Социология права

Виталий Вячеславович Романов

Предлагаемое издание представляет собой краткий курс по дисциплине «Социология права». Книга раскрывает социальные функции права, показывая его роль в социальной интеграции, осуществлении контроля, разрешении конфликтов, легитимации социальных отношений, конструировании политических институтов. Программа курса «Социология права» разработана с учетом рекомендуемого Министерством общего и профессионального образования РФ стандарта и является важной составной частью в получении базового образования. Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей ВУЗов.

Оглавление

2. Методы социологии права

Методы социологии права — это конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые социологией права для изучения социальных закономерностей функционирования, изменения и взаимодействия общества и права.

В социологии права наиболее часто используются следующие методы:

1) метод наблюдения. Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия. По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают:

а) невключенное наблюдение — исследователь не принимает участия в событиях;

б) включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь либо контактирует с участниками исследуемого процесса, либо входит на правах участника в исследуемую социальную группу (например, в криминальную группу, в религиозную секту), т. е. участвует в исследуемых событиях;

2) опрос — представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследовательской целью вопросы. Разновидности опроса:

а) анкетирование — письменная форма опроса, в которой используется готовый вопросник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий вопросы, адресованные респонденту);

б) интервью — это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом;

в) экспертный опрос — опрашиваемые лица являются специалистами в определенной области;

г) сплошной опрос — опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной группе;

д) выборочный опрос — это опрос, охватывающий отдельных представителей той или иной социальной группы в качестве респондентов;

3) анализ документов — это совокупность приемов, применяемых для извлечения из документальных источников (прессы, радио, телевидения, деловых документов) социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации (например, письменные документы, кино-, видео — и фотодокументы, картины, диски, магнитофонные записи и др.).

Предмет социологии права — нормативные правовые акты органов государства, договоры, заключенные между сторонами, и т. д.

Основные типы анализа документов:

а) традиционный (качественный) анализ — рассматривает и изучает составные части, материального объекта с позиции лица, проводящего данный анализ;

б) количественный (контент-анализ) анализ — выявление сходных по типу признаков, отражающих содержание документов;

4) эксперимент.

Социологический эксперимент — один из методов сбора информации, в котором участвуют социальные группы. В данных исследованиях рассматриваются реакции социальных групп в определенных ситуациях.

Структура эксперимента:

а) субъект исследования (экспериментатор);

б) объект эксперимента — социальная общность или группа с присущими ей субъективными характеристиками деятельности (т. е. зависимыми переменными, каковыми являются, например, стереотипы, политическая, правовая, религиозная, экономическая активность и т. п.), поставленная экспериментатором в искусственно созданные условия;

в) экспериментальный фактор (или независимая переменная) — не зависящие от системы и любого из ее элементов управляемые и контролируемые исследователем специальные факторы (условия), влияющие на субъективные характеристики деятельности исследуемого социального объекта (например, различные виды наказаний и поощрений за те или иные поступки, определенные стимулы и препятствия и т. д.);

г) экспериментальная ситуация — создается для исследования объекта.

В зависимости от типа создаваемой в ходе эксперимента ситуации различают следующие виды экспериментов:

— контролируемый эксперимент, при котором искусственно вводится экспериментальный фактор;

— естественный эксперимент — применяются ситуации, наиболее близкие к тем, в которых исследуемый объект обычно находится;

— полевой эксперимент, при котором влияние экспериментального фактора прослеживается в естественных условиях, существовавших и до начала эксперимента;

— лабораторный эксперимент — проводится в искусственных условиях, в которые помещается объект.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я