Вы побываете в местах, где известные художники ставили мольберты, а писатели написали любимые нами с детства книги. Вот несколько имен: Дюма, Золя, Мопассан, Тургенев, Цветаева, Метерлинк, Моне, Писсарро, Ван Гог, Сезанн, Лотрек, Ренуар, Сислей… – список можно продолжать и продолжать. Чем знаменит лес Фонтебло, почему в Петергофе есть дворец Марли, а во Франции от него остался только фундамент, видел ли Тургенев из окна дом Полины Виардо… Это и многое другое вы узнаете, прочитав книгу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вокруг Парижа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ван Гог в Овере
Очень хотелось написать, что Овер (полное название Овер-сюр-Уаз — Овер на реке Уаз) — чудный городок. Потом подумал и решил, что это прилагательное можно применить ко всем городкам, где мы побывали.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Овере
Для меня Овер — это город Ван Гога. Везде стоят панели с его картинами. Вот церковь Notre-Dame de l’Assomption (церковь Успения Пресвятой Богородицы), узнаваемой теперь благодаря картине Ван Гогу. Панели с картинами стоят около мэрии, на многих улицах, около дома доктора Гаше, в поле… везде. За три месяца Ван Гог написал в Овере около 70 картин. Писал он крупными мазками, красок не жалел. Писал быстро, как будто знал, что у него осталось мало времени.
Запарковались мы около мэрии. Парковки в таких городках обычно бесплатные, что всегда радует. Посмотрели на гостиницу Раву, где жил и умер художник. Внутрь не пошли — были там в предыдущей поездке (см. книгу «Нормандия и Бретань»). Огляделись, сказали, что мэрия очень красивая и совсем не изменилась со времен Ван Гога. Пошли в церковь — в прошлый раз там проходили похороны, и внутрь мы не попали. Я тут скопирую отрывок из нашей книги о Нормандии, где описана эта церковь.
В 12-м веке на этом месте стояла часовня, где был захоронен умерший после падения с лошади наследный принц, сын короля Людовика VI Толстого. Почему тут? Людовик помог местному епископу в борьбе с графом Гильомом VI отстоять право собственности на земли Овера. Прошло время, часовня была перестроена в храм, который сейчас находится в списке исторических памятников.
Людовик VI Толстый, 1081—1137. Король Франции (1108—1137), пятый из династии Капетингов. При Людовике Толстом началось усиление королевской власти во Франции, он считается отцом французского централизма. Во время его власти регион Иль-де Франс, куда входит Париж, расширился, сделался самым богатым и безопасным. Безуспешно пытался подчинить себе Нормандию.
В этот раз около церкви никого не было. Постояли у панели с картиной — за сто сорок лет и тут ничего не изменилось. Зашли в церковь, а там…
Выставка картин Даниэля Куле в церкви Овера
Если вам повезет увидеть нечто среднее между скульптурой «Большая глина №4» Урса Фишера и памятником Михаилу Булгакову на Пироговке в Москве, то вы можете смело предположить, что это работа Даниэля Куле (Daniel Coulet). Но он не только скульптор, он еще и художник.
Нам повезло. В церкви проходила выставка работ Куле. Его картины под стать его скульптурам. Смотришь — и мороз по коже. Даже не хочется думать, что хотел сказать художник. Может и ничего не хотел — просто его рукой водила неведомая сила. А сила явно была такая, что ее ни о чем спрашивать не хочется. Явно нечистая сила была музой художника. И такое показывать в церкви? А с другой стороны, устрашающее тоже нужно. Не все же там смотреть на ангелов и мудрых святых. Вспомним картины, Босха, Луки Синьорелли…
В церкви мы были одни. Ни служителей, ни охранников. Никого. Тишина и картины Куле. Одно только успокаивает — на стенах есть копии картин Ван Гога. Это, наверное, у них постоянная экспозиция. Хотя, если посмотреть на картины, написанные Ван Гогом в Овере, то тоже задумаешься, что вдохновляло художника в то далекое лето 1890-го года. Похоже, что-то жутковатое витало в воздухе, когда Ван Гог брал в руки кисть.
Поле, где Ван Гог написал картину «Пшеничное поле с воронами»
Ошеломленные мы вышли из церкви и увидели группу японских девушек. Экскурсовод внутрь их не повел, рассказал, где стоял Ван Гог, когда писал картину, разрешил им сфотографироваться на фоне памятника архитектуры и отправил по узкой тропе мимо оград, домов и пустырей. Мы посмотрели на карту и поняли, что это тропа ведет на место, где Ван Гог писал картину «Пшеничное поле с воронами». Так вот оно что — левая дорога на картине ведет к храму! И до храма всего 300 метров. В прошлый раз мы пришли сюда после кладбища, где похоронены Винсент и его брат Тео — тот путь был длинным. А по тропе от церкви и пришел Ван Гог на пшеничное поле с мольбертом. По этой тропе, скорее всего, он вернулся в гостиницу Раве, после того, как выстрелил себе в грудь. Грустная тропа, хоть и ведет она к храму.
Тео ван Гог, 1857 — 1891. Младший брат художника Винсента ван Гога, арт-дилер. Благодаря его финансовой помощи, Винсент ван Гог мог полностью посвятить себя живописи. 18 лет Тео переписывался с братом, сохранил все 661 писем Винсента.
На месте, где стоял мольберт Ван Гога, теперь стоит панель с его картиной. Пшеницы на поле не было. Одна его половина заросла сорняками, а другая была вспахана, готовая к весеннему севу.
Все-таки это не место сильное, сильная картина. Я как-то писал об этом. Японские девушки тут вели себя тихо. Помолчали, сфотографировали панель с картиной и отправились на кладбище, смотреть на могилу Винсента и Тео, а на одной из дорог, запечатленной Ван Гогом, появился деловой собакин, выгуливая свою хозяйку. Собакин деловито посмотрел на панель, явно намереваясь что-то совершить, но хозяйка была начеку.
А над полем летали вороны — потомки ворон, изображенных на картине Ван Гога.
Во дворе дома доктора Гаше в Овере
Я несколько раз писал в соцсетях о докторе Гаше, который лечил Ван Гога в Овере. Потом подробно написал о нем в книге «Нормандия и Бретань». Честно скажу — поиздевался я над доктором, над методами его лечения! Хотя, какие в конце девятнадцатого века методы лечения? Настойки трав да горячее молоко с медом. Будь у доктора несколько таблеток антибиотиков, не умер бы Ван Гог после своего ранения.
Поль-Фердинанд Гаше, 1828 — 1909. Французский врач, член научных обществ, художник-любитель и гравер. Дружил с Гюставом Кюрбе, Виктором Гюго, Полем Сезанном, Камилем Писсарро. Собирал коллекцию полотен новых направлений. Лечил многих художников. Наблюдал, например, за выздоровлением Огюста Ренуара от пневмонии. Во время знакомства с Ван Гогом был вдовцом. Его дочь Маргарита позировала художнику. Возможно, Ван Гог был в нее влюблен, и она отвечала взаимностью.
В прошлой поездке мы забегали в его дом. Но не осталось тогда у нас сил внимательно все посмотреть. А зря! Зря я посмеивался над бедным доктором. Интересный он человек. Врачевание у него стояло на втором плане. Он был художником, и друзья у него были замечательные: Сезанн, Писсарро, Ван Гог… первые двое подолгу у него жили и работали в его мастерской.
Гостиная дома доктора Гаше
Вот эту мастерскую мы и хотели посмотреть. В прошлый приезд мы выше первого этажа не поднимались — ноги уже не хотели идти по лестнице. В это раз поднялись. Посмотрели на крошечные комнаты, где располагались спальни, увидели агрегат для печатания гравюр чуть ли не 18-го века (в рабочем состоянии), но мастерскую не увидели. Лестница на третий этаж и чердачное помещение, где находилась мастерская, была закрыта. Почему? — ответа не получили.
Рисунок доктора Гаше
Доктор Гаше собрал потрясающую коллекцию живописи — десятки шедевров! Сезанн, Писсарро, Ван Гог, Ренуар…. Нам дали почитать брошюру об истории дома. Оказалось, что сын доктора почти все картины подарил парижскому музею Орсе. Поразило, что в брошюре не называют его имени — просто сын Поля Гаше. И точка! Сразу вспомнил рассказ Чехова об инженере, который построил сложнейшие мосты и другие сооружения. Но угораздило этого инженера жениться на глупой, но популярной певичке. И с тех пор инженера называли просто мужем этой певички.
Потом прошлись по городу. Уже не спеша — многое помнили с предыдущего приезда. Опять посмотрели снаружи на дом, сад и студию-ателье Добиньи. И опять не попали внутрь — все закрыто. Жаль, судя по фотографиям и описаниям он создал очень красивый сад, в котором любил работать Ван Гог и Добиньи сам расписал свой дом.
Шарль-Франсуа Добиньи, 1817 — 1878. Художник барбизонской школы, считается предшественником импрессионизма, гравер. Добиньи отказался писать придуманные романтически-поэтические сюжеты и пейзажи. Реалистическое изображение природы — вот, что он любил и умел. Сезанн и Моне встречались с Добиньи, многому у него научились. Добиньи считал, что личное восприятие художника не должно участвовать в отражении виденного. Но его поздние работы выглядят вполне импрессионистскими.
Есть на одной из улиц в Овере еще одно печальное место. Там Ван Гог последний раз в жизни поставил мольберт и написал картину «Корни деревьев». Можно, конечно, сказать, что жутковатое переплетение корней показывало его душевное состояние, но кто знает, о чем тогда думал художник. Известно, что, закончив картину, Ван Гог отправился на поле и там выстрелил себе в грудь.
Здесь Ван Гог написал свою последнюю картину «Корни деревьев»
Уезжать из Овера не хотелось, мы не успели еще побывать на речке, где Ван Гог также писал картины, но время поджимало, и мы отправились на нашу первую базу в городке Сен-Жермен-ан-Лэ. (Сен-Жермен у просеки).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вокруг Парижа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других