История России глазами современника. Часть 1. Былое… Или кто и как создавал и разваливал Советский Союз

Владимир Петренко

Уважаемый читатель! На многих телевизионных каналах в многочисленных аналитических и дискуссионных программах по вопросам истории прошлого и текущих дней высказывания и заявления отдельных участников вызывают у автора серьёзные сомнения в их достоверности. Эти сомнения и побудили автора к написанию предлагаемой книги на основе документов. С глубоким уважением, Владимир Петренко.

Оглавление

ЧЕТВЕРГ, 17 АВГУСТА 1989 года

В опубликованной 17 августа 1989 года «платформе КПСС — Национальная политика партии в современных условиях» подчёркнуто, что «формирование Союза ССР проходило в острой политической борьбе».

Предлагаемые ниже вниманию читателей материалы иллюстрируют сложность процесса выработки взглядов партии на пути решения национально-государственного строительства и её подходов к проблемам суверенитета республик в период образования СССР.

В информационном ежемесячном журнале «Известия ЦК КПСС», сентябрь 1989 г., в разделе «Из архивов партии», лист 191, сообщается: «10 августа 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) предложило Оргбюро Центрального комитета партии организовать комиссию и поручить ей «к следующему Пленуму ЦК подготовить вопрос о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик»…

На следующий день такая комиссия была создана «в составе т. т. Сталина, Куйбышева, Раковского, Орджоникидзе, Сокольникова и представителей: Азербайджана — тов. Ага — Малы Оглы, Армении — тов. Мясников, Грузии — тов. Мдивани, Украины — тов. Петровский, Белоруссии — тов. Червяков, ДВР — тов. Янсон, Бухары — тов. Ф. Ходжаев, Хивы — тов. Абдурахман Ходжаев».

На рассмотрение комиссии в конце августа 1922 г. был представлен подготовленный И. В. Сталиным «Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками».

Проект резолюции «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», предложенный И. В. Сталиным:

(не ранее 11 августа 1922 года)

— Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР (Дальневосточная республика) открытыми и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее.

Примечание: Соответствующие изменен6ия в конституциях упомянутых в 1 — м пункте республик произвести по приведении вопроса в советском порядке.

— Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в 1 — м пункте республик.

3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, железнодорожные, финансовые и потель (почта, телеграф) упомянутых пунк. 1 — м независимых республик объединить с таковыми РСФСР.

4. Наркоматы: продовольствия, труда и народного хозяйства формально подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР.

5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1 — м республик как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

Примечание: Органы борьбы с контрреволюцией в упомянутых выше республиках подчинить директивам ГПУ РСФСР.

6. Настоящее решение, если оно будет одобрено ЦК РКП, не публикуется, а передаётся национальным цека, как циркулярная директива для его проведения в советском порядке через ЦИКи и съезды Советов упомянутых выше республик до созыва Всероссийского Съезда Советов, на котором декларируется оно, как пожелание этих республик.

Член комиссии И. Сталин

Проект, получивший в последствии название «сталинского плана автономизации», вызвал далеко неоднозначные оценки среди руководящего ядра партии и весьма критическое отношение В. И. Ленина к «плану автономизации», выраженное им в нескольких письмах.

22 сентября 1922 г. И. В. Сталин пишет В. И. Ленину: «Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок между ЦЕНТРОМ и ОКРАИНАМИ, то-есть отсутствие всякого порядка и полный хаос, становятся нестерпимыми, создают конфликты, обиды и раздражение, превращают в функцию, так называемое, единое федеративное народное хозяйство, тормозят и парализуют всякую хозяйственную деятельность в общероссийском масштабе.

Одно из двух: ЛИБО действительная независимость и тогда — тогда невмешательство центра, свой НКИД, свой Внешторг, свой Концессионный комитет, свои железные дороги, причём вопросы общие решаются в порядке переговоров равного с равным, по соглашению, а постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР не обязательны для республик;

ЛИБО действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК экономсоветы независимых республик, то-есть замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юсти ции, внудел, земледелия и прочее…

Мой план:

— Вопрос о Бухаре, Хиве и ДВР, (которая ещё не советезирована), оставить пока открытым, то-есть пока их не автономизировать.

— В отношении остальных пяти независимых республик (Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан и Армения) признать целесообразным АВТОНОМИЗАЦИЮ с тем, чтобы к Всероссийскому Съезду Советов ЦИКи этих республик сами ДОБРОВОЛЬНО изъявили своё желание ВСТУПИТЬ в более тесные хозяйственные отношения с Москвой на началах АВТОНОМИИ…»

Совершенно очевидно, что И. В. Сталин был жёстким сторонником ограничения суверенитета и независимости советских республик в отличие от В. И. Ленина.

И вместе с тем невозможно отделаться от впечатления, что И. В. Сталин глубоко, в отличие от В. И. Ленина, понимал проблемы и сложности формирования государственного устройства.

Ленинская позиция по вопросу о принципах взаимоотношений между советскими республиками была учтена «комиссией по подготовке вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» в составе: Сталина, Куйбышева, Раковского, Орджоникидзе, Сокольникова и представителей: Азербайджана — Ага — Малы Оглы, Армении — Мясникова, Грузии — Мдивани, Украины — Петровского, Белоруссии — Червякова, ДВР — Янсона, Бухары — Ф. Ходжаева, Хивы — Абдурахмана Ходжаева.

В результате первоначальный «проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», подготовленный И. В. Сталиным, претерпел серьёзные изменения. Пункт 1 уточнённого «проекта об отношениях РСФСР с независимыми Советскими Социалистическими Республиками» члены комиссии предложили в следующей редакции:

1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Советских Социалистических Республик», с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава «Союза».

30.12.1922 г. на Всероссийском Съезде рабочих, крестьянских и солдатских Советов провозглашено создание Союза Советских Социалистических Республик в составе: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в составе: Азербайджана, Армении и Грузии.

31.01.1924 г. принята первая Конституция СССР.

27 октября 1924 г. в состав СССР вошли образованные Туркменская ССР и Узбекская ССР.

5 декабря 1929 г. в состав Союза ССР вошла Таджикская ССР, преобразованная из АССР в Союзную Республику 16 октября 1929 г.

5 декабря 1936 г. принята, так называемая, Сталинская Конституция Союза Советских Социалистических Республик, объединившего 11 Союзных Республик: Белорусскую ССР, Азербайджанскую. ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР, Казахскую ССР, Киргизскую ССР, РСФСР, Таджикскую ССР, Туркменскую ССР, Узбекскую ССР и Украинскую ССР.

5 декабря 1936 г. Азербайджан, Армения и Грузия, входившие в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР) с 12.03.1922 г., после упразднения ЗСФСР были преобразованы в Советские Социалистические Республики в составе Союза ССР.

5 декабря 1936 г. Казахская ССР и Киргизская ССР, преобразованные из автономных республик (АССР) в союзные Советские Социалистические Республики (ССР), вошли в состав СССР.

Молдавская АССР, образованная 12.10.1024 г., после воссоединения с Бессарабией и Северной Буковиной, была преобразована в союзную республику Молдавскую ССР и 2 августа 1940 г. вошла в состав СССР.

21 июня 1940 года, после исторического воссоединения Латвии, Литвы и Эстонии, образованные Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР вошли в состав Союза ССР 5 августа 1940 г., 3 августа 1940 г. и 6 августа 1940 г. соответственно.

Статья 71 Конституции Союза Советских Социалистических Республик, принятой 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, а также Конституции СССР, с изменениями и дополнениями, внесёнными Законом СССР от 1 декабря 1988 г. на внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, по-ленински гласит:

в Союзе Советских Социалистических Республик объединяются:

— Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика,

— Украинская Советская Социалистическая Республика,

— Белорусская Советская Социалистическая Республика,

— Узбекская Советская Социалистическая Республика,

— Казахская Советская Социалистическая Республика,

— Грузинская Советская Социалистическая Республика,

— Азербайджанская Советская Социалистическая Республика,

— Литовская Советская Социалистическая Республика,

— Молдавская Советская Социалистическая Республика,

— Латвийская Советская Социалистическая Республика,

— Киргизская Советская Социалистическая Республика,

— Таджикская Советская Социалистическая Республика,

— Армянская Советская Социалистическая Республика,

— Туркменская Советская Социалистическая Республика,

— Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Каким принципом руководствовались авторы Конституции при определении последовательности республик в приведенном перечне представленной статьи неведомо, вероятно, даже Богу!

Ну. А если бы авторы руководствовались принципом равноправности республик, то логично было бы перечислить их в алфавитном порядке, начав с Азербайджанской ССР и закончив — Эстонской ССР, поместив РСФСР между ними.

Статья 72 Конституции СССР гласит:

За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

Верховные Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР первыми воспользовались этим правом, заявив о своём выходе из СССР 4.03.1990 г., 11.03.1990 г. и 6.03.1990 г. соответственно.

На основании многочисленных бесед на горных пешеходных маршрутах Крыма, Памиро-Алая и Тянь-Шаня с туристами — гражданами республик Прибалтики, в том числе — с гражданами, так называемых, титульных наций, и особенно в последние годы, у автора сложилось мнение, что довольно существенная их часть не разделяет восторгов в связи с выходом из СССР и пребыванием в составе Европейского Союза и НАТО.

Статья 2 Конституции СССР гласит: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР».

А статья 6 Конституции СССР декларирует: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооружённая марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный научно-обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции.

Невозможно не признать, что, так называемая, «руководящая роль „родной“ коммунистической партии», в соответствии со статьёй 6 Конституции СССР, снижала возможности «народа в осуществлении государственной власти» в соответствии с нормой статьи 2 Конституции, потому что партия, руководствуясь, как правило, «революционной и всепобеждающей идеологией», не считаясь с мнением народа, а нередко и «силой», применяя войска, как в Тбилиси — в 1956году и в 1989 г., в Новочеркасске — в 1961 году, в Алма-Ате — в 1986 году, подавляя волю народа силой, навязывала ему своё мировоззрение.

И власть фактически принадлежала не народу, не Советам народных депутатов! Власть в Союзе Советских Социалистических Республик осуществляла «родная» Коммунистическая партия: Политбюро и Центральный комитет коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС).

В союзных республиках, в рамках конституционных полномочий в управлении, «руководящую и направляющую» роль осуществляли республиканские комитеты Коммунистической партии, возглавлявшиеся «первыми секретарями», как правило, из представителей, так называемой, «титульной нации»: Гейдар Алиев — в Азербайджане, Эдуард Шеварднадзе — в Грузии, Витаутас Бразаускас — в Литве и т. д.

В областях «руководящую и направляющую» роль осуществляли областные комитеты Коммунистической партии Советского Союза (Обкомы КПСС), возглавлявшиеся «первым секретарём» — представителем «титульной нации».

Аллегорический и пресловутый «Вашингтонский обком», рождённый в журналистской среде, по аналогии, фактически осуществляет руководство некоторыми, так называемыми, «суверенными государствами»: Германией, Латвией, Литвой, Польшей, Украиной, Эстонией и рядом других, якобы, «суверенных» стран.

Президенты и кабинеты министров, которых осуществляют руководство своими странами — номинально.

В районах — «руководящая роль» и власть была сосредоточена в районных комитетах Коммунистической партии Советского Союза (Райкомах КПСС), возглавлявшихся также первыми секретарями — представителями, предпочтительно, «титульной нации».

В городах власть и управление общественной и хозяйственной деятельностью была сосредоточена в городских комитетах Коммунистической партии Советского Союза (Горкомах КПСС).

Советы народных депутатов всех уровней во всей «вертикали советской власти» осуществляли руководство лишь номинально, руководствуясь «указаниями партии».

На заводах и фабриках, в конструкторских бюро (КБ) и в проектных институтах, на кораблях Военно-морского Флота СССР (ВМФ СССР) и торговых судах Министерства морского флота СССР (ММФ СССР), в больницах и поликлиниках, в колхозах и совхозах, в геологических экспедициях, в ВУЗах и даже в общеобразовательных школах, то-есть в каждом коллективе советского общества непременно и обязательно был «партийный комитет», который «нёс в массы руководящее и мобилизующее слово родной коммунистической партии».

Вы, Уважаемый читатель, может быть, уже устали читать этот эпизод о «руководящей роли родной коммунистической партии». А граждане Советского Союза на работе и дома, посредством радио и телевидения, газет и журналов, почти физимчески ощущали это ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ.

Моральная и физическая усталость от угнетающего идеологического давления партии, нередко далеко НЕБЕССПОРНОГО, но не приемлющего никаких возражений, иного мнения и требующего беспрекословного подчинения и ИСПОЛНЕНИЯ, будила у многих стихийный протест не только в среде беспартийных и рядовых членов партии; но и среди «комитетчиков» — отдельных членов «комитетов коммунистической партии» всех уровней, в том числе и в областных, и в республиканских комитетах коммунистической партии союзных республик.

Конечно, «угнетающее идеологическое давление коммунистической партии» не только не способствовало повышению её авторитета в народных массах, но и подрывало доверие к ней, её «руководящей и направляющей роли».

Доверие народа к партии, способное решить стоящие перед страной, её многонациональным населением задачи, стремительно падало.

А усугубляющееся экономическое положение в стране породило в народных массах глубокие сомнения в компетенции партии в вопросах экономики, в её способности управлять, так называемым, «народным хозяйством».

«Освоение целинных и залежных земель» в южных районах Западносибирской равнины и Степном районе северного Казахстана, начавшееся весной 1954 года, потребовало переброски в районы освоения не только значительных масс людей, преимущественно молодых, зачастую не имевших даже элементарных знаний и практики ведения сельскохозяйственных работ; но и огромной массы сельскохозяйственной техники из центральных и западных районов России, Белоруссии, Украины, Поволжья, Краснодарского и Ставропольского краёв.

Распаханные земли степных районов в условиях засушливого лета и выветривания под воздействием ветров, называвшихся «суховеями», не давали нужных урожаев зерновых культур.

Резко снизились сборы урожая и в традиционных сельскохозяйственных районах Кубани, Поволжья и Украины, оставшихся без посевной и уборочной сельскохозяйственной техники, вывезенной в районы освоения «целинных и залежных земель».

Очередная «НАПАСТЬ» обрушилась на сельское хозяйство Советского Союза в начале шестого десятилетия предыдущего столетия, после десятидневного пребывания Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва в США.

Восхищённый успехами кукурузосеяния в США Первый секретарь ЦК КПСС и Коммунистическая партия (Компартия) занялись кукурузосеянием вместо традиционного для России производства пшеницы, гречихи, овса, ячменя и других традиционных зерновых культур, вероятно, даже не придав значения тому, что основные кукурузные районы в США находились в полосе широт 30 — 45 градусов северной широты, а в СССР — в полосе широт 45 — 60 градусов северной широты; в полосе широт, с более суровым климатом и избыточными осадками.

В результате, впервые в своей многовековой истории, страна осталась и без зерна пшеницы и гречки, и без кукурузы, то-есть — и без хлеба, не только без многочисленных хлебобулочных изделий.

Некоторые из представителей взрослого населения, вероятно, ещё помнят, что в 1963 году в хлебных магазинах не всегда был даже чёрный хлеб.

И впервые в истории России и СССР Советский Союз был вынужден закупать хлебное зерно в Австралии и в Канаде и завозить его даже в танкерах, потому что для завоза необходимого объёма пшеничного зерна имевшегося в СССР тоннажа сухогрузных судов было недостаточно.

Поэтому танкерами везли за границу бензин, дизельное топливо, нефть и даже мазут, а после их выгрузки (слива), ёмкости танков мыли, пропаривали и грузили в них закупленное зерно.

Таким же образом народ дружественной Кубы, перед которой у Советского Союза были обязательства по поставкам продовольствия, спасли от голодной смерти.

Такой же уровень компетентности Коммунистическая партия обнаруживала и при управлении другими областями сельскохозяйственного производства и отраслями промышленного производства.

В течение нескольких лет, после провозглашения в мае (25) 1985 года «антиалкогольной компании», вырубили виноградники в Крыму и Молдавии, в Краснодарском и Ставропольском краях.

Уже в 1988 году в Москве полки прилавки большинства продовольственных и промтоварных магазинов были пусты. Появились очереди за мясом и молоком. Собственно приобретение мяса даже в Москве практически всегда было проблемой.

Исчезла с полок московских магазинов одежда и обувь. Стали возникать стихийные людские бунты: винные, водочные, пивные.

В 1990 году и в последующие годы по долгу службы пришлось побывать в Арсеньеве и Владивостоке, в Кронштадте, Мурманске, Питере, Севастополе и Североморске.

Во Владивостоке и в Мурманске в свободном доступе были только рыбные продукты, а также — мёд в Арсеньеве и Владивостоке.

Лучшим было положение с продовольственными и промышленными товарами в закрытом Североморске, в котором свободно можно было купить даже индийский чай в металлических банках, любую одежду и обувь; но только лишь до октября 1990 года.

Вернувшись после летних отпусков из поездки на юг, к Чёрному морю, и, вероятно, напуганные увиденным, североморцы буквально «смели» всё с полок и прилавков своих магазинов.

И потому неудивительно и вполне ожидаемо, что в союзных республиках в среде студентов и трудовых коллективов всё настойчивей вызревало убеждение, что возникающие проблемы проще будет решать, если решения будут принимать сами республики.

Эти настроения студентов, отдельных представителей и групп населения союзных республик, вне всякого сомнения, пришлись «по душе» большинству лидеров и руководителям союзных республик в лице первых секретарей республиканских комитетов Коммунистической партии, Председателей Верховных Советов союзных республик и Председателей Советов министров союзных республик, многие из которых давно вынашивали мечты о единоличном управлении республиками.

Только почти животный страх перед ЦЕНТРОМ: Центральным комитетом Коммунистической партии (ЦК КПСС), Комитетом Государственной безопасности (КГБ) удерживал практически всех от опрометчивого шага.

Нужен был прецедент. Должен быть кто-то первым. Первыми стали лидеры прибалтийских республик: Латвии, Литвы и Эстонии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я