Знакомьтесь, Америка!

Владимир Бессмертный

Относительно Соединённых Штатов Америки почти все мы находимся в плену иллюзий. У каждого они свои. Своими впечатлениями и наблюдениями о США и делится автор.

Оглавление

Авиаперелёты

Знающие одесситы, исходя из своих финансовых возможностей, из Одессы в Нью-Йорк и обратно добираются обычно самолётами польской авиакомпании LOT в два этапа: до Варшавы и с польской столицы до места назначения.

(Из истории авиакомпании:

Поняв неизбежность завоевания страны, ночью 18 сентября 1939 года польский президент и Верховное командование с одним батальоном, имевшим на вооружении французские танки Renault R-35, покинули страну и перебрались в Румынию. Туда же были перегнаны 16 из 26 самолётов польского гражданского флота, эвакуированы большинство сотрудников и подвижного имущества национальной авиакомпании LOT, где все были интернированы. Во время 2-й мировой войны на аэродромах Польши ангары, технические сооружения пришли в негодность и не подлежали послевоенному восстановлению: их строили заново. Основой для возрождения авиапарка компании стали несколько уцелевших в Румынии летательных аппаратов, а также транспортные самолёты, безвозмездно переданные ей СССР).

Ныне считается, что лучше и надёжнее доверить свою жизнь польскому персоналу, нежели украинским или российским авиаперевозчикам, хотя такое удовольствие и в два раза дороже.

Есть, правда, при этом и свои трудности. Основная из них — языковый барьер. Если не знаешь польского или английского, внимательно смотри шоу жестов проводников во время вводного инструктажа по правилам поведения пассажиров в экстремальных ситуациях. Возникают проблемы и при угощении пассажиров. Вообще-то напрашивается логический вопрос: «Почему экипажи из соседней дружественной нам страны, обслуживающие рейсы в Украину, не владеют украинским или русским языками?» Кстати в аэропорту Нью-Йорка сотрудники LOT без проблем общаются на русском. Кроме того, каждому пассажиру в самолёте предоставляется для ознакомления инструкция на случай возникновения экстрима, однако объяснений на русском или украинском языках для таких обстоятельств там нет.

Не проводится инструктаж как клиентам перенести заложенность ушей при взлёте-приземлении. Помнится, в советские времена давали на этот случай две леденюшки…

Если не обращать внимания на не всегда очищенные от мелкого мусора предыдущих клиентов сетки-корзины для размещения проспектов и инструкций на сидениях авиалайнеров, то нареканий к польским авиаперевозчикам, обслуживающим Южную Пальмиру, нет.

Следует также иметь в виду, что по правилам авиакомпании пассажир может без дополнительной платы провезти 23 кг багажа в багажном отделении воздушного судна, 8 кг ручной клади и сумку по размеру ноутбука в салоне самолёта.

Важно также помнить: для паспортного контроля документы необходимо предъявлять без обложек.

При проведении контроля служба безопасности одесского аэропорта, в случае необходимости снятия обуви, предоставляет пассажирам стульчики с ковриком возле них, чтобы те не становились на холодный пол. До этой «мелочи» аналогичные польские и американские органы при пропуске в транзитные залы не опускаются: там все процедуры осуществляются на не тёплом керамическом или цементном покрытии, а о том, чтобы присесть при переодевании приходится лишь мечтать.

Варшавский аэропорт — современное цивилизованное сооружение. Есть в нём всё для удобства летающей братии, однако, почему-то туалет найти трудно. Указатели к такому пикантному месту не редко расположены так, что заставляют нуждающегося длительно и безуспешно перемещаться во взаимно противоположных направлениях.

Перелёт из Одессы в Нью-Йорк длится 11 часов.

Рейс «Варшава-Нью-Йорк» (обратный тоже) обслуживается современными самолётами «Боинг-787». В них предусмотрено почти всё для удобства пассажиров. Есть бортовая компьютерная сеть, которая даёт возможность каждому в режиме текущего времени узнать подробности местоположения самолёта, посмотреть фильмы, послушать музыку, ознакомиться с историей авиакомпании LOT. Однако для лиц, не знающих английского или польского языков, воспринять порядок действий в аварийных случаях, объявления по бортовой громкоговорящей связи трудновато. Хотя в век компьютеризации можно было бы такие инструктажи иметь на многих языках в электронном виде. В этом случае пассажир мог бы ознакомиться с ними на родном для него наречии. Да и объявления в самолёте можно было бы пропустить через компьютер с их модуляцией понятной для пассажира речью. Правда, всё это может быть тщетным, т. к. прилагаемые к каждому монитору одноразовые наушники (собираются персоналом в конце полёта в огромные мешки для утилизации) с очень низким качеством звучания: можно ничего и не услышать. Нет в самолёте и доходчивого объяснения, как пользоваться индивидуальными освещением и вентиляцией: с болью в сердце можно увидеть, как путешествующие прилагают излишние усилия, вплоть до вывода из строя, чтобы заставить заработать оборудование индивидуального пользования, но тщетно.

Есть нарекания и к организации питания на борту: нет меню, не указано время приёма пищи. Кнопки вызова стюартов к конкретным пассажирам на случай возникновения такой необходимости не всегда срабатывают.

Во время полёта в США (накануне приземления в пункте назначения) пассажирам раздаются таможенные декларации в трёх вариантах исполнения: на русском, английском и польском языках. Прежде всего, распространяются бумаги на последних двух языках, а на русском выдают лишь индивидуально, если об этом попросят. А если пассажир не знает о наличии русскоязычного варианта? Не владеющие ни польским, ни английским, заполнить документ без посторонней помощи не в состоянии и нередко бланк выбрасывают в мусор. Поэтому они потом имеют проблемы со «штатовской» таможней (В Америке разрешается ввозить/вывозить беспошлинно до 10 тыс. американских долларов и подарков, на сумму, не превышающую 100 долларов).

И вот Вы в Америке! Приземление авиалайнера — праздник жизни для всех: в благодарность за удачную доставку к месту назначения пассажиры спонтанно хлопают экипажу в ладоши. (Аплодисменты благодарности в более мелких воздушных судах не приняты.)

Особенность Нью-Йоркского главного аэропорта — большущие очереди для прохождения паспортного и таможенного контроля, которые осуществляют преимущественно темнокожие американцы (наше слово «негр» для них считается обидным, поэтому в Америке их называют цветными американцами или более точно — афроамериканцами). В среднем на эти процедуры уходит до полутора-двух часов времени.

Туалеты в аэропорту Нью-Йорка менее комфортны и ухожены, чем Варшавские клозеты. Не редко в них отсутствует горячая вода. В то же время, недостаток аэропорта Варшавы — отсутствие фонтанчиков для питьевой воды. Американские элеваторы для сушки рук раза в три мощнее польских.

Связаться в роуминге с родными и близкими клиентам украинского мобильного оператора «Киевстар» (несмотря на обнадёживающие заверения об этом в Украине) невозможно. Не помогает и ручной поиск сети.

Иногда данное обстоятельство оператором объясняется обеспечением безопасности людей и сооружений воздушного порта. Но роуминг-то другие сети обеспечивают!

В аэропортах пути следования есть Wi-Fi. В зависимости от категории воздушного порта, он бесплатный полностью или в первые 10–15 мин. работы, а затем необходимо вводить данные для оплаты кредитной карточкой.

Вообще-то в Америке бешеные суммы тратятся на противодействие терактам. При этом успешно применяются технические средства. Например, территорию госучреждения, посольства или размещения войск можно оградить невидимой полосой. Каждый попавший в зону её действия испытывает желание немедленно её покинуть из-за судорожного сокращения мышц или сильного воздействия на кожу высокой температуры. Важные объекты охраняются скрытыми огневыми точками, вооружение которых приводит в действие по телеканалу оператором, находящимся в укрытии, например, в подвальном помещении здания. Военные городки нового поколения напоминают высокие, прочные и глухие (без окон) стены замков по всему периметру объекта. Вся жизнь в них сконцентрирована внутри бастиона, имеющего несколько арок с воротами для техники. На крышах — пулемётные огневые точки, управляемые телеоператорами.

Впервые прибывшие в Штаты из постсоветских государств, не редко представляют их в рамках наивно-глупого идеологического стереотипа созданного ещё в годы «холодной войны». Но вскоре туриста с каждым днем все сильнее щекочет одно смешное подозрение: Америка — это страна, построенная пацанами. Наверное, единственная в мире такая, больше «головотяпская», нежели рациональная. Они набежали сюда со всего мира. И хотя с тех пор «понаехавшие» сильно поумнели и заметно облагородились, но повадки, интонации и ценности у них остались те же. Пацаны эти всегда жизнерадостны и наивны. Они не любят тех, кто обманывает и интригует. Пацаны умеют быть жестокими и рациональными. Но главное — «хлопці» не любят, когда кто-то из них слишком возвышается, пусть даже заслуженно. Не для того они убегали от своей знати строить это пацанское государство.

Говорят, что бережёного Бог охраняет, а потому, каждому, очутившемуся за границей, не следует забывать основные (общие для всех стран) правила безопасности при нахождении вдали от Родины:

1. Никому не доверять своих документов, удостоверяющих личность и гражданство, кроме уполномоченных должностных лиц (пограничники, полиция и т. д.). Они не должны быть предметом залога.

2. Зарегистрироваться в украинском посольстве/консульстве в стране, если планируется пребывание в ней более 3-х месяцев.

3. Хранить в укромном месте отдельно от оригиналов копии всех важных документов (виза, загранпаспорт, национальный паспорт, страховой полис, контракт, приглашение и т. д.).

4. Поддерживать постоянный контакт с родственниками, сообщать им о смене места проживания (пребывания).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я