Философия. План-конспекты лекций и семинаров

Владимир Владимирович Михайлов

В работе представлены планы семинаров и лекций по авторскому курсу философии по 22 темам. Новаторский характер курса обусловлен рядом нетрадиционных тем (Наука думать, Методология изучения философии), заданий для студентов и опорой на разработки автора, а также А. Г. Дугина, Ф. И. Гиренка, С. Р. Аблеева, В. Н. Назарова, А. А. Шевцова и других авторов. Курс основан на отказе от евроцентризма и игнорирования эзотерики и других «ненаучных» форм знания при изучении философии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. План-конспекты лекций и семинаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пояснительная записка

Программа данного учебного курса по философии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения для высшей школы. Она может использоваться для студентов, обучающихся по образовательным программам, готовящих как бакалавров, так и специалистов. Автор считает, что предмет «Философия» носит универсальный характер, тем более что он ранее часто читался во многих ВУЗах в объеме около 100 часов, из них примерно 50 часов аудиторных (лекции и семинарские занятия), поэтому данное учебное пособие может использоваться не только студентами, но и аспирантами и абитуриентами ВУЗов, особенно учитывая наличие в нём ряда тем, отсутствующих в большинстве других учебников и учебных пособий по философии (Методология изучения философии, Философия пола и гендера, Введение в науку думать). Подойдет оно и для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО), особенно для желающих продолжить свою образовательную деятельность в высшей школе.

Программа рекомендована для студентов разных специальностей и факультетов, в то же время она предусматривает специфику факультета: его математический, естественнонаучный или гуманитарный профиль, в соответствии с которым, а также запрограммированным количеством часов и уровнем образования учащихся содержание и объём лекционных и семинарских занятий может меняться. В зависимости от факультета типа образовательной программы (бакалавр/специалист) отдельные темы могут читаться как в объеме как 2-х, так и 4-х часов, или же наоборот, две темы могут быть объединены в одной лекции. Автор программы убеждён в утопичности рационалистической иллюзии о возможности детального и точного программирования всех занятий со студентами на всех факультетах и поэтому считает обоснованным представление одной ориентировочной программы, дающей, зато, возможность для гибкого реагирования и маневрирования, как студента, так и преподавателя, избавляющей их от участи запрограммированного автомата и (или) робототехника. Единая ориентировочная программа позволяет иметь как общее представление о предлагаемом автором и кафедрой курсе философии, так и использоваться в обучении учащимися разных факультетов, изучающими философию на разных курсах. Конечно, помимо общей ориентировочной программы могут и существуют более специализированные программы (лучше называть их курсами, т.к. программы пишутся для роботов), подготовленные отдельными преподавателями для различных специальностей и форм обучения студентов (очное, заочное, вечернее и т.п.). Не обязательным, по мнению автора, является и частое изменение содержания курсов8 (программ), потому что серьёзные открытия в истории и теории философии, как и изменения образовательных стандартов, происходят не так часто и студент, в отличие от аспиранта, должен в первую очередь овладеть базовыми первоосновами и понятиями философской культуры, которые не изменяются каждые несколько месяцев. Поэтому производить изменение программы следует раз в несколько лет. Такие изменения должны иметь объективные причины9 в виде появления концептуально и методологически новой литературы по предмету, существенного изменения образовательных стандартов и программ, изменения социокультурной и общественно-политической ситуации в стране и мире, потребностей и запросов студентов, мировоззренческой и педагогической эволюции преподавателя. Такие изменения произошли после 2013 года в России и мире, что является одной из причин появления этой работы.

Первая часть пособия представляет собой авторский набор планов семинарских занятий по философии. Вторая часть содержит учебно-методические рекомендации студентам, преподавателям, информацию по экзаменам, литературе и прочее. В программе также даны ссылки на интернет ресурсы философских текстов, сайтов и программ тестирования по философии, в том числе ссылки на видео и музыкальные программы по философии, позволяющие привнести в её изучение игровой, визуальный и развлекательный элемент, которого во многих других аналогичных программах нет.

Курс философии тесно связан со многими другими дисциплинами, такими как культурология, религиоведение, социология, история педагогики, психология, отечественная и мировая история, концепции современного естествознания, история и философия науки для аспирантов и различными философски ориентированными спецкурсами, читаемыми в основном для бакалавров и магистров.

В предложенной программе по философии отсутствует такая тема как «Логика», вместо которой имеется более оригинальная тема «Философия и методология мышления». Логика и этика являются самостоятельными философскими дисциплинами, по которым имеются специальные курсы и учебники. Эти дисциплины входят в учебный план многих факультетов отдельно от философии, они также могут читаться как курсы по выбору из цикла гуманитарных, социологических и экономических дисциплин. Однако, как показала педагогическая практика автора-составителя, студенты порой очень плохо ориентируются в этих темах, что побудило его вставить в новом издании в качестве факультативных планы лекционно-семинарских занятий по этике, философии религии и мифа, по которой также читается10 отдельный авторский курс.

Особенности и преимущества данной программы заключаются в её привязке к инновационным и оригинальным учебникам и учебным материалам С. Р. Аблеева, В. Н. Назарова, А. Г. Дугина и Ф. И. Гиренка. Как отмечает сам С. Р. Аблеев, в его «учебном пособии впервые предпринята попытка равноправно осветить восточную и западную философию, показывая вместе с тем их эзотерическую составляющую. Наука долгое время отвергала существование эзотерической философии и принижала значение философии восточной. Сегодня новые поколения исследователей начинают осознавать ошибочность такой позиции»11. Сегодня подобная методология обучения стала ещё более актуальной, хотя в большинстве учебников философии, особенно широко известных, она по-прежнему не реализована. Другим прогрессивным методом преподавания у С. Р. Аблеева является представление материала курса философии в виде схем и таблиц, что также отсутствует в большинстве учебников. В учебнике профессора Тульского педагогического университета В. Н. Назарова весь курс философии представлен в виде вопросов и ответов, что способствует развитию мышления учащихся и их большему интересу к предмету. В фундаментальном 5-ти томном труде профессора МГУ им. М. В. Ломоносова А. Г. Дугина «Ноомахия: войны ума» 2014 г.12 впервые представлена ноологическая (умственная) карта всех основных мировых цивилизаций, свободная от расистской «абсолютной убежденности в универсальности западноевропейских ценностей, оправдывающей глобализацию и вестернизацию всей планеты»13. Данное издание также является уникальным, так как в подавляющем большинстве учебников философии отсутствует даже обзорное изложение философских идей неевропейских цивилизаций. Также очень мало и учебных пособий составленных на их основе. При этом интегральные, а не узко-тематические учебники даже по восточной философии у нас малодоступны. Опора на данные издания создаёт возможность существенно повысить качество преподавания философии. Ибо, к сожалению, качество многих учебников по философии оставляет желать лучшего. «Как бы по-новому ни звучали учебники философии, но есть признаки, безжалостно относящие их к диамату и, как ни прискорбно это звучит, отказывающие им в связи с философией. Последнее — не мое раздутое самомнение, позволяющее судить тех, кто гораздо профессиональнее меня. Это их собственное заявление или убеждение»14, — писал создатель «науки думать» А. А. Шевцов. В данном пособии сделана попытка избавиться от указанных выше дефектов в изложении и преподавании философии, в частности добавлены темы семинарских занятий «Методология изучения философии и других форм культуры» и «Философия как методология мышления. Введение в науку думать», отсутствующие в других аналогичных изданиях. Всё это должно способствовать более качественному преподаванию предмета и его успешному освоению студентами.

Итоговый контроль по курсу предполагает, как правило, экзамен.

Программа состоит из двух разделов, включающих в себя 22 темы. К каждой теме прилагаются ключевые понятия, проблемы для обсуждения на семинарских занятиях, темы для докладов и рефератов, а также список литературы, частично ориентированный на фонды библиотеки МГПУ.

1. Цель дисциплины

— ознакомить студентов с основными философскими школами и направлениями прошлого и современности, дать представление об этапах и логике развития философии, научить учащихся самостоятельно мыслить и решать свои мировоззренческие и экзистенциальные проблемы, повысить интеллектуальный, культурный и нравственный уровень студентов.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Студент, изучающий курс «Философия», должен

Знать:

— иметь представление об основных проблемах философии как формы целостного понимания мира, его структурной сложности и в то же время взаимообусловленности;

— понимать специфику философии и её направлений, её функции, методы и отличия от других форм общественного и индивидуального сознания;

— знать исторические этапы становления философии, имена ведущих философов;

— владеть основами философской терминологии, знать сущность философских категорий.

Уметь:

— видеть взаимосвязь философии с наукой и иными формами познания мира;

— уметь ориентироваться в главных философских направлениях и персоналиях;

— разбираться в различных методологических подходах к познанию мира;

— применять законы мышления в решении сложных проблемных ситуаций;

— формировать и совершенствовать основы собственного мировоззрения;

— переносить философское мировоззрение в свою практическую деятельность.

Владеть навыками

— чтения философских текстов, их понимания и интерпретации

— реферирования философских работ и учебных пособий по философии

— подготовки докладов к семинарам и их публичного прочтения, обсуждения и комментирования

— работы в библиотеках и интернете

— философских исследований, анализа социальных и экзистенциональных проблем

3. Учебно-тематический план:*

Темы лекционных и семинарских занятий могут корректироваться в зависимости от специфики и объёма учебной нагрузки факультета, пожеланий студентов и аспирантов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. План-конспекты лекций и семинаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Если, конечно, у вас нет цели, создать у себя привычку к бессмысленной работе необходимую профессиональному рабу.

9

А не прихоть очередных реформаторов образования, принудительно навязывающих народу свои установки.

10

Читался, пока не выгнали с работы.

11

Аблеев С. Р. История мировой философии. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — С.15.

12

После 2014 г. было опубликовано ещё несколько томов, более развернуто излагающих ряд тем первого издания.

13

Дугин А. Г. Ноомахия: войны ума. Логос Европы: средиземноморская цивилизация во времени и пространстве. — М.: Академический проект, 2014. — С.305.

14

Шевцов А. А. Основы науки думать. Кн. 4. Мышление. — Иваново: ИТ «Роща Академии», 2011. — С.162.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я