Сборник интервью, взятых Владом Костроминым для клуба начинающих писателей «Бумажный слон» у поэтов, писателей, художников…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чай со Слоном. Третья чашка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Роман Арбитман. Он же Лев Гурский. Он же Рустам Святославович Кац. и др.
1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
У меня нет хобби. Вернее, так: любое хобби (кроме детского увлечения фотографией) превращалось в профессию. Я читал книжки бескорыстно, а потом незаметно начинал о них писать. Фильмы и сериалы я тоже смотрел сперва для удовольствия, а потом… То же примерно и с прозой. Хотя писательство — не вполне работа. По крайней мере, в России на писательские заработки прожить не удается почти никому. А тех, кому удается, лучше не читать.
2. Почему Вы вдруг начали писать? О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?
Самое первое? Стихи, написанные в 4 года. Мы переезжали на новую квартиру, и этому замечательному событию были посвящены четыре строки. Я их помню. Но цитировать тут не буду. Это личное.
3. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, как Вы поступаете?
Если совсем «не клеится», но ты связан договором, надо писать все равно. Когда преодолеешь трудный участок, к нему можно потом вернуться и переписать заново. Ну а если сроков нет (а так бывает в 99 случаев из 100), делаю паузу. Переключаюсь на другой проект. Потом можно вернуться. Свой последний по времени роман я писал с перерывом в восемь лет. Все это время я потихоньку искал неких героев, важных для сюжета. Мне нужно, чтобы у них были реальные узнаваемые прототипы. Их долго не было. Когда они появились на горизонте, я выдернул их из реальности, приспособил к сюжету и дописал.
4. Где вы черпаете идеи для своих произведений?
Придумать идею — самое легкое. У меня скопилось в отдельном файле столько идей, что хватит на десяток романов. Главные тормоза — лень и недостаток времени.
5. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?
Удача — понятие многозначное. Из романа «Перемена мест» (Лев Гурский) сделали хороший многосерийный фильм с достойными актерами (один Михаил Ульянов чего стоит!), и это удача. Книга «Роман Арбитман. Биография второго президента России» (опять-таки Лев Гурский) оказалась в центре судебного процесса и медийного скандала — что тоже для книги бывает очень полезно (хотя стоит нервов). Книга «История советской фантастики» (доктор Р. С. Кац) вдруг стала источником современного мифа (про то, как Сталин якобы делил Луну), а потом была переведена на японский и получила в Японии очень хорошую прессу… Удача? Конечно. А, например, «Антипутеводитель по современной литературе» (Роман Арбитман) разом прибавил мне врагов среди писателей — что для критика тоже большая удача… Ну, а еще есть один роман Гурского, «Спасти президента», который, как мне кажется, лучше остальных. Но он переиздан только три раза, и последний раз — аж полтора десятилетия назад. Потом шутить о президентах стало небезопасно.
6. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?
Когда пишешь большую вещь, ты еще и работаешь. И по работе тебе положено писать небольшие тексты. Так что можешь или не можешь, а надо…
7. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?
Да, я как-то разгромил автора, который писал какую-то чушь, а после выяснилось, что он не виноват: у него была опухоль мозга, и это влияло на тексты. Я ничего про это не знал, конечно, но мне стыдно за ту рецензию.
8. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?
Писатель должен считаться со своим потенциальным читателем. Когда писатель презирает читателя, читатель может ответить ему тем же.
9. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Список слишком большой. Начну с Сервантеса и поставлю многоточие…
10. Что Вы считаете самым трудным в жизни?
Не врать самому себе. Не договариваться с собственной совестью. Это о-о-о-чень нелегко. Но сколько бед произошло потому, что люди заключали компромиссы с собой.
11. Что Вам дает творчество? Вы чем-то жертвуете ради него?
Мне не нравится слово «творчество» по отношению к себе.
12. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы?
Задумал и почти написал одну маленькую книжку. И уже лежит законченная большая. Пока не опубликую, никаких больших проектов. Можно сглазить.
13. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
Нет «мужской» и «женской» литературы. Есть хорошая и плохая, вне зависимости от гендера.
14. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
У серьезной литературы — слишком много убийц. И главные — издатели, которые нарочно понижают планку, чтобы всегда иметь недорогих и на все готовых авторов. Так что если кидать камень в огород, то в издательский. Они, они во всем виноваты!
15. Сериальность это благо или вред для автора?
Сериальность — это деньги. Так что для автора это — благо. Но сиюминутное. А для читателя вред, конечно.
16. Отличается ли увлекательная книга от «чтива»?
Не понимаю слово «чтиво». В нем есть эдакое пренебрежение.
17. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы?
В мире «Романа Арбитмана, второго президента России». В этом мире я был бы главой государства. И всё было бы хорошо — в стране и в мире.
18. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?
Пусть пишут. Главное, чтобы оплатили потом мои моральные страдания.
19. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?
Все. Кроме «Перемены мест». Потому что этот роман уже экранизирован. Впрочем, если американцы захотят переснять, возражать не буду. У меня есть кое-какие соображения по кастингу. Но я их открою только продюсеру.
20. Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему?
В экранизации книги о президенте Арбитмане я бы сыграл главную роль. Потому что внешне довольно похож на героя. Но он немного стройнее.
21. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?
А я уже написал. В соавторстве с покойными Ильфом, Петровым и Булгаковым. Это была очень маленькая и очень гордая книжка. В булгаковском музее, прочитав ее, с ужасом отказались от презентации.
22. Какие концовки книг у вас любимые?
Практически все. Концовки — самое важное. Ты их придумываешь первым делом. Сперва эффектную концовку. Потом завлекательное начало. Львиную долю всего времени отнимает унылая середины — точнее, попытки автора сделать ее не очень унылой.
23. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?
Нет. А вот какие-то фразы, которые могут пригодиться, — да. Но к утру они забываются.
24. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?
Да. В одном романе герой был капитаном ФСК. Потом название ведомства сменилось, и он стал капитаном ФСБ. Апгрейд налицо.
25. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?
Я уже отвечал на этот вопрос. Прокормить писателя могут только регулярные экранизации и регулярные сильно денежные литературные премии.
26. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?
Участвовать надо. Это хороший стимул писать. А потом произведение можно никуда не отдавать, а доделать — и выйдет шедевр.
27. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?
Научить писать — именно ПИСАТЬ — невозможно. Но когда талантливый человек совершает элементарные ошибки, на них можно (и нужно) и указывать. В этом и заключается идея тренинга. В совершенствовании того, что есть.
28. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?
Главное — успеть дожить до Нобелевки.
29. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?
Везения.
30. Какова, по-Вашему, формула удачной книги?
Знал бы, не сказал бы. А тихо наладил бы производство удачных книг на дому.
31. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Пусть. Главное, чтобы мою фамилию (и псевдонимы) воспроизвели без опечаток.
32. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?
Если вам удастся сделать сборник интервью коммерческим проектом, я вам пожму руку. Или руки. В любом случае — один экземпляр книги я хотел бы получить от вас даром. Как соавтор.
Ссылки.
Вот фильм, сделанный к моему 55-летию
https://www.youtube.com/watch?v=0IYH40OANLs
Тексты
http://www.e-reading.life/book.php?book=1044190
http://www.e-reading.club/book.php?book=72348
http://www.e-reading.life/chapter.php/1044190/34/Gurskiy_-_Roman_Arbitman__biografiya_vtorogo_prezidenta_Rossii.html
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чай со Слоном. Третья чашка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других