Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений

Владимир Иванович Казимирский

Программа курсов повышения квалификации предусматривает как формальное, так и неформальное повышение квалификации, что в наше время находить все более и более широкое распространение в связи с появлением тезиса – lifelong learning – обучение на протяжении всей жизни не только педагогов, но и самых главных воспитателей – родителей. Хотелось, чтобы программа создала некую культурно – образовательную среду для личностного развития родителей и педагогов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пояснительная записка

Актуальность. Человеческое общество, известное нам на протяжении последних несколько тысячелетий, основано на институте семьи. Причем семьи традиционной, состоящей из мужа (мужчины), жены (женщины) и детей. Не секрет, что представители разных поколений сильно отличаются, а порой с трудом понимают друг друга. Причина не только социально — политическая. Разница в мировоззрении и отношении к жизни. Главные жизненные ценности молодых сегодня — свобода. У них преобладает обостренное чувство независимости. Свобода выбора для них священна. Поэтому молодое поколение готовы не глядя отказаться от опыта прошлого, ради сомнительных новаторских идей. В связи с чем, обострившийся семейный кризис, обусловленный отчуждением от исторических ценностей, ставит под угрозу сохранение традиционной семьи, и становится актуальной проблема — основы семейного воспитания необходимо начинать с дошкольного возраста. Данная предпосылка связана с тем, что в подростковом возрасте уже трудно чему — либо обучить, поменять сформированные ценности, которые были заложены в нём до момента полового созревания. Л. С. Выготский подчеркивал, что

«…в интеллекте подростка не проявляется ничего принципиально нового по сравнению с тем, что имело место у ребенка, мы имеем продолжающееся равномерное развитие тех самых функций, которые определились и вызрели значительно раньше».

В связи с данным положением возрастает потребность в поиске новых подходов в сотрудничестве, взаимодействии детского сада и семьи, поиска нетрадиционных форм взаимодействия с семьей. О чем было подчеркнуто О. Ю. Васильевой (Министр просвещения Российской Федерации с 18 мая 2018 года по 15 января 2020), на Всероссийском съезде по вопросам семейного и родительского просвещения, что обществу необходимо стремиться к созидательному формированию условий для семейного благополучия. Фундаментальная основа такого подхода — развитие родителей в качестве компетентных и ответственных воспитателей своих детей, пропаганда позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимость родительского просвещения, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений. Решение данной компетенции может обеспечить преемственность в целостном процессе воспитания детский сад — семья, интересной увлекательной работой как с детьми, так и с их родителями. Для этого необходимо обучить педагогов в создании условий по привлечению родителей в педагогический процесс детского сада и познакомить их с основами семейного воспитания. Педагоги должны получить путь для самореализации в достижении у детей достойной жизненной перспективы, т.к. новая социокультурная ситуация развития современных детей ставит совершенно новые задачи. Дети 21 века имеют целый набор характеристик, которые отличают их от сверстников 90х годов прошлого столетия. Но кем бы не стали дети тех далеких лет и современные дети, получив профессию даже космонавта, они все становятся папами и мамами, а какие будут у них семьи — зависит от нас, педагогов сегодняшнего дня. И если дети 90х годов были защищены от информационной среды, то современные дети имеют низкий уровень безопасности, провоцирующих массовое использование негативных образцов агрессивного поведения. У детей исчезает мотивация для живого общения, сотрудничества с ровесниками т.к. с ранних лет они в виртуальном мире. Учитывая непосредственный глубокий характер влияния окружения детей, в программе обращено внимание на разработку специальных условий приобщения родителей и детей к ценностям семейного воспитания для этого:

1.Разработана система:

а/ по осознание педагогами необходимости осуществлять активное взаимодействие ребенка с окружающими его людьми (соседи, младшие или старшие родственники), игрушки, природа и т. д. через просвещение их родителей;

б/ с учетом освоения детьми окружающего мира в чувственном восприятии, активном взаимодействии и непосредственной деятельности как с социальной средой, так и мира природы в целом.

2. Создана технология взаимодействия родителей, их детей и педагогов детского сада для приобщения к семейным ценностям.

Предложенные условия приобщения детей к семейным ценностям, позволили сформулировать название программы курсов повышения квалификации «Экология чувств — истоки сохранения духовно — нравственных традиций семейных отношений».

Цель программы: Повышение уровня компетентности педагогов в области семейного воспитания.

Задачи: Обосновать слушателям предложенные педагогические условия и систему организации процесса взаимодействия детского сада и семьи для:

а) обеспечения эмоционального благополучия ребенка;

б) приобщения детей к общечеловеческим ценностям и традициям своей семьи;

в) укрепления психического и физического здоровья;

г) взаимодействия педагога с семьей.

По окончанию курсов педагоги приобретут:

1. Знания в области нормативно — правового обеспечения работы детского сада и семьи.

2. Понимание необходимости знаний и соблюдение норм семейного воспитания в социализации детей дошкольного возраста.

3. Умение использовать ресурсы семейных традиций для духовно — нравственного воспитания и решения практических задач в социализации дошкольников.

4. Навыки использования предложенной системы работы с семьей по сохранению и развитию в современных условиях духовно — нравственных традиций в воспитании детей дошкольного возраста.

В процессе преподавания курса используются следующие методы:

— Лекции;

— Групповые дискуссии;

— Самостоятельная работа слушателей;

По итогам изучения курса педагоги разрабатывают самостоятельные проектировочные работы, связанные по взаимодействию с семьей и направленные на укрепление духовно — нравственных традиций семейных отношений. На последнем занятии проходит защита работ.

Значимость для педагогов:

Ввиду высокой степени сложности вопросов семейного воспитания надо не упускать возможности использования родительской поддержки и традиций семейного воспитания в связи с чем:

— представлена возможность приобщить педагогов, а через них выйти на детей и их родителей, к историческим традициям семейного воспитания;

— совокупность педагогических условий, представленных в материалах курсов, обеспечивают эффективное усвоение педагогами исторических традиций семейного воспитания и адаптации к современным условиям;

— познакомившись с историй семейного воспитания, в преломлении с социальным миром сегодня — у педагогов, и через работу с родителями и детьми, сформируется интерес к себе, как у взрослых, так и детей;

— появится истинный интерес к постижению тайн человеческих чувств — как создание семьи;

— знания, полученные на курсах, помогут педагогам быть всегда в интеллектуальном тонусе, быть не просто осведомленными, но и подготовленными к активным действиям на занятиях с детьми, в работе с родителями. Знания проблематики позволят обучать не только детей интересно и доступно, но и подключать родителей к совместным действиям, т.к. жизненный сценарий пишется ребенком в большей степени дома, а не только на улице, в детском саду и школе. И складывается он из родительского отношения и реакции на все, что происходит в семье и ребенком.

Изучая потребности практики по основам семейного воспитания, пришли к выводу, что изложение основных вопросов необходимо объединить в программу курсов повышения квалификации, которая поможет взрослым лучше понять специфику этой важной проблемы. Практическое обеспечение теоретического материала, рассматриваемого на курсах изложено в:

ПРОЕКТАХ:

1. «Осенние турслеты «Планета дошколят»;

2. Интеллектуально — творческие игры по экологии «Путешествие в природу»;

3. Проведение городского и регионального этапов Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я — исследователь»;

4. Городская военно — спортивная игра «Зарничка»;

5. Память сердца;

6. «…лучшая школа — это путешествие»;

7. «Детская ассамблея «Планета дошколят»;

ПОСОБИЯХ:

— Казимирская Т. А. Образовательная программа «Мы живем на Урале». (Сертификат соответствия №0074 серия НМП, выдан Департаментом образования Администрации Свердловской области 26. 12. 1995г.) Екатеринбург: Научно — методический Центр Проблем Детства, 1996

— Казимирская Т. А. Ознакомление детей с естественно — научными связями в природе. Екатеринбург, Научно — методический Центр Проблем Детства, 1997

— Казимирская Т. А., Казимирская Н. А. Волшебный круг. Фенологические наблюдения с детьми от 3 до 7 лет. Методические рекомендации. — Каменск — Уральский: Калан, 1998

— Казимирская Т. А., Казимирская Н. А. «Вокруг да около». Примерные конспекты занятий по экологическому образованию детей младшей группы детского сада. Методическое обеспечение программы «Мы живем на Урале» (автор Т. А. Казимирская) Екатеринбург: Научно — методический Центр Проблем Детства, 1998

— Казимирская Т. А., Казимирская Н. А. «Вокруг да около». Примерные конспекты занятий по экологическому образованию детей средней группы детского сада. Методическое обеспечение программы «Мы живем на Урале» (автор Т. А. Казимирская) Екатеринбург: Научно — методический Центр Проблем Детства, 1998

— Казимирская Т. А. Путешествие в природу. Образовательная программа по экологическому образованию (Сертификат соответствия №0624 серия ОП, выдан Департаментом образования Администрации Свердловской области от 09. 02. 1998) Екатеринбург: Научно — методический Центр Проблем Детства, 1998

— Казимирская Т. А., Казимирская Н. А. История вокруг нас. Примерные конспекты занятий по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы. Методическое обеспечение программы «Мы живем на Урале» и программы «Путешествие в природу» (раздел Экологическое образование) Екатеринбург: Научно — методический Центр Проблем Детства, (журнал «Детство» №№1 — 10, 1999 год)

— Казимирская Т. А. Педагогические возможности наблюдений за явлениями природы с помощью фенологического календаря «Волшебный круг». — Каменск — Уральский, 2008

— Казимирская Т. А. «Волшебный круг» для родителей и их детей: Фенологические наблюдения с детьми от 3-х до 7 лет Методические рекомендации в помощь родителям. — Каменск — Уральский, 2011

— Казимирская Т. А. «Экология чувств или этюды о воспитании». Издательское решение, 2018, 2019

— Казимирская Т. А. Педагогические возможности традиционных подвижных народных игр. Издательское решение, 2019

Материалы проектов и пособий направлены на то, чтобы приблизить содержание к практике работы с детьми, а материал курсов — на знакомство педагогов с теоретическими вопросами основ семейного воспитания и подготовки детей дошкольного возраста к последующему переходу на более высокую ступень социализации — переход в школу и прохождения этапа переходного возраста. Знания помогут педагогам внести свой вклад в развитие и решения проблемы семейного воспитания, воспитания будущего поколения.

Следовательно, данный курс, на наш взгляд, обладает большой необходимостью в повышении квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей.

В основу курсов повышения квалификации положена ориентация на реализацию компетентностной модели педагога, базирующейся на классической триаде — знаний, умений, навыков и на ресурсах креативного профессионального мышления, культуре качества профессиональной самореализации педагога на индивидуальном и социально — значимом уровне.

Всего курс рассчитан на 106 академических часов, из которых: 64 часа отведено под лекционные и теоретические занятия и 42 часа — под практические и проектные занятия. Подробное распределение учебного времени приведено в таблице.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я