Дзогчен (что переводится как «Великое завершение» или «Великое совершенствование») представляет собой одно из наиболее глубоких и сложных традиционных учений в индо-тибетском буддизме и бон-по. Эта практика фокусируется на открытии и сохранении высшей основы существования, что является ключевым аспектом как для буддизма, так и для бон. Дзогчен также известен как атийога, что переводится как «высшая йога», подчеркивая его статус среди других духовных практик.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дзогчен» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Родословная Гараба Дордже в Индии и Тибете
Согласно традиции ньингма, основа учения Дзогчен восходит к Гарабу Дордже, известному также под санскритским именем Прахеваджра или Ваджрапрахе. Гараб Дордже считается пробуждённым существом, которое получило глубокие знания от Ваджрапани, одного из бодхисаттв, в небесных мирах дэвов. После этого он решает воплотиться на Земле, чтобы передать учение Дзогчен людям. Это решение подчеркивает его сострадание и желание помочь существам в их духовном развитии. По словам Дуджумы Ринпоче, Гараб Дордже был выдающимся буддийским наставником из Оддияны, региона, который, согласно историческим данным, мог находиться в современной пакистанской долине Сват. Это место было известно как центр буддийской культуры и образования, что придаёт дополнительную значимость фигуре Гараба Дордже. Учитывая, что он обучал Манджушримитру, который, в свою очередь, был ученым в знаменитом Университете Наланды, можно предположить, что время жизни Гараба Дордже приходилось на 4 или 5 века н. э. Гараб Дордже обучал Дзогчен многим ученикам, среди которых были король Дахенатало, его сын принц Туво Раджахати, принцесса Барани и Луи Гвалпо Гаво. Эти личности играли важную роль в распространении учения Дзогчен и в его интеграции в культурный контекст региона. Особенно примечательна фигура Манджушримитры, который, по преданию, разделил учение Дзогчен на три основные категории: Разум, Пространство и Эзотерическое наставничество, известные как сем-де, лонг-де и мен-нгак-де. Эти разделы учения подчеркивают разные аспекты Дзогчена и дают глубокое понимание природы реальности. Главными учениками Манджушримитры были Буддаджнянапада и Шри Симха. Шри Симха, в частности, стал важной фигурой в передаче Дзогчена в Тибет. Его учениками были такие выдающиеся личности, как Джнянасутра, Вималамитра, Вайрочана и Падмасамбхава. Эти учителя сыграли ключевую роль в распространении Дзогчена на тибетских землях, что стало возможным благодаря их глубокому пониманию и практике учений, полученных от Шри Симхи. В конце VIII — начале IX веков ученики Шри Симхи принесли три серии учений Дзогчена в Тибет. Это было время значительных изменений и культурной интеграции, когда буддизм начал укореняться в тибетском обществе. Согласно традиции ньингма, учения Дзогчена были сокрыты или спрятаны как термы — «сокровищницы текстов», предназначенные для будущих времён. Эти термы были созданы такими фигурами, как Падмасамбхава, который проявил особую заботу о том, чтобы учение оставалось доступным для будущих поколений. Термы и их открытие стали важной частью тибетского буддизма, поскольку они обеспечивали живую связь между древними учениями и современными практиками. Падмасамбхава, как считается, оставил множество терм, которые были найдены и интерпретированы различными мастерами в последующие века. Этот процесс открытия терм стал основой для возрождения учений Дзогчен в Тибете и их дальнейшего распространения в других регионах. Традиция ньингма и учение Дзогчен представляют собой глубокий и многослойный путь духовного развития, который продолжает вдохновлять и обучать людей по всему миру. Учение Дзогчен не только обогащает буддийскую практику, но и предлагает уникальные методы самопознания и трансформации, которые остаются актуальными в современном мире.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дзогчен» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других