Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений

Владимир Иванович Казимирский

Программа курсов повышения квалификации предусматривает как формальное, так и неформальное повышение квалификации, что в наше время находить все более и более широкое распространение в связи с появлением тезиса – lifelong learning – обучение на протяжении всей жизни не только педагогов, но и самых главных воспитателей – родителей. Хотелось, чтобы программа создала некую культурно – образовательную среду для личностного развития родителей и педагогов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 1.

Семейное воспитание и родительское просвещение

Учиться вместе с родителями:

интересно, здорово, эффективно

Споры об участии пап и мам в образовательном процессе детей ведутся уже не один год. В 1912 году был проведен Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию. Данный съезд связан с именем П. Ф. Каптерева, т.к. подготовка и проведение Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию был организован редакцией журнала «Воспитание и обучение», в котором Каптерев был давним и постоянным сотрудником. К П. Ф. Каптереву присоединилась группа педагогов и родителей для организации Всероссийского съезда по семейному воспитанию. В марте этого же года был создан организационный комитет, под председательством Каптерева, члены которого разработали положение о съезде и определили его вопросы: семья как воспитательная среда, научное изучение ребёнка и физическое воспитание; нравственное, эстетическое и умственное воспитание; обучение в семье; общественные организации по вопросам воспитания и защиты детей. Съезд был подготовлен в значительной мере трудами Родительского кружка, статьями известных русских педагогов, психологов, врачей сотрудниками педагогических журналов «Воспитание и обучение», «Педагогический сборник», «Русская школа», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». В своей речи на открытие съезда (30 декабря 1912г.) П. Ф. Каптерев подчеркнул, что современная жизнь и окружающая действительность ставят вопрос: укреплять ли существующие семейные основы воспитания, совершенствовать или заменять новыми, общественными? Заменить всецело семейное воспитание, общественным он считал невозможным, так как у семейного воспитания уже выработана своя система. А как она сочетается с общественным дошкольным воспитанием — покажет, будущее. Однако уже теперь «живая связь семьи с общественными… есть необходимое условие правильного развития детской личности в семье». Эту точку зрения поддержали участники съезда, высказывающиеся за необходимость улучшения и совершенствования как семейного, так и общественного воспитания. Съезд по семейному воспитанию способствовал обобщению опыта и распространению прогрессивных методов и средств воспитания детей. Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Усилиями ученых конца XIX — начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными на сегодняшний день. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

О включении родителей в процесс воспитания детского сада, поставил съезд по вопросам семейного и родительского просвещения, который прошел 12 октября 2018 года. Внимание участников съезда было обращено на то, что:

— главенствующая роль семьи в воспитании и обучении детей закреплена в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

— обществу необходимо стремиться к созидательному формированию условий для семейного благополучия. Фундаментальная основа такого подхода — развитие родителей в качестве компетентных и ответственных воспитателей своих детей, значимости родительского просвещения, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений;

— поддержка инициатив родительских сообществ, повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития родительской компетентности;

— было принято решение Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения в котором в частности было подчеркнуто,

— что семья — важнейший общественный институт, имеющий огромное значение в становлении человеческой личности. Если считать главной задачей воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, то воспитание семейных ценностей является ключевым направлением воспитания в целом;

— в целях развития в России семейного воспитания и родительского просвещения, съезд утвердил текст Меморандума отцов и матерей, как обобщённо-позитивный образ родителей России, в котором подчеркивалось, что именно от родителей зависит, какими людьми вырастут дети, какие семьи создадут. Поэтому сына надо научить быть мужчиной, мужем, отцом; дочь — женщиной, женой, матерью. Дорожить родительским домом, родным краем, своей страной. Для этого отцы и матери работают над собой, учатся быть родителями, настойчиво способствуют миру в семье и в своей душе.

Так же были утверждены «Основные понятия семейного воспитания и родительского просвещения» как основы для дальнейшей работы, развития терминологического единства

Родительская позиция — это совокупность отношений родителя к себе, к своему ребенку, к семье, к своему роду, к своей малой и большой Родине, к учителю, к образовательной организации, к образованию в целом.

Цель родительского просвещения — создание информационного социально-психологического развивающего пространства, позволяющего любому родителю свободно, добровольно, осознанно и целенаправленно формировать, и корректировать свою родительскую позицию, осознанно развивать компетенции в сфере воспитания детей.

Семейное воспитание — это система воспитания и образования детей, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание предусматривает тесное духовно-нравственное взаимодействие взрослых и детей.

Смысл жизнедеятельности человека определяет духовность, правила и способы действия — нравственность. Основой духовности является стремление человека к истине, добру и красоте. Основой нравственности является диалог ума и сердца, внутренний диалог человека с самим с собой. Духовность и нравственность не разделимы, они едины.

Значение развития семейного воспитания и родительского просвещения — создание условий для формирования устойчиво благополучной семьи, основанной на духовно-нравственных традициях российского народа, адаптированной к современным условиям, обеспечивающей всестороннее развитие, образование и воспитание детей. Семейное воспитание и родительское просвещение — одна из основ семейного и государственного благополучия. Развитие родительского просвещения — один из путей решения важной государственной задачи, поставленной в Указе Президента России №204 от 7 мая 2018 года — «создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов». Развитие родительских объединений и инициатив способствуют развитию и становлению в России гражданского общества.

Задача государства — создание условий для родительского просвещения и оказание содействия родителям в формировании компетенций в сфере семейного воспитания, обеспечение прав родителей в воспитании детей.

Детский сад по укреплению института семьи и духовно — нравственных традиций семейных отношений. В настоящее время начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны это и положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, а в самом большом выигрыше, находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Согласно последних исследований — большего успеха добиваются дети из тех семей, где принято общаться. Ученые уверены, что если ежедневно говорить ребенку около 20 тысяч слов (в том числе, шесть поощрений и шесть замечаний), то он обязательно добьется в жизни всего, чего он хочет. В ФГОС (стандарт дошкольного образования) говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи, формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др. В связи с чем, к обучению, воспитанию и развитию детей при работе с родителями должны учитываться образовательные области:

«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду;

«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей и организация выставок детских работ и другой совместной деятельности детей и их родителей;

«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома;

«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактикой заболеваний, организацие1й семейных спортивных состязаний и праздников.

«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, а также городские.

Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Основная цель взаимодействия — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединенными в одну команду, при соблюдении принципов:

— создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

— поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

— выработка образа жизни семьи, формирование духовно — нравственных традиций семейных отношений.

В связи с чем, особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами, в то же время и дети видят своих родителей в необычной обстановке, например, детско — родительская военно — спортивная игра «Зарничка» и др. Благодаря применению активных методов, родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортно, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

Следовательно, эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ дает импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию. Создание союза трех социальных сил: педагоги — дети — родители — один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.

Для справки. Нормативные документы по соблюдению прав детей и родителей в образовательном учреждении:

Главенствующая роль семьи в воспитании и обучении детей закреплена в ст.44 Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 — ФЗ от 29 декабря 2012 г. и других документах:

Конвенция о правах ребенка. Ст. 34;

Конституция РФ ст. 38., ст. 41;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. ст. 14, пункт 1; ст. 23, пункт 2;

Семейный кодекс РФ ст. 1 пункт 1; ст. 63, пункт 1;

Знание данных документов поможет педагогам в создание условий для родительского просвещения, обеспечение прав родителей в формирования эмоциональной культуры детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: «Семейное воспитание и родительское просвещение»

1. Разбор основных понятий «образ родителя», «значение развития семейного воспитания и родительского просвещения» и др.

2. Составить беседу с родителями на предмет их согласия проведения в группе с детьми занятий по проблеме семейного и полового воспитания. (Умея аргументированно убеждать, педагоги смогут помочь решить проблему невежества в вопросах семейного и полового воспитания. «Этика» на заборе — это нежелание родителей посмотреть в «корень» формирования семейных отношений с раннего детства, формирования эмоциональной культуры).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я