Они боролись с коммунизмом. Том 23

Владимир Петрович Бровко, 2019

Данная книга рассказывает об истории проникновения в Пакистан коммунистической идеологии и появления там Пакистанской коммунистической партии.

Оглавление

  • Введение
  • ч.1 Пакистан. День сегодняшний и краткая история возникновения

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Они боролись с коммунизмом. Том 23 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ч.1 Пакистан. День сегодняшний и краткая история возникновения

Итак, Пакистан (урду — «земля чистых», англ. Pakistan полное название — Исла́мская Республика Пакистан. Ислами́ Джумхури́я Пакиста́н, англ. Islamic Republic of Pakistan) — государство в Южной Азии.

В качестве суверенной политической организации Пакистан был образован в 1947 году в результате раздела территории «Британской Индии».

Омывается водами Аравийского моря на юге, граничит с Ираном на юго-западе, Афганистаном на северо-западе и севере, Китаем на северо-востоке и Индией на востоке. Сухопутные границы: Индия — 2912 км, Афганистан — 2430 км, Иран — 909 км, Китай — 523 км.

Пакистан — шестая по численности населения страна в мире с населением в 207 774 520 жителей по данным переписи 2017 года, и вторая по численности мусульманского населения после

И я это специально подчёркиваю именно для «квасных российских псевдопатриотов»!

Ведь в РФ на 2017 г. было всего 144,5 миллиона. И как говорится если что, то один только Пакистан может «забросать всю Россию шапками».

А учитывая, что данная страна фактически изначально управляется профессиональными военными и, что эти военные являются «союзниками» США, помогшие им в конечном итоге, первое-подавить в 1951 г. пакистанскую коммунистическую революцию, обучить и перевооружить пакистанскую армию особенно после военных поражений, нанесённых Пакистану в в 1971 г. и утратой части территории под названием «Восточный Пакистан», н и наконец именно США помогли Пакистану обрести свое ядерное вооружение! Как это чуть раньше или почти одновременно сделал СССР в отношении своего союзника Индии! то положение с негативными российско-пакистанскими отношениями, давно заслуживает своего пристального внимания!

К примеру. Ведь российская противоракетная оборона «заточена» на отражения удара по Москве с Западе или Севера через Канаду и Северный полюс! А вот южное направление остается совершенно отрытым и ядерный удар по территории всей России со стороны Пакистана может стать тем самым решающим ударом в грядущей буквально в последние десятилетия XXI века Третьей Мировой войны…

А после чего со стороны Пакистана через Таджикистан и далее, через Туркменистан и Казахстан в РФ вторгнется, и десятимиллионная армия мусульман — которые придут туда чтобы наконец, воссоединится с выжившими после ядерных ударов по РФ своими мусульманами-братьями их Татарстана и др. мусульманских анклавов бывшей России….

Но все это мой личный прогноз, а вот пока в наше время Пакистан в отличии от других стран Центральной Азии является участницей ООН, Всемирной торговой организации, Шанхайской организации сотрудничества, а также членом развивающихся стран «Группы 77»!

Справка: «Группа 77» (G-77) или «группа семидесяти семи» (Group of Seventy Seven) — крупнейшая межгосударственная организация развивающихся стран, действующая в рамках ООН и её органов.

Решение о создании группировки было принято на совещании министров развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки в 1964 году, а официально оформлена она была на 1-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию, проходившей в Женеве 15 июня того же года. Первоначально количество стран-членов новой организации равнялось 77, но их число росло по мере принятия новых стран в состав ООН.

И по сути эта «Группа 77» является альтернативой и антагонистической структурой в отношении созданной России другой военно-политической группе под названием: под названием «БРИКС».

Справка: БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР.

Сокращение БРИК (BRIC) было впервые предложено аналитиком Джимом О’Нилом в ноябре 2001 года в аналитической записке банка «Goldman Sachs» Building Better Global Economic BRICs (Кирпичи для новой мировой экономики)

До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК.

В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS.

Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — «кирпичи» таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики.

Организация была основана в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума (ПЭФ) с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Помимо саммитов, встречи проходят на уровне глав МИД, министров финансов и др.

Эксперты не предполагали наличия координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние“». С сентября 2006 года началось налаживание политических связей в рамках БРИК: вовремя 61-й сессии ООН была проведена встреча министров иностранных дел четырёх стран.

Главы государств БРИК впервые встретились 9 июля 2008 года в Тояко-Онсэн (Хоккайдо, Япония) в рамках 34-го саммита G8 и договорились о проведении полноформатного саммита, который состоялся в Екатеринбурге 16 июня 2009 года.

Динамика ВВП в странах БРИКС в 2000—2011 годах, в долларах США

Члены БРИКС характеризовались[когда?] как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них как мощной и развивающейся экономики, так и большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия — 8-я экономика мира по ВВП по ППС, богата сельскохозяйственной продукцией;

Россия — 6-я экономика мира по ВВП по ППС, крупнейшие запасы минеральных ресурсов, имеет крупнейшую в мире территорию, одна из двух крупнейших в мире ядерных держав.

Индия — 3-я экономика мира по ВВП по ППС, дешёвые интеллектуальные ресурсы, одна из двух стран с более чем миллиардным населением;

Китай — 1-я экономика мира по ВВП по ППС и 1-й в мире экспортёр («мировая фабрика»), обладатель крупнейших в мире валютных резервов, имеет крупнейшее в мире население;

Южно-Африканская Республика — 30-я экономика мира по ВВП по ППС, разнообразные природные ресурсы.

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты) обусловливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.

Вот такой у нас вырисовывается далее современный геополитический расклад!

А возвращаясь к описанию Пакистана надо отметить, что Пакистан кроме того, что является одной из самых больших по численности населения стран мира (207 774 520 жителей, 6-е место в мире — перепись 2017 года) так же отличается сплоченностью своего многонационального народонаселения!

Основная часть населения проживает в долине реки Инд. Самые крупные города Пакистана расположены в восточной части страны (Карачи, Лахор, Равалпинди и др.). Городское население страны — 36,38 % (в 2017 году).

Этнический состав: пенджабцы — 44,7 %, пуштуны — 15,4 %, синдхи — 14,1 %, сарьяки — 8,4 %, мухаджиры — 7,6 %, белуджи — 3,6 % и др. (6,3 %).

Согласно статье 251 Конституции Пакистана, национальным языком республики является урду. При этом допускается использование английского языка в официальных делах в том случае, если не было распоряжения о замене его национальным языком.

В провинциях Пакистана также имеют распространение такие языки, как панджаби, синдхи, белуджский и пушту.

Почти 50 % населения грамотны (63 % мужчин и 37 % женщин, оценка 2005 года).

Ну и наконец, как ни в каком другом мусульманском государстве вопросы религии в Пакистане стоят на первом месте.

Религия для Пакистана это один из краеугольных камней его существования и те политики в том числе и безбожные коммунисты, кто этого не учитывают, всегда в Пакистане терпят поражение!

Пакистан является второй (после Индонезии) страной в мире по численности мусульманского населения и второй по численности мусульман-суннитов!

А это значит только одно что Пакистан является непримиримым геополитическим соперником Ирана и союзником мусульман суннитов, живущих в Ираке!

Причем если взять статистику, то в Пакистане 96 % населения является мусульманами, в том числе 91 % — сунниты, и только 5 % — шииты.

В связи с изложенным и Государственной религией Пакистана является ислам суннитского толка.

Однако сам конфессиональный состав населения более широк:

мусульмане — 173 000 000 (96 %);

индуисты — 3 200 000 (1,85 %);

христиане — 2 800 000 (1,6 %);

ахмадие — 291 000 (0,22 %);

сикхи — 20 000 (0,01 %);

парсы, буддисты, иудеи, бахаи и анимисты и др.

Причем сам Пакистан — это единственное государство, в котором ахмадие официально признаются не мусульманским меньшинством, поскольку, согласно мнению большинства исламских богословов, они не считают пророка Мухаммада последним пророком.

Поскольку, начиная с переписи 1974 года Ахмадийская Мусульманская Община в Пакистане бойкотировала перепись населения то данные переписей в части, касающейся ахмадие, считаются неточными, а полная численность ахмадие в Пакистане, по разным оценкам, составляет от 2 до 5 миллионов человек. Община мусульман-ахмади, проживающая в Пакистане, считается крупнейшей в мире.

И хотя Пакистан как государство на политической карте нашего мира появился только в 1947 г. то вот в историческом плане еще в III—II тысячелетиях до н. э. на территории Пакистана был центр одной из древнейших цивилизаций в истории человечества — Хараппской.

Во II тыс. до н. э. территорию Пакистана заселили арии.

В результате походов Александра Македонского на западноиндийские княжества (такие, как Таксила) оказывает влияние культура эллинизма.

Образуется мощное Кушанское царство — первый очаг распространения буддизма.

С VIII века н. э. на территории страны начинается распространение ислама.

В средние века образуются крупные мусульманские государства во главе с Газневидами и Гуридами. В XIII веке территория входит в состав Монгольской империи.

После распада Монгольской империи территория входит в государство Тимуридов, которое распадается на несколько государств. Один из представителей династии Тимуридов в XVI веке основал империю Великих Моголов. После распада которой в XVIII веке происходит подъём сикхского национализма в Синде, Белуджистане, Пенджабе.

Колониальный период

В XIX веке территория современного Пакистана была захвачена английскими войсками и включена в состав Британской Индии.

Постепенно под принуждением Великобритании на этой разнородной и разноплеменно территории установился мир, и относительный правопорядок. Начали развивается промышленность, торговля оживились и литература, и искусство в целом.

А пакистанская элита была принята и обласкана в самом Лондоне при королевском двое. На нее были распространены все преференции и льготы английского дворянства!

И, казалось бы, живи и радуйся с своего Пакистана под мудрым управлением английский короны!

Вот к примеру 1941 — 1945 года! По всему миру идет самая кровопролитная в Мире война — Вторая мировая! А в Пакистане тишь, гладь и Божья Благодать!

Трудись, молись Аллаху и радуйся спокойной и безопасной жизни!

Но увы не всем мирно сиделось в благословенном Пакистане и нашлись ряд националистически настроенных местных политиков, решивших отделится от Великобритании — создав свое независимое государство!

На местных пакистанских политиков очень хорошо видно, что нормальное госуд. управление Пакистаном со стороны Великобритании и уважительное отношения к местной элите не приносили ответные ожидаемые хорошие результаты!

Пакистанские политики, местные ученные кадры, религиозные лидеры, представители торгово-промышленного бизнеса принимали покровительство, подарки и награды со стороны Великобритании, но в то же время тайно готовили политический заговор…

Так и случилось с одним из представителей этой элиты Алламом Мухаммадом Икбалом которого считают «отцом» создания независимого Пакистана!

Именно он как бы «отплатил» Великобритании «черной неблагодарностью» за все то, хорошее чтобы было в этой стране сделано для него! Судите сами…

Одним из духовных основателей нового сепаратистского движения в Британской индии добивавшегося создания независимого государства под именем «Пакистан» государства был пакистанский поэт Мухаммад Икбал!

Он же был главой и сепаратисткой военно-подрывной организации «Мусульманской Лиги «созданной для осуществления военного переворота и освобождения Пакистана от власти Великобритании…

Справка: Аллама Мухаммад Икбал (1877—1938) — поэт, философ и общественный деятель Британской Индии, ключевая фигура в литературе урду и мыслитель, считающийся духовным отцом Пакистана, провозвестником создания этой страны. Его труды написаны на урду, пенджаби, персидском и английском языках.

Икбал родился 9 ноября 1877 года в Сиалкоте, в семье портного, известного своей набожностью. Семья его происходила из брахманов, принявших ислам. Начальное образование получил в родном городе; с четырёх лет изучал Коран. В 1892 году женился (по договоренности) на Карим-Биби, дочери гуджаратского врача.

В 1895 году Икбал поступил в правительственный колледж в Лахоре, где начал изучать философию, арабскую и английскую литературу; среди его учителей был ориенталист Томас Уокер Арнольд, посоветовавший ему посетить Европу для расширения кругозора. В 1899 году получил магистерскую степень.

Затем продолжил образование в Англии (Тринити-колледж, Кембриджский университет) и Германии (Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана). С 1908 года — профессор философии. В Мюнхене защитил диссертацию по теме «Развитие метафизики в Персии» («The development of metaphysics in Persia», 1908).

Изучал философию, а также юриспруденцию, литературу и арабский язык. В Великобритании Икбал стал членом Лондонского отделения Всеиндийской Мусульманской лиги. В Германии познакомился с трудами Гёте, Гейне и Ницше.

Справка: Всеиндийская мусульманская лига (урду) — политическая партия, призывавшая к разделу Британской Индии и выделению из её состава мусульманского государства.

Мусульманская лига была основана 30 декабря 1906 года в Дакке для защиты в Индии прав мусульманского меньшинства от диктата индуистского большинства.

Руководство Мусульманской лиги во главе с Джинной до 1940 года призывало к предоставлению Индии права самоуправления.

Когда эта перспектива стала реальной, лидеры движения осознали, что в новом государстве будут доминировать индуисты. В связи с этим на повестку дня был поставлен вопрос о выделении из Британской Индии областей, населённых мусульманами.

В 1947 году деятельность Мусульманской лиги, которой сочувствовали многие британские чиновники, привела к разделению Британской Индии на индуистский Индийский Союз и мусульманский доминион Пакистан, соединявший территории современных Пакистана и Бангладеш.

На первых порах Мусульманская лига являлась правящей партией Пакистана, однако в 1954 году проиграла выборы в Восточном Пакистане (ныне Бангладеш), а потом и в Западном. В 1960-е годы распалась на несколько фракций и довольно скоро прекратила своё существование.

Но затронув вопрос о Всеиндийской Мусульманской лиге мы с вами уважаемый читатель вторглись в очень непростой период индийской истории, называемый современными историками «Пакистанское движение».

В связи с чем я тоже подаю о нем сведения в форме отдельной информационной справки:

«Пакистанское движение (англ. Pakistan Movement; — историческое движение мусульман Британской Индии, главной целью которого было создание независимого исламского государства Пакистан на северо-западных землях Индийского субконтинента.

Лахорская резолюция 1940 года

Лахорская резолюция — резолюция о размежевании индуистов с мусульманами, которая принята во время ежегодной сессии Всеиндийской мусульманской лиги в Лахоре, проходившей с 22 марта по 24 марта 1940 года. Эта сессия оказалась исторической. В первый день работы сессии Мухаммад Али Джинна рассказал о событиях последних нескольких месяцев: в импровизированной речи он представил свои собственные пути решения мусульманской проблемы в Британской Индии. Он сказал, что различия между индуистами и мусульманами столь велики, что их объединение в рамках одного центрального правительства было бы полно серьёзных рисков.

Миссия Криппса 1942 года

Британское правительство хотело получить помощь индийского народа во Второй мировой войне. Расхождение во взглядах между двумя основными религиозными общинам страны были невыгодны британцам. Однако Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига отклонили предложения британцев. Мухаммад Джинна был против этого плана, поскольку он не предусматривал создание Пакистана. Таким образом, Миссия Криппса провалилась.

Переговоры Ганди и Джинны (1944 год)

Махатма Ганди и Джинна провели важные переговоры в 1944 году. Переговоры между двумя великими лидерами субконтинента начались в ответ на желание населения урегулировать индо-мусульманский вопрос.

17 июля 1944 года Ганди написал письмо Джинне, в котором выразил желание встретиться с ним. Переговоры между ними начались в Бомбее 19 сентября 1944 года и продолжались до 24-го числа. Махатма Ганди считал идею создания Пакистана абсурдной. Мухаммад Джинна же был убеждённым сторонником раздела Британской Индии. Таким образом переговоры закончились ничем, каждый из лидеров остался при своём мнении.

Конференция в Симле (1945)

В мае 1945 года, лорд Уэйвелл, вице-король Индии, отправился в Лондон, где представил своё видение будущего Индии с британской администрацией во главе. Переговоры привели к разработке плана действий, который обнародован в июне 1945 года. Этот план известен как План Уэйвелла.

Для обсуждения своих предложений с руководством главных индийских партий, Уэйвелл созвал конференцию в Симле 25 июня 1945 года. Лидеры Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги приняли участие в конференции, которая получила название Конференция в Симле.

Разногласия возникли между руководителями двух партий по вопросу о будущем мусульманской общины.

Представители Мусульманской лиги заявили, что они единственный законный представитель мусульман в Индии и, следовательно, всех мусульманских представителей в Исполнительном совете вице-короля. Конгресс, который послал Маулана Азада лидером своей делегации, пытался доказать, что их партия представляет все общины Индии и мусульманскую в том числе. Конгресс также выступил против идеи равенства индусов и мусульман. Всё это привело в тупик. Таким образом, конференция в Симле зашла в тупик и План Уэйвелла провалился.

Провинциальные и центральные выборы (1945—46)

После провала конференции в Симле, сэр Уэйвелл объявил, что центральные и провинциальные выборы Законодательного совета будут проведены зимой 1945 года. Он также сообщил, что после выборов вице-король создаст Исполнительный совет, который должны будут поддержать основные индийские политические партии. Мусульманская лига и Конгресс выступили против этого предложения.

Мухаммад Джинна заявил, что мусульмане должны получить собственное независимое государство, а Индийский национальный конгресс был категорически против этого. Несмотря на это, обе стороны начали участвовать в избирательной кампании.

Они знали, что выборы будут иметь решающее значение для будущего Индии, а результаты должны сыграть важную роль в определении их статуса. Лига хотела одержать победу во всех округах Индии с мусульманским большинством и таким образом доказать, что они являются единственным представителем мусульман индийского субконтинента, в то время как Конгресс ставил своей главной целью объединить всех индийцев независимо от религиозной принадлежности.

И Мусульманская лига, и Конгресс обнародовали противоположные лозунги во время своей избирательной кампании. Мусульманская лига представила манифест: «если вы хотите независимый Пакистан, то голосуйте за Мусульманскую лигу».

Конгресс же настаивал на Объединённой Индии. Чтобы противостоять Мусульманской лиге, представители Конгресса употребляли крайне негативные эпитеты в адрес Джинны.

Выборы в Законодательный совет проведены в декабре 1945 года. Явка была рекордной. За Конгресс проголосовали представители немусульманских мест, в то время как Мусульманская лига набрала около 95 процентов в мусульманских округах.

Учитывая, что индуистов в Британской Индии проживало больше, чем мусульман, то итоговые результаты продемонстрировали убедительную победу Конгресса с более чем 80 % голосов. Но, с другой стороны, Мусульманская лига отметила эти выборы как свой триумф, так как по сути стала единственным представителем мусульман всей страны.

Правительственная миссия в Индию (1946)

Все попытки британского правительства по установлению мира между Конгрессом и Мусульманской лиги провалились.

Результаты всеобщих выборов, проведённых в 1945-46 годах, подчеркнули настоятельную необходимость найти решение этого политического тупика. Чтобы покончить с этим, британское правительство направило специальную правительственную миссию в Индию.

Миссия состояла из лорда Лоуренса (секретаря по делам Индии), сэра Стаффорда Криппса (президента торговой палаты), лорда Александра (первый лорд Адмиралтейства).

План 3-го июня (1947)

Когда все усилия Маунтбаттена удержать Индию единой не удались, он наметил план передачи власти индийцам и разделение страны. Решено, что ни одна из индийских сторон не будут участвовать в обсуждении.

Этот план завершён в апреле 1947 года, а затем отправлен в Великобританию, где британское правительство утвердило его.

Тем не менее, Неру (который жил вместе с Маунтбаттеном в Симле), отклонил данный план. Он внёс в него изменения и Лондон утвердил новую версию плана. Все лидеры Мусульманской лиги также одобрили план, Маунтбаттену удалось убедить и Махатму Ганди. Этот план обнародован 3 июня и таким образом стал известен как План 3-го июня.

Основные положения плана

Провинциальные законодательные собрания Пенджаба и Бенгалии разделены на две группы, то есть на мусульманские и немусульманские районы. Если любая из двух провинций примет решение в пользу разделения края, то затем генерал-губернатор будет назначать комиссии по демаркации границ провинции и размежеванию мусульман и немусульман.

Законодательное собрание провинции Синд (за исключением европейских жителей) будет решать присоединиться к существующему Учредительному собранию или к Новому Учредительному собранию.

Для того, чтобы решить будущее Северо-Западной пограничной провинции, будет предложен референдум. Коллегия выборщиков для проведения референдума должна быть такой же, как коллегия выборщиков в провинциальном законодательном собрании в 1946 году.

Белуджистану также предоставлена возможность высказать своё мнение по этому вопросу.

Если Бенгалия примет решение в пользу раздела, референдум должен состояться в округе Силхет. Ассаму предложено остаться в составе Индии или войти в состав Восточной Бенгалии.

Создание Пакистана

Британский парламент принял Закон о Независимости Индии 18 июля 1947 года. Созданы два государственных образования: Индийский Союз и Пакистан. Также предусматривалось полное прекращение британского контроля над Индией 15 августа 1947 года.

Мусульмане субконтинента, наконец, достигли своей цели и получили независимое государство, но только после долгой и беспощадной борьбы под целеустремлённым руководством Мухаммада Джинны.

И поскольку лучше всего историю той или иной страны изучать в разрезе жизни и деятельности ее руководителей то я далее и хочу вам предложить для рассмотрения подробную биографию М. Джины!

Справка: Мухаммад Али Джинна 25 декабря 1876 — 11 сентября 1948) — мусульманский политик, который почитается в Пакистане в качестве отца-основателя национальной государственности. Один из инициаторов и самых активных участников раздела Британской Индии.

Родился в Карачи (Бомбейское президентство Британской Индии), при рождении получил имя Мохамедали Джиннабхай.

Его отец был преуспевающим купцом из народности гуджарат, принадлежал к семье ткачей из деревни Панели княжества Гондал; мать также происходила из деревни Панели. Его отец и мать, поженившись, переехали в Карачи примерно в 1875 году, когда после открытия Суэцкого канала в 1869 году город стал переживать экономический бум. Джинна был вторым ребёнком в семье, всего у него было три брата и три сестры. В Карачи Джинна посещал медресе и школу при христианской миссии.

В 1892 году сэр Фредерик Лей Крофт, который был деловым партнёром отца Джинны, предложил отправить мальчика на учёбу в Лондон в качестве подмастерья его фирмы.

Джинна согласился несмотря на протесты матери, которая вынудила его перед отъездом жениться на девочке из её родной деревни Панели; и мать Джинны, и его первая жена умерли, пока он находился в Великобритании. В Лондоне Джинна, нарушив волю отца, учёбе в фирме предпочёл получение профессии адвоката в Линкольнс-инн[en]. В этот период он сократил своё имя до «Мохаммед Али Джинна».

Во время учёбы в Великобритании Джинна проникся идеями классического английского либерализма и стал поклонником таких индийских политических лидеров, как Дадабхай Наороджи (ставшего незадолго до прибытия Джинны первым членом парламента Великобритании индийского происхождения) и Фирузшах Мехта[en]. Пребывание в Лондоне также повлияло на привычки Джинны: он сменил традиционную одежду на европейское платье.

Вернувшись в Карачи, Джинна затем переехал в Бомбей и уже в 20-летнем возрасте открыл адвокатскую практику, став единственным адвокатом-мусульманином в городе. В 1900 году П. Х. Дастур временно оставил пост магистрата Бомбейского президентства, и Джинна временно занял его место, а после шестимесячного испытательного срока получил предложение остаться в этой должности на постоянной основе с зарплатой 1.500 рупий в месяц.

Джинна вежливо отклонил предложение, сказав, что планирует зарабатывать по 1.500 рупий в день. Джинна приобрёл большую известность как адвокат в 1907 году, благодаря т. н. «Делу о фракции»: предполагалось, что во время муниципальных выборов в Бомбее голоса индийцев были сфальсифицированы фракцией европейцев, чтобы не допустить вхождения в совет Фирузшаха Мехты.

Джинна заслужил уважение в профессиональных кругах, взявшись защищать Фирузшаха, который сам был видным юристом; хотя он и не выиграл дело, но стал известен своими познаниями в законодательстве и умением рассуждать логически

Несмотря на то, что Джинна изначально был против раздельных выборов для мусульман и индуистов, в 1909 году он воспользовался этой возможностью для того, чтобы занять свою первую выборную должность как представителя бомбейской мусульманской общины в Имперском законодательном совете.

Он оказался компромиссным кандидатом, когда два более старых и известных мусульманских лидера, претендовавших на этот пост, не смогли одолеть друг друга. Совет из 60 членов, образованный в результате реформ Минто, рекомендовал вице-королю законодательные акты; голосовать в нём могли только занимавшие официальные посты, поэтому Джинна оказался членом совета без права голоса.

Джинна использовал свой богатый юридический опыт для представления в 1911 году Акта об обосновании вакхов, который дал законную основу с точки зрения британского права для мусульманских религиозных фондов. Через два года этот акт прошёл через Совет и был введён в действие вице-королём — первый акт, разработанный членами Совета без права голоса. Джинна также был назначен в состав комитета, который помог создать Индийскую военную академию в Дехрадуне

В декабре 1912 года Джинна участвовал в ежегодном собрании Мусульманской лиги, хотя и не был её членом. Он вступил в Лигу в следующем году, оставаясь при этом членом Индийского национального конгресса и подчёркивая, что членство в Лиге идёт лишь на втором месте после «великого национального дела» освобождения Индии. В апреле 1913 года он вместе с индуистом Гокхале отправился в Великобританию, чтобы встретиться с официальными лицами в качестве представителей Конгресса.

В 1914 году Джинна возглавил другую направленную в Лондон делегацию представителей Конгресса, однако в связи с началом Первой мировой войны официальные лица не проявляли особого интереса к вопросам реформ в Индии. В январе 1915 года Джинна вернулся в Индию.

В 1915 году скончались Мехта и Гокхале, а Наороджи остался в Лондоне (где и умер в 1917 году), в результате чего умеренная фракция Индийского национального конгресса, к которой принадлежал Джинна, оказалась сильно ослабленной. Джинна попытался объединить Конгресс и Лигу и, став председателем Лиги, способствовал подписанию в 1916 году Лакхнауского пакта, установившего пропорции представительства мусульман и индуистов в различных провинциях. Как и прочие «умеренные», Джинна в годы войны поддерживал Великобританию, надеясь, что в награду индийцы получат после войны политическую свободу.

Вместе с Анни Безант и Тилаком Джинна сыграл важную роль в создании в 1916 году Всеиндийской лиги гомруля требовавшей для Индии самоуправления, подобного тому, которое существовало в Канаде, Австралии и Новой Зеландии

В 1918 году Джинна женился во второй раз — на Раттанбай Петит, дочери текстильного магната Диншоу Петита, которая была на 24 года младше Джинны.

Этой свадьбе противилась как семья Раттанбай, так и вся парсская община, а также некоторые из мусульманских лидеров.

Раттанбай порвала со своей семьёй и приняла ислам, формально приняв имя «Марьям Джинна» (хотя никогда им не пользовалась).

Пара поселилась в Бомбее, и часто ездила по Индии и Европе. 15 августа 1919 года у них родилась дочь Дина Вадья.

В начале 1920-х Джинна посвящал основное время адвокатской практике, но продолжал принимать участие в политической жизни.

В сентябре 1923 года он был избран от мусульман Бомбея в состав Центральной законодательной ассамблеи.

Будучи парламентарием, он показал высокое искусство, сумев наладить сотрудничество индийцев из Ассамблеи с партией свараджа, и продолжал требовать создания ответственного перед Ассамблеей правительства Индии.

В 1925 году в знак признательности его заслуг ушедший с поста вице-короля лорд Рединг предложил ему рыцарское звание, но тот отказался, сказав: «Я предпочитаю быть просто господином Джинна».

В 1927 году правительство Стэнли Болдуина предприняло пересмотр политики в отношении Индии, определяемой к тому моменту Актом 1919 года.

В марте 1928 года назначенная кабинетом Комиссия Саймона[en] прибыла в Индию, где была встречена бойкотом со стороны индийских лидеров — как индуистов, так и мусульман, недовольных тем, что британская сторона отказалась включить в комиссию индийских представителей. На состоявшейся в декабре 1927 — январе 1928 сессии Мусульманской Лиги Джинна, подтверждённый в качестве постоянного президента Лиги, заявил: «Великобритания объявила конституционную войну».

В 1928 году Государственный секретарь по делам Индии лорд Бёркенхед предложил индийцам выдвинуть собственные версии конституционного устройства Индии.

Индийский национальный конгресс создал комиссию под руководством Мотилала Неру, которая предложила создать избирательные округа по географическому принципу, полагая, что такая система выборов поможет сблизить общины между собой.

Джинна потребовал выделения квот для мусульман в законодательных и исполнительных органах власти, и переговоры между двумя партиями зашли в тупик

Акт о правительстве Индии 1935 года дал довольно большие полномочия провинциям по сравнению со слабым центральным правительством в Нью-Дели. Лига согласилась с предложенной схемой политической жизни, однако Конгресс сумел гораздо лучше подготовиться к провинциальным выборам 1937 года, и Лига не сумела завоевать большинства даже среди мест, предоставленных мусульманам в тех провинциях, где мусульмане составляли большинство населения.

Эти выборы оказали большое влияние на Джинну: он думал, что раздельное голосование по конфессиональному признаку поможет защитить права мусульман в объединённой Индии, но оказалось, что избиратели-мусульмане не способны объединиться.

В последующие два года Джинна работал над укреплением авторитета Лиги, а внутреннюю структуру Лиги перестраивал наподобие структуры Индийского национального конгресса.

В конце 1930-х годов Джинна стал прислушиваться к идеям видного философа Мухаммада Икбала, призывавшего к созданию отдельного государства для индийских мусульман. Тем временем проиндуистские правительства, оказавшиеся у власти в провинциях, продемонстрировали неспособность учитывать нужды и требования мусульманских меньшинств, чем усилили авторитет Мусульманской лиги и стремление индийских мусульман к обособлению от индуистов

3 сентября 1939 года премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен объявил войну Германии. На следующий день вице-король Индии лорд Линлитгоу (англ.) без консультации с политическими лидерами Индии заявил, что Индия поддерживает Великобританию в её войне, что вызвало широкие протесты по всей Индии.

После встреч с Джинной и Ганди Линлитгоу заявил, что все переговоры о самоуправлении откладываются до конца войны.

14 сентября Индийский национальный конгресс потребовал немедленной независимости для Индии, а когда это требование было отклонено, то 10 ноября правительства восьми провинций ушли в отставку, и их губернаторы до конца войны управляли на основе собственных декретов. Джинна продемонстрировал больше намерений сотрудничать с Великобританией, и британская сторона взамен признала его и Лигу полноправными представителями индийских мусульман. Несмотря на то, что Лига не поддерживала активно британские военные усилия, она и не препятствовала им.

После того, как наметилось некоторое сотрудничество между британцами и индийцами-мусульманами, вице-король попросил Джинну сообщить позицию Мусульманской лиги по вопросу самоуправления, полагая, что она будет сильно отличаться от позиции Конгресса.

Чтобы выработать эту позицию, Рабочий комитет Лиги организовал в феврале 1940 года четырёхдневную встречу, на которой поручил подкомитету по вопросам конституции подготовить предложения, результатом которых было бы создание «независимых доминионов, находящихся в непосредственных отношениях с Великобританией», в которых мусульмане доминировали бы. 6 февраля Джинна проинформировал вице-короля, что Мусульманская лига будет требовать раздела, а не федерации, предполагавшейся Актом 1935 года.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • ч.1 Пакистан. День сегодняшний и краткая история возникновения

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Они боролись с коммунизмом. Том 23 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я