Книга может оказаться полезной для обучения авиаспециалистов, изучающих конструкцию и лётную эксплуатацию планера и функциональных систем самолёта Як-42Д.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анализ конструкции и летной эксплуатации самолета Як-42Д предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Гидравлическая система самолета
Общие сведения
Гидравлическая система самолета Як-42Д является сочетанием двух составляющих: сети источников давления потребителей.
Источники давления гидравлической системы создают давление, регулируют величину давления и распределяют жидкость по потребителям.
Сеть потребителей — это сочетание отдельных частей, которые служат энергоприводами разного рода механизмов.
Гидравлическая система состоит из двух подсистем: основной и аварийной.
Основная гидравлическая система обеспечивает работу следующих потребителей:
— выпуск/уборку стоек шасси;
— открытие/закрытие створок главных стоек шасси;
— торможение колес;
— подтормаживание колес носовой стойки при уборке шасси;
— поворот колес носовой стойки шасси;
— управление закрылками (предкрылками);
— питание гидроусилителя РН и механизма загрузки педалей;
— выпуск/уборку спойлеров (интерцепторов);
— привод винта стабилизатора;
— управление стеклоочистителями.
Аварийная гидравлическая система самолета служит для:
— привода гайки стабилизатора;
— управления закрылками (предкрылками);
— уборки интерцепторов в аварийном режиме;
— открытия створок главных стоек шасси при их аварийном выпуске;
— аварийного выпуска стоек шасси;
— торможения колес в аварийном режиме.
На земле аварийная гидравлическая система обеспечивает управление носовым коком, выпуск/уборку заднего трапа и стояночное торможение.
Потребители гидравлических систем, влияющие на безопасность полетов, имеют дублированное гидропитание. Менее важные потребители и работающие только на земле потребители, работают от одной системы.
Примечание: Работу потребителей удобнее рассматривать при изучении соответствующих функциональных систем совместно с теми агрегатами, которыми они управляют. Поэтому в данной главе будем рассматривать в основном конструкцию и эксплуатацию источников давления гидравлической системы.
Принцип работы гидросистемы
Давление в обоих гидросистемах составляет 140—170 кг/см2.
Жидкость размещается в гидробаке, установленном в негерметичном техническом отсеке слева от ниши входного трапа.
Гидробак разделен вертикальной стенкой на два отсека: в одном размещается жидкость для основной гидравлической системы, в другом — аварийной. При потере жидкости в одном из отсеков (системе) в другом жидкость сохраняется, что обеспечивает нормальную работу соответствующей системы. Общая емкость бака составляет 48 л. В бак заправляется — 39,5 л. На баке установлена трубка со стеклом для проверки уровня жидкости. Трубка имеет черную метку толщиной 10 мм для обозначения нормальной заправки бака. На крышке бака установлен датчик системы измерения количества гидрожидкости в баке.
Для обеспечения бескавитационной работы гидронасосов независимо от высоты полета бак оборудован системой наддува, давление в которой контролируется по индикатору, расположенному в нише для внутренней ручки входного трапа.
Наддув бака производится от основных двигателей или ВСУ.
До момента запуска основных авиадвигателей Д-36 наддув бака осуществляется от ВСУ.
После запуска авиадвигателей воздух обратный клапан поступает в систему наддува бака; там он сначала проходит через осушитель, где происходит удаление влаги из него. Затем воздух проходит через фильтр, где он подвергается очистке от механических примесей, и потом поступает в понижающий редуктор, который обеспечивает на выходе необходимое давление наддува 1,8—2,5 кг/см2.
После этого пройдя обратный клапан, воздух из редуктора поступает в гидробак. В случае повышения давления в гидробаке выше максимально допустимого (3—3,3 кг/см2) срабатывает предохранительный клапан, который стравливает давление.
В основной гидравлической системе источником давления являются два механических гидронасоса НП72МВ, которые установлены на левом и среднем двигателе.
Гидронасос НП72МВ имеет регулятор производительности, который изменяет его производительность в зависимости от давления в гидравлической системе. При давлении 140—170 кг/см2 насосы переводятся на «нулевую» (минимальную) производительность. Минимальная производительность насоса необходима для охлаждения и смазки самого насоса.
Во время работы авиадвигатель приводит во вращение блок цилиндров, который, скользя по зеркалу золотника, поочередно сообщает каждое поршневое отверстие то с дуговой фрезеровкой «Б», связанной с магистралью всасывания, то с дуговой фрезеровкой «А», связанной с магистралью нагнетания.
Так как ось блока цилиндров составляет некоторый угол с осью приводного вала, при вращении вала с блоком цилиндров поршни совершают возвратно-поступательное движение. При этом в тех камерах, где поршни выдвигаются нз блока, происходит всасывание гидросмеси из магистрали всасывания, а в камерах, где поршни вдвигаются в блок, — вытеснение ее под давлением через соответствующую дуговую фрезеровку в нагнетающую магистраль.
Производительность насоса зависит от хода поршней, т.е. от угла наклона люльки. Угол наклона люльки изменяется регулятором производительности. Давление жидкости линии нагнетания подводится к торцу золотника регулятора. Другой торец золотника опирается на пружину регулятора. Пока давление, поступающее из штуцера нагнетания, уравновешивается пружиной, золотник неподвижен и давление не может поступать на сервопоршень.
Люлька удерживается пружиной в положении максимального угла, что определяет получение максимальной производительности насоса.
Когда, давление в линии нагнетания достигнет величины, достаточной для преодоления усилия пружины регулятора, золотник открывает канал подачи и жидкость под давлением перемещает сервопоршень, который разворачивает люльку, уменьшая угол ее наклона. Это приводит к уменьшению хода поршней, что дает снижение производительности насоса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анализ конструкции и летной эксплуатации самолета Як-42Д предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других