Операция «Frantic»

Владимир Петрович Бровко, 2019

Данная книга рассказывает о засекреченной странице истории Великой Отечественной войны 1941—1945 г.г. – проведении США совместно с CCCР «Операции "Frantic». В ходе которой 22.06.1944 г. военная авиация США понесла самые большие потери за всю историю второй мировой войны.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Операция «Frantic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

Полтава. Июнь 1944 год. 169 отдельная база особого назначения

Для целей перебазирования своих бомбардировщиков, дислоцированных на английских и итальянских базах, военное командование США вначале просили власти СССР предоставить им шесть аэродромов.

Они были нужны как для дислокации 360 бомбардировщиков В-17 и одновременного обеспечения там возможности их срочного ремонта, дозаправки и укомплектования боезапасами для обратного перелета.

И хотя в СССР как мы знаем из первой части этой работы приняли предложение союзников, но в результате переговоров, все же было принятое окончательное решение о выделении американцам только трех аэродромов.

Расположенных в украинских городах: Полтава, Миргород и Пирятин.

Выбор американцев пал на эти населенные пункты Украины не случайно.

Ведь Б-17 — тяжелые бомбардировщики, требующие длинной взлетно-посадочной полосы, больших стоянок, резервуаров для горючего и т.д. и не всякий аэродром мог служить им базой.

В-17 как самолет мог нести на себе до 8 тонн бомб, и был оснащен 13 пулеметами. Экипаж состоял из 10 человек — 6 из них были стрелки.

А 360 бомбардировщиков это уже 3 600 членов только летного персонала, а еще техники, связисты, штабисты и прочие службы.

Сама Полтава была лучшим место для создания американской базы ВВС потому, что на полтавском аэродроме еще до начала войны базировались советские самолеты из 1-й Авиационной армии особого назначения. Там же работали единственные в стране Высшие штурманские курсы ВВС.

А сам аэродром уже имел взлетно-посадочную полосу с твердым покрытием, именно поэтому его можно было в сжатые сроки путем модернизации подготовить к приему"летающих крепостей".

Немаловажную роль при выборе Полтавы в качестве главной базы сыграла также 100-километровая близость аэродромов Миргорода и Пирятина.

Эти аэродромы предназначались для дислокации истребителей дальнего радиуса действия"Мустанг", прикрывавших бомбардировщики от истребителей люфтваффе во время рейдов в тыл врага.

Поэтому для ВВС США особо важно было, чтобы на всех трех базах была одинаковая погода.

Особое внимание обращалось и на наличие сети площадок для базирования советских частей ПВО (полевые аэродромы Карловка, Петривцы, Гребенка и др.).

Кроме того, район Полтавы имел еще и одно любопытную особенность!

Он находился на одинаковом расстоянии и от баз — 17 в Англии и Италии.

Поэтому эти три аэродромы и послужили в СССР основой для формирования особой воинской части РККА — "169-й Авиабазы особого назначения", командиром которой был назначен генерал-майор Александр Перминов, начальником штаба — полковник С.К.Ковалев, начальником оперативного отдела — майор Н.Ф. Щепанкова.

Батальонами аэродромного обслуживания командовали: в Полтаве — майор А. Компанеец, в Миргороде — майор Г. Тадеев, в Пирятине — майор А. Ковзель.

Воздушное прикрытие полтавского аэродромного узла входило в задачу 310-й авиадивизии ПВО (командир — полковник А.Т. Костенко) и зенитных частей 6-го корпуса ПВО (командир корпуса — генерал-майор П.А. Кривко).

Прикрытие бомбардировщиков — 17 над линией фронта возложили на 329-ю АД полковника Осипова, а доставку для них грузов по воздуху выполняли летчики 2-й транспортной АД генерал-майора Грачева.

С американской стороны для руководства операциями было сформировано"Восточное авиационное командование"во главе с полковником Альфредом Кесслером (Alfred Kessler) и со штабом в Полтаве.

Затем командование"челночными"авиабазами принял генерал-майор Роберт Уэлш (Robert Walsh), а повышенный в звании до бригадного генерала Кесслер стал у него начальником штаба

Новым авиабазам в ВВС США присвоили следующие номера: полтавской — 559, пирятинской — 560, миргородской — 561.

Оперативные группы для деловых контактов с американцами возглавляли: в Полтаве — подполковник А.Бондаренко. в Миргороде — майор А.Ерко, в Пирятине — подполковник М.Лысенко.

Но, не смотря на пригодность Полтавского аэродрома, к приему современных военных самолетов, американские Базы стратегической авиации для приема таких самолетов как В-17 все же нуждались больших взлетно-посадочных полосах, обязательно с твердым покрытием, в новом и мощном радиотехническом оборудовании, в комплексе сооружений для обслуживания и ремонта.

Кроме того, согласно планам, в день прилета на такую базу должно было приземляться до 360"летающих крепостей В-17"что требовало наличия большого числа технического персонала.

Для обустройства 169-й АБОН из Ливерпуля вышел конвой из пяти судов, с 50 тыс. тонн груза!!!

А везли все: авиационный бензин, масло, запчасти к самолетам, бомбы и боеприпасы, металлические плиты для ВПП, стройматериалы, автомобили, медицинское оборудование.

Корабли благополучно прибыли в СССР 5 апреля 1944 года, а 14 апреля в Полтаву прибыла первая группа из 46 офицеров США.

Все грузы по железной дороге и частично транспортными самолетами, без промедления отправили к местам назначения.

6 мая 1944 г. из Ирана прибыл и первый эшелон с постоянным американским составом авиабазы (390 человек).

Оборудовать авиабазу предстояло в кратчайшие сроки.

И затем всего за месяц — к 15 мая был выполнен практически весь объем работ.

Все строительные и неквалифицированные работы выполняли советские военнослужащие из батальона аэродромного обслуживания укомплектованные женщинами.

Отдельно готовили взлетно-посадочные полосы, аэродромное оборудование, ремонтные и жилые помещения, госпитали.

Вот как потом в своих мемуарах вспоминал об этих днях глава военной миссии США в Москве генерал Дин (Deane):

"Я посетил Кесслера дважды… Первый визит состоялся через неделю после прибытия его маленького штаба в Полтаву.

Сделано было еще не много. Но Кесслер вместе с Перминовым уже выработали совместный план работы, которую необходимо выполнить после прибытия американского оборудования и персонала.

Мы втроем обсудили этот план, и я понял, что они хорошо владеют ситуацией.

Мой следующий визит пришелся на середину мая (через три недели}, когда генерал-майор Фрэд Андерсон (Anderson), заместитель Спаатса (Spaatz)", прибыл с целью проверки продвижения нашей работы.

Поразительно, сколько было выполнено за тот короткий промежуток времени! Большинство персонала уже прибыло, на подходе были и последние поезда с оборудованием.

Летное поле кишело женщинами, укладывавшими железные плиты на взлетные полосы.

Работа шла непрерывно и прогрессировала с такой скоростью, что казалось, стальной ковер в милю длиной вырастал на глазах.

Было очевидно, что здесь задержки не будет…"

При описании обустройства 169 отдельной авиабазы надо считается и тем, что для СССР важным было то, что сама база, как бы была, полпредом советских ВВС перед лицом союзников.

И поэтому все на ней должно было быть образцовым, включая организацию досуга.

В послевоенной и полуразрушенной Полтаве, открыли Американский клуб, где показывали американские фильмы, специальную библиотеку с американской литературой, бар-танцевальную площадку и даже место для отправления религиозных обрядов.

Прилетевший в Советский Союз в ходе проведения первой операции"Фрэнтик"командующий 15-й ВА генерал-лейтенант А.Эйкер (Eaker) в беседе с Молотовым 5 июня дал такую оценку проведенной работе:

"Подготовленные в СССР базы значительно лучше средних баз, имеющихся у американцев в Италии. И эти базы были подготовлены быстрее, чем это обычно делают американцы".

Когда основные работы по подготовке Полтавского аэродромного узла были завершены, их принимала специальная инспекторская группа, которую возглавил Андерсон и в которую входили также Дин, Гарриман и др.

В их отчете было отмечено, что за столь короткий срок, персоналом базы было произведено 29000 куб. м земляных работ, уложено почти 250000 кв. м металлических плит, построено или капитально отремонтировано: дом для офицерского состава на 96 квартир, 3 казармы на 1300 человек, 20 корпусов для санитарных частей на 720 человек, 7 пищеблоков, 6 банно-прачечных, 3 летних лагеря, 3 насосные станции с артезианскими скважинами, 3 командных пункта, 150 убежищ.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Операция «Frantic» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я