История России глазами современника. Часть 1. Былое… Или кто и как создавал и разваливал Советский Союз

Владимир Петренко

Уважаемый читатель! На многих телевизионных каналах в многочисленных аналитических и дискуссионных программах по вопросам истории прошлого и текущих дней высказывания и заявления отдельных участников вызывают у автора серьёзные сомнения в их достоверности. Эти сомнения и побудили автора к написанию предлагаемой книги на основе документов. С глубоким уважением, Владимир Петренко.

Оглавление

ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

В последнее время резко обострились отношения между Ираком и Кувейтом.

Для решения спорных вопросов между сторонами была проведена ирако-кувейтская встреча на высоком уровне, которая окончилась безрезультатно.

Утром 2 августа войска Ирака вторглись на территорию соседнего Кувейта…

В обстановке, сложившейся в связи с вторжением вооружённых сил Ирака в Кувейт, в Советском Союзе принято решение приостановить поставки Ираку вооружений и военной техники…

Заместитель Министра иностранных дел СССР А. М. Белоногов принял посла Кувейта А. Дуэйджа по его просьбе.

Посол информировал о вторжении иракских войск на территорию Кувейта и обратился с просьбой к Советскому Союзу поддержать требование Кувейта о созыве Совета Безопасности ООН и принятии резолюции с целью немедленного прекращения использования силы против Кувейтского государства…

В Вашингтоне Президент США Джордж Буш (старший) отдал распоряжение заморозить вклады и недвижимую собственность Ирака… прекращается экспорт в Ирак американских товаров, технологии, услуг… Запрещен импорт из Ирака в США иракских товаров, предоставление Ираку американских кредитов и займов…

2 августа Великобритания заморозила вклады Кувейта в британских банках.

Вслед за этим вклады Ирака и Кувейта заморозили Банки Франции…

По сообщениям из Токио, завершпет рассмотрение вопроса об экономических санкциях против Ирака…».

Газета «Известия», №216 (23 119). Московский вечерний выпуск.

Пятница, 3 августа 1990 года. Цена 5 коп.

ВОСКРЕСЕНИЕ, 5 АВГУСТА 1990 года

А несколькими днями позднее Сергей Баблумян сообщил из Еревана:

«Избран Председатель Верховного Совета Армянской ССР. Им стал лидер Армянского общенационального движения (АОД) Левон Тер — Петросян.

Избрали после двух дней депутатских дебатов тёх туров безуспешного голосования».

Армянскому обществу вскоре с огорчением придётся признать, насколько опрометчивым был этот радикальный выбор.

А между тем. в расширяющееся движение «суверенизации» начали вовлекаться новые участники.

Андрей Орлов сообщает из Ташкента:

«Отметив положительное значение съезда (28 съезда КПСС), первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Ислам Каримов сказал, в частности:

— Нас не удовлетворяют те обтекаемые, обходящие острые углы, оценки, которые были даны в Политическом докладе и в отчётах членов Политбюро проблемам межнациональных отношений…

На пленуме образована рабочая комиссия по разработке проекта программы действий Компартии Узбекистана «За политический и экономический суверенитет, духовное обновление, социальную справедливость и достойные условия жизни населен6ия Узбекистана».

Газета «Известия», №218 (23 121). Московский выпуск.

Воскресение, 5 августа 1990 года. Цена 3 коп.

В этом же номере «Известий» Александр Карпов пишет из Душанбе о результатах и последствиях ранее принятых Верховным Советом Таджикской ССР нескольких актов по суверенизации республики:

«Квалифицированные кадры покидают республику. Отток русскоязычного населения из республики приобретает всё большие масштабы. По данным МВД с начала этого года Таджикистан покинули 23 тысячи человек…

Отток людей ведёт к распаду сложившихся трудовых коллективов… Уезжают учителя, врачи, инженеры, проектировщики… Таджикистан теряет высококвалифицированных специалистов, подготовка которых в республике не ведётся.

Главные причины, побуждающие людей покинуть республику, — принятый летом прошлого года закон, которым таджикскому языку придан статус государственного, и известные трагические февральские события, в результате которых резко обострились межнациональные отношения.

Большинство выступавших на совещании (специальном совещании партактива Душанбе в ЦК Компартии Таджикистана) говорили о необходимости изменения республиканского законодательства о языке, предлагали принять государственное ДВУЯЗЫЧИЕ.

В своём отчёте по этому вопросу первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана К. Махкамов (яркий представитель заинтересованной элиты, так называемой, титульной нации) выразил сомнения в целесообразности такого переосмысления государственного акта».

Газета «Известия», №218 (23 121). Московский выпуск.

Воскресение, 5 августа 1990 года. Цена 3 коп.

В результате, после массового выезда ведущих высококвалифицированных русскоязычных специалистов из республики было прекращено строительство Рогунской ГЭС и других подготовленных к строительству гидроэлектростанций, прекращена работа металлургического комбината по выработке первичного алюминия в Турсунзаде и целого ряда других промышленных предприятий.

В наши дни более миллиона таджиков из четырёхмиллионного населения республики ОСВАИВАЮТ ДВУЯЗЫЧИЕ далеко от Родины, на огромных просторах России от Калининграда до Сахалина.

В этом же номере «Известий» опубликовано распоряжение Президента СССР от 2 августа 1990 года «О подготовке концепции союзной программы перехода на рыночную экономику как основы Союзного договора».

В первом пункте распоряжения записано:

1. Создать рабочую группу для подготовки концепции союзной программы перехода на рыночную экономику как основы Союзного договора в составе: С. С. Шаталина, Н.Я.Петракова, Л.И.Абалкина, Г.Я.Явлинского, А.П.Вавилова, Л. М. Григорьева, М.М.Задорнова, В. А. Мартынова, В. М. Машица, А. Ю. Михайлова, Б. Г. Фёдорова, Н. П. Шмелёва, Е. Г. Ясина.

Включить в состав группы полномочных представителей правительств союзных республик.

Разрешить, при необходимости, привлекать для участия в работе над концепцией учёных и специалистов независимо от учреждений и ведомств, в которых они работают.

2. Поручить рабочей группе подготовить концепцию программы не позднее 1 сентября 1990 года.

ЧЕТВЕРГ, 9 АВГУСТА 1990 года

А Левон Акопович Тер — Петросян, избранный Председателем Верховного Совета Армянской ССР, 9 августа 1990 г., после встреч, бесед и переговоров с Н. Рыжковым, В. Бакатиным и В. Крючковым, на пресс-конференции для советских и иностранных журналистов в Москве, сказал:

— В течение 70 лет усиленно проводилась мысль, что Армения может выжить только вместе с русскими. Армяне сегодня избавляются от этого комплекса.

Армянская республика в состоянии быть свободной. Проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

Председатель Верховного Совета Армении за прямые связи с внешним миром и с другими союзными республиками. Он не видит необходимости в Союзном договоре… А союзной Конституции и общесоюзных законов не требуется вовсе… Мы готовы к переговорам с Азербайджаном. Есть основания для компромиссных решений…

Есть благоприятные перспективы установления хороших отношений с соседями — Грузией, Турцией, Ираном и Азербайджаном».

Газета «Известия», №222 (23 125). Московский вечерний выпуск.

Четверг, 9 августа 1990 года..

Принимая во внимание характер сложившихся отношений Армении с ближайшими соседями: Азербайджаном, Грузией и Турцией — можно только с огорчением признать, как глубоко заблуждался Левон Акопович. И что было бы с Арменией без политической и экономической поддержки её Россией?

В этом же номере «Известий» Л. Левицкий сообщает из Таллинна:

«Внеочередная сессия Верховного Совета Эстонии приняла постановление «Об отношениях Эстонской Республики и Союза ССР».

Он начинается с утверждения: «Закон СССР от 6 августа 19340 года о принятии Эстонской республики в состав Союза Советских Социалистических Республик» ничем не связывает Эстонскую Республику…

Конституция Эстонской ССР более не регулирует государственные отношения и общественные отношения в Эстонии»…

Постановление об отношениях между Эстонской Республикой и Союзом ССР было принято 67 (шестью десятью семью) депутатами. Это меньше, чем необходимо для квалифицированного большинства…

Депутаты, представляющие русскоязычное население, трудовые коллективы крупных заводов считали, что постановление лишь обострит положение в Эстонии, её отношения со страной…

Депутат от группы «За равные права» В. Кузнецов заявил:

— Группа считает: постановление — односторонний и окончательный разрыв связей с СССР. Верховный Совет, правительство республики совершенно не учитывают интересы большой части населения республики.

Предложения депутатов русскоязычного населения игнорируются. Они не допускаются к межпарламентской деятельности».

ВТОРНИК, 14 АВГУСТА 1990 года

Нельзя сказать, что не ждали… Ждали… А теперь можно сказать: «Приехали!».

Эпидемия «суверенизации» начала поражать субъекты суверенной республики — Российской Советской Федеративной Социалистической Республики — России.

По сообщению агентства Интерфакс «Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) заявила о подготовленном «Проекте декларации о суверенитете Якутии».

Проект декларации о суверенитете Якутии предусматривает расширение экономической самостоятельности республики.

Это расширение, по мнению Председателя постоянной комиссии Верховного Совета Якутии по законодательству Анатолия Петракова, следует достигать путём передачи в ведение республики предприятий алмазодобывающей промышленности и золотодобычи, угольной, лесной и оловорудной промышленности, речного пароходства и строительных организаций.

В ведение России предлагается передать связь, геологию, агропром, ВУЗы, академическую науку, энергетику и авиацию».

Газета «Известия», №227 (23 130). Московский вечерний выпуск.

Вторник, 14 августа 1990 года

Как явствует из вышеприведенного, даже элита благородных якутов, сочла невозможным для себя, отказаться от удовольствия, стать ВЛАСТЬЮ на земле, щедро одарённой алмазами и золотом.

ПЯТНИЦА, 24 АВГУСТА 1990 года

А, между тем, пришедшая к власти новая элита Армении приступила к решительным действиям.

Сергей Баблумян из Еревана сообщает: «Отныне — Республика Армения. Верховный Совет Армении принял декларацию о независимости…

Армянская ССР будет впредь называться Республика Армения (Айастан) и на всей территории действуют только её Конституция и законы…

С целью обеспечения безопасности республики и неприкосновенности её границ, она создаёт подчинённые Верховному Совету Армении собственные вооружённые силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности…

Являясь субъектом международного права, она проводит независимую внешнюю политику, устанавливает непосредственные отношения с другими государствами, национальными государственными образованиями Советского Союза, принимает участие в деятельности международных организаций».

«Известия», №237 (23 140). Московский вечерний выпуск.

Пятница, 24 августа 1990 года.

Не исключено, что Левон Акопович Тер — Петросян и его сподвижники льстили себя надеждой на встречи и рукопожатия с Президентом США Джорджем Бушем (старшим), с Президентом Франции Франсуа Миттераном, Премьер — Министром Великобритании Маргарет Тэтчер, Канцлером Федеративной Республики Германии Гельмутом Колем и лидерами других стран, больших и, вне всякого сомнения, малых.

Но, как, же далеки они были от действительности в те дни, полные голубых надежд, и тем более от действительности наших дней, когда, очевидно, не без участия Турции вновь возобновился конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.

Да, и отношения с Грузией нельзя считать ни бесконфликтными, ни безоблачными.

В этом же номере «Известий» Л. Левицкий сообщает из Таллинна:

«23 августа в Эстонии… на рассвете в центре Тарту активисты партии национальной независимости и вновь воссозданной военизированной организации «Кайтселиит», существовавшей в буржуазной Эстонии, демонтировали памятник В. И. Ленину.

Забыто, при этом, что именно Ленин, верный идее права наций на самоопределение, был инициатором заключения Тартуского мирного договора, ставшего фундаментом первого самостоятельного государства эстонского народа».

И 25 (двадцать пять) лет спустя в якобы независимой Эстонии половина из двух миллионов населения, не пригодившихся ни в одной стране «благословенного» Запада ни дворниками, ни мойщиками посуды в барах, кафе и ресторанах, по-прежнему, по-видимому, от безделья, крушат памятники красноармейцам, погибшим при освобождении их Родины от фашистов гитлеровской Германии.

И, похоже, даже не понимают, что освободившись от якобы «советской оккупации», в каком униженном и оскорбительном положении они оказались с появлением натовской беспардонной и наглой военщины на своей прекрасной земле.

И теперь, оказавшись в унизительном положении и, практически, без средств существования, и при отсутствии возможности заработать их ни на родной земле после разрушения всей промышленности, созданной за годы советской власти, ни на «благословенном западе», соблазнившим, так называемой, свободой и независимостью, и родилась «прибалтийская идея» истребовать эти средства у России — правопреемницы СССР за, так называемую, «оккупацию» последним прибалтийских республик в течение 45 лет.

А рижские «мудрецы», уничтожившие только в Риге Рижский вагоностроительный завод РВР, Рижский автосборочный завод РАФ, электротехнический и радиотехнический заводы ВЭФ и имени Попова, построенные «оккупационной» советской властью, но, как оказалось, не соответствующие «европейским стандартам», и тоже оказавшиеся без оных средств к существованию, также решили истребовать их у России — правопреемницы СССР, тоже якобы «оккупировавшего» Латвию, уже, не мелочась, — 300 миллиардов долларов.

Господа республик Прибалтики! А Вы не погорячились? На этот случай на Руси есть поговорка: «Близок локоток, да не укусишь». Думать, милые господа, нужно было раньше — до того, как затеяли «развод»!

Но единства мнений и понимания преимуществ суверенитета не было и среди представителей элит республик Прибалтики даже на «заре суверенизации».

«Представитель Совета Министров Латвии высоко отозвался об альтернативной программе, над которой работает группа академика Шаталина.

Модель экономического союза суверенных государств видится ему наиболее перспективной. Латвия начала заключать прямые договора с республиками. Специальные группы разъехались в Среднюю Азию, на Украину, в Белоруссию.

Близок к подписанию договор с Россией в Москве И. Годманиса с Председателем Совета Министров России И. Силаевым…

Вопрос о собственной валюте — латах И. Годманис считает дискуссионным. Если мы желаем быть в экономическом союзе с другими республиками, то собственная валюта исключает такую возможность, потому что рассчитываться в едином экономическом союзе можно только рублями» — сообщает Ирина Литвинова из Риги.

Газета «Известия», №238 (23 141). Московский вечерний выпуск.

Суббота, 25 августа 1990 года.

А, между тем, «эпидемия суверенизации» начала поражать новых представителей элит новых субъектов Российской Федерации.

В вышеназванном номере «Известий», 238 (23 141), Альяс Сабиров из Йошкар — Олы сообщает: «Сессия Верховного Совета Марийской АССР обсудила проект декларации о государственном суверенитете. Обсуждение декларации стало для депутатов своеобразным сюрпризом. Ведь официальный проект её был опубликован в печати за три дня до открытия сессии, а другие варианты вовсе не опубликованы.

Содержание безальтернативного документа, составленного, похоже, старым аппаратным методом, вызывает у многих противоречивое отношение.

С одной стороны, в нём предлагается оставить республику, как и прежде — автономной, с другой стороны — высказано намерение объявить её «суверенным» государством и установить верховенство местных законов над российскими и союзными».

ПЯТНИЦА, 31 АВГУСТА 1990 года

А, между тем, «суверенизация», как эрозия, поражает новые территории на союзном пространстве.

Элиты ещё двух субъектов Российской Федерации заявили о суверенитете своих территорий. Субъекты, очень похожих на бантустаны, ранее появившиеся на юге африканского континента.

Альяис Сабиров сообщает из Казани:

«Проходящая в Казани сессия Верховного Совета Татарской республики приняла декларацию о государственном суверенитете…

— В ходе обсуждения декларации преобладающими становятся предложения о необходимости договорных отношений с РСФСР на основе сложившихся всесторонних традиционных связей, — сказал, открывая дискуссию на сессии, Председатель Верховного Совета республики Минтимер Шаймиев.

30 августа окончательный вариант Декларации о государственном суверенитете… был принят практически единогласно (при одном воздержавшемся)…

Провозглашена Татарская Советская Социалистическая Республика.

Декларация гарантирует равноправное функционирование татарского и русского языков в качестве государственных, сохранение и развитие языков других национальностей.

Конституция и законы республики Татарстан обладают верховенством на всей её территории».

А Владимир Новосёлов из Сыктывкара сообщает:

«Внеочередная сессия Верховного Совета республики Коми приняла Декларацию о государственном суверенитете. Отныне она будет называться Коми Советская Социалистическая Республика.

Сделан, безусловно, шаг к расширению самостоятельности Коми республики, к установлению новых, на основе договоров, отношений с Россией и Союзом.

Осознание важности этого шага подтверждают результаты поимённого голосования: за сохранение аббревиатуры АССР (автономная) был подан лишь один голос.

Декларация провозгласила собственностью республики её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные богатства, а также памятники культуры.

Внесено предложение считать государственными языками коми и русский.

Декларация станет основой для разработки новой Конституции суверенной республики, на территории которой отныне верховенствуют только её законы».

Газета «Известия», №244 (23 147). Московский вечерний выпуск.

Пятница, 31 августа 1990 года.

Потребовалось без малого два десятилетия приведения Конституции республик Коми, Татарстан и ряда других республик в составе Российской Федерации в соответствие с нормами и требованиями Конституции Российской Федерации.

СУББОТА, 1 СЕНТЯБРЯ 1990 года

А, между тем, в то время, когда в СССР и странах Восточной Европы: Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии происходили разрушительные процессы; в Западной Европе произошёл очень знаменательный по созидательности объединительный процесс — подписание договора об объединении двух республик Германии: ГДР и ФРГ, образованных в зонах антигитлеровской коалиции: Великобритании, СССР, США и Франции, после завершения Великой Отечественной Войны СССР против фашистской Германии и, так называемой, Второй мировой войны — для всего остального мира.

Е. Королёв — собственный корреспондент «Известий» сообщает из Берлина:

«В Берлине, во дворце «Унтер — ден — Линден» подписан договор об объединении ГДР и ФРГ. Документ, объёмом в тысячу печатных страниц, скрепили подписями руководители правительственных делегаций: статс-секретарь и Премьер-Министр ГДР Гюнтер Краузе и Министр Внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле.

В процедуре подписания договора намеревался принять участие и федеральный канцлер Гельмут Коль. Но он хотел, чтобы торжественная церемония состоялась в здании бывшего рейхстага на территории Западного Берлина.

Однако Лотар — де — Мэзьер (Премьер — Министр ГДР) настоял на подписании в столице ГДР — во дворце «Унтер — ден — Линден»…

Договором определяется, какие статьи Конституции ФРГ следует изменить в связи с объединением. Предусматривается создание пяти новых федеральных земель на территории нынешней ГДР. Это — Саксония, Тюрингия, Саксония — Ангальт, Бранденбург и Макленбург…

В соответствии с Договором на граждан теперешней ГДР будет распространяться система социального обеспечения ФРГ, которая отличается определёнными преимуществами по сравнению с большинством других промышленно развитых стран.

Однако, там, где социальные права в ГДР были более благоприятны, чем в ФРГ, предусматривается переходный период, в течение которого эти преимущества сохраняются…

В своём выступлении, при подписании договора, Премьер — Министр ГДР Лотар — де — Мэзьер отметил, что благодаря последовательному и ответственному ведению переговоров Гюнтером Краузе было достигнуто то, что «важно для людей ГДР»…

Экономические и социальные проблемы, которые сейчас приходится преодолевать, являются не результатом 143 дней социального рыночного хозяйства, а «реликтом» 15 тысяч дней социалистического планового хозяйства…

Теперь предстоит ратифицировать договора в парламентах ГДР и ФРГ.

5 сентября договор будет рассмотрен в бундестаге в первом чтении, 21 сентября он будет представлен на окончательное утверждение бундесрату.

Ратификация договора в парламенте ГДР намечается на 6 сентября».

Газета «Известия», №245 (23 148). Московский вечерний выпуск.

Суббота, 1 сентября 1990 года.

ПОНЕДЕЛЬНИК, 3 СЕНТЯБРЯ 1990 года

Ну, а в СССР вирус «суверенизации» начал поражать уже и субъекты союзных республик.

Эдуард Кондратов из Кишинёва сообщает:

«Чрезвычайная сессия Верховного Совета ССР Молдова начала обсуждение вопроса об обострении обстановки в республике. Причиной срочного созыва сессии стало решение собравшихся в Тирасполе народных депутатов городов и районов левобережья Днестра, а также города Бендеры об образовании независимой от Молдовы Приднестровской Молдавской ССР.

Напомним, что две недели назад создание Гагаузской республики — тоже в ранге союзной в рамках СССР было провозглашено в Комрате депутатами гагаузской национальности.

Председатель Верховного Совета ССР Молдова Мирча Снегур в своём докладе на сессии назвал эти решения тяжким испытанием для республики…

Стало ли неожиданностью для депутатов Верховного Совета (ССР Молдова) то, что происходило в воскресенье в Тирасполе? Нет, для всех ясно, что к этому шло.

В течение всего года всё глубже утверждались на Левобережье идеи «своей судьбы» — восстановления МАССР или создания Приднестровской республики…

Истоки размежевания можно искать в советских главах истории Молдовы. С 1918 по 1940год Правобережье Днестра входило в состав Румынии, а на левом берегу была советская власть… О них говорили в воскресение депутаты Тирасполя, обосновывая свой разрыв с ССР Молдова. Руководству республики (Молдова) были предъявлены обвинения в том, что они на практике проводят националистическую стратегию Народного фронта, которому на выборах удалось провести многих своих сторонников в парламент.

От того государственным флагом стал румынский триколор, и были приняты суровые карательные законы за неуважение к нему, а также — декларация о суверенитете.

Она (декларация), как считает съезд депутатов Левобережья в Тирасполе, неприемлема уже потому, что не признаёт для жителей республики гражданства СССР, заявляет о праве Молдовы ратифицировать союзные законы, объявляет её демилитаризованной зоной и предусматривает её вхождение не в Союз ССР, а в «сообщество суверенных государств»…

Своей главной болевой точкой депутаты городов Приднестровья считают принятые год назад законы о языке, ущемляющие «политические и гражданские права представителей других национальностей»…

Резкие возражения (представителей Левобережья) вызывает национализация промышленности союзного значения и курс правительства Молдовы в области экономики, грозящей региону и республике катастрофой. А посему было заявлено, что с такой Молдовой Левобережью нынче не по пути.

Сессия в Кишинёве ещё продолжалась, когда в Тирасполе была принята декларация об образовании Приднестровской Молдавской ССР в составе пяти районов и четырёх городов. Тирасполь определён как её столица…

Решили создать подразделения патрульно-постовой службы, набирать в них добровольцев, а часть молодёжи призывать на воинскую службу во внутренние войска МВД, расположенные в Приднестровье.

Прекращается действие Конституции и законов ССР Молдова — признаются лишь союзные.

Приняты другие документы — о подготовке Конституции ПМССР, о собственности на предприятия, о республиканском банке, органе печати, декрет о власти, обращение в ООН и к Президенту СССР М. Горбачёву.

В понедельник на утреннем заседании сессии (Верховного Совета ССР Молдова в Кишинёве) был принят закон об учреждении поста президента СССР Молдова, избираемого на 5 (пять) лет всеми гражданами республики.

Закон предусмотрел, что первый президент избирается Верховным Советом открытым голосованием…

Принято постановление «О воинской службе граждан ССР Молдова»… О прохождении молодёжью Молдовы службы на её территории. Об образовании национальной армии».

«Известия», №247 (23 150). Московский вечерний выпуск.

Понедельник, 3 сентября 1990 года.

И, не откладывая «в долгий ящик», как сообщил Эдуард Кондратов из Кишинёва:

«На проходящей в Кишинёве чрезвычайной сессии молдавского парламента избран первый президент республики. Им стал Мирча Ион Снегур. До этого он занимал пост Председателя Верховного Совета ССР Молдова.

Альтернативы у М. Снегура не было — его кандидатура на пост была бесспорной, и при голосовании прошла лишь при двух воздержавшихся».

«Известия», №248 (23 151), Московский Вечерний выпуск.

Вторник, 4 сентября 1990 года.

И сегодня, когда пишутся эти строки, якобы «суверенная» Республика Молдова формально входит в «содружество независимых государств» — в Европейский Союз.

Экономика — в упадке, потому что ни её замечательные вина, ни её «добрый табак», ни её прекрасные яблоки «содружеству» не нужны. И добрые молдаване в поисках заработка уезжают из родного дома, в том числе и — в Россию.

А на молдавской земле, в нарушение принятого закона о «демилитаризованной зоне», уже «топчется» американская, то бишь, натовская солдатня и бронетехника. Хотя Молдова — ещё пока и не является членом НАТО. Но прорумынской элите очень хочется туда — в НАТО.

В этом же номере «Известий» помещено подробное изложение «программы перехода к рынку», разработанной под руководством академика С. С. Шаталина рабочей группой в составе: С. Шаталина, И. Петракова, Г. Явлинского, С. Алексашенко, А. Вавилова, Л. Григорьева, М. Задорнова, В. Мартынова, В Мишина, А. Михайлова, Б. Фёдорова, Т, Ярыгина, Е. Ясина.

Программа содержит разделы: Право человека на собственность, Право граждан на экономическую деятельность, Право граждан на свободу потребительского выбора и справедливые цены, Право граждан на рост доходов и социальные гарантии, Право предприятий на свободу экономической деятельности, Права республик на экономический суверенитет, Экономические права центра, Права общества.

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА на СОБСТВЕННОСТЬ

Право на собственность реализуется посредством разгосударствления и приватизации — передачи государственного имущества гражданам… в возращении собственности народу… проявится социальная ориентация народа.

Это восстановление социальной справедливости, форма закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны…

Собственность в руках каждого — это гарантия стабильности общества, одно из важнейших условий предотвращения социальных и национальных потрясений.

Человек, имеющий собственный дом, земельный участок, которые он всегда может передать или оставить детям.

Человек, владеющий акциями и иными финансовыми активами, объективно заинтересован в стабильности общества…

Для того, чтобы приватизация не превратилась в способ легального и чрезмерного обогащения немногих… процедура должна обеспечивать в ней самых широких слоёв населения. Практически каждый, даже не имея первоначального значительного капитала, сможет при желании получить свою долю национального богатства.

Равенство возможностей будет обеспечиваться разнообразием форм приватизации, что даст возможность либо взять имущество в аренду, либо выкупить его в кредит, либо приобрести его на паевых началах и т. д.

Принципиально важным является то, что государство не может и не должно бесплатно раздавать своё имущество… Собственность необходимо зарабатывать…

Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже заработанной людьми и оно может быть предоставлено им бесплатно или за символическую плату.

Речь в первую очередь идёт о давно занимаемых квартирах с минимальным метражом на человека, о небольших садовых участках и многом другом…

ПРАВО ГРАЖДАН на ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В первый же день начала реализации программы декларируется равенство права любых физических или юридических лиц на ведение хозяйственной деятельности.

Объявляется программа приватизации, преобразования крупных государственных предприятий в акционерные общества; продажи мелких предприятий торговли, общественного питании, бытового обслуживания и других…

Законодательно обеспечивается благоприятная обстановка для вывода из государственной собственности предприятий по инициативе трудовых коллективов путём их обращения в фонд государственного имущества или в республиканские Комитеты по управлению государственным имуществом.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я