Политико-правовые и социокультурные традиции Античности

Виталий Калмыков, 2016

Учебное пособие кандидата исторических наук, доцента В. С. Калмыкова содержит тексты лекций, темы рефератов, курсовых и дипломных работ по дисциплине «Политико-правовые и социокультурные традиции Древности». Представлены контрольные тесты и вопросы к экзамену, даны методические рекомендации для студентов и преподавателей, а также список основной и дополнительной литературы. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология» по профилю «Всеобщая история», по программе обучения в магистратуре по дисциплине «Политические, экономические и социокультурные традиции Древности и Средневековья».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политико-правовые и социокультурные традиции Античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Конспект лекции

Лекция 1

Античность как тип культуры

План лекции

1. Античный мир и его хронология.

2. Особенности культуры античного мира.

Античность дословно переводится как «древности», данный термин был введен учеными эпохи Просвещения и относится к истории и культуре Древних Греции и Рима. Хронологически античность делится на два больших периода и состоит из истории и культуры Древней Греции, а также из истории и культуры Древнего Рима. Периодизация Древней Греции состоит из следующих этапов истории:

1. Крито-Микенская эпоха XXX в. до н. э. — XII в. до н. э.

2. «Гомеровский» период XI–IX вв. до н. э.

3. Архаический период VIII–VI вв. до н. э.

4. Классический период V–IV вв. до н. э.

5. Эллинистический период IV–I вв. до н. э.

История Древнего Рима также делится на отдельные периоды и состоит из следующих этапов истории:

1. Ранний Рим или «царский» период 753 г. до н. э. — 509 г. до н. э.

2. Республиканский период 509 г. до н. э. — 30 г. до н. э., который делится на раннюю республику V–III вв. до н. э. и позднюю республику II–I вв. до н. э.

3. Императорский период 30 г. до н. э. — 476 г. н. э., который также делится на период принципата (I–III вв.) и период домината (IV–V вв.).

Следует сказать о том, что культура и цивилизация — это разные вещи. В культуру входят произведения искусства, литературные произведения, религия и научные знания. Цивилизации — это, в первую очередь, наличие городов-полисов и государства, а также весь образ жизни и менталитет народа, проживающего в этих городах-государствах. Основой античной культуры был полис и его жители с такими понятиями, как гражданские права и обязанности гражданина. Культура полиса была рассчитана на широкие массы населения, а не только на элиту общества. В этом состоит главное отличие античной культуры от культуры стран Древнего Востока. Именно античная культура, в первую очередь греческая, дала миру такие вещи, как театр, философию, историческую науку и художественную литературу. Первой культурой античности можно считать греческую, которая к V в. до н. э. стала самой развитой системой Древнего Мира. Три важнейших особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литература, искусство и философия), ее большая гуманистическая направленность. Каковы же были условия и причины такого невиданного подъема или, как говорят ученые, «греческого чуда»?

Во-первых, греческая культура создавалась на основе динамичного способа производства и рационально организованного хозяйства. Основой греческой экономики было товарное производство, построенное на основе частной собственности и труда рабов, принадлежащих частным лицам. Во-вторых, социальную основу полиса составляло среднее гражданство, прежде всего зажиточные крестьяне и ремесленники, которые одновременно были полноправными гражданами и воинами. Эта активная часть населения была готова к восприятию культурных ценностей больше, чем бесправные общинники стран Древнего Востока. Также данная прослойка населения требовала довольно высоких культурных стандартов в искусстве и литературе. В-третьих, процесс культурного творчества в греческих полисах имел разную интенсивность и опирался, прежде всего, на культуру Крито-Микенской эпохи, что позволило грекам достаточно быстро восстановить культурные достижения после «темных» веков «гомеровского» периода. Также активное участие граждан в политической и общественной жизни полиса и отсутствие большой бюрократической системы, порождала близость государства и основной массы народа. Активное участие в государственных делах требовало ответственной и мыслящей личности, умевшей отстаивать свои интересы и голосовать в народном собрании.

В-четвертых, развитию греческой культуры способствовало отсутствие могущественной жреческой организации, такой как в странах Древнего Востока. Греческая религия обладала простотой обрядов и проведения церемоний, которые могли проводить выборные магистраты. Это исключало возможность влияния и контроля жречества на развитие культуры. Также это определило свободный и открытый характер образования и воспитания в полисах Греции. Несомненно, что культура Древнего Рима имела свои особенности, но в основном ее развитие было схоже с культурой Древней Греции, у которой она заимствовала многие достижения. Следует отметить, то античная культура лежит в основе современной европейской культуры.

Лекция 2

Крито-Микенская эпоха и ее культура

План лекции

1. Открытие Критской цивилизации и ее культура.

2. Открытие Микенской цивилизации и ее культура.

Древнейшими очагами цивилизации в Европе были Кикладские острова и остров Крит. Уже в древности здесь скрещивались торговые пути, соединившие Балканский полуостров с островами Эгейского моря, Малой Азией, Сирией и Египтом. Критская культура испытала на себе сильное влияние таких древних цивилизаций, как Египет и Междуречье, но особенно важную роль в ее формировании сыграла культура Кикладских островов III тысячелетия до н. э. Для этой культуры были характерны большие укрепления протогородского типа, богато орнаментированная керамика и мраморные фигурки людей. Стены домов покрывали богатые фрески, изображавшие морские путешествия и религиозные праздники. Также часто изображались животные и растения, но археологи не нашли ни одного изображения военных походов. Основным культом жителей Киклад было поклонение женской богини-матери, олицетворявшей плодородие, и богу Посейдону.

Археологическое открытие и изучение Критской культуры принадлежит английскому исследователю Артуру Эвансу. Он начал раскопки на Крите в 1899 году. Они продолжались 35 лет и выявили памятники цивилизации, которую Эванс назвал «минойской», в честь легендарного критского царя Миноса. Во время раскопок были найдены таблички с печатями и линейной письменностью. Линейная письменность «А» не расшифрована, письменность «Б» наоборот была расшифрована после Второй мировой войны. Археологические раскопки на Кикладских островах начались еще в конце XIX века, но расцвет находок приходиться на 1967 год. Особенностью культуры Крита был богатый орнамент в виде пальмовых листьев на керамике, а также бронзовые фигурки людей и животных. В критских дворцах имелись водопровод и канализация и богатые фрески с изображением морских животных и путешествий. Религия Крита формировалась на основе почитания божеств плодородия в виде Бога-быка и Богини-матери в виде коровы. Существовали матриархальные отношения в виде женщин-жриц и их главы — критской царицы, которая одновременно была верховной жрицей культа женской богини плодородия. Эта богиня была повелительницей дикой природы и ее обитателей. Почитание богини-матери было распространено по всему Средиземноморью еще с эпохи неолита. В жертву богам приносились не только животные, но и люди. В городе Кноссе, считавшемся столицей критского царя, было обнаружено подземное хранилище с множеством сосудов, в которых хранились расчлененные останки людей. Из источников можно также сделать вывод, что жрецы верховного бога Крита были каннибалами. Критскую цивилизацию и культуру погубил природный катаклизм — извержение вулкана на острове Фера в 1520 г. до н. э. После чего Крит был постепенно заселен племенами греков-ахейцев.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политико-правовые и социокультурные традиции Античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я