Новая повесть В. Вересаевa

Владимир Михайлович Шулятиков, 1901

«Из новостей, которыми успели нас подарить за текущий год толстые журналы, особенно выдающийся интерес представляет повесть В. Вересаева «На повороте»… Собственно в художественном отношении повесть эта не свободна от некоторых недочетов… <…> И тем не менее, новую повесть г. Вересаева нельзя не признать за талантливо и ярко написанную страницу из истории современной русской интеллигенции – страницу, рассказывающую о культурном переломе, который в настоящее время переживает известная часть этой интеллигенции.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новая повесть В. Вересаевa предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Из новостей, которыми успели нас подарить за текущий год толстые журналы, особенно выдающийся интерес представляет повесть В. Вересаева «На повороте»[2], закончившаяся печатанием в последней книжке «Мира Божьего».

Собственно в художественном отношении повесть эта не свободна от некоторых недочетов: она не отличается столь художественной законченностью и цельностью, которой отмечены прежние беллетристические произведения В. Вересаева. Законы симметрии и художественной перспективы в ней неоднократно нарушены, отдельные части ее разработаны далеко не одинаково и не равномерно. Автор временами утомляет внимание читателя описанием слишком неинтересных и неважных для развития повести эпизодов и сцен. (Таковы, например, сцена игры в винт, сцена купания в пруду, сцена отыскивания пропавшей лошади). В повести много действующих лиц, очерченных беглыми штрихами, появляющихся лишь затем, чтобы высказать в нескольких фразах свое profession de foi[3] и затем быстро исчезнуть с горизонта читателя. Будучи замечательно глубоким психологом, г. Вересаев не воспользовался всеми средствами, которые дает в его распоряжение его своеобразный талант, и даже психический облик своих главных героев не везде обрисовал достаточно рельефно.

И тем не менее, новую повесть г. Вересаева нельзя не признать за талантливо и ярко написанную страницу из истории современной русской интеллигенции — страницу, рассказывающую о культурном переломе, который в настоящее время переживает известная часть этой интеллигенции.

В качестве «историографа» современной русской интеллигенции г. Вересаев выступал уже дважды раньше, изображая в повестях «Без дороги»[4] и «Поветрие»[5] эпоху девяностых годов. Именно эти две повести положили начало его громадной литературной известности.

Г. Вересаев — в высшей степени серьезный и вдумчивый «историограф» судеб современной интеллигенции. Он — прямая противоположность г. Боборыкину[6]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новая повесть В. Вересаевa предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

В повести «На повороте» (1901) сделана попытка отобразить процесс идеологического и психологического расслоения интеллигенции.

3

Исповедание веры (фр.) — кредо, изложение убеждений.

4

В повести «Без дороги» (1894) говорится о мучительных и страстных поисках молодым поколением смысла и путей жизни, об обращении за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению, которое, однако, не в состоянии ответить на этот призыв.

5

Повесть «Поветрие» (1897) отображает полосу общественной жизни России, когда молодежь увлеклась марксизмом и обратилась с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы — на заводы и фабрики.

6

Боборыкин Петр Дмитриевич (1836–1921) — русский писатель, драматург, журналист. Редактор-издатель журнала «Библиотека для чтения» (1863–1865). В 1902 был избран почётным академиком. Автор множества романов, повестей, рассказов, пьес, а также работ по истории западноевропейской и русской литературы. Для произведений Боборыкина характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, интенсивная разветвленность сюжета, что позволяет его причислить к представителям натуралистического течения в литературе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я