Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности. Группы быстрого реагирования

Владимир Игоревич Ушаков

Рассмотрены вопросы для подготовки к теоретической части аттестации работников подразделений транспортной безопасности, включенных в состав групп быстрого реагирования в сфере дорожного хозяйства, автотранспорта и городского наземного электрического транспорта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности. Группы быстрого реагирования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вопросы для проверки соответствия знаний для работников подразделений транспортной безопасности, включенных в состав групп быстрого реагирования

1. Цели и задачи ОТБ

Целями ОТБ являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами ОТБ являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;

10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

2. Транспортная безопасность, субъект транспортной инфраструктуры, объект транспортной инфраструктуры, транспортное средство, акт незаконного вмешательства

Транспортная безопасность — состояние защищённости ОТИ и ТС от АНВ.

Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании.

Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:

автомобильные вокзалы и станции;

тоннели, эстакады, мосты;

объекты систем связи, навигации и управления движением ТС;

участки автомобильных дорог, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ.

Транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных ТС устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

ТС автотранспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

ТС городского наземного электрического транспорта.

Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе теракт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

3. Обеспечение транспортной безопасности

Статья 4 16-ФЗ. Обеспечение транспортной безопасности

1. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

4. Субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

5. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

6. Обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.

4. Уровни безопасности ОТИ и ТС. Основные мероприятия по усилению защиты ОТИ при их объявлении (установлении)

Уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

В целях адекватного реагирования на ход подготовки нарушителя к совершению террористических актов или актов незаконного вмешательства в соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ «О ТБ», Постановлением Правительства РФ №940 от 10 декабря 2008 г. установлены уровни безопасности ОТИ и ТС — уровень №1, №2, №3.

Степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса, характеризуется уровнем безопасности №1.

Степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса, характеризуется уровнем безопасности №2.

Степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса, характеризуется уровнем безопасности №3.

Постановлением Правительства РФ определено, что уровень безопасности ОТИ и ТС №1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности, а также установлено, что уровни безопасности ОТИ и ТС №2 и №3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

— решения руководителей Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах РФ либо министра транспорта РФ (уполномоченных ими должностных лиц);

— решения министра внутренних дел РФ либо министра транспорта РФ (уполномоченных ими должностных лиц).

СТИ на ОТИ в случае объявления уровня безопасности обязаны:

1) не допускать посетителей на КЭ ОТИ;

2) увеличивать численность работников ПТБ ОТИ в соответствии с планом ОТИ;

3) проводить для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, дополнительный досмотр объектов досмотра, проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП и посты ОТИ, у которых (в которых) на КПП и постах не выявлено наличие предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения (дополнительный досмотр проводится в присутствии групп быстрого реагирования);

4) выявлять нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение АНВ путем постоянного непрерывного контроля не менее чем двумя работниками сил ОТБ ОТИ данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств ОТБ ОТИ;

5) вводить в соответствии с утвержденным планом ОТИ дополнительные меры по выявлению нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ на периметре границ ЗТБ ОТИ и в ЗТБ ОТИ;

6) увеличивать в соответствии с утвержденным планом ОТИ количество (численность) групп быстрого реагирования на совершение или подготовку к совершению АНВ на ОТИ;

7) обеспечивать присутствие групп быстрого реагирования при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

8) вводить в соответствии с утвержденным планом ОТИ дополнительные меры по выявлению нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ на периметре границ ЗТБ ОТИ и в ЗТБ ОТИ;

9) обеспечивать передачу данных в режиме реального времени в соответствии с порядком передачи данных.

5. Требования по ОТБ, каким нормативным правовым актом установлены и на кого распространяются?

Статья 8 16-ФЗ. Требования по обеспечению транспортной безопасности.

1. Требования по ОТБ по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 16-ФЗ, для различных категорий ОТИ и ТС, устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Требования являются обязательными для исполнения СТИ и перевозчиками.

2. Требования по ОТБ ОТИ по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения застройщиками ОТИ.

3. Требования по ОТБ объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся ОТИ и расположенных на земельных участках, прилегающих к ОТИ и отнесенных в соответствии с земельным законодательством РФ к охранным зонам земель транспорта, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 16-ФЗ, устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения ЮЛ, индивидуальными предпринимателями и ФЛ, являющимися собственниками либо владеющими указанными объектами (зданиями, строениями, сооружениями) на ином законном основании.

4. Требования по соблюдению транспортной безопасности для ФЛ, следующих либо находящихся на ОТИ или ТС, по видам транспорта устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения ФЛ, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на них.

6. Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с ОТБ

Статья 10 16-ФЗ. Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности

1. Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;.

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

5) внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;

7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;

8) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

7. Перечень потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС.

Приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. №52/112/134.

1. Угроза захвата — возможность захвата ОТИ и/или ТС, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

2. Угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.

4. Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их КЭ опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

КЭ ОТИ и/или ТС — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

5. Угроза захвата КЭ ОТИ и/или ТС — возможность захвата КЭ ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

6. Угроза взрыва КЭ ОТИ и/или ТС — возможность разрушения КЭ ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

7. Угроза размещения или попытки размещения на КЭ ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на КЭ ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить КЭ ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

8. Угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

9. Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

8. Силы обеспечения транспортной безопасности

Силы ОТБ — лица, ответственные за ОТБ в СТИ, на ОТИ, ТС, включая персонал СТИ или подразделения ТБ, непосредственно связанный с ОТБ ОТИ или ТС.

9. Предметы и вещества, запрещенные или ограниченные к перемещению в ЗТБ ОТИ и ТС, на КЭ ОТИ и ТС.

1. Оружие.

1.1. Боевое оружие и его основные части, а также боеприпасы к такому оружию.

1.2. Оружие гражданское и служебное.

1.2.1. Оружие гражданское и его основные части;

1.2.2. Оружие самообороны;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности. Группы быстрого реагирования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я