Чай со Слоном. Третья чашка

Влад Костромин

Сборник интервью, взятых Владом Костроминым для клуба начинающих писателей «Бумажный слон» у поэтов, писателей, художников…

Оглавление

Буридамов Сергей

Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Я преподаю в одном из московских вузов. Подобного рода работа, как правило, определяет круг интересов. Исключением я не стал. Львиную долю моего времени занимает написание докторской диссертации по истории. Остальное время — семья, кино и другие простые человеческие радости.

2. Как давно Вы пишете?

Первый свой рассказ я написал в 7-летнем возрасте. Второй — в 32 года. Как видите, я совсем не тороплюсь. Последний свой рассказ я написал два года назад.

3. Почему Вы вдруг начали писать? О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

Почему?.. Наверное, всему виной — «писательский зуд», с которым знакомы миллионы людей по всему миру. Наступает момент, когда ты садишься и пишешь. Можно оттягивать, сопротивляться, но это всё равно происходит.

4. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?

В последние годы стало популярным приводить в пример Стивена Кинга с его обязательными тридцатью страницами в день. Но среди моих знакомых из пишущей братии таких трудоголиков не наблюдается. Мы все «раскачиваемся», прежде чем выдать текст. Да, это было бы великолепно — сесть и сходу набросать тридцать страниц. И такое даже бывает… жаль, что очень редко. Когда я писал «Чужие камни Ноккельбора», меня и правда захлестывал азарт многочасовой работы. Я сопереживал своему герою Векше настолько, что тратил уйму времени, чтобы завести его в сложную, диалектическую ситуацию. Потом ломал голову над тем, как вывести его с наименьшими потерями. А бывало, что небольшой рассказ занимал у меня недели только потому, что азарт отступал. Приходилось с трудом, через «не хочу» двигаться дальше.

5. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, как Вы поступаете?

Делаю перерыв. Или бросаю писать. Я убежден, что наше творческое Я, обитающее в подсознании, само успешно решает: нужно ли заканчивать рассказ или же к чёрту его!

6. Где вы черпаете идеи для своих произведений?

Да где только не черпаю… Что-то приснилось, что-то пришло в виде вспышки-идеи во время просмотра фильма или чтения. Идея рассказа «Сега МегаДрайв» пришла ко мне во время поездки в Подмосковье. Я ехал в электричке, смотрел в окно на проплывающие пейзажи. Брошенные старые дома, арматура, торчащая из деревьев… И постепенно сформировался сюжет рассказа. Словом, держим разум открытым, а уж идеи (особенно, для хоррора) проникнут в него сами.

7. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

Не совсем понятно, как понимать формулирову «удачные». Судьба произведений? Или моё личное отношение? Мне лично очень нравятся роман «Чужие камни Ноккельбора» и рассказ «Злая судьба полковника Давыдова». Однако самыми успешными считаю «Двужильных», занявших третье место в конкурсе «Пролёт фантазии» в 2016-м году, и рассказ «Шесть порций», понравившийся читателям журнала «Redrum» и собравший огромное количество прослушиваний в своих аудио-версиях в Сети.

8. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?

Да, почему бы и нет. Мне приходилось так делать. Конечно, шесть рассказов и три романа одновременно вы вести вряд ли сможете, однако два — легко. Слава Богу, наш мозг является довольно гибкой системой и умеет быстро переключаться между разными сюжетными парадигмами.

9. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

Стыдно перед кем? Перед собой? Точно нет… Перед читателем? Сложно ответить. Я могу предположить, что мне может быть несколько неудобно из-за нарушения сроков и срыва дедлайнов, оговоренных с редактором или издателем. Но за творческий акт стыдно быть не должно. Я в этом уверен.

10. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Свобода самовыражения. Без свободы не может быть литературы. И, конечно, оригинальность идеи. Вот оно и есть — самое сложное и самое важное. Мне приходилось читать много добротных рассказов, стилистически и сюжетно выверенных, но являющихся при этом вторичным продуктом. Фанфиком. Худшее, что с вами как с писателем может произойти — это шаблон. Лучше описать бред и галлюцинации, нежели выстроить произведение по затасканному сюжетному шаблону.

11. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

Я считаю, что любая творческая единица достойна уважения за сам факт своей духовной активности.

12. Что Вы считаете самым трудным в жизни?

Придумать для рассказа монстра, который бы пугал.

13. Что Вам дает творчество?

Творчество позволяет ощутить свою особость, «самость». Скорее всего, именно ради этого люди начинают творить.

14. Вы чем-то жертвуете ради творчества?

Приходиться жертвовать временем. Это основная проблема всех авторов, с которыми мне приходилось общаться. У всех — работа, семья, иные увлечения. Выгадать время на творчество не всегда удаётся.

15. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы?

В настоящее время я взял творческий отпуск. Однако в ближайшей перспективе планирую закончить роман в жанре «хоррор» и поучаствовать в паре-другой литературных конкурсов. Идей много, желания — тоже, однако со временем, к сожалению, всё непросто.

16. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?

Пусть меня закидают камнями, но очень часто можно угадать пол автора. В большинстве случаев, это удаётся сделать в фэнтези и хорроре, в меньшей степени — научной фантастике или космической опере. Конечно, есть исключения. Например, один из моих любимых авторов отечественного хоррора Ольга Рейн, чей стиль — холодный и жесткий — принципиально несводим к каким-либо гендерным особенностям.

17. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?

«Серьезную литературу» уже давно убила сама «серьезная литература». Своей серьёзностью. Пространство языковых форм меняется. В эпоху постмодерна вообще глупо писать что-либо полностью серьезное, преисполненное пафоса.

Что касается женского фэнтези, ироничных детективов и всего остального, перечисленного вами, то ничего страшного в этих поджанрах нет. Высокая кухня никогда не будет конкурировать с фаст-фудом. Кто сказал, что гурману от литературы нельзя сделать небольшой отпуск и «сожрать» что-нибудь «полуфабрикатное»? А вот скатывание крупных отечественных издательств и учреждённых ими конкурсов в пошлую коммерциализацию меня действительно печалит. Приведу пример: в прошлом году фантастом года была объявлена Елена Звёздная. Елена. Звёздная. Комментарии здесь излишни.

18. Сериальность это благо или вред для автора?

Не знаю, что ответить.

19. Отличается ли, по-Вашему, увлекательная книга от «чтива»?

Сложный вопрос. Давайте разбираться. Увлекательная книга — это книга, которую интересно читать. «Чтиво» — это «низкопробная» литература, написанная примитивный языком и состоящая из шаблонов. Может ли чтиво быть увлекательным? Предполагаю, что для кого-то — вполне.

20. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу — нужное подчеркнуть)?

Своим коллегам я могу и хочу пожелать крепкого здоровья, отличных и оригинальных идей для рассказов, а также — развития отечественного издательского дела. Желаю вам много печататься и издаваться!

21. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы?

При условии того, что пишу я, в основном, хоррор в тех или иных его формах, то вряд ли готов ответить на ваш вопрос. Впрочем, я бы не отказался побывать в мире «Чужих камней Ноккельбора»… до геноцида людей, само собой.

22. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

Я бы отнёсся к этому с плохо скрываемым восторгом. Если к твоему произведению пишут фанфик — значит, твои миры серьёзно волнуют читателя. Кто бы отказался встать в один ряд с Джоан Роулинг, Стивеном Кингом, Андреем Крузом или братьями Стругацкими?

23. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?

На полнометражный фильм (и даже — сериал) неплохо подошёл бы роман «Чужие камни Ноккельбора».

24. Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему?

Да, пожалуй, никого. Даже не думал никогда о подобном.

25. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

У меня уже был опыт соавторства. Не скажу, что мне понравилось, хотя определенные преимущества такой формат работы даёт. Что касается «с кем», то какого-то конкретного имени я не хотел бы называть.

26. Какие концовки книг у вас любимые?

Мне очень нравится, когда концовка — а) неожиданная, б) циничная, в) без намёков на продолжение. Словом, концовка должна ошарашивать, ошеломлять, но обязательно ставить точку.

27. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?

Нет, никогда. И я этому рад.

28. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Нет. Я стараюсь доводить до читателя только такой сюжет, в логичности и продуманности которого я полностью уверен. Если не уверен, лучше не пытаться.

29. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Насколько я знаю, в России чуть больше десятка писателей, полностью содержащих себя продуктами своего творчества. Реалии книгоиздательского дела таковы, что большинство авторов творят и реализуют свои произведения на просторах Сети. И большая часть авторов прекрасно понимает, что монетизировать своё творчество при нынешнем положении дел у них не удастся. Напечатать книгу и выпустить её хотя бы небольшим тиражом — уже огромное достижение даже для признанных мастеров пера.

30. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

Могу сказать только одно: если вы хотите, чтобы ваши рассказы (про крупную форму я вообще молчу) читал хоть кто-то, кроме ваших друзей и близких, участвуйте в конкурсах. В самых разных — начиная от небольших, внутрипортальных, и заканчивая конкурсами федерального масштаба. Благо последних — очень много. Литературный конкурс — это единственный путь для начинающего автора довести до потенциального читателя произведение, познакомиться с писательской средой, увидеть, как надо писать и как не надо писать, и, что самое главное, обратить на себя внимание представителей издательских домов. Конкурс — это наше всё!

31. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Да, конечно. Прежде всего, необходимо как можно больше уделять внимание тренингам по стилистике текста. Вы удивитесь, сколько «подводных камней» и ловушек в виде стилистических ошибок и недочётов ждёт вас в пространстве вашего же рассказа! Мой опыт подсказывает, что даже отличную идею можно испортить некачественно составленным текстом.

32. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Каких-либо амбициозных задача я никогда не ставил. И я не лукавлю, так как мои жизненные приоритеты лежат в сфере научной деятельности.

33. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

Безусловно, таланта. Однако талант без усилий подобен ружью без патронов. Вроде выглядит устрашающе, а стрелять нечем.

34. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Без проблем.

35. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?

Согласен.

Ссылки на творчество — http://www.proza.ru/avtor/buridamov, https://ridero.ru/books/chuzhie_kamni_nokkelbora/

Остальное можно погуглить.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я