Книга будет интересна и полезна школьным психологам, преподавателям и конечно спортивным психологам. В школьный период развития нужно формировать «психологию победителя». В данной работе предложена практическая система психологического сопровождения. На практике применен новый метод консультирования, дающий и моментальные, и долгосрочные результаты. Проверено практикой: коучинг является очень эффективным процессом как технология для раскрытия потенциала школьников и особенно юных спортсменов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология и коучинг в воспитании юных чемпионов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Эта книга о психологии в воспитании юных Чемпионов.
Родители, задумываясь о воспитании своих детей, очень правильно поступают, определяя их в спортивные секции. Так на осознанном и подсознательном уровне, они хотят укрепить развитие своих детей и здоровьем и формированием характера. Правильное решение. И вот развитием детей начинает заниматься школа и спортивная секция. А психологией развития занимаются преподаватели, психологи и тренеры. Спорт в жизни дает очень многое. В жизни ребенка возникают такие понятия как — команда, дружба, взаимопомощь, честное соперничество, радость побед. Привыкая к спорту, они уже не представляют себе другой жизни и это хорошо. Ведь спорт дает такие личные качества как сила воли, умение преодолевать трудности, умение выходить победителем из любой ситуации, контролировать себя, развивать в себе новые умения и навыки, умение терпеть, побеждать и радоваться победам вместе с друзьями и близкими. Согласитесь, все мы мечтаем, чтобы наши дети могли обладать такими качествами и были успешными и счастливыми.
Спортом занимаются многие. А как сделать так, чтобы это развитие было гармоничным? Как из спортсменов воспитать Чемпионов?
Психология спортсмена — это единственный резерв для побед, при уже достигнутом высоком физическом и техническом уровне развития.
Воспитание юных Чемпионов проходит не только на тренировках. В школе, педагоги отвечают за образование и воспитание, а школьные психологи контролируют формирование личности и взаимоотношения. Родители, более других заинтересованы в результатах воспитания своего ребенка и делают для этого всё, что могут.
А как и кто может ещё помочь в воспитании юных Чемпионов?
Данная книга, это результат научно-практической работы, по анализу ситуации в детском спорте и практическому применению новых методов консультирования юных спортсменов.
В результате предложена практическая система психологического сопровождения учащихся спортивных классов.
На практике применен новый метод консультирования, дающий и моментальные и долгосрочные результаты. Проверено практикой, Коучинг является очень эффективным процессом экспресс диагностики и консультирования и может быть использован в спортивной психологии для раскрытия потенциала спортсменов.
Это книга интересна и полезна для всех людей связанных со спортом и заинтересованных в результатах. Педагоги, школьные психологи, спортивные психологи и тренера, найдут в этом практическом труде, полный обобщённый материал и систему психологического воспитания, а так же современный способ консультирования.
Автор книги психолог, спортивный психолог, профессиональный коуч, лицензированный тренер.
Есть такое выражение «Вратарь, это половина команды». От него зависит многое. Это обязывает быть особенным.
Актуальность проблемы.
В данной книге будут рассмотрены и проанализированы особенности психологического воспитания юных спортсменов. В этой теме, мы конечно рассмотрим существующие и обязательные методы и способы работы психологической службы в школах. В данной научно-исследовательской работе, есть акцент, это учащиеся спортивных классов. Консультационная работа с учащимися — юными спортсменами, должна быть расширена с применением спортивной психологии и новых научных достижений и рекомендаций. Это необходимо для обеспечения полноценного развития юных спортсменов — учеников с повышенной эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузкой. А если упомянуть постоянный уровень ответственности перед тренером, родителями, командой, учителями, то становится понятно, что им конечно нужна мощная поддержка взрослых и специалистов. Для педагогов, по-прежнему будут стоять задачи обучения и воспитания. Для школьных психологов есть большой объём своей работы. Для тренеров юных спортсменов, задачами являются: качество тренировочного процесса, проблемы мотивации, сплочение команды, повышение мастерства каждого спортсмена и конечно результаты на соревнованиях. Во взаимодействии с тренерским составом должен работать ещё один специалист — это спортивный психолог.
Как мы видим, направление деятельности, у всех специалистов, очень связаны между собой.
А ещё мы не упомянули про родителей, их надеждах и ожиданиях и о родительском воспитании. Это конечно отдельная тема и она достойна отдельного изучения и рекомендаций, с учетом жизненного прогресса и предельно сжатого времени.
Только психологическая служба, понимая все происходящие и связанные между собой процессы, может и должна охватить все аспекты развития детей, и сбалансированно управлять развитием юных спортсменов. К сожалению этого пока не наблюдается. Все выполняют свои функции отдельно друг от друга. Это происходит по разным причинам: от отсутствия обобщающих нормативных документов, реализации своих узких профессиональных задач, постоянной занятости в рамках основной задачи.
Реалии современной жизни предъявляют высокие требования к работе педагогов и психологов, работающих в сфере педагогики. В условиях модернизации и гуманизации образования, необходимы новые подходы к осмыслению сущности влияния занятий физической культурой и спортом на образ жизни и поведение детей. В настоящее, время спорт, это не просто специфический вид человеческой деятельности, это социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе класса, школы, команды и государства, в целом.
В настоящее, прогрессивное и информационное время, развитие в детстве и юности, происходит очень динамично. Для адаптации в такой среде и обеспечения гармоничного развития, деятельность психолога в школе должна углубленно охватывать все сферы в развитии детей. Применение научных достижений и новых методик психологии, в практике народного образования, может помогать педагогам и психологам, решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы. Конечно, имеющиеся каноны и «директивные формуляры» могут сдерживать этот процесс, но для творческого педагога и психолога нет консервативных рамок в воспитании.
В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры в России» подчеркивается, что в подготовке спортсменов должны участвовать специалисты-профессионалы — педагоги и психологи, квалифицированно использующие современные научные и методические подходы. Однако, в настоящее время, в России, традиционная система подготовки спортсменов к соревнованиям во многом исчерпывает свои возможности. Состояние Российского спорта находится на этапе становления системы психологического обеспечения спортсменов и нуждается во внедрении результатов психолого-педагогических исследований в практическую подготовку. Проведенный анализ существующих концепций спортивной подготовки указывает на отсутствие системного подхода, определяющего стабильную успешность спортивной соревновательной деятельности.
В связи с этим, исследование психолого-педагогических условий успешности спортивной деятельности подростков в индивидуальных и групповых видах спорта представляет несомненную актуальность.
Так спортивная психология и новые современные методы консультирования, должны стать дополнением к уже имеющейся и осуществляемой деятельности школьного психолога.
Объект исследования — «Особенности консультирование учащихся спортивных классов». Акцент делается на том, что юные спортсмены, это учащиеся спортивных классов. Важен процесс личностного развития подростков в индивидуальных и групповых видах спорта в условиях психолого-педагогического сопровождения. Это процесс должен быть полноценным воспитательным и направленным на достижение спортивных результатов.
Предметом исследования — является разработка и апробация конкретной методики психологического консультирования учащихся спортивных классов, как дополнение, к уже существующей психолого-педагогической деятельности.
Цель исследования состоит в том, что бы изучить существующие условия психолого-педагогической подготовки и воспитания учеников спортивных классов. Проанализировать факторы успешности спортивной деятельности в подростковом возрасте и предложить дополнительные методики и инструменты для работы психолога с целью раскрытия потенциала юных спортсменов.
В данной книге проводится рассмотрение и анализ уже опубликованных материалов уважаемых ученых, разработанных педагогических положений, различных теоретических и практических работ в области педагогики и психологии. Не является плагиатом. Это сделано для наглядной демонстрации наличия разработанного материала по теме психологического консультирования школьников и спортсменов. Предлагается система консультирования, в которой имеющаяся практика дополняется авторскими наработками в практической спортивной психологии, с использованием коучинга.
Краткое содержание проведенной программы психологического консультирования
Проведенная психолого-педагогическая практика в Новосибирской школе №179, дала возможность оценки деятельности школьной психологической службы. Хоккейная команда «Энергия 2001», состоит из учеников спортивного класса. Много ребят этой школы занимаются спортом в детско-юношеской спортивной школе «Энергия».
Хоккейная команда «Энергия 2001» г. Новосибирск.
Для более полной и правильной оценки результатов научно-исследовательской работы была проведена консультационная деятельность в течении двух сезонов, с хоккейными командами «Штурм 2003», «Штурм 2005» поселка Чик, Коченевского района Новосибирской области.
Всё внимание в игре.
Дополнительно, для проверки эффективности применяемых методик и инструментов психологического консультирования, проводились консультации хоккеистов клуба «Кристалл» г. Бердск, клуба «Сибирь» г. Новосибирск. В течении сезона проводились консультации хоккеистов команды «Лигры 2006».
Борьба за шайбу.
Опыт приобретается практикой. На протяжении нескольких лет постоянные консультации проводились с юными спортсменами из различных видов спорта командные (хоккей, футбол, волейбол) и персональные виды спорта борьба, бокс, смешанные единоборства, теннис, гандбол, художественная гимнастика и другие.
Такая проделанная работа дала возможность более полного сбора информации, анализа результатов и составление выводов, основанных на сравнении консультаций и результатов, разных команд и спортсменов различных видов спорта, живущих и тренирующихся в разных условиях.
Общение и психологическая работа, позволили на практике проводить «экспресс» диагностику состояний, выявление актуальных вопросов и задач. Применяемые современные методики и инструменты позволили быстро решать возникающие в спорте задачи, как персональные, так и командные. Проводились семинарные занятия: о спорте, о поведении, о команде, о питании. Были проведены занятия в виде тренингов, с активным участием всех ребят в обсуждении рассматриваемых вопросов о задачах команды, о способах реализации планов, о дружбе.
Неотъемлемой частью консультационной работы, конечно, было общение и с родителями и с тренерским составом. Это тема, в дальнейшем, должна быть раскрыта отдельно, так как является неотъемлемой часть жизни наших чемпионов.
В основе консультирования спортсменов хоккейных команд была спортивная психология, коучинг — «как система наставничества, как область психологии, являющаяся совместным процессом достижения результата, наиболее эффективным путем».
Спортивная психология использовалась для стабилизации персональных состояний спортсменов, для личной и командной мотиваций. Оказывалась своевременная помощь тренерам и родителям в решении актуальных задач.
Кратко о результатах.
Проведенная научно-практическая работа, по изучению и внедрению современных способов консультирования, показала правильность выбранного пути и результативность. Используемые техники и инструменты консультационной психологии, позволили в короткие сроки провести диагностику состояний и оказать конкретную помощь в решении определённых задач и ситуаций. Спортсмены получили мотивацию, тренеры довольны помощью в раскрытии потенциала детей. Родители с удовольствием узнавали новое о возможностях своих детей, удивлялись их результатам и зрелыми планами в спорте.
Эти результаты, конечно, были большой радостью для меня и удовлетворением от моей проделанной работы. Семинары и тренинги, на спортивные темы, давали ребятам новую информацию, общение, способ самовыражения и участие в создании и ощущении самого себя спортсменом. Способ коучингового консультирования в спорте, показал, что он эффективен и может быть хорошим дополнением к уже имеющимся методикам. Коучинг оказался великолепным инструментом для спортивной психологии, для раскрытия потенциала каждого юного спортсмена. В процессе коуч сессий, похожих на обычную беседу, юные Чемпионы порой с удивлением узнавали о себе новое, у них просто «загорались глаза», для осуществления своих новых планов, их желания становились лучшей мотивацией для тренировок и новых побед.
После занятия «Качества настоящего спортсмена».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология и коучинг в воспитании юных чемпионов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других