Социология мировых цивилизаций: Западно-христианская цивилизация

Владимир Вольфович Жириновский, 2013

Данное издание предлагает вниманию читателя прикладную, или практическую социологию мировых цивилизаций – анализ свойств Западно-христианской цивилизации, как она проявляется в реальном измерении.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология мировых цивилизаций: Западно-христианская цивилизация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ценности и смыслы ЗХЦ

Ценности

Ими в ЗХЦ основоположник современной мировой социологии М. Вебер считал следующие: динамизм и ориентация на новизну; утверждение достоинства и уважения к личности; установка на автономию личности; индивидуализм; рационализм и практицизм; идеалы свободы, равенства и братства; уважение частной собственности; предпочтение демократии всем другим формам власти. Именно благодаря этим ценностям Западно-христианская цивилизация на определённом этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации (см.: Цивилизациум. История цивилизаций. Информограф (Олег Данкир — история и политика, — Проза.ру). Смыслы Из этих ценностей или на этих ценностях сформировались смыслы Западно-христианской цивилизации. Главным среди них, который почему-то не заметил М. Вебер, является свобода предпринимательства. При всех его издержках именно этот смысл западного образа жизни можно занести в копилку вклада ЗХЦ в мировую вертикальную цивилизацию. Из этого ценностного смысла родились теории трудовой стоимости А. Смита и прибавочной стоимости К. Маркса, агрегаты Г. Спенсера с его знаменитым лозунгом — Survival of the fittest, который по-русски звучит как — выживает сильнейший. Это не оправдание примитивного социал — дарвинизма. А основа здоровой конкуренции, без которой не будет никакого технического прогресса. Мир как воля и представление А. Шопенгауэра. Новый биологический вид сверхчеловека — Заратустра Ф. Ницше. И многие другие смыслы, на которые сегодня пора уже посмотреть не на как производные капитализма, а как на подходы к разработке новых универсалий будущей цивилизации. Термин До того, как утвердился термин «Западно-христианская цивилизация» использовались и до сих пор используются такие его аналоги, как «Западный мир» или «западная цивилизация» и даже «западное христианство». В геополитике устоялся термин «Запад», который, как правило, употребляется в противопоставлении его антагонисту «Востоку». Встречается также и термин «западно-европейская цивилизация» как исходная география при формировании современной Западно-христианской цивилизации. Определение Среди всей этой терминологической многоголосицы нет содержательной разноголосицы. Между всеми этими терминами нет особых различий, а тем более противоречий. Каждый из них в большей мере отражает ту или иную сторону, элемент, особенность ЗХЦ в целом. Поэтому в самом общем виде под Западно-христианской цивилизацией имеется в виду совокупность культурных, политических и экономических свойств (признаков), объединяющих страны Западной европы и Северной Америки, выделяющих их на фоне других государств и локальных цивилизаций Когда хотят напомнить об этнической общности ЗХЦ, отмечают, что она включает романо-германский мир, англо-саксонский и рубежный англо-американский суперэтнос В настоящее время к числу так называемых западных стран относят страны Западной Европы, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а иногда также ЮАР, Израиль и даже Японию. И вот здесь важно не отождествлять термины «западный» и «европейский». Хотя бы потому, что Россия тоже относится к континенту Европа. К тому же со времён холодной войны сохранилось понимание под западными развитых капиталистических стран. В результате, поскольку отсутствуют единые критерии отнесения страны к Западному миру, сам термин «западный» нельзя признать соответствующим современности.

Золотой миллиард

И этот термин также весьма активно используется как в популярной, так и в научной литературе применительно к развитым странам ЗХЦ. Формально он означает население стран с высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов. Оценка величины такого населения связана с суммарной численностью населения таких стран и регионов, как США (310,5 млн), Канада (34,3 млн), Австралия(22,5 млн), Евросоюз (28 стран, суммарно 500 млн), Япония (127,4 млн). Критики геополитики Запада (С. Кара-Мурза) считают, что за термином «золотой миллиард» стоит геополитическая, экономическая и культурная концепция. Сохраняя для своего населения высокий уровень потребления, развитые страны будут политическими, военными и экономическими мерами держать остальной мир в промышленно неразвитом состоянии как сырьевой придаток, зону сброса вредных отходов и источник дешёвой рабочей силы. Как концепция «золотой миллиард» предполагает манипулирование общественным сознанием для сохранения «устойчивого роста» в странах золотого миллиарда и отключения «сырьевых придатков» от возможности независимого развития, самостоятельного проникновения на мировой рынок, от информационных, технологических и финансовых возможностей «цивилизованного мира»

Оценки ЗХЦ А.

Тойнби отмечал: “В ходе своей экспансии современная западная секулярная цивилизация превратилась в буквальном смысле слова во всемирную, охватив своей сетью все остальные живущие цивилизации и все примитивные общества”. Советский, ныне российский математик, опубликовавший серию замечательных работ на гуманитарные темы, Игорь Ростиславович Шафаревич вообще считает, что если ЗХЦ продолжит свою агрессию во внешний мир, это может закончиться очень печально и для ЗХЦ и для всего мира. Движение с запада на восток По сути дела в истории Нового времени, отсчёт которого ведётся в духе европоцентризма со «славной» английской революции XVII века, экспансии Западно-христианской цивилизации противостояла только православная цивилизация во главе с Россией. Разгром армии Наполеона, на стороне которого выступила вся Западная Европа, кроме Великобритании, и взятие русской армией Парижа (1813-1814) означал начало конца гегемонии Запада. В XX в. продолжился закат всемогущества Западнохристианской цивилизации. Это отмечали О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин. Европоцентризм как цивилизационное явление никуда не делся. Рудименты отживающих цивилизаций живут долго — порой столетиями (см. Л.Н. Гумилёв — Акметическая фаза политического этногенеза цивилизаций). Но померкло безраздельное господство за — падоцентризма. Сперва США после Первой мировой войны потихонечку подвинули Западную Европу с пьедестала мирового господства. А затем и СССР после Октябрьской революции 1917 г. и Второй мировой войны также выдвинулся в лидеры мировой вертикальной цивилизации. Главной тенденцией нашего времени, — как объявил ещё в 60-е годы ХХ в. П. Сорокин, стало перемещение центра творческого лидерства с Запада на Восток: «Творческий 19 центр истории человечества, который был локализован в течение столетий в Европе и европеизированной Америке, окончательно перестал быть заключенным внутри этих границ, — писал П. Сорокин.

В значительной степени он распространился на Восток и становится «планетарным» в смысле активности не только на Западе, но также и на Востоке». Вот так осторожно, но очень твёрдо оставил нам политическое завещание один из основоположников современной социологии мировых цивилизаций. Эта тенденция очень волнует Запад. Об этом идёт речь в работах его крупнейших цивилизационных мыслителей С. Хантингтона, З. Бжезинского, Э. Тоффлера и др. Волнует это и наших учёных (Л.Н. Гумилёв, И.М. Моисеев, В.И. До — бреньков, А.Г. Дугин) и политиков (В.В. Путин, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский). Волнует с разной степенью озабоченности за судьбы человечества. Если «западники» продолжают искать источники самосохранения, вплоть до столкновения цивилизаций (С. Хантингтон), то «восточники» пытаются разрешить эту проблему на путях межцивилизационной интеграции (Евразийский союз — Путин).

Структура ЗХЦ

Одна из наиболее сложных в цивилизационной системе координат современного мирового порядка. Части ЗХЦ имеются на всех обитаемых континентах Земли, кроме Азии. Фактически это самая разветвлённая горизонтальная цивилизация. Она обладает этногеополитическими свойствами как Моря (морская цивилизация), так и Суши (континентальная цивилизация). Повторимся ещё раз, что традиционно, как говорится по умолчанию, к числу западных стран в настоящее время относят страны Западной и Центральной Европы, США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Однако истоки Западно-христианской цивилизации, её ведущие носители постоянно трансформируются в географическом, культурном,лингвистическом и религиозном планах. Значителен внутренний антагонизм между отдельными группами, слагающими современную Западно-христианскую цивилизацию. Латинская Америка Её отнесение к ЗХЦ вызывает сомнения. Рассмотрим «за» и «против». Временная историческая особенность. Латинскую Америку как цивилизационную общность стали рассматривать на рубеже XVIII-XIX вв. То есть с войны за независимость от испанского и португальского владычества.

Считается, что латиноамериканская цивилизационная общность — самая молодая на планете. Слишком мало времени для вполне цивилизационного оформления. На формирование цивилизационного статуса Латинской Америки огромное влияние оказал процесс метисации, то есть смешения разных этносов её населения. В определённом смысле, по крайней мере внешне, латиноамериканская метисация напоминает образование русского суперэтноса как многонародной национальной и многорасовой (арийская, славянская, туранская, монголоидная) общности. В Латинской Америке смешивались коренные автохтоны индейской расы с прибывшими этносами колонизаторов европеоидной расы и привезёнными этническими группами негроидной расы. Получилась гремучая смесь — латинос, которой трудно подобрать аналог в этнической истории человечества. На эту особенность этногенеза латиноамериканской эт — ничности, которая многими этнологами рассматривается не как состоящая из бразильского, аргентинского, перуанского и т.д. этносов, а именно как единый латиноамериканский суперэтнос, обратил внимание лидер Войны за независимость Испанской Америки С. Боливар: «Необходимо иметь в виду, что наш народ — не европейский и не североамериканский; он являет собой скорее смешение Африки и Америки, чем проявление европейского начала, поскольку даже сама Испания перестаёт быть страной Европы из-за своей африканской крови, своих институтов и своего характера.

Невозможно точно указать, к какому человеческому семейству мы принадлежим. Большая часть индейцев была уничтожена, европейцы перемешались с американцами и африканцами, а африканцы — с индейцами и европейцами». (См. Б.С. Ерасов. Хрестоматия мировых цивилизаций. С. 437.) Латинская Америка считается католической частью мировой вертикальной цивилизации. По крайней мере, с XVI века — захвата континента конкистадорами и массового окатоличивания коренного населения. Но сегодня очевидно и другое влияние — традиционных индейских верований, т.е. язычества. Из-под христианско-католической обрядности вдруг появилось другое лицо прежней, доколумбовой и дохристианской Америки.

Выводы

№ 1. Среди множества различных схем интеграции цивилизационной действительности Латинской Америки сложилось как минимум три точки зрения, рассматривающие континент как 1) уникальную латиноамериканскую цивилизацию; 2) продолжение Западно-христианской цивилизации; 3) сплав европейской цивилизации, автохтонных индейских культур и афро-американского начала в гораздо более свободной и оригинальной форме самовыражения, чем в США.

№ 2. Внятных критериев для выделения латиноамериканской цивилизации как особого типа мировой горизонтальной цивилизации, кроме общей географической и языковой среды, не приводится. Единственная бесспорная особенность Латинской Америки — это её этническая, вплоть до расовой специфика. В мире даже утвердился бытовизм в отношении жителей Латинской Америки — “латинос”. Насколько он оправдан, судить не нам. Во всяком случае латиноамериканский ареал вполне тянет на межцивилизационную зону, где срослись западно-христианские

черты с языческими. А по мере углубляющегося этногенеза латиноамериканского общества, — как-никак уже 7 поколений сменилось на их земле, — и со своими доморощенными протоцивилизационными особенностями.

№ 3. Разумеется, мы далеки от шаблонных представлений о Латинской Америке времён холодной войны как вотчины США и ряда других западных стран. Хотя она по-прежнему экономически и военно весьма от них зависима. Возможно, в будущем, в процессе дальнейшего этногенеза на земле Латинской Америки сложится некая «пятая раса», не похожая на другие. Так считают апологеты латиноамериканской цивилизации. Поживём — увидим. Пока же есть все основания считать Латинскую Америку межцивилизационной зоной в рамках Западно-христианской цивилизации.

Россия и зХЦ

Бесспорно, Западно-христианская цивилизация — особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия специфический процесс социальной модернизации. Вопрос — принадлежит ли Россия к этому типу цивилизации, остаётся в истории, социологии и культурологии дискуссионным. Согласно “западничеству”, Россия является частью Западно-христианской цивилизации, но развивается с опозданием по сравнению с другими принадлежащими к этой цивилизации странами. По мнению «почвенничества», она является ядром особой православно-славянской или евразийской, во многом враждебной Западу, цивилизации. Третьи, в основном современные властьимущие, полагают, что Россия находится на стыке цивилизаций и эклектически сочетает их разные черты, которые не срастаются в целостное и непротиворечивое единство. Очевидные факты, на которые обратил внимание С. Хантингтон. Россия не подверглась влиянию основных исторических феноменов западной цивилизации: римское католичество, феодализм, Ренессанс, Реформация, экспансия и колонизация заморских владений, Просвещение и возникновение национального государства. Отличительные характеристики западной цивилизации — католическая религия, латинские корни языков, отделение церкви от государства, принцип господства права, социальный плюрализм, традиции представительных органов власти, индивидуализм — практически полностью отсутствуют в историческом опыте России. Единственное исключение — античное наследие. Пришло в Россию из Византии и поэтому значительно отличалось от того, что пришло на Запад из Рима.

Российская цивилизация — это продукт самобытных корней Киевской Руси и Москвы, византийского влияния и монгольского правления. Эти факторы определили общество и культуру, которые мало схожи с теми, что развились в Западной Европе под влиянием совершенно иных сил. Из-за перекосов, связанных с часто непродуманной вестернизацией России — от Петра I до современности — среди населения в целом распространено негативное отношение к Западу. Например, Александр Харчиков поет в песне «Карфаген должен быть разрушен!»: «Западная цивилизация смертельна для нашего пути». И с ним согласны очень многие не только в России, но и в самой Западно-христианской цивилизации.

Выводы

Конечно, сегодня никто никого разрушать не собирается. Уживаемся мирно. Но всегда помним, что главная угроза нашему существованию исходила не с Востока, несмотря на ордынскую оккупацию в 300 лет, а с Запада. Почему? Все западные нашествия на Россию с 1241 года — Невская битва, польская интервенция (XVII), Карл XII (XVIII), Наполеоновская операция (XIX), Крымская война, I и II мировые войны, холодная война — ставили своей этногеополитической целью уничтожение России как самодостаточного и что ещё важнее — культурно-религиозного цивилизационного ареала.

Историческая память — это генетика народа. Евреи до сих пор не могут забыть обиду на персов и римлян, отправивших их в изгнание из Иудеи. Почему русские должны прощать тех, кто хотел их поработить?

Цивилизационные показатели Этнодоминанта

С этнической точки зрения доминантой ЗХЦ с момента утверждения капитализма как мировой системы (XVIII) являются англо-саксы. Они составляли ядро романо-германской группы народов Западной Европы. А затем и народов уже всей Европы, переселившихся в Северную Америку. Этногенез англо-саксов протекал в рамках полугосударственной химеры, так называемой Священной римской империи. Образовалась в XI в. после окончательного распада Римской империи на Западную и Восточную части. Учредители — вожди германских племён, избиравшие из своей среды императоров. Включались земли Центральной, Западной и Южной Европы. Прочных государственных скреп у Священной римской империи не было.

Государственной централизации мешала постоянная борьба за доминирование между двумя ветвями власти. Светской в лице германских императоров и французских королей. И церковной, представленной римскими папами и кардиналами. Тем не менее Священная римская империя оказала большое влияние на формирование основных силовых полей будущей Западно-христианской цивилизации. Прежде всего — этнического (саксонская и средиземноморская расы), религиозного (католичество и протестантизм), культурного (Возрождение и Просвещение), экономического (капитализм), правового (римское право).

В результате ЗХЦ смогла выступить единым фронтом против соседей — формировавшихся в тот же период Восточно-христианской православной цивилизации (Византийская империя и Древнерусская цивилизация) и Восточно-исламской цивилизации (Арабский халифат). Вершиной этногеополитического влияния ЗХЦ в период Средневековья стали 4 Крестовых похода (Х-XII) на Ближний Восток и в Византию. В ходе этих походов сформировался агрессивный по отношению к «варварам» менталитет этнодоминантных народов ЗХЦ — англо-саксов, германо-саксов, франков.

Генеративно-политический центр

Он имел в ЗХЦ блуждающий характер. В процессе формирования цивилизации его роль выполняли разные этногеополитические образования. В Средневековье чаще всего им становился Ватикан как геодуховный и политический центр католической Западной Европы. В период Великих географических открытий (XVI-XVII) за лидерство соперничали Испания и Великобритания. На рубеже XVIII-XIX вв. — наполеоновская Франция и Великобритания. В XIX в. — Викторианская Великобритания. В ХХ в. Великобритания, Германия и Франция. После Второй мировой войны обязанности ГПЦ приняли на себя США. Прежние ГПЦ понизили свой этногеополитический статус до регионального уровня.

США как ГПЦ

Напомним, что как трансплантант США представляют этногеополитическое образование, большинство исторических полей и корней которого находится в другом геополитическом регионе. В результате происходит перекачка умов, ресурсов, технологий в трансплантант. Не обладая соответствующей духовно-исторической базой, он достигает высокого уровня технотронного развития.

Всё это подталкивает этногеополитическую верхушку (геоголовку, политический истеблишмент) к политическим авантюрам, выработке концепций «глобальной ответственности», «жизненно важных интересов во всем мире». В конечном счете — к подчинению органических цивилизаций.

При этом первой жертвой такого резкого усиления трансплантанта становятся те горизонтальные цивилизации, частью которых он сам является. А именно — западноевропейская часть ЗХЦ.

Экономика ЗХЦ — самая мощная мировая локальная цивилизация. В XXI в. валовой внутренний продукт составил: в США — 20% от мирового показателя. В Западной Европе — 23%, в Латинской Америке — 7,6%. На 2015 г. прогнозируется его снижение: в США — до 17%, Западной Европе — до 20%. В Латинской Америке за счет Бразилии — увеличение на 0,5% до 8%. Разумеется, в ЗХЦ самое высокое душевое потребление. В США — 31 тыс. долларов в год на каждого жителя, в 2015 г. — 36, в Западной Европе — 21 тыс. долларов сегодня и 31 тыс. долларов в 2015 г. Не зря жителей этих регионов по совокупной численности населения называют «золотым миллиардом».

В Латинской Америке душевое потребление на несколько порядков ниже: 6,2 тысячи долларов в 2000 г. и 9 тыс. долларов к 2015 г. Численность населения Остаётся почти неизменной, но не за счет роста дето — рождаемости, а за счет миграции из стран Азии и Африки, в США — ещё и из Латинской Америки. Пока что из 7 мировых суперэтносов (численность свыше 100 млн) на ЗХЦ приходится только два — американский этнос — 187 млн и бразильский — 137 млн. Причём американский считается по расовому признаку, в него зачисляются только белые. Афроамериканцы (проще говоря — негры), а также «латинос» в американский суперэтнос не включаются. А это почти 100 млн человек. Почему не включаются? Это — традиция. Берёт начало в XIX в. с президентства А. Линкольна. Он хотя и оказался победителем в Гражданской войне с южными штатами так называемой Конфедерации (1861-1865), но вовсе не собирался интегрировать негров в американское общество. Его целью было отослать их обратно на историческую родину в Африку. Так в чёрной Африке ещё в XIX в. появилось первое независимое государство с красивым названием Либерия (Свободная). Конфессиональная основа Её в Западно-христианской цивилизации составляют три ветви христианства — католицизм, протестантизм и англиканство (англо-протестанты или ещё их называют англо-католиками, кому как больше нравится).

Англиканская церковь, так же как и протестантская в форме лютеранства (Германия) и кальвинизма (Швейцария, юг Франции) выделились именно из католичества в Средние века. С тех пор распространилась по всему миру вслед за колонизаторской политикой светских властей Великобритании.

Численность католиков

В мире растёт, хотя и невысокими темпами. В 2006 году — 1,31 миллиарда католиков, что на 1,4% больше, чем в 2005 году (1,15 миллиарда). Сохраняется (с 2000 г.) тенденция роста числа священников. В 2005 году возросло с 406411 до 407263 (0,21%). Таковы некоторые данные, опубликованные в Annuario Pontifico (Папский ежегодник, 2008 г.). Общее число протестантов В мире колеблется от 400 до 450 миллионов. Больше всего их проживает в США — 163 млн, в Африке — 150 млн. В Западной Европе — 102 млн. Это Великобритания — 36, Германия — 31. Общая численность англикан Во всём мире — 69 млн человек. Свыше трети этого числа (25 млн) приходится на Великобританию, что составляет 43,5% её населения. Сегмент переселенческого капитализма Это ещё одна этногеополитическая особенность ЗХЦ. К этому сегменту традиционно относят 5 стран, представляющих 4 континента. Это — Канада (Америка), Австралия и Новая Зеландия, ЮАР (Африка), Израиль (Азия). Название — страны переселенческого капитализма — объясняется просто, по факту образования. Все они были созданы переселенцами из Европы. Канада Её родоначальники — французы и англичане. Тут и сегодня на государственном уровне двуязычие английского и французского языков. Но сохраняются сильные противоречия. Страна делится, разумеется, не официально, на англофонную часть Канады (2/3 территории и населения) и франкофонную со столицей в Монреале. Австралия и Новая Зеландия Их как государства основали англичане. Открыл для Европы материк мореплаватель Джеймс Кук. Местные аборигены за жестокость и варварское обращение с ними убили Кука, зажарили и съели. Разительный контраст с поведением русского землепроходца, офицера разведки Генштаба царской армии Миклухо-Маклая Николая Николаевича (18461888). В нём местные папуасы с островов Новой Гвинеи, соседа Австралии, души не чаяли. Там и сегодня можно встретить памятники русскому этнографу. День его рождения является профессиональным праздником этнографов. Он выступал против расизма и колониализма. Его жизнь — яркое свидетельство принципиальных различий в типологии освоения новых территорий и обращения с их коренными жителями русского суперэтноса и англо-саксонских колонизаторов.

Австралия и Новая Зеландия — типичный пример бандитского капитализма. Здесь в XVIII-XIX вв. была каторга, куда выбрасывали самых злостных преступников из Англии. Так в ЗХЦ формировался этновыброс. В него входили те, кто оказывался враждебен коренному этносу альма-матер. ЮАР Была основана голландцами и англичанами. В процессе этногенеза они образовали новый, весьма оригинальный этнос — африканёров. Дословно — африканцы, потомки колонистов голландского, немецкого и французского этнического происхождения. Среди африканёров выделилась субкультура буров, от голландского слова «крестьяне». Родной язык — африкаанс. Сложился на основе южных диалектов нидерландского языка. Общая численность — 3,6 млн человек. До 1990 г. — 60 % белого населения ЮАР. Остальные 40 % — англо-африканцы. Африканёры считают Южную Африку своей этнической родиной.

Израиль основан в 1949 году евреями-переселенцами из СССР и Восточной Европы. Без согласия Сталина у них бы ничего не получилось. Так что Сталина можно считать одним из отцов-основателей Израиля. Сегодня евреи очень оскорбляются этим напоминанием, но факт остаётся фактом. Сталин планировал превратить Израиль в центр национально-освободительного движения на Ближнем Востоке против английского и французского колониализма. Не получилось. Как только ООН признала образование государства Израиль, его вожди тут же переметнулись на сторону колонизаторов. С тех пор Израиль вынужден был превратиться в государство-крепость среди арабо-палестинского окружения. Прямо скажем, очень незавидная роль с точки зрения этногеополитики.

Страны-трансплантанты Переселенческие государства ЗХЦ заимствовали культуру и традиции, образ жизни и этнические геномы своих материнских производителей. Но одновременно в процессе этно — и культурогенеза стали формировать и развивать собственный потенциал. Для всех них характерны следующие цивилизационные особенности. Аграрно-сырьевая специализация. Сложилась ещё в колониальный период. Эта специализация в отличие от других цивилизаций высокотехнологична. Значит и весьма прибыльна. Например, 5 %, занятых в сельском хозяйстве Австралии, фактически кормят всю страну. Исторические особенности. Они влияют на современное положение этой части Западно-христианской цивилизации. Среди них: отсутствие буржуазно-демократических национальных движений; отсутствие революций и развитие капитализма эволюционным путём; капитализм растёт «вширь», а не «вглубь»; в Австралии и Новой Зеландии экономическое развитие и освоение новых территорий сочеталось с вооружённой борьбой против местных аборигенов. В ЮАР — с борьбой против буров; Израиль сформировался путём иммиграции евреев после Второй мировой войны. Но здесь так и не решены территориальные проблемы с соседними арабскими государствами из Восточно-исламской цивилизации. Ведётся постоянная борьба за территории. Ситуация по-прежнему слишком далека от стабилизации (см. Переселенческий капитализм).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология мировых цивилизаций: Западно-христианская цивилизация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я