В учебном пособии акцентируется прикладной и проективный характер современного философского знания, обусловленный формированием сложного нелинейного информационно-сетевого общества. Современная философия занимается не только концептуально-методологической разработкой проблем естественных, технических и социально-гуманитарных наук, но и проектированием и исследованием возможных миров социальной практики, что приобретает особое значение на современном этапе развития человеческой цивилизации. В пособии рассматриваются актуальные проблемы прикладной философии, а также новые методологические подходы, разрабатываемые с позиции целостного единства мира и природы человека в свете древнеегипетской эзотерической синтетической философии как основания мировой философии и в контексте новейших высоких технологий. Предназначено для магистрантов и аспирантов технических и информационных направлений подготовки; может быть также использовано при чтении курсов «История и философия науки» и «Философские проблемы науки и техники».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прикладная философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Начало XXI столетия характеризуется возрастанием значения философии как мировоззрения и методологии проектной деятельности в контексте бурно развивающегося сложного нелинейного информационно-сетевого общества. Вполне закономерно, что сейчас изменяется значимость философии по сравнению с прежними интерпретациями. Прежде всего, в материалистической философии на первом месте стояла следующая её трактовка, изложенная в «Тезисах о Фейербахе» К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой в отличие от старой философии, объясняющей окружающий мир, задача новой философии заключается в том, чтобы изменить этот мир. Данная трактовка философии была воплощена на практике В.И. Лениным в Великой Октябрьской социалистической революции 1917 как второго этапа Великой Русской революции, что зафиксировано в иллюстрированной «Истории философии» профессора Кембриджского университета М. Оливера1. Именно эта Великая русская революция в результате привела к созданию принципиально нового типа цивилизации — советской цивилизации, представляющей собой осуществление «Красного проекта». После распада Советского Союза американский исследователь Ф. Фукуяма сформулировал тезис о «конце истории», согласно которому теперь окончательную победу одержал либеральный проект. Однако сейчас начали проявляться исторические тенденции дальнейшего развития человечества, одной из которых является рост привлекательности «Красного проекта», отнюдь не потерпевшего краха и не ушедшего в прошлое2. Ведь именно полуторамиллиардный Китай живет при социализме, осуществляя этот «Красный проект» с присущей ему китайской спецификой при участии 80 миллионов коммунистов3. Рядом активно развивается социалистический Вьетнам со своими 100 миллионами человек и миллионами членов партии. Таким образом, можно констатировать, что «Красный проект» существует и развивается благодаря деятельности Китайской компартии на основе принципов марксизма-ленинизма в китайских условиях. Необходимо иметь в виду то существенное обстоятельство, что сейчас Китай представляет собой мощную экономическую империю, что этому способствуют тысячи китайских философов и экономистов (философов от мира сего), разрабатывающих пути развития страны. В Китае сейчас все усилия направлены на достижение китайской мечты: возрождение Китая и построение «сяокана» — среднезажиточного общества.
Во второй половине XX — начале XXI века благодаря дальнейшему развитию техногенной цивилизации и постнеклассической науки философия занимается исследованием возможных миров (В.С. Степин), что приобретает особое значение сейчас в условиях роста практической значимости форм теоретического освоения мира и его судеб на переломном этапе развития цивилизации4. Прикладной характер философии проявляется в концептуальной и методологической разработке философских проблем естественных, технических и социально-гуманитарных наук5. Философское исследование возможных миров является методологически и мировоззренчески адекватным проблемам информационно-сетевого, цифрового общества, в котором немалую роль играет виртуальная реальность. Наконец, ныне философия все больше используется в разработке различного рода проектов, необходимых для развития социокультурной среды. Иными словами, следует иметь в виду проектный характер современной философии, не только диалектико-материалистической философии, но и влиятельной на Западе аналитической философии и киберфилософии (в Китае ей соответствует философия связи и информации). В целом можно сформулировать значимость современной философии, дифференцированной внутри себя на ряд направлений, следующим образом: чтобы изменить мир, необходимо выявить спектр возможных миров, что позволяет проектировать будущее. В данном определении философии фактически речь идет о её прикладном характере, что соответствует потребностям динамично развивающегося сложного, нелинейного информационного общества.
Прикладной характер философии обусловлен тем фундаментальным обстоятельством, согласно которому имеющие высокий уровень философские абстракции извлечены из действительности, переработаны интеллектуальным инструментарием человечества, чтобы потом вернуться к их воплощению на практике. Следует иметь в виду тот немаловажный момент, что сама философия возникла в городской среде древних цивилизаций, которая выступает источником инноваций. Если города цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии были небольшими по численности, в них доминировала каста жрецов, генерирующих знание религиозного и философского характера, то в начале XXI столетия (2008 г.) в городах (малых, средних и мегаполисах) живет больше половины мирового населения. «Города, плотными скоплениями которых усеяна поверхность земного шара, — пишет Э. Глейзер, — стали двигателями инноваций еще во времена, когда Платон и Сократ спорили на афинском рынке. Улицы Флоренции подарили нам Возрождение, а улицы Бирмингема — промышленную революцию. Необычайное процветание современных городов — Лондона, Банголора и Токио — обусловлено их способностью рождать новые идеи. Гуляя по этим городам, спускаясь, скажем, по мощеным переулкам, проходя по образующим решетку поперечным дорогам, по объездной дороге или под автострадой, можно изучить — ни много ни мало — прогресс человечества»6. Именно города благодаря концентрации людей выступают средой, в которой происходит развитие интеллектуальной, религиозной и философской мысли, возникают художественные течения, появляются научные школы, производственные кластеры, торговые организации, политические учреждения и развлекательные центры.
Вполне резонно гарвардский экономист Э. Глейзер подчеркивает, что города являются величайшим изобретением человечества, имеющим причудливую историю и определяющим взлет человеческого гения. «Города — это отсутствие физического пространства, — пишет он, — между людьми и компаниями. Они суть близость, плотность, соседство. Они позволяют нам работать и развлекаться вместе, а их успех зависит от спроса на физические связи… В Америке и Европе города ускоряют инновации, связывая умных горожан друг с другом, но в развивающемся мире города играют еще более важную роль: они становятся порталами, через которые осуществляется контакт между рынками и культурами»7. В данном случае следует иметь в виду то существенное обстоятельство, что современный Запад, который оказал мощное влияние на весь мир, своими истоками имеет цивилизацию Древнего Египта (и Древней Месопотамии), чья правящая элита была образованной и имела высокий уровень интеллекта.
Действительно, почти 5000 лет назад в Древнем Египте появился первый в мире интеллектуал — визир фараона Джосера, построивший для его захоронения первую пирамиду знаменитый архитектор и великий врач Имхотеп. Он жил в первой столице Египта — Мемфисе на берегу Нила, где была сосредоточена богатая культура и фактически вся ученая бюрократия страны. «За два столетия (речь идет об эпохе вождя Менеса около 3200 года до н.э. — В.П., Е.П., В.П.) столичный город Мемфис превратился в громадный богатый центр, в нём жило пятьдесят тысяч человек — вся бюрократия страны, имевшая сложную иерархию. Имелась также школа писцов, где изучались искусство письма, многочисленные мифы, легенды о походах фараонов и литература — записанные ранее тексты. Там же обучали системе мер и весов, экономике, архитектуре и, возможно, другим искусствам. Насколько себе можно представить, это была первая в мире школа университетского типа. Верхушка Египта была образованной»8. Существенным здесь является то, что вся жизнь цивилизации Древнего Египта носила религиозный характер, что в ней доминировал религиозный символизм, благодаря которому все усилия людей в философском и обыденном плане были нацелены на осуществление одного: пока ты существуешь, готовься к смерти. В этом контексте следует рассматривать деятельность Имхотепа, построившего первую египетскую пирамиду и занимавшегося интеллектуальной деятельностью.
Фактически Имхотеп положил начало записанной истории развития медицины, архитектуры, геометрии, строительства, юриспруденции, а также религиозным и философским сочинениям. Вполне естественно, что около 2650 года до н.э. были написаны египетские «Книги мудрости» — сборники изречений и практических советов, что около 2400 года до н.э. правитель Мемфиса Птахотеп написал первую известную книгу по философии «Наставления»9. Накопленные жреческой кастой Древнего Египта эзотерические знания, в том числе эзотерическая философия, были в определенной степени усвоены древнегреческими философами и другими философско-религиозными и философскими системами Запада и Востока, проявляя свой эвристический потенциал в начале XXI столетия. В этом плане представляет интерес учебное пособие И.Г. Корсунцева «Прикладная философия: субъект и технологии», в котором рассматриваются важные философские проблемы субъекта и виртуальной реальности с позиции ресурсно-технологических представлений, когда знания в качестве виртуальных ресурсов субъекта выступают средством его выживания10. Привлекает также внимание учебное пособие В.С. Поликарпова «Введение в философию», где излагается философия нового поколения, в котором философия трактуется как самосознание культуры и цивилизации, как синтетическо-универсальное видение мира, что дает возможность осмыслить взаимодействие современных цивилизаций, контуры будущего цивилизаций, значимость спектра таких новейших технологий, как информационные и виртуальные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, особенности познания и сознания в условиях информационного общества, возможности человека, угрозы и опасности глобального порядка, будущее человечества11.
Заслуживает внимания интерпретация прикладной философии как философской инноватики, представленная А.М. Старостиным в его научно-учебном издании «Прикладная философия как философская инноватика», в котором прикладная философия и философская инноватика репрезентированы как сфера приложений и разработок, исходящая из разных парадигм фундаментальной философии и востребованная в разных областях человеческой деятельности (наука, образование, политика, религия, управление, экономика, культура и искусство)12. Наряду с уровневой моделью репрезентации философии и философской деятельности, автор включил сюда понятие «философского опыта», а также проанализировал деятельность ряда выдающихся отечественных философов и ученых в роли «прикладников». В тексте также изложены авторские исследовательские кейсы, касающиеся прикладной философии и философской инноватики, призванные показать этот инструментарий и подходы в действии13.
В отличие от данного многоуровневого подхода к прикладной философии некоторые современные философы считают необходимым и плодотворным непосредственное приложение философии к решению актуальных проблем современной науки. Так, в стремлении решить проблему сознания на основе исследования материального мозга немецкий философ Т. Метцингер пишет о прикладном характере философии следующее: «Я, в отличие от многих коллег-философов, считаю, что данные, полученные в результате эмпирических экспериментов, зачастую имеют непосредственное отношение к философии, и что академическая философия слишком часто игнорировала эти данные»14. Иными словами, само развитие научного познания и знания с необходимостью требует применения философии, чтобы можно было использовать полученные данные в теоретической и практической деятельности человека и социума.
В настоящее время значительно возросло значение философии в жизнедеятельности человека и социума, что объясняется комплексом обстоятельств, среди которых немалое место принадлежит как новой ситуации, связанной с происходящим цивилизационным сдвигом в развитии человечества и системой кризисов глобального порядка, так и прорывом в познавательной деятельности, который привел к созданию новых технологий (информационных и телекоммуникационных технологий, биотехнологий, нанотехнологии, высоких технологий обработки сознаний человека, компьютерных психотехнологий и др.), изменяющих кардинально образ жизни современного человека. Действительно, с одной стороны, на рубеже XX и XXI столетий совершены следующие прорывы в науке: расшифрован геном человека, доказано существование у живой клетки программы смерти, рождена клеточная терапия, совершившая революцию в медицине, получено новое состояние материи — кварк-глюонная плазма, созданы прототипы квантовых компьютеров будущего и пр. Некоторые из этих открытий, особенно относящиеся к квантовой физике, теории квантовых вычислений, темной материи, требуют генерирования новых идей, которые могут привести к описанию реальности, где ряд интуиций, обусловленных жизнедеятельностью человека в макроскопическом пространстве-времени, становятся неадекватными исследуемому объективному миру.
С другой стороны, ряд других фундаментальных открытий в современной науке — «волны Макимото», характеризующие определенные периоды технического развития микроэлектроники и требующие разработки программных средств, которые способны принимать во внимание фактор времени при изменении аппаратной структуры систем, открытия мюнхенской группы медиков под руководством Э. Пёппеля в области исследования структуры и функций человеческого мозга и роли в этом слуховой иерархии, открытия современной физики элементарных частиц и др. — свидетельствуют о возрастании роли времени и пространства и других категорий философии в познавательной и практической деятельности человека.
Сложившаяся в современном научном познании (и не только в научном познании!) гносеологическая ситуация с понятиями пространства и времени и другими фундаментальными понятиями, посредством которых осуществляется постижение мира, выглядит достаточно запутанной, она требует своего разрешения. Эту познавательную ситуацию можно охарактеризовать принадлежащим последнему из мудрецов древних майя Раммикару афоризмом, который относится к иллюзорному восприятию мира: «Облака целуют луну»15. Не следует забывать, что само иллюзорное восприятие мира имеет свои основания в этом реальном мире, что оно несет в себе те или иные свойства окружающего мира. Следовательно, сложившаяся гносеологическая ситуация с фундаментальными категориями (время, пространство, сознание, причинность и др.) в современном познании означает, что их старые интерпретации исчерпали свой эвристический и познавательный потенциал, что необходим поиск новых толкований. Данный поиск связан с новыми подходами, парадигмами и технологиями, обладающими значительным эвристическим потенциалом в постижении окружающего мира и психики человека.
В современной науке много диковинных открытий, которые не укладываются в рамки здравого рассудка, и поэтому следует привыкать к необычным образам формирующейся квантово-релятивистской картины мира. Все это с необходимостью требует своего философского осмысления, в противном случае невозможно понимание окружающего мира. В этом плане заслуживает внимания следующая мысль американского философа Г. Франкфурта: «Философам следует играть единственную роль, которую они действительно подготовлены играть в любом контексте. А это — попытка прояснить фундаментальные концепции и попытаться рассмотреть аргументы, которые используются за их точность, достаточность и соответствие»16.
Человек всегда стремится заглянуть в будущее, его интересуют тенденции развития научного знания, ему хочется знать, какие проблемы будут находиться в фокусе внимания науки. В ряде журналов уже сделаны прогнозы относительно развития научного познания, однако следует помнить, что большинство предсказаний не сбывается, на передний план выступают нерешенные проблемы современной науки, что человек уже сталкивается с новыми, зачастую непредсказуемыми проблемами научного познания. Одна из этих проблем связана с сомнением физиков в адекватности традиционного понятия «черная дыра» действительности, так как квантовый эффект — поляризация вакуума — может быть настолько сильным, что он останавливает формирование черной дыры и порождает вместо нее черную звезду17. Вторая проблема обнаружилась в нейронауках, в которых было общепринято положение о том, что белое вещество мозга человека (глиальные клетки, составляющие 90% мозговых клеток) предназначено для того, чтобы скреплять мозг, однако с ним связан интеллект и ряд заболеваний мозга (болезни Паркинсона, Альцгеймера и др.)18. Третья проблема имеет отношение к интеграции человеческого мозга с компьютером, причем стремление решить её привело к новому открытию значимости света в управлении мозгом19. Четвертая проблема — это проблема «тёмной энергии» (и «тёмной материи»), которая представляет собой некую субстанцию с удивительными свойствами, в том числе антигравитацией, и объясняет ускоренное расширение нашей Вселенной20. Пятая проблема связана с осуществлением прорыва в будущее на основе конвергенции наук и технологий, которую называют НБИКС-технологии (Н — это нано, Б — био, И — информационные технологии, К — когнитивные технологии, С — социальные технологии), причем фундаментальными (надотраслевыми) технологиями выступают нано — и информационные технологии, выступающие основой постиндустриального социума21. Наконец, тенденции развития современного мира характеризуются беспрецедентными геополитическими и экономическими изменениями, становлением многополярного мира22.
Рассмотрение этих проблем современной науки предполагает философский анализ и синтез полученных знаний, в результате которого следует установить неадекватные развитию современной науки старые философские идеи, чтобы человечество смогло выработать стратегию своего развития, адекватную динамике окружающего природного и социального мира. Данное учебное пособие можно и нужно использовать студентам, магистрантам и аспирантам в ходе изучения вузовского курса философии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прикладная философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
См. Тавровский Ю. В. Си Цзиньпин. По ступеням китайской мечты. М., 2015; Поликарпов В.С., Поликарпова Е. В. Красный дракон. Китай между Америкой и Россией. От Мао Цзэдуна до Си Цзиньпина. М., 2016.
5
См. Современные проблемы философских, естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2007; Поликарпов В.С. Современные философские проблемы областей научного знания. Ростов-на-Дону. 2006.
6
Глейзер Э. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее. М., 2014. С. 12.
9
См. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего / Под общей редакцией Роберта Стюарта. М., 1998. С. 8.
10
См. Корсунцев И. Г. Прикладная философия: субъект и технологии. М.: Российское философское общество, ИПК госслужбы. 2001.
11
См. Поликарпов В. С. Ведение в философию. Ростов-на-Дону — Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ. Изд-во ТРТУ. 2003.
12
См. Старостин А. М. Прикладная философия как философская инноватика. Научно-учебное издание. Ростов-на-Дону. 2015.
13
Старостин А. М. Прикладная философия как философская инноватика. Научно-учебное издание. Ростов-на-Дону. 2015.
16
Франкфурт Г. О философии // Букингем Дж. Что дальше? Путеводитель по будущему, составленный специалистами: Прогнозы 50 самых влиятельных экспертов Америки. М. — Владимир. 2011. С. 143.
18
См. Куб Э. Источник мысли. М., 2011; Филдз Д. Вещественность белого вещества // В мире науки. 2008. № 6.
19
См. Диссерот К. Управление мозгом с помощью света //В мире науки. 2011. №1; Стикс Г. Как подключиться к мозгу // В мире науки. 2009. №2; Хорост М. Всемирный разум. М., 2011.
20
См. Рубаков В. Темная энергия во Вселенной // В мире науки. 2011. №2; Фейгин О. Поразительная Вселенная. М., 2011; Читхэм Н. Вселенная. Путеводитель по пространству и времени. СПб., 2009.