность возвращения северских городов, богатых Корчева и Тмутораканя.
Как было сдержаться, как было не спробовать счастья!
И разгорается сердце князя!
А тут дружинники не престают воодушевлять речами»
Дон тЫ княжие кличет и зовет князя на победу!
Говорят, они.
Общее воодушевление побеждает князя.
«Хочу, восклицает он, копия переломать конец поля половецкого с вами Русичи
Хочу главу свою приложит, а любо шеломом испить Дону!
Певец «Слова» дает нам понять. Что и в Киеве еще раньше знали о существовании в земле Северской этих стремлений.
Толкуя Святославу, виденный им страшный сон, бояре говорят ему:» се бо два сокола слетаются с отня стола злата приискати града Тмутораканя, а любо испити шеломом Дону.
Вероятно, Северянами высказывались не раз их мечты и желания.
Да и действительно, было то чем помечтать.
Какою бы славою покрылось головы князей северских и их дружинников, удайся их предприятие.
Успех его имел бы, может быть громадные последствия, оказал бы большое влияние на ход русской истории.
Но это мы можем говорить о важности, о великом значении его, можем по справедливости видеть огромную пользу для всей Руси в возвращении к ней азовского побережья, можем видеть здесь общерусские интересы.
Став же на точку зрения современников этого события должно будет признать, этот поход частным, областного предприятием!
Так взглянула и Русь.
Напрасно певец Слова старается возбудить всех князей на мщение Половцам за поражение и плен Игоря, напрасно он поет им панегирики.
Они остались равнодушными к несчастью князей северских.
Какие области могли ожидать нападения Половцев те приняли меры.
Ярослав Всеволодович собрал войско в Чернигове, Владимир и Олег, сыновья Святослава были посланы защищать Посемье…» но князья опоздали с помощью Переяславу и его земли были сильно разорены.
Далее наш П. Голубовский о Половцах пишет еще одну сенсацию
«Кочевники, являясь опасными врагами Руси, вместе с тем, представляли из себя силу, всегда готовую за известную плату поддержать какое угодно дело!
Мы видим их наемные отряды в война наших князей с соседними государствами…
Только на пользу Руси могло бы служить соседство кочевников если бы их роль ограничивалась бы лишь участием во внешних войнах Русских.
Но к несчастию, гораздо чаще степняки являлись деятельными участниками во внутренних событиях земли Русской. Разные обстоятельства побуждали русских князей приглашать кочевников. Мы знаем таких приглашений, более чем 34 случаев.
Кроме подарков, известной платы за труды, союзники обогащались дальнейшей добычей, безнаказанно грабя и массово уводя в рабство мирных жителей.
А далее П. Голубовский откровенно и честно рассказывает еще об одной важной тенденции отношениях русских князей и половцев, что были важными как на момент их возникновения, так и по своим родовым и кровно-родовым последствиям для великокняжеских славянских родов!
«Поэтому князья всех родов стремятся заключать родственные свзи с половецкими ханами.
…Особенно дружественные отношения были с ними у Ольговичей.
Первый пример брачного союза между русским князьями и половецкими ханами мы видим в 1094 г.. Тогда Святослав Изяславович киевский женился на дочери Тугорхана
Этим браком предполагалось обезопасить Русь от половецких набегов. Но это не привело к желаемой цели…
Далее начинают появляться браки уже с целью иметьстороников в земле Половецкой на случай междоусобной борьбы.
Так в 1117 г. Мономах женил своего сына Андрея, на дочери Турк-хана, а Рюрик Ростиславович получил от отца в жены дочь половецкого хана Беглюка.
В 1205 г. Всеволод суздальский сосватал для своего сына Ярослава-дочь половецкого хана Юрия Кончаковича…
Таким образом, как бы Суздальская земля была совершенно закрыта от половецких набегов…
«На примере Игоря Святославовича видно, как радушно держали половецкие ханы русских князей в своих кочевьях.
Заметим, что Игорь был пленник. Они для безопасности только окружили его почетной стражей из 20 человек, в числе которых было 5 из высшего сословия, но эта стража беспрекословно исполняла все приказания Игоря.
Ему позволялось иметь при себе 5 или 6 русских слуг. С ними и своей стражей он ездил свободно куда хотел, тешась охотой. Ему разрешено было иметь при себе священника со всем необходимым для службы.
Тем больше радушия и гостеприимства должны были оказывать Половцы князьям, являвшимся к ним добровольно…
Уже из того обстоятельства, что Половцы были в родственных связях со всеми почти княжескими родами Руси, можно видеть, что в истории Русской земли они играют роль СИЛЫ УРАВНОВЕШИВАЮЩЕЙ, которая не дает возможность вполне восторжествовать какому ни будь одному стремлению, проводимому какой-либо из княжеских семей.
Такова в действительности и была роль кочевников в политических событиях Древней Руси…
Ну а закачивает П. Глубоковский свою книгу разделом о жини и быте половцев:
Кочевники у себя
«Мы видим, что народ печенежский распадается на несколько колен, над которыми стоял князь. Константин Багрянородный называет нам таких 8 колен, их которых каждый делился на 40 частей.
Но в 11 веке мы видим, что Печенеги распадался уже на 13 колен…
Это же деление мы находим и у Половцев.
Историки насчитали 11 таких колен у половцев. Их названия постоянно менялись вместе с князем.
После смерти князя власть получают их двоюродные братья, потому что у них (печенегов) издревле имеет силу такой закон и обычай — не передавать достоинство сыновьям или братьям!
Чтобы князья довольствовались властью при жизни, а избирать детей их дядей или двоюродных братьев., чтобы власть не навсегда оставалась в одном роде, но почесть передавать и боковым линиям, их чужого же рода никто в это не входит и не делается князем….
Постоянная войны с соседями, борьба дома, делала кочевника с малолетства лихим воином! Византийские авторы писали:
«Кочевник как бы родился на лошади. Лошадь возит тюрка на войну и кормит его.
Она приучена к разным неожиданным движениям…
С криком и воем бросались тюрки в атаку.
Регулярная неприятельская конница двигается на них.
Тюрки точась поворачивать конец, несутся назад, осыпая стрелами неприятеля.
Неприятель расстроивший погоней свои ряды, продолжает их преследование.
Вдруг с боков и с тыла бросаются свежие отряды тюрков и сабли и арканы свистят над шеями неприятелей.
Засада готовилась заранее. Иногда она состояла из двух отрядов расположен по обеим сторонам дороги по которой и заманивали кожевники своих неприятелей.
Все приходило в смятение, все сбивалось в мяч, кк выражается наша летопись.
Кочевники имели свой особый строй.
Наученные не из книг, а по обычаям своих отцов, они сзади первого строя ставили резервы. Первый строй состоял из отрядов, построенных клиньями. Между ними ставились телеги, занятые женами и детьми
Когда сражение не удавалось или перед тюрками была большая неприятельская сила, которую они не надеялись одолеть, они устраивали подвижные укрепления.
Они ставили в круг свои теологи, прокрывали их бычьими шкурами, сажали в них жен и детей и потом отбывали приступы.
Трудно было разбить эти преграды, страшных потерь стоило рабзить телеги и проникнуть в середину этого оригинального укрепления….
Вооружение степняка состояло из лука, колчана стрел, висящего на плече, сабли и аркана. Некоторые половцы употребляли и копья.
Луком они владели превосходно, убивая любую птицу на лету.
Еще в 10 веке Печенеги, а затем и Половцы были посредниками в торговле с Греками с Русью, Хазарией и Хихией.
Вообще-то быт в жизни кочевников был неприхотлив.
Главным образом его пища состояла из мяса, молока, проса.
Сделав удачный набег, нагрузив добычу на лошадь, степняк возвращался в свою ставку т и праздновал удачу предприятия.
В этом случае первое место занимал — кумыс. Любили кочевники выпить и кумыс действовал на них опьяняюще.
Пили огни кумыс, раздавались это время их незамысловатые муз. Инструменты и пелись песни прославляющие их героев, их знаменитых ханов.
И сильно действовали эти песни на тюрков, возбуждали его на новые подвиги, воспламеняли его любовью к свободным безграничным степям….
..Постоянные вонные предприятия, а вместе с ними и опасности, заставляют искать себе верных друзей. Для взаимной помощи заключалось побратимство.
Оно заключалось не только среди степняков, но вероятно побратимами являлись степняк и иностранец, какой-нибудь гость, бравший себе проводников из Половцев.
Особенно часто должны были случатся побратимства между Половцами и Русскими.
Вот как совершался самый обряд заключения побратимства.
Половец прокалывал себе палец иглой и выступавшую кровь дает сосать тому, кого он избирает себе в постоянные спутники и друзья., после чего сосавший кровь товарища становится для него какбы собственной его кровью и телом.
Иногда применяли и другой обряд. Желающие вступить в побратимство наполняли напитков медный сосуд, имеющий подобия человеческого лица, пили из него оба, собирающийся в путь и его спутник, и после этого уже и никогда не изменили друг другу.
В конце 12 и особенно в началеи13 веков отношения между Русскими и Половцами принимают более-менее мирный характер. Борьба продолжается, но количество набегов становится меньше и перевес в этой борьбе переходит на сторону Руси. Культурное влияние соседей делало свое дело.
Среди половецких степей чувствуется какой лито переворот в самом политическом строе.
Нашествие Татар и выселение половецкого народа.
В то время, когда Русь и Половцы боролись между собой, роднились и грабили друг друга, далеко в степях Азии собиралась гроза, которая должна была бы сокрушить силы обоих народов.
Поработить на некотрое время Русь и стереть с лица земли тия Половцев.
Во второй половине 11 века среди монгольских племен явился человек, сумевший уничтожить их разрозненность, двинувший массы кочевников на завоевания. Это былд известный Темучин принявший потом на себя имя Чингиз. Когда сделался ханом…
А тдалее П. Голубовский описывает нам причины по котрым татаро-монголы преследловали Половцев. И тут дело в том, что половецкое наемное воско служило и у султана Хорезма, и печенежская элита тоже породнилась с султаном женив своих сыновей на его дочерях.
А когд на Хорезм надвинулись монголы то султан Джелал-Эддин послал к себе на помощь наших кочевников.
За этот то собюз и пресдледловали Монголы половцев.
После падения Хорезма Половцы заключили собх з кавказскими аланами. И тут монголы путем дипломатических усилий хотели разорвать этот союз и в дествительноти монголы планировали завоевать оба наорода. Поэтому подговорив половцев разовать собз с Аланами и разбив Аланов монголы уже напали и на смаых Половцев!
После первой битвы монголы потеснили пололвцев и остались змовать на их территории и вот тогла половцы под руководством заня Котяна бросились искать помощи и защиты в Древней Руси.
Татарские послы заявили в Киеве, что мод монголы сегодня нас изрубили, а завтра вас изрубят.
Но и Татары со своей стороны прислали к русским князьям предложение оставить Половцев на произволд судьбы.
Однако русските не согласились и вступили в бой в 1223 г.. Однако сражение на р.Калкебыло корайне неудачным для Русичей
Впродолжение нескольких лет по ом ничего небыло слыщно о Татарах. Все начинало идти по-прежнему….
Но в 1237 г. начался разгром Русской земли. Громить ее уже явился не один отдельный татарский отряд, а огромные силы под начальством Батыя. А разорив Северную Русь Монголо-Татары запалили и степи порловецкие
Началась последняя борьба Половецкого нароолда за свою свободу. Один из половецких князей Бачман, долго беспокоил монголов своими нападениями.
Но силы были неравные и Половцев оттеснили в пределы Византийской империи в Болгарию. Потом часть Половцев мигрировала в Венгрию, а очевидно самая боеспособная добралась до Египта и там стала гвардией у египетского султана т.е. половцы стали служить наемными войсками в египетских султанов.
Половцы в Венгрии
Конспект книги П. Голубовского «Половцы в Венгрии» книга издана в 1889 г. в Москве.
Однако не смотря на давность своего появления она по сути является первым и единственным научным трудом, изданным на русском языке о сошествии с мировой исторической сцены половецкого народа.
А трагизм этой истории заключается еще в том, что половцы вытеснили их южнорусских степей печенегов, те же отступая на запад вытеснили туда в район Панонии — венгров.
А затем, когда венгры сумели укрепится, создать сильное христианское государство то те же кочевые народы печенеги, разбитые греками, а затем и половцы, разбитые и преследуемые татарами из завоевателей и гонителей венгров, превратились с просителей политичного убежища у венгров. для сбережения от полного уничтожения остатков своего народа…
И им это удавалось сделать на протяжении трех веков. Однако в дальнейшем половцы были окончательно ассимилированы венграми и растворились в венгерском национальном «плавильном котле»!
Сам же П. Голубовкий так начинает свою книгу так?
«Столкновения Венгров с Половцами или как их называют венгерские источники с Куманами началось конечно раньше их поселения в Венгрии.
Первое упоминание о набеге их в пределы этого государства мы находим у венгерского питстеля Туроца.
Тогда Половцы через узкий проход Мезес, ведущий из Трансильвании в Венгрию ворвались в провинцию Нур, разорили ее до г. Бигора, захватили в полон множество мужчин и женщин, забрали огромное количество скота.
Но вот на обратном пути они были разбиты королем Ладиславом.
Второе вторжение половцев в Венгрию состоялось в 1091 г. и опять половцы были отбыты, а взятых в плен половцев король окрестил в христиан и оставил в своем подчинении, поселив на своей территории.
Но настало такое время, что половцы теснимых с Востока татаро-монголами стали сами и уже добровольно просится в подданство к венгерским королям!
Так король Стефан II принял несколько орд половцев во главе с ханом Татаром в 1124 г., а в 1223 г. уде к королю Гейзе обратились половцы с просьбой политического убежища. Это были остатки половецких орд, разбитых в 1223 г. после битвы на р.Калке.
Процесс этот стал массовым уже в 1237 г. когда в Венгрию прибыл с остатками своей орды сам хан Котян!
Он сообщал королю. Беле IV что долго боролся с татарами, но наконец потерпел от них поражение и теперь просит позволения переселится в пределы Венгрии, он готов признать над собой королевскую власть и прейти в Венгрию со всеми своими родственниками и друзьями…
Так в Венгрию приселись остатки некогда знаменитых половецких орд общим число 40 000 человек!
Переселившиеся половецкие орды были расселены на границах Венгрии с Польшей. Галицкой Русью и Австрией и использовались венгерскими королями как пограничная стража и передовых разведывательно-диверсионных отрядов.
Прошло время. Половцы обжились в Венгрии и попытались пробиться к верховному правлению.
Благо что и сам венгерский король благоволил к Половцам и сам частично даже перенял половецкие нравы и обычаи!
Все это не понравилось ни коренным венграм и руководству риской католической церкви.
И вот тогда начался процесс ассимиляции половцев. В первую очередь через их массовое
крещение и наделения из зем. наделами с целью прекращения кочевого образа жизни.
Процесс происходил очень сложно, долго и кроваво. Ибо в конце концов половецкие ханы составили в отношении короля Лалислава заговор, и он был убит.
Эта смерть уже позволила самим верграм приступить к активной фазе ассимиляции половцев.
Причем все было оформлено документально путем издания особой Конституции короля Ладислава для Половцев, что случилось в 1278 г.
И вот как эту ситуацию с ассимиляцией венгров описывает П.Голубовский
«Из дошедших до нас документов видно, что бароны Венгрии были едва ли не главной пружиной в этой междоусобной войне.
Обвинения против короля, приведенные Рогерием, показывают, что переселение Котягнаь в Венгрию,…лишь усилило натянутость отношений между королем и аристократией. Вместе с этим, конечно росло значение Половцев.
Они быстро завоевали себе видное место и наследника престола. Стеван Пятый женился на одной из дочерей половецкого хана Котяна.
Половцы окончательно оттесняют вергерских вельмож от двора и участвуют в решении государственных дел, состоят ближайшими советниками короля.
Но возвышение Котяна породнившегося с королевским домом, погубило его. Он был обвинен в измене, св сговоре с Татарами и Русскими.
Король, испугавшись поднявшегося восстания собрал совет из духовенства и баронов у Буды.
Они решили, как и надо было ожидать, посадить Котяна с женой, с сыновьями и дочерями в тюрьму. Половецкий хан хотел видеть самого короля и лично оправдаться в возводимых на него обвинениях, но его допустили до объяснения. Народ желал его смерти!
Венгры, Немцы ворвались в тюрьму и после упорной самозащиты со стороны Половцев, схватили всю семью князя, тотчас отрубили им головы и выбросили их через окошко народу!
Жестоко отомстили половцы за смерть Котяна.
Они массой стали опустошать деревни, наголову разбили высланные против них войска, затем разорили Мархзию и разрушили многие города.
Убивая они всякому говорили «это тебе за Котяна»!
А отомстившись ушли в пределы Болгарии.
Но ушли не все половцы и тогда король приказал изгнать всех половцев, не принявших христианство.
Однако половцев не хотели принимать христианство и вели себя как обычная азиатская орда при вторжении на чужие территории.
Затем король Бела IV умирает и власть переходит к королю Стефану, а затем к королю Ладиславу IV который был сыном половчанки Елизаветы, дочери хана Контяна!
И тут для половцев вновь как бы настали хорошие времена, и они вновь усилили свое влияние на венгров и их короля!
Так и родилась на крови выше упоминавшая Конституция 1279 г. о правах и обязанностях половцев в венгерском королевстве. И вот с этого момента начитался основной процесс половецкой ассимиляции. Половцы получают земли не отдельно, а в соседстве с венгерскими помещиками и баронами.
Половца под страхом смерти запрещено вторгаться в чужие владения и вообще претендовать на чужое имущество.
Получившие же землю половцы становились обязанными выполнять военную службу в регулярно венгерской армии!
Был для половцев создан и особый суд и адаптировано к ним и уже сложившееся на то время венгерское законодательство.
У половцев были отобраны из собственности все крепостные-рабы из числа христиан!
Для крестьян обрабатывавших землю половцев было закреплено право перехода от одного помещика к другому!
После принятия Конституции по половцам на местах проживания половцев были направлены спец. Комиссии для приведения и положения дел согласно нормам Конституции.
Но в то же время половцы по этой Конституции сравнивались во всех правах и преимуществах с остальными венграми!
И так медленно и зачастую через отрытое вооруженное сопротивление как были в битве с половцами в 1282 г. венгры постепенно обуздали половецкую орду и как теперь пишут привели половцев « в правовое поле»!
Но вот далее процесс ассимиляции половцев был прерван, ибо в 1285 г. в Венгрию вторглись воска татаро-монгол и половцы тут же перешли на их — сторону и уже совместно с ними разорили всю страну до г. Пешта!
Ну и закончилась истории последней битва венгров с половцами только в 1290 г. когда половецкими ханами был убит король Лалислав IV.
Окончательно же христианская вера и венгерские законы среди половцев утвердись к 140 года, ибо именно с этого времени половцы обратились в оседлых земледельцев.
Далее они стали менять свои племенные имена и фамилии, на венгерские и христианские имена.
Далее мало по малу стал забываться и сам половецкий язык.
А последний половец, знавший половецкий язык был некто Стефан Варро, и умер он в 1770 году.
От него остался только письменная молитва Господня «Отче наш»
записана на половецком языке. Так же от половецкого языка в венгерских док. анналах сохранись несколько выражений, коротких приветствий и просьб!
И далее процесс ассимиляции только ускорялся.
Так по прописи 1828 г. в двух районах Венгрии Вернем и Нижнем Команах проживало 32 624 и 41.346 потомков половцев, которые совершенно забыли свой родной язык и говорили только по-венгерски
Так половцы и были окончательно ассимилированы венграми…
На этом я заканчиваю цитирование трудов проф. П. Голубовского и перехожу к работаем еще одного дореволюционного россикого историка-Веселовского
Но вначале я хочу познакомить с биографией этого увы забытого в РФ историка:
Василий Григорьевич Васильевский (21 января [2 февраля] 1838, село Ильинское, Любимский уезд, Ярославская губерния — 13 [25] мая 1899, Флоренция) — российский византинист, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1890), член-учредитель и почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. Тайный советник.
Источник данных о фото В.Васильевского)https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильевский, _Василий_Григорьевич#/media/Файл:VasilyVasilievsky.jpg
Биография
Родился 21 января (2 февраля) 1838 года в семье сельского священника. Учился в Ярославской семинарии и Главном педагогическом институте.
До окончания курса в последнем перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где занимался преимущественно у профессоров Срезневского, Благовещенского и Стасюлевича. Командированный университетом за границу в 1862 году, он слушал в Берлине Моммзена и Дройзена, и в Йене — Адольфа Шмидта.
По возвращении в Россию, Васильевский подготовил к 1865 году магистерскую диссертацию: «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период её упадка».
Испытывая сильную материальную нужду, он поступил с 4 июля 1867 года на службу в 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, где пробыл всего 2 месяца (до 14 сентября) и занял место преподавателя русской словесности в Новгородской гимназии, а затем — учителя истории в Виленской.
Здесь он начал собирать и изучать архивный материал для истории города Вильны — результатом занятий Васильевского в этом направлении был его «Очерк истории города Вильны» (2 вып., 1872—1874).
Защитив в 1869 году диссертацию, он стал (1870) доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре Средних веков и сосредоточил свои занятия на изучении памятников византийской истории.
Это изучение дало ему возможность написать целый ряд отдельных исследований по тёмным и запутанным вопросам как внутренне-византийской истории, так и международных отношений Византии, преимущественно её отношений к Руси. Из этих трудов, в качестве важнейших, следует отметить опубликованные в «Журнале Министерства народного просвещения»:
Законодательство иконоборцев. — 1878.
Материалы для внутренней истории Византийского государства. — 1879—1880.
Советы и рассказы византийского боярина XI века. — 1881 (см. Советы Кекавмена).
Византия и печенеги. — 1872.
Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веках. — 1874—1875.
Русско-византийские отрывки. — 1875—1876.
Житие Георгия Амастридского. — 1878.
Житие св. Стефана Сурожского.
Кроме того, Васильевский издал несколько неизвестных до него памятников византийской письменности, разъяснил тёмный вопрос о трудах Симеона Метафраста и, наконец, выпустил в свет первую часть труда под заглавием: «Обозрение трудов по Византийской истории» (1890).
В январе 1890 года Васильевский был выбран ординарным академиком Академии наук по русской и византийской истории (член-корреспондент с 1876).
В том же году он назначен редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Инициатор создания «Византийского временника» (1894) и один из его редакторов.
С 18 января 1874 года был членом Учёного комитета Министерства народного просвещения.
Умер во Флоренции 13 (25) мая 1899 года. Похоронен на лютеранском кладбище Аллори[
Ну, а теперь открываем его труд о печенегах и внимательно читаем, удерживая в уме все прежнюю вам уже известную. Информацию о печенегах.
Византия и печенеги (1048—1094) (Труды В. Г. Васильевского. Том I. СПб., 1908 г.
http://annales.info/byzant/vasiljevsk/1_01.htm
Половцы или Куманы наследовали в XII веке имя Скифов, которое в XI веке исключительно принадлежало Печенегам. /120/ Все то, что Феофилакт Болгарский говорил о Скифах XI столетия, все это Евстафий Солунский мог сказать о Скифах XII века.
«Это народ, не имеющий прочного постоянного пребывания, не знающий оседлой жизни и потому не гражданственный.
Всякою землей он стремится завладеть, но ни одной не может заселить, и посему — это народ многоблуждающий (πολυπλάνητον). Это летучие люди, и поэтому их нельзя поймать. Они не имеют ни городов, ни сел, оттого за ними следует зверство (τὸ θηριῶδες). Не таковы даже коршуны, плотоядный род и всем ненавистный; таковы разве грифы, которых благодетельная природа удалила в места необитаемые, точно так, как и Скифов. [6]
Волчьи обычаи воспитали таких людей: дерзкий и прожорливый, волк легко обращается в бегство, когда появится что-нибудь страшное. Точно таков и народ скифский; если он встретит мужественное сопротивление, он озирается назад и обращается в бегство. В одно и то же время он близок и уже далеко отступил. Его еще не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз».5)
В обеих характеристиках, в сущности, конечно, правдивых, не мало византийской риторики. Не лишнее, поэтому, познакомиться с более точными замечаниями о быте этих народов менее притязательного в литературном отношении еврейского путешественника.
Рабби Петахия видел Половцев во время своего путешествия из Регенсбурга в Азию через Польшу, Киевскую Русь, Крым и т. д. около 1170 года. То, что он говорит о Половцах (жителях страны Кедар), во многом относится и к Печенегам, единоплеменным с ними.
«Они (Половцы) не имеют кораблей, но сшивают вместе десять растянутых лошадиных кож и веревку, которая прикрепляется по краям кругом; они садятся на кожи, помещая тут же свои телеги и весь багаж.
Потом они привязывают веревку на краю кож к хвостам своих лошадей, которых пускают вплавь, и таким образом переправляются на другой берег». Византийский писатель, который также говорит об этом способе скифской переправы, замечает, что кожаные /121/ мешки, наполненные соломою, были всегда так хорошо сшиты, что в них не проникала ни малейшая капля воды.6)
«Хлеба не употребляют в пищу в земле Кедар, но едят рис и просо, сваренное в молоке, а также молоко и сыр. Они кладут, сверх того, куски мяса под седло лошади, на которой едут, и потом гонят ее, пока она не вспотеет.
Мясо делается теплым, и они едят его». «Печенеги и Куманы — [7] это народ нечистый, который употребляет почти сырое мясо вместо пищи и кобылье молоко вместо питья, который ест кошек и всякую нечистоту» — говорят западные источники, почти с таким же чувством брезгливости и отвращения, какое выражается на страницах нашей первоначальной летописи.7)
«В земле Кедар можно путешествовать только под охраною (under escort). Вот способ, которым сыны Кедара заключают взаимное обязательство верности.
Путешественник прокалывает иглой свой палец и приглашает предполагаемого спутника сосать кровь израненного пальца.
Он делается таким образом, как бы одной плоти и крови со своим спутником. Есть еще другой способ брать клятву. Медный сосуд, имеющий форму человеческого лица, наполняется молоком; путешественник и его спутник пьют из него и после этого никогда не бывает измены.
«Куманы не имеют общего властителя (king), но только князей и благородные фамилии. Они живут в палатках, чрезвычайно дальнозорки, обладая прекрасными глазами, потому что они не едят соли и употребляют известные растения. Они — отличные стрелки из лука и убивают птиц на лету. Они замечают и узнают предметы более чем на один день расстояния».
Таковы были те страшные и свирепые враги, с которыми пришлось бороться Византийской империи, сокрушившей Болгарское царство.
….
Между тем Печенеги, оставленные на свободе Половцами, опять требовали внимания. Они снова прошли через балканские проходы (железным запором) и расположились лагерем между Голоей и Ямболи (Диамполем), где недавно стоял император Алексей. Расставшись с графом Фландрским, неутомимый венценосец византийский отправился к своей армии, которая собралась в Адрианополе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Половцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других