Лениниана

Владимир Петрович Бровко, 2021

Краткая история семьи В. И. Ленина. Книга предназначена в первую очередь современному молодому читателю, желающему получить объективную информацию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лениниана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ч.3 Старшая сестра В. Ленина — Анна Ульянова (Елизарова)

В этой части я уважаемый читатель попытаюсь разобраться с жизнью и деятельность старшей сестры Владимира Ульянова — Анны.

И в начале мы как всегда рассмотрим официальную ее биографию, а потом заглянем на обратную сторону. Ну, а потом по итогам нашего исторического расследования которое кстати ведется не по привычным для историков канонам и приемам, а исключительно по методикам разработанным современной криминалистикой для применения в уголовно-судебном производстве.

Ибо только такой метод исследования наиболее приемлем для жанра «публицистики» поскольку позволяет собрать и проанализировать всю информацию о том или ином событии или человек причастном к этому событию.

А официальная биографии Анны Ильиничны Ульяновой (Елизаровой) (1864–1935) — такова. Главная ее заслуга, по которой она попала в анналы российской истории заключается только в том, что она была старшей сестрой В. И. Ленина.

Хотя уже после ее смерти где-то начиная с времен правления в СССР Н. Хрущева, когда там был развенчан «культ Личности И. Сталина» и началось составление «Лениниана» советские историки стали утверждать, что и она мол была видной российской революционеркой — «участник русского революционного движения, советский государственный и партийный деятель. Член РСДРП — ВКП(б) с 1898 года.!»

Но давайте обо всем этом по порядку и не спеша!

Ибо революционерами не рождаются, а ими становятся?!Или все же рождаются?

Ибо как я уже отмечал в предыдущей части что в случае с семьей Ульяновых может иметь место и то самое исключение.

Когда вирус «мятежника» — «бунтаря» или говоря современным языком особый «ген» к предавшийся им от мятежного прадеда — Моисея Давид Ицхаков сын Дмитрий Бланк попал на благоприятную почву и принес свои «горькие плоды».

И в лице Анны Ульяновой мы как бы имеем первый случай его проявления на практике!

Ибо ни ее мать, ни дед по линии матери и не говоря уже об отце-астрономе («ботанике» по современным понятием) и все его другие потомки никогда среди революционеров не числились!

Родилась наша Анна Ульянова 14 (26) августа 1864 года в Нижнем Новгороде первым ребёнком в семье рядового школьного учителя математики и физики Ильи Николаевича Ульянова и Марии Александровны Ульяновой (Бланк).

Много лет спустя Анна Ильинична Елизарова-Ульянова в своих воспоминаниях так писала о жизни семьи в Нижнем Новгороде:

«Помню нашу казенную квартиру в коридоре здания гимназии из четырех в ряд идущих комнат, причем лучшей была наша детская; помню кабинет отца с физическими приборами, а также и то, что одной из любимых наших игрушек был магнит и натертая сукном палочка сургуча, на которую мы поднимали мелкие бумажки.

Помню зимние вечера, игру матери на фортепиано, которую я любила слушать, сидя на полу подле ее юбки, и ее постоянное общество, ее участие в наших играх, прогулках, во всей нашей жизни.

С тех пор как я начинаю себя помнить, у нас была одна прислуга, находившаяся больше на кухне, а мы бывали с матерью.

Нянек у нас, двоих старших, я не помню. У матери моей — от природы живого и общительного характера — были там добрые приятельницы; можно было, уложив детей, собраться, почитать, поболтать, помузицировать вместе. Получались там все новые журналы.

Отец читал иногда вслух по вечерам, между прочим, печатавшуюся тогда частями «Войну и мир» Толстого».

С 1869 года, когда Ане исполнилось 5 лет ее семья переехала в г. Симбирске.

В ноябре 1880 года Анна успешно окончила Симбирскую Мариинскую женскую гимназию, получив серебряную медаль «большого размера» и свидетельство Министерства народного просвещения на звание «домашней учительницы».

Но учительский труд ее не привлекал, и Анна решила получить «высшее» как для всех женщин Российской империи образование на то время!

Поэтому посидев три года на родительских харчах и очевидно доведя обоих родителей вследствие своего тяжелого характера до крайности, она в 1883 году поступила на Бестужевские высшие женские курсы в Санкт-Петербурге.

(Фото А. Ульяновой находится по этой ссылке: https://историческая-самара. рф/каталог/самарская-персоналия/е/елизаров-марк-тимофеевич. html

Тут я прервусь на предоставления читателю обзорной справки об этом учебном заведении. Ибо оно было для Российской империи совсем необычным заведением — слушательницы этих высших курсом там кроме познаний о той или иной профессии где они себя могли проявить попадали там и под влияния разного рода революционных организаций, запрещённых в стране.

И в итоге у нас получалось, что девушки обучаясь в этом учебном заведении будучи вовлечены в революционна. Деятельность учились там больше для прикрытия, и курсы были как своего рода «инкубатор» для подготовки будущих революционерок!

Справка: Бестужевские курсы — высшие женские курсы в Санкт-Петербурге (1878–1918).

Одно из первых женских высших учебных заведений в России которое появилось в 1878 году (Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, А. П. Философова) во главе с А. Н. Бекетовым добились разрешения открыть в Санкт-Петербурге высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания.

Неофициально курсы получили название «бестужевских», а их слушательниц называли «бестужевками» — по фамилии учредителя и первого директора, профессора К. Н. Бестужева-Рюмина. Торжественное открытие курсов состоялось 20 сентября 1878 года в здании Александровской женской гимназии на Гороховой улице, 20.

При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц.

В первое время на курсы принимались женщины от 21 года со средним образованием, позднее — окончившие курс гимназии без ограничения в возрасте.

Желающие попасть на курсы должны были подать заявление, приложив к нему метрическое свидетельство, аттестат о полном среднем образовании и свидетельство о политической благонадежности (если просительница поступала в вуз не в год окончания среднего учебного заведения). Когда количество заявлений превышало число вакансий, прием производили по конкурсу аттестатов. Вступительные экзамены не сдавали.

Обучение было платным. Деятельность курсов поддерживалась «Обществом для доставления средств высшим женским курсам», средства поступали от Министерства народного просвещения, Санкт-Петербургской городской думы, а также платы за слушание лекций, добровольных пожертвований и членских взносов.

Многие преподаватели работали безвозмездно.

В 1881 году К. Н. Бестужева-Рюмина во главе педагогического совета сменил А. Н. Бекетов, который с 1879 до 1885 состоял также председателем комитета «Общества для доставления средств».

Педагогическому совету вверено было «общее управление курсами», ближайшее же наблюдение за слушательницами лежало на «распорядительнице курсов» — Н. В. Стасовой и её помощницах. Хозяйственной частью заведовал комитет «Общества для доставления средств», избираемый общим собранием Общества на три года.

Курс преподавания, первоначально рассчитанный на три года, уже в 1881 году сделан был четырёхлетним.

Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое (последние два изначально различались только со второго курса и впоследствии были объединены), а в 1906 году было открыто юридическое отделение.

По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций.

Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготовлять и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий.

Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей.

На словесно-историческом отделении преподавали богословие, логику, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русский, латинский, французский, немецкий, английский языки и один из славянских языков.

В число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение. Студенткам физико-математического отделения читали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии, физической географии. Слушательницам разрешали переходить с одного отделения факультета на другое с до сдачи соответствующих курсов.

В 1886 году, в связи с обеспокоенностью правительства политической неблагонадёжностью слушательниц, приём на курсы был прекращён.

Была создана комиссия под руководством С. М. Волконского, которая работала три года, изучая состав слушательниц и их политические настроения.

Между тем, к началу 1889 года на курсах оставался только четвёртый (выпускной) курс, насчитывавший 140 человек.

Наконец, 3 июня 1889 года было опубликовано «Временное положение о Санкт-Петербургских Высших женских курсах», резко усиливавшее контроль за деятельностью учебного заведения, которое действовало до 1918 года.

Курсы получали назначаемого директора и Совет профессоров, запрещались собрания курсисток вне курсов, вводилась должность инспектрисы.

Кроме того, было сокращено количество слушательниц, закрыто естественное отделение и повышена плата за обучение. По-прежнему сохранялись два отделения — историко-филологическое и физико-математическое, однако запрещалось преподавание физиологии человека и животных, естественной истории и гистологии.

Для зачисления на курсы теперь требовалось письменное разрешение родителей или опекунов, а кроме того, справка о наличии средств для безбедного существования.

До 200 рублей в год увеличилась плата за обучение. Курсистки могли жить только дома или у родственников — частные квартиры исключались. При этом в каждом случае прием зависел от личного усмотрения директора. Бессменную распорядительницу Н. В. Стасову отстранили от должности. Были уволены и другие преподаватели.

В 1895 году на курсах было возобновлено чтение курса ботаники, а в 1902 году и физиологии.

В сентябре 1901 года по представлению министра народного просвещения П. С. Ванновского Николай II утвердил указы о допущении к преподаванию всех предметов в старших классах женских гимназий и прогимназий лиц женского пола, окончивших Бестужевские курсы.

Позднее, в 1906 году, им было разрешено преподавать и в некоторых классах мужских гимназий.

В 1906 году, под влиянием первой русской революции, произошло изменение системы курсов в сторону большей автономии.

Совету профессоров было разрешено выбирать директора из своей среды (первым выборным директором стал профессор зоологии В. А. Фаусек, находившийся в этой должности до 1910 года).

Была введена новая система преподавания, названная предметной, позволившая слушательницам выбирать по желанию лекционные курсы, а преподавателям — разнообразить и расширить систему практических занятий и курсов.

13 мая 1906 года открылся новый, юридический факультет. Его программа включала энциклопедию права, философию права, государственное право, историю русского права, полицейское право, статистику, историю экономических учений, финансовое право, римское право, семейное и наследственное право, политическую экономию. При желании студентки этого факультета могли также изучать богословие, немецкий, французский, английский и итальянский языки.

Но в этом деле была и своя большая ложка дегтя. Потому, что у выпускниц отсутствовало право на сдачу государственных экзаменов означало, что курсы юридически не принадлежат к высшим учебным заведениям.

Такое положение было изменено лишь 30 мая 1910 года, когда Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету.

Свидетельства об окончании курсов были приравнены к дипломам университета.

С началом Первой мировой войны финансовое положение Бестужевских курсов резко ухудшилось. Они располагали значительной собственностью, которую были не в состоянии содержать, поэтому под доходные дома были отданы здания общежитий.

В 1918 году Бестужевские курсы были преобразованы в Третий Петроградский университет, включённый в сентябре 1919 года в состав Петроградского государственного университета.

Все это было на то время хорошо и прогрессивно. И все те слушательницы курсов кто хотел учится получали профессию и находили применение своим силам!

Но вот Анну Ульянову получение высшего образование и овладение специальностью мало волновало. Главное для нее было в том, что она, вырвавшись от родительской опеки была в Санкт-Петербурге и тут же попала в среду революционеров-бунтовщиков!!!! И тут так же приложил свою руку и ее брат Александр, ставший к тому времени студентом Петербургского университете та и принятий в члены «революционной подпольной организации «Народная воля»!

Так уже в 1886 году впервые приняла участие в политической демонстрации, организованной студентами в 25-летнюю годовщину смерти Н. А. Добролюбова.

В связи с чем была взята на негласный полицейский надзор!

Через год была арестована по делу брата Александра Ульянова как участница покушения 1 (13) марта 1887 на Александра III и осуждена в виду незначительности совершенных ею. административных нарушений только на 5 лет ссылки, которую и отбывала в селе Кукушкино, затем в городах Казани и Самаре.

Интересно было бы почитать уголовно-судебное дело в отношении Анны Ульяновой, но увы во времена СССР его запрятали в такие спецхраны что доступа туда не будет еще наверно лет сто!

Но революция как говорится революцией, а вырывается из Кукушкино было надо и единственный путь был для Анны это выйти замуж. Да и пора ведь по тем меркам 25 летная девушка уже была как бы «старой девой».

В связи с чем А. Ульянова в июле 1889 года и вышла замуж за некого Марка Елизарова. Каковы были причины у А. Ульяновой для принятия такого решения (по любви или по расчету) достоверно не известно. Но вот что по этому поводу российская писательница Зоя Ивановна Воскресенская в своей книге «Сердце матери»

http://www.lib.ru/MEMUARY/ZHZL/ulianowa.txt где она сделало на мой взгляд невероятную по силе прозорливости догадку!

«Однажды она (Анна Ульянова — автор) спросила брата (Александра), какой, по его мнению, у нее самый большой недостаток.

"Неровность характера», — не задумываясь, ответил Саша.

Как выработать ровный,

невозмутимый характер, какой был у Саши, какой вырабатывает в себе Володя?

"Прочитаю десять страниц и только тогда пойду домой", — решает она.

Читает"Былое и думы" — эту книгу рекомендовал Володя.

Но поверх герценовских строчек бегут другие, бегут строчки телеграммы, поразившей ее два года назад.

Телеграмма была адресована не ей, а царю. Аня сидела тогда в тюрьме. Уже знала о страшной гибели брата. Целыми днями стояла, прислонившись холодной стене камеры, и единственным желанием было поскорее умереть.

Впереди предстояла пятилетняя одинокая ссылка в Восточной Сибири. В двадцать два года кончалась и ее жизнь. Впереди ничего светлого. Тьма…

Пришла мама на свидание к ней в тюрьму, протянула листок бумаги:

"Вот, смотри, какую телеграмму Марк послал царю". Аня сначала и не поняла."Какой Марк? Ах да, Елизаров… студент, товарищ Саши.

Такой большой и застенчивый…"Танцевала с ним на студенческой вечеринке… Очень

неловкий. В сутолоке обронил очки, и Ане пришлось вести его на место. Без очков он был совсем беспомощный.

https://историческая-самара. рф/каталог/самарская-персоналия/е/елизаров-марк-тимофеевич. html

Какую телеграмму он мог послать царю сейчас, когда Саши уже нет в живых?

Равнодушными глазами пробежала исписанный листок.

Марк Тимофеевич телеграфировал в комиссию прошений царского двора.

«Ваше превосходительство!

Умоляю исходатайствовать перед его императорским величеством государем императором не высылать мою невесту Анну Ильиничну Ульянову в Сибирь, дозволить ей поселиться при мне.

Пожалейте меня и ее мать. Освободите ее для нас. Не разрывайте невидимо связанных сердец.

Действительный студент Елизаров.

"Мамочка, зачем эта ложь? — разрыдалась тогда Аня.

Какая же я невеста Марку Тимофеевичу?

Мне не нужны его жертвы. Ведь он никогда мне не говорил о своей любви".

–"Не успел", — убеждала мать.

Марк Тимофеевич сам пришел к Марии Александровне, пришел после казни Саши, когда не только знакомые, но и родственники закрыли для семьи Ульяновых двери своих домов.

Он поведал матери о своей любви, о которой не успел и не осмелился сказать Ане лично. Тогда, в тюрьме, до сознания Ани не доходило, что это настоящая любовь. Слишком велико было потрясение гибелью Саши.

Хлопоты матери и телеграмма Марка Тимофеевича вдруг неожиданно принесли и свои результаты.

Ссылка в Восточную Сибирь была заменена Анне Ильиничне пятилетней ссылкой в деревню. Марк Тимофеевич остался в Петербурге — заканчивать университет.

Писал почти ежедневно хорошие дружеские письма.

Два года ни о чем не спрашивал Анну Ильиничну.

На лето приезжал в деревню, но больше занимался с меньшими — Митей и Маняшей, которые всем сердцем привязались к этому сильному, доброму человеку.

А вот теперь спросил Аню. И она ответила: «Да, согласна".

Отправила письмо, и вдруг одолели сомнения. Хорошо ли сделала?

Имела ли на это право?.. Кого спросить?

С кем посоветоваться, пока не поздно? С мамой?

Мария Александровна срезала цветы, готовила букет на стол к обеду в честь милого гостя.

— Мамочка! — Аня обвила руками шею матери, прижалась к ней.

— Что я наделала? Почему я дала согласие? — с отчаянием прошептала она.

Мария Александровна не на шутку встревожилась. Долго и терпеливо выхаживала она свою старшую дочь после страшных дней в тюрьме. Потрясенная казнью Саши, Аня тяжело болела и угасала на глазах матери.

Но молодость взяла свое. Дочь поправилась, снова стала весела и, как матери казалось, счастлива в своей любви. И вот снова взрыв отчаяния.

— Анечка, голубушка, что с тобой, скажи мне! — Мария Александровна повела дочь к скамейке села рядом, обняла за плечи.

— Мамочка, я не должна была давать согласия Марку Тимофеевичу.

Мария Александровна взяла в ладони голову дочери, заглянула ей в глаза:

— Любишь?

— Да, — чуть слышно ответила Аня.

— Значит, поступила правильно.

— Но ведь Марк должен будет со мной отбывать добровольную ссылку в деревне, а он всю жизнь мечтал о Петербурге.

Он всегда говорил мне и…

— Аня осеклась. Вот уже два года, как в присутствии матери дети не произносили имени погибшего брата, боясь разбередить ее рану.

— И другим говорил, — поправилась Аня, — что никогда больше не вернется в деревню,

будет жить в Петербурге.

Я эгоистка, думаю только о своем счастье.

–…и о счастье Марка, — поправила мать. —

Скажи, пожалуйста, а если бы ты была на его месте, разве ты отказалась бы от него только потому, что он вынужден жить в деревне, а не в Петербурге?

— Конечно, нет! — горячо воскликнула Аня. — Я пошла бы за ним всюду, даже на каторгу.

— Так зачем же так дурно думать о Марке Тимофеевиче? Он идет за тобой в ссылку, потому, что любит.

Эта любовь прошла тяжелые испытания и не погасла.

— Мария Александровна сидела, прищурив глаза, словно что-то видела там, в далеком прошлом…

— Да, любовь — самая большая драгоценность в жизни. Поступай так, как подсказывает тебе твое сердце. Вы оба молоды и не всю жизнь будете жить в деревне, не всю жизнь… — вздохнула Мария Александровна.

Аня прижалась плечом к матери.

Сомнения улетучивались, на сердце снова становилось ясно и радостно.

Конечно, не всю жизнь они с Марком будут жить здесь, в Алакаевке.

Кончится срок ссылки, и оба поедут в Петербург, оба отдадут свои силы, знания, всю молодую энергию делу революции, которому оба поклялись служить.

Аня поцеловала седую мудрую голову матери.»

Но тут, я прерву описание жизни Анны Ульяновой и хочу вам уважаемый читатель, что бы вы не подавались романтическим обстоятельствам бракосочетания А. Ульяновой предложить две версии одной и той же биографии М.Т. Елизарова этого благородного и романтичного рыцаря!

Первая «энциклопедическая», а вторая реальная! И вы сами судите как у нас историки фальсифицируют историю!

Биография № 1 Марк Тимофеевич Елизаров (1863–1919) — российский революционер, советский государственный деятель, первый народный комиссар путей сообщения РСФСР (1917–1918).

https://историческая-самара. рф/каталог/самарская-персоналия/е/елизаров-марк-тимофеевич. html

Родился в деревне Бестужевке Самарской губернии, в крестьянской семье. В 1882 году окончилСамарскую мужскую гимназию, в 1886 — физико-математический факультет Петербургского университета.

Активно участвовал в революционном движении, был близок с семьей Ульяновых. Член РСДРП с1893 года.

Вел партработу в Петербурге, Москве, Самаре.

В 1901 году за участие в работе Московского социал-демократического комитета был арестован и выслан на 2 года в Сызрань.

В1905 году в Петербурге входил в Оргбюро 1 Всероссийского железнодорожного съезда и руководил Узловым забастовочным комитетом, был арестован и выслан на 3 года в Сызрань.

(источник фото https://ru.wikipedia.org/wiki/Елизаров, _Марк_Тимофеевич#/media/Файл: Elizarov_MT.jpg

Сотрудничал в местных газетах, в 1906 переехал в Самару и вошел в местный комитет РСДРП.

В 1909–1916 служил в страховых обществах «Саламандра», «Волга», РТСО. С марта 1916 директор-распорядитель Петербургского пароходства «По Волге».

После Октябрьской революции возглавлял Народный комиссариат путей сообщения РСФСР по квоте Викжеля с 8 (21) ноября 1917.

В феврале 1918 года ушёл в отставку. Затем организовал и возглавил комиссариат по страхованию и борьбе с огнём.

С 22 января 1919 года член коллегии Народного комиссариата торговли и промышленности, но в марте того же года умер от сыпного тифа.

Похоронен в семейном некрополе Ульяновых на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

На его похороны приезжал Ленин.

Биография № 2 В тени великого шурина http://krumza.livejournal.com/143861.html

«Женись! Попадётся хорошая женщина — будешь счастлив, нет — станешь философом», — эта шутливая фраза из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» всё время лезла в голову пока читал материалы о жизни Елизарова.

«Он был выдающейся личностью.

Первый нарком путей сообщения Советской России, основатель пожарной охраны и страхового дела молодой республики. Революционер. Один из крупнейших деятелей первой революции 1905 года.

Мы привыкли считать таковыми тех, кто перегораживал улицы на рабочих окраинах и палил из револьверов, забывая, что именно Елизаров с группой делегатов-железнодорожников организовал ту самую всероссийскую стачку, парализовавшую всю империю. Именно после неё Николай II подписал манифест о даровании свободы, ставший поворотной вехой в истории России.

Но судьбе было угодно, чтобы Елизаров так и остался главным образом лишь членом семьи Ульяновых. Он и похоронен на Волковом кладбище вместе с роднёй Ильича.

О том, сколько внимания уделяли Марку Тимофеевичу даже в недавнем прошлом, когда Ленин был практически «наше всё», говорит тот факт, что сама дата рождения Елизарова долгое время указывалась ошибочно и лишь недавно окончательно установлено, что он появился на свет 22 марта 1863 года по старому стилю.

Произошло это в деревне Бестужевке, Самарской губернии. Отец Елизарова был человеком незаурядным. Бывший крепостной крестьянин, он неизменно избирался сельским старостой, уделяя много времени не только собственному хозяйству, но и делам общественным. Своих сыновей Павла и Марка воспитал людьми честными, трудолюбивыми и очень ответственными. Именно умение взвалить всё на себя, стать надёжной опорой всегда отличало нашего героя. За это его любила, как родного сына тёща Мария Александровна, ценил и уважал Владимир Ильич — человек очень непростой и к излишней сентиментальности не склонный. Да и могло ли быть иначе? Долгие годы именно материальная помощь зятя помогала будущему вождю заниматься мировой революцией.

Сын бывшего крепостного с детства тянулся к знаниям.

Сначала учился в начальной школе села Обшаровки, где обнаружил недюжинные математические способности, затем, по совету педагогов, отец отправил Марка в Самарскую гимназию. Почему не в ближнюю Сызрань? Ответ очевиден. В Сызрани было лишь реальное училище, которое не давало возможности поступать по окончании в университет. Требовались дополнительные занятия, экзамены. Самара же открывала прямую дорогу.

Было нелегко. Подрабатывал уроками, летом помогал отцу по хозяйству. Но, своего добился, в 1882 году стал студентом Петербургского университета.

Поступил, как и мечтал на физико-математический факультет. Учился отлично, хоть и терпел страшную нужду. Отец уже умер, брат, взявший на себя заботу о матери и сестре сам был обременён семьёй. Однако упорства молодому Марку было не занимать. Даже хватало времени на изучение политэкономии.

Это была эпоха всеобщего увлечения экономическими науками. Студенчество рвалось служить народу — не зря основное общественное движение тогда именовалось «народничеством». В земской деятельности видел своё будущее и Елизаров. Судьба распорядилась по-своему.

В университете студенты держались землячествами.

Вскоре Марк подружился с симбирянином Александром Ульяновым. Тот познакомил товарища со своей сестрой Анной. Можно сказать — так и решилась его судьба.

Но это неправда. Елизаров сам сделал свой выбор. Когда арестовали, а затем казнили Ульянова, а его сестру, как неблагонадёжную выслали в провинцию, сам Марк Тимофеевич отделался лёгким испугом.

Его лишь допросили и отпустили. Взяв, однако, на заметку, как политически неблагонадёжного. Летом 1887 года, он, получив диплом, отправился в Самару, искать места.

Но пометка о политической неблагонадёжности не позволила найти ничего, кроме должности помощника секретаря Самарского мирового съезда.

Это с университетским образованием! Через год не разрешили работать преподавателем математики. Елизаров прекрасно понимал, что причина в том, что он продолжал поддерживать знакомство с Анной Ульяновой.

Её семья к тому времени перебралась в Самару, и Марк Тимофеевич активно помогал им обустраиваться.

Он видел, как трудно Марии Александровне с двумя ещё маленькими детьми, да и старший Владимир уже проявлял все задатки будущего революционера и доставлял матери немало хлопот.

В июле 1889 года в церкви села Тростянка Елизаров обвенчался с Анной Ильиничной. Он прекрасно знал, что закрывает себе путь к карьере.

Но, выбранному пути не изменил. Истинный крестьянский сын, Марк Тимофеевич взвалил на себя заботы о большой семье Ульяновых и безропотно тянул эту лямку до конца своих дней.

А семью эту всё больше увлекало в революционную деятельность.

Вместе с Елизаровым. Вскоре он перезнакомился со всеми самарскими народниками и марксистами, затем уже сам свёл их с сызранцами Ионовым и Ерамасовым.

Знакомства оказались чрезвычайно полезными.

Впоследствии Ионов редактировал ленинскую книгу «Развитие капитализма в России», а Ерамасов — богатый купец, дал немалые средства на большевистскую газету.

Справка: Алексей Ерамасов человек достаточно известный. Во всяком случае, он упоминается во множестве книг.

Ещё бы! Именно этот человек буквально спас Ленина и большевиков, когда тех отлучили от «Искры».

Именно он дал деньги на газету «Вперёд», которая позволила сохранить и развить то, что впоследствии называли РСДРП(б). Деньги тогда давали многие, но именно Ерамасов выделял основную сумму.

Об этом, много лет спустя, писала сестра Ленина Мария.

Не просто так писала. Она обнаружила бывшего соратника и мецената нищим и умирающим от туберкулёза в родной Сызрани.

Всеми забытого. Мария Ильинична стала спешно хлопотать ему пенсию и путёвку в санаторий, но было уже поздно. Бывший миллионер — революционер умер так же незаметно, как и жил за полгода до 10-й годовщины революции, которую так усердно приближал.

Однако, несмотря на своеобразную популярность личности Ерамасова, о нём самом известно до обидного мало.

С Лениным дружил по молодости, деньги давал на партию. Правда, сам в неё вступил лишь в 1917 году. После революции сотрудничал с краеведческим музеем.

Во всех анкетах называл себя агрономом.

Ну, ещё в 1906 году стал фигурантом громкого дела об ограблении.

У него тогда похитили денег и драгоценностей на 100 тысяч рублей. Преступников нашли, чего нельзя сказать о ценностях. Они пополнили число сызранских кладов.

Не зря Ленин прозвал Ерамасова Монахом.

Тот вёл, судя по всему, жизнь достаточно замкнутую. Хотя, неизменно избирался в городскую думу и там достаточно активно работал.

Мало известно и о его семье. Отец был богатым купцом-мукомолом. Принадлежал к старообрядческой общине белокриницкого толка.

Может отсюда и замкнутость. После смерти отца дела вела мать. Предположительно, она происходила из семьи сызранских богачей Чернухиных.

После смерти матери, Ерамасов так и жил до самой смерти вместе с незамужней сестрой.

Куда делись вещи и архив этого незаурядного человека? Ведь он был сотрудником музея. Кое-что попало туда. Что-то, связанное с семьёй Ульяновых увезли в Москву. Остальное, видимо пропало.

Как и могила самого Ерамасова, уничтоженная уже в советское время.

Сохранился и его дом на улице Ульяновской.

Сам Марк Тимофеевич революционной деятельностью занимался мало!!!

Он работал, кормил большую семью, которую приобрёл. Более-менее спокойная жизнь началась у него после того, как в 1893 году разъехался с шурином.

Владимир Ильич отправился в Петербург, Ульяновы и Елизаров в Москву.

Там Марк Тимофеевич устроился счетоводом на Московско-Курской железной дороге, а затем поступил даже Инженерное училище. Туда его приняли по личному распоряжению министра путей сообщения Хилкова, вопреки запрету департамента полиции. Прагматичный сановник умел ценить людей по заслугам.

После возвращения Ленина в 1900 году из сибирской ссылки революционная деятельность семьи усилилась.

Сам Ильич с сестрой Анной уехал за границу, остальные в Москве занимались пропагандой.

Для Елизарова это закончилось в январе 1901 года арестом и высылкой осенью в Сызрань. К тому времени сюда перебрался его брат, у которого Марк Тимофеевич и поселился.

Но только в мае 1902 года Марк Тимофеевич найдёт себе место в Томске в управлении железной дороги.

В Сибири он, наконец, стал хорошо зарабатывать. Обратно возвращался на пароходе вокруг всей Азии, навестил в европейском далеке революционного шурина.

Устроился бухгалтером на Николаевскую железную дорогу, купил дачу под Петербургом. В одном из писем к жене за три года до этого мелькает строчка: «Здоров, бодр и с полной верой на возможность счастья впереди…» А Россию уже затягивало в революцию.

В 1905 году Елизарова избрали делегатом от Николаевской дороги на первый всероссийский съезд железнодорожников.

Там был создан железнодорожный союз. В октябре стачка парализовала всю Россию, в декабре Елизаров был арестован, а в феврале 1906 года выслан в Сызрань под надзор полиции.

Снова поселился у брата. Семья у Павла Тимофеевича была большая — 14 человек. Здесь работали, учились. А Марк Тимофеевич приехал уже традиционно один. В последние годы они с Анной Ильиничной всё больше жили порознь.

Занятая «классовыми боями» супруга, то оказывалась за границей у своего мятежного брата, то старалась жить в столице. Трудно сказать насколько это устраивало мужа.

Только в Сызрани с ним приключилась история, впрочем, не вошедшая в официальные биографии.

На родине Елизаров стал активно сотрудничать с местной демократической прессой.

Под псевдонимом «Скорпион» он писал заметки в газету «Сызрань», придерживающуюся левого направления.

С лёгкой руки Марка Тимофеевича даже Ленин попал в число сызранских журналистов — по просьбе зятя он прислал статью для этого издания. А в редакции работала корректором юная гимназистка Оля Сыромятникова.

За ней-то и стал ухаживать наш «соломенный вдовец».

Видимо кто-то дал знать Анне Ильиничне, потому что в июне она спешно приехала в Сызрань.

А уже в июле чета Елизаровых после страшного пожара, уничтожившего город, перебралась в Самару. В августе супруга вернулась в Петербург.

Пойдут годы.

Ольга Сыромятникова выйдет замуж, овдовеет, потом снова выйдет замуж.

Да не за кого-нибудь, а за самого Григория Котовского — Робин Гуда революции.

А историю о влюблённом Елизарове расскажет своему сыну.

Сам же Марк Тимофеевич из Самары, где он успеет поработать в газете «Самарская Лука» снова уедет в Сибирь.

Без жены. Он успешно занимается страховым делом.

В 1909 году сильно заболевает, ему делают сложную операцию. Елизаров долго лечится, потом переезжает на жительство в Саратов. Теперь уже с Анной Ильиничной.

Вскоре они усыновляют осиротевшего сына дворника Лозгачёва. Марку Тимофеевичу уже почти 50.

Пришёл достаток, появился ребёнок. В это же время Елизаров покупает участок земли в Сызрани под строительство дома. Место хорошее, возле городского парка. Но, осуществить задуманное он уже не успел.

Началась мировая война, потом грянула революция.

Осенью 1917 сызранская дума конфисковала участок Елизарова, как неиспользуемый.

Да и самому Марку Тимофеевичу было уже не до этого.

Он оказывается на посту наркома путей сообщения. В январе 1918 года в последний раз приезжает в Сызрань, навещает брата.

Затем становится Председателем Пожарного Совета, учреждённого декретом СНК, потом занимает пост Главного комиссара по делам страхования от огня.

Однако, дни его уже были сочтены. 10 марта 1919 года Елизаров умирает в Петрограде от сыпного тифа.

Он был весёлым, обаятельным человеком. Любил петь. Великолепно играл в шахматы — победил на сеансах одновременной игры самих Ласкера с Чигориным. Марк Тимофеевич очень хотел стать земским деятелем и служить народу.

Последнее ему удалось. А вот революционером его, называют зря. Скорее он стал философом.»

Ну а теперь оставим М. Елизарова и вернемся к его «супруге» Анне Ульяновой! Посмотрим, чем же она занималась, когда «жила без мужа»????

А она еще сенью 1893 года вместе с семьей перебралась из Самары в Москву, где на следующий год вошла в социал-демократическое движение, установив связь с рабочими кружками Мицкевича, Масленникова и Чорбы.

Ею была переведена с немецкого языка пьеса Г. Гауптмана «Ткачи» и составлена краткая брошюра по книге Е. М. Дементьева «Фабрика, что она даёт населению и что она берёт»; эти произведения много читались рабочими Москвы и Подмосковья.

В 1896 году А. И. Елизарова переехала в Петербург, где организовала связь арестованного Ленина с петербургским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса», снабжала Ленина литературой, переписывала написанные им тайнописью в тюрьме партийные документы и письма.

Летом 1897 года выехала за границу, где установила связь с Г. В. Плехановым и другими членами группы «Освобождение труда».

Осенью 1898 года стала членом первого Московского комитета РСДРП, где работала вместе с М. Ф. Владимирским, А. В. Луначарским и другими.

Когда Ленин был в ссылке, организовала издание его работы «Развитие капитализма в России».

В 1900–1902 годах в Берлине и Париже, а затем в России вела работу по распространению «Искры». В 1903–1904 годах на партийной работе в Киеве и Петербурге. УчастницаРеволюции 1905–1907 гг.; член редакции издательства «Вперёд». Перевела на русский язык книгу В. Либкнехта о Революции 1848 года и др.

В 1908–1909 годах в Москве налаживала издание книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

В 1913 году в Петербурге работала в «Правде», секретарём журнала «Просвещение» и членом редакции журнала «Работница».

Организовывала в России сбор средств для партии и транспортировку литературы. Арестовывалась в 1904, 1907, 1912, 1916, 1917 годах.

После Февральской революции 1917 г. — член Бюро ЦК РСДРП, секретарь «Правды», затем редактор журнала «Ткач». Участвовала в подготовке Октябрьской революции 1917 г.

В 1918–1921 годах — заведующая отделом охраны детства в Наркомсобесе, потом в Наркомпросе.

Один из организаторов Истпарта и Института В. И. Ленина.

До конца 1932 года — научный сотрудник Института Маркса — Энгельса — Ленина; секретарь и член редакции журнала «Пролетарская революция».

В 1924 году, после смерти В. И. Ленина, Елизарова была откомандирована ЦК РКП(б) в

Ленинград для сбора материалов о семье Ульяновых для написания научной работы по этой теме.

Во время этих исследований в архивах Министерства внутренних дел Елизаровой стало известно то, что уже было известно другой группе исследователей в результате поисков предков Ленина на Украине для прояснения его возможной наследственной болезни: дед Ленина был евреем из кантонистов.

Однако тогда же ЦК РКП(б) распорядился держать информацию об этом в строгом секрете. Елизарова протестовала против такого решения ЦК, так как считала его несправедливым и нарушающим принцип национального равноправия, но как член партии была вынуждена подчиниться, хотя и не смирилась с ним.

Известно, что 28 декабря 1932 года она написала Сталину письмо, в котором напоминала ему о еврейских корнях Ленина, что её брат Владимир всегда довольно хорошо отзывался о евреях и ей очень жаль, что этот факт о семье Ульяновых не был до сих пор обнародован.

Письмо было написано Елизаровой для того, чтобы выступить против антисемитизма, усиливавшегося тогда в СССР.

Обращение к Сталину не принесло результатов, и спустя два года Елизарова вновь написала Сталину на эту тему, но тогда ухудшение международной обстановки привело к тому, что Сталин от публикации этих данных вновь отказался.

В 2011 году письмо Елизаровой от 1932 года выставлялось в Историческом музее в Москве в рамках выставки «„Что написано пером“ (автографы видных деятелей Советского государства)».

Написала книгу воспоминаний о В. И. Ленине. Умерла 19 октября 1935 года в Москве. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде, рядом с матерью, мужем и младшей сестрой Ольгой.

Теперь несколько слов о ее семье.

Про ее номинального мужа с июля 1889 года Марк Тимофеевич Елизарова (1863–1919 нам все как бы уже известно.

Но есть интересный момент имеющие значение и для всеобщей истории.

Ибо оказывается в СССР не сразу сделали ставку на Мао-Дзе Дуна как главного коммуниста Китая!

В Москве имелся и как сейчас любят говорить и план «Б».

В случае если бы Чан Кайши победил Мао!

И для такого случая в самом близком окружении В. Ульянова и был инкорпорирован один юный китаец!!!!!

У бездетной м. Ульяновой был особый воспитанник Николай Владимирович Елизаров (а по паспорту Цзян Цзинго) (1910–1988), старший сын того самого Чан Кайши, который в свою очередь стал в будущем президентом Китайской Республики (1978–1988).

Справка: Цзян Цзинго, Уэйд-Джайлз, Елизаров Николай Владимирович, Цзянфэн) (27 апреля 1910 — 13 января 1988) — китайский тайваньский общественный деятель, президент Китайской Республики(Тайвань) в 1978–1988 годах (6-й и 7-й президентские сроки).

Старший сын Чан Кайши и Мао Фумэй.

Цзян Цзинго родился в Фэнхуа 27 апреля 1910 года в семье военного и политического деятеля Чан Кайши и Мао Фумэй, с которой его отец развёлся вскоре после рождения сына. Предки Цзян Цзинго происходят из Исина, провинции Цзянсу.

В 1922 году был отправлен в Шанхай на учёбу, но уже в октябре 1925 года, на фоне всё укреплявшихся отношений между Китаем иСоветским Союзом, его отправили учиться в Москву, где он некоторое время жил у старшей сестры Ленина, Анны Ильиничны Елизаровой-Ульяновой, фамилию которой «Елизаров» он и взял.

Окончил Коммунистический университет трудящихся Китая.

С 1931 по 1932 год принимал участие в коллективизации сельского хозяйства в бывших сёлах Зарайского района Московской области Большое Жоково и Большое Коровино.

В 1932 году прибыл в Свердловск, где работал на заводе «Уралмаш» в механическом цехе, в 1934 году стал редактором заводской газеты «За тяжёлое машиностроение».

В 1935 году женился на Фаине Ипатьевне Вахревой (на Тайване более известна под именем Цзян Фанлян).

В начале 1937 года был арестован.

25 марта 1937 года он вернулся с женой на родину.

После бегства правительства Чан Кайши на Тайвань возглавил министерство внутренних дел, подавил попытки прокоммунистических мятежей.

В 1972 году избран председателем Исполнительного юаня Китайской Республики (главой правительства).

В 1975 году после смерти Чан Кайши выбран председателем ЦК и ЦИК Гоминьдана.

В 1978 году избран президентом Тайваня, а в1984 году переизбран на второй президентский срок. Умер 13 января 1988 года.

Цзян Цзинго в своё время был назначен руководителем III Демократического союза молодёжи, начальником группы спасения государства, членом комитета партии провинции Тайвань, министром обороны, заместителем начальника администрации, начальником администрации, председателем партии Гоминьдан.

В 1987 году отменено военное положение, политика Тайваня пошла демократическим путем. Экономика Тайваня успешно развивалась.

Цзян Цзинго пользовался репутацией честного политика. При его администрации начались Десять больших строек.

И вот метаморфоза как ни воспитывала А. Ульянова молодого Цзян Цзинго, но истинного коммуниста из него не получилось. Естественно, что во времена СССР, когда Тайвань стал сателлитом США в борьбе с КНГ и СССР о жизни Цзян Цзинго в СССР все материалы были засекречены.

Но время отрывает все секреты.

А теперь еще раз попробуем разобраться с версией о том могла ли А. Ульянова быть внебрачной дочерью будущего императора Александра Третьего.

Разобраться чисто по-дилетантски сравнив портреты Анны и Александра.

На мой личный взгляд такова схожесть имеется.

Но для того чтобы моя версия могла иметь силу доказательства надо провести судебно — криминалистическую экспертизу по фотографиям.

Ну, а лучше всего было бы провести эксгумации тел Александра Третьего, Марии Александровны Ульяновой и Анны Николаевны Ульяновой и раз и навсегда решить этот вопрос путем проведения ДНК экспертизы отцовства.

Но для его того надо было бы преодолеть массу бюрократических препон и тут если говорить в общем, то в современной России этим никто заниматься не будет и эта историческая загадка будет решена только в грядущем будущем….

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лениниана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я