Классическая психиатрия: истины и заблуждения

Владимир Андреевич Абрамов, 2020

В монографии приведены данные о становлении психиатрии как естественнонаучной дисциплины и ее развитии на принципах философского позитивизма и классической науки. Особое внимание уделено современным представлениям о психиатрии как о науке, ориентированной на нейробиологические основы психических расстройств и исключающей из ее официального статуса субъективную реальность внутреннего мира больного. Показаны ограниченные возможности дискурса в психиатрии и принципов каузального объяснения психопатологических явлений, не позволяющих понять субъективный смысл переживаний больного, раскрыть и восстановить его личностный потенциал. Показаны концептуальные и методологические тупики классической психиатрии, атеоретичность диагностических и классификационных подходов, несовершенство редукционно-биологических методов лечения психических расстройств. Приведенные в настоящей монографии данные являются теоретической предпосылкой легитимизации психиатрии как гуманитарно-антропологической дисциплины.

Оглавление

Глава 3. Атеоретичность диагностических подходов в классической психиатрии

Вы знаете разницу между подлинной наукой

и псевдонаукой? Настоящая наука признает и

принимает собственную историю, не ощущая

нападок. Когда вы говорите психиатру, что

его институт возник из лепрозория, это приводит

его в ярость.

Мишель Фуко

Сон разума рождает чудовищ.

F. De Goya

Имеют ли современные психиатрические знания философский и культурно–исторический контекст, или они имеют внеконтекстуальную истинность и рассматриваются как таковые?

Психиатрия (от греч. psyche — душа + iatreia — лечение, исправление) — наука о лечении души (психики) человека. История этой специальности кардинально отличается от истории общей (соматической) медицины. В далеком прошлом, как уже отмечалось ранее, это история фанатических предрассудков, изгнания, заточения, преследования и даже уничтожения безумных. Ее статус как самостоятельной естественнонаучной медико-биологической дисциплины начал формироваться в 1808 году, после появления термина «психиатрия». Именно такое понимание теоретических основ психиатрии лежит в основе ее дальнейшего развития, несмотря на многочисленные факты, оспаривающие такую позицию. Все приверженцы естественнонаучного направления в психиатрии связывают надежду на достижение единства клинико-биологических исследований патологии психической деятельности с прогрессом в познании физиологии и морфологии головного мозга, а не с изначальным и естественным пониманием психиатрии как науки о душе человека, которая не должна измеряться физиологическими или биологическими показателями. Сегодня классическая психиатрия — это отрасль клинической медицины, изучающая психические расстройства, диагностику, профилактику и лечение через призму методологии медицины.

Являясь разделом медицины и имея общий объект познания (человек), психиатрия в качестве базовых дисциплин опирается на такой же набор предметов, что и соматическая медицина (рис. 6). Классическая психология при подготовке врача-психиатра не преподается.

Современная официальная психиатрия — это классическая психиатрия, сформированная на основе фундаментальных принципов классической науки и парадигмы естественнонаучного познания объективного мира.

Рис. 6. Конфигурация базовых дисциплин классической психиатрии

Естественнонаучный дискурс (естественнонаучная картина мира) представляет психику как результат непосредственного отражения объективной действительности высокоорганизованной материей — головным мозгом. Мозг — это одухотворенная природа, объективная реальность, обеспечивающая проявления всей психической жизни. Психика — проявление объективной реальности, обеспечивающей проявление психической жизни.

Как материальный объект, головной мозг со всеми его физиологическими процессами проявляется в нашем сознании в виде совокупности различных психических феноменов (ощущений, образов, представлений), реализующихся во вне в речи, эмоциях, действиях и других психических процессах. Из этого следует, что, изучая нарушения психических процессов в виде тех или иных симптомов, мы можем объективно оценить работу головного мозга. И, наоборот, знания особенностей мозговой дисфункции пациента, позволяют познать механизмы психических расстройств.

К ведущим психиатрам СССР и РФ, вслед за В. Гризингером и Э. Крепелином, разделявшим и развивавшим естественнонаучное направление психиатрии, относились: П.Б. Ганнушкин (1875–1933), С.С. Корсаков (1854–1900), А.Е. Личко (1926–1994), Р.А. Наджаров (1927–1995), А.С. Тиганов (1931–2019), Н.Н. Жариков (1941–2012), М.Е. Вартанян (1932–1993), А.В. Снежневский (1904–1987), А.Б. Смулевич (1931) и др. Все они в той или иной мере способствовали стагнации психиатрии, пребыванию ее в состоянии «вечного покоя». При этом, как ни странно, обеспечивалась легитимность психиатрии: понимание природы и сущности психических расстройств (основание для выделения медицинской дисциплины), разработка теоретических основ и научно обоснованных практик. Сложившиеся традиционные представления и официальная точка зрения основывались на априорных «знаниях» (квазизнаниях) и системе специальных практик принуждения, реализуемой на различных уровнях власти и направленной на нормализацию поведения пациента.

На этой концептуальной (естественнонаучной) основе строятся все аспекты теории и практики психиатрии как научной дисциплины, осуществляется ее дисциплинарное оформление. Однако есть серьезные возражения, касающиеся применимости данной концепции в психиатрии:

1. Согласно принципов научного познания, субъективное впечатление врача-психиатра о нарушениях психических процессов не дает ему нужной информации ни о деятельности головного мозга, ни о реальных интрапсихических переживаниях.

2. Классические, естественнонаучные представления о психиатрии, какую бы модификацию они не принимали, существенно расходятся с пониманием сущности психической жизни человека, пониманием психики как внутреннего субъективного мира, душевной субъективности человека, его бытия-в-мире, смыслового контекста его жизнедеятельности.

3. Естественнонаучный дискурс психиатрии не позволяет в рамках теории и методологии классической психиатрии преодолеть несовместимость и несводимость двух концепций реальности — физиологического и психического, психофизической двойственности человека, и обеспечить поиск адекватных лечебно-восстановительных мер.

Из этого вытекает необходимость разработки альтернативных научно-философских представлений о сущности психики как единой соматопсихической субстанции и осознания психиатрией своей собственной структуры, собственных оснований как науки, понять себя как науку.

Развитие науки проявляется не только в обретении и накоплении новых знаний о мире, но и в смене самих принципов и методов получения этих знаний. Тем более, что однозначного понимания психиатрии нет. Она рассматривается с альтернативных позиций, как:

1) Публичное явление (дискурс) — декларируется общественным сознанием, законодательством, наукой, системой традиционных практик — это официальная позиция власти по отношению к психиатрии, изложенная в многочисленных документах и представленная в различных психиатрических практиках, отражающая естественнонаучное понимание психиатрии как медико-биологической дисциплины;

2) Скрытое явление (дискурс) — отражает истинное положение дел (системный кризис психиатрии) и появление личностно-ориентированных, феноменологически — антропологических подходов, не учитывающихся официальной психиатрией, и отражающих понимание психиатрии как гуманитарной дисциплины.

В качестве критериев критического анализа классической психиатрии мы воспользовались следующими направлениями:

Исследование научной парадигмы.

Исследование научного метода.

Исследование лежащих в основе психиатрии базовых представлений и ценностей.

Исследование способов самопрезентации и самоосмысления психиатрии как науки.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я