Книга предназначена для сотрудников аптечных организаций, а также специалистов компаний, деятельность которых связана с получением розничной фармацевтической лицензии, собственников фармацевтического бизнеса. Основанана 20-летнем опыте работы автора в сфере фармацевтического консалтинга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие в тысячу миль, или Как открыть аптеку предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Немного осознанности
Чтобы смотреть, нужно открыть глаза,
чтобы увидеть, нужно еще и думать.
За годы лицензирования и открытия аптек я встречал разных заказчиков. И практически с первых минут общения становится понятен сценарий развития бизнеса на ближайший год — полтора.
У меня сложилась своя классификация заказчика и выглядит она примерно так:
Мечтатели
Категория людей, как правило, не имеющих прямого отношения к фармацевтическому бизнесу, как, впрочем, и к любому другому. Как правило, жертвы стереотипа: аптечный бизнес мега — прибыльный и стабильный. «Ну люди же не перестают болеть». Финансовый ресурс — кредит либо доставшаяся по наследству недвижимость. Помещение — обанкротившаяся аптека или собственное. На расположение не обращают внимания. Персонал нанимают по только им понятным принципам. Готовы рискнуть, не отдавая себе отчет о последствиях. Срок деятельности такой аптеки — около года. Деньги обычно планируют только на открытие аптеки и на первый товар, причём часть товара с отсрочкой платежа. Как только заканчивается ресурс, аптека влезает в долги и поглощается сеткой или идет с молотка.
Братан
Категория людей — жертвы стереотипа. Обычно кто-то из знакомых работает в аптеке. Финансовый ресурс получен не совсем законно. Финансово не особо грамотны, так как деньги не зарабатываются, а достаются путем серых схем.
Такая аптека может жить от двух до трех лет. До тех пор, пока братану не надоест инвестировать впустую. Кстати здесь присутствует парадокс: на одной аптеке такой клиент не останавливается. Может дойти до трех-пяти, в зависимости от ресурса. Такие персонажи подбирают «умелый» персонал, который в совершенстве манипулирует фактами и сознанием хозяина. Помещение либо уже имеющееся в собственности, либо выбирают по наитию.
Инвесторы
Как ни странно, отчасти тоже жертвы стереотипа. Но действуют осознанно с планированием бюджета и рисков. Персонал подбирают качественно. Места для аптек обычно вполне адекватные. Эта категория имеет шанс развиться в полноценную сеть при удачном стечении обстоятельств. Либо по прошествии двух-трех лет, осознав уровень доходности и риски, выставляют бизнес на продажу.
Аптечники
Непосредственно имеющие отношение к аптечному бизнесу. Понимают все процессы, но очень часто ограничены в ресурсе. В результате есть риск финансовых проблем. При ограниченном ресурсе аптека может жить за счет поставщиков довольно долгий период. Все зависит от личных качеств собственника или заведующей. Однако в последнее время рынок очень сильно поменялся, и крупные поставщики фармацевтической продукции теперь не дают больших отсрочек на оплату товара.
В свое время, где-то в девяностые я, будучи студентом, был практически одержим идеей открытия аптеки. Как-то зимним вечером на прогулке я заметил падающую звезду. За доли секунды, пока небесное тело стремительно чиркнуло по ночному небу, я успел загадать желание. Открыть аптеку. Если честно, аптеку я открыл. Лет через десять. Но понимание как зарабатывать в аптечном бизнесе пришло уже после ее продажи. Свою аптеку я открывал как мечтатель. Я заплатил достаточно высокую цену за свое обучение и свои иллюзии.
Если же вы очень хотите открыть аптеку, то, прежде всего, хорошо подготовьтесь и изучите вопрос. Есть всего несколько ключевых показателей определяющих успех вашего предприятия:
— Планирование
— Расположение аптеки
— Бюджет
— Сотрудники
— Ассортиментная матрица
— Прозрачность и понимание всех внутренних процессов
Самый главный и важный пункт — это планирование.
Трафик, аренду и прочие расходы можно посчитать, а также то, когда аптека выйдет на точку безубыточности и окупаемости.
Второй по важности пункт — это расположение аптеки.
От того, как расположена аптека, зависит трафик потенциальных покупателей и два важнейших показателя ее работы — количество чеков и средний чек. Если вы сомневаетесь в своих возможностях адекватно оценить место расположения аптеки, обратитесь к специалистам. 15—20 тысяч, инвестированных в анализ места, может сэкономить вам от 2 до 5 миллионов рублей.
Сотрудники.
Любое предприятие может загубить человеческий фактор. Воровство, неадекватное поведение, амбиции и т. д.
Ассортиментная матрица.
Даже если у вас торговое место с бешеным трафиком, но нет необходимого ассортимента, вы теряете прибыль.
Прозрачность и понимание всех внутренних процессов
Хорошее программное обеспечение поможет вам решить эти проблемы. Даже находясь вне аптеки вы сможете держать руку на пульсе вашего предприятия.
Основные факторы, почему потребитель делает выбор в пользу той или иной аптеки, — это удобство расположения, широта ассортимента, низкие цены, качество обслуживания и ощущение комфорта от посещения аптеки и совершения покупок.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие в тысячу миль, или Как открыть аптеку предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других