Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки

Владимир Николаевич Туголуков

Человек не знал прежде себя, был тайной для мыслителей. «Опыт остановленной жизни» есть открытие человека, понимание его как эволюционирующей материальной формы. Понимание человека есть и понимание сущности сознания и познания. Человек, закончив свой эволюционный путь, перестанет познавать и станет бессознательным. Человек может быть понят только в пределах единого понимания материи, которое составляет главную смысловую линию книги. Работа будет интересна всем, кто стремится к пониманию сущего.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть II. Бытие и познание

Единое познание и его предмет

Вторая часть книги есть исследование познания и сознания. Сознание есть состояние остановленной, познающей себя жизни, поэтому рассматривать познание — рассматривать и психическую его форму — сознание. Познание начинается тогда, когда отрок изгоняется из цветущего сада своего Отца, утрачивает вечную жизнь. Преходящая жизнь в изгнании есть зло, а вечная жизнь в доме Отца — добро. Самопознание есть познание добра и зла, жизни вечной и временной, поиск пути возвращения в рай. Бытие в доме вечного Отца есть совершенная жизнь, беспредельная в своем полагании себя и поэтому вечная. Животная особь вечна в своем полагании в мир, в продолжении себя в потомстве. Самопознание есть остановленная в своем полагании жизнь. Изгнание из рая, невозможность полагания себя есть невозможность продолжения жизни, небытие. Остановленная жизнь знает себя преходящей и размышляет о пути вечном. Знание вечности и преходящести есть форма познания.

Жизнь в мире, бытие, и жизнь в себе предметом для себя, самопознание, есть противоположные формы индивидуальной жизни. Бытие есть практическое полагание особью себя, соответствие ее с миром и тождество безмыслия, а познание есть остановленная жизнь, мышление. Если индивид не может практически полагать себя вне себя, в мир, то он находится в состоянии «в себе», знает себя. Знать себя — быть в себе разделенным и определенным. Если индивид разделен с миром, то он и в себе разделен и определен, имеет в себе предмет своего познания. Разделение индивида с миром и психическая определенность в себе есть самопознание. Дух познания рождается на кресте, когда практическая жизнь остановлена. В изгнаннике, умершем телом, жизнь воскресает в форме мышления. Изгнание из вечности и жизнь в себе есть мышление.

Если бытие есть процесс жизни, соединение с миром, то познание есть остановленная жизнь. Бытие и познание есть возможные формы индивидуальной жизни: если жизнь в форме бытия невозможна, то она принимает форму познания. Жизнь в форме познания есть сущее небытие, существование индивидуального тела в форме разделения его с миром, с вечным Отцом. В те времена, когда жизнь изменяется, разрушается ее привычный уклад, многие индивиды утрачивают связь с миром и свой смысл, вынуждены познавать себя. Растерянность и тоску простого русского человека в эпоху перемен гениально выразил великий Есенин. Утрата бытия есть обретение знания себя. Познание неблагополучной жизнью себя есть понимание идеала и стремление к добру. Познание есть остановленная и определенная в себе жизнь, поиск пути полагания.

О едином познании в настоящее время не знают. Древним грекам, однако, было не чуждо это направление мысли. Если Фалес и Анаксимен еще эмпирики, натуралисты, то Анаксимандр и Гераклит уже мыслят метафизически. «Единое», «предел и беспредельность», «единство противоположностей» как форма определенности единого в себе есть категории единого метафизического познания. Как видно, пути и предметы познания разделились уже в то давнее время. Практикам, конкретно живущим индивидам свойствен естественнонаучный, эмпирический подход в познании сущего. Созерцательные, живущие абстрактно индивиды и мыслят общими понятиями, метафизически. О едином познании и его предмете задумывается тот, кто встал на трудный путь понимания всего существующего. Понимание как форма самопознания есть и процесс мышления, и состояние сознания. Мышление есть умственное решение задач жизни. Мыслящее познание из жизни исходит и в нее возвращается. Самопознание есть остановленная и поэтому мыслящая жизнь, поиск пути продолжения.

Бытие, жизнь приспособленных животных видов не нуждается в мышлении. И среди людей способность мышления есть большая редкость, поскольку мыслит не тот, кто умеет жить, но тот, кто неприспособлен, злополучен. Рождается индивид только с возможностью сознания, но оно может у него и не проснуться, если он благополучен. Сознание можно сравнить с разбуженностью души. «Души людей спят», — говорит древний мыслитель. Степень разбуженности души не зависит от социального положения индивида — в любом сословии могут быть и спящие, и разбуженные души. Но все же в менее обеспеченных, неблагополучных слоях общества уровень недовольства жизнью и степень психической разбуженности должны быть выше. Духовность не зависит от образованности, но, наоборот, несовместима с ней, поскольку образованность есть явление приспособления, благополучия. Чем благополучней индивид, тем глубже сон его души. Сознание есть жизнь в состоянии противоречия. Суть сознания в том, что индивид, остановленный отрицательным опытом, ограничен в своем полагании себя вне себя, что он, в отличие от приспособленных животных, не может жить рефлекторно, быть свободным. Правда, в настоящее «свободное» и развращенное время люди уже не сдерживают своих животных полаганий и мир человека становится все более животным, все менее одухотворенным. Чем выше знамя либеральной «свободы», тем ближе человек к скотскому состоянию. Индивид должен соотносить свою деятельность со средой. Способные особи менее считаются с окружением; слабые, неприспособленные — более. Знать себя — быть ограниченным в своем полагании себя и определенным в себе. Животное бытие не имеет психической определенности, поскольку эта жизнь безгранична, не имеет предела своему полаганию. Ограниченность остановленной жизни существует для себя в форме психической определенности, сознания.

Бытие не нуждается в самопознании, но познает себя небытие остановленной жизни. Самопознание есть осознание своего отрицательного практического опыта, понимание сущности явления действительной жизни. Осознавать несовершенство явления — понимать его истину, идеал. Самопознание начинается тогда, когда становится невозможной практическая жизнь. Остановленная жизнь есть всеобщий предмет познания. Познание есть поиск пути продолжения жизни. Познание прекращается тогда, когда практическая жизнь возобновляется. Познание человеком самого себя, своей жизни есть всеобъемлющее, единое познание. Цель познания — благополучная, совершенная жизнь. Познание природы есть средство для удовлетворения потребностей жизни и находится в пределах самопознания. Познания мира, материи нет без познания жизнью себя. Индивидуальный отрицательный опыт становится предметом мыслящего познания в форме представления. Обучение и вообще чтение способствуют увеличению индивидуального опыта, знания явлений. Посредством чтения книг родовой человеческий опыт становится достоянием индивида. Индивид, имеющий родовой опыт основанием своего мыслящего познания, есть познающий себя род.

Человек, в отличие от совершенных животных, осознаёт свою жизнь. Почему он осознает себя, обладает сознанием? Потому что он не может полагать себя, разделен с благом. Разделение с недоступным благом имеет форму чувственного его созерцания и воображаемого соединения с ним. Поэтому форма знающей себя жизни есть единство состояний чувственного созерцания и умозрения. Сознание есть единство явления остановленной жизни и понимания в уме идеала. Понимание идеала, истинной сущности жизни есть осознание действительного несовершенства. Явление есть созерцание недоступного блага, состояние разделения с ним. Бытие есть присвоение блага, а разделение с ним есть единство созерцания явления и понимания сущности, форма самопознания. Явление понято, если оно осознано. Осознать явление значит понять его истину. Сознание имеет форму понимания идеи, истины явления. Явление нужно понимать не как только созерцаемую вещь, но как состояние разделения с благом, действительность созерцательной жизни. Представление явления есть образ памяти. Явление, определенность внешнего мира для индивида производится в отрицательном практическом опыте. Индивид смотрит на мир понимающим взглядом; явление есть понимание сущности. Явление и сущность есть действительность и идея, стороны сознания.

Сущность понимается. Если явление есть разделение с благом, действительность созерцательной жизни, то понимание сущности есть представление идеала. Неудовлетворенный индивид стремится к осуществлению идеи жизни, своего желания и представляет воображаемое соединение с благом, идеал. Сущность вещи есть место, значение ее в жизни человека, вид блага. Каждая вещь есть какое-то благо, предмет потребления. Сущность одних вещей — предметы питания, других — строительный материал; третьи являются орудиями, и так далее. Понимая сущность явлений, индивид осознает себя, поскольку явление есть практическое отношение индивида к миру. Не понимая своего идеала, нельзя понять действительность. Индивид есть мера сущности всех вещей, всеобщая сущность. Существование есть познающее отношение индивида и внешнего мира, поэтому вне отношения познания нет определенности сущности. Понять сущность явления — определить свое отношение к нему, определить относительно себя и своей цели, потребности, своего идеала. Именно с понимания сущности вещей начинается самопознание. Человек есть всеобщее определение, всеобщий род всех вещей как предметов человеческого познания и практического освоения. Человек определяет все вещи в теории и практике, определяет, чем они являются для него. Всеобщее познание есть самопознание, а в пределах познания себя познаются все вещи. Определяя вещи, человек определяется сам — понимает свою истинную сущность и осуществляет ее в практике.

Сущность есть истина явления. Познать явление, понять его сущность — понять идею, то, что должно быть. Понимание есть воображаемое соединение с благом, отождествление представлений, мышление. Понимание по своей сущности противоположно практической жизни, которая есть не воображаемое, но действительное соединение с благом, потребление. Благополучная особь не понимает, не определяет идеала в мысли, но, осуществляя идею, бездумно потребляет благо. Животная особь не мыслит, не представляет воображаемой жизни, но живет, удовлетворяет желание. Понимание есть осознание совершенства и несовершенства, идеала и действительности. Понимая, что должно быть, идеал, индивид осознаёт вместе с тем несовершенство своей жизни.

Поскольку бытие есть благополучие, то познание как остановленная жизнь есть поиск пути к добру, к соединению с благом. Не «вещь» есть предмет самопознания, но разделение с благом, неблагополучие. Если соединение с благом есть потребление, то разделение с ним есть состояние созерцания, явление. Познает индивид не «вещь», но разделение с благом, явление неблагополучия, знание существования. Предмет познания есть отрицательный практический опыт, определенный относительно идеала совершенства. Идеал есть определенность идеи бытия в форме представления. Идея, по выражению Платона, как солнце освещает несовершенство действительной жизни. Осознание несовершенства явления есть понимание его истины, идеи. Познавать — рассматривать в уме свой отрицательный практический опыт, свое впечатление, искать путь осуществления идеи. Индивид в себе есть знание бытия и небытия, добра и зла. Можно сказать вслед за Протагором, что человек есть мера познания всех вещей — соответствуют они идее вечной жизни или не соответствуют. Само существование внешнего тела и его свойства определяются в отношении, лишь относительно наблюдателя. Человек познаёт мир собой, посредством себя, своей идеи бытия; познаёт явление несовершенства. «Вещь», благо есть предмет практики, потребления, а предмет познания есть отрицательный опыт, знание о существовании блага, представление. Невозможен такой предмет познания, как внешняя вещь. Целое как предмет познания есть отношение индивида и внешнего мира, практика, жизнь. Единственный предмет познания — практическая жизнь, определенная для себя в самой себе, отношение. Нельзя, как обычно делается, смешивать предмет практики и предмет познания: в практическом потреблении предмет есть потребляемая вещь, благо, а в познании предмет есть отношение разделения с благом, явление. Знание имеет форму не «вещи», но отношения разделения с благом.

Познание не есть созерцание стороннего наблюдателя, но поиск пути осуществления идеи, эволюционное приспособление человека к миру. Невозможно знать, каков мир без человека, но жизненно важно определить в практическом отношении, в явлении, что представляет собой мир для человека. Цель познания — непротиворечивое соединение с внешним миром, а это может быть достигнуто только путем определения мира посредством самого себя в практике. Познание начинается с отрицательного опыта жизни и есть поиск пути решения практического противоречия. Совершенная практика бессознательна, но отрицательный опыт практического полагания осознается, становится предметом самопознания. Сознание возникает тогда, когда благо только является, но соединение с ним невозможно. Явление есть отношение разделения индивида с благом. Жизнь для себя, самопознание есть не только явление своего несовершенства, но и понимание истины, идеала. Осознание жизнью себя есть понимание своей идеи. Остановленная, неумелая жизнь есть постоянный переход внимания от чувственного созерцания к умозрению и обратно, процесс осознания себя. Сознание есть единство явления и сущности, действительности и идеала, материи и идеи.

Остановленная жизнь есть невозможность полагания, ограничение желания отрицательным опытом. Если практическая жизнь невозможна, то она с необходимостью переходит в форму самопознания. Познание есть стремление от несовершенства к совершенству, от действительной жизни к осуществлению идеи. Цель познания — тождество идеи и жизни, возвращение индивида в общую жизнь, в мир, в дом вечного Отца. Самопознание призвано решить противоречие индивидуальной жизни, но плоды труда мыслителя приводят к развитию родовой жизни. Познание природы служит целям жизни и находится в пределах самопознания. Самопознание есть мыслящая жизнь, понимание идеала и поиск пути его осуществления. Идеал есть представление недоступного совершенства жизни. Индивид, размышляя о своем разделении с миром, ищет путь своего полагания. Родовое человеческое познание есть сотворение нового тела, будущего универсального орудия, осуществление идеи вечной жизни. Человеческая история есть новый день Божественного творения мира.

Понятие вещи есть понимание ее сущности. Понятие не есть только представление, мысленный образ вещи, но мысль, отождествление, определение сущности. Человеческое представление не безмысленно, но оно есть понимающее представление, мысль, связь представлений. Мышления нет в беспроблемной жизни, поскольку нет противоречия, причины, предмета. В состоянии благополучия психика не имеет формы мысли. Противоречие, недоумение, непонимание приводят к необходимости мышления. Проблемная жизнь озадачивает индивида и делает его углубленным в себя мыслителем. Мышление есть необходимое состояние остановленной жизни. Бессмысленная, без цели и радости отождествления жизнь заставляет индивида искать себя и размышлять. Настоящее время не понимает этой необходимости мышления, не понимает, что оно возникает как поиск решения противоречия индивидуальной жизни. Еще меньше настоящее время понимает необходимость формы возникающего мышления, поэтому исследователи истории познания и не могут понять того, что говорят древние мыслители, — для этого нужно самому пройти необходимый путь жизни и мысли. Мышление, если жизнь не может продолжаться, есть необходимый психический процесс, деятельность остановленной идеи.

Понимание есть мысленное соединение того, что разделено в практике, воображаемое осуществление идеи. Понимание есть мысленное решение противоречия практической жизни, поиск пути полагания. Понимание сущности вещи, понятие есть представление совершенной формы существования этой вещи. Сущность осуществляется в практике. Понятие есть не представление вещи, но представление практического отношения к вещи. Понятие есть понимание себя, своего отношения жизни. Особенное понятие есть представление особенного, частичного практического отношения. Всеобщее понятие есть представление жизни, общее понимание себя. Понятие себя — то же, что знание себя, сознание. Сознание есть понимающее знание, мышление. Индивид разделен с плодами дерева жизни, но понимает, что это необходимые для него плоды. Понимание имеет форму мысленного отождествления с благом. В действительности благо недоступно для индивида и только раздражает, но в идеале оно необходимая часть его жизни. Индивид разделен с вечностью, сознает себя смертным, но понимает вечную природу жизни. Особенность остановленной жизни в том, что действительность противоречит ее идеалу, понятию, идее. Индивид не обладает нужными ему вещами согласно их истинной сущности, жизнь его расходится с идеалом, и поэтому в нем возникают состояние неудовлетворенности, непонимания и стремление к пониманию сущности вещей и самой жизни в мышлении. Мышлению, процессу понимания предшествует осознаваемое состояние неудовлетворенности и недоумения, непонимания. Индивид недоумевает, почему ему не удается жизнь, почему ему недоступно то, что другим, более проворным, достается без труда. В состоянии непонимания он задает вопросы о жизни, о человеке в мире. Без вопросов деятельность понимания не начнется.

Равнодушие обывателей к познанию, отсутствие вопросов, сон души и ума объясняются именно их благополучием, устроенностью в жизни. Самопознание есть разделение идеала и противоречащей ему жизни. Противоречие, сознание есть невозможность полагания и необходимость обретения новой его формы. Индивид, не удовлетворенный своей жизнью, задает вопрос о ее смысле. В вопросе о смысле выражается неосуществленность идеи в полагании, в деятельности, которая бы приносила удовлетворение, наполнение жизни. Поиск смысла есть поиск соответствующей индивиду деятельности. Жизнь обретает смысл, найдя соответствующий своей идее путь полагания. Неизвестность пути жизни есть состояние непонимания. Найти путь полагания — найти смысл жизни, путь отождествления с благом. Смыслом жизни исключенного из нее индивида становится деятельность понимания, мыслящее познание. Индивид, частная жизнь которого невозможна, познает истину для человеческого рода.

При необходимости определения единого предмета познания становится ясно, что сам мыслящий, стремящийся к пониманию всего индивид есть часть единого предмета. Среди естествоиспытателей нет понимания, что «объективный предмет познания», внешний мир есть субъективная определенность жизни, явление. Для эмпирических исследователей более объективна картина восприятия индивида, чем он сам. Бессознательность эмпириков объясняется тем, что если предмет мыслителя есть всеобщий предмет, то предмет натуралиста есть необходимо частный предмет. Узок взгляд представителя частной науки; а единой науки, которая бы имела своим предметом всю природу, пока не было. Если всеобщий предмет есть относительная определенность индивида и внешнего мира, то частный предмет определен относительно других частных предметов. Единый предмет мыслящего познания включает и самого мыслителя. И, следовательно, истинно объективный предмет познания — жизнь, познающее отношение человека и внешнего мира. Мыслитель, стремясь к всеобъемлемости своего понимания и рассматривая мир в целом, открывает себя как необходимую часть предмета единого познания. Стремясь к единому пониманию и определению всеобщего предмета, мыслитель открывает свою жизнь как предмет и субъект единого познания. Задача познания самого себя, осознанная древнегреческими мыслителями как цель всего познания, есть метафизическая задача познания единой реальности. Индивид знает себя только в отношении к внешнему миру, поэтому познать себя возможно, только познавая все. Самопознание есть единое познание. Без познающего человека нет внешнего мира как предмета познания: этот предмет есть всецело определенность человека в себе, отношение его к миру.

Наивно думать, что внешний мир, каким его знает индивид, является таким же и без него. Без человека, без его практического опыта не будет определенности явления мира и понимания его. Без человека мира не только нет в явлении, но он не имеет и сущности. Поскольку существование есть состояние знания, то без человека, без его познания существования быть не может. «Существование» есть самоопределение, понятие самого себя. Сущее знает себя в индивиде. Внешний мир, определенность его есть знание индивидом самого себя, сознание. Мир есть определение двух сторон — индивида и внешнего ему сущего. Мир определяется в познании. Ясно, что без познания никакого знания ни в какой форме — форме явления, представления, понятия — нет и не может быть. Знание человека о себе есть его знание о мире. По сути, определение человеком мира есть самоопределение. Определенность в себе мира как предмета единого познания есть определенность в себе познающего индивида, знание себя, сознание. Нужно понять, что не внешний мир, «данный нам в ощущении», не предмет познания, посторонний субъекту, есть реальность, но единство человека и внешнего мира, познающая сама себя жизнь, самопознание. Реальность имеет форму знания себя, сознания. Реальность есть субъект. Сущее есть жизнь, определенная как предмет в себе и для себя в индивиде. Сущее есть единство индивида и внешнего мира, поскольку только в этой форме сущее есть для себя. Нужно делать вывод, что единое сущее без познания себя не знает и его нет для себя. Если это понято, то отсюда необходимо следует, что сущее познает само себя, что единый предмет познания есть субъект. Мир как единство человека и внешнего мира существует для себя в форме познания, понимания, понятия. Существование субъективно. Если есть только субъективность, то она тождественна объективности.

Самопознание есть несовершенное, отличающееся от идеала состояние жизни. Бытие не нуждается в познании и не имеет его формы. Познание есть стремление к совершенству, к тождеству идеала и действительной жизни. Познание начинается с отклонения действительной жизни от идеи, с определения идеала. Познание призвано определить путь осуществления идеи, преодолеть несовершенство жизни. Сущее познает себя, разделяясь в себе. Идея и действительная жизнь, материя есть стороны этого разделения. Изгнание избранного к самопознанию отрока из дома вечного Отца, из жизни и мира есть распятие его «на скалистых разломах хребтов» на краю земли. Вечный Отец определяет Сына к жизни в цепях несвободы — так, в разделении Сына и Отца, осуществляются познание и эволюция. Распятый на скале или кресте может только мыслить, определять в мышлении путь вечной жизни. Разделение Сына с вечным Отцом есть в себе и субъект и предмет единого познания. Индивид в себе есть идея беспредельной жизни. Если идея осуществляется несовершенно, то идеал и действительная жизнь разделяются, начинается познание. Ограничение идеи в полагании есть определение идеала. Идеал определяется в ограниченной практике полагания индивидом себя в мир. Ограниченная и определенная идея есть форма знания себя. Идея хочет утратить себя в свободе полагания. Самопознание есть путь понимания, путь идеи к осуществлению в практическом полагании. Разделение Сына и Отца означает, что мир должен быть изменен, должна быть изменена форма человеческого полагания. Единое познание есть определение пути осуществления идеи родовой жизни. Только прикованный и несвободный Сын Божий может мыслить о жизни в общих понятиях и познавать общее, а живущая благополучно, свободная особь мыслит о своей выгоде, конкретно. Пригвожденный, лишенный возможности полагать Себя Сын Бога мыслит о родовой, общей, Божией выгоде, а не о Своей, частной. Прометей призван Отцом Богом, неумолимой судьбой мыслить о человеческом роде. Изгнанник, живущий абстрактной жизнью, мыслит абстрактно. Сущий на краю жизни, прикованный и распятый представляет собой эволюционирующий человеческий род. Самопознание означает, что жизнь, став в себе противоречием, ищет путь его преодоления. Разделение жизни в себе есть противоречие идеи и материи, желания и осуществления. Идея должна принять новую форму полагания. Полагание имеет форму учения о человеке, о пути вечной жизни. Знает себя противоречие, разделение идеи и практической жизни. Другого знать нельзя, но знание себя есть единственная форма знания.

Знание называют субъективной реальностью, а явление жизни — реальностью объективной. Знающая себя реальность разделена и имеет единую форму явления и понимания сущности, вещи и знания. Двух реальностей нет, но вещь и знание, явление и понимание есть стороны единой субъективности сознания. Реальность, знающая себя, имеет материально-идеальную форму. Жизнь может быть и в бессознательной форме. Форма бессознания есть беспредельность, тождество, одно. Бессознание есть тождество материи и идеи, явления и понимания. Об одном, о тождестве всего ничего нельзя сказать, поскольку нет различия и определенности одного и другого. Некорректно пытаться представлять эту реальность, поскольку представление есть определенность знающей себя реальности. Единство противоположностей, дуализм, разделение знания и явления, идеи и материи есть необходимая форма сознания и познания. Монизм, тождество всего в одном есть состояние бессознания. Идея и материя, умозрение и чувственность есть разделение одного, тождества, форма сознания. Всё, всеобщее не может быть определено ничем другим, не может иметь противоположности — тогда бы оно было стороной единства, а не всем, не одним. Всё, одно определяется в себе путем разделения противоположных сторон. Противоположные стороны понятия себя, сознания — идея и материя.

Явление есть определенность созерцательной практики, чувственное знание. Восприятие явления есть его осознание, понимание сущности. Явление и сущность есть разделение несовершенной, созерцательной жизни. Бытие не имеет такого разделения — осуществление его не расходится с идеалом. Сущность явления есть осознание его, понимание идеи. Если нет явления, нет и существования: индивид не знает вещи существующей и не знает себя существующим. Отсюда понятно, что всеобщая сущность явления, всеобщее знание есть существование как отношение индивида и внешней среды. Индивид знает свою жизнь как отношение разделения себя с внешней средой, существование. Разделенная жизнь, познание имеет одной своей стороной чувственное созерцание, другой стороной — умозрение. Индивид знает действительность и идеал: мир есть место изгнания и, в возможности, родной дом. Сознание есть определенность явления остановленной жизни и представление идеала. Особенная сущность единичной вещи есть особенное отношение индивида и внешней среды, особенность предмета. Сущность вещи есть понимание ее идеи и отличающейся от идеи действительности. Всеобщее понимание, сознание есть понятие всеобщего отношения жизни, единства действительности небытия остановленной жизни и идеи бытия.

Почему человек имеет сознание, познает, размышляет о сущности? Почему бытие переходит в форму знающей себя жизни? Благополучная жизнь в доме вечного Отца и знание добра и зла в изгнании, бытие и мышление есть противоположные — совершенная и несовершенная — формы жизни. Жизнь, становясь несовершенной, переходит в форму самопознания. Разделение индивида с внешней средой, с вечнозеленым райским садом есть разделение действительной жизни и идеала, явления и сущности, сознание. Жизнь, активность идеи, не находя пути в практику, принимает форму самопознания. Что значит познавать? Жизнь есть полагание себя идеей. И практика, и самопознание, мышление есть деятельность идеи. Идея, не находя пути практического полагания, принимает форму предполагания, мысленного, воображаемого полагания. Путь идеи есть путь отождествления. Как практика есть непротиворечивое соединение вещей, так и мышление есть поиск идеей пути тождества, отождествление представлений. И практическое полагание и умственное предполагание могут происходить только по пути тождества, соответствия.

Что достигается в мышлении? Мышление, предполагающая деятельность идеи есть подготовка практического полагания. Мышление есть поиск идеей пути в практику. Практическое полагание мыслителя, осуществление его идеи имеет форму учения о человеке, теории жизни. Поскольку миру нужно это учение, показывающее путь исторической практики, то мыслитель достигает своим полаганием соответствия с миром. Познавать, понимать — стремиться к соответствию со средой. «Понять», в ближайшем смысле, — «принять» как соответствующее своему желанию, идее, тождественное себе. Путь «понимания» в совершенной практике есть путь присвоения, отождествления, удовлетворения потребности. Бытие есть путь тождества, соответствия. И мысленное понимание доставляет удовлетворение: понимание есть открывшийся новый путь движения идеи к свободе, путь мысленного отождествления. В практике потребления индивид «понимает» вещи своей душой: понять — принять, согласиться, удовлетвориться. Остановленная жизнь, разделение с благом есть, с психической стороны, состояние непонимания. Непонимание есть незнание пути жизни к благу, неизвестность пути тождества, отсутствие смысла жизни. Если жизнь не соответствует идее, опыт ее отрицателен, то непонимание есть недовольство собой, беспокойство, переживание неизвестности своего пути. Неблагополучие есть стремление к соединению с благом, к пониманию, тождеству. Осознанию подлежат отрицательный опыт, действительность жизни. Понимание есть соединение в воображении разделенных сторон сущего — самого себя и внешней среды, представление идеала. Изгнанник осознает свою неблагополучную жизнь, отношение разделения в единстве с воображаемым идеалом соединения. Благополучие есть совершенное соединение со средой, процесс потребления, удовлетворенность, тождество безмыслия. Мышление есть разделение индивида с общей жизнью и разделение в уме, в представлении воображаемого идеала и действительного неблагополучия. Пониманию, мысленному отождествлению подлежат разделенные стороны действительности, должные в идеале быть тождественными. Непонимание, противоречие переходит в состояние мысленного понимания, соединения с благом в представлении. Состояние недоумения, непонимания переходит в мысль. Мышление есть путь понимания. Мыслительный процесс есть определение пути и формы практического полагания. Возникающая мысль есть отождествление себя с благом в представлении, определение пути идеальной жизни. Действительное состояние индивида есть разделение, но мыслит он соединение; в себе он есть представление идеала жизни и понимание своего действительного состояния как несовершенного.

Особь не может жить без соединения с внешней средой. Среда дает особи жизнь, продолжает ее в потомстве в вечность и бесконечность. Целое, жизнь есть единство особи и внешнего мира. Жизнь может иметь формы соответствия и несоответствия. Соответствие есть совершенная жизнь, бытие, тождество бессознания. Несоответствие есть противоречие индивида в себе, самопознание. Внешняя среда, с которой особь находится в соответствии, — и место райской жизни, дом вечного Отца, и дерево жизни с его плодами. В состоянии несоответствия внешний мир для индивида есть только предмет чувственного созерцания, явление, а не дом Отца, дающий кров, и пищу, и плоды дерева жизни.

Сознание, знающая себя жизнь есть состояние противоречия: внешний мир, должный быть в идеале продолжением индивида, в действительности есть его предел, ограничение, отрицание. Жизнь, должная быть тождеством бессознания, в индивиде разделяется, становится двумя сторонами сознания. Индивид, разделенный в явлении с внешним миром, в себе имеет форму противоречия идеи и жизни. Жизнь переходит в форму самопознания. В индивиде противостоят и взаимно определяются отрицательный опыт действительной жизни и идея, идеал. Определенность противоположных состояний, когда индивид, испытывая и переживая зло своего изгнания, осознает возможность благополучной жизни в доме вечного Отца, есть сознание, мышление.

Если для индивида познание есть средство достижения соответствия со средой, то для сообщества оно имеет форму технического развития. Окончание познания означает полноту знания и совершенство практической жизни. Человек должен познать все, должна быть создана единая наука. Мыслитель, вставший на путь единого понимания, не может не задуматься о том, что есть всё, всеобщее, поскольку он должен определить всеобъемлющий, единый предмет познания. Стремясь к определению всего сущего, он задумывается о мире, о космосе, его пространственном и временном измерениях, пытается определить в представлении мир извне. Форма объективной, эмпирической определенности, когда конечная вещь определяется относительно внешних ей вещей, переносится и на мир в целом в попытке его умственного определения. И мир в целом индивид пытается определить в представлении как конечную вещь. Но ни в представлении, ни в опыте невозможно определить внешнюю границу мира, поскольку невозможно представить, чтобы пространство где-то заканчивалось. Определить вещь объективно, в явлении — определить ее границу, предел, отличить от другой вещи. Предел вещи есть внешняя среда, другая вещь. Форма определения вещи в уме — представление ее самой и внешнего окружения. Космос, все сущее невозможно представить конечным, имеющим предел, внешнюю границу. Если допустить, что мир есть все и кроме него ничего нет, то он не может иметь предела. Но и беспредельным мир нельзя представить, поскольку форма представления и понимания — различение одного и другого, представление нечто и внешнего ему другого нечто, вещи и ее окружения. Представление есть форма понимания, определенности, а невозможность представления есть невозможность понимания. Невозможно представить и понять ни конечность мира в пространственном и временном измерении, ни его бесконечность.

Мир не может быть определен извне ни в пространстве, ни во времени. Неопределенность мира извне есть невозможность определения на этом пути единого предмета познания. Рассуждая отвлеченно, в какой форме может быть определенность всего? Всё есть то, вне чего ничего нет, ведь если бы было что-то вне всего, то оно не было бы всем. Поскольку всё не может иметь ничего вне себя, то оно и не может быть определено через другое, внешнее себе. Всё, рассматриваемое как одно, не может иметь определения: всё как одно есть ничто. Всё как одно есть тождество противоположных определений, отсутствие смысла, понимания. Определить — очертить границу, но всё по своему понятию не может иметь внешнего ограничения, предела. Если внешнее определение предмета называть объективным, то мир извне не может быть понят объективно. Понять, мыслить, представить можно только конечное тело и его окружение.

Мыслитель, стремясь объективно определить мир, вскоре видит невозможность такого предмета. Объективно, извне мира как единого предмета познания нет. Вопрос, к которому индивид с необходимостью приходит, есть вопрос о том, как вообще возможна определенность. Может быть определен такой предмет, который ограничен другим, внешним предметом. Взаимно определены при этом в их различии и тождестве оба предмета. Если это определенность в пространстве, то предмет определен внешними ему предметами, а если определенность временная, то некоторый промежуток времени определен предшествующим ему и последующим временами. Любой частный предмет определяется в отношении его с другими, внешними ему предметами. Для определенности предмета наряду с ним должны быть другие предметы. Такую определенность называют объективной. Эмпиризм, являющийся методом всех частных наук, знает только объективную определенность, а субъективной, метафизической определенности он не знает. Всеобщий предмет, весь мир объективно определен быть не может. Все не может быть определено относительно другого, поскольку тогда оно не будет всем. Всё есть то, внешнего чему нет. Мир в целом не может быть определенным извне, объективно, поскольку наряду с ним ничего нет. Вместе с тем всеобщим предметом познания может быть только весь мир, сущее, поскольку нет ничего более всеобъемлющего.

Ум человека бессилен достичь внешней определенности мира, поскольку это невозможно. Уже первые древнегреческие мыслители, мыслившие естественно, ни на кого не оглядываясь, столкнулись в своем поиске начала единого познания с неопределенностью всеобщего сущего, космоса при попытке его объективного определения. Как отправной пункт, начало логического мышления Анаксимандр выдвигает понятие апейрона — неопределенного всего. Позднее и Гераклит говорит о всеобщем как о неопределенном одном, тождестве: «Не мне, но логосу внимая, мудро признать, что все — едино». Всеобщее не может быть определено другим, но оно есть тождество одного. Определенность всеобщего предмета, которую ищет мыслитель, есть форма сознания и понимания. Определенности понимания предшествует неопределенность, непонимание, тождество безмыслия. Неопределенность есть тождество противоположных определений, отсутствие мысли: мир конечен и бесконечен, имеет начало во времени и не имеет. С тождеством, формой неопределенности и бессознания не нужно смешивать единство противоположных представлений, которое есть форма определенности, сознания. Мыслитель, стремящийся к определенности предмета познания, замечает, что внешний мир есть его субъективное определение, функция практики. Время существует для индивида, потому что он имеет память и помнит прошлые события. Определенность прошлого и будущего существует только в уме в форме образов памяти и воображения. И настоящее как единство прошлого и будущего есть определение ума, представление. Некорректно рассматривать сущее без определяющего его индивида, поскольку внешний мир есть субъективное определение, функция практики. Сущее не может быть предметом объективного познания.

Как определяются мир, сущее? Поскольку вне всего сущего нет ничего другого, определяющего его, то оно может быть определено только в себе. Определенность возможна только в разделении. Мир, чтобы быть определенным, должен разделяться в себе. Объективно, в явлении разделение сущего в себе есть разделение индивида и внешнего мира. Сущее определяется в себе и для себя в лице индивида, субъективно. Каждая особь есть центр и чувственный фокус мира. Мир есть определенность индивида в себе, сознание. Сущее определяется как отношение индивида и внешнего мира, действительная жизнь. Изгнанник ограничен внешним миром в полагании и поэтому определен в себе. Внешний мир определен индивидом как останавливающий его полагание. Мир определен как осознаваемая индивидом его действительная, остановленная жизнь. Вопрос о возможности определенности есть вопрос о возможности сознания. Сознание есть определенность сущего в себе и для себя. Самоопределение сущего означает, что оно становится в себе предметом самопознания. В познании определяется в индивиде действительная жизнь. Сущее определяется в себе как несовершенное и стремящееся к совершенству. Сущее определено как несоответствие действительной жизни идее. Самопознание есть осознание практического противоречия. Единая определенность, включающая объективную определенность частных наук, есть субъективность, сознание.

Откуда берутся противоположные определения, когда мыслитель представляет мир в целом, пытается определить его извне? Мир, представляемый извне, оказывается тождеством противоположных определений: мир конечен и бесконечен, вечен и преходящ, всё и ничто. Тождество противоположностей есть неопределенность, отсутствие мысли, понимания. Определенность, понимание есть единство противоположных определений. Одно не может быть предметом понимания, но определенность мысли есть различение одного и другого, единство противоположных представлений. Нужно говорить о форме понимания, мысли, если равно непонятно то, что мир конечен, и то, что он бесконечен. Практический опыт, определяющий форму понимания, свидетельствует о том, что все тела конечны и находятся в окружении других тел. Поэтому невозможно понимание и бесконечной вещи, и конечной, не имеющей ничего вне себя. Мир, когда пытаются мысленно рассматривать его извне, представляется как большая, но все же конечная вещь. Это происходит потому, что именно такова форма представления предмета. Форма понимания есть форма практической жизни, явления. Мышление к бесконечному, неопределенному предмету, каким является мир, космос, применяет форму представления конечной вещи. Мышление имеет форму представления единства конечного тела и его окружения. Поэтому все, рассматриваемое как одно, есть отсутствие мысли, тождество противоположностей.

Мир не может быть определен извне, и не в этом цель познания. «Бесконечное познание бесконечного мира» есть задача познания в обывательском мнении. Нет такого предмета познания, как мир в целом, определяемый извне, объективно. Известны частные науки и их частные предметы, но ни о всеобъемлющем познании, ни о всеобщем его предмете пока ничего не известно. С древних времен мыслители стремились к единому пониманию сущего, но усилия эти не увенчались успехом, единой науки о жизни пока не было. Необходимость завершения познания в конце истории означает, что знание человека будет полным. Человек должен познать все. Но что есть всё для познания? С необходимостью возникает вопрос о всеобщем предмете. Если сущее не может быть определено объективно, то какую форму определения оно имеет? Сущее определяется субъективно, для себя, путем разделения в себе. Одно, тождество бессознания разделяется в себе; возникает определенность противоположных действительности и идеала, явления и понимания сущности, материи и идеи. Определяющееся в себе всеобщее сущее, единый предмет познания есть индивидуальная жизнь. Определенность жизни в себе и для себя есть сознание. Сущее в форме сознания есть жизнь в себе, отношение индивида с миром. Жизнь есть и субъект и предмет самопознания. Предмет самопознания — не внешний мир, но отрицательный практический опыт соединения с ним, разделение идеала и действительности. Единый предмет самопознания есть единство предметов чувственного созерцания и ума. Определенность единого предмета, субъективность сознания имеет форму единства противоположных материи и идеи, явления и понимания сущности.

Познание есть остановленная жизнь, невозможность полагания, необходимость решения противоречия идеи и действительности. Познание может быть частным или всеобщим, единым в зависимости от того, какое противоречие оно решает. Единое познание есть решение всеобщего противоречия. В едином познании остановленная жизнь становится для себя предметом. Опыт остановленной жизни есть опыт единого познания. Человек обретает себя в полной мере, открывает себя как единый предмет познания, делая предметом познания все. Стремясь к познанию всего сущего, мыслитель обретает в познании самого себя, свою жизнь. Самопознание есть единое познание. Исходное состояние познания — разделение с благом, с внешним миром, неосуществленность идеи. Предмет познания — противоречие идеала и действительной жизни. Цель познания — благополучие, тождество идеи и жизни. Познание есть поиск пути осуществления идеи бытия, вечной жизни.

В познании, рассматривая свою несовершенную практику, свое разделение с внешним миром, изгнанник ищет путь осуществления идеи. Цель познания — совершенство жизни, непротиворечивое соединение со средой. Несовершенная практика, отрицательный опыт полагания имеют форму явления разделения с благом. То, что называют эмпирическим познанием, есть, по сути, практика, описание и классификация явлений, опытных фактов. Познание есть понимание сущности, идеи явления, определение пути совершенной практики. Всеобщее, единое познание есть определение истины жизни, пути ее к совершенству. Решение противоречия действительности и идеи есть познание жизнью самой себя, самопознание.

Невозможно познание предмета внешним ему субъектом, поскольку и нет таких субъекта и предмета. Невозможен предмет, внешний субъекту. Предмет содержится в субъекте как его знание. Единое познание возможно только как самопознание, и оно есть субъективное состояние углубления в себя, сознание. Предмет самопознания есть знание о мире в форме отрицательного практического опыта. Бытие не осознает себя, но знает себя небытие, остановленная жизнь. Отрицательный практический опыт имеет форму сознания как знания действительности и идеала, явления и его сущности. Знание есть предмет познания. При наивном понимании познания индивид есть субъект, а внешний мир — предмет. Но в действительности жизнь, останавливаясь, принимает форму знания себя и становится субъектом и предметом самопознания в индивиде.

Объективная форма самопознания — разделение с благом, неблагополучие остановленной жизни. Психическая, субъективная форма познания есть разделение представлений действительности и идеала, состояние сознания. Истина являющегося блага осознается. Осознание явления есть понимание его сущности, представление идеала. Осознавая свой отрицательный опыт, индивид, жизнь в нем познает себя, свою идею, ищет в мышлении путь ее осуществления. Предмет самопознания есть знание. Жизнь определяется, разделяясь в себе и обретая себя в форме знания себя. Противоположные стороны определенности есть явление действительного разделения с благом и представление соединения, идеал. Индивид, обретая ограничение, предел своему полаганию, определяется в себе. Знание себя есть определенность жизни в себе, предмет познания. Субъект самопознания — не индивид, но то, о чем знание, остановленная жизнь. Жизнь совершает в индивиде свой процесс познания. Субъективность познания есть объективный процесс. Самопознание совершается не произвольно, но вынужденно, необходимо. Мыслитель несвободен в познании: он хочет жить, но вынужден быть вне жизни на краю земли и познавать, мыслить. Самопознание есть состояние несоответствия и несвободы. Идея жизни определена вечным Отцом к поиску в мышлении пути свободы.

Эмпирические исследователи природы, знающие только определенность чувственности, объективность, считают, что предмет познания есть чувственно воспринимаемый внешний мир. Такому воззрению на познание противоречит тот факт, что и животные воспринимают мир чувственно, однако не знают своего восприятия, не познают. Познания нет, если жизнь совершенна. Человек не внешний мир познает, но свое практическое разделение с миром, остановленную жизнь. Предмет познания есть отрицательный практический опыт. Познание есть осознание явления остановленной жизни, понимание идеала. Человек есть мера: несовершенство действительной жизни он сознает относительно себя, своей идеи. Познание есть поиск пути изменения практической жизни в соответствии с идеей. Человек познает не внешний мир, но свое ограничение внешней средой. Самопознание начинается тогда, когда полагание индивида ограничивается внешним миром. Мир определяется для индивида как его ограничение, действительная жизнь. Познание есть поиск нового пути полагания. Познание есть перерыв в практике жизни, решение противоречия. Познание исходит из практики и завершается в ней.

В уме мыслителя, встающего на почву исследования единого познания, возникает множество вопросов, связанных воедино. Это, кроме вопроса о предмете, вопросы о сущности и форме знания и сознания, о субъекте, сущности мышления, причине и цели познания. Все эти вопросы есть составляющие части главного вопроса — о сущности и форме самопознания. Вопрос о том, что человек познаёт, может быть решен только в процессе понимания сущности познания. Поскольку знание должно стать полным, возникает необходимость определения всего сущего, предполагаемого предмета познания. Правда, вначале думается, что предмет не может быть всем, но кроме него есть знание. Не понимает вначале мыслитель, что предмет познания — знание. Чтобы предмет охватывал все сущее, он должен включать познающего индивида. Тогда единый предмет есть отношение индивида и внешнего мира, знающая себя жизнь. Единое познание есть самопознание. Исторически вопрос о едином предмете познания еще не был решен. В обыденном мнении предмет познания есть внешний человеку вечный и бесконечный мир. Поскольку предмет бесконечен, то познание его не может быть завершено, но должно быть вечным. В представлении обывателей познающий индивид находится за пределом подлежащего познанию мира и есть только посторонний предмету созерцающий субъект. Человек для обывателя не необходимая часть мира, он не подлежит познанию. Мир должен быть познан таким, каков он сам по себе, без человека, «объективно». Поскольку обыватель не знает ни практики, ни мышления, то познание для него есть только созерцание. Обыватель не замечает, что нет ни такого познания, ни таких предмета и субъекта, какие он себе представляет.

Человек познаёт не внешний мир, но свое несовершенное соединение с ним. Познания нет, пока нет отрицательного опыта, противоречия, разделения индивида с миром. Человек познает свое практическое ограничение. Знание себя возникает в практике, а до его возникновения познание невозможно. Сначала возникают определенность предмета, сознание, а затем начинается познание. Сознание есть определенность противоречия, а познание — поиск пути его преодоления. Внешние вещи, мир являются индивиду такими, какими они определены им самим как мерой, его средствами определения. Такого предмета познания, как мир без человека, нет, поскольку знание предмета есть определенность практического отношения. И познание такое невозможно, какое мнят себе обыватели, — как познание мира, каков он без человека, «объективно». Самопознания нет как без внешнего мира, так и без человека, но обе стороны — составляющие части знания себя. Объективный и единый предмет познания есть явление действительной жизни. Человек познает свой отрицательный практический опыт соединения с миром.

Определяя частный предмет природы относительно других частных предметов, натуралист еще не осознает себя и упускает из виду как тоже объективную сторону сущего, как необходимую сторону определенности. Можно сказать, что индивид знает не только о внешнем предмете, но и о самом себе, поскольку внешний предмет есть определенность отношения к нему. Но в частном познании эмпирический исследователь себя в качестве предмета не замечает, не знает себя как меру познания вещей. Всеобъемлющее познание ничего не должно оставлять вне себя, но должно иметь своим предметом отношение человека и внешнего мира. В обыденном мнении познание внешнего мира называется объективным, внешний мир есть «объективный предмет». Вне «объективного предмета» познания остается индивид, считающийся субъектом такого познания. Нужно сказать со всей определенностью, что предметом познания может быть только знание, представление. Знание же производится в практическом отношении индивида и внешнего мира. Поскольку отношение практической жизни познает себя, то оно и есть субъект самопознания. Размышляя о мире, о том, каков он, можно заметить, что всё, что известно о внешнем мире, есть определенность практического отношения. В практике человек ограничен и определен миром. Определение человека миром, ограничение его свободы есть вместе с тем определение им мира. Взаимное определение человека и мира есть определенность практической жизни для себя, сознание.

Необходимая сторона предмета познания — исключенный из мира размышляющий индивид. Мыслитель, стремящийся к определению всеобщего предмета, не находится за пределами мира, но является его частью, и поэтому он должен быть необходимой частью всеобщего предмета. Не сразу это понимает мыслитель, стремящийся к познанию. Но раньше или позже он делает открытие, что познание «привязано» к познающему индивиду. Мир, каков он есть, есть в форме сознания человека. Познавать все, всеобъемлющий предмет — познавать свое знание, отрицательный практический опыт. Если знание есть предмет, то субъект — практическое отношение, практическая жизнь. Индивид, стремящийся к определению единого предмета, обнаруживает необходимость учесть самого себя как необходимого участника мирового процесса. Мировой процесс, познающий себя, есть индивидуальная жизнь. Мир не может быть объяснен без человека в нем. Мир определяется в человеческой практике; без человека, индивида нет определенности мира. Это означает, если вдуматься, что живущий индивид есть необходимая сторона сущего как единого предмета познания. Познание есть индивидуальное дело. Без индивида нет даже определения существования мира. Так называемый объективный мир есть определение человека и поэтому для себя это сущий, субъективно определенный мир. Размышляя о сущем, о невозможности определения крайних его пределов, мыслитель понимает невозможность так называемого объективного познания. Познание возможно только как познание практическим отношением самого себя, самопознание. Познание и в настоящее время обыватель понимает как абсолютное познание «бесконечного мира». На самом деле человек познает самого себя как отношение жизни и познания, как всеобъемлющее сущее. Абсолютное познание есть самопознание.

Проблемы познания возникают вместе с появлением в мире человека как проблемного существа. Познание и проблемы познания должны рассматриваться как свойства, определения человека. Человек есть проблема проблем. Есть человек как проблема, и поэтому существуют познание и проблемы познания. Решение проблем познания есть практическое решение проблемы человека. Самопознание начинается с разделения индивида и внешнего мира и с осознания действительности этого конфликта. Возникновение предмета самопознания есть возникновение сознания. Познание имеет природу приспособления, адаптации, отождествления. Цель познания не в решении праздных вопросов, но в преодолении состояния противоречия путем решения проблем практической жизни. Новое понимание познания кажется парадоксальным, поскольку означает, что познания в прежнем понимании нет. «Бесконечное познание бесконечного мира» невозможно. Познание относительно, но не абсолютно. Но современное понимание познания именно таково: познание мира понимается как абсолютное. Когда говорят о «бесконечном познании бесконечного мира», то это пример понимания познания как абсолютного, как познания того, что «существует независимо от человека». Познание закончится тогда, когда человек отождествится с миром, соединится с вечным Отцом. Человек уснет, утратит себя. Это новое понимание познания как относительного, субъективного. Познать мир — практически приспособить его к себе и самому приспособиться к нему. Познать мир — познать себя, свою идею и непротиворечиво соединить в практике внешний мир и себя. Познать мир — преобразовать свое несовершенное отношение жизни, достичь истинного состояния. Познаёт и мыслит неблагополучный Сын Бога, пробужденный к познанию несовершенством жизни. А доказательство этого утверждения — тот факт, что души благополучных особей спят и не нуждаются в познании. Познание есть удел избранного Божьего Сына, не нашедшего Себя в мире, прикованного к скале на краю земли, чтобы Он созерцал вечность и мыслил.

С пониманием отношения познания необходимо связано понимание субъекта и предмета. Познание понимается как отображение субъектом внешнего мира. Субъект есть индивид, а отображаемый предмет — внешний мир. Познаваемый индивидом внешний мир обычно называют «объективной реальностью», предполагая, что мир существует в своей определенности до познания. Субъекту нужно только воспринять эту определенность существования мира, отобразить ее в себе в форме знания. Стоит немного поразмышлять над таким представлением о познании, чтобы стала понятна наивность его. Познание предстает как разделение познающей и познаваемой сторон, копии и отражаемого подлинника, знания и вещи. Все существующее в таком представлении, «объективная реальность» есть познаваемая сторона процесса познания. Познающий индивид не относится к реальности, которую тоже нужно познать. Субъективности, действительного субъекта это воззрение не знает. Оно не учитывает познающего индивида как равноправную сторону предмета познания, как будто индивида и не существует. Но без познающего индивида нет знания как формы существования для человека внешнего мира. Это воззрение упускает из виду, что знание возможно только как определенность практического отношения. В действительности «объективная реальность» есть субъективное отношение к ней. В картине «объективной реальности», рисуемой естественными науками, нет места субъективности, сознанию. Но субъективность есть в мире. Картина «объективной реальности» оказывается неполной — в ней нет исследования познания как мирового процесса. Индивид в этом обыденном воззрении есть только эмпирический наблюдатель. На этом уровне понимания познания внешний мир есть «объективный, существующий независимо» от наблюдателя предмет. Понимание познания как «отражения, копирования» — бездумное мнение. Истина в том, что определенность сущего есть отрицательный практический опыт.

Субъектом познания обычно считается познающая сторона, обладающая знанием предмета, сознанием. Понимание субъекта связано с пониманием сознания. Обычное мнение: сознанием обладает индивидуальное тело. Придерживающийся такого воззрения предполагает, что в теле есть некий орган, воспринимающий и осознающий воспринятое. Допустим, что воспринимающий орган есть мозг организма. Но, в свою очередь, следуя этой логике, мозг должен состоять из воспринимающей и воспринимаемой частей. И так далее, бесконечно. На пути разделения субъекта и предмета невозможно понимание самопознания. Субъект может быть только отношением. Принято во мнении, что сознание принадлежит телу, субъекту, а внешний мир есть воспринимаемый предмет. Но сознание невозможно без взаимодействия индивидуального тела и внешнего мира. Знание о внешнем мире есть знание индивида о себе, поскольку мир есть определенность практического отношения. Тело вне отношения с внешней средой не может обладать знанием себя, сознанием, не может быть субъектом познания. Субъект есть само отношение. Сознание не телу принадлежит, но отношению. Сознание есть отрицательный практический опыт, определенность разделения индивида со средой. Самопознание есть пространственное отношение и временной процесс. Пространственное отношение изменяется во времени, и оно есть поэтому познающая форма. Изменяющееся пространственное отношение познает само себя, оно есть субъект и предмет самопознания. Сущее есть процесс самопознания. Открыть единый предмет познания — открыть человека как его необходимую часть. Когда мыслитель рассматривает всё, то он открывает себя как меру, сущность, идею всего. Кажется, что объективное познание явлений есть познание внешнего мира, а не себя, не самопознание. Но явление есть определенность практики, знание себя индивидом.

Состояние познания есть определенность предмета, сознание. Естественно стремление человеческой мысли ко всеобщности своего предмета, поскольку это стремление к полноте понимания. Всеобщий предмет познания — все сущее, мир. Но невозможно определить все существующее извне, объективно: всё как одно есть тождество противоположных определений, отсутствие смысла, мысли, понимания. Такая попытка найти смысл, достичь определенности предмета ни к чему не приводит. Форма определенности есть различение одного и другого, единство противоположных представлений. Определяющееся в себе сущее есть жизнь. Определенность жизни для себя возникает, когда она останавливается, разделяется в себе, становится противоречием сознания. В человеке, в форме его знания сущее определено в себе и для себя. Определенность предмета есть сознание. Поэтому вопрос об определенности есть вопрос о том, как возможно сознание. Индивид определяется посредством полагания ему предела внешней средой. Мыслитель в поисках понимания, смысла, определенности задает вопрос о внешнем мире: что это такое? Внешний мир может быть определен только как продолжение индивида, необходимая его часть, порождающая его и делающая возможной его жизнь, как Отец его, говоря метафорически. Определенность внешнего мира есть ограничение миром свободы полагания индивида. Свободная особь беспредельна в своем полагании и поэтому бессознательна. В состоянии противоречия индивид ограничен внешней средой. Ограничение полагания индивида средой и его определенность в себе есть сознание.

На взгляд обывателя, внешний мир есть мертвый, косный, бездушный мир и только человек в нем, понимаемый как тело, обладает, чудесным, необъяснимым образом, сознанием. Мир, по мнению обывателя, есть реальность, «не нуждающаяся, чтобы ее кто-то осознавал». Каждый обыденный индивид, не задумывавшийся о познании, придерживается мнения, что мир в своей определенности существует независимо от человека. Человеку нужно только исследовать мир, чтобы узнать, каков он сам по себе, «объективно». Обыденный индивид не замечает, потому что не привык к самонаблюдению, что этот «объективный» мир есть явление в его практике и представление в уме, субъективная определенность. Каков мир сам по себе, без наблюдателя — такого вопроса не должно ставиться, поскольку он бессмыслен. Мир, предмет практики без человека не может быть определен. Человек есть совершенно законная, необходимая часть, без которой мира в определенности его явления нет и не может быть, и познание есть необходимый процесс определения и развития мира в себе. Другой объективности, кроме человеческой субъективности, нет. Жизнь бывает в двух состояниях — сознательном и бессознательном. В бессознании нет знания себя, и только в состоянии сознания сущее определяется в себе и для себя. Каков мир сам по себе, без человека — такого опыта нет и не может быть. И для кого он, такой мир? Для мыслителя, привыкшего мыслить логически корректно, ни такого мира, ни такого выражения не может быть.

Человек, индивид есть определяющийся в себе мир, а не исключение в нем. Без человеческой мысли ничего нет. Когда мысль пробуждается, тогда сущее определяется в себе и для себя. Возможно только определение сущего в себе и для себя, а определение сущего как мира самого по себе невозможно. Мира самого по себе, не определенного в индивиде, нельзя представить, поскольку представить можно только наблюдаемый мир. Мир существует только как определяющийся в себе и для себя. А если определения нет, то и существования нет. Мир без определения его в себе есть тождество, одно. Сущее, определяющееся в себе и для себя, есть разделение индивида и внешней среды, остановленная жизнь. Сущее, мир для себя и в себе есть индивид, жизнь. Если есть только мир и больше ничего нет, поскольку мир не имеет внешности, то и определяться мир может только в себе. Мир есть определяющийся в себе индивид. Индивида нельзя понимать только как тело, но он в своей полноте есть мир. Индивид равновелик миру, есть индивидуальный мир.

Сущее определяется в себе, разделяясь на противоположности. Определенность есть знание себя, сознание. Вопрос о природе определенности есть вопрос о природе сознания. Знать себя — быть определенным в себе. Только в бессознательном состоянии нет определенности предмета. «Мир» — определение индивида. Определенность мира для человека есть определенность его в себе, сознание. Сознание есть определенность существования, а бессознание есть беспредельность бытия. Назначение познания — преодолеть состояние определенности, ограничения и достичь состояния беспредельности, свободы полагания. «Определенность» означает наличие предела, ограничение свободы полагания. Практическая ограниченность индивида есть определенность его в себе, сознание.

Кто не задумывался в отроческие годы о внешнем определении мира: имеет он внешний предел, границу или не имеет, конечен он или бесконечен? Но в то время эти мысли бывают мимолетными и вскоре забываются. Эти мысли не получают продолжения еще и потому, что мир в целом как предмет представления оказывается не поддающимся внешнему, объективному определению. Думать ли, что мира никогда не возникало, но он был всегда, или что мир возник когда-то, а до этого его не было, — равно непонятно. Так же равно непонятно, имеет мир конец в пространстве или не имеет. Невозможно представить ни того ни другого. Мир как одно целое оказывается извне неопределенным. Понятный предмет — определенный предмет. Поэтому спрашивать о том, как возможна определенность, — спрашивать о форме понимания, мысли, понятия. Как видно из попытки определить объективно мир в целом, одно не может быть понято, поскольку не может быть определено. Быть определенным — быть конечным, ограниченным другим, иметь предел. Форма понимания, определенности есть единство противоположностей. Предмет определен, если он имеет две противоположные стороны. Определенная вещь — вещь, имеющая предел, ограниченная в пространстве и времени другими вещами. Можно сказать, что вещь есть единство противоположных сторон. Понятие вещи есть единство плотного и пустого, тела и окружения, внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного. Вещь есть плотное и конечное по протяженности пространство, окруженное бесконечным по протяженности пустым пространством. Вещь получает множество определений, если ее сравнивать с другой вещью. В сравнении она может быть определена как малая или большая, твердая или мягкая, правая или левая, ближняя или дальняя, верхняя или нижняя, имеющая форму или бесформенная, темная или светлая и так далее. Вещь определяется в сравнении с окружением, с другими вещами. Форма опыта есть различение одного и другого. Если никакого различия в ощущении нет, то нет и определенности. Чтобы была определенность, должно быть одно и другое, а если всё есть одно, то определенности быть не может. Отсюда ясно, что сознание как определенность есть различение одного и другого. Форма сознания есть разделение, единство противоположностей. Отсюда также понятно, что форма бессознания есть тождество, когда нет различия, но всё есть одно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я