Транспортная логистика. Правила профессионалов

Владимир Горборуков

Эта книга будет интересна студентам, изучающим логистику, предпринимателям, которые доставляют грузы своим клиентам, менеджерам по транспортной логистике. Всем тем, кто хочет эффективно и профессионально решать вопросы по оперативной, безопасной и качественной доставке своих грузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная логистика. Правила профессионалов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Перспективы развития логистики

Логистика развивается быстрыми темпами. Инновации, новые решения постоянно тестируются и внедряются. В ближайшее время логистика будет развиваться по следующим направлениям:

1. JIT — технология, вытягивающий подход, минимизация складских запасов. Компании стремятся повысить эффективность своих операций — заказывать и производить только то, в чем нуждается клиент.

2. Отказ от использования дизельного топлива, как забота об окружающей среде. Отказываться от применения дизельного топлива будут по всем направлениям:

— железнодорожные перевозки;

— перевозки грузовым автотранспортом;

— перевозки легковым автотранспортом;

— складская техника.

Транспорт на дизельном топливе будет постепенно заменен на электрический.

AB InBev покупает у компании Volvo Trucks электрические грузовики Volvo FE Electric. Этот автомобиль бесшумный и не выделяет в атмосферу CO2.

Компания DPD — международный логистический оператор покупает у автомобильной компании Nissan 300 электрических грузовиков e-NV200. В планах DPD довести к концу 2020 количество таких грузовиков в Великобритании до 500 штук.

Городские власти Швейцарского города Базель заказали двенадцать электрических грузовиков у компании Futuricum для сбора и вывоза мусора на полигоны.

Компания Amazon планирует к 2040 году полностью отказаться от грузовиков, загрязняющих окружающую среду. С 2021 года они планируют закупки электрических фургонов у компании Rivian.

3. Использование солнечной энергии

Польский ритейлер Dino Polska S.A. на крышах своих четырехсот магазинов установит фотоэлектрические панели. Общая мощность панелей позволит получать 14Гвт электроэнергии в год. Этот шаг позволит сократить выбросы в атмосферу углекислого газа на 11000 тонн в год.

Супермаркет Picnic внедряет пилотный проект по оснащению своих фургонов, которые задействованы при доставке продуктов питания, солнечными батареями. В настоящий момент фургоны Picnic электрические, но установка на их крыше солнечных батарей позволит получать дополнительных тридцать процентов энергии в солнечный день. Эту энергию планируют использовать для доставки товаров и их охлаждения. Соучредитель Picnic Фредерик Ньювенхойс считает, что его компания получит огромную дополнительную прибыль в результате установки на фургоны солнечных батарей.

Энергетическая компания BayWa r.e будет поставлять для четырнадцати пивоваренных заводов компании AB InBev в Западной Европе на сто процентов возобновляемую энергию. Компания BayWa r.e строит два новых солнечных завода в Испании. В планах развития компании AB InBev до 2025 года покупать электроэнергию только из возобновляемых источников.

4. Развитие железнодорожного транспорта.

При перевозках массовых грузов на расстояние от пятьсот километров железнодорожному транспорту нет альтернативы. В вагон можно загрузить шестьдесят четыре тонны груза. А чтобы перевезти такой груз автомобильным транспортом понадобится три автомобиля. Развитие железнодорожного транспорта разгрузит автомагистрали, улучшит экологию. Большое внимание развитию железнодорожного транспорта уделяют в Польше.

Для развития железной дороги Украины необходимы большие инвестиции. Ситуация в АТ Укрзализныця очень сложная:

— износ локомотивного парка составляет 92—98%. Дефицит локомотивов двести единиц;

— износ вагонного парка — более 80%;

— износ верхнего строения пути, средств сигнализации и автоматизации, контактной группы — 70%.

— начиная с 2011 Укрзализныця потеряла 35% объема грузоперевозок, что составляет сто пятьдесят миллионов тонн груза.

5. Развитие контрейлерных и интермодальных перевозок.

При этой технологии грузовые автомобили заезжают на железнодорожные платформы и дальше на них перевозятся по железной дороге на большие расстояния. Интермодальная перевозка (intermodal transport) — последовательная перевозка груза двумя или более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или в автотранспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта.

Процент интермодальных перевозок в странах ЕС:

— Швеция — 70%;

— Германия — 38%;

— Австрия — 30%;

— Португалия — 30%.

6. Использование автомобилей без водителей.

В мире большой дефицит водителей-дальнобойщиков. Причиной ДТП часто становится человеческий фактор. Машины с искусственным интеллектом будут более качественно и оперативно доставлять грузы.

Беспилотные штабелеры и транспортные тележки на складе — уже реальность.

Компания Waymo, подразделение Google Alphabet тестирует автономные грузовики Crysler Pasificas. Ее автомобили уже проехали двадцать миллионов километров.

В Швеции стартап Einride дорогах общего пользования тестирует беспилотные грузовики T-Pod.

Компания Ford совместно с компанией Postmates тестирует доставку товаров автономными автомобилями. Еда и товары доставляются из кафе, ресторанов, супермаркетов, в том числе и Walmart. Доставка осуществляется модифицированными автомобилями Transit Connect. Один автомобиль может доставить несколько заказов за один рейс. Беспилотный автомобиль уже выполнил более тысячи доставок.

7. Доставка посылок клиентам и проведение инвентаризаций на складах с помощью летающих дронов.

UPS (United Parcel Service Inc) — первая компания на территории США, которая получала разрешение на доставку посылок с помощью летающих дронов. На первом этапе UPS будет доставлять посылки в медицинские учреждения. Когда система будет полностью отработана и безопасна, тогда посылки начнут доставлять и коммерческим компаниям.

Компания Terra Drone Group Antwork с помощью летающих дронов доставляет медицинские препараты и анализы пациентов в Китае. Использование беспилотных летательных аппаратов уменьшает риск распространения заболеваний, так как сокращает количество контактов между врачами и пациентами.

При доставке посылок нужно решить много вопросов связанных с безопасностью, системами слежения и предотвращения столкновений, поэтому сейчас дронов чаще используют на складах для проведения инвентаризаций и поиска товара. Там где есть высотное стеллажное хранение товар в ячейках размещается таким образом, чтобы легко можно было считать штрих-код товара. Дрон, оснащенный сканером штрих-кодов инвентаризирует ячейки.

Инвентаризация складов с большой номенклатурой SKU и высотном стеллажном хранении — это очень затратный процесс для большинства компаний. Необходимо на несколько дней полностью прекратить отгрузку товара клиентам, и весь персонал склада задействовать для пересчета. Часто такие инвентаризации неэффективны, так как сами же кладовщики считают количество товара на складе. Кладовщики материально заинтересованы показать минимальные недостачи. А сотрудников из других подразделений не всегда достаточно для оперативного пересчета.

Дрону можно прописать маршрут с очередностью проверки ячеек. Можно организовать полностью автономный процесс по примеру того, как работают домашние роботы — пылесосы.

8. RFID — радиочастотная идентификация товара.

Используется для отслеживания и идентификации товара в производстве, торговых сетях и на складах. RFID метки, содержащие информацию о товаре закрепляются на упаковке. Дрон, оснащенный сканером может вести поиск такого товара. Американский ритейлер Walmart в 2013 году понес убытки на три миллиарда долларов из-за потерь товара.

9. Перенос производства к местам сбыта.

Таким образом минимизируются затраты на транспортную логистику и таможенные сборы. Производство товаров размещается в непосредственной близости от потребителя. По этому пути идут производители автомобилей, мебели, бытовой химии, промышленных масел, бытовой техники, электроники и так далее.

Компания Electrolux и Zanussi открыла в Санкт-Петербурге фабрику по производству стиральных машин. Это решение принято в рамках стратегии компании переносить производственные мощности ближе к своим потребителям. Такой подход поможет компании получить экономию логистических издержек. Так при импорте в Россию готовых стиральных машин пошлина составляет пятнадцать процентов от их стоимости. А при импорте комплектующих действует нулевая пошлина.

Компания Mercedes-Benz открыла новый завод в России, создав при этом тысячу рабочих мест. Компания выполняет свою стратегию — производить там, где находятся их потребители.

Компания Sleek Audio — производитель элитных наушников перенесла свое производство из Китая в Америку, штат Флорида.

10. Автоматизация всего, что можно автоматизировать.

В мире уже существуют полностью автоматизированные производства и склады. В Украине на фармацевтических складах есть автоматизированные конвейеры для сборки товара. Кондитерские фабрики внедряют линии по автоматической склейке картонных ящиков, которые ранее собирались в ручную.

Amazon применяет роботизированные тележки при перемещении товаров между различными зонами склада. Сотрудник склада отбирает товар на тележку и отправляет ее на участок отгрузки. Так же тестируются такие тележки при доставке посылок клиентам. Автоматизация и роботизация позволяют сократить потребность в персонале, что при тотальном его дефиците является актуальной задачей.

Замена людей роботами, роботизация промышленности — это тренд для большинства развитых стран. Основной тон на данном этапе задают США и Китай, как два самых крупных и мощных производителя. На данном этапе развития робототехники, роботы будут выполнять монотонную и низкоквалифицированную работу. По прогнозам экспертов в ближайшие пятнадцать лет сорок процентов американских рабочих мест займут роботы.

11. Уменьшение посредников в цепи поставок

Вместо экспедиторских компаний будут транспортные биржи, где заказчики и перевозчики на основе тендерных торгов смогут заключать сделки и находить друг друга.

Продавцы и покупатели на торговых площадках также напрямую взаимодействуют без дистрибьюторов, посредников и оптовиков.

Многие производственные компании продают свои товары через интернет. По прогнозам маркетологов, если в ближайшие годы компания не будет представлена в интернете — то она перестанет существовать.

12. Автоматизация функций логистов

В ближайшее время будут автоматизированы:

— диспетчеризация;

— прокладка маршрутов;

— слежение за транспортом;

— снабжение;

— подготовка отчетов.

В связи с этим рабочие места узкоспециализированных логистов будут сокращены. Но с другой стороны будут очень востребованы логисты с большим практическим опытом построения сложных логистических систем, цепей поставок, где задействованы различные виды транспорта, склады и так далее.

От логистов потребуется знание транспортной и складской логистики, снабжения, владеть математическим анализом и разбираться в IT-технологиях.

Российская компания X5 Retail Group для магазинов «Пятерочка» внедрила проект по автоматизации закупок бакалейной группы товаров, состоящей из двадцати наименований.

Платформа перед подачей заявки поставщику анализирует большую группу данных: историю цен, текущую рыночную цену, объемы складских запасов, сезонность и так далее.

13. Оцифровка труда логистов

Будут исключены ставки. Компанию будут платить только за достижение реальных результатов:

— качество логистического сервиса;

— соблюдение процента транспортных расходов;

— оборачиваемость складских запасов.

14. Аутсорсинг

Компании основное внимание будут сосредотачивать на своих ключевых процессах: производстве, продажах. На аутсорсинг будут отдавать непрофильные процессы.

В Европе уже семьдесят процентов компаний передали свою логистику на аутсорсинг профессиональным логистическим операторам.

Уже сейчас есть компании не владеющие производственными мощностями, складами и транспортными средствами. Они имеют зарегистрированную торговую марку и небольшой квалифицированный персонал маркетологов, менеджеров по сбыту. Производственные компании выпускают их продукцию под их торговой маркой по принципу private label. Логистику им обеспечивают профессиональным логистические операторы. Такие небольшие компании могут иметь головной офис в любой точке мира и оперативно перестраиваться под потребности рынка.

15. Качество сервиса.

Быстро, качественно и недорого. Кто не сможет так организовать доставки своей продукции — потеряет клиентов. Доставка товара и посылок в выходные и праздничные дни, если это удобно клиентам.

Компания FedEx Home Delivery стала осуществлять доставку посылок в выходные дни, так как многие клиенты просили об этом.

16. Шеринг (от англ. share — делиться) — совместное использование.

Сегодня рынок шеринга разделяют на:

— каршеринг (аренда автомобилей);

— карпулинг (поиск попутчиков);

— красткосрочная аренда недвижимости;

— офисшеринг;

— краудфандинг (коллективное инвестирование).

Каршеринг. По данным статистики, если автомобиль интенсивно эксплуатируется одним лицом, то он ездит не более тридцати процентов времени. А остальное время он простаивает. Со временем будет широко внедряться совместное использование автомобилями по принципу проката велосипедов и самокатов, которые уже организованы в крупных городах. Такая тенденция дойдет и до использования грузовых автомобилей.

17. Постоянные изменения — процесс непрерывного совершенствования.

В настоящий момент компании, чтобы остаться на рынке, нужно предлагать клиентам новые продукты, новые схемы поставок товаров. Эта тенденция хорошо просматривается при взаимодействии с поставщиками нашей компании. С теми поставщиками, которые поставляют товары по согласованному, удобному графику, оперативно реагируют на внеплановые заказы, снижают цены, мы расширяем сотрудничество. С поставщиками, которые не меняются мы прекращаем работу.

18. Технология Blockchain (цепь блоков).

Blockchain — это учетная база, доступ к которой есть у всех участников. Блоки этой учетной базы одновременно хранятся у всех участников и их подделать невозможно. Так же невозможно исправить внесенную ранее запись. В логистике эта технология может применяться при регистрации контрактов, перехода права собственности на груз, проверке подлинности, управлении данными. Передача доступа к блокам происходит в автоматическом режиме по принципу цифровой подписи: ввел код, подтвердил передачу права, процесс завершен. Безопасность поддерживается децентрализацией всей системы.

19. Отказ от бумажного документооборота. Внедрение цифровой подписи.

Этот процесс не быстро, но идет в правильном направлении, где в перспективе отказ от бумажного документооборота. Министерство инфраструктуры Украины приказом №413 от 03.06.2019 разрешило использовать товарно-транспортную накладную (ТТН) в электронном виде. По факту получается, что при согласовании со всеми частниками поставки: грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем можно оформить электронную ТТН, которую участники подписывают цифровыми подписями. На практике все же один экземпляр ТТН оформляется в бумажном виде, а все остальные в электронном. Пока процесс не идеален, но это первые шаги и в перспективе можно все документы на груз можно перевести в электронный вид и полностью отказаться от бумажного документооборота.

20. Развитие IT — технологий в сфере логистики.

Например, облачные решения, которые позволяют участникам логистической цепи обмениваться информацией в реальном времени.

21. Централизация складов.

Ранее у многих компаний был региональные склады, что якобы позволяла более оперативно реагировать на запросы клиентов. В настоящий момент компании идут по пути организации одного центрального склада и, если взять Украину, то обычно располагают его в Киевской области. Если центральный склад находится в этой локации, то товар в течение суток можно легко доставить в любую точку Украины. Открытие только одного центрального склада позволяет экономить значительные ресурсы, которые ранее расходовались на организацию логистики региональных складов.

По такому же пути идут и Европейские компании. Так компания Nike добилась большой экономии средств разместив один большой склад в Лакдаале (Бельгия), недалеко от портов Антверпена и Роттердама. При этом Nike закрыла двадцать пять региональных склада. Из Лакдаале в течение суток товар доставляется в любую из страну Европы. В результате компания получила значительную экономию средств за счет сокращения товарных запасов и сокращения складских помещений. Кроме того улучшилось управление ассортиментом продукции. Ранее во Франции мог не продаваться товар, который был дефицитом в Германии и наоборот. Перемещение товара между складами приводило к потере времени и дополнительным транспортным издержкам.

22. Совершенствование электронных топографических карт

Шведский стартап Mapillary провел исследование по результатам которого выяснилось, что неточности в электронных картах ежегодно обходятся транспортным компаниям в миллиарды долларов. Водители, которых опрашивали сотрудники компании, заявили, что в среднем в день проезжают лишних восемь километров из-за ошибок в картах. Неправильно проложенные маршруты приводят к лишнему пробегу автомобильного транспорта и дополнительным расходам топлива.

23. Развитие перевозок автопоездами Gigaliner

Немецкая логистичексая компания Dacher использует на маршрутах Испании автопоезда полной массой шестьдесят тонн и длиной двадцать пять с половиной метра. На каждом их трех маршрутов работает по два длинных автопоезда, которые перевозят по пятьдесят две европаллеты. Стандартный грузовик перевозит всего тридцать три европаллеты.

Компания SEAT совместно с Испанской логистической компанией использует автопоезда длиной 31,7 м. Автопоезд состоит из седельного тягача Scania R580 и двух полуприцепов длиной 13,6 м. Полезная нагрузка семьдесят тонн. Автопоезда перевозят продукцию между двумя заводами SEAT. В компании подсчитали, что использование автопоездов уменьшит выбросы углекислого газа CO2 на двадцать процентов, снизит транспортные расходы на двадцать пять процентов, снизит риск аварий на пятьдесят процентов.

Немецкая компания Elflein использует автопоезда массой сорок тонн при перевозке комплектующих с завода Magna в Оберхаузене для автопроизводителей BMW, Daimler, Porshe. Ежедневно длинные грузовики в Германии осуществляют полторы тысячи рейсов. Компания Elflein совместно с Porshe провели исследование по использованию длинных грузовиков.

Получены следующие результаты:

— сокращение выбросов СО2 на 20%;

— уменьшение пробега автотранспорта на 20000 км/год;

— уменьшается износ дорожного покрытия, так как нагрузка на ось у длинных грузовиков меньше на 37,5%;

— тормозной путь длинных грузовиков меньше на 10%;

— 20% из общего объема грузов могут перевозится длинными грузовиками.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная логистика. Правила профессионалов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я