С Моисеем, мифическим вождём исхода евреев из земли египетской, автором Торы, и Имхотепом, легендарным зодчим Ступенчатой пирамиды, знакомы все. Книга об их реальных прототипах: Моисей был воином-кушитом, участником симито-хамитской войны за Египет в конце IV тыс. до н.э., основателем клана и богом касситов, а Имхотеп – главным жрецом египетских хамитов, открывшим после той войны эру строительства Больших пирамид, посвящённых древним осирианским богам, удачливым искателем их сокровищ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хамиты. Часть 1. Моисей. Вождь исхода. Бог касситов. Часть 2. Имхотеп. Жрец. Зодчий. Кладоискатель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. МОИСЕЙ. ВОЖДЬ ИСХОДА. БОГ КАССИТОВ
КОВЧЕГ БОГА
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Наш первый главный герой — МОИСЕЙ, однако не тот, библейский, хорошо известный, а другой, историчный, живший более 5000 лет назад на территории Нижнего Египта, в стране, с предположительным названием МИЦРАИМ или МИСРИ. Молодой воин-кушит, участник Первой симито-хамитской войны в Египте; в битве при Дендере избежал плена, во главе группы воинов-кушитов сумел переправиться на восточный берег Красного моря. Организовал и осуществил блестящую операцию по выводу из симитского плена около 30 тысяч мисритов (жителей Мисри: мицраимян, кушитов, амореев, ливийцев и др.), нашедшую отражение в Библии как Исход.. Благодаря хорошо продуманному маршруту и организации исхода, довел людей до Ханаана. Оставив свой народ на новой родине, в прибрежной финикийской долине Акка, сам с группой преданных соратников, ядро которых составили кушиты, направился в Месопотамию, чтобы продолжить борьбу с захватчиками своей родины — Египта — на их территории, в Шумере. Где и стал основателем народа касситов, постепенно сложившегося вокруг кушитов. Впоследствии был обожествлён и известен в Аккаде и Вавилоне как ШАКАМУНА, бог касситов, и, возможно, как хамитский бог РЕШЕФ.
Но прежде, чем приступить к рассказу о Моисее, напомним читателю некоторые моменты из жизни его библейского образа, который, дабы избежать путаницы, мы будем называть МОШЕ (так звучит имя Моисея на иврите; в библейских цитатах Моше, естественно, остаётся Моисеем). В качестве источника оставим только Библию, не зарываясь в дебри многочисленных комментариев, которыми обросла она за сотни лет.
Итак, однажды новый царь Египта, поняв, что находящиеся в стране пришлые евреи размножаются намного быстрее коренных египтян, решил взять под свой контроль демографическую ситуацию в стране: «И восстал в Египте новый царь… и сказал народу своему: вот народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он (еврейский народ — авт.) не размножался…» (Исх 1:8—10). Но перехитрить евреев не удавалось ещё никому; вот и царь Египта не стал исключением. Вначале он попробовал изнурить евреев тяжёлыми работами, чтоб они о размножении и думать перестали. «Но чем более изнуряли его, тем более более он размножался…» (Исх 1:12). затем «всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у евреев] сына бросайте в воду…» (Исх 1:22).
Так Моше оказался в воде, правда, в нужном месте и в нужный час, когда «вышла дочь фараонова на реку мыться» [Исх 2:5]. Но не довелось ей помыться в мутных водах заиленного Нила, пришлось младенца спасать. Прошло время «и вырос младенец… и был у неё вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх 2:10). И вырос Моше вспыльчивым и скорым на расправу; случилось, что «он убил египтянина и скрыл его в песке… И услышал фараон об этом и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской…» (Исх 2:13,15). Здесь ему посчастливилось понравиться Рагуилу, священнику Мадиамскому, и тот пригрел беглеца. «Моисею понравилось жить у сего человека; и он (Рагуил — авт.) выдал за Моисея дочь свою Сепфору» (Исх 2:21).
Чем же занимался Моше в это время? «Моисей пас овец у Иофора (видимо, второе имя Рагуила или ляп одного из писателей Библии — авт.), тестя своего, священника Мадиамского. Но однажды он со стадом «пришёл к горе Божией, Хориву», где увидел «великое явление»: «терновый куст горит огнём, но куст не сгорает» (Исх 3:1,2). И сказал ему куст: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова… Я увидел страдание народа моего в Египте и услышал вопль его… Я пошлю тебя к фараону [царю египетскому]; и выведи из Египта народ мой, сынов Израилевых» (Исх 3:6,7,10).
С этого момента мы станем рассказывать жизнь литературного персонажа Моше в тесном переплетении её с жизнью реального человека Моисея. Напомним читателю: так как упоминаемые в приведённых цитатах «евреи» — «иври» появились на страницах Торы достаточно поздно в виде немногочисленных и неуместных вставок (см. [1/Введение; 2/14.2]), то их следует мысленно заменить на «сынов Израилевых» или «израильтян»; эти термины встречаются в Торе значительно (на несколько порядков) чаще.
Глава 1.1. МИЦРАИМ
1.1.1. ЗАХОД В ЕГИПЕТ
Первый заход в долину Нила мицраимяне сделали около 9,0 тлн, ещё до засухи. Они покинули Ханаан и морем направились к Дельте; обосновались, скорее всего, на пустынных берегах Меридова озера. Гигантское пресноводное озеро-море, окруженное Ливийскими горами, находилось между Нилом и Западной пустыней, южнее расположенных на берегу реки плато Дахшур, Саккара, Абусир, Гиза [1.7]. Именно здесь, на плато, находились главные культовые сооружения и хранилища Осирианской цивилизации, именно сюда стремились вернуться потомки левантов. Практически все было занесено песком; предварительные раскопки некоторых из объектов убедили мицраимян, что святилища в основном сохранились, но требовали ремонта с последующей консервацией.
Но здесь их ждало разочарование. Для выполнения задуманного (вскрытия хранилищ, раскопок святилищ, их ремонта и накрытия саркофагами в рамках сооружения Мемориала) требовались люди, много людей. А вот их-то как раз и не наблюдалось, ни в Дельте, ни в Долине. Дело в том, что люди не селились в этих местах уже несколько тысяч лет, с эпохи «диких» разливов Нила около 14 тлн. Зато на охоту и рыбалку насельники оазисов соседних пустынь ходили с удовольствием: здесь водились слоны, буйволы, жирафы, носороги, гиппопотамы, крокодилы, кабаны, газели, антилопы, многочисленные рыбы (например, цихлиды и сомы) [В: Фаюмская культура А].
Причинами называют высокую влажность и сильную заболоченность Нила, а также (и это главное) отсутствие в пойме Нила аллювиальных почв. Отложение почвообразующих наносов поверх песков, образование первичного слоя плодородного ила, без которого земледелие, а значит, и оседлость в дельте Нила невозможны, были еще впереди. И были они связаны с будущей трансгрессией Средиземного моря (Моря) и геологической стабилизацией поймы реки, что случится примерно 7,5 тлн [1.8].
(Здесь необходимо пояснить читателю, что в Первое время дельта Нила с ее почвообразующими наносами ила медленно перемещалась по шельфу Левантийского моря вслед за ее береговой линией [1/1.3]; в [1.8] этот феномен описан так: «… нельзя не коснуться отмечавшихся… вертикальных перемещений нильской поймы, которые были обусловлены чередованием нескольких стадий аккумуляции берегового аллювия и врезания речного потока, с амплитудой 10—15 м и периодичностью 2—3 тысячи лет. Природа этого явления малопонятна…».
Что касается «малопонятной природы этого явления», в [1/1.3] мы пытались прояснить ее, связав «вертикальные перемещения нильской поймы» с периодическим открытием/закрытием проливов, соединяющих Атлантический океан с Морем, что приводило к частичному наполнению/высыханию последнего. И параметры (амплитуда 10—15 м, период 2—3 тл) подходящи — отвечают циклам Дансгора-Эшгера, связанным с колебанием уровня океана и, как следствие, с открытием/закрытием проливов [1/1.1].
И было так, пока воды Атлантики, хлынувшие 13,8 тлн в котловину Средиземного моря через разлом в Гибралтарской дуге, радикально не изменили картину, надолго уничтожив илистые отложения в дельте Нила [1/1.3]. Последовавшая мощная трансгрессия Моря лишь закрепила перемены, не позволяя илу накапливаться, смывая его в море и рассеивая волнениями и течениями.
Ситуация, как уже отмечалось, изменилась где-то 7,5 тлн: «В период 8500—6500/5500 л.н. подъем его (океана и моря — авт.) уровня, прежде составлявший ~10 мм в год, замедлился на порядок: до 1 мм в год. Это явление, по-видимому, сопровождалось относительной геологической стабилизацией поймы Главного Нила…» [1.8].)
Интересно отметить, что обнаруженные современными археологами следы стоянки мицраимян, позволили им объявить об открытии эпипалеолитической карунской культуры (Фаюм Б), существовавшей в этих местах 9,0—8,5 тлн [Q: Prehistoric Egipt; 1.9]. Попали, что называется, в историю. Было решено вернуться домой и продолжить подготовку к колонизации долины Нила.
Ждать пришлось недолго. Муссонные дожди достигали Западной пустыни где-то в период 8,5—7,3 тлн, что делало её обитаемой; позже 7,3 тлн здесь наблюдался «всплеск аридности», приведший к массовому исходу населения из Западной пустыни и появление поселений в долине Нила [1.8]. Хотя миграция обитателей пустынных оазисов началось раньше, в период 8,0—7,5 тлн, в связи с уже упоминавшимся «событием 8,2 килогода». Миграция также проходила из Передней Азии, через Суэцкий перешеек вследствие опустынивания Аравийского полуострова и из Восточной Африки, Эфиопии, по Нилу с юга на север. В результате население Египта (в доисторический период этот топоним означает территорию будущего Египта, включающую Дельту, Фаюм, Долину) в это время составляли представители негроидной расы и средиземноморского типа европеоидной расы, к которой относились и мицраимяне.
В обзоре [1.9] в этой связи отмечается: «Большинство исследователей сходятся в том, что переход к неолиту в Египте VI тыс. до н.э. сопровождался миграциями жителей пустынь (Западной пустыни, Восточной пустыни и пустыни Негев) в более пригодные для обитания районы, в том числе, в долину Нила. В долину одновременно вошли носители различающихся культур из изолированных оазисов, которые столкнулись в Египте с… культурным влиянием со стороны Леванта». Или еще: современный египтолог «Э. Келлер склоняется к точке зрения, что производящее хозяйство было привнесено в Египет из Ливана» [1.10].
Итак, примерно 8,0—7,5 тлн тахунийские города Библ. Угарит, Иерехон и др., а также многочисленные поселения опустели. Как отмечается в [1.5]: «В начале VI тыс. до н.э. тахунийские поселения Ханаана, практически, прекратили свое существование (археологически), характер и причины чего „еще не определены“. Зафиксирован резкий культурный регресс: капитальные каменные сооружения сменяются примитивными жилищами (своего рода жилыми ямами с легкой наземной конструкции из глины и мелких камней, поселения кратковременны (что указывает на перманентное состояние миграции у новой волны переселенцев)».
И причины конца тахуна, которые «пока не определены» официальной наукой, вполне прозрачны: «… „мгновенный“ закат 8000 л.н. культуры PPNB (тахуна — авт.) в Сирии-Палестине и на Синае археологи связывали непосредственно с аридизацией ближневосточного региона в рамках так называемого „иссушения среднего голоцена“ 8000/7500—7000/6500 л.н. (запущенного „событием 8,2 килогода“ — авт.)» [1.8].
Упомянутое в [1.9] «культурное влияние со стороны Леванта» мицраимяне с амореями оказывали через созданные ими неолитические земледельческие и скотоводческие культуры: Фаюм A (7,5—4,5 тлн), Меридову (6,5—5,8), Меримде-Бенисаламе (7,0—6,0), Вади-Хоф (эль Омари) (6,6—6,3), Буто-Маади (6,01—5,4) [1.9] и др.
В поселениях Фаюма А, расположенных на берегу Меридова озера, скотоводство играло относительно небольшую роль, равно как и охота. В сухое время года поселенцы ловили рыбу, спускаясь непосредственно к воде и проживая во временных рыбацких жилищах. Во влажное время население собиралось в крупных поселениях, расположенных выше уровня озера. В эти периоды люди занимались земледелием, на что указывают многочисленные ямы для хранения запасов, остатки злаков, инструменты для сбора и обработки урожая. Они также содержали одомашненный скот (овцы, козы, свиньи, крупный рогатый скот), тогда как охота была лишь подспорьем скотоводству [В: Фаюмская культура А].
Через некоторое время в Фаюме и Дельте (на Севере) стала складываться система номовых протогосударств, или НОМОВ (септов) [W: Nome (Egipt)]. Ном, как правило, формировало племя или группа близких племен на определенной территории, где они осуществляли свою хозяйственную деятельность, где создавали свои святилища. Ном возглавлялся вождем племени или царем (позже, в династическом периоде — номархом), имел своих чиновников, главный из которых назывался чати (визирь), имел свою армию и своих богов, как правило, тотемных или фетишистских. Земля в номах делилась на угодья и владения; помимо вождя-царя собственниками угодий были и простые его соплеменники.
Не исключено, что в какое-то время (7—6 тлн) здесь появился коллегиальный (совет царей) или единоличный (царь) орган управления. Историки смутно описывают этот период, допуская, тем не менее, существование т. н. Нижнеегипетского царства додинастического периода. Ведь кто-то же носил на Севере красную корону [1.11]!
Поначалу цивилизаторы не очень выделялись по способам хозяйствования и уровню жизни среди других номов Севера. Для начала работ по поиску и расконсервации хранилищ левантов и созданию Мемориала им необходимо было получить безусловную поддержку правителей номов, включая возможность привлекать к работам местное население на «законных основаниях».
1.1.2. ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ
Мицраимяне видели, что значительная часть местного населения очень страдает от засух, периодически возникающих, длящихся до семи лет, и связанного с ними голода. Нил-кормилец в эти годы разливался очень слабо или не разливался вовсе. У них и самих были те же проблемы и, кроме того, Меридово озеро по неизвестным причинам усыхало уже длительное время.
Вначале решено было в «тучные годы» создавать запасы, в голодные — проедать их. Вот как описывается это в Книге Праведного в сказании о том, как Иосиф, сын Иакова-Израиля, Египет спас [КП 48:57—59]:
«Итак, я дам совет тебе (царю — авт.) и избавлю душу твою и душу жителей земли от зла голода, чтобы взыскал ты по царству твоему человека очень разумного и мудрого (намекает на себя — авт.)… для надзора за землей Египетской. И пусть <этот> человек назначит надзирателей под собой, чтобы собрали они весь хлеб хороших лет… И пусть они сложат зерно и поместят его в оборудованных хранилищах твоих. И пусть берегут пищу эту для семи лет голода, чтобы было это снабжением для тебя и народа твоего, и всей земли твоей, и чтобы ты и земля твоя не погибли от голода».
Царь возрадовался мудрости такой, поскольку не знал о теории управления запасами, дал Иосифу имя Цафнаф-панеах, «возложил золотую цепь на шею ему», назначил визирем и отдал ему всю власть над Египтом, удалившись царствовать далее.
Шли тучные годы, «… и он <Иосиф> накопил зерна в изобилии… Ибо хранилища его были огромны… Иосиф повелевал, чтоб они <надзиратели> приносили зерно в колосьях, и также приносили с собой немного грунта с поля, чтобы оно не испортилось.… И все жители Египта также собирали все виды пищи в своих хранилищах, но они не поступали так, как делал Иосиф» [КП 50:9—11].
«И семь лет изобилия… закончились, и семь лет голода пришли… И голод был по всей земле… и весь народ Египта открыл свои хранилища зерна, ибо голод одолевал их. И они обнаружили, что вся пища, которая была в хранилищах их, полна вредителей и не годится для еды… И все обитатели Египта пришли к Иосифу покупать хлеб, ибо голод одолевал их, а все их зерно было испорчено, и Иосиф ежедневно продавал его всем Египтянам» [КП 50:18—20, 29].
Библия подтверждает рассказ Праведного: « И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская. Иосиф собрал все серебро, какое было… за хлеб… <затем> «сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам (хлеб) за скот ваш, если серебро вышло у вас… <затем> продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля… <царю>. И народ сделал он рабами…» (Быт 47:13—21).
Успешный проект; небольшой штрих к нему добавляет все тот же Праведный: «И взял Иосиф все серебро и золото, которое пришло в руки его, около семидесяти двух талантов (1 финикийский талант (серебряный) равен 43,59 кг — авт) золота и серебра, а также камень оникс и бдолах (благовонная смола — авт.) в великом множестве. И пошел Иосиф и разделил их на четыре части, и сокрыл одну часть в пустыне рядом с Красным морем, и одну часть по реке Евфрат (Perath), а третью и четвертую части сокрыл он в пустыне, противоположной дикой местности Персии… И отдал Иосиф все золото и серебро, что осталось <до двадцати талантов>… в казну» [КП 55:31—33].
Просто классика по методам ведения бизнеса (а также доказательство финикийских корней современных евреев). Суть проста: Иосиф повелел делать запасы (думается, люди и до него так поступали), но не объяснил, как правильно строить хранилища и хранить зерно столь длительное время в жарких и влажных условиях Дельты. В результате превратил свободных земледельцев, подданных местных царьков в их рабов и решил озвученную выше проблему мицраимян: цари были очень им довольны, отныне он мог распоряжаться их рабами.
«Но почему симит Иосиф, сын Иакова-Израиля, потомок Сима решал проблемы хамита Мицраима, сына Хама? Да и жили они в разное время», — подобно шукшинскому пилорамщику Глебу не упустит возможности «срезать» авторов наш «начитанный» читатель (В. Шукшин. Срезал (рассказ)). Что ж, придётся отвечать. Мужики ждут.
Процитируем работу [1/4.2]:
«В Библии есть два примечательных места, на первый взгляд более чем рутинные. Первое связано с удалением Каина и его сынов со страниц книги: родословие Каина вдруг пресекается (Быт 4:24), открывается родословие Сифа (Быт 4:25), подозрительно похожее на Каиново. И вот в перечислении прямых потомков Адама (Быт 5:1—32) Каин уже не значится, как не появится больше его имя и в Торе вообще; за Адамом следует Сиф (хоть он и не первенец), затем Енос, первенец Сифа и т.д.. Заканчивается это необычная родословная… Ноем и его сыновьями (кто бы сомневался). Забавно, но то, что Ной с сыновьями не разделил участи всех прочих и не утонул в потопе, мы узнаем, лишь если наберемся терпения читать библейские сказки дальше.
Второе связано с похожей метаморфозой, но уже в послепотопное время. Автор (редактор) меняет главных героев: Хам с Ханааном уходят, приходят Сим с Иаковым. Оба перевертыша связаны с политикой хамитских жрецов (напомним, Тору писали финикийцы [1.4]) и появились довольно поздно в виде грубых редакторских вставок [2/15.1]. В результате Тора из книги, повествующей об истории Каина и Хама, стала книгой, описывающей бытие Сифа и Сима». Не менее интересна ситуация с Ханааном:
«Согласно Торе у него 11 сынов, а у Иакова, визави Ханаана, их 12! Возникает ощущение, что о числах 11 и 12 кто-то когда-то специально позаботился. Ведь 12 — число «священное» (см. [1/Введение]), чего не скажешь об 11. Это обстоятельство, конечно же, было замечено и многими трактуется так: 11 сыновей — «знак ущербности и порочности семени» [1.5] — Ханаан получил от бога за его неподобающее отношение к пьяному деду Ною. Версия любопытная, но от бога ли получил сей знак Ханаан? Финикийским писателям Торы вряд ли пришла в голову идея таким образом унизить память основателя своего рода. Скорее всего, сыновей у Ханаана, как и у Иакова, было 12. Но редактору (видимо, Эзре) пришлось одного убрать. В интересах дела, конечно, ничего личного.
Любой вдумчивый читатель, заметив «перевод стрелки» с Хама на Сима, может предположить, что далее вся библейская история Сима получилась из истории Хама путем простого переименования героев последней — сыновей Хама. Например, Ханаана назвали Иаковом (а затем еще и Израилем — и опять в интересах дела), Сидона — Рувимом, Мицраима — Иосифом и т. д. Подобного направления мыслей читателей Библии допустить нельзя. И вот решение: одного из сыновей Ханаана, конкретно, Мицраима, сделали братом Ханаана, сыном Хама. Ловкий ход: проклятый Ноем Ханаан унижен, никто и не подумает отождествить его со славным патриархом Иаковым, а Мицраима — с Иосифом; сыны Сима будут жить в своих шатрах, а сыны Ханаана — прислуживать им. Как и возжелал того Ной, когда «проспался от вина своего».
Думается, писателей и редакторов Библии при таких правках текста совсем не волновала такая пустячная вещь, как хронология. Зато она очень волнует современных «библейских археологов». В данном конкретном случае был осуществлен не только перевод стрелки с хамитов на симитов, но и временной сдвиг где-то на 4 тл вперёд. (Не учли, что Ханаан — племянник Сима, а Иаков — его дальний потомок) Действительно, Мицраим отправился в Египет около 7,5 тлн (об это мы расскажем позже), его визави Иосиф (согласно иудейской традиции) — 3,5 тлн. Это внесло полную сумятицу в библейскую хронологию, где на протяжении сотен лет «не мытьём так катаньем» пытались связать концы разорванного повествования, да всё безрезультатно.
Тот же историчный Моисей по нашей теории организовал исход протоегиптян из Египта, захваченного шумерами, примерно 5,2—5,1 тлн; его библейский образ Моше вынужден сделать это 3,2—3,1 тлн, на 2 тл позже; ещё 2 тл даёт сокращение реального времени 2,3—2,4 тл нахождения хамитов в Египте до 300—400 лет для библейских симитов. В сумме сдвиг на те же 4 тл! Но возникают вопросы, много вопросов. И кто решил, что можно на тысячи лет сдвинуть некое событие (например, исход), увеличив его масштаб примерно на два порядка, и при этом оно без проблем и вопросов впишется в новый исторический контекст? Это всё равно, что впихнуть слона в посудную лавку и надеяться, что он там ничего не побьёт» [1/4.2].
Более подробную информацию о редакциях Торы можно найти в [2/15.1]; необходимость в них, как мы считаем, была связана с изменением положения Финикии в ходе Ассирийских и Пунических войн и планов хамитских жрецов по этнической Трансформации финикийцев и другиз хамитов, например, этрусков [2/17.7]. Что же касается Иосифа Прекрасного, то он суть сознательно искажённое библейское отражение историчного рода мицраимян-хамитов. И ничего более. Изначальное же отражение этого рода, удалённое со страниц Торы — Мицраим, оно же — эпоним Египта [В: Мицраим].
Но вернёмся к мицраимянам в Египет. Видимо, процитированные выше Библия и Книга Праведного в определенной степени отражают их реальные действия. Также очевидно, что одним лишь созданием запасов проблемы устойчивого снабжения Дельты продовольствием было не решить. Мицраимяне решили закрепить успех реализацией еще одного, на этот раз ирригационного, проекта.
Они нашли решение, как поддерживать постоянным уровень воды в Меридовом озере, регулируя при этом разливы Нила (хотя бы отчасти) и используя воды озера для орошения. Для этого они соединили озеро с Нилом длинным (334 км) каналом, углубив русло одного из бывших его притоков, прорыли отводные каналы, насыпали дамбы [1.7]. Словом, осуществили комплекс ирригационных работ, для начала на своих землях. Видимо, предполагалось в дальнейшем расширить ирригационную систему на весь Север.
(По-видимому, позже были прорыты и другие каналы; интересно, что один из них сегодня носит имя Юсуфа (Иосифа): «При фараоне Аменемхете III часть озера осушили, и оно было превращено в искусственный водоем, соединенный с Нилом каналом Юсуф (середина XIX века до н.э.) [В: Карун (озеро)]. Вот только остаётся неясным, когда сооруженный 3,9 тлн канал назвали именем Иосифа; думается, много позже и в интересах библейских археологов и генералов туристического бизнеса.)
Со страниц Библии можно узнать, что Иосиф стал фактическим правителем Египта, что означает: мицраимяне пришли к власти в Дельте. После чего сюда подтянулись и другие, еще не покинувшие Левант хамиты: «И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли… И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего (т.е. всех хамитов Леванта — авт.) хлебом, по потребностям каждого семейства. И не было хлеба по всей земле…» (Быт 43:11—13).
Библии вторит Книга Праведного: «И Иосиф дал им лучшую часть всей земли, лучшее Египта было у них во все дни Иосифа… А Иаков всегда ел за столом Иосифа, Иаков и сыновья его не оставляли стола Иосифа, днем ли ночью ли…» ([КП 55:27—28].
(Как тут не вспомнить мордатых племянников «голубого воришки» Альхена, завхоза богадельни, объедавших несчастных старух (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев).)
Остановит «это время прекрасное» война между симитами и хамитами, отображенная в Библии как смерть Иосифа Прекрасного, приход нового фараона, который «не знал Иосифа», резкое ухудшение положения сынов Израилевых и их исход. В египетской версии Мифа она представлена битвой богов Хора и Сетха, длившейся 80 лет и закончившейся оскоплением, лишением созидательной сущности и изгнанием Сетха в Синайскую пустыню [1.12; 1.13]. Позже оазис Фаюм египтяне будут считать родиной Сетха, бога пустыни и главного бога Нижнего Египта.
Грандиозные ирригационные работы будут прерваны, обустройство Фаюма и Меридового озера завершатся лишь в период XII династии (фараоны Сенусрет II, Аменемхет III), после I Переходного периода. «Отец истории» Геродот, побывавший с экскурсией в этих местах, рассказывал о трех пирамидах, две из которых «торчали» посреди озера, третья располагалась на берегу. Рядом с третьей находился гигантский лабиринт, окруженный стеной, внутри которой — «покои двух рядов: полторы тысячи наземных и столько же под землей».
В подземные Геродота не пустили. Какие тайны хранили оно? Найденные после многолетних изыскательных работ хранилища Первого времени, включая знаменитую Библиотеку Тота? Или сокровища левантов? Геродоту лишь «… доверительно сообщили, что подземные камеры и ходы соединяли эту (третью — авт.) пирамиду с пирамидами в Мемфисе (в Саккаре — авт.)» [1.7].
Существуют ли эти подземные ходы? Китайскому мудрецу Конфуцию часто приписывают фразу: «Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет». Тайные неистовые поиски Библиотеки и хранилищ, этих «чёрных кошек в тёмных комнатах», и не на такое могли сподвигнуть хамитов и симитов, попеременно находившихся во власти в Египте. Окупились ли, окупятся ли такие чудовищные затраты человеческих ресурсов Египта? Вопрос риторический.
1.1.3. МИСРИ
Но мы опять увлеклись и забежали вперед; вернемся в Дельту. Имея целью мирное религиозно-политическое объединение номов (вначале Фаюма, Дельты, а затем и Долины) в единую страну, мицраимяне заложили на восточном берегу Нила город Гелиополь (Иуну) в качестве религиозного центра и, возможно, будущей столицы будущей страны МИЦРАИМ или МИСРИ [1.14]. Место для города указали жрецы-леванты: в Первое время здесь также находился осирианский религиозный центр.
Разместившись в Гелиополе, жрецы-леванты принялись адаптировать осирианские культы под новую реальность. Об изначальной гелиопольской теогонии и космогонии (тео-космогонии) говорят «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых» и другие древние египетские тексты [1.15—1.17]. Наиболее древним и важным богом Гелиополя был Атум, «совершенный». Он — демиург, «создатель самого себя» и создатель всех прочих богов. Этих прочих четыре пары: Шу (воздух) и Тефнут (влага) — первая пара, порождающая вторую — Геба (земля) и Нут (небо) (у шумеров не так: небо и земля порождают воздух и воду).
Мизансцена режиссера Атума: Геб находится в горизонтальном положении в роли плоской земли; Нут, изогнувшись над ним и упираясь в него руками и ногами играет небосвод, Шу и Тефнут не дают небосводу пасть на землю. От Геба и Нут произошли еще две пары богов, хорошо известные нам по мифу об Исиде и Осирисе: Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Вся Девятка составляет знаменитую гелиопольскую Эннеаду.
А вот как всё случилось. Вначале был Хаос (Нун) — бескрайний и холодный Первозданный Океан. Но однажды из океана появился бог Атум в виде Изначального Холма. (По-видимому, навеяно картинами разлива Нила и схода его вод). Атум оплодотворяет сам себя, извергая семя себе в рот, затем изрыгает Шу, бога воздуха, и выплевывает Тефнут, богиню влаги. От радости бог заплакал, и слезы его превратились в людей. Далее Шу и Тефнут рождают Геба и Нут, а те — земных богов Осириса и Исиду, Сетха и Нефтиду. Великая Девятка богов, а также их побочный продукт — люди, начинают бытие.
Но главным богом хамитов было Солнце, мицраимяне принесли его в Дельту с собой. В этой связи жрецы-леванты модифицируют свои культы, постепенно усиливая в них солярную составляющую. Верховный бог Атум в Эннеаде будет заменен на божественную солнечную Триаду Хепри-Ра-Атум (как говорил бог Солнца Исиде, с женской непосредственностью пытавшейся узнать как его зовут: «Я — Хепри утром, Ра — в полдень и Атум — вечером» [1.13; 1.17; 1.18]). Затем появится синкретическое божество Ра-Атум, Хепри тихо уйдет, Атум продержится дольше. В конечном итоге Девятка фактически превратится в Пятерку: Ра во главе, Осирис, Сетх, Исида и Нефтида — под ним. Но появятся и новые боги [1.13].
Принесли мицраимяне в Египет и специально созданный хананеями достаточно совершенный и удобный в использовании язык — МИСРИТ — в качестве языка общения многочисленных племён, заселивших страну, внутриегипетского лингва франка [В: Лингва франка]. Язык прижился; на нём будут говорить моисейцы в своём исходе. Затем с Моисеем и его бойцами-кушитами мисрит окажется в Месопотамии, где адаптируется к глине и клинописи и станет известным нам как АККАДСКИЙ ЯЗЫК (АККАДИТ). Армии Саргона Аккадского разнесут его по Ойкумене; аккадит станет самым известным лингва франка Передней Азии и… мощным оружием хамитов, уничтожившим язык и культуру симитского ШУМЕРА, а потом и саму державу [2/10].
Присутствие мицраимян и особенно амореев в Египте в эти времена отмечали уже известные египтологи конца XIX — начала XX века: Ж. Морган, Г. Масперо, Ф. Питри и другие [1.12]. Египтологи называли их по-разному: «новой расой» (Ф. Питри), «древней расой» (Ж. Морган), «протоегиптянами» (А. Эванс) или «додинастическими египтянами» и считали, что они были пришельцами из Азии, заметно отличающимися от выходцев из окружающих Египет пустынь.
«Представители обоих полов носили короткие волосы, а мужчины — еще и длинные заостренные бороды, загнутые на конце. И для мужчин, и для женщин были характерны правильные черты и овальная форма лица; их губы лишь слегка выдавались. У женщин были миндалевидные и очень широкие глаза, скрывавшиеся под тяжелыми изогнутыми бровями. Они были относительно стройными с широкими бедрами. У них был небольшой размер ноги, в ряде случаев с высоким подъемом. Как для мужчин, так и для женщин, очевидно, были характерны немного покатые плечи, рост несколько превышал средний, а телосложение сложно назвать плотным» [1.12]. Словом, типичные ханаанские амореи [1.5].
Отмечается также миролюбивый настрой пришельцев, следы их прибывания как на юге, так и на севере страны, уровень развития культуры, значительно превышающий уровень остального населения. А корабли, обнаруженные на их керамике, говорили о том, что мицраимяне и амореи были знакомы с морским делом.
Некоторые египтологи (К. Зете, А. Гардинер и др.) считают, что до известного объединения Верхнего Египта с Нижним, некими пришельцами предпринимались попытки мирного объединения Дельты и Долины под эгидой Гелиополя. Как витиевато отметил А. Гардинер: «Попытки доказать, будто Гелиополь не мог быть центром доисторического объединения страны, вряд ли могут иметь много сторонников, даже при условии некоторой неопределенности доводов в пользу факта такого объединения» [1.13].
Мы считаем, что объединение Дельты с Долиной Нила шло успешно и было близко к завершению. Около 6,5 тлн в Верхнем Египте, севернее Вади Хаммамата, появляются поселения египетских кушитов-хамитов (возможно, культуры Тасийская (около 6,5 тлн), Бадари (6,4—6,0)), столетиями кочевавшими со своими стадами между нильскими порогами 1 и 2. (В другой версии в Долину переместились кушиты, прибывшие в Египет из Леванта.) Вскоре между ними и мицраимянами-хамитами с севера налаживаются культурные и торговые отношения, которые распространяются на Нижний Египет, Ханаан и юг Анатолии с одной стороны и на Верхний Египет и Нижнюю Нубию — с другой. Достаточно сказать, что с некоторых пор Библ стал поставлять кушитам ливанский кедр!
Все шло к тому, что близкие во всех отношениях хамитские народы объединятся и объединят Египет. Скорее всего, так оно и случилось. Образовался хамитский Египет, который мы называем МИЦРАИМОМ (МИСРИ), а жителей его — МИСРИТАМИ (мицраимяне, кушиты, амореи, ливийцы, другие пришельцы из окрестных пустынь); возможно, с него и следовало начинать историю династического периода Египта. Но не начали. Замолчали и последовавшую вскоре длительную войну хамитов и вторгшихся симитов-шумеров за Египет, завершившуюся лишь к началу III династии Древнего царства. И перманентно с переменным успехом продолжавшуюся затем вплоть до конца Нового царства, а может, и до конца великой Египетской цивилизации.
Глава 1.2. ВОЙНА
1.2.1. ПУНТ
План расселения ноитских родов по Большому Леванту и за его пределами был выработан ноитами ещё под руководством Учителей-левантов. Согласно его окончательному варианту хамиты получили Северную и Восточную Африку, кроме Египта, и Левант в качестве компенсации за изъятие долины Нила; симиты — Египет, Аравию и Южный Иран [1/3.2]. В целом этот план коррелирует с т. н. Таблицей народов — библейской схемой расселения сынов Ноя.
Следует заметить, что Учителя-леванты разработали специальную тактику «божественного» вхождения ноитов в интересующую их страну. Согласно ей, входили в страну не люди, вечно озабоченные поисками пищи, но боги, пришедшие на землю, чтобы дать её (пищу) людям. Войдя, свою божественность пришельцы доказывали невиданными прежде деяниями, принимаемыми аборигенами за чудо; на деле ж чудеса их были связаны с полученными от Учителей новыми знаниями и технологиями. Кроме того, учитывая малочисленность ноитов, Учителя рекомендовали им создавать своеобразные «плацдармы» перед броском в большую страну — объект их цивилизаторских и иных устремлений. Плацдармами должны были стать небольшие страны, желательно островные, имеющие длительные торговые и иные связи с большой страной, цивилизационный уровень которых можно значительно поднять за короткое (по историческим меркам) время, и главное, решить «кадровый вопрос»: на основе метисации и обучения подготовить себе армию миссионеров, будущую деловую элиту цивилизуемой страны.
А пока суть да дело — наладить торговые отношения, поразить будущую «жертву» заморскими товарами, создать имидж плацдарма как «райского места», «страны богов», явиться из которой и предстоит им, земным богам, ноитам. А боги, как известно, должны иметь четкий план действий по организации государства и общества, подъему экономики и расцвету культуры, изменению или совершенствованию культов. На разработку такого плана даже богам требуется время.
Забегая вперед, можно отметить, что подобная тактика оказалась достаточно эффективной в Египте и Шумере, где в качестве плацдармов симитами использовались страна Пунт и остров Дильмун с племенами исса и шумеров соответственно [1/5.1, 6.2]. Хамиты, входя в Левант, такого плацдарма не имели; однако ко времени колонизации Эгеиды и Египта за таковой можно принять построенные хамитами города Библ, Угарит, Иерехон, а также область Израиль, если она существовала.
Итак, около 6 тлн симиты в стране Пунт готовились с юга зайти в «свой» Египет. Учёные не пришли к единому мнению по вопросу о локализации Пунта; однако большинство из них (и мы принимаем это) считает, что страна занимала прибрежные территории к югу от современного залива Таджур, юг Джибути и северо-запад Сомали, а также, возможно, земли напротив — юго-запад Йемена, примыкающий к Баб-эль-Мандебскому проливу. Здесь же, как мы считаем, находилась легендарная библейская страна ОФИР [1/6.2]. (По-видимому, Офир суть библейское название Пунта.)
В подтверждение сказанного приведём цитату из [1/6.2]:
«Большинство исследователей помещает Пунт на побережье Африканского Рога (Эфиопия, Эритрея, Джибути, Сомали); находятся и такие, кто считает, что страна находилась в Аравии (Йемен), или в Кении, или в Северо-Западном Индостане [1.19].
Отметим, что наша локализация совпадает с утверждениями французского египтолога П. Монте и американского востоковеда У. Олбрайт о том, что «… страна Пунт расположена за Баб-эль-Мандебским проливом на Сомалийском побережьи, напротив аравийского берега» [1.19]. Интересные наблюдения сделал Х. Льюис, который в поисках прародины пеласгов связал их с гаплогруппой Т (см. [1/Введение]) и указал на место, где её современных носителей аномально много [1.20]:
«Что касается самой Африки, то наибольшая концентрация генетического маркера Т приходится на малоизвестную страну Джибути, расположенную на побережье Красного моря. 60% населения Джибути составляет народ ИССА, который имеет весьма интересные особенности. По мнению антропологов, исса больше походят на семитов (симитов — авт.), нежели на жителей тропической Африки. Для них характерны тонкие черты лица и правильные носы. Волосы иногда волнистые или почти прямые, но у большинства — вьющиеся. Цвет кожи светлее, чем у представителей негроидной расы. Средний рост — 170 см.
Но самым примечательным является то, что в древности на территории проживания исса находилась легендарная страна Пунт — «Земля богов», — которая упоминается в Библии как Офир… Мало того, что страна Пунт была древнее и богаче Египта. Некоторые древнеегипетские источники указывают на то, что она являлась прародиной египтян и колыбелью египетских богов».
В Пунте симитам приходилось решать многочисленные новые для себя задачи под руководством жрецов-сифитов, потомков своих Учителей. (Сифиты, как мы уже говорили, носители гаплогруппы T2 — часть левантов; в Библии сифиты представлены сыными Сифа, сына Адама.) Среди них: переход на новый письменный язык, египетский, который сифиты еще только разрабатывали; отработка технологий монументального каменного строительства; создание торговой инфраструктуры, налаживание торговых связей с Хараппой (порт Лотхал) и Шумером (порт Дильмун), а также и с другими странами Аравии, Африки; создание маршрутов и инфраструктуры для доставки грузов в Египет по Нилу и Красному морю; формирование цивилизованного народа исса и его подготовка к миссии в Египте и др. [1/6.2].
Пока они неспешно готовились к заходу в Египет, разведка донесла, что на севере страны некие пришельцы прокладывают каналы и насыпают дамбы, строят города и поселения, занимаются земледелием и скотоводством и даже плавают по Нилу на больших лодках. Пришлось направитьть в Верхний Египет недоподготовленный контингент миссионеров исса. Так, аналогично Убейду в Шумере, появилась культура Негада (Накада), локализованная на западном берегу Хаммаматской дуги Нила, напротив Коптоса. Считаем, что миссионеры заходили волнами: Негада I (Амратская культура, 5,8—5,6 тлн), Негада II (Герзейская культура, 5,6—5,2 тлн), Негада III (Семайнский период, 5,2—5,1 тлн) [В: Негада (археология)].
Так кого же обнаружили негадцы в Египте? Как мы уже упоминали, среди местного оседлого населения, появившегося в Нижнем Египте около 8,0—7,5 тлн выделялись белокожие, высокие и крепкий амореи; видимо, они отличались даже от своих «родственников» ливийцев, не говоря уж о мицраимянах и кушитах, не особо заметных (антропологически) среди других средиземноморских племен, пришедших в Египет.
(В соответствии со сказанным выше, мицраимян, амореев, кушитов Мисри (довоенного Египта) мы будем называть израильтянами или сынами Израилевыми, а вместе с другими жителями страны — мисритами.)
Пунтийские симиты снарядили мирную экспедицию на север, в Дельту. По-видимому, израильтяне приняли её без особого радушия. Случился конфликт, погибли люди, в том числе высокочтимый симитами человек, возглавлявший экспедицию. Древние египетские легенды говорят об «убийстве бога». Позже это отразится в версии Мифа, где будет сказано, что в местечке Недит (или Гехести) близ Бусириса бог Нижнего Египта Сетх беспричинно накинулся на брата своего Осириса и убил его [1.13]. Оставалось ждать, когда против Сетха выступит Хор Бехдетский, преданный Осирису брат его, то бишь, когда будет снаряжена другая, военная экспедиция.
1.2.2. ВТОРЖЕНИЕ ШУМЕРОВ
Это время пришло где-то 5,2 тлн. Вот что пишет об этом известный египтолог и востоковед У. Бадж [1.12]:
«Сторонники другой версии (где «завоеватели «новой расы» пришли в страну с северо-востока, через Синайский полуостров и дельту, проследовав вверх по течению реки» [1.12] — авт.), несомненно являющейся более правдоподобной, утверждают, что путь этих людей начался где-то в Южной Аравии, затем они пересекли Баб-эль-Мандебский пролив и попали на африканское побережье, после чего направились на север, пока не добрались да Вади Хаммамат в районе Кусейра.
Затем вошли в эту долину и через несколько дней прибыли в Египет, в местность, расположенную неподалеку от древнего города Коптоса. Согласно обеим теориям, завоеватели вели свою родословную от протосемитов (не ясно, кто это; семиты — языковая общность, протосемитский язык — гипотетический, носителей его не было в природе [W: Proto-Semitic Language] — авт.), а так как многие авторитетные исследователи утверждают, что колыбель семитских народов находилась в Аравии, родина захватчиков вполне могла располагаться где-то в южной части данного региона, а их цивилизация — происходить от созданной жившими в Вавилонии (на территории будущей Вавилонии — авт.) шумерами».
(Интересно, как в угоду авторам «родословной от протосемитов» У. Баджу приходится придумывать некую «колыбель семитских народов», созданную шумерами на юге Аравии, вместо того, чтобы просто сказать: захватчиками были шумеры.)
И далее [1.12]: «Согласно письменной традиции, бог Хор Бехдетский и его слуги, или последователи, названные в тексте mesniu или mesenti… „те, кто обрабатывает металл“, пришли с юга… <затем> последовало уничтожение местного населения, осуществлявшееся в основном с помощью оружия из металла».
И еще интересное дополнение: «Вероятно, мы будем правы, полагая, что жители Пунта входили в войско, пришедшее из Аравии. Они могли отстать от остальных завоевателей, когда те шли от Баб-эль-Мандебского пролива в Кусейр. Независимо от того, насколько это предположение справедливо, одного взгляда на изображения обитателей Пунта, сохранившиеся на древнеегипетских памятниках, достаточно, для того чтобы прийти к выводу: между двумя этими народами существовала тесная генетическая связь» [1.12].
Итак, Ф. Питри «… пришел к выводу, что физические различия останков в сочетании с ранее неизвестными стилями захоронения, нехарактерной архитектурой гробниц и обилием иностранных артефактов предполагает, что эта раса, должно быть, была вторгнувшейся правящей элитой, которая была ответственна за, казалось бы, внезапный подъем египетской цивилизации… Питри определил, что раса захватчиков пришла из Месопотамии… <он> привел новые архитектурные стили — явно месопотамскую архитектуру „нишевого фасада“ — стили керамики, цилиндрические печати… а также многочисленные додинастические наскальные рисунки и гробницы, изображающие лодки, символы и фигуры в месопотамском стиле» [1.21].
После исследований Ф. Питри возникла т.н. «Теория династической расы», согласно которой «корни древнеегипетской династической цивилизации были импортированы захватчиками из Месопотамии» [1.21]. Д. Рол уточняет, что «иностранная элита» «направилась в Египет, проплыв вдоль побережья Аравийского полуострова в Красное море, в конечном итоге таща свои лодки через пустыню (по вади — авт.) к Нилу… наскальные рисунки… изображают большие лодки в месопотамском стиле с экипажами до 75 человек, некоторые из которых, кажется, тянутся по суше» [1.21]. Но кто мог приплыть из Месопотамии на таких лодках более 5 тлн? Вопрос риторический, только шумеры. (Правда, «библейские архитекторы» способны «доказать», что приплыл в Египет из Ура Халдейского… Авраам с племянником Лотом.)
Сказанное У. Баджем и другими сторонниками теории династической расы практически полностью соответствует нашей реконструкции событий. Основной боевой отряд был сформирован на Дильмуне, где имелось металлургическое производство и технологии изготовления оружия из бронзы. Этот отряд прибыл на больших лодках к Кусейру (хотя мы не исключаем и пеший маршрут через юг Аравии), волоком перетащил по ущелью Вади Хаммамат лодки к Коптосу, где спустил их в воды Нила. В то же время другой отряд, сформированный в Пунте из воинов исса, выдвинулся к Элефантине. Исса не отстали от шумеров, таков был план. Он позволял окружить и зачистить часть Верхнего Египта, от Элефантины до Коптоса; здесь мисритов было немного. Зачистку поручили исса.
Шумеры же, переправившись на западный берег Нила, пошли вдоль Нила на север, к древнему городу Дендера (Тентира), где среди прочих обитали и кушиты. Сюда же подтянулись и другие израильтяне. «В иероглифических надписях… упоминается округа Дендеры — именно там, по легенде, произошла решающая битва между Хором и его mesniu (спутниками — авт.) и автохтонным населением (мисритами — авт.)» [1.12]. Битву израильтяне проиграли, оставшиеся в живых рассеялись. Многие мелкими группами стали перебираться в Дельту; как минимум одной группе удалось добраться до восточного берега Красного моря. Возглавлял группу воин-кушит, вошедший в Библию и историю под именем МОИСЕЙ. В Дельту на своих лодках направились и шумеры: важно было закрепить успех.
Шумеры быстро достигли Дельты, им удалось захватить израильтян врасплох. Организованного вооруженного сопротивления шумеры практически не встретили; многих израильтян удалось взять в плен. Но многие и ушли. Ушли в болота Дельты, в Ливийские горы, в Ливию и Ханаан. В Ханаан среди других беженцев ушел, по-видимому, и царь Мицраима.
В это время в Ханаане в условиях, когда финикийцы, мицраимяне, амореи, хурриты покинули его и мигрировали в Эгеиду и дельту Нила, властвовали амореи-сутии (симиты; не путать с амореями-либу (амореями), выходцами из Ливии, несемитами, союзниками хамитов [1/4.2] — авт.). На севере это были диданы (семитское племя амореев-сутиев, осевшее, как считается, в Северо-Восточной Месопотамии, по соседству с ассуритами, и, возможно, подчинившее их [1/4.2]; не исключено, что царь диданов называл себя царем Ханаана и Ассура. На юге — другие племена, среди которых выделялись «лихие» номады — амалекитяне (амалек).
Не известно, была ли у диданов договоренность с шумерами относительно возможного выхода мисритов из Мицраима, или они действовали по собственной инициативе, но вот о чем свидетельствует Книга Юбилеев ([1.22], XLVI):
«Ханаанский царь Мемкерон, владевший страной Ассур (царь диданов — авт.), сражался в долине с царем Египетским (царем Мицраима — авт.), и убил там его, и преследовал Египтян до ворот Эромона (вероятно, ворота в стене на Синайском перешейке — авт.). Но не смог вступить в Египет, ибо восстал другой, новый царь над Египтом для управления (царь завоевателей-шумеров — авт.) и был могущественнее его. И он возвратился в землю Ханаанскую, а ворота Египта были заперты и никто не приходил в Египет».
В Библии, в книге Исход эта бойня нашла, возможно, отражение как битва с амалекитянами, заставившая Моше весь день просидеть на холме с поднятыми руками. И хоть утверждает Библия, что «низложил Иисус (Навин — авт.) Амалика», амалекитяне стали самым ненавидимым израильтянами народом: «Никогда престол Господа (Яхве — авт.) — Бога правды, правосудия и любви — не будет упрочен, пока семя Амалека, воплощения злобы и преступления, не будет искоренено навсегда» [В: Амалек (сын Элифаза)]. Сказано от души.
1.2.3. ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Часть оставшихся после «встречи» с амалекитянами в живых мисритов повернула назад и угодила… в лапы шумеров; другая — рассеялась по Ханаану. Шумеры же силами пленных спешно начали укрепление фортификации Суэцкого перешейка: «В „Рассказе Синутеха“ говорится… о „стене князя, построенной для отпора азиатам, для поражения проходящих по пескам“, причем при описании этой местности тут же упоминается Кемуэр, т.е. „Великая чернота“, очевидно, горько-соленые озера, расположенные в районе Суэцкого перешейка» [1.23]. (Кстати, Кемуэр упоминается и в «Текстах пирамид», где обозначается иероглифом стены [1.24].)
Подобных стен шумеры возведут немало, эта — самая известная. Строились они из кирпича-сырца, обкладывались обожженным кирпичом, реже — камнем, имели внушительные размеры: высота — до 10 м,, толщина у основания — 6—8 м. Впрочем, для шумеров, знавшим толк в сооружениях из кирпича, возведение такой стены не представляло большой проблемы. И трудились на этой стройке, впрочем, как и на других подобных, пленные мисриты, в основном израильтяне; об этом свидетельствует Библия и иудейские апокрифы.
А случилось это, когда «… он (Иосиф — авт.) умер, и все его братья, и весь тот род» ([1.22], XLVI), т.е. когда правлению израильтян Мицраимом положили конец новые правители — шумеры: «… забрали они из рук их (сынов Израилевых — авт.) все виноградники и поля, которые Иосиф дал им, и все красивые дома, в которых народ Израиля жил, и весь тук (жир, «сливки» — авт.) Египта. Египтяне отняли все у сынов Иакова во дни те» [КП 63:2]. А вскоре и вовсе вошли во вкус:"… с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжелой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх 1:13—14).
Точное описание работы над строительством «стены князя» и жизни в поле у горьких озер! Но Праведный (Яшер) и здесь уточняет [КП 77:16]: «И всякий раз, когда находилась какая-либо недостача у сынов Израиля в их повседневной норме кирпичей, надсмотрщики фараона шли к женам сынов Израилевых, и забирали младенцев у сынов Израилевых, по количеству недостающих кирпичей. Они отбирали силой с колен матери их, и ложили их в строение, вместо кирпичей».
И конечно, в среде пленных мисраитов зрела мысль о побеге от своих угнетателей, т.е. об исходе из Египта. Для последнего нужен был вождь.
Население Нижнего Египта встретило захватчиков враждебно, оказало вооруженное сопротивление. Причина проста: шумеры несколько подзадержались, лет этак на тысячу-две. Мицраимяне здесь были своими, более того, они много сделали для людей Дельты, стали элитой Нижнего Египта, распространившей свое влияние далеко на юг и практически объединившей страну вокруг Гелиополя. Они создали Мицраим или додинастический хамитский Египет.
Так что война не закончилась, она только начиналась, принимая затяжной характер. И шумеры скоро поняли это. Им пришлось мобилизовать всех мужчин Пунта и Элефантины, владеющих оружием, а также запросить подкрепление из Шумера. (Стало ясно, зачем симиты создавали Шумер — для производства и поставок в Египет зерна и человеческих ресурсов, особенно в дни войн и великих строек. Захватив Египет и построив Мемориал, симиты потеряли к Шумеру всякий интерес, после чего глиняный монстр быстро скончался.) Израильтяне в свою очередь привлекли союзные племена Ханаана и Ливии и, возможно, Нижней Нубии. За оружие взялось население севера и юга, война стала ещё и гражданской с религиозным окрасом («бога убили»).
Так с ПЕРВОЙ (ЕГИПЕТСКОЙ) СИМИТО-ХАМИТСКОЙ ВОЙНЫ началось ВЕЛИКОЕ СИМИТО-ХАМИТСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ, открытая фаза которого в Древнем мире длилась вплоть до падения Карфагена и Трансформации финикийского народа [2/15]. Продолжалось это противостояние и в Средние века, и в Новое и Новейшее время, где возможный апофеоз явил XX век с его двумя мировыми войнами.
Некоторые исследователи утверждают, что война между Севером и Югом была локализована в Нижнем Египте, что именно там проходили все боевые действия. Это не так, «линия фронта» перемещалась по Долине и Дельте. Об этом говорится в «Текстах пирамид» [1.23], а также в иероглифах, обозначавших египетские номы: «Так, например, название 6-го верхнеегипетского нома Тентира… писалось знаком лежащего крокодила, голова которого пробита кинжалом; название 11-го верхнеегипетского нома Гипселис писалось знаком священного зверя Сэта (черная свинья, священное животное бога Сетха (Сета) — авт.), голова которого также пробита кинжалом, наконец, название 17-го верхнеегипетского нома Кинополя писалось знаком лежащей собаки, голова которой совершенно также пробита кинжалом» [1.23].
И наоборот: «Так, на одном фрагменте шиферной таблицы, хранящейся в Каирском музее, изображены священные звери — тотемные покровители 2-го, 5-го и 8-го верхнеегипетских номов — сокол, два сокола, скорпион и лев, которые при помощи мотыг разрушают стены вражеских (нижнеегипетских — авт.) городов, символически представленных в виде прямоугольных оград, снабженных выступами» [1.23].
Неспокойно было и на южных границах, у Элефантины, ставшей временной религиозной столицей шумеров и исса, прибежищем жрецов-сифитов. Здесь также руками пленных возводились фортификационные сооружения. «Северная часть острова была защищена стеной на протяжении 400 м. Береговая линия острова была во многих местах защищена очень прочной стеной. Длинные лестницы вели от реки на верхнюю террасу» [1.23].
А беспокоили здесь шумеров-симитов своими набегами кушиты-хамиты Нижней Нубии. Не исключено, что их действия были скоординированы с партизанскими вылазками мисритов в дельте Нила.
Особенно упорные бои велись за финикийские медные рудники Вади Магхара на Синае, их же металлургические печи, верфи и порт в заливе Акаба. Отсюда поставлялась бронза, столь необходимая противникам для изготовления оружия. Комплекс не раз переходил из рук в руки; в один из периодов, когда портом владели хананеи, ими и был осуществлен дерзкий налет на Пунт с захватом 20 тонн золота; процитируем в этой связи Библию, приписавшую содеянное мифическому царю Соломону, и [1/6.2]:
«Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Черемного моря, в земле Идумейской (имеется в виду финикийский порт Акаба в одноименном заливе, где у финикийцев были и судоверфи — авт.). И послал Хирам (финикиец, царь Тира — авт.) на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми (видимо, моря не знающих, но корабль сделавших — авт.); и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов (один золотой талант был равен 49 кг. 110 гр. — авт.), и привезли царю Соломону (всего 20626 кг. золота — авт.)» (3Цар 9:26—28).
Не правда ли, мудр и великолепен царь Соломон? И корабли строит, не зная моря, и царь Тира у него на побегушках (кстати, Тир — это тот город, который Александр Македонский осаждал 7 месяцев, а Навуходоносор, уничтоживший Иерусалим, 13 лет), и золото всё ему. Мало того, царица Савская, которая была наслышана о его мудрости и любви к золоту, проделав тяжелейший и опаснейший трехлетний путь из юго-восточной части Йемена (возможно, входящей в Офир) привезла Соломону еще 120 талантов золота. Зачем? «Испытать его загадками» (3Цар 10:1)? Или откупиться от хананеев, чтоб полюбили и не грабили? Похоже, что второе».
Нашла ли Первая симито-хамитская война отражение в Библии? Только косвенное, связанное с резким изменением статуса хамитов в Египте и их вынужденном исходе. А в египетской мифологии? Да, как борьба богов Хора (Гора) и Сетха (Сета), покровительствующих Долине и Дельте, Югу и Северу соответственно. У. Бадж согласен с этим [1.12]: «Воспоминания о войне, которую лидер захватчиков и его последователи вели против представителей так называемой „новой расы“, отразились в мифе о борьбе Хора и Сета».
Миф об Исиде и Осирисе постепенно меняется: бог Хор-старший, он же Хор Бехдетский, брат Осириса и Исиды, который начинает войну, куда-то исчезает, возможно, гибнет; его заменяет бог Хор, сын Осириса и Исиды, который мстит Сетху за убийство отца. Они бьются 80 лет, побеждает Хор; оскопленный Сетх изгоняется в Синайскую пустыню. Взгромоздившись на осла, он покидает Египет, чтобы появиться в Ханаане перевоплощенным в ипостась её верховного божества Ваала (Баала). Как говорил древнегреческий писатель и философ Плутарх, оставивший нам самую известную версию Мифа [1.24]: «… у египтян Нил — это Осирис, сочетавшийся с землей — Исидой, а Тифон (Сетх) — море, в котором Нил, впадая, исчезает…". (Добро-Осирис, исчезающее во Зле-Сетхе — сильная метафора.) И далее: «… все это — воспоминания о великих и удивительных делах и страданиях царей…».
Плутарх, конечно, прав. Хор Бехдетский суть обожествленный царь-воевода, появившийся во главе шумеров у Дендеры (в ранней версии Мифа — Хор, брат Исиды и Осириса). Его решительные действия в начале войны обеспечили её победное завершение через многие годы. Похоже, что царь погиб на этой войне, возможно близ города Бехдет в Нижнем Египте. Победоносное завершение войны обеспечил другой царь, также обожествленный как Хор Сематауи (в поздней версии Мифа — Хор, сын Исиды и Осириса), ставший первым царем объединенного Египта (Нармер? Мени? Менес? [В: Список фараонов]). С того времени на долгие столетия вперед каждый фараон Египта считался земным воплощением великого бога Хора, а т.н. «Хорово имя» было первым в титулатуре фараонов из пяти имен.
Хору Бехдетскому посвящен великолепный храм в Эдфу (Идфу), во 2-ом номе Верхнего Египта; в этом городе, возможно, была ставка шумерского царя-воеводы. А также мы считаем, что неизвестный египетский скульптор придал Большому Сфинксу лицо Хора, Хармахиса, Хора-из-страны-света; с тех пор взгляд его устремлен на восток, к свету Тибета, Индии, Двуречья — родины своих предков (см. [1]).
Наконец, богу Хору в его двух упомянутых ипостасях посвящена, как мы считаем Ломаная пирамида в Дахшуре, возможно, накрывающая древнее святилище бога. Как отмечается в [1/9.1]:
«Особенностями Ломаной пирамиды являются не прямое, а ломаное ребро и не один, а два входа и два соответствующих комплекса внутренних помещений, включая погребальные камеры. Считается, что излом ребра (сначала грань составляет с основанием угол примерно 54 градуса, затем — 43) пирамиды и, как следствие, уменьшение её высоты, связаны со страхами Снофру (якобы построивший её фараон — авт.) либо умереть с недостроенной гробницей, либо обрушить её, не достроив (странные фантазии). Но, как мы уже говорили, Снофру никак не мог повлиять на архитектуру пирамиды, облик которой был определен задолго до появления Снофру на свет (в рамках проекта Мемориала — авт.).
По нашему мнению Ломаная пирамида представляет собой две пирамиды, где верхняя полная поставлена на нижнюю усеченную; излом, два входа и две погребальных камеры призваны подчеркнуть это. Пирамида в целом посвящена Хору, но различает две его ипостаси: Хора, брата Исиды, и Хора, сына Исиды, «дядю» и «племянника» [1/9.1].
Есть исследователи, которые на полном серьезе доказывают, что царем-воеводой в Дендере был знаменитый лугаль Урука Гильгамеш, он же главный герой шумерской эпической литературы. Способ доказательства общепринятый — лингвистическая эквилибристика [1.25]. Хотя, в принципе, мысль здравая (в рамках нашей реконструкции). Если бы историчный Гильгамеш жил в это время (около 5,2 тлн), то кому как не ему должно было отправиться в Египет на защиту интересов своей страны? Однако оценка времени жизни Гильгамеша дает 4,6 тлн [В: Список царей Шумера и Аккада]. Но насколько точны эти датировки?
Единственный из шумерских царей, кто подошел бы на роль первого царя-воеводы — это легендарный Этана, «пастух, тот, кто вознесся (вариант: взошел — авт.) на небеса, кто объединил (утвердил — авт.) все страны, стал царем и царствовал 1560 (по другим данным 635 — авт.) лет…» [В: Список царей Шумера и Аккада; В: Этана]. В самом деле, «вознесся на небеса» можно интерпретировать как «был обожествлен», «объединил все страны» — собрал под эгидой Шумера Пунт, Верхний и Нижний Египет, и, возможно, Хараппу.
Смущает срок правления — 1560 или 635 лет. Многовато. Но если иметь ввиду, что после смерти Хора каждый царь считался его воплощением, то получим: династии I—IV — 465—530 лет, оставшиеся (до 635) 170—105 лет хорошо укладываются в 0-ую династию (династию царей Верхнеегипетского царства), длительностью 150 лет [1.26]. Есть и другое объяснение столь долгой жизни Этаны: её длительность указана в месяцах (см. [1/2.3]). Пересчитав, получим вполне объяснимые 130 или чуть более 50 лет. Возможно, около 50 лет Этана пребывал в Шумере, затем 80 (столько бились Хор с Сетхом!) — в Египте. Да, приехали… Неужели Этана?
Но как долго длилась эта война? Многие считают, что около 80-ти лет, ведь именно столько бились Хор с Сетхом. Может и так, если иметь ввиду ее активную фазу. В вялотекущим режиме она длилась значительно дольше: умиротворить Нижний Египет удалось лишь к началу Древнего царства, к III династии. При этом выкорчевать укоренившихся в Нижнем Египте хамитов симитам так и не удалось. На наш взгляд, если уж и не признавать Мицраима, то в истории Египта правильно было бы выделить ХАМИТСКИЙ ПЕРИОД (7,5—5,5 тлн), НУЛЕВОЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (5,5—4,7 тлн), включающий Раннее царство (I и II династии), далее, как учат в школе: Древнее царство, Первый Переходный период и т. д. Ведь суть всех Переходных периодов, включая предлагаемый нулевой, одна и та же: переход власти от хамитов к симитам или наоборот в рамках ставшего частью египетского бытия симито-хамитского противостояния.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хамиты. Часть 1. Моисей. Вождь исхода. Бог касситов. Часть 2. Имхотеп. Жрец. Зодчий. Кладоискатель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других