Транспортная логистика. Правила профессионалов

Владимир Горборуков

Эта книга будет интересна студентам, изучающим логистику, предпринимателям, которые доставляют грузы своим клиентам, менеджерам по транспортной логистике. Всем тем, кто хочет эффективно и профессионально решать вопросы по оперативной, безопасной и качественной доставке своих грузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная логистика. Правила профессионалов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение в транспортную логистику

Стремительное развитие логистика получила во время Второй мировой войны. Американский военный контингент вел боевые действия в Европе и полностью обеспечивался техникой, живой силой, боеприпасами, продовольствием с другого континента. По этой причине слаженная и эффективная работа тыловых служб имела огромное значение и прямым образом влияла на достижение победы или поражения. Ведь без своевременного получения боеприпасов, запчастей, топлива и техники эффективное ведение боевых действий невозможно. Перед тыловыми службами стояла сложная задача наладить слаженную работу военной промышленности и различных видов транспорта. В снабжение Американского военного контингента были задействованы автомобильный, железнодорожный, морской транспорт и авиация. Одновременно использовались десятки тысяч единиц транспортной техники. После окончания Второй мировой войны логистика стала стремительно развиваться в мирной экономике и науке. Логистика, как наука, устанавливает причинно-следственные связи, и ищет закономерности, которые присущи процессу движения товаров, на всем пути следования от производителя к потребителю, чтобы определить наиболее эффективные формы и методы управления материальным и информационными потоками.

Транспортная логистика — это система по организации доставки материальных ценностей от поставщика к потребителю по оптимальному маршруту, в кратчайшие сроки и с минимальными издержками. Логистическая система состоит из логистических подразделений поставщиков и получателей, транспортных, складских, торговых организаций. Все они должны действовать сообща, чтобы выполнить основное правило логистики: нужный товар, нужного качества в необходимом количестве, доставлен в нужное время в нужное место с наименьшими издержками. Цель логистической деятельности считается достигнутой, если товар доставлен с соблюдением всех этих условий. Необходимо отметить, что в этом правиле издержки находятся на последнем месте.

Сейчас, в условиях продолжающего экономического кризиса, для удержания клиентов и развития с ними долгосрочных партнерских отношений очень важно качественно и быстро доставлять товар. Конкуренция все ужесточается и то торговое или производственное предприятие, которое сможет более качественно и быстро, в сравнении с конкурентами, доставлять свои товары получит больше прибыли. Издержки при этом необходимо жестко контролировать, но этакая экономия не должна ухудшить качество и скорость доставки товара клиентам. Еще десять лет назад клиенты готовы были ждать свой товар неделю. В настоящий момент клиенты не готовы ждать больше суток. Современные производственные и торговые компании уделяют много внимания построению своих логистических систем и выбору операторов рынка логистических услуг. Сейчас важно иметь хороший, пользующийся спросом продукт, но и не менее важно уметь его качественно и в кратчайшие сроки доставить клиенту. Почти в каждой современной компании есть отделы логистики или менеджеры по логистике, которые должны иметь широкий кругозор, быть стрессоустойчивыми, коммуникабельными, иметь аналитический склад ума и быстро принимать решения. Круг задач, которые решают менеджеры по транспортной логистике, широк и разнообразен.

При построении своей логистической системы компании могут пойти двумя путями:

1. развивать собственные логистические подразделения;

2. нанимать логистических операторов для решения своих вопросов по транспортировке, снабжению и хранению товаров.

В зависимости от уровня привлечения логистических операторов различают различные уровни логистического сервиса:

1PL — от английского «first — party logistics» — уровень, при котором организации самостоятельно решают вопросы логистики. Сами строят или арендуют складские помещения, покупают парк автомобилей и так далее;

2 PL — от английского «second — party logistics» — уровень, при котором организации частично отдают решение своих логистических вопросов операторам рынка логистических услуг. Это может быть транспортировка или услуги складского хранения;

3PL — от английского «third — party logistics» — подход, при котором полный комплекс логистических вопросов передается операторам. Этот комплекс вопросов может включать:

— доставку товаров от поставщиков,

— организацию адресного хранения,

— транспортировку,

— управление запасами,

— таможенные операции с товарами,

— доставку конечному потребителю.

4PL — от английского «fourth — party logistics» — логистический оператор или совместное предприятие с грузовладельцем, которое имеет высокую степень интеграции в бизнес-процессы клиента и управляет всеми логистическими процессами, включая курьерские, экспедиторские и складские услуги.

5PL — от английского «fifth — party logistics» — логистический оператор, которые кроме всех функций 4PL провайдеров, предоставляют также услуги сетевого бизнеса. Типичным примером 5PL оператора является компания Amazon.

Основные требования клиентов к транспортной логистике: качество поставки, скорость, цена. В связи с этими требованиями логистические системы развиваются путем:

— оптимизации складских запасов;

— внедрения ресурсосберегающих технологий;

— автоматизации обработки грузов;

— внедрения широкой компьютеризации и облачных технологий;

— внедрения электронного документооборота;

— уменьшения стоимости логистических услуг.

Использование современных методов транспортной логистики увеличивает конкурентные преимущества коммерческих предприятий. Если менеджмент управляет внутренними процессами предприятия, а маркетинг управляет спросом внешнего потребителя, то логистика объединяет обе эти концепции для наиболее качественного удовлетворения запросов конечного потребителя.

Развитие современных схем доставки товаров приводит к уменьшению объемов складских запасов. Фирмы стараются запасы свести к нулю, путем производства или доставки только того, что заказал клиент. Такой подход высвобождает ресурсы, которые направляются на развитие компании.

Повышение роли автомобильного транспорта и стремительное развитие интермодального транспорта, приводит к увеличению автоматизации обработки грузов и ускорению применения маркетинга на транспорте.

Интеграция европейских стран приводит к отказу от протекционистских мер внутри стран Европейского сообщества и уравнивает в правах национальный и иностранный капитал, что нивелирует понятия экспорта и импорта. В результате резко обостряется конкуренция, а значит возрастает роль логистических систем для получения преимущества в конкурентной борьбе. Производители будут заняты совершенствованием своих продуктов, а транспортировкой, хранением, распределением займутся логистические операторы.

Развитие электронного документооборота, электронной подписи, широкая компьютеризация производства резко сократит запасы у производителей и оптовых посредников. Оптовикам будет невыгодно содержать склады. В будущем они будут выполнять роль брокера, получая соответствующий процент с продаж. Это приведет к дальнейшему обострению конкуренции между производителями, транспортными и посредническими компаниями. У них сократится численность персонала, расходы и повысится производительность и эффективность. Стоимость логистических услуг значительно уменьшится и при этом возрастет их качество.

Уровень развития логистических систем адекватен современному уровню производства и товарного обращения. В будущем логистика может стать основой автоматизированного управления материальными потоками предприятий. Это приведет к уменьшению или полной ликвидации складов, повторной переработке отходов производственной деятельности (рециклингу). Повысится надежность материальных потоков коммерческих предприятий, что в свою очередь разгрузит транспортные магистрали и инфраструктуру. Как следствие этого снизится степень загрязнения окружающей среды. В будущем будут применяться безотходные технологии.

Транспортная логистика постоянно развивается. В настоящий момент широко применяется ночная доставка товара, доставка «точно в срок», система «Канбан», вытягивающие подходы в логистике. Клиенты требуют максимально оперативной доставки товаров. Сейчас большинство компаний стараются доставлять свой товар в течение суток, дольше ждать клиенты не готовы, иначе купят товар у конкурентов. Через спутниковый мониторинг транспортные компании и грузовладельцы отслеживают движение автомобилей, контейнеров, судов и самолетов. Технология сargo tracking позволяет в реальном времени контролировать прохождение груза по всем звеньям логистической цепи. Тестируется доставка корреспонденции и небольших посылок при помощи летающих дронов и доставка товаров грузовиками без водителей на автопилоте.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная логистика. Правила профессионалов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я