Противостояние немецкой разведки, советской контрразведки и подполья ОУН во время войны. События в книге разворачиваются в начале 1944 года. Разработана операция по ликвидации видного советского военачальника, командующего 1-м Украинским фронтом… Автор просит обратить внимание на то, что роман является художественным произведением, а не учебником истории.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Протокол допроса. Смерть командарма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
СМЕРШ.
Луцк.
Контрразведка СМЕРШ19.
Февраль, 1944 год.
Влад Коваленко уже два месяца скрывался вместе с Еленой Музыкой в городе Луцк в скромном домике на окраине, где ранее жил часовщик Михайло Нестеренко.
Сам Нестеренко в доме не появлялся, после того как там поселились эти двое. Пока в Луцке были немцы, он сидел тихо и про гостей и свой дом не вспоминал. Но 2 февраля в город Луцк вошли советские войска.
Коханка (любовница) Нестеренко, у которой тот жил, сказала ему:
— Ты слыхал, что в городе вчера троих арестовали?
— Кого?
— Дак людей из газеты «Украинское слово», что при немцах выходила.
— И нам что до них?
— Ты не понимаешь, Михайло?
— А чего мне понимать? Какое мне дело до «Украинского слова»?
— Те люди, что их взяли из СМЕРШа. И права у того СМЕРШа как у господа Бога! Журналистов тех мы больше и не увидим никогда. А у тебя в доме двое живут.
— И чего? Это люди что пришли от самого Ястреба. А Ястребу я обязан. Он меня от смерти спас, глупая ты баба.
— Но девка, что у тебя в гостях живет тоже из газеты.
— Чего? И какой газеты?
Сожительница достала прошлогодний номер газеты «Волынь» и показала статью «Кто есть первый враг Украины?», подписанную именем Олены Музыки.
— И чего? — не понял Нестеренко.
— Не будь дураком. В твоем доме живет Олена Музыка, журналистка «Волыни». Я хоть и мельком её видела, но узнала сразу.
— Та девка журналистка?
— И статейки писала такие, что советы ей будут недовольны. И если завтра её возьмут то и тебя следом, дурак. Спросят, отчего она в твоем доме живет. Что скажешь? Что она от Ястреба? Так тебя к стенке и поставят.
— И чего советуешь?
— Донеси на них в СМЕРШ.
— Чтобы потом меня люди Ястреба прирезали? Хлопцы из леса меня везде достанут, если я выдам этих двоих.
— Ну и дурак ты, Михайло. Ты не говори, что она Олена Музыка. Ты скажи, что в твоем доме тайно живут подозрительные люди. А они там пусть сами потом разбираются. Главное, что ты уже чист и перед советами, и перед Ястребом. Мало ли кто донес про них?
Нестеренко задумался над словами коханки…
***
Роман Лавров после смены власти вышел в город и осторожно прощупал обстановку. Он прошелся по городскому рынку, который ожил первым и местные пошли покупать и продавать. Вернее, менять одно на другое, ибо деньги теперь стоили мало.
У лавки обувщика он увидел знакомого. Поначалу он даже прошел мимо. Но потом вернулся.
«Я где-то вдел его лицо».
И Лавров вспомнил! Это был «русский» немец Михаил Вернер. Тот самый, которого майор Абвера Лайдеюсер завербовал в 1942 году в Харькове.
«Это же Вернер! Вот так встреча! И с чего ему торчать в обувной лавке в Луцке?»
Он немного понаблюдал за лавкой, но ничего подозрительного не увидел. Обувщик занимался своим делом. Людей к нему подходило много. В большинстве случаев консультировались по ремонту обуви. И Вернер давал им советы настоящего сапожника. Очевидно, что дело он знал.
«Ничего я тут не выстою. Этак можно и три дня простоять. Понятно, что Вернер здесь не просто так. Но мне выходить на него сейчас не стоит. Подождем»…
***
Вернувшись домой, он сказал Елене Музыке:
— У нас есть неделя, Лена.
— А что случилось?
— СМЕРШ, — коротко ответил Лавров.
— И что?
— Они благодаря партизанам и подпольщикам уже взяли городок на контроль. А те работали здесь при немцах и знают, кто и чем дышит. Я знаю, как работают службы НКГБ и НКВД.
— Но почему нам не явиться самим? Мы же работали на советскую разведку? Пусть свяжутся с полковником Стерненко. Или с майором Лурье. Они скажут кто мы такие.
— Твоего Стерненко нет на старой базе. Слышно, что партизан далее перекинули. В сторону, занятую немцами. Они ныне там нужнее.
— Но они могут запрос сделать!
— Я уже говорил тебе, что нас сдали.
— Но не могут же они…
Лавров прервал Музыку:
— Меня сдали именно наши, Лена. Центр пожертвовал мной ради своих целей. Я узнаю товарища Нольмана. Толку от меня стало мало, и он решил меня разменять в своей игре. Я должен был умереть. Но благодаря тебе я остался жив, Лена. Ведь если бы сотенный Ястреб не захотел тебя спасти, то меня бы уже давно расстреляли и закопали тело в лесу.
— Но ты не объяснил, почему нас с тобой вдруг решили ликвидировать? Ястреб сказал тебе, что мы обвиняемся в предательстве. Значит, в подполье ОУН узнали, что я не Лена Музыка? Но как они могли узнать?
— Этого я знать не могу. Но не думаю, что тебя рассекретили люди из ОУН. Легенда у тебя отличная и сходство твое с Музыкой удивительное. Словно вы родные сестры. Думаю, что это многоходовка Нольмана.
— Да кто такой этот Нольман? Злой демон?
— Хуже. Старший майор госбезопасности. На хорошем счету у самого Берии. Это он меня в 1941 году «пристроил» в Абвер. И сделал это грубо. Но учитывая его прошлое, человеческая жизнь для него — ничто. Он играет в опасные игры. А мы с тобой пешки в его партии.
— Нольман отдает приказы полковнику НКВД Стерненко?
— Да. Когда я был в отряде «Молот», они связывались именно с Нольманом. «Общий Друг» это он.
— И что теперь, Влад? Что нам делать? Он знает, что мы живы?
— Не думаю. Мы пропали в лесу. Я тогда убил троих парней из СБ националистов, которые везли нас в краевой штаб, дабы там расстрелять.
Елена хорошо помнила, как быстро разделался Влад с парнями. Затем они спрятали трупы, выпрягли лошадь из саней и отпустили её. Сани откатили сами за пять-шесть километров от места. И сбросили в овраг. Как раз пошел снег и замел все следы.
— Думаешь, тела парней нашли?
— Их найдут не раньше весны. Снега растают и только тогда. Но в том состоянии будет трудно узнать кто они. Да и обстановка сильно изменилась. В Ровно Красная Армия. И у хлопцев из леса много проблем. Им точно не до нас.
— Но что нам делать? Сидеть и прятаться? Нас все равно найдут. Красные станут проводить мобилизацию, и ты под неё попадешь. У тебя какие документы? Из немецкой управы.
— Мобилизация? Это не так скоро. Неделя у нас есть и даже две. Но здесь оставаться нам нельзя. Нужно уходить из Луцка.
— Куда?
— Уходить за линию фронта.
— К немцам?
— Именно. Только если мы докажем свою нужность, Нольман оставит нам жизни. Он человек практичный. А на этой стороне мы ему совсем не нужны.
— А зачем мы немцам?
— Думаю, что с майором Абвера Лайдеюсером я смогу договориться, после того что произошло. Мне нужно только с ним переговорить. И я сумею его убедить в нашей с тобой нужности. А затем, когда мы снова внедримся, то и Нольману станем нужны.
— Влад! Ты подумай, что нас с тобой двое и сейчас никакой поддержки у нас нет. Как мы сможем куда-то внедриться. Ранее у меня были связи и пароли. Но что сейчас?
— Я все же разведчик, Лена…
В двери постучали. Коваленко и Музыка замерли.
— Кто это? — тихо спросила она.
— Стучат властно. Это явно не соседи!
— А кто?
— Возможно те, кого мы с тобой опасались.
В двери снова постучали, и послышался голос:
— Открывайте! СМЕРШ!
Лавров понял, что бежать бесполезно. Путей отхода он не приготовил. Никак не ожидал, что все произойдет так быстро.
— Что делать? — спросила Лена.
— Придется открыть. Если их немного, то можно попробовать уйти. Но ты сама ничего не предпринимай. Я дам сигнал в случае чего.
— А если много?
— Тогда придерживайся версии, что ты Галя Нелепа, как написано в твоих немецких документах. Тебя хотели отправить в Германию, но ты вместе с другими бежала с этапа. Меня почти не знаешь. Познакомились случайно в лесу.
— Значит, не говорить о моей работе на партизан?
— Нет. В случае чего тебе ничего не грозит. Даже если меня раскроют. Галя Нелепа ничего советам не сделала в отличие от Лены Музыки.
Снова стук в двери и крик:
— Открывайте! Дом окружен! Последнее предупреждение! Я прикажу высадить двери!
Лавров отрыл и на пороге увидел офицера и несколько человек с автоматами.
— Дом полностью окружен! — сказал офицер. — Не советую делать резких движений. А то мы откроем огонь.
— Я и не собирался оказывать сопротивление, товарищ лейтенант…
***
Елена Музыка сказала на допросе лейтенанту СМЕРШа, что она Галя Нелепа.
— Я была насильно мобилизована для выезда в Германию.
— Когда это было? — спросил лейтенант.
— Дак полгода тому.
— И как же вам удалось избежать отправки в Германию, товарищ Нелепа?
— Я с тремя девчатами сбежала с этапа.
— Сбежали?
— Да. Во время пересадки в другой поезд. На станции в Станиславе наш эшелон задержали и всех выгнали из вагонов.
— Зачем?
— Нужно было расчистить завалы. Партизаны взорвали железнодорожное полотно. И нас погнали на работы. И там мы с подругами сумели сбежать.
— Имена и фамилии ваших подруг?
— Я знаю только имена, товарищ лейтенант.
Музыка назвала имена и рассказала, как они пробирались через лес, и как их пути потом разошлись. Лейтенант выслушал её, не перебивая, но потом сказал:
— Один сознательный гражданин донес, что в его доме скрываются двое подозрительных. И мы среагировали быстро.
— Мы скрывались от немцев.
— Но уже неделю в городе советская власть! И вы все еще сидите в доме тихо как мыши. зачем вам бояться нас, гражданка?
— Мы не боимся советской власти. Чего нам бояться?
— А вот этот вопрос я задаю вам, Галя. Почему вы боитесь советской власти?
— Я была схвачена немцами и меня…
— Я уже слышал эту историю, товарищ Нелепа, если вас и правда так зовут. Но товарищ, в доме которого вы проживали, сказал, что люди вы странные. А наша задача проверять всех подозрительных. Ни у вас, ни у вашего приятеля нет нормальных документов. Справки на бумаге без фотографий. Такие где угодно можно сделать.
В кабинет вошел молодой человек в форме с погонами сержанта.
— Разрешите, товарищ лейтенант?
— Заходи, Иванов. Принес?
— Так точно. Здесь копии дел всех известных колаборантов, и фото, которые нам удалось найти к сегодняшнему дню.
Лейтенант принял папку и отпустил сержанта.
Он стал просматривать материалы и сразу наткнулся на биографию и фото Елены Музыки журналистки из Ровно. Он туже прервал допрос и приказал увести задержанную.
— В камеру её!
Музыку увели. Лейтенант тоже сорвался с места. Решил доложить начальнику майору Кравцову.
«Если это она, то я поймал крупную рыбу в мутной водичке! Нужно спросить санкции майора Кравцова. Он самодеятельности не любит».
В приемной у майора сидела секретарь сержант Синицына.
— Товарищ Кравцов у себя? — спросил лейтенант.
— Да. Но он занят и просил никого к нему не пускать.
— У меня дело срочное. Он приказал о таком докладывать немедленно! Доложи ему, Синицына.
Сержант поднялась с места и вошла в кабинет. Вскоре она пригласила лейтенанта.
— Он вас ждет, товарищ лейтенант!
Офицер вошел.
— Разрешите, Григорий Михайлович?
— Заходи, лейтенант. Что у тебя?
— К нам вчера доставили двух людей, товарищ майор. Мужчину и женщину.
— И что?
— Похоже, что одна из них Едена Музыка журналистка из газеты «Волынь».
— Музыка?
— В нашей картотеке по колаборантам она есть. Даже есть информация, что она в составе местного руководства ОУН, товарищ майор.
Лейтенант показал Кравцову документ.
«Музыка Олена Станиславовна. 1923 года рождения, уроженка села Радошевка Деркальского района Тарнопольской области., по национальности украинка, гражданка СССР, с 1940 по 1941 год комсомолка, по происхождению из крестьян. Дед Музыки Омельян был крестьянином середняком и занимался С/хозяйством. Отец Станислав Музыка получил образование в тернопольской гимназии, а затем в Станиславском училище для учителей.
С осени 1941 года Олена Музыка активный участник организации ОНУ-Б (Бандеры). Работала корреспондентом в газете «Волынь». Поддерживала связь с сотней УПА-Север «Перша Варта» (Первая стража). По сведениям наших агентов состояла в связи с сотником Ястребом, командиром «Первой стражи».
В декабре 1943 года против Музыки О.С. люди из ОУН выдвинули обвинение в предательстве. Но подробности неизвестны. С января 1944 года числится среди пропавших без вести».
— Ты уверен, что у тебя в камере именно вот эта девица? Она что призналась?
— Назвалась другим именем. И документы имеет на другое имя. Но очень похожа.
— А кто с ней?
— Молодой мужчина. Из наших военнопленных.
— Военнопленный?
— Бывший сержант Красной Армии. Содержался немцами в лагере для военнопленных в Квитчанах.
— В Квитчанах? А это интересно, лейтенант. У нас уже пять человек проходит по Квитчанскому лагерю. И все агенты Абвера. Где он у тебя?
— В камере, товарищ майор.
— Давай его сюда!
***
Лавров на допросах решил не называть себя. Стал придерживаться легенды, которую для него придумали в Абвере, что он бывший сержант Красной Армии, который попал в плен и бежал из немецкого лагеря для военнопленных в Квитчанах. Затем раздобыл справку из немецкой управы на имя Остапа Штрока.
И вот его снова вызвали на допрос. Уже в третий раз. На этот раз говорить с ним захотел лично начальник отделения СМЕРШа в Луцке.
— Выходи! Тебя начальник требует! Живее!
Лавров вышел из камеры.
— Лицом к стене! — прозвучала команда.
Лавров выполнил требование. Щелкнул замок камеры. Бывший лейтенант НКГБ мог легко уложить двоих конвоиров и завладеть оружием. Но делать этого не стал, хотя вызов к начальнику его удивил.
— Вперед! — прозвучала команда.
Лавров пошел.
Пожилой конвоир сказал молодому тихо, но Лавров мог его слышать:
— Сам вызывает! Отбегался парень. После майора ему только одна дорожка.
— Верно! — отозвался молодой. — К стенке.
В кабинете Лавров сразу узнал офицера, который его вызвал. Еще бы! Это был Кравцов! Он ведь служил под его началом в Харькове в 1941 году, и затем они пересекались в 1942-ом.
— Лавров? — искренне удивился Кравцов. — Вот кого он никак не ожидал здесь встретить.
— Товарищ капитан? — Лавров назвал его по старому званию.
— Майор, — поправил его Кравцов. — Хотя ты ведь погоны не носил еще. В 1943 году ввели. Я майор контрразведки СМЕРШ. Садись, лейтенант.
Лавров сел.
— Откуда ты здесь, лейтенант?
— Был сотрудником Абвера, если ты не забыл.
— Как такое забыть. Но я не про Абвер, лейтенант, а про наше управление, в котором ты служишь. В отделе у Нольмана в НКГБ? Меня после в 1943-ем году перевели в новую структуру СМЕРШ. Хотя Нольман отдавать не хотел. Хорошо мы с тобой тогда в 1942-ом поработали в Харькове.
— Я после Харькова снова оказался в разведшколе Брайтенфурт под началом у майора Абвера Лайдеюсера. Получил задание в Ровно и через штаб партизанского отряда связался с Нольманом в ноябре 1943 года.
— А здесь как?
— Я был внедрен в один из отрядов УПА. Но мне пришлось бежать. Вместе с Еленой Музыкой.
— Так она все-таки Музыка? А то мой лейтенант сомневается.
— Я не могу тебе всего рассказать, майор. Но она также сотрудник нашей разведки. И нам с ней пришлось бежать. Нас приговорили к смерти за измену. Меня и её.
— Кто приговорил?
— Служба безопасности националистов. Слышал про эс-бэ?
— Как не слышать.
— Я перебил охрану, и мы с Еленой бежали.
— В Луцк?
— Да. Скрываемся здесь с января 1944 года. Сидим без связи и без дела.
— Я доложу о тебе и о ней. Завтра же доложу, лейтенант.
— А можешь оказать мне услугу, майор?
— Какую?
— Не докладывай пока ничего.
Кравцов не понял Лаврова:
— Ты о чем, лейтенант? Как не докладывать? Ты офицер НКГБ. И твой начальник должен знать, что ты в Луцке.
— Боюсь, майор, что меня списали.
— Что это значит?
— Как отработанный материал. Как у нас списывают агентов? Ты не забыл?
— Но с чего ты взял?
— Мои позиции в отряде УПА Варта были довольно крепкие. И вдруг все кончилось. И сразу поступил категорический приказ о моей ликвидации. И даже мой начальник сотник Ястреб ничего для меня сделать не смог. А это значит одно — меня сдали со всеми потрохами. И сделать это мог Нольман. Через него к немцам попали сведения, дискредитирующие меня. А от немцев они попали в штаб УПА.
— Это твое предположение?
— Почти уверенность, майор. Мой начальник в Абвере мне не верил и, похоже, использовал только для игры с Нольманом. Нольман это понял и решил меня «слить».
— Для какой цели?
— Этого я не знаю. Но ты знаешь многоходовки Нольмана. В его планы не входит то, что я жив. И если ты доложишь обо мне, то боюсь я и недели после этого не проживу.
Кравцов задумался. После операции по барону фон Рунсдорфу он был на хорошем счету и все его прежние неудачи пока забылись. А если сейчас он не выполнит свой долг и скроет Лаврова, то неизвестно как все может повернуться. Он ведь совсем не в курсе работы Нольмана сейчас.
— Ты не понимаешь, Лавров. Я сотрудник СМЕРШ. Здесь мой отдел работает по выявлению вражеской агентуры и местным предателям. ОУН и УПА в зоне приоритетного интереса. А ты имеешь отношение к этому. И ты работал как агент НКГБ. Это докажет твою полезность, лейтенант.
— Я готов отдать тебе весь расклад. Все что я знаю по УПА. Но не сдавай ни меня, ни Лену Нольману.
— Но, если я так сделаю, что станешь делать после этого ты?
— Снова стану работать и докажу свою нужность. Только так я смогу сохранить жизнь и себе, и ей. Ведь никто не знает, что ты меня узнал, майор.
— Но мой лейтенант Васильев узнал Музыку. Полностью он не уверен, что это она. Но скрыть этот факт я не могу. Она в нашей картотеке как враг! А если она агент НКГБ, то я должен доложить.
Лавров пожал плечами.
— Хорошо. Выполняй свой долг, майор. Прости, что попросил. Я тебя понимаю.
— Да ты погоди, Лавров. Поспешных выводов делать не будем. Пока тебя в камеру отведут. А я стану думать, что делать.
— Думай не думай, но доложить тебе придется, или нас отпустить.
— Этого не могу, лейтенант. Если бы тебя взял лично я, то другое дело. Но я могу сделать так, чтобы Нольману затруднительно было тебя убрать…
***
Москва.
Управление НКГБ СССР
Февраль, 1944 год.
Комиссар государственной безопасности Максимов снял трубку с телефонного аппарата.
— Максимов.
— Это Абакумов.
Звонил сам заместитель народного комиссара обороны и начальник Главного управления контрразведки СМЕРШ.
— Слушаю вас, товарищ Абакумов.
— Вы уже получили сообщение из Луцка, товарищ Максимов? Начальник тамошнего СМЕРШа захватил важного агента вашего управления.
— Вы говорите про лейтенанта Лаврова? — Максимов знал про этот инцидент со вчерашнего вечера.
— Что у него за дело в Луцке?
— Дело в том, что Лавров числится у нас в списках погибших, товарищ Абакумов, — ответил Максимов, хотя знал, что Абакумову это хорошо известно.
— И что это значит, Владимир Иванович? Мы помешали какой-то вашей операции?
— Нет. Мы сейчас работаем над этим, Виктор Семенович.
— Но мой майор говорит, что хорошо знает этого лейтенанта. Они работали вместе в Харькове.
— Точно так, Виктор Сёменович, Нынешний майор Кравцов, тогда капитан, был начальником у лейтенанта госбезопасности Лаврова в Харькове осенью 1941 года.
— Значит сведения о его смерти ошибка?
— Похоже на то, Виктор Семенович.
— Я готов оказать вам, Владимир Иванович, всяческое содействие в этом деле.
— Спасибо, Виктор Семенович. Буду иметь в виду.
Максимов положил трубку. Абакумов уже все знает. Но разве могло быть иначе…
***
Старший майор государственной безопасности Иван Артурович Нольман был удивлен новостями еще больше Максимова. Оказывается, его списанный агент Лавров жив, и сейчас попал к СМЕРШУ.
Нольман сразу пошел к своему начальнику комиссару госбезопасности 2-го ранга Максимову.
— Владимир Иванович, у нас неприятности.
— Ты про Лаврова? — спросил Максимов.
— Да.
— Мне только недавно звонил Абакумов.
— Абакумов? По поду Лаврова?
— Да.
— Не его уровень.
— А вот представь себе, что Абакумов снизошел до такого уровня, Иван Артурович. Лавров выжил. Твоя комбинация не сработала. И теперь я сомневаюсь в эффективности агента, которого мы внедрили благодаря «ликвидации» Лаврова.
— Не согласен, Владимир Иванович. К агенту это отношения не имеет.
— А к операции «Крыса в норе»?
— Лавров не имел к ней прямого отношения.
— Его взяли люди СМЕРШа, старший майор. Не наши. Доклад о Лаврове и Елене Музыке ушел к Абакумову. И ему принимать решение. Ему, а не нам. И Берия тебе в этот раз не поможет, Иван. Ты знаешь какое у тебя задание!
— Знаю.
— А если Абакумов что-то пронюхает? А этот умеет. Можешь не сомневаться.
— Ничего Лавров ему не даст, Владимир Иванович. Это не та ниточка, что может вывести к настоящей цели «Крысы в норе».
— Но узнать о том, что инициатива сдать Лаврова исходила от нас, он может. Если еще не знает этого. Слишком уж он был со мной любезен сегодня.
— Про Красную вдову он может и узнать. «Красная вдова» — это только часть операции. Не больше.
Максимов сказал:
— Но основное твое задание — ликвидация, Иван Артурович. И этого провалить мы с тобой не можем! Здесь иного выбора нет. Или сделаем, или нас с тобой «спишут».
— Все идет по плану, — заверил Максимова Нольман.
— Но медлить нам не стоит, Иван. Чем быстрее сделаем, тем лучше для нас. Уберем и спрячем концы. И тогда пусть кто угодно копается в этом деле. Когда все будет сделано, нам с тобой ничего грозить не будет.
— Лаврова взяли люди майора Кравцова. И Кравцов задумал сохранить жизнь Лаврову. Но я могу заняться этим сам, Владимир Иванович.
— Сам? Что это значит?
— Я могу отправиться в Луцк.
— Ты? Иван Артурович, у тебя мало работы здесь? Ты мозг операции!
— Но моя командировка как раз для работы. Я работаю по ОУН-УПА. И мое присутствие на месте делу только поможет в нынешней ситуации.
— Не думаю, что ты прав.
— Владимир Иванович, Ты знаешь, что «Красная вдова» там. Операция продолжается. Но в Луцке начались осложнения. Я должен сам за всем проследить. Сам!
— Иван!
— Майор Кравцов из СМЕРШа работает по УПА. Это имеет прямое отношение к моей операции.
— Скажи, чего ты хочешь, Иван Артурович? Зачем тебе эта поездка?
— Мне нужно осмотреться на месте.
— Иван Артурович, тебя знают. И если ты там появишься, то это многих напряжет. А ты ключевая фигура Ликвидации! Ты мозг операции!
— А мы и не станем сильно афишировать мое присутствие…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Протокол допроса. Смерть командарма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
19
СМЕРШ — «Смерть шпионам» — военная контрразведка. Днем рождения военной контрразведки «СМЕРШ» принято считать 19 апреля 1943 года, именно тогда Иосиф Сталин подписал приказ о ее создании. «СМЕРШ» было его созданием, как говорят, что название организации он придумал сам лично. Дело было в Сталинском кабинете в Кремле, где как раз обсуждался вопрос о цели и структуре контрразведки. Кроме Сталина в кабинете был будущий начальник «СМЕРШ», Виктор Абакумов, который предлагал Сталину дать название в нескольких вариантах. Но Иосиф Сталин сурово ответил: надо так назвать чтобы стало страшно, что бы тебя боялись, и предложил назвать «СМЕРШ» от сокращенного — смерть шпионам.