Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как

Владимир Александрович Дресвянников

Книга раскрывает содержание эмоционального интеллекта человека, как части общего интеллекта. Дана классификация эмоций. Представлены подходы к формированию системы управления эмоциями, в рамках которых даются тренинги и упражнения. Книга будет интересна тем, кто стремится к осознанной, богатой впечатлениями и достижениями жизни на основе интеллектуального развития.Часть текста – описание общей структуры интеллекта – была ранее опубликована в книге: «Развивай интеллект восприятия».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Эмоции — дадим понятие и покажем разнообразие

В чем заключаются функциональные особенности эмоционального интеллекта?

Сейчас много говорят об эмоциональном интеллекте. А в Америке вообще зациклились на этом — тренинги проводят для студентов, чиновников, военных, врачей, учителей, менеджеров,…, домохозяек. Неохваченными остались только бомжи.

Считаю, что это правильно — каждый из нас это индивидуальный (не всегда приятный для себя и окружающих) набор эмоций, а часто — эмоциональная бомба, которая взрывается где ни попадя.

В предыдущем разделе представлены функции интеллекта как системы. Посмотрим их особенности в эмоциональном интеллекте.

Операционную функцию эмоционального интеллекта удобно разделить на две: познавательную (когнитивную), продукционную (творческую, созидательную) — сначала познаем, потом — творим, созидаем.

Познавательная функция очень важна — это то, для чего интеллект, в принципе, сформировался в процессе эволюции. Поскольку эмоции — это информация, то, безусловно, эту информацию нужно использовать. Ну, а поскольку эмоции есть как у нас самих, так и у других, то через них познаем внутренний и окружающий нас мир.

Тут есть одна фишка — интуиция, которая никак не связана с рациональность, жесткой логикой, а связана с эмоциями. Но для этого нужно установить связи с подсознанием, активизировать работу правого полушария, работающего с образами.

2. Продукционная функция — это формирование своего эмоционально мира. Его основу составляет настроение, красочные оттенки — различные эмоции, связанные с… (да много с чем — событиями, людьми, увлечениями, природой…), устойчивые и сильные эмоции — чувства.

В эту функцию входит и то, как мы внешне проявляем, выражаем свои эмоции. В связи с этим можно выделить различные эмоциональные стили поведения, например, экспрессивный, невозмутимый, атакующий, защитный, ригидный (негибкий), гибкий, открытый, закрытый… Конечно, внешнее выражение эмоций во многом является генетически заданным, определяется темпераментом и характером человека, но, приложив усилия, можно перейти от ригидности (однотипности, упертости) к гибкости выражения эмоций с учетом характеристик сложившейся ситуации. Эмоциональный стиль поведения связан с физиологией, кинестетикой тела, мимикой лица, он определяет индивидуальные особенности эмоциональных выразительных средств. Хорошим подспорьем в формировании личного эмоционального стиля поведения является актерская практика.

Безусловно, если интеллект есть, то он формирует стенический мир — тот, который мотивирует, энергетически поднимает, насыщает положительными эмоциями. А что тогда? Тогда много полезного, в частности:

— повышение качества жизни — не серенькая, а красочная;

— гармония в социальных отношениях;

— оздоровление организма (сомы, тела).

В конечном итоге, формируется, так называемый, эмоциональный интеллектуальный капитал — неосязаемый актив, работающий на вас всегда и во всем.

Продукционная функция эмоционального интеллекта продолжается в креативном интеллекте — креативные эмоции (любопытство, интерес, удивление, вдохновение…) работают на творчество, стимулируют его и, кстати, открывают «канал» подсознания.

Управленческая функция 1 рода эмоционального интеллекта проявляется как управление своими эмоциями и эмоциями других людей (продолжается в социальном интеллекте) как мотивов, средств достижения целей — осознание, контроль, оценка эмоций, их регулирование. Общая цель — повышение эффективности любой деятельности — рабочей, домашней, творческой, учебной…

Управленческая функция 2 рода (мышление над мышлением) — это управление технологией управления эмоциями, используемыми методами, способами, приемами, умениями, навыками, т.е. мыслим о том, как мы мыслим, когда управляем своими и чужими эмоциями.

Потренируемся!

1. Задайте себе вопросы:

— Что для меня значат эмоции?

— Использую ли я эмоции как информацию? О чем они мне говорят — состояние здоровья, отношение к себе, событиям, людям, ожидание чего-либо…

— Как мои эмоции влияют на… (работу, отношения с близкими, начальником, на достижение поставленных целей).

— Могу ли я произвольно сменить эмоциональное состояние, например, настроение? Вспомните случаи, когда это вам удавалось? Каким способом?

2. Попытайтесь в течение дня или в ходе какого-то события отследить свои эмоции, например, при беседе с кем-то, при выполнении работы…

История понятия «эмоциональный интеллект»

Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1964 году в работе Майкла Белдока (Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication), а затем в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера (Emotional intelligence and emancipation).

Значительный вклад в развитие этого научного направления был сделан Х. Гарднером, который в рамках своей теории множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект. Внутриличностный интеллект понимается им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [4]. Соответственно межличностный как способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

П. Сэловей и Д. Мэйер определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [цит. по 17, с. 30 — 31]. Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1) идентификация и выражение эмоций; 2) регуляция эмоций; 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.

При этом каждую составляющую конструкта они делили на две компоненты: первая была связана со своими, а вторая с чужими эмоциями.

М. К. Смиз определяет: эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [26].

По его мнению, через эмоции можно определить потребности и мотивы людей — что ими движет, что они хотят. А это очень важно для понимания их поступков и поведения.

В середине 90-х гг. американский журналист Дэниел Гоулман по максимуму постарался популяризовать теорию эмоционального интеллекта. И это ему удалось!

Почитайте (вот сколько натворил!):

1. Гоулман Д. Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе — М.: «АСТ: CORPUS», 2015. — 384 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 512.

Его книга «Эмоциональный интеллект» продержалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк таймс» более полутора лет.

В России большой популярностью пользуется книга А. Алешиной и С. Шабанова «Эмоциональный интеллект. Российская практика».

Поскольку эмоции — это ооооочень древние (и достаточно быстрые, эффективные) инструменты психики человека, помогающие ему адаптироваться и выжить в мире полном опасностей и угроз, то они настолько укоренились внутри нашего мозга, что живут в нем сами по себе и проявляются как хотят. Вот в чем сложность управления эмоциями. Как говорит моя супруга в моменты эмоциональных вспышек: «Я не машина, чтобы меня включить и выключить!».

Как определили С. Дж. Стейн и Г. Бук, эмоции связаны с подсознательным в нас, с интуицией: интеллект «… является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным» [22].

Эмоциональный интеллект относится к гибким навыкам, формированию которых уделяют в настоящее время большое внимание при развитии персонала фирмы. Считается, что карьерная административная успешность сотрудника (рост его как начальника) во многом результат его не профессиональных, а психологических и социальных качеств — темперамента, характера, умений срабатываться с людьми, управлять собой, своими эмоциями…

Хотя, по правде сказать, до сих пор многие ученые (и неученые тоже) в принципе не признают эмоциональный интеллект интеллектом, т.к. считают, что главное в интеллекте — это рациональность, а какая может быть рациональность в эмоциях (ха-ха!). Еще американец Д. Векслер разделил все способности человека на две группы: «интеллектуальные» и «неинтеллектуальные», к числу последних относятся и связанные с эмоциями.

В моем авторском изложении в содержание понятия «эмоциональный интеллект» включаются только собственные эмоции человека и умения управлять ими. Управление чужими эмоциями включено в понятие «социальный интеллект», как часть социальных отношений. Хотя, конечно, два этих множества — «эмоциональный интеллект» и «социальный интеллект» являются пересекающимися и имеют общие части.

Ваше мнение?

Корректно ли использование словосочетания «эмоциональный интеллект»? Может быть, дать другое название, например, — «эмоциональная грамотность»? Или…

Что такое эмоции?

Наша жизнь пронизана эмоциями, мы постоянно испытываем их, но, как правило, не осознаем (не идентифицируем). А что такое эмоции?

Термин «эмоция» произошел от латинского «emoveo» — потрясаю, волную. Действительно, это то, что волнует, а иногда и сильно трясет нас. Получается, что физиологически эмоция — это действие в нашем теле (иногда это сильный выброс — «о ужас!») гормонов. Отсюда влияние эмоций на наше здоровье, на работу сердца, почек, печени, мозга…

Древние китайцы хорошо разбирались в этом и говорили, что здоровье человека во многом определяется его доминирующими эмоциями (эмоциональным ядром). Они отмечали и избирательность действия эмоций: гнев — печень; страх — почки; тревога, беспокойство — желудок… Конечно, положительные и отрицательные эмоции влияют по-разному, но об этом дальше.

Эмоции — это специфические психические состояния человека, проявляющиеся через переживания и являющиеся следствием его вероятностной, субъективной оценки (субъективизма):

а) объектов, процессов, ситуаций, событий внешнего реального мира — как мы относимся к внешней реальности;

б) собственных мыслей, линии поведения, поступков, а также внутренних состояний (эмоции как реакция на эмоции) — как мы относимся к самому себе, к тому, как чувствуем, мыслим, действуем;

в) степени удовлетворения индивидуальных потребностей — в какой степени получаем то, что хотим, желаем, о чем мечтаем.

Эмоции — это очень индивидуальные колебания психики (образно — цветовых волн ауры). Субъективизм (наше ЭГО, иначе говоря) определяет, как именно они проявляются, а субъективизм, в свою очередь, зависит от ценностей, принципов, нравственных установок нашей культуры, мировоззрения (это говорит о тесной взаимосвязи эмоционального и социально-культурного интеллекта).

Эмоции как психические состояния проявляются через переживания (до чего мы переживательные люди!) и, следовательно, управление эмоциями фактически есть управление переживаниями. А все пережитое обязательно оставляет след в нашей жизни в сознании или в подсознании и влияет на наше мышление.

Общая схема сказанного дана на рисунке 7.

Рисунок 7 — Влияние эмоций на тело и психику человека

Немецкий ученый и публицист Вильгельм Швебель сказал: «Эмоции, обычно, через какое-то время проходят. Но то, что они сделали — остается».

Ваша забота состоит в том, чтобы ваши эмоции:

— усиливали энергетику тела, укрепляли его органы, повышали иммунитет — положительное влияние эмоций на организм;

— мотивировали ваше мышление, творчество, социальную активность — положительное психическое влияние эмоций на психику.

Кстати, Артур Конан Дойл в своем детективе «Знак четырёх» устами Шерлока Холмса выразил такую мысль: «Эмоции враждебны чистому мышлению». Насчет того, что они могут дополнять, обогащать его за счет интуиции, творческих озарений он, по-моему, ничего не сказал. А зря…

Подумаем!

1. Эмоции — результат субъективной оценки значимого в этой жизни для нас. А что для вас наиболее значимо и вызывает сильные переживания? А что малозначимо и вы относитесь к этому спокойно или, даже, равнодушно?

2. Замечаете ли вы, что после эмоциональных всплесков что-то произошло в вашем теле (напряжения, болевые ощущения, слабость…)? После каких и что именно?

3. Очень ли вы переживательны относительно своих мыслей, высказываний в чей-то адрес, поступков, образа жизни, отношений..? Или основной источник ваших переживаний находится во вне?

4. А как проявляется субъективизм в ваших эмоциях? В чем своеобразие по сравнению с другими? Что-то вас в этом беспокоит? А что-то радует?

5. А кто из вашего ближнего окружения влияет на ваши эмоциональные состояния? В чем именно? В какую сторону? Сильно ли вы зависимы от него?

6. Для чего важно для вас научиться управлять своими эмоциями:

— для укрепления здоровья;

— для гармонизации отношений с другом, в семье, на работе…;

— для мотивации вашей профессиональной деятельности или какой-то другой деятельности;

— для того, чтобы жизнь стала более интересной, красочной…;

— для чего-то еще…

Классификация эмоций

Эмоциями нужно управлять, просто необходимо. Но как! С чего начать?

Поскольку человек — существо говорящее (часто — чересчур), то используем здесь свои вербальные способности. Давайте дадим эмоциям имена (идентифицируем их). Сначала дадим имена всем эмоциям. А потом?!

А потом каждый, имея этот список, понаблюдает за собой, повспоминает себя в разных ситуациях и воскликнет радостно (а может быть и горестно): «Вот они — мои эмоции! Они меня устраивают (не устраивают, частично устраивают)!» А дальше дело техники, точнее — технологии управления эмоциями.

Для того, чтобы составить этот поименный список эмоций, лучше всего их «разложить по полочкам» (классифицировать).

Все эмоциональные состояния (коротко будем говорить — эмоции) делятся на виды:

1. Настроения — являются достаточно продолжительными эмоциональными состояниями с низкой интенсивностью их проявления. Это эмоциональный фон жизнедеятельности человека, который определяется генетической заданностью, жизненным опытом человека, сложившимся характером, качеством здоровья, мировоззрением, текущими условиями жизнедеятельности.

Продолжительность настроений может быть разная и измеряться в часах, днях, неделях. Настроения с большим периодом имеют, безусловно, нестабильный характер, т.е. имеются отклонения от доминанты (базовой линии) в положительную или отрицательную сторону. То есть настроение — это полустохастический процесс, т.к. эти отклонения могут быть или не быть закономерными. Например, они могут быть связаны со временем суток, года, физиологическими процессами в организме и, соответственно, носить цикличный характер.

Рисунок 8 — Какое у вас настроение сейчас?

Photo by Tengyart on Unsplash

2. Оперативные эмоции менее продолжительны, чем настроения, но более интенсивны, являются реакциями на действие каких-то факторов (стимулов), и отражают их субъективное значение для человека. Они являются переключателями настроения, например, от спокойного настроения к тревожному под воздействием эмоции страха, которая в свою очередь вызвана какой-то внешней угрозой.

Рисунок 9 — А сейчас?

Эмоции проявляются как реакции лимбической системы мозга на внешние и внутренние стимулы, причем в момент действия стимула эти реакции практически нерегулируемы.

Эмоция возникает быстро, доходит до пика и ослабевает. Исследования показывают, что максимальная длительность эмоции порядка 12 минут. Хотя в последующем мы можем припоминать и переживать ее. Думаю, что это каждому знакомо.

Эмоции сильно связаны с телом, телесными ощущениями — организмом, процессами и уровнем его жизнедеятельности в целом — витальностью.

Витальность (от лат. vitalis — «жизненный») — это та жизненная сила, которая наполняет вас, от нее зависит ваша жизненная активность и, во многом, успех. Мы говорим: «Он весь светится!» или «Он как-то потух», т.е. оцениваем витальность человека. С теми, которые «светятся» нам хочется общаться, быть к ним поближе, мы заряжаемся от них энергией, положительными эмоциями, энтузиазмом. Люди с высокой витальностью — «доноры», с низкой — «вампиры». Современное понятие «витальность» имеет древние корни, это практически синоним древним понятиям «ци», «прана» восточных учений и религий.

3. Чувства являются гораздо более продолжительными и глубокими, чем эмоции и отражают субъективное значение для человека конкретных субъектов, объектов, образов, представлений, например, любовь к конкретному человеку, к Родине, к жизни.

Переход от эмоции к чувству — это насыщение ее духовным содержанием, например, от эмоции сексуального влечения к чувству любви.

Чувства сильно связаны со стратегическим восприятием реальности — мироощущением, мировоззрением — и со стратегическим мышлением.

Чувства формируются и социальными отношениями человека, специфичны с учетом его социальной среды, воспитания, образования, культуры.

Чувства дают нам большую и более устойчивую, длительную энергетику и подвигают на социально значимые поступки — подвиг, подвижничество…

Чувства формируют пассионарность — способности человека, заряженного идей, преодолевать значительные трудности, увлекать за собой людей, жертвовать собой во имя этой идеи и за этих людей. Именно пассионарии, по теории Гумилева, ломают старое, консервативное и стимулируют революционные преобразования в обществе (увы, не всегда приводящие к общему благу). А прообразом пассионария, как говорят, была испанский коммунист, активный участник республиканского движения в годы Гражданской войны (1936 — 1939 гг.) Долорес Ибаррури, которую товарищи называли «Pasionaria» — страстная.

Рисунок 10 — Долорес Ибаррури — «Pasionaria»

Вопрос.

Вы заметили, что Ибаррури стара телом, но молода душой? У нее очень высокая витальность!

А каких исторических личностей, которые относятся к пассионариям, вы помните?

4. Аффекты являются кратковременными и очень интенсивными эмоциональными состояниями, которые поглощают все внимание человека и, как правило, вызывают физиологические реакции, вплоть до потери сознания (как мы грубо говорим: «Вырубился!»).

Рисунок 11 — Что это? Аффект?

Photo by Icons8 Team on Unsplash

Причины аффектов могут быть внешними, например, опасная для жизни ситуация, но и внутренними, связанными с особенностями психологии и физиологии человека:

— неадекватная субъективная оценка события, ситуации;

— патологические состояния психики и физиологии;

— удар по самолюбию, психическая травма;

— аффективная память.

Говоря о болезненных эмоциональных состояниях, отметим и неврозы — длительные (затяжные) патологические астенические нарушения психики человека, носящие субъективный характер.

Рисунок 12 — Недопустимо такое состояние! Не доводите себя до него!

Photo by Sydney Sims on Unsplash

Причины неврозов:

— сильные стрессы;

— затяжные конфликты — семейные, рабочие;

— значительная, постоянная информационная, интеллектуальная перегрузка;

— постоянный дефицит времени;

— безвыходность ситуации, например, смерть близкого человека.

Предшественник аффектов и неврозов — эмоциональный стресс — это эмоциональное состояние, характеризующееся напряжением, возникающим у человека под влиянием сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Рисунок 13 — Ничего не хочу слышать!!! Стресс или что-то другое? Photo by Usman Yousaf on Unsplash

Виды стресса:

— эустресс — конструктивный мобилизующий (стенический) стресс;

— дистресс — деконструктивный демобилизующий (астенический) стресс.

Грань перехода эустресса в дистресс очень индивидуальна и во многом зависит от наших умений управления эмоциями.

Рисунок 14 — Кривая перехода эустресса в дистресс

Не нужно допускать такого психического состояния как депрессия, которую Википедия определяет как «психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие (ангедония). Обычно также присутствуют некоторые из следующих симптомов: сниженная самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации внимания, усталость или отсутствие энергии, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции. Тяжёлые формы депрессии характеризуются так называемой „депрессивной триадой“: снижением настроения, заторможенностью мышления и двигательной заторможенностью».

Конечно, депрессию лечат фармакологическими и психотерапевтическими средствами, но и сознательное самоуправление — большое подспорье!

Порефлексируем!

1. Какое настроение характерно для вас? От чего/кого оно зависит? Как, в какую сторону меняется? А вы погодо/сезонно зависимы? Цикличность настроения как-то проявляется?

2. А можете ли определить себя как эмоционального человека? А по трех бальной шкале: эмоциональный, нейтральный (малоэмоцоинальный), неэмоциональный? Хотя, я, наверное, загнул — неэмоциональных людей не бывает? Есть ли такие в вашем окружении?

3. А что вы скажете насчет своей витальности? Обычно вы полны энергии или как-то по-другому? Как? А бывают ли у вас ощущения, что вы заряжаетесь энергией от кого-то? И наоборот — кому-то отдаете свою энергию? А какие события выматывают вас энергетически? А какие — заряжают энергией? Надолго ли?

4. Испытываете ли вы чувство любви? К кому? А ненависти? Или что-то еще? Ваша личная история — вы познакомились с молодым человеком (девушкой) и что? Сразу влюбились? Сначала была симпатия, но со временем она переросла в любовь? Ничего не было — вы заключили брак по расчету? Или у вас было как-то иначе?

5. Во времена оные были люди-пассионарии, а сейчас они есть? Если нет, то почему?

6. Испытываете ли вы аффекты? Ярость? Гнев? Панику? Что-то еще подобное, чему и название-то не подберешь? По отношению к кому? В каких ситуациях? Что-то делаете, чтобы такого не было?

7. Страдаете ли неврозами? Насколько сильно? Как лечитесь? Только ли медикаментозно? Пробовали другие способы? Какие? Как помогло? Что планируете делать с этим в будущем?

8. Насколько стрессовой является ваша работа, жизнь в целом? Где и какие стресс-факторы? Что зависит и не зависит от вас? Как вы снижаете стрессы? А может быть они нужны вам? А для чего? Ну, например, может они активизируют вас — боевое настроение? Переходят ли эустрессы в дистрессы?

Поговорим об управлении эмоциями

Эмоциональный интеллект многогранен, это целый комплекс способностей и функций.

Как мы определили выше интеллект, в том числе и эмоциональный, включает в себя операционный и управленческий функциональные блоки:

1. Операционный — это рабочая часть интеллекта, база: эмоциональное реагирование, эмоциональные состояния, эмоциональные процессы. Коротко можно назвать одним словом — чувствование. Мы живем, и мы постоянно что-то чувствуем и это чувствование очень разнообразно. Когда умрем, то чувствовать не будем. Возможно, наша душа перейдет в другой, параллельный мир и будет тоже чувствовать, но по другому? Не знаю… Не пробовал…

2. Управленческий — это уже надстройка над базой. Она определяет уровень и качество интеллекта. Если она равна нулю — то мы животные, не люди. Чем больше она стремится к бесконечности, тем мы ближе к «богам». И, если операционная часть интеллекта во многом создана нашей телесной природой — генной структурой, физиологией тела и мозга, то управленческая часть — это нами приобретенные знания, умения и навыки. Это — наш эмоциональный интеллектуальный капитал. Если научимся управлять нашими эмоциями, то сможем совершенствовать и операционную часть интеллекта, создавая богатый эмоциональный мир — приращение эмоционального интеллектуального капитала, — обеспечивая себе высокое качество жизни. И это гораздо более ценно, чем деньги, финансовый капитал (Рисунок 15).

Для управления необходимо определить субъект и объект управления. Субъект — это тот, кто управляет. Объект — это тот, кем/чем управляют.

Рисунок 15 — Функциональная структура эмоционального интеллекта

Поскольку эмоции находятся во мне, то я являюсь и субъектом и объектом управления. Но в социуме я остаюсь субъектом управления, а объектом становится другой человек или группа людей. Конечно, и я становлюсь объектом управления со стороны другого.

Но в управляемом объекте, в контексте нашей темы, меня интересует не всё, а только эмоции. Так ведь? То есть, конечный объект управления — это мои эмоции и эмоции другого человека/группы людей (Рисунок 16).

Рисунок 16 — Общая схема управления эмоциями

Но, опять же, меня интересуют не все эмоции скопом, а определенные, те, которые актуальны для меня. Следовательно, их нужно идентифицировать (выделить, распознать, назвать), а затем осознать (понять). После этого можно целенаправленно воздействовать на них. Кстати говоря, вот для чего нужна классификация эмоций — чтобы их идентифицировать!

Возникает вопрос — а что именно можно делать при управлении эмоциями?

Представлю примерный список, а вы можете его уточнить и дополнить.

Управление своими эмоциями:

— идентификация эмоций;

— оперативный контроль эмоций;

— мониторинг эмоций;

— предупреждение эмоций;

— профилактика эмоций;

— подавление эмоций;

— сдерживание внешнего проявления эмоций;

— переход из одного в другое эмоциональное состояние;

— обогащение эмоционального мира;

— исключение ненужных эмоций;

— внешнее выражение эмоций (управление эмоциональным стилем поведения);

познание себя через эмоциональную информацию;

эмоциональная мотивация, управление своим жизненным тонусом.

Управление эмоциями других:

— идентификация эмоций;

— эмпатия;

— мониторинг эмоций;

— предупреждение эмоций;

— управление социально-психологическими конфликтами;

— эмоциональное лидерство;

— помощь (сотрудничество, коучинг) в профилактике эмоций;

— помощь в эмоциональных переходах;

— помощь в обогащении эмоционального мира человека;

— помощь в исключение ненужных эмоций;

познание других через эмоциональную информацию;

эмоциональное стимулирование, управление жизненным тонусом других людей.

Поговорим о двух последних в этих списках функциях, которые я выделил курсивом.

Эмоции — это:

— информация о себе и других;

— энергетика, жизненный (витальный) ресурс.

Таким образом, если мы обращаем внимание на эту сферу нашей психики, осознаем и управляем ею, то познаем (понимаем) людей (себя и других) и регулируем жизненный тонус (себя и других).

Что касается познания, то нам помогут два умения, которые легко наработать:

— рефлексия — умение взглянуть во внутрь себя, сконцентрироваться на своих ощущениях, переживаниях, мыслях, состояниях;

— эмпатия — умение войти в положение, состояние другого человека, быть с ним в резонансе.

А когда вы получили посредством рефлексии и эмпатии эту очень тонкую информацию, то «включайте мозги» — аналитику, аналитическое мышление. Тогда придет познание.

Кстати, если вы хотите эмоционально познать природу и получить от нее силу, то нужна еще энтелехия — умение переживать ее жизненные процессы, с помощью внимания и воображения перевоплощаться в растения своими телесными ощущениями, переживаниями. Так я делаю на даче. А один мой друг уходит в лес, «общается» с деревьями и заряжается от них.

Для регулирования жизненного тонуса (эмоциональная мотивация) у нас есть три инструмента:

— мысль;

— слово;

— поступок (дело).

Мысль (управляемая мысль, а не скачущие в мозгах «блохи»! ) воздействует на эмоции, направляет их в нужное русло, позволяет регулировать стенизм (энергетику) эмоций. Мыслью мы воздействуем на свои эмоциональные состояния. Мысль имеет форму слова — мысленное проговаривание (я похвалил себя за хороший результат — получил в награду знак «Наследие») и образа — представление (представил, «предвкусил» прогулку в лесу с фотиком на свежем воздухе с фотоохотой на птиц).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я