Люди на Луне

Виталий Егоров (Zelenyikot), 2020

На фоне технологий XXI века полет человека на Луну в середине прошлого столетия нашим современникам нередко кажется неправдоподобным и вызывает множество вопросов. На главные из них – о лунных подделках, о техническом оснащении полетов, о состоянии астронавтов – ответы в этой книге. Автором движет не стремление убедить нас в том, что программа Apollo – свершившийся факт, а огромное желание поделиться тщательно проверенными новыми фактами, неизвестными изображениями и интересными деталями о полетах человека на Луну. Разнообразие и увлекательность информации в книге не оставит равнодушным ни одного читателя. Был ли туалет на космическом корабле? Как связаны влажные салфетки и космическая радиация? На сколько метров можно подпрыгнуть на Луне? Почему в наши дни люди не летают на Луну? Что входит в новую программу Artemis и почему она важна для президентских выборов в США? Какие технологии и знания полувековой давности помогут человеку вернуться на Луну? Если вы готовы к этой невероятной лунной экспедиции, тогда: «Пять, четыре, три, два, один… Пуск!»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Люди на Луне предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Увидеть своими глазами

Почему многие снимки луны черно-белые?

Панорама Луны в съемке околоземного спутника Pléiades. CNES

КРАТКИЙ ОТВЕТ: Черно-белая съемка используется в астрономии, потому что позволяет рассмотреть больше мелких деталей. Но ничто не мешает провести цветную съемку Луны, и она ведется.

Многие современные космические аппараты и наземные телескопы показывают спутник Земли исключительно в черно-белом варианте. Это кажется странным, ведь некоторая неоднородность цвета поверхности заметна при цветной съемке, и кажется странным, что она не всегда показана.

Луну снимал космический телескоп Hubble. Французские околоземные спутники Pléiades-1A/1B, запущенные для съемки поверхности Земли с высоким разрешением, также разворачивались к Луне и получали черно-белую панораму.

Вокруг Луны сегодня обращается спутник NASA LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), который ведет съемку двумя типами камер: длиннофокусной и широкоугольной. Длиннофокусная камера LRO снимает поверхность с детализацией до 35 см, способна разглядеть следы советских луноходов и астронавтов NASA, но все ее снимки тоже получаются черно-белые.

Орбитальные зонды Европы, Японии, Индии, Китая, которые занимались картографией Луны, также присылали черно — белые изображения. Наземные обсерватории и многие астрономы-любители покупают специальные астрономические фотокамеры, которые снимают в черно-белом режиме, и выкладывают в сеть большое количество эффектных, но бесцветных фотопанорам.

Такое пристрастие к черно-белым снимкам Луны вызывает удивление и порождает отдельную теорию заговора, согласно которой кто-то запрещает показывать цвет лунной поверхности.

Причина же популярности «бесцветных» лунных изображений не в заговоре, а в законах физики. Наши глаза видят цвет благодаря разновидности световых рецепторов сетчатки — колбочек. Колбочки приматов, включая человека, разделяются на три типа, каждый из которых воспринимает красный, зеленый или синий свет. Современная цифровая фототехника позаимствовала этот принцип. Цветные кадры получаются благодаря «мозаичному» светофильтру, собранному из трех типов светофильтров разного цвета. Светофильтр каждого цвета отсекает посторонний свет и пропускает к фотоматрице только красную, зеленую или синюю часть видимого спектра — такую схему называют мультиспектральной, а фильтр носит название байеровского. Если съемка ведется на «голую» фотоматрицу, без фильтров, то такой снимок называют панхроматическим и для нашего глаза он черно-белый, поскольку показывает только разницу в количестве света, поглощенного различными участками фотоматрицы.

Для получения цветных снимков можно закрыть фотоматрицу фильтром Байера — массивом из фильтров трех цветов, где каждому пикселю достается свой цвет. Так делают практически во всех любительских цифровых фотоаппаратах и камерах смартфонов. В астрономии и космонавтике чаще применяется другой способ: снимать на «голую» матрицу три одинаковых кадра, поочередно закрывая ее фильтрами разных цветов. Затем три кадра обрабатывают вручную или с помощью алгоритмов и получают уже цветной снимок, хотя и не всегда такой, какой увидели бы наши глаза, — если снимают в тех диапазонах света, которые человек не видит.

Независимо от метода получения цветного снимка, камера через фильтры принимает меньше света, чем без них. При панхроматической съемке, без фильтров, фотосенсоры принимают весь свет в доступном диапазоне и снимки оказываются более высокого разрешения, т. е. показывают больше мелких подробностей, что привлекает и ученых, и любителей. Таким образом, черно-белую Луну снимают все, кто хочет запечатлеть наименьшие детали поверхности и получить изображение с наивысшей детализацией. Это и есть причина популярности черно-белой съемки, что ни в коем случае не отменяет многочисленные примеры цветной съемки Луны, как на ее поверхности, так и с орбиты — лунной или околоземной.

К сожалению, мы не сможем обсудить вопросы о цвете Луны в рамках данной книги из-за технических ограничений: без цветных иллюстраций разговор будет голословным.

Можем ли мы в большой телескоп с земли рассмотреть следы астронавтов NASA?

КРАТКИЙ ОТВЕТ: Нет, разрешения не хватит. И это не то разрешение, которое можно взять у кого-нибудь. Взять телескоп можно, но увидеть в него следы на Луне запрещают законы физики.

В космосе летает большой телескоп Hubble, на Земле работают телескопы в несколько раз больше. Они снимают спутники Плутона, далекие галактики, планеты в системах других звезд. Так неужели они не могут рассмотреть цепочку следов астронавтов на такой близкой Луне? А снимают ли вообще Луну в современные телескопы? Может, снимки засекречены?

Наверняка многие встречали такие вопросы в интернете или задавались ими сами. Какие же у нас есть возможности для изучения Луны?

Возможности оптических телескопов определяются прежде всего их размерами. Главная характеристика, отвечающая за детализацию (резкость, разрешение) видимого изображения, — диаметр главного зеркала телескопа или собирающей линзы, если телескоп беззеркальный. Большинство фотографических объективов — это беззеркальные телескопы — рефракторы. Чем больше диаметр главного зеркала или собирающей линзы объектива, тем более мелкие детали может увидеть телескоп, или, как говорят астрономы, тем «выше разрешающая способность». Разрешающая способность — это показатель возможности телескопа различить («разрешить») наименьшие детали изображения, например две близко расположенные звезды или два близких кратера. Если две звезды выглядят как одна или два кратера выглядят как одно пятно на поверхности, то расстояние между ними находится ниже предела разрешающей способности телескопа.

Чтобы научиться оценивать разрешающую способность телескопа, надо узнать, в каких единицах она измеряется. Показателем разрешающей способности телескопа является угловая величина, которая измеряется в угловых градусах, минутах, секундах… Если мы разделим наблюдаемую вокруг себя окружность на 360 частей, каждая из частей будет градусом. Градус разделяется на 60 угловых минут, а каждая угловая минута на 60 угловых секунд. Иногда в расчетах и формулах используется единица радиан и его доли, но их несложно перевести в те же градусы. Минимально различимые в телескоп объекты измеряются в угловых величинах, они и показывают разрешающую способность оптики.

Человеческий глаз тоже оптическое устройство. Разрешающая способность человеческого глаза при нормальном зрении — 1 угловая минута.

ДЛЯ ПРИМЕРА:

Футбольный мяч, видимый с расстояния 13 м, занимает 1 градус.

Он же с 800 м занимает 1 угловую минуту.

С расстояния 50 км он же будет иметь угловой размер в 1 угловую секунду, но мы без телескопа его уже не увидим.

Зато если взять небольшой любительский телескоп, то мяч мы увидеть сможем, но, чтобы различить рисунок на нем, потребуется взять телескоп диаметром в два или три раза больше. Космический телескоп Hubble сможет увидеть футбольный мяч на расстоянии 1000 км.

Угловой размер Солнца или Луны для наблюдателя на Земле — около 30 угловых минут, или половина градуса. Размер пролетающей в небе Международной космической станции — 1 угловая минута. Видимый диаметр ближайшей к нам планеты Венеры в моменты сближения с Землей — чуть больше 1 угловой минуты.

Чтобы определить разрешающую способность телескопа, кроме его диаметра требуется учитывать множество факторов: качество изготовления зеркала, длину волны света, на которой ведется наблюдение, оптическую схему, прозрачность оптики, прозрачность среды и др. Но для упрощенного расчета используется небольшая формула: 116 разделить на диаметр главного зеркала телескопа в миллиметрах (116/D). Так мы узнаем примерную предельно достижимую разрешающую способность телескопа в угловых секундах. Иногда встречаются формулы с другими показателями — от 114 до 140, но они незначительно меняют итоговые результаты.

Исходя из этой упрощенной формулы можно определить возможности некоторых телескопов:

● Любительский телескоп с зеркалом диаметром 20 см — разрешение 0,6 угловой секунды (футбольный мяч с расстояния 100 км).

● Космический телескоп Hubble диаметром 2,4 м — разрешение 0,05 угловой секунды (футбольный мяч с расстояния примерно 1000 км).

● Очень большой телескоп (Very Large Telescope, VLT) в Чилийских Андах с зеркалом в 8 м — разрешение 0,015 угловой секунды (футбольный мяч с расстояния примерно 3300 км, без учета атмосферы).

● Строящийся Чрезвычайно большой телескоп (Extremely Large Telescope, ELT) с зеркалом диаметром 39,3 м — разрешение 0,003 угловой секунды (футбольный мяч с расстояния примерно 16 500 км, без учета атмосферы).

Угловое разрешение — характеристика телескопа или другой оптики, например фотообъектива или микроскопа. Если же мы говорим об итоговых снимках, то к ним применима уже характеристика линейного разрешения. Линейное разрешение исчисляется в привычных мерах расстояния: километрах, метрах, сантиметрах. В этих единицах отображается размер наименьших различимых на фотографии объектов. То есть у камеры с фиксированным угловым разрешением на снимках будет меняться линейное разрешение пропорционально расстоянию: при сокращении расстояния между объективом и объектом съемки вдвое линейное разрешение уменьшается также вдвое. Например, с высоты 100 км у камеры NAC LRO линейное разрешение будет 1 м, а с высоты 50 км — 0,5 м. При этом обычно говорят «разрешение растет», имея в виду, что на одном и том же участке можно рассмотреть больше мелких деталей. Встречается также обозначение линейного разрешения в метрах на пиксель, но такое понятие больше подходит для обсуждения характеристики фотографической матрицы.

КАКОЕ ЛИНЕЙНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ БУДЕТ У HUBBLE НА ЛУНЕ?

Если угловой диаметр Луны 30 угловых минут, значит, в нем 1800 угловых секунд, а главная камера Hubble имеет угловое разрешение 1/20 угловой секунды. Значит, он различит объекты размером до 1/36 000 от диаметра спутника Земли. Разделим диаметр Луны 3474 км на 36 000 и получим размер чуть меньше 100 м. Это размер наименьших деталей поверхности Луны, которые способен рассмотреть Hubble при среднем расстоянии от Земли до Луны, т. е. его линейное разрешение.

Если подобный расчет мы повторим для 8-метрового Very Large Telescope, то получим линейное разрешение 28 м, мельче которых он ничего не увидит на Луне. Но наземному телескопу мешает атмосфера, поэтому даже с использованием адаптивной оптики результат будет хуже. Фактическая детализация VLT — около 130 м на Луне. Именно поэтому космический Hubble так важен для астрономии.

О том, что Hubble и другие телескопы могут рассмотреть на Луне, мы и поговорим в этой части.

Как же увидеть следы пребывания людей на Луне?

КРАТКИЙ ОТВЕТ: Можно найти результаты съемки Луны космическими аппаратами разных стран. Или подождать: новых луноходов, возможности запустить к Луне свой спутник с достаточно мощной камерой или начала продажи билетов на туристические полеты до Луны.

Если даже большой телескоп с Земли не может показать нам лунную поверхность достаточно четко, то можно сделать его меньше, но разместить ближе к объекту наблюдения. После программы Apollo к Луне запускались космические аппараты Японии, США, Европы, Китая, Индии, Израиля. Многие из них несли на борту фотокамеры или телескопы для наблюдения за поверхностью.

Непосредственно следы людей и луноходов, лунные модули и оборудование сумел рассмотреть только один аппарат — американский LRO. Японская и индийская автоматические станции хотя и не имели достаточной разрешающей способности своих камер, но смогли увидеть признаки лунных посадок — пятна грунта, разбросанного лунными модулями при посадке и взлете, тень лунного модуля, наиболее вытоптанные астронавтами участки поверхности и др.

Когда-нибудь в будущем появится возможность и самостоятельно слетать на окололунную орбиту. В XXI веке как минимум две космические компании предлагали туристический полет до Луны и обратно, без посадки. Это российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и американская компания SpaceX. При цене билета от $70 до $120 млн можно слетать и посмотреть на Луну самому. Только, чтобы увидеть следы, потребуется хороший телескоп, так как даже с орбиты расстояние до поверхности — несколько десятков километров. Посадка туристического корабля будет стоить намного дороже, и пока никто не готов обеспечить такой полет.

Хотя не обязательно тратить $120 млн на туристический полет, когда можно запустить туда спутник или луноход. Это будет дешевле, хотя и ненамного.

В 2015 году группа российских энтузиастов и молодых инженеров космической отрасли объявила о проекте создания микроспутника, который сможет добраться до Луны и с орбиты рассмотреть следы. Они собрали 1,5 млн рублей на разработку спутника при помощи краудфандинга, но, чтобы создать настоящий космический аппарат, им потребуется в тысячу раз больше, и пока инвестора не нашлось, поэтому нам придется ждать их старта.

В 2007 году компания Google объявила конкурс Google Lunar X Prise, по условиям победитель получал $25 млн за успешную доставку на Луну небольшого лунохода, который пройдет 500 м и передаст не менее 500 мегабайт данных на Землю. Десятки команд со всего мира решили участвовать в гонке, финал ожидался в 2015 году, но в 2018 году компания Google вышла из конкурса, не дождавшись финалистов. Техническая задача оказалась сложнее, чем многие ожидали, и дороже, чем обещанный приз. Лишь одна команда — израильская — довела проект до запуска, но их космический аппарат Beresheet при посадке разбился о поверхность Луны.

Тем не менее несколько команд продолжили свою деятельность и после конкурса. Немецкая команда PTScientist разрабатывает посадочную платформу и луноход и планирует зарабатывать на доставке грузов на Луну. Целью первого запуска они выбрали место посадки одного из Apollo. Луноход должен высадиться в районе прилунения Apollo 17, подойти на расстояние 100 м к лунному роверу LRV, на котором катались астронавты, и с расстояния 200 м взглянуть на оставшуюся нижнюю ступень посадочного модуля. NASA попросило не подходить ближе, чтобы сохранить неприкосновенность исторических следов Харрисона Шмитта и Юджина Сернана.

Что можно увидеть на Луне в любительский телескоп?

КРАТКИЙ ОТВЕТ: В любительский телескоп на Луне можно рассмотреть много интересного, но не следы людей.

Автор главы — астроном-любитель, инженер-робототехник, выпускник факультета прикладной информатики Кубанского государственного университета Артем Зубко

Прогуливаясь морозным зимним утром или жарким летним вечером, мы часто видим бледно-желтый или пепельно — серый диск того, что называют Луной. Нам про нее говорят с детства, показывают фотографии и рисунки в школьных учебниках, иногда мы видим ее по телевизору. Пожалуй, каждый знает, что это древний спутник Земли, что он обращается вокруг нашей планеты и что к нему периодически летают искусственные спутники и спускаемые аппараты.

Если остановиться и немного присмотреться к полной Луне, то можно заметить на ней светлые и темные области. Можно найти в интернете карту и попытаться распознать в этих пятнах Море Дождей ближе к северу, Моря Ясности и Спокойствия возле экватора, Море Кризисов на востоке. То яркое пятно на юге, от которого расходятся белесые полосы, сойдет за кратер Тихо, но ничего определенного сказать нельзя: все эти очертания кажутся призрачными и расплываются в глазах. Едва ли вид Луны на небосклоне может казаться манящим и загадочным, ведь она с нами на протяжении всей жизни и кажется чем-то вполне обыденным.

Однако уже при наблюдении в телескоп с диаметром объектива около 70 мм Луна способна перевернуть мировоззрение наблюдателя. Поставив окуляр с фокусным расстоянием от 20 мм и дав глазам привыкнуть к яркому желтоватому свету, мы видим то, что заставляет затаить дыхание. С этого момента Луна, казавшаяся плоским светящимся диском, обретает объем. Взгляд цепляется за многочисленные кратеры, на дно которых ложится тень от валов и центральных пиков. Горные цепи вблизи линии терминатора, отделяющей неосвещенную часть космического тела от освещенной, также отбрасывают длинные тени на поверхность, позволяя почувствовать их высоту и рельеф. Теперь можно приступать к детальному изучению лунной поверхности!

Масштаб деталей, которые можно различить на диске нашего спутника, прямо зависит от апертуры (диаметра объектива) и фокусного расстояния телескопа, с помощью которого проводятся наблюдения. Апертура влияет на разрешающую способность, или резкость телескопа. Зная фокусное расстояние телескопа и применяемого окуляра, можно вычислить его увеличение, разделив фокусное расстояние телескопа на фокусное расстояние окуляра. Таким образом, немаловажно и дополнительное оборудование: окуляры с различными фокусными расстояниями и линзы Барлоу, кратно увеличивающие фокусное расстояние телескопа. Впрочем, даже большая апертура и фокусное расстояние будут бесполезны при плохих атмосферных условиях, когда уровень турбулентности в различных слоях атмосферы столь высок, что делает изображение наблюдаемого небесного тела размытым, скрывая мелкие детали.

ЧТО ВИДНО В ТЕЛЕСКОПЫ С МАЛЫМ ДИАМЕТРОМ ОБЪЕКТИВА (70–100 ММ)?

Телескопы с низким увеличением хорошо подходят для обзорного изучения наиболее крупных образований на Луне. Так, наблюдателю становятся доступны все моря и заливы, из числа которых сразу бросается в глаза Залив Радуги шириной около 160 км в Море Дождей.

Стоит отметить, что это образование на самом деле является древним разрушенным кратером. Когда в 1651 году итальянский астроном Джованни Риччоли наблюдал эту область Луны, она напомнила ему залив, коих на Земле великое множество. Никакого сходства с кратером в те времена не прослеживалось, так как отсутствовал центральный пик и южная часть вала.

Для объяснения такого странного строения кратера было выдвинуто много гипотез, но наиболее правдоподобной считается следующая: во время формирования Моря Дождей потоки базальтовой лавы хлынули через северную часть вала кратера, некогда представлявшего нынешний Залив Радуги. Из-за перепадов высот поверхности вся лава заполнила дно кратера и затопила его южную границу, погребя под собой находившийся там вал.

Женский образ на западной окраине Залива Радуги

Интересная особенность, которую можно рассмотреть в Заливе Радуги, — это женская голова. Если присмотреться к Мысу Гераклида, то можно заметить, что его очертания напоминают женский профиль. Конечно, никто не рисовал на лунном грунте гигантские портреты. Игра теней, падающих от гор и холмов мыса, отлично демонстрирует феномен, называющийся парейдолией. (Парейдолия — разновидность зрительных иллюзий, когда иллюзорный образ формируется на основе деталей реального объекта.) Впервые подобная визуальная интерпретация появилась на карте Луны, составленной известным астрономом Жаном Домиником Кассини в 1679 году. Считается, что он изобразил на карте настоящую женщину, а именно свою жену.

Залив Радуги. Артем Зубко

Также относительно недалеко от Залива Радуги был доставлен «Луноход-1» — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела.

Телескоп даже с низким увеличением позволяет заметить особенности лунной поверхности. Например, разные лунные «водоемы» отличаются по цвету. Так, Море Спокойствия выглядит темнее, чем Море Ясности, из-за базальтовых пород с повышенным содержанием оксида титана. Окружающая их гористая местность в разы ярче, так как сложена не из застывшей базальтовой лавы, а более светлого анортозита.

Кратер Тихо. Артем Зубко

Среди всего этого селенологического многообразия наблюдатель сразу увидит образование, заметное даже невооруженным глазом, — кратер Тихо. Это один из молодых крупных ударных кратеров диаметром 85 км. Он окружен системой ярких лучей, простирающихся на тысячи километров по лунному диску. Они образовались при ударе, сформировавшем кратер, из выброшенных пород. Как раз по причине его молодости эти лучи еще не стерлись, и состояние лучей помогает определять примерный возраст кратеров при наблюдениях наряду с четкими очертаниями окружающего кратер вала.

Кратер Коперник. Артем Зубко

Также лучевой системой может похвастаться кратер Коперник, расположенный в восточной части Океана Бурь. Яркий, с четкой структурой и достаточно молодой, он легко доступен для наблюдателя. Можно даже постараться рассмотреть центральные пики внутри чаши кратера.

По соседству с Морем Нектара располагаются кратеры Кирилл и Теофил. Теофил является крупным — диаметр почти 100 км — кратером с большим тройным центральным пиком высотой 2 км. Образовался не раньше чем 1,1 млрд лет назад. Дно сравнительно ровное. Вал Теофила имеет широкую внутреннюю поверхность с признаками оползней. Примечательно, что во время миссии Apollo 16 (1972) были собраны образцы базальта, предположительно выброшенного из кратера Теофил в момент его образования.

Кратер, в который частично вторгается Теофил, именуется Кирилл. Это близкий по размерам ударный кратер. Его неравномерная структура вызвана разрушением стенок и заполнением выброшенными породами при образовании кратера Теофил. К северо-востоку от его центра возвышаются три округлых горы высотой по 3 км.

Кратеры Кирилл и Теофил. Артем Зубко

Черным кругляшком на диске Луны виден 100-километровый кратер Платон на северо-восточной границе Моря Дождей, залитого базальтовой лавой. С востока оно ограничено лунными Альпами. Видна даже Альпийская Долина, рассекающая горы темной полосой. К этому региону мы еще вернемся.

ЧТО ВИДНО В ТЕЛЕСКОПЫ СО СРЕДНИМ ДИАМЕТРОМ ОБЪЕКТИВА (120–180 ММ)?

Телескопы с объективами такого размера позволяют более детально изучить лунный ландшафт, разглядеть мелкие подробности крупных селенографических образований. Стоит отметить, что с этого момента для наблюдателя большую роль играет локальное состояние атмосферы в месте проведения наблюдений. Это состояние называется астроклиматом, а соответствующее ему качество изображения — астрономической видимостью, или на сленге любителей астрономии — сиингом (от англ. seeing). Астрономическая видимость зависит от многих факторов, таких как засветка неба яркими искусственными источниками света, турбулентность атмосферы, ее загрязненность, высота наблюдаемого объекта над линией горизонта.

В случае наблюдения Луны наибольшие искажения вносят турбулентные слои воздуха — они искажают и размывают изображение, которое наблюдатель видит в окуляре телескопа. Чем больше увеличение, применяемое при наблюдениях, тем сильнее проявляются эффекты плохой астрономической видимости и тем сложнее разглядеть мелкие детали. Для телескопов такого калибра будем считать, что рабочей связкой оптических принадлежностей является линза Барлоу с двукратным (либо трехкратным) увеличением и окуляр с фокусным расстоянием не менее 15 мм. Подразумевается, что в момент наблюдений астрономическая видимость хорошая.

Вновь взглянем на уже рассмотренные объекты. Например, кратер Коперник предстает в новом свете: вал кратера имеет террасовидную структуру, террасы разделены глубокими расщелинами, а сам он имеет форму не окружности, а скорее многоугольника, состоящего из 12 более или менее прямолинейных участков. В центре чаши находится комплекс центральных пиков, северная часть дна более гладкая, чем южная.

Кратер Платон с Альпами и Горами Тенерифе можно по праву считать одними из самых красивых и интересных объектов для наблюдения.

Горы Тенерифе располагаются юго-западнее кратера Платон и представляют собой группу изолированных пиков в Море Дождей. Высота самого высокого пика составляет 2400 м. Такое, казалось бы, странное положение внутри моря обусловлено тем, что они являются частью внутреннего вала кратера, образованного ударом космического тела, давшего начало формированию Моря Дождей. В дальнейшем бассейн Моря Дождей заполнился базальтовой лавой, которая затопила кратер, оставив на поверхности лишь эти одинокие отдельные части внутреннего вала. Западнее Гор Тенерифе расположился Прямой Хребет, имеющий ту же природу происхождения.

Кратер Платон и Горы Тенерифе. Артем Зубко

Вокруг кратера Платон можно рассмотреть систему протяженных борозд, именуемых Платон I (севернее кратера), Платон II (южнее кратера) и Платон III (юго-западнее кратера).

Пристального внимания заслуживает Альпийская Долина — так назвал ее первооткрыватель, итальянский священник и астроном Франческо Бьянкини в далеком 1727 году. С тех пор эта лунная достопримечательность приковывает к себе внимание не только ученых, но и любителей астрономии. Благодаря своим размерам (длина 160 км, ширина средней части 10 км) Альпийская Долина — один их самых легких для наблюдения лунных объектов. При удачном освещении этот разлом можно рассмотреть даже в 50-миллиметровый бинокль.

Судя по образцам, привезенным кораблем Apollo 15 (1971), горная гряда образовалась почти 4 млрд лет назад (спустя около полумиллиарда лет после появления Луны), когда большое космическое тело обрушилось на поверхность и от этого удара образовалась гигантская впадина под названием Море Дождей.

Альпийская Долина. Артем Зубко

Около миллиарда лет спустя космический обломок упал на поверхность Луны и создал кратер Платон диаметром 100 км (самый большой кратер на снимках). Платон также наполнен расплавленным веществом, которое оставило его дно относительно плоским.

Альпийская Долина, вероятно, образовалась из-за сдвига части лунной коры от удара, породившего Море Дождей. Долина впоследствии заполнилась вулканическим веществом.

Лунные Альпы. Артем Зубко

Особенностью дна долины является борозда шириной не более 1 км и протяженностью 140 км. Первооткрыватель этой борозды, известный наблюдатель Уильям Генри Пикеринг, впервые описал ее более ста лет назад, в 1891 году. Зная о труднодоступности борозды для наблюдения, Пикеринг нередко использовал ее как тест на качество изображения.

Переместимся южнее, в восточную часть Моря Облаков. Когда фаза Луны составляет примерно 8 дней после новолуния, наблюдатель без труда отыщет Прямую Стену — самый известный тектонический разлом на поверхности Луны. Выглядит он как длинная и тонкая линия, простирающаяся с севера на юг почти на 120 км. Можно заметить, что не такая уж «стена» и прямая: на обоих ее концах имеются сегменты, расположенные под углом. Да и отвесной ее назвать нельзя, так как наклон склона составляет примерно 21 градус.

В южной оконечности Прямой Стены находится группа холмов с названием Оленьи Рога, которые являются остатками кратера диаметром 25 км, затопленного и разрушенного лавой с западной стороны.

Прямая Стена. Артем Зубко

По соседству с Прямой Стеной располагается кратер Берт — маленький ударный кратер диаметром 16 км, в котором можно различить следы осыпания пород. От этого же кратера берет свое начало трещина Берт, которая тянется на 50 км к северу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Люди на Луне предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я