Сияние света

Владимир Леонидович Крылов, 2021

Биографическая повесть о семье крестьян. Изучение работы феномена искусства и определение искусства.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сияние света предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Посвящаю эту биографическую повесть моему любимому и дорогому отцу Леониду Ивановичу Крылову и его товарищам комсомольцам 30-х годов

24 ЗАЛПА

Цок, цок, цок стучат каблучки по асфальту.

Но асфальт плавится на солнце и каблучки тонут в вязкой массе, а лаковые штиблеты липнут и оставляют следы.

Летом в Албании очень жарко.

Тогда я не знал, но и отношения между нашими странами обострились и замерли.

Плавился асфальт, и деревья трещали, как на морозе. Но обстоятельства требуют и все были в костюмах, при галстуках и в чёрных штиблетах, сияющих солнечными бликами.

Одним из последних актов ещё дружественных отношений СССР и Албании был визит советской Черноморской эскадры в албанский порт Дуррес.

Наша эскадра — несколько десятков боевых кораблей, сияя металлом и флагами, выстроилась на рейде.

И вот мой отец — Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР на парадном катере с личным вымпелом и флагом Страны Советов подошёл к трапу флагмана эскадры.

И в этот момент, как мне мальчишке казалось, в честь моего отца, конечно, флага СССР, вся эскадра громыхнула раскатом огненного салюта в 24 залпа из орудий всех кораблей и всех калибров.

Искусство занимается изучением человеческого переживания, движения человеческой души, трепетания человеческого сердца. Но что может быть острее своих собственных восторгов, стыда и обид. И любой художественный вымысел — обязательно всё те же самые личные переживания, немного прикрытые и подкрашенные другими именами и названиями.

А искусство — это основной инструмент создания духовно-нравственной среды обитания человеческого общежития. И эти переживания, события, воспоминания и документы тесно переплелись и сплавились для каждого человека в единую духовную массу конкретной личности как особый способ его личностного освоения и проживания окружающей нас Вселенной, нашей Солнечной системы, планеты Земля, Великой русской равнины и её маленькой духовной частицы, которая болеет, выживает, мучается и молится на русской земле. И это уже безграничная Вселенная нашего общего сознания. Сознания планеты. Сознания Вселенной. Сознания Космоса.

И белая эскадра на бирюзовом море, сияющая никелем и извергающая сквозь зубы 24 залпа всех кораблей и всех калибров.

А жизнь провела по таким увлекательным, ярким и опасным закоулкам!

И вместе со всей страной наша семья прожила чудовищное и прекрасное двадцатое столетие.

И я прикоснулся, правда только во второй половинке…

Лекции Кикоина и Ландау на физфаке Московского университета.

Грибные поляны, ещё сохранившиеся в Подмосковье, вместе с отцом и с Юрием Владимировичем Андроповым.

Фантастическое грибное изобилие в тверских лесах под Старицей.

Студентами МГУ мы с восторгом бросились на Красную площадь 12 апреля. Вся Москва высыпала на улицы, но и в огромной Москве места не хватило. Нашу колонну отсекли в районе бульварного кольца.

И слава Богу!

Всё обошлось без давки!

Смешной взрыв массового восторга я почувствовал и на берегу Чёрного моря, когда мы с внучкой ужинали у себя в номере.

Как вдруг!

Весь отель ахнул единым воплем восторга! Это наши забили гол испанцам на чемпионате мира по футболу.

Я не большой фанат, но все следующие матчи я смотрел обязательно.

И опять благословенные летние дни в ласковых русских лесах без крокодилов, тигров, львов и анаконд.

А невозможная красота зимних пейзажей?!

Какое белое безмолвие Аляски?!

Хорош Джек Лондон!

Но сияют снежные поля над Волгой!

Спокойные белые дали Великой равнины!

Так сложилось, что мы приехали покупать свои 50 соток на берегу Волги зимой. В сельсовете всё быстро оформили, прошли три километра до деревни по шоссе и вошли в великолепную снежную траншею.

Зимой в деревню раз в неделю приезжала автолавка с необходимыми продуктами. Поэтому вдоль деревни и до трассы была прорыта траншея около метра в ширину и метра полтора в глубину.

Рассказывают, что, когда Грабарь вдохновился написать свой «Февраль», он уезжал за поле, брал с собой дядю Васю, который копал ему яму в рост маэстро. Потом Игорь Эммануилович сползал в этот окоп и писал «Февральскую лазурь» с точки зрения линии горизонта.

Живопись получилась великолепная. И, конечно, ощущение пробуждения природы вдохновляло многих. И я попробовал.

У Грабаря дороже.

Но мой не хуже.

НОВОСЕЛЬЕ

Мы дошли до своего участка, постучали в окошко соседей, познакомились, вытащили фанерный ящики поставили его на снег Капусту, картошку, огурчики и грибочки принесли соседи, мы достали консервы и перцовку и прописались на нашем новом владении.

Погода стояла прекрасная, соленья были вкусные, все выпивали и веселились. Веселились радостно и заразительно. Смеялись до упаду! Особенно после второй бутылки. Потом ближайшая соседка баба Аня постелили нам на полу, а утром мы попрощались до весны.

И весной мы поняли, почему все так смеялись.

В начале мая, на своём москвичонке, который был выкрашен в ярко-зелёный заграничный цвет, а цвет назывался «флора», мы подъехали к нашей деревне. Дорога, двести метров от трассы до деревни, оказалась грязным месивом.

Но мы были молоды! Я врубил всё, что можно, и нажал на газ. Мы проехали около ста метров и встали капитально.

Мутная жижа просачивалась в салон. Слава Богу! Резиновые сапоги лежали сверху в багажнике. Я пошёл в деревню и вернулся на тракторе. В самой деревне улица была сухой, но, когда трактор дотащил нас до нашего участка, мы поняли, почему так веселились наши соседи.

Весь участок был покрыт водой. Это был самый низкий участок в деревне. Почти болото. Само место было великолепно. Двести метров до Волги. Кругом ягоды и грибы. Но вместо участка тихое спокойное озеро, по которому ещё плавали льдинки.

Поэтому этот участок и был свободен!

Поэтому так веселились наши новые соседи!

Трактор развернулся и тут же застрял сам. Пришлось вызывать ещё один.

Жизнь в деревне начиналась как яркое приключение.

Но мы же русские люди! И мы были так молоды.

Мы сняли комнату у соседей. Наняли «Беларусь» с ковшом. Прорыли мощную траншею с уклоном вдоль всего участка и завершили эту траншею маленьким прудиком 4 Х 4 Х 4 метра.

Потом я сходил на Волгу, выловил там трёхлитровую банку всяческих разных мальков и выпустил их в прудик.

К осени там плескались окуньки, плотвички и карасики, а тёплой водой было правильно поливать помидорчики и огурчики.

Но никто не понимает квантовую теорию.

Это не я придумал!

Это сказал Ричард Фейнман — великий физик, который ещё играл на банджо и писал хорошие картины.

Умные люди рассказывали, что, когда Создатель раздавал людям разум, художники были на этюдах.

И это похоже на правду, потому что только таким удивительным обстоятельством можно объяснить появление перед Вами этой рукописи. Потому что я самый настоящий художник. Нет, хуже того. Я Заслуженный художник Р. Ф. И с этим ничего не поделаешь, потому что это мнение Владимира Владимировича Путина, а точнее его указ З № 202428 от марта 2008 года.

Но никто не понимает квантовую теорию.

И механизм работы феномена искусства тоже никто не понимает.

Какое глубокое созвучие!

ПОПЫТКА ДЖОНА РЕСКИНА

Еще Джон Рескин сделал попытку сформулировать определение феномена искусства и пришёл к двум противоположным формулам. С тех пор разговоров было множество, но четкого понимания механизма феномена искусства до сих пор не существует.

Никто не понимает квантовую теорию!

Но феномен искусства тоже никто не понимает.

И это первая аналогия двух таинственных миров, искусства и квантовой физики.

И вот в разговоре с серьезным ученым я обмолвился, что, возможно, духовные объекты являются структурами другой материальной природы. Не барионного мира, который нас окружает, а какой-то другой материальной структуры.

Какой же? — услышал я.

НЕТ ВРЕМЕНИ ВО ВРЕМЕНИ

Нет времени во времени и уже появляются первые аналогии квантового мира и феномена искусства.

Квантовая теория говорит о когерентных состояниях. То есть о состояниях согласованного взаимодействия между отдельными составными частями единой системы. Причём эти взаимодействия происходят мгновенно и на любых расстояниях. То есть мы сталкиваемся со структурой, которая имеет другое понимание понятий времени и пространства.

Но ещё в прошлом веке великий советский астрофизик Николай Александрович Козырев на основе строгих научных экспериментов сделал вывод, что Вселенная, с точки зрения времени, равна точке.

Время мгновенно распространяется в нашей Вселенной. Структура квантового мира напоминает нам о том же, и только простейшее трехмерное пространство барионного мира работает на основах теории относительности Альберта Эйнштейна.

Но квантовая теория подталкивает нас к пониманию того, что духовные объекты, возможно, могут находиться в когерентном состоянии, когда понятия времени и пространства утрачивают свой смысл.

И классическая физика не имеет аналогов такому состоянию.

Но мы, лежа на диване, можем вычислять будущее лунное затмение, не видя луны и не опасаясь за свою кушетку. Весь багаж нашего материального и духовного проживания в этом мире всегда с нами и может включаться мгновенно в построениях нашего сознания.

Вне времени и вне пространства.

ДЕРЕВЕНЬКА НАЗЫВАЛАСЬ ШАПКИНО

Детство Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР Леонида Ивановича Крылова прошло в семье крестьянина маленькой деревеньки Шапкино Хотебцовской волости Можайского уезда (теперь Рузский район Московской области), Ивана Алексеевича Крылова.

Деревенька была крохотной — всего пять домов с хозяйственными постройками.

Рассказывали, что название свое эта деревенька получила из-за давнишнего скандала в благородном дворянском семействе. Что-то не поделили между собой и расскандалились жители дворянской усадьбы. Разругались настолько, что одна из хозяек, бедная, но гордая, взяла свою личную собственность — пятерых крепостных, как будто бы положила в шапку, и перенесла их на новое место — поселилась на крохотном кусочке своей собственной земли, среди лесов, на холме, над маленькой, чистенькой речушкой, которую можно было легко перейти вброд в любое время года, и которая брала своё начало в незаметном, прохладном ключе неподалеку. Поэтому и вновь основанная деревенька из пяти домов стала называться Шапкино.

Иван Алексеевич Крылов

И была эта деревенька такой тихой, уютной и ладной, что жители любили своё маленькое поселение трепетно.

В числе попавших в дворянскую шапку крестьян оказались и родители Ивана Алексеевича Крылова — моего деда.

Был дед человеком красивым, с голубыми глазами, аккуратными пшеничными усами и русой шевелюрой.

Жёлтые дожди

Естественно, что для Ивана Алексеевича, как и для всякого крестьянина в любой деревне, огромное значение имел сенокос.

И вот однажды, как рассказывал отец, по жеребьевке Иван Алексеевич получил под сенокос самый неудобный участок. Неудобство заключалось в том, что участок размещался на крутом склоне того самого холма над речкой и выкашивать его было очень неловко. Во время покоса Иван Алексеевич наткнулся на две маленькие, только что народившиеся березки. Березки были тоненькие, с нежными прозрачными листочками, такие трогательные и красивые, что у Ивана Алексеевича не поднялась рука скосить их обеих одним махом. Он аккуратно обкосил березки со всех сторон и оставил их расти до осени. А осенью берёзки заметно подросли и стали еще краше. И Иван Алексеевич в следующую весну без всякой жеребьевки добровольно взял себе под сенокос неудобный участок, и березки выросли ещё на полметра. Так продолжалось три года. И только когда березки превратились в маленькие деревца, Иван Алексеевич ушел с этого неудобного покоса.

Но деревца были еще очень маленькие и следующие по жребию косари могли легко срубить их под корень, чтобы не мешались. Но на такой поступок никто из жителей деревеньки не решился. Березки превратились в огромные белые деревья, которые возвышались на холме над чистенькой речушкой ещё совсем недавно, когда мы в последний раз заезжали навестить деревню Шапкино. Они были еще живы и напоминали всем о любви русского человека к своей стране и к своей природе без всяких тщетных воплей об экологической угрозе и неизбежной экологической катастрофе.

Экономический прогноз 1913 года на будущее России был прекрасным. Предполагалось, что к середине XX столетия население России будет составлять 600 000 000 человек. Россия должна была вырасти в самую крупную экономику мира. Это многим не нравилось. И план расчленения, разграбления и уничтожения исторической России был готов уже тогда. Одним из исполнителей этого плана выступил отчаянный любитель всего, что связано с большими деньгами Александр Парвус, который переправлял в Россию деньги германского правительства на поддержку сепаратистских движений на Кавказе, в Финляндии, на Украине, на расчленение и уничтожение империи Романовых.

Деньги были большие. Парвус энергично подворовывал и умер в полном одиночестве, всеми презираемый, но в богатом доме с дорогой мебелью.

Крестьянство, основная масса населения России, раздавленное вековым тяжким физическим трудом и столетним рабским бесправием, своей исконной народной сущностью ещё удерживало и хранило духовную национальную культуру — гениальные песни, мудрые сказания, пословицы, поговорки, удивительное бытовое искусство, великую церковную культуру и великий русский язык.

Но столетиями крестьянин терпел над собой абсолютную власть «барства» Салтыковых, Скалозубов, Ноздревых, Скотининых, Троекуровых, Маниловых, Бобринских, Добчинских и Чичиковых.

Убогое «барство» беспутного помещика-тунеядца или чванливого чиновника-лихоимца.

Только ничтожная часть дворянства была озабочена благоденствием державы, здоровьем своих подданных и предъявляла человечеству великие подвиги отваги, таланта и ума на государевой службе, в армии и в своей жизни. Большинство хозяев тогдашней России вкусно жрали, сладко пили, скучали, развлекались охотой, портили воздух, насиловали крестьянских девок и пороли насмерть русских мужиков.

Столичные дворяне, которые приезжали летом в свои деревни, носили нерусские одежды, говорили на чужом языке и отказывались видеть в русском крестьянине богоподобного человека — основное богатство и духовное содержание огромной России.

Создатель ожидал от России многого.

Потенциал страны был огромен.

Барство было обязано уйти.

В народной крестьянской массе столетиями складывался, уплотнялся и бродил мощный слой ненависти к бесправию и неправде, к барам и их лакеям. Ненависть, которая сквозь чудовищное терпение русского народа, прорывалась в побегах на Дон, в разбоях, в бесконечных бунтах и крестьянских войнах.

Начиная с Ходынки, бездарной Цусимы и позорного поражения в Японской войне в России зарождается, растет, созревает, охватывает все большие и большие массы населения самых разных слоев общества, некое стремное ощущение надвигающейся тяжести и предчувствия неизбежной катастрофы.

Везде лопались и кровоточили большие и маленькие болячки, волдыри, ранки, ссадины и царапины. Пришел Пугачев с университетским дипломом и всё взорвалось. Взрыв страшный, но не бессмысленный.

«Хозяин земли русской» оказался беспомощным и несчастным хозяином.

«Таланты» Создателя были разбазарены даром.

Всякая власть от Бога и выполняет замысел Создателя. Человек и ценен для Творения тем, что обладает правом выбора.

А Россия такая, какая нужна Создателю.

ЮНЫЕ ПИОНЕРЫ

Человечество не готово возлюбить своего ближнего, тем более как себя самого.

Люди в своей массе не готовы к бескорыстиюму самопожертвованию и самоограничению.

Эти лучшие человеческие качества в условиях бытового проживания могут вырастать и развиваться только на уровне отдельных личностей. Только сам человек в единственном числе на основе права выбора своим собственным духовным усилием способен создать в себе духовную структуру Царствия Божия. Это и есть переход на второй уровень эволюции.

Иногда, в особых условиях взрыва массового духовного энтузиазма, такие качества охватывают значительные слои общества и слава лидерам, которые были способны вызвать к жизни состояние героического энтузиазм у многих граждан на значительное время.

В такие периоды страна превращалась в единый духовный организм, совершала невозможное, становилась надеждой человечества и объектом ненависти врагов.

Но время проходит, волна энтузиазма спадает, носители духовного взлета уходят, их место занимают способные и ловкие деятели, и меркантильные, частные интересы индивидуального благополучия вновь поглощают подавляющее большинство сограждан, погружая их в состояние сытого и удобного личного комфорта.

Комсомольцы тридцатых годов были обречены либо на героическую гибель, либо на постепенное перерождение, либо, что еще тяжелее, они были обречены увидеть крушение своих идеалов и их поругание.

Но в тридцатые годы эти восторженные, полные сил и надежд юноши отказывались от личных удобств, уюта, здоровья, а часто и самой жизни для общего благополучия страны, а значит, и благополучия всех ее граждан. Они жили ради прекрасного будущего своей Родины и всего человечества.

Мечта оказалась невыполнимой.

Страна была растерзана и обескровлена страшной гражданской войной.

Чтобы восстановить государство, коммунистическое руководство вспомнило о бесконечной хищной энергии частного предпринимательства и согласилось на ограниченное привлечение рыночных отношений.

Иностранные инвестиции были опасны для обороноспособности страны и уничтожали всю концепцию построения справедливого общества трудящихся.

Оставалась опора на энтузиазм и бескорыстный порыв убежденных сторонников построения социалистического общества и на аккумуляцию необходимых финансовых средств внутри страны.

Цивилизованные, культурные страны Запада совершили свой рывок к благополучному сытому обществу, тотально разграбив Азию и Африку, вырезав американских индейцев и присвоив себе золото и художественные ценности этих народов.

Чтобы выжить, России было необходимо за десятилетие создать мощную промышленность и эффективное сельское хозяйство, но индейцев под рукой не оказалось.

Пришлось продавать в благополучные страны произведения искусства, церковную утварь, изъять драгоценности у богатых людей, организовать путем выпуска облигаций массовые пожертвования средств небогатого населения и провести коллективизацию.

Все эти способы были использованы. Но основные средства для создания промышленного государства были изъяты у крестьянства. В который раз русский крестьянин своей жизнью спасал свое Отечество. Трагедия коллективизации предоставила государству необходимые финансовые средства и людские ресурсы для создания промышленности и организации крупных сельских предприятий.

Значительные массы крестьянской молодежи оказались в городах и образовали костяк не элиты, но живого организма нового государства. Многие из них стали комсомольцами тридцатых годов. Эти люди на молодом энтузиазме и на пустом месте создали новую, доступную всем гражданам СССР массовую науку, мощную промышленность, машиностроение и авиацию, обеспечивая до 40 % роста промышленного потенциала страны в год.

Они выучились сами и создали общество всеобщей грамотности, построили сотни электростанций, электрифицировали огромную державу и вывели Россию от деревянной сохи к атомным и космическим технологиям.

Практически за несколько лет страна изменилась коренным образом. Крестьянская Россия превратилась в мощную промышленную и научную державу.

Это был великий подвиг и великая трагедия русского коммунизма. Была совершена самая главная, принципиальная, а возможно, и неизбежная ошибка.

Времени катастрофически не хватало, возникло и желание, и необходимость заставить массы людей строить социалистическое общество и жить в социалистическом обществе не только убеждением или примером, но и силой!

Создатель надеялся убедить людей быть нравственными добровольно, только по собственному внутреннему убеждению.

За это они его и распяли!

История показывает, что нравственный подвиг возможен в рамках человеческого общества только как исключение на личностном, индивидуальном человеческом уровне.

Только каждый человек в отдельности, но не общество по собственному добровольному выбору может быть нравственным. Разумеется, что общество может создавать условия, подталкивающие людей к нравственным нормам жизни. Но даже самое замечательное человеческое сообщество, построенное честными и мудрыми гражданами, через некоторое время ржавеет и разваливается. Всегда находятся ловкие, честолюбивые и энергичные люди, которые хотят иметь в исключительном личном обладании немного больше, а часто намного больше, чем окружающие. Вначале то, потом это, потом пятое и десятое, потом землю, воду и воздух. Но любое такое приобретение обязательно отбирает что-то у других людей. Приобретённое имущество нужно охранять. Возникают специальные охранники, потом дружины, потом небольшие армии, потом большие армии, которые надо содержать за счёт производительного труда других людей. Потом выясняется, что кто-то опоздал, и начинается кровавый передел собственности. Потом охранникам приходит в голову простая мысль, что они и сами могли бы быть хозяевами и всё начинается заново. Так протекает вековая история человеческой цивилизации.

А в деревне Шапкино 12 мальчишек, с трудом выживая в бесконечных крестьянских трудах, в складчину выписывают газету «Пионерская правда».

ЖИЗНЬ СТОЛИЧНАЯ

Деревня Шапкино была родным местом. Жизнь в ней — привычной и уютной, но земли было совсем мало. Работали тяжело, но никакого труда не хватало, чтобы прокормить семью. Иван Алексеевич, молодой тогда мужчина, уехал искать счастья в столицу и поступил работать на известную табачную фабрику «Дукат» — набивать папиросы табаком.

Елена Денисовна, Иван Алексеевич и Ольга Николаевна (тетка) с маленьким Леонидом Ивановичем. 1913 год

Работный дом, где жили рабочие фабрики, был характерным и очень интересным архитектурным сооружением. Выстроен он был из красного кирпича и имел толстые, почти метровые стены. Хозяева фабрики не сделали в доме никакого отопления. Они считали, что в маленькой комнатушке, в которой жила либо рабочая семья в несколько человек, либо несколько мужчин или женщин по принципу общежития, и зимой можно было жить, обогревая помещение своим дыханием и своими телами.

А комнатушка была прямо крохотной. В ней помещался небольшой казенный шкаф с двумя вертикальными отделениями: маленьким со стеклянным окошком, где на полках помещались платки, белье, скатерть и полотенца, и большим, где на самодельных вешалках висело все остальное имущество. В нижнем горизонтальном отделении хранилась семейная обувь.

Сразу за шкафом, впритык к кровати, стоял единственный венский стул черного цвета с многочисленными маленькими дырочками в сиденье. Напротив шкафа и стула стоял кухонный стол с дощатой столешницей в один метр 20 сантиметров в длину. Под столешницей в маленькой выдвижной полочке хранились ножи, вилки и ложки. Впритык к стулу и столу вдоль окна стояла кровать. Но она не поместилась целиком, и ее длину пришлось обрезать, поэтому спать на ней можно было, только скрючившись, вытянуться было невозможно.

Дверь из комнатки выходила в огромный коридор с каменным полом, и таких дверей было в этом коридоре по меньшей мере пятьдесят. У каждой двери стоял маленький столик с керосинкой, на которой готовили еду. А заканчивался этот человеческий муравейник единственным туалетом. Слева — женским, справа — мужским.

Комнатушка была семейной, потому что очень скоро Иван Алексеевич встретил девушку — Елену Денисовну, которая, на наше счастье, и вышла за него замуж. Отец Елены Денисовны, мой прадед, оказался греком Дионисием, но как он очутился в Москве и чем там занимался, мы так никогда и не узнали. Остались нам от него только крючковатые носы и способность быстро загорать на любом солнце.

Дед Иван и баба Елена более 20 лет проработали на табачной фабрике «Дукат» набивщиками папирос. За это время у них родились десятеро детишек, но все они умерли в самом раннем возрасте. Леонид Иванович был одиннадцатым ребенком, и он сумел выжить.

Империя Романовых разваливалась.

После поражения в Японской войне обострились волнения среди рабочих. Иван Алексеевич принимал участие в некоторых выступлениях, но однажды на демонстрантов налетели казаки и деда до полусмерти исполосовали нагайками. Когда он окровавленный и грязный дополз до своей комнатушки, Елена Денисовна была и в ужасе, и в ярости. Ивану Алексеевичу было строго-настрого запрещено любое участие в политике.

На этом его революционная деятельность закончилась навсегда и окончательно.

Империя рухнула, родился Советский Союз. Но никто не понял квантовую теорию, и никто не понял механизм работы феномена искусства.

Квантовая механика наполнилась целым набором объективных научных экспериментов.

Феномен искусства интерпретировался с невероятной удалью.

Дюшан пристроил на доходное место свой унитаз.

Малевич выставил чистый холст.

Франсис Пикабиа повесил в музее пустую раму.

Профессор Эрнст Гомбрих объявил, что искусство вообще не существует.

Поль Сезан 4 года учился в академии, научился рисовать яблоки, попробовал нарисовать руку и обнажённую модель, но не получилось.

Но если математик не умеет считать, это большое неудобство.

Как и в квантовой механике невозможно одновременно измерить и скорость, и положение частицы, так и Сезанн не мог одновременно нарисовать и яблоко, и человеческую руку. Но и по отдельности человеческие руки получались у знаменитого художника из рук вон плохо. Посмотрите сами.

Но самое печальное заключается в том, что Поль Сезанн действительно сделал великое открытие, которое показывало дорогу современному изобразительному искусству.

Но и этого никто не понял…

Искусствоведы не заметили и не объяснили.

Кубисты много говорили рядом и около, но мало смогли сделать.

Даже у великого Пикассо всего 2–3 работы в этом космическом направлении.

И только русский художник Павел Филонов и понял, и сделал.

В искусстве, как и в квантовой механике, не существует времени и пространства. Это логичный вывод из эксперимента астрофизика Козырева. В системах квантовой запутанности обмен информацией происходит мгновенно на любых расстояниях. Все наши впечатления от великих шедевров и все переживания, связанные с ними, и весь наш душевный опыт нашего духовного бытия всегда находятся с нами, всегда внутри нас, в нашей внутренней духовной струетуре.

И, чтобы вызвать эту духовную энергию к жизни, не нужна скорость света. Душевные переживания вспыхивают мгновенно. И мы все живём в облаке переживаний нашего сознания, в котором одновременно существуют и прошлое, и впечатления от произведений искусства, и профессиональные знания, и даже вспышки откровений, пришедшие к нам из будущего.

Все сразу. И это называется личностным проживанием окружающей нас духовной Вселенной.

Вот только настоящее куда-то подевалось.

Если рассматривать время простейшим способом — только как продолжительность, которую можно измерить с помощью часов, то окажется, что настоящего в нашей жизни не существует.

Будущее мгновенно превращается в прошлое.

Момент нашего существования, который только что был будущим, мгновенно превращается в прошлое.

Мгновенно.

Мы не можем зафиксировать момент настоящего. Оно мгновенно исчезает. Заманчивое предложение врага рода человеческого: «Остановись, мгновение, — ты прекрасно», как и все его предложения, обман. Это обещание невозможно осуществить. Момент настоящего неуловим, он наступает мгновенно и мгновенно исчезает.

Но и останавливать его нет никакой нужды.

Мгновение исчезнувшего настоящего остаётся в нашем сознании обязательно, неизбежно и навсегда.

Промелькнувшее настоящее не только сохраняется, но продолжает жить, навсегда остаётся, присутствует рядом с нами на протяжении всей нашей жизни и дальше, уже как частица общего сознания Вселенной. И что самое главное, пережитое, исчезнувшее, но усвоенное настоящее работает как ассоциативный багаж личности, как масштаб этой личности, как её духовный потенциал.

Настоящего нет, но оно вечно, мгновение уже остановилось навечно самой природой человеческого сознания. Именно так и не случайно распорядился Создатель!

Мгновение обязательно останавливается и сохраняется навечно независимо от своего качества — хорошо оно или плохо, благостно или стыдно.

И независимо от нашего хотения.

«Остановись, мгновение» уже работает без наших пожеланий как неизбежная ноша нашего духовного состояния. И все мгновения настоящего данного конкретного человека сохраняются навечно во внутренней духовной структуре этого самого человека.

Как часть его сознания.

Как часть общего сознания нашего трёхмерного мира, нашей Вселенной.

Навсегда!

И мы постоянно живём в этом реальном и клубящемся облаке впечатлений пропавшего когда-то настоящего и предчувствием будущего.

Это и есть наша реальность и наша жизнь.

Это наша собственная, личностная и субъективная Вселенная.

И такой вывод подтверждает причинная механика Козырева, которую признали безупречной даже в комиссии по лже науке Академии наук СССР.

ДУША ДУШЕВНАЯ

Это наша собственная субъективная Вселенная, с которой мы заканчиваем свою жизнь, и называется эта духовная Вселенная суммарным сознанием каждого конкратного человека или конкретной человеческой душой, маленькой частицей вселенского сознания нашего трёх мерного пространства.

Душа способна воспроизводить все моменты уже произошедшего с нами как сиюминутное настоящее.

Все!

Все внешние впечатления, случившиеся с человеком в его жизни, все внутренние пожелания, мечты, надежды, тревоги, ожидания и помыслы хранятся в душе, консервируются в ней как настоящее и могут быть воспроизведены и пережиты человеком вновь и вновь бесчисленное количество раз.

Душа вбирает в себя все ассоциативные связи, освоенные и сохраненные человеком в течение всей его жизни. Логическая информация, интеллектуальные знания, практический опыт, тревоги, радости и страхи других людей и эпох, спрятанные в произведениях искусства.

Кроме интеллектуальных знаний память-душа сохраняет физиологические чувственные ощущения и человеческое переживание, сердечный трепет, душевную и духовную наполненность каждого мгновения и информацию, полученную из общего вселенского сознания, частицей которого, камешком общего соборного сознания становится сознание каждого человека, каждого животного, как говорил еще Лейбниц, каждого растения, как догадались в прошлом веке, и каждой элементарной частицы, на что указывает поведение фотона в усложненном опыте Юнга квантовой теории.

В процессе проживания земной жизни и действия всех механизмов работы частного сознания отдельной природной структуры: подсознания, сознания, самосознания и сверх сознания, вмещая всю информацию поступков, помыслов и озарений человека в течение всей его жизни, выстраивается духовная структура человека — его душа, духовная структура конкретной человеческой личности.

Эта частная духовная структура становится маленьким кирпичиком, частицей, частью общего Сознания трёхмерного мира нашей Вселенной.

Душа — это материальная, и физическая, и духовная структура. Возможно, она работает не внутри конкретного человека, а где-то в пространствах Вселенной, и связана с конкретным человеком по принципу запутанных состояний квантовой теории. То есть при каждом поступке или помысле человека в положительную или отрицательную сторону его вселенское сознание мгновенно, с помощью когерентных нелокальных корреляций[1] изменяется, подстраивается под произошедшие изменения. И скорее всего, эта духовная структура имеет не барионную природу.

Душа потенциально охватывает весь беспредельный мир и может развиваться бесконечно. Более того, душа, так можно предположить, способна перемещаться в более сложные пространства другой природы для дальнейшего развития.

Душа сверхвременна: все, что было и все, что будет, часто неосознанно, живет в каждом мгновении душевной жизни. Душа прозорлива по своей природе. Душа может получать мгновенную информацию о происшедшем за тысячи километров от своего обладателя, потому что в этой небарионной структуре может отсутствовать, как в эксперементе Козырева, понятие пространства и времени.

Душа не известным нам, но материальным способом может получать информацию о будущем.

Душа развивается в положительную или отрицательную сторону на основе права выбора в делах и помыслах каждого конкретного человека.

При контакте с произведениями искусства душа получает возможность обогащаться пережитым настоящим других личностей, духовными переживаниями многих незнакомых людей. Однажды пережив сладостное состояние катарсиса, душа стремится вновь и вновь оживлять сохранённые впечатления, оживляет их, заставляет их вспыхивать многократно и тем самым развивает и тренирует свои духовные возможности. Поэтому, мы стремимся вновь и вновь смотреть любимые картины, слушать любимую музыку, смотреть любимые фильмы, вспоминать радостные и грустные моменты своего давным-давно прошедшего духовного настоящего.

В душе заложен, как говорил Лейбниц, потенциал к тому, чтобы быть «зеркалом вселенной», отражающим ее в определенном субъективном ракурсе как особый род ее бытия.

Душа — место встречи бесконечностей чувственного опыта и интеллектуального знания конкретного человека и самой Вселенной.

Высшая форма единства того и другого — духовная жизнь.

В этом смысле духовность не особый элемент мироустройства, для кого-то важный, а для кого-то нет, а определенный «режим» бытия.

Духовность можно еще определить как степень проникновения в суть вещей, и именно в этом смысле душа богоподобна.

Мы только приоткрываем законы квантового мира. Он материализован, как писал Эйнштейн, Сознанием, которое бесконечно превосходит возможности нашего сознания.

Поэтому и Царствие Божие может существовать в этом мире только в нашей внутренней духовной структуре, в нашей духовной Вселенной как наивысшее проявление нашего духовного состояния, как бы мы не понимали это словосочетание — Царствие Божие.

Развитие души, внутренней духовной структуры человека, определяет масштаб его личности, значительность его творчества и значимость его жизни.

Из ассоциативного багажа, накопленного внутренней духовной структурой человека на основе физиологических ощущений и контактов, развивается человеческое пережевание. Не физиологические эмоционально окрашенные ощущения, а человеческое переживание, движение уже человеческой души, трепетание уже человеческого сердца.

Художник, создавая произведение искусства, выплёскивает на холст человеческое переживание, освоенное и переработанное его душой.

То есть на холсте остается частица души художника, частица настоящего, сохранённая и освоенная личностным образом душой автора.

То есть каждое произведение искусства — это зеркало вселенной в определённом субъективном ракурсе масштаба личности художника. Поэтому масштаб личности художника, хочет он этого или нет, всегда виден в произведении.

С другой стороны, произведение искусства можно определить как генератор положительной духовной энергии, который выбрасывает и выбрасывает во Вселенную положительную духовную энергию или частицу души автора.

Олег Кулик может гордиться своей смелостью и качествами своего детородного органа, но и Вселенная отразит масштаб его личности обязательно.

Дадаисты могут гордиться оригинальностью, заставляя зрителей просачиваться на выставку своих произведений через общественный туалет, но они при этом обязательно убили крупицы духовного потенциала и у себя, и у зрителей, который все еще теплился в человеческих душах и который заставил этих зрителей идти и смотреть на это творчество.

Дюшан притащил в уютный парижский скверик свой унитаз.

Оригинальное творчество и тяжелая работа.

Вселенная огорчилась.

Автор прожил свою жизнь не даром, но зря.

ЛУНАТИКИ ИЛИ ЕЩе РАЗ ОБ ЭТОМ

Но в день большого праздника, настолько большого, что он сопровождается салютом, замечательно наблюдать эти роскошные залпы света, проезжая по Садовому кольцу.

Разноцветные вспышки сыпятся на тебя со всех сторон, а ты мчишься, как в арке бесконечного праздника, и это незабываемо.

А если построить дом на самом краю деревни, где из чердачного окна видны только бесконечные поля и ни одного дома. Потом переделать это окно в дверь, а вдоль всего дома пристроить балкон. А над балконом устроить козырек. Это для того, чтобы внезапный дождь не застал мирно спящего художника врасплох, и чтобы не приходилось отчаянно хватать матрас, подушку и плед и удирать под дождем на спасительный чердак.

Если все это сделать, то можно уютно устроиться на этом балконе и под таким козырьком во время грозы и днем, и вечером, и ночью. И тогда перед вами раскроется великолепная панорама из клубящихся облаков, сквозь и между которыми будут вспыхивать с грохотом и вонзаться в беззащитные поля слепящие разряды. И эти поля при каждой вспышке будут приобретать самые причудливые очертания, которые никак невозможно было заподозрить спокойным ранним утром или мглистым полднем, или тихим вечером.

Так и любые предметы, явления или события всегда имеют несколько самостоятельных и непохожих друг на друга внешностей. И каждая такая внешность или, если говорить шикарно и по-научному, визуализация будут иметь право на существование и будут показывать один из субъективных способов проживания и переживания окружающей нас Вселенной. А это значит, что сознание субъективно, квантовая механика субъективна и феномен искусства субъективен тоже. И это еще одна глубокая аналогия этих структур.

Да. Видимость будет разной в каждый конкретный момент. Но все это множество видимостей будут иметь одну природу, будут подчиняться каким-то законам и могут поддаваться пониманию и классификации. Разумеется, если мы хотим хоть как-то упорядочить наши впечатления, наше сознание, наши взаимоотношения и наше понимание того мира, в котором мы существуем.

И это в полной мере относится и к искусствознанию, к науке, которая имеет космологическое значение и играет фундаментальную роль в существовании и в развитии человечества.

Но наука может существовать и развиваться, только опираясь на четкую терминологию. Поэтому все субъекты, явления и события феномена искусства можно и должно рассматривать, только опираясь на чёткую терминологию аппарата искусствознания. Другого пути нет. Правда, и чёткого аппарата тоже нет. Увы, четкая терминология в искусствознании отсутствует, и это мало кого смущает. Особенно тяжкая ситуация сложилась в так называемом современном искусстве. Необходимо как-то понять, что к чему относится и что как называется.

Иначе — беда.

Но если мы четко формализуем гуманитарные дисциплины, то и пофантазировать в волю уже не сможем.

Поэтому, пока у нас есть такая возможность, еще раз вспомним о душе.

«Луна существует, только когда вы на нее смотрите?» — смеялся Эйнштейн. А ученые из Австралии и Франции провели эксперимент, который, по их словам, указывает на реальность волновой функции (пси-функции), которая в двухщелевом эксперименте Юнга демонстрирует дуализм феномена света.

Свет может распространяться как поток частиц, корпускулярно, и как волны. Это уже было чудом, которое экспериментально доказывало существование одного и того же явления в двух противоположных ипостасях. Результаты своих исследований физики опубликовали в журнале Nature Physics. И «Лента. ру» кратко знакомит своих читателей с работой авторов, и Вы можете уточнить все в деталях.

Именно с волновой функцией связано большинство проявлений квантовой теории, отличающих её от классической физики. И из такого факта следует вывод о вероятностной природе квантовой физики, а вслед за этим и о субъективности квантовой теории. А это уже прямая аналогия с природой феномена искусства. Во всяком случае, мы видим, что свет в трехмерном материальном мире ведёт себя не так как в квантовом.

Я не забыл, что художникам пора уже на этюды, и поэтому добавлю только несколько предложений.

Ученые, как правило, придерживаются одного из двух мнений о волновой функции.

Согласно первой точке зрения, пси-функция реальна и является частью объективной реальности, и ей все равно, что о ней думает человек.

Вторая точка зрения сводится к тому, что волновая функция — это математический объект, вводимый из-за недостаточного знания учеными закономерностей квантового мира. В частности, такой точки зрения придерживался Альберт Эйнштейн. «Вы действительно считаете, что Луна существует, только когда вы на нее смотрите?» — говорил ученый.

Поэтому мы и назвали эту главку «Для лунатиков». И в этой главке, учитывая особенность темы, я позволю себе допустить некоторые повторы уже названных тезисов.

Команда австралийских и французских ученых сделала вывод: «Если предположить, что понятие объективной реальности существует, наши результаты указывают на то, что волновая функция должна напрямую соответствовать этой реальности».

Луна существует и без нас. Но мы живем одновременно и в мире материальной реальности, и в мире, преобразованном нашим сознанием. И мир нашего сознания субъективен, как и мир искусства.

В мире объективной реальности мы совершаем утреннюю пробежку, едим воблу и запиваем ее пивом, поднимаемся пешком на пятый этаж, если сломался лифт.

Но складом всех впечатлений нашей жизни, обработанных сознанием, является мир сознания, который выстраивается параллельно с нашей физической жизнью и всю нашу жизнь.

Вместилищем всего настоящего в процессе всей жизни каждой личности является его внутренняя духовная структура — то, что в просторечье называют «человеческая душа» или субъективная Вселенная этой человеческой личности.

Душа способна воспроизводить все моменты уже произошедшего с нами как сиюминутное настоящее.

Все!

Все внешние впечатления, случившиеся с человеком в его жизни, все внутренние пожелания, мечты, надежды, тревоги, переживания и помыслы хранятся в душе, консервируются в ней как настоящее и могут быть воспроизведены и пережиты человеком вновь и вновь бесчисленное количество раз.

Душа становится вместилищем всех ассоциативных связей, освоенных и сохраненных человеком в течении всей его жизни. Логическая информация, интеллектуальные знания, практический опыт, физиологические чувственные ощущения, человеческое переживание, сердечный трепет, душевную и духовную наполненность каждого мгновения и в редких случаях, информацию, полученную с помощью общего вселенского хранилища, как это случалось с Вангой, Мессингом и другими особо одаренными людьми.

В процессе проживания земной жизни и действия всех механизмов работы мозга — подсознания, сознания, самосознания и сверх сознания, вмещая всю информацию поступков, помыслов и озарений человека в течении всей его жизни, выстраивается внутренняя духовная структура каждого человека — его душа, внутренняя духовная структура конкретной человеческой личности. И эта структура не обязательно находится в черепной коробке. Скорее всего эта структура существует в пространстве квантовой запутанности. Частицы этой структуры взаимодействуют мгновенно, одинаково и на любых расстояниях. Квантовая запутанность и существует для того, чтобы механизм души человеческой работал. А значит, чтобы работал механизм феномена искусства.

«Душа истосковалась, душа болит, душу продали, с души воротит, на душе кошки скребут, не бери на душу, не трави душу, душа не на месте, отвести душу, покривить душой, ничего за душой, затаить в душе, души не чает, грешное тело и душу съело, на душу легло», — говорим мы.

Это совершенное убеждение и неосознанное знание, присущее практически каждому человеку — ощущение присутствия внутри нас некой субстанции — души, которая оценивает наши поступки, помогает сделать нравственный выбор и покидает человеческое тело после его кончины.

И на каждом шагу мы чувствуем, что наша внутренняя духовная структура — это материальная физическая реальность.

Душа — это материальная физическая субстанция.

Она с трудом поддаётся изучению. Наши знания ничтожны.

У нас нет точных научных формулировок.

И определения искусства тоже нет.

Вполне возможно, что человек не имеет права знать механизм работы этой субстанции, но возможности внутренней духовной структуры, о которых мы все-таки немного знаем, должны иметь материальные характеристики.

Вот несколько цитат из причинной механики Николая Александровича Козырева. Заметим, что Н. А. Козырев не только выдвинул теоретическую гипотезу, но и доказал многие её положения экспериментально. Эти опыты подробно описаны в трудах ученого. Я приведу только несколько общих цитат.

Козырев, например, пишет: «Активные свойства времени, его течение и плотность, связывают весь мир в единое целое и могут осуществлять воздействие друг на друга явлений, между которыми нет прямых (привычных) матереальных связей, что может объяснить объективные факты взаимодействия биологических объектов, находящихся на большом удалении или изолированных друг от друга».

Или: «С точки зрения времени вся Вселенная имеет размер точки. Время не распространяется, а появляется во всех уголках Вселенной мгновенно».

Вот откуда могут проистекать материальные физические качества человеческой души. Вполне возможно, что в таком понимании время — это свойство и инструмент или один из инструментов внутренней духовной структуры человека. И тут опять невозможно не вспомнить неясные пока намеки на не барионную природу времени и духовной энергии. Но можно сделать предположение, что активные свойства времени позволяют внутренней духовной структуре человека совершать значительную часть своих функций, с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу.

Математический аппарат проводит анализ любых событий не только для трехмерного пространства, но и для более сложных многомерных пространств. Сегодня в какой-то мере освоены девять измерений и одиннадцатое как куратор. Это факт математической науки. То есть математика предполагает существование рядом с нашим трёхмерным пространством более сложных пространств с несколькими пространственными координатами. А такая точка зрения моментально приводит к очень интересным выводам.

Наше трехмерное пространство, в котором мы проживаем, возможно разными способами и в отдалённом времени обязательно и неизбежно обречено на уничтожение. Из этого печального, но неотвратимого факта следует, что любые усилия, которые может предпринять человечество в интеллектуальном, техническом или духовном строительстве обречены на уничтожение и полное забвение вместе со всем нашим миром и нашим трехмерным пространством.

Любые технические достижения, любые космические переселения на другие планеты, любые духовные подвиги будут уничтожены, исчезнут, будут забыты вместе с гибелью всего трехмерного пространства. Даже сама память, в рамках нашего понимания, о существовании нашей Вселенной и бурной деятельности, наполняющей ее сегодня, исчезнет с этим трехмерным пространством полностью, целиком, без остатка и воспоминаний и навсегда!

Не останется даже никакой памяти о нашем мире, потому что всё это пространство перестанет существовать обязательно!

Это означает, что все бессмысленно.

Но слава Богу! Такой трагический вывод верен только при одном условии. Полная катастрофа неизбежна, существование всего, что находится внутри нашего трехмерного пространства ничтожно и бессмысленно, только если все виды материи, возникающие, развивающиеся и просто находящиеся в нашем пространстве, замкнуты в этом пространстве и могут функционировать только внутри этого трехмерного пространства.

Но это совсем не обязательно!

Вполне возможно существование материальной структуры, которая способна перемещаться из нашего пространства в более сложные пространства, в частности, с дополнительными пространственными координатами.

Это означает, что неизбежная гибель нашего трехмерного пространства не обязательно должна сопровождаться полным уничтожением всех форм материи, которые этим пространством создаются.

Какая-то форма материи, если она будет обладать способностью перемещаться из трехмерного пространства в более сложные пространства, вполне может сохраниться и продолжить свое развитие в более сложных пространствах на более высоком уровне. И такая материя способна созревать в нашем обреченном трехмерном пространстве и, развиваясь, перемещаться в более сложные пространства для дальнейшего развития.

Так, упавшее в землю зерно, погибая, дает жизнь новому живому растению. Но само это зерно никогда не узнает, как будет развиваться выросшее из него растение в новых условиях нового пространства.

Опираясь на такую точку зрения, можно предположить, что именно подобная форма материи и является единенной ценностью, основным содержанием и исключительной целью существования нашей Вселенной.

Все остальные материальные формы, обреченные на неизбежное уничтожение, существуют только как необходимый подсобный формовочный материал, который сам по себе никакой ценности не представляет. Этот материал необходим, но очевидно обречён как подсобная форма производства. Для конечного результата, для более сложных пространств он не имеет никакой ценности. Даже можно предположить, что всё трёхмерное пространство, барионная материя и белковая жизнь и существуют исключительно для зарождения и выращивания внутри себя некоторой особой формы материи, которая необходима и которую ожидают от нас, от человечества в более сложных пространствах.

И не трудно увидеть, что смысл и задача феномена искусства полностью совпадают с такой целью Творения.

А это очень важно.

Утилитарная задача искусства целиком повторяет смысл Творения. И, возможно, создаёт духовную энергию, выступает как генератор положительной духовной энергии, которая способна перемещаться в более сложные пространства для дальнейшего развития.

Такое предположение — единственный способ преодолеть бессмысленность никчмность, ничтожность и пустоту нашего мира.

Без такого предположения наше существование обречено и ненужно!

Возможно ли существование подобной формы материи?

Где мы можем найти какие-то признаки такой субстанции?

Что указывает нам на возможность присутствия похожего явления?

Где можно предположить существование феномена, который, с одной стороны, постоянно и активно участвует в человеческих взаимоотношениях, присутствует в каждой нашей мысли, в каждом нашем поступке, жёстко влияет на нашу судьбу и судьбы окружающих нас людей, а с другой стороны, не проявляется в окружающем нас мире никакими конкретными, видимыми, привычными для нас материальными формами?

Разумеется, это не что иное, как человеческая духовность.

Весь тот огромный круг явлений, которые можно определить как человеческое духовное переживание. Любовь, доброта, злоба, цинизм, человеческое достоинство, совестливость, весь комплекс нравственных проблем, все сложности человеческих взаимоотношений, все тонкости человеческого сопереживания, возникающие при соприкосновении с произведениями искусства, все это составляет огромную долю человеческой жизни и в то же время не имеет никаких видимых, привычных материальных форм. Все эти явления абсолютно реальны. Мы их чувствуем иногда острее, чем физическую боль. Они воздействуют на нас сильнее, чем физическое принуждение. Весь этот мир называется человеческой духовностью. А с самого зарождения человеческого сообщества, с незапамятных времён, люди называют этот мир, как вы помните, миром человеческой души. Душевным миром той самой субъективной Вселенной внутри нас, которая может быть и Царствием Божием, и сущим адом.

Произведение искусства — это зафиксированная и материализованная в каком-то знакомом нам материале частица души его автора. И этот вещественный материал произведения искусства удерживает вокруг себя особую духовную структуру — частицу души автора, которая и является духовным наполнением произведения искусстав и его основным содержанием. И эта структура с духовным миром сознания на законах квантовой запутанности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сияние света предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Сергей Иванович Доронин. Квантовая магия. Издательская группа"Весь".

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я