Система визуальной навигации в кампусе вуза. Кейс НИУ ВШЭ с размышлениями

Владимир Елисеенко, 2022

В книге представлена система визуальной навигации в новом большом комплексе зданий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на Покровском бульваре. Издание будет полезно специалистам по дизайну пространств вузов и образовательных учреждений в целом, а также всем, кто занимается построением визуальных систем навигации в общественных пространствах любого типа или заинтересован в создании/модернизации таких систем. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система визуальной навигации в кампусе вуза. Кейс НИУ ВШЭ с размышлениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Кампус вуза как объект навигации — трудна или легка задача?

Несколько раз за время реализации проекта (и на самом старте, и после выявления первых ошибок и несовершенств) команде проекта советовали: «Коллеги, может быть, вы зря тратите время и силы на изобретение велосипеда? Не стоит ли нанять профессионалов, которые выполнили не один и не два проекта в таких больших общественных пространствах, как, например, аэропорт или торговый центр?».

Теперь мы можем с полной уверенностью сказать, что они ошибались. Да, у профессионалов вполне можно было узнать, из какого пластика сделать табличку или каковы её антивандальные свойства. И мы, разумеется, узнали всё, что смогли. Но вот по ключевой проблеме — проблеме КОНТЕНТА — никакого особенного экспертного мнения получено не было и быть не могло.

Все дело — в специфике кампуса вуза в качестве объекта для навигации, объекта для навигации.

Здесь желающие могут привести понятный аргумент: «Ребята, специфика есть везде, у каждого нового проекта. Не надо из этого делать вывод, что у вас какой-то “третий путь” и вы не можете пользоваться накопленными системными знаниями».

Что ж, давайте порассуждаем, работает ли аргумент…

…Почти ничто не способно сравниться со сложностью комплекса зданий вуза как объекта для навигации.

Пространство, к примеру, современного международного аэропорта — колоссальное, огромное по площади, но крайне монофункциональное. В общем-то всем или почти всем клиентам этого сооружения требуется реализовать единый алгоритм. Прохождение регистрации на стойках, потом досмотра, потом паспортного контроля, потом проход к гейту. Если не вылет, а прилёт, то другие понятные и почти одинаковые для всех процедуры. Кроме того, аэропорты могут рассчитывать на эффект обучения: путешественник, который разок-другой воспользовался аэропортом Москвы (или Берлина, это не важно), скорее всего потом не потеряется ни в JFK, ни в Хитроу, даже если кто-то уберёт оттуда всю навигацию. Итак, задача навигации в аэропорту — сопроводить логистический цикл, который абсолютное большинство пользователей и так хорошо знает. Ещё одна особенность почти всех современных аэропортов — они изначально строятся таким образом, чтобы быть логистически удобными, чтобы функция отправления и прибытия пассажиров работала почти на автомате и была интуитивно понятна.

Торговый центр, а лучше какой-нибудь большой музей — более сложные навигационные объекты. В ТЦ навигация должна удачно совместить логистическую и информационно-рекламную функции. В музее логистика посетителей устроена, вернее, структурирована, более сложно: кто-то хочет попасть в конкретный зал (аудиторию, кинозал, лекторий или посмотреть именно импрессионистов и именно ранних); кто-то нуждается в том, чтобы его провели по маршруту с топовыми предметами коллекции; кто-то устал бродить и хочет на выход (сравните с аэропортом: «Я подустал, поэтому к гейту больше не хочу, хочу на выход»).

Любой современный университет сегодня активно пытается реализовать свою «третью» миссию, а значит, открывает свой кампус как пространство для обучения, досуга, научной и практической дискуссии. В результате в университет попадают изначально не свойственные ему группы пользователей…

Но в чём вы можете быть уверены — так это в том, что почти ничто не способно сравниться со сложностью комплекса зданий вуза как объекта для навигации. Давайте по пунктам:

1) пользователи крайне разнородны: одним нужно учить, другим — учиться, третьим — попасть на переговоры к партнёрам, четвёртым — обсудить с бухгалтером расчётный листок; одни приходят в кампус регулярно — другие оказываются там редко или даже один раз в жизни; одни владеют русским языком — другие его не знают;

2) эффект обучения здесь незначительный. Студент, не заблудившийся в Принстоне, никак не может быть уверен в том, что не заблудится и в Стэнфорде. Освоившие кампус студенты имеют свойство через два, три или четыре года с кампусом прощаться, сдавая вахту первокурсникам, которые какое-то время выступают в роли слепых щенков;

3) «начинка» университета — и крайне разнородна, и крайне нужна пользователям во всей своей разнородности. Трудно представить массовый поток туристов, желающих попасть в бухгалтерию музея или в его отдел кадров. А вот поток студентов, спрашивающих, где бухгалтерия (или волонтёрский центр, или учебный офис, или дирекция по вопросам трудоустройства, или ещё 15–20 университетских служб, которые предоставляют тот или иной полезный сервис), — легко. Впихнуть информацию обо всём этом «богатстве внутренней жизни университета» на навигационные таблички — задача малоперспективная;

4) кампус вуза очень и очень часто (и уж в нашем конкретном случае — точно) — продукт времени. Это набор крайне разнородных зданий/корпусов, которые могут быть даже не соединены между собой физически, а сообщаться только через улицу. А если они соединены переходами, это не всегда благо. Ибо на одном этаже переход может быть, а на другом — нет. И возможен вариант, что со второго этажа одного корпуса пользователь, к своему удивлению, переходит на первый, третий, а то и четвёртый этаж другого. В общем, сложна сама система передвижения — а значит, крайне сложна и задача;

5) доля пользователей, оказывающихся в кампусе университета редко или однократно, имеет тенденцию к росту. Любой современный университет сегодня активно пытается реализовать свою «третью» миссию, а значит, открывает свой кампус как пространство для обучения, досуга, научной и практической дискуссии. В результате в университет попадают изначально не свойственные ему группы пользователей — школьники, пенсионеры, родители абитуриентов да и обычные горожане. И все эти группы нуждаются во внятной навигации — они крайне уязвимы в этом плане, для них тут всё новое, большое и непонятное.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система визуальной навигации в кампусе вуза. Кейс НИУ ВШЭ с размышлениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я