Тхэквондо. Осознанный выбор

Владимир Владимирович Пятков

Сегодня, когда в мире спортивных единоборств и боевых искусств предложение превышает спрос, простому человеку очень трудно разобраться. Чтобы пойти заниматься самому или отдать ребенка, вам трудно выбрать между секцией карате, айкидо или капоэйрой. Эта книга может помочь понять, на что нужно обращать внимание и какие цели ставить.

Оглавление

Пятый элемент

Физическая культура, спорт и единоборства могут тренировать либо только тело, но при желании тренера и в определенных условиях — закалять дух и морально-нравственные качества. Тренер вправе сам расставлять акценты в своей работе и делать ударение на определенные аспекты развития человека. Именно этим отличается понятие «тренер» от понятия «учитель». Одни тренеры по своей сути — мудрые учителя, а другие учителя всего лишь тренеры, натаскивающие на скорость, силу, реакцию и не работающие над внутренним миром человека. Восточные единоборства и боевые искусства испокон веков носили большое количество смыслов. Сегодня некоторые смыслы утратили актуальность и заменились новыми. Но для начала давайте разберём, что такое «восточные единоборства» и «боевые искусства», чем эти понятия отличаются друг от друга.

Есть такое современное понятие — «спортивные единоборства». Сюда входят: самбо, дзюдо, английский бокс, французский бокс сават, вольная борьба, карате и тхэквондо. Среди перечисленного можно выделить «не восточные», то есть те, которые НЕ берут своё начало в воинской традиции Дальнего Востока и которые не являются частью традиций Японии, Кореи, Таиланда, Индии, Китая. Более того, в семье восточных боевых искусств существуют такие виды, которые НЕ являются единоборствами вообще. В них нет состязаний, спаррингов и соревнований. Это айкидо (искусство воздействия на нападающего при помощи его собственной энергии), иай-до (искусство быстрого вынимания традиционного японского меча), кю-до (искусство стрельбы из традиционного японского лука) и многие другие.

Таким образом, тхэквондо, являясь и боевым искусством, и спортивным единоборством, имеет несколько смысловых граней и несколько определений:

1 — тхэквондо как современный вид спорта (цель — соревнования);

2 — тхэквондо как традиционное корейское боевое искусство (цель — сохранение традиции);

3 — тхэквондо как система физической культуры и фитнеса (цель — сохранение здоровья и поддержание физической формы);

4 — тхэквондо как система самообороны и рукопашного боя (цель — самооборона и ведение боя без оружия);

5 — тхэквондо как система морально-нравственного воспитания (цель — воспитание целостной разносторонней личности с высокими морально-нравственными идеалами).

Каждый тренер для себя решает сам — «что такое ЕГО тхэквондо», на что делать упор, а что просто игнорировать. В нашей школе мы стараемся уделять пристальное внимание и вырабатывать системный подход к всестороннему развитию по всем пяти элементам. Особо концентрируемся на пятом элементе — морально-нравственном воспитании. Неспроста слово Тхэ Квон До состоит из трёх частей. Тхэ — удар ногой, пинок, Квон — кулак, удар рукой и самая важная, на наш взгляд, часть: До — Путь. Это путь от новичка до мастера, от белого пояса до чёрного, от рождения до смерти, от Ученика до Учителя. Путь, который каждый тхэквондист должен пройти в соответствии с нормами Идеального Ученика. Особенность восточной философии заключается в том, что традиция воспитания мужчины, достойного занимать высокий общественный пост, лежит через воспитание его как Воина. Не без причины самый искусный и доблестный воин имел возможность сделать себе головокружительную карьеру, а дети аристократов должны были овладевать воинскими искусствами. Таким образом, дзен-буддизм Японии формировал свой собственный образ поведения идеального воина, а конфуцианство Кореи — свой. Вплоть до середины XX века Корея провозглашала образ идеального гражданина (доблестного мужа) через сотни принципов, описанных Конфуцием в его труде «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Я не буду тратить ваше время на пересказ цитат Конфуция, но замечу, что нам, людям, живущим в Евразии, как никому другому близки и понятны эти воззрения. В течение всей истории Кореи, от древности до наших дней, возникали одни воинские институты и пропадали другие. В VI веке нашей эры, во время правления Чин Хеукга, 24-го короля Силлы, молодыми аристократами и воинами был сформирован элитный офицерский корпус под названием Хваранг (Цветущая Молодёжь). Помимо традиционных тренировок с булавами, луками, мечами и крюками, воины корпуса тренировали духовную и физическую дисциплину, разнообразные формы борьбы руками и ногами. Для укрепления тела они взбирались на крутые горы, плавали в бурных реках в холодные месяцы года и беспрестанно готовили себя к защите своей родины. Для самоуправления и духовного объединения членов братства по оружию под руководством видного буддийского монаха страны Вон Канга был разработан следующий кодекс правил поведения:

— Иль са кун е чун — Верность государю;

— Е са чинь е хё — Почтительность к родителям;

— Сам кёуе синь — Искренность с друзьями;

— Са им жун му тхэ — Храбрость перед врагом;

— О саль сан у так — Разборчивость при убийстве.

Воины корпуса Хваранг стали известны на всем полуострове своей храбростью и мастерством, приобрели уважение даже среди злейших врагов. Силы, которые черпали воины из своего уважения к кодексу правил поведения, позволили им достичь высот героизма, стать легендарными. Многие из этих воинов погибли на поле брани на пороге своей юности в возрасте 14—15 лет.

Спустя много лет, опираясь на традиции своих предков, генерал Чой Хон Хи сформулировал пять принципов тхэквондо, призванных сформировать идеального бойца тхэквондо:

— учтивость;

— честность;

— настойчивость;

— самообладание;

— непоколебимость духа.

Я процитирую пояснения, данные генералом этим принципам в энциклопедии тхэквондо.

Из энциклопедии тхэквондо:

«…нет необходимости говорить о том, что успех или неудача в тхэквондо во многом зависят от того, как занимающиеся понимают и применяют на практике принципы тхэквондо, служащие руководством для всех серьезно занимающихся этим видом боевых искусств.

Учтивость

Можно сказать, что учтивость, или почтительность является неписаным законом, рекомендованным античным учителем философии в качестве средства очищения человечества в процессе построения гармоничного общества. Со временем почтительность стала необходимым качеством для человечества.

Формируя свой характер, занимающиеся тхэквондо должны практиковать следующие проявления почтительности, включая их как обязательные элементы в тренировочный процесс:

— развивать дух взаимоуважения;

— стыдиться своих дурных привычек и мириться с дурными привычками других;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тхэквондо. Осознанный выбор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я