Эта повесть написана на основе реальных событий. На волне подъёма подросткового суицида она приобретает особую ценность. Мистический реализм в сочетании с реалиями российский глубинки делает чтение захватывающим, не отвлекая от размышлений о важности сохранения жизни человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мистейка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Бог проявляется в нас сознанием.
Пока нет сознания, нет Бога.
Л. Толстой. Дневники
Был ясный, но не жаркий августовский день. Они отъехали километров за сто от города на электричке и углубились в довольно дикие леса, в которых дедушка ориентировался, как у себя дома. В лесу было странно тихо. Деревья стояли ещё зелёные, но на многих уже встречались жёлтые пряди, напоминающие раннюю седину. Зелёные же листья были тяжёлые и какие-то усталые, словно успели умориться за короткое лето. Было много грибов. Такого их количества Лев ещё никогда не видел. Белые и обабки они складывали в корзину Льва, а себе дедушка брал какие-то странные, похожие на спички, жутковатого вида грибочки и прятал их во внутренний карман. Льву он сказал, что делает из них эликсир жизни по секретному рецепту. «Лекарство против морщин. Тебе этого пока не надо», — полушутя сказал он. Они не спеша шли по мягко пружинящей под ногами земле и вели неторопливый разговор. Говорил в основном Старый Мухомор:
— Человек — это способ самореализации, самоощущения Бога. — Толковал он. — Через человека Бог видит, слышит, ощущает, т.е. получает доступ ко всем органам чувств. Живёт, одним словом. И делает он это через всех людей одновременно. Причём из каждого человека он видит мир по-своему, под особым углом. Он одновременно грустит, радуется, злится, умиляется… — и всё это составляет невообразимый божественный коктейль. Человеку он, возможно, показался бы отвратительным. Но у Бога другой уровень восприятия, человеком непостижимый, за счёт гораздо более разветвлённых нервной и психической систем, превосходящих таковые среднего человека в несколько миллиардов раз, а именно в цифру, как раз в точности совпадающей с количеством населения планеты.
Да, — продолжал дедушка, — человек у Бога работник. Не зря его называют «раб божий». Так оно и есть. Даже не столько работник, сколько рабочий инструмент, сенсорный аппарат Бога. Человек — единственное животное, обладающее духом. Именно благодаря этой субстанции осуществляется присутствие Бога в человеке. И это принципиально отличает людей от животных: во всех людях присутствует Бог. В некоторых людях его присутствие выражено в большей степени — их называют богоизбранными. В некоторых — в меньшей, их называют богооставленными, или Богом забытыми.
Царей, фараонов и президентов часто называют наместниками Бога. И это вполне правомерно. Без поддержки высших сил невозможно достичь вершины, оттеснив миллионы конкурентов, и выжить при этом. Опять же из сильных мира сего наблюдать мир сей, безусловно, приятнее, чем из голодного раба.
Так что Бог поддерживает богатых. И способствует их обогащению. Богатство — от Бога, бедность — от бед. Потому и говорят, что, у кого есть — тому добавится. У кого нет — отнимется последнее. Как в притче о талантах. Богу вообще милее весёлые, жизнерадостные люди, чем мрачные и унылые. Поэтому уныние Бог и относит к тяжким грехам.
— Так что же, Дедушка, если раб будет весел и жизнерадостен, он сможет выбиться в цари?
— В принципе, да. Такие случаи бывали. Но здесь намечается порочный круг: мало какой раб сумеет быть весёлым и жизнерадостным. Сознание и бытие взаимно определяют друг друга.
Бог никогда и ничего не диктует человеку напрямую, даёт ему кажущуюся свободу действий и только наблюдает, — живёт, существует одновременно с человеком.
Теперь вопрос, кому Он даёт свободу действий? Кто конкретно управляет человеком? Душа и сознание. Степень их участия разная у разных людей. Поэтому есть люди душевные, а есть рассудочные.
Иногда Бог может вмешиваться в работу души и сознания, даёт подсказки душе из подсознания. Эти подсказки всегда содержат оптимальный вариант действий. После этого душа доносит полученные сведения до сознания. Но сознание, в силу своей узости, не всегда согласно с душой. Бывает, душа сама не согласна с Богом, такие души называются мятежными. В результате человек совершает поступки, действует. Совершённые в согласии с Богом поступки человек считает интуитивными или подсказками судьбы. Что, в общем-то, так и есть. Но иногда он совершает неправильные поступки и говорит: «Бес попутал». Что тоже соответствует истине.
В мире существует масса иных энергетических структур. Среди них и те, что соответствуют ангелам и бесам. И им для самореализации тоже нужны люди. Богу они конкуренции не составляют, зато значительно обогащают сенсорное восприятие — суть существования. Эти сущности тесно связаны с эмоциональным аппаратом. Душа их чувствует, сознание (в обычном состоянии) не воспринимает. Бог ощущает и воспринимает всё, но не страдает так, как может страдать (болеть) душа. Он тоже страдает, но только на ту миллиардную часть своего существа, которая размещена в конкретном человеке. Душа же страдает на всю катушку. Поэтому страдание отдельного человека Бога не тревожит. Однако если начнёт страдать критическое количество душ, Бог тоже может испытать дискомфорт и немедленно примет меры. В целом же он всегда поддерживает состояние относительного благополучия. Но никогда полной безмятежности… опаньки! Дедушка наклонился к травяной кочке и осторожно вытянул из неё несколько тоненьких грибочков.
— Дедушка, — спросил, воспользовавшись паузой, Лев, — причём здесь эмоции?
— А, уместный вопрос, — ответил дедушка, — тут всё очень просто. «Дозоры» читал?
— Ну да, ты же сам мне давал.
— Молодец. Ну, так вот. Бесов и ангелов можно сопоставить с тёмными и светлыми силами, которые питаются эмоциями людей. Ангелы и бесы также пользуются людьми, но они бесконечно примитивнее Бога. Их психические комплексы уже сопоставимы с человеческими. Связь с этими сущностями для человека гораздо более ощутима, чем с Богом. Душа работает с ними напрямую, сознание смутно осознаёт, но не воспринимает. Зато очень сильно испытывает эмоции, с ними связанные. Эмоции определяют поведение человека в целом. Кроме того, если присутствие Бога в человеке неизменно, то эти сущности могут появляться и исчезать.
Иногда черти чересчур овладевают человеком. Через связанные с ними эмоции они угнетают душу и сознание. Душа начинает болеть, сознанию делается невыносимо тяжело. В такие моменты у слабого сознания могут появиться мысли о самоубийстве. На эти мысли сразу же откликается эгрегор самоубийства и направляет к человеку своих прислужников, и имя им — легион. Они постепенно доканывают жертву. Иногда душа разделяет суицидальные идеи, тогда человек обычно умирает. В результате сознание исчезает, а вот душе приходится тяжело. Она в невыносимых муках вылетает в эфир. Раскаяние в содеянном настигает её тотчас. Проявляться оно может в самых различных формах, но в общем напоминает прошивку телефона, только очень мучительную. Именно этих душ касаются слова «плач и скрежет зубовный». Потому что как раз боль приводит её во вновь пригодное к использованию состояние. Переживающая воспитательные мероприятия душа называется мятущейся.
Средняя душа составляет для Бога определённую, но не очень высокую, ценность. Поэтому её используют в других телах с другими сознаниями ещё несколько раз. Но если и эти тела начнут самовольно выходить из строя, душу спишут в утиль за несоответствие должности. Это уже потерянная душа.
— Какова же во всём этом роль сознания? — спросил побледневший Лев.
— О, роль очень важная! Именно сознанию доверено управление эмоциональным аппаратом. Больше ничто не может влиять на эмоции непосредственно. Силы могут создавать различные ситуации, вызывающие те или иные эмоции, но грустить или радоваться — выбирает сознание.
— Как это?
— А очень просто! К примеру, ты увидел, как твоя девушка целуется с другим парнем. Что бы ты сделал? Ладно, ладно, не пыхти, сам знаю. Можно начать выщипывать у себя со всех мест волосы (в это время будет происходить интенсивный приток тёмных сил), а потом пойти в гараж и повеситься. А можно плюнуть — отпустить ситуацию, — и пойти играть в футбол. И в скором времени ситуация изменится самым благоприятным для тебя образом. Девушка либо поймёт свою ошибку и вернётся к тебе, либо ты встретишь другую, гораздо более для тебя подходящую, и возблагодаришь судьбу. Вариантов тут множество. Возможно, даже поймёшь, что не в девушках счастье. Тёмные силы потеряют к тебе интерес, и путь твой станет лёгок. Конечно, и на нём будут встречаться препятствия, но как преодолевать их, ты уже знаешь. Всё в твоих руках, точнее, в сознании. Именно сознание, которым так легко манипулируют все, кому не лень, даёт тебе власть над миром. Благодаря сознанию ты становишься жертвой обстоятельств или властелином своего мира. Подчёркиваю: своего. Но другого и не существует, поскольку весь мир находится у тебя в голове.
Дедушка замолчал, давая время осмыслить сказанное.
— Ух ты! — вдруг шёпотом воскликнул он. — Посмотри под ноги, — добавил так же шёпотом. Лев посмотрел под ноги и в пересыхающем болотце увидел глубокие следы парных копытец. Дедушка взял Льва за плечо и настороженно поднял руку. С минуту они стояли молча. Лев недоуменно посмотрел на дедушку. В ответ тот молча указал в направлении уже побуревших зарослей дикой малины, откуда доносился шорох и похрюкивание. Льву вдруг стало страшно.
— Спокойно, — прошептал дедушка, — всё в порядке.
И в этот момент из зарослей вышел огромный кабан, повертел пяточком и вдруг уставился на грибников маленькими мутными глазками. Потом угрожающе хрюкнул и направился к ним. Лев ощутил животный ужас и одновременно почувствовал, как рука дедушки, которой он по-прежнему держал его за плечо, налилась невероятной силой. Лев едва не вскрикнул от боли. Кабан приближался, и теперь отчетливо стали видны жуткие клыки вепря. Лев видел только эти клыки.
— Не шевелись, — чуть слышно прошептал дедушка. Кабан был уже в нескольких метрах от них. Теперь Лев заметил на боку зверя страшную гноящуюся рану и почувствовал, как по ногам потекло, а сами ноги стали тяжёлыми и неподвижными.
Кабан приблизился к ним ещё и теперь стоял почти вплотную, тяжело поводя боками. От него крепко несло. Дедушка стоял неподвижно, но Лев чувствовал, что от него распространяется какая-то непостижимая сила. Так продолжалось несколько секунд, показавшиеся Льву вечностью. Он уже ни о чём не думал, но чувствовал, что между дедушкой и кабаном что-то происходит. Наконец кабан хрюкнул, медленно развернулся, словно подбитый танк, и заковылял обратно в заросли.
— Спасибо, — сказал негромко дедушка. Кабан приостановился и, не оборачиваясь, хрюкнул в ответ. Вскоре он исчез, как не бывало. Лев перевёл дух.
— Хозяин леса просит нас срочно удалиться, — необычно серьёзным тоном сказал дедушка. Они быстро зашагали обратно.
— Грибочки охраняются, — пояснил дедушка, — видимо, мы взяли их достаточно.
— Что, что это было? — спросил ошарашенный Лев.
— Кабан, — ответил дедушка, — ты что, кабана не видел? Кстати, только что ты наблюдал сознательное применение силы духа. Но повторить такой опыт не пытайся. Тебе в подобной ситуации следует по возможности быстро забраться на дерево — раненый кабан чрезвычайно опасен, да и не раненый тоже,… однако же и воняет от тебя! Испугался, что ли? А давно ли сам смерти искал! Здесь недалеко ручей есть, пойдём, ополоснёшься, не лезть же так в электричку!
Вскоре они вышли к небольшому озерку с песчаным берегом, где Лев привёл себя в порядок. Дедушка в это время перебирал и рассматривал свои трофеи, совершенно равнодушный к грибам в корзине Льва.
Как только они вышли из леса и направились к станции, вдалеке показалась машина, за которой тянулся густой пылевой шлейф. Машина, напоминая комету, быстро приближалась и скоро оказалась совсем рядом. Это был УАЗик — таблетка с надписью «ГНК» на борту цвета хаки и мигалками на крыше. Из неё быстро выбрались трое мрачных мужиков в камуфляже. Двое были с автоматами. Цепкими глазами мужики внимательно осмотрели Льва, бесцеремонно заглянули в корзину и направились к лесу. На почтенного старика они даже не обратили внимания. Зато Лев вновь ощутил исходящую от дедушки непостижимую силу.
— Вот кто охраняет грибочки, — тихонько сказал дедушка, когда мужики отдалились.
— Надо было сказать им про кабана, — забеспокоился Лев.
— Не надо, — твёрдо ответил дедушка, — хозяин леса сделает всё сам.
Через несколько минут из леса послышались дикие крики, нестройные автоматные очереди и исполненный боли, предсмертный визг огромной свиньи.
— Да-а, — задумчиво протянул дедушка, — этот прекрасный мир поистине ужасающ. Жаль кабана, но оно и к лучшему — шансов у него всё равно не было. Хозяин леса своё дело знает.
— Так разве ты не кабана подразумеваешь под хозяином? — удивился Лев. Дедушка от души рассмеялся:
— Ну, какой же кабан хозяин? Кабан — он и в Африке кабан. А хозяин — это дух леса, его ещё лешим называют.
Трудно было понять, шутил он или нет, но Льву опять с запозданием стало страшно.
— Дедушка, а кто ранил кабана? — спросил Лев.
— Известное дело — браконьеры, — ответил дедушка.
— Куда же смотрит леший? — иронично спросил Лев.
— Против людской подлости он бессилен, — печально ответил дедушка, — но они своё получат, не сомневайся! Закон воздаяния никто не отменял.
Они подошли к станции и уселись на лавочку в ожидании электрички.
Народу на станции было мало, лишь слонялось несколько подозрительных типов, которых часто можно увидеть почти на каждой станции. Они разом посмотрели на подошедших грибников, и один из них расхлябанной блатной походкой направился в их сторону. Но не прошёл и половины пути, как натолкнулся на странный взгляд дедушки, потоптался на месте и двинулся обратно, сказал несколько слов остальным — и перрон опустел.
— Так-то лучше, — усмехнулся дедушка.
— Как ты это делаешь? — поразился Лев, но ответа не прозвучало.
— Ты кем планируешь стать в будущем? — неожиданно спросил дедушка.
— Не знаю, — замялся Лев, — там видно будет.
— Видно будет здесь и сейчас, — тоном, не допускающим возражений, сказал Дедушка, — ты, Лев Николаевич, будешь писателем!
Дедушка впервые назвал Льва полным именем. У Льва буквально отвисла челюсть. Кое-как её подобрав, он спросил:
— Ты шутишь?
— Ничуть! — ответил дедушка.
— Это из-за имени? — спросил растерянный Лев.
— В том числе. Но всё гораздо сложнее. Это твоя судьба, и она уже решена! — голос дедушки приобрёл магнетическое звучание, и Лев понял, что только об этом и мечтал всю жизнь.
— А где на писателей учат? — спросил он.
— В Москве, в литературном институте имени Горького, — ответил дедушка. Лев погрустнел.
Москва казалась недостижимой далью.
— Да ты не парься, — весело сказал дедушка, — это не единственный путь. Обожаемый миллионами ценителей, выдающийся писатель современности Виктор Пелевин ушёл оттуда со второго курса и сказал, что институт ему ничего не дал! Ты иди на филфак, там несколько расширишь школьные знания; да и я тебе кое-чем помогу!
Так была определена дальнейшая судьба Льва Николаевича.
Но филфак находился в пединституте; и готовили там почему-то не филологов, а школьных учителей.
Часто потом вспоминал он слова преподавателя истории, злобного большеголового карлика с какой-то рыбьей фамилией: «От сумы да от тюрьмы не зарекаются, может, ещё и пригодится вам учительский диплом: всё кусок хлеба!» «Да ещё какого чёрствого», — тоскливо додумывал Лев. Но он ведь и не собирался работать учителем! «Это всё карлик накаркал!» — злился Лев. Но дело было не в карлике, конечно. Всё происходило совершенно случайно в нашем случайном мире. Так же случайно, как случайно однажды появилась твердь небесная и земная, и на ней завёлся от сырости человек.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мистейка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других