Алхимия и искусство

Вита Хан-Магомедова

Поражает загадочный язык, сложные аллегорические символы алхимии. Захватывают истории знаменитых алхимиков. Агриппа, Парацельс, Авиценна, Фулканелли… Алхимия – миф или реальность? Наука или мудрость? Трансмутация, Философский Камень, Рубедо, Эликсир долголетия. Как постигнуть их тайный смысл? Алхимики стремились всё превратить в золото. Алхимические превращения, называемые золотыми, – высшая степень духовного совершенства. Главный принцип алхимии – единство материи.

Оглавление

  • Алхимия и искусство

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алхимия и искусство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Вита Хан-Магомедова, 2023

ISBN 978-5-0059-5972-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Алхимия и искусство

Вступление

При упоминании слова «алхимия» перед глазами возникает образ мага в длинной мантии, который в своей плохо освещенной лаборатории, заполненной колбами, ретортами, старинными манускриптами, колдует над созданием загадочного Философского Камня. Алхимия — это искусство трансмутации: превращение неблагородных металлов в золото и серебро. Чтобы добиться этого, необходимо произвести Философский Камень и использовать его в виде порошка для осуществления подобного преобразования. Комплекс действий, направленных на такие превращения, называется Великое Творение или Великое Делание. Алхимики также искали универсальное лекарство: эликсир жизни.

Очарование алхимии с ее тайнами, странным языком, загадочными аллегорическими образами захватывает, будоражит мысль. У трансмутации было еще одно значение: так называли переход от обыденного состояния сознания к состоянию просветленного духа. А в метафизическом смысле трансмутация означает духовное преобразование материи.

Сложный комплекс искусств, методов окрашивания, слияния веществ, элементов и теорий материи составляет ядро алхимической науки, которая развивалась на протяжении столетий. Ориентированная на поиск материального совершенства, алхимия представляет собой оперативное и «философское» знание, в котором переплетаются наука, религия и философия, порождая искусственное творение, тесно связанное с естественной динамикой, которую алхимик стремится преобразовать. Поэтому он трансформирует себя в свое время, обретая великую мудрость, возникающую при осознании взаимосвязи рассудка с природой, частью которой он является. И это знание не совпадает ни с чистой теорией философии, ни с доминированием человека над природой.

В алхимии выявляют две стороны: действующую (оперативную) и спекулятивную. Первая была частью металлургии. Оперативная сторона в основном имеет дело с «трансмутацией». Спекулятивная сторона представляет собой мистические исследования и связана с использованием символизма, языка и аллегорий, которые направляют человека к трансцендентности.

По мнению экспертов, алхимия, одна из основных ветвей западной оккультной теории и практики, — наука о материи и ее превращениях. Но не все так просто. При упоминании алхимии, как уже отмечалось, сразу приходит на ум термин «трансмутация», которая рассматривается как основополагающая теория алхимии. Неблагородные металлы, как железо, свинец, ртуть считались более примитивными, чем золото и серебро, которые называли благородными. Однако, чем глубже погружаешься в изучение алхимии, тем больше открываешь в ней богатый, сложный, изощренный набор дисциплин, объединенных общей теоретической платформой. Алхимики, получившие признание как предшественники современных химиков, работали с целью нахождения способа устройства мира, призванного модифицировать его структуру, в поисках истины и просветления. На протяжении столетий мистическая практика алхимии всегда оказывала влияние на искусство и художников. Алхимики и художники восхищались концепцией трансформации и стремились создавать новые, захватывающие миры.

Философский Камень, трансмутация, уроборос, кадуцей, нигредо, рубедо… Эти непонятные, интригующие, загадочные слова, определения, экзотические названия мистических, оккультных практик, процессов захватывают, будят воображение, настраивают на глубокие размышления о сущности и трансформации веществ, субстанций в природе и жизни. Речь идет об алхимии, сложной, противоречивой, запутанной практике, в которой из хтонической тьмы выявляется мистическая тайна тайн. Эта древняя практика основана на древнеегипетской магии, греческих орфических обрядах, гностическом мистицизме, старинных арабских источниках, текстах Гермеса Трисмегиста. В формирование и развитие алхимии внесли свой вклад крупные ученые, философы, естествоиспытатели: Мария Иудейка, Гермес Трисмегист, Руджеро Бэкон, Гебер, Корнелий Агриппа, Авиценна, Парацельс, Исаак Ньютон, Карл Густав Юнг, Фулканелли.

На протяжении столетий адепты алхимии с каким-то маниакальным упорством, забывая про сон и отдых, занимались поисками Философского Камня. В их лабораториях, казалось, время останавливалось среди пугающих перегонных кубов, печей, удушающего запаха зелий, настоек, где повсюду записаны какие-то немыслимые формулы, разбросаны старинные свитки. Алхимики путем смешивания субстанций, минералов пытались превратить «презренные» металлы (свинец) в золото. Это квест, который поражал воображение людей на протяжении тысячелетий. Однако цели алхимиков выходят за пределы простого сотворения нескольких золотых слитков. Они стремились открыть заветную тайну, постигнуть Душу Мира, расшифровать ее послание на Изумрудной Скрижали (Древний трактат, оставленный Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда, хранящийся в его храме в Египте). И художников соблазнила, заворожила алхимия. Они даже умирали, отравленные парами ртути в своих лабораториях-мастерских, одержимые поисками идеального состава красок для нахождения самых совершенных цветовых сочетаний.

Определение алхимии

Некоторые эзотерики полагают, что алхимия вовсе не является физическим искусством или наукой, что ее цель — не сотворение материального золота и что ее процессы не осуществляются на физическом плане. С точки зрения адептов этой трансцендентальной теории, алхимия исследовала душу человека и нацелена была не на совершенствование материальных субстанций, а на преображение человека в духовном смысле. Вот почему алхимию рассматривают как ветвь мистицизма, а отличие алхимии от мистицизма заключается в применении особого языка. Мистики выдвинули замысловатую интерпретацию алхимии, утверждая, что все эти колбы, реторты, перегонные кубы, нигредо и рубедо (фазы алхимические), уроборос, единорог, кадуцей (символы алхимии), золото, сера и другие вещества не следует препарировать как химические операции. Необходимо оценивать их лишь как сложные аллегории, рассказывающие о духовных откровениях. И тогда трансформация обычных металлов в духовное золото воплощала бы спасение человека. Однако эта теория, представляющая подлинных алхимиков чистыми мистиками, слишком запутанная и неправильная. Крупные эксперты ее опровергли.

Существует несколько определений алхимии. Вот некоторые из них. Алхимия — старинная духовная практика, скрывающая тайны. Одна из целей алхимии — Великое Делание, то есть реализация Философского Камня, позволяющего превращать свинец, другие неблагородные металлы в золото. И именно это поражало воображение людей на протяжении тысячелетий. Другая классическая цель — поиск панацеи (универсального лекарства) и продление жизни с помощью эликсира долголетия.

Алхимию определяют как науку, ведущую к освобождению души человека от круговорота смертей и перерождений и позволяющую освободить дремлющую в человеке энергию от уз материи. В различных справочниках алхимию называют искусством манипулирования и превращения менее благородных металлов, таких как свинец, в золото, наиболее совершенный металл, благодаря своей нетленной природе. Но это не был чисто химический или физический процесс, на самом деле манипулирование материальными субстанциями было проекцией того, что происходит в душе человека. И алхимик, скрывающийся от мира в своей лаборатории, между перегонными аппаратами и зельями, творил, трансформировал себя.

Алхимия — это техника превращения металлов, сопровождающаяся магически-религиозными обрядами, восходящими к глубокой древности и существовала в различных цивилизациях — китайской, индийской, египетской, греко-римской. Алхимическая теория развивалась в рамках астрологии. Подобно астрологу, алхимик считал, что на процессы на Земле влияют звезды. В греко-египетском мире искусства, тесно связанном с астрологией и магией, алхимия также подверглась двойному влиянию Герметичного Корпуса и Каббалы, став таким образом частью Герметичной традиции.

Иногда алхимию представляют как учение по инициации, которое открывает свои тайны только с помощью символики, связанной с металлами и трансмутацией. Прослеживается царственный, активный и мужественный путь к духовному совершенствованию, частью которого будет алхимия. И алхимия предстает как наука, ведущая к освобождению души человека от круговорота смертей и возрождений и избавления от уз материи, дремлющих в энергиях человека.

Об алхимии древнего мира, в отличие от Средневековья и Ренессанса, сохранилось мало сведений. Древние алхимики верили, что в поисках Философского Камня можно добиться успехов только благодаря Божественному вмешательству. Алхимия появилась в Европе в IV и V веках с переводами арабских текстов. Центром распространения алхимии стала Александрия. В Александрийской Академии развивались идеи о возможностях философии и достижениях физики Аристотеля.

Алхимики основывали свои теории и эксперименты на предположении Аристотеля, что мир и все в нем состоит из четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух) вместе с тремя «определяющими субстанциями»: соль, ртуть и свинец. Сегодня мы знаем, что Вселенная состоит из атомов и элементов. С того периода, как свинец и другие металлы не состояли из огня, воздуха, земли и воды. Невозможно регулировать процентное соотношение этих элементов и превратить их в золото.

Алхимик, как и художник, становится архитектором своей судьбы, воплощая в жизнь свои фантазии, руководствуясь воображением, благодаря смешиванию цветовых сочетаний, звуков, слов и материалов, чтобы сделать невидимое, бесконечное и вечное ощутимым.

Алхимия пережила расцвет в эпоху Средневековья, когда воспринималась как искусство, частично основанное на экспериментировании и частично на магии. Ранние исследователи природных процессов концентрировали внимание на поисках мифической субстанции, известной как Философский Камень, который, как предполагали, обладал различными ценными атрибутами, как власть к лечению нетрадиционными способами, стремление к продлению жизни. А главное — умение трансформировать основные металлы в драгоценный металл — золото. Этот «Философский Камень» был камнем не в буквальном смысле, а представлял собой некую смесь из воска и воды или порошка, которой приписывали магические свойства.

Этимология термина «алхимия» неопределенная и показывает, насколько сложным является это понятие, этот метод, как много различных традиций переплелись в этом определении. Термин «alchemy» происходит от арабского слова «Al-Kimia», приставка «Al» имеет значение Высшего Существа, следовательно, с этимологической точки зрения, алхимия — это химия Бога, точнее, наука о Боге. Согласно другой версии, «Alkimia» по-арабски означает «Философский Камень». Усматривают происхождение термина «alchemy» и в византийско-греческом определении «khymeia» («cмешивание», «вливание»). «Opus alchimica» резюмируется фразой: «Думай, действуя, и действуй, думая». Во французском варианте происхождения определения английский термин «alchemy» переходит в «alquemie» или «аlkimie». Этимологические следы термина восходят к древнегреческому или «chemia» и египетскому «keme», или «black earth» (черная земля), отсылка к черным аллювиальным душам. Фактически египетские алхимики заметили, что черная земля в Ниле обязана своим плодородием хумусу, мертвым листьям, деревьям и животным. Египетские алхимики разработали специфический алхимический процесс для мумификации тел умерших, чтобы мумифицированное тело оставалось неизменным после смерти. Символика каждого алхимического преобразования была задумана в контексте того, что человек как часть природы может помочь ей в ускорении сроков эволюции, предопределенных небольшими влияниями. Герметичные алхимики полагали, что открытие «Философского Камня» является тайной разума природы, которую нужно поддерживать.

Существуют и другие ответвления алхимии, которые кажутся независимыми от ее более ранних вариантов, включая китайскую, индийскую и западную алхимии. Цель алхимии — очистить, усовершенствовать предметы через процесс трансмутации основных металлов, поиск и создание панацеи, включая Эликсир Бессмертия и совершенствование человеческой души и тела. Возможно, последний элемент больше всего привлек внимание художников, которые всегда занимались поисками совершенных форм, отражающих идеалы нематериального мира.

Способность превращать свинец в золото получила большое распространение в эпоху Средневековья. Но старинные алхимики вовсе не стремились трансформировать основные материалы в золото ради удовлетворения своей алчности. Невил Друри отмечает: «Алхимики не рассматривали все металлы в равной степени зрелыми и совершенными». Золото символизировало для них высшее достижение в природе и способствовало персонификации обновления человека и одержало победу над злом. Если свинец и золото состояли из огня, воды, воздуха и земли, и тогда благодаря изменению пропорций составных элементов свинец мог бы трансформироваться в золото. Золото превосходило свинец, потому что по своей природе состав его был уникальным, в нем содержались в равных пропорциях все четыре элемента, согласно положениям древних алхимиков.

Алхимия проявила себя в странных местах, интересовала специалистов в различных сферах человеческой деятельности. Например, получила известность за изучение гравитации и законов движения. Существует множество трактатов по алхимии, написанных мистическим языком, в которых есть формулы или таинственные рецепты для создания Великого Творения. Алхимики применяли различные технические новинки и приемы: тигли, реторты, водяные бани, фильтрация, перегонка, очистка, кристаллизация, сублимация.

История алхимии

Истоки алхимии восходят к Египетской, Вавилонской и Индийской цивилизациям. Об алхимии древнего мира сохранилось мало сведений, все очень запутано. Лишь божественное вмешательство помогало адептам в поисках Философского Камня и Эликсира долголетия. В IV — VI столетиях центром распространения алхимии стала Александрия Египетская. В Александрийской Академии разрабатывалась идея превращения металлов. Аристотель усматривал проявления одного исходного материала в четырех основных элементах (вода, воздух, огонь, земля). В римскую эпоху алхимию не ценили, адептов алхимии изгоняли, алхимические трактаты сжигали. А византийцы способствовали распространению алхимии среди арабов. Высший период развития алхимии у арабов — VII — VIII века, исследования Гебера. В эпоху Средневековья получили распространение сочинения Арнольдо да Виллановы и Базилио Валентайна.

Основная позиция алхимии базируется на глобальной космологической перспективе, которая предполагает соотносимость металлов с небом и планетами. Поэтому любая трансмутация не имеет хаотичной и случайной природы, поскольку ориентирована на гармоничные влияния и соотношения неба на Землю. Вот почему алхимики, не доверяя разуму, ценили обращение к интуитивным процессам каббалы и считали экспериментальную деятельность каббалы более важной, чем познавательную. Иногда алхимию интерпретируют как психологический и духовный путь к внутренней трансформации. Конечная цель алхимика — вернуться к изначальному ощущению Единства. Секрет химиков — в самовоспоминании.

Еще в Древнем Китае были алхимики, и даже в мифические времена, в эпоху небесных императоров и владык, которые принесли на землю огонь. В этот период появились Братства Смитов, которые владели величайшими тайнами и, работая с металлами, пытались их изменить. В Индии алхимия носила магико-практический характер, но изучала не только металлы. Работы алхимиков Индии были посвящены трансмутации человека, внутреннему изменению.

Алхимия получила известность в древнем Египте. До сих пор не решены до конца загадки строительства пирамид, камни которых прилегают друг к другу без связующего раствора. Обработка диорита медными орудиями (радиоуглеродный анализ показал наличие следов меди) и многие другие. Следует предположить, что в Древнем Египте знали формы, способы и условия изменения свойств природных тел. Алхимическая традиция Египта восходит к богу мудрости и науки Тоту, имя которого было дано в Греции. Алхимия и имя Гермес ассоциируются с тайной, алхимию часто называют герметической традицией, связанной с таинством. Древнеегипетская алхимическая традиция нашла свое продолжение в философских школах Александрии. В VII — VIII веках арабы переняли ее у египтян и впоследствии завезли в Европу.

В эпоху Возрождения алхимия получила огромное признание. Повсеместно издавались сочинения Парацельса. В наши дни Философский Камень и Эликсир Жизни являются важным импульсом для новых научных исследований. Например, изобретение различных технических операций: нагревание в песчаной ванне, водяная баня и дистилляция, производство этилового спирта, тростникового сахара…

Алхимики формировали свои теории и осуществляли эксперименты, основываясь на предположении Аристотеля, что мир и все, что в нем находится, состоит из четырех элементов: земля, вода, огонь, воздух и из трех «сущностных cубстанций»: соль, ртуть и сера. Сегодня мы знаем, что Вселенная состоит из атомов и элементов. Поскольку свинец и другие металлы не состоят из огня, воды, земли и воздуха, невозможно регулировать процентное соотношение этих элементов и превращение их в золото.

На протяжении столетий распространялись слухи, что одним из свойств Философского Камня является превращение металлов в золото. Некоторые богатые люди нанимали алхимиков, чтобы они проводили исследования от их имени, хотя они никогда не видели результаты своих вложений. В период Средневековья алхимики получили такое распространение, что их описывали знаменитые писатели, включая «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера (1341/1345—1400).

Алхимию также рассматривают как попытку применить принципы мистицизма к вещам физического мира. Предполагаемая аналогия между человеком и металлами проливает свет на то, что иначе было бы очень трудно понять алхимию. Это объясняет, почему алхимики приписывали металлам нравственные качества — некоторые назывались «несовершенными», «низкими»; другие называются «совершенными», «благородными». Прежде всего это помогает объяснить алхимические представления о природе металлов. Алхимики полагали, что металлы были созданы по образу человека, в состав которого входили три фактора: «тело» — это внешнее проявление и форма; «душа» — это внутренний индивидуальный дух: а «дух» — это универсальная душа во всех людях. По мнению алхимиков, и в металлах также есть «тело», или внешняя форма и свойства, «металлическая душа», или дух, и, наконец, всепроникающая сущность всех металлов.

Различные определения «алхимии», дополняющие друг друга, вызывают ожесточенные споры, которые делают ее еще более сложной, непонятной, запутанной. А известный итальянский исследователь алхимии Сальваторе Брицци дал такое определение алхимика: «Алхимик — тот, кто работает над алхимической трансмутацией своей биологической машины, порождает вокруг себя излучение: магнетизм, который благотворно воздействует на окружающих. И делает алхимик это независимо от своей воли; такая способность была дарована ему благодаря служению человечеству, которое он осуществлял в предыдущих жизнях». Возникающий внутри алхимика Огонь «сжигает», трансмутирует старые атомы его эфирного, астрального и ментального тел, таким образом, что из этого алхимического преображения могут быть созданы другие атомы, более высокого порядка. То есть это настоящая трансмутация.

Возможен и несколько иной подход. Одна из основных ветвей западной оккультной теории и практики, алхимия — это наука о материи и ее превращениях. И неправильно интерпретировать ее лишь как неудачную попытку превращения свинца в золото, как предшественницу современной химии или как примитивную форму глубинной психологии. Алхимия предлагает сложный, обширный и изощренный набор дисциплин, объединенных общей теоретической структурой с учетом всех областей человеческого опыта.

Основная концепция алхимии — идея трансмутации. В алхимическом мышлении все материальное происходит из комбинации субстанций. Необходимо учитывать природные закономерности как возникновение металлов из сплава двух начал: серы и ртути. Но могло ли действительно произойти чудо и появиться золото, если подготовить подходящие условия — соблюдение тепловых и временных параметров, необходимых пропорций сплава «серы» и «ртути»? Однако, это очень сложное и изощренное исследование, с различными фазами, с использованием таких терминов как «растворять», «сгущать», с прослеживанием изменений в алхимическом процессе, чрезвычайно сложном, с разделением и перекомпоновкой. И через Великое Творение создается в алхимии, с помощью которого можно добиться совершенства «Философского Камня». А Opus Magnum, Великое Творение, которое состоит из трех различных символических этапов, в средневековой алхимии воплощается с помощью дракона с тремя головами, черной, белой и красной. Фаза Нигредо (фаза алхимического процесса) или этап Сатурна также символизировала черное тело и обозначалась черной кривой. Символом Фазы Альбедо, этапа Луны, является белая голубка, а фаза Рубедо соответствует Солнцу, символу Красного льва.

Древняя алхимическая практика сочетала в себе элементы науки, астрологии, семиотики, медицины, мистики, религии, искусства. Алхимия, помимо того, что является полунаучной дисциплиной, возникшей в результате столкновения физики и химии, представляет собой форму магического искусства, которое ищет путь к истине через превращения материи и подразумевает опыт роста и процесс освобождения и духовное очищение для архитектора эксперимента.

А доктор философии Джанпаоло Джакомини так определил алхимию: «Алхимия — самая утонченная из существующих форм искусства, где произведение искусства представлено человеком, который часто теряется в „темном лесу“ своих страхов, неуверенности, травм и эмоциональных блоков, который утратил свой путь личной реализации. Алхимия — это путешествие, философия, практика, высшая наука и искусство, помогающая каждому найти себя и пробудить самосознание». Красиво.

Карл Густав Юнг рассматривает алхимию как раннюю форму психоанализа. Плавление неблагородного металла в тигле и превращение его в золото можно рассматривать как форму индивидуации — растворение эго и его интеграцию в целостную самость. По сути, это переделка или преобразование личности в новую Самость. Юнг описывал работу алхимиков такими словами: «Самые серьезные алхимики понимали, что целью их работы является не превращение неблагородных металлов в золото, а производство специфической ауры (необычное золото) или aurum philosophicum (философское золото). То есть алхимиков интересовали духовные ценности и проблема психической трансформации». Он утверждал, что менее благородные металлы могли превратиться в золото только тогда, когда алхимик был способен трансформировать свой дух, как если бы на материю влияли внутренние изменения посредством психических проекций. Алхимия — это нечто сложное и расчлененное, где материальное и духовное сливаются настолько тесно, что трудно отличить одно от другого. Поэтому неудивительно, что алхимические тексты говорят символами, а иногда на непонятном языке.

В алхимическом процессе алхимик стремится заставить человека воспринимать Единое и Целое — Принцип и Вселенную — как взаимодополняющие аспекты одной и той же реальности в синхронном и многомерном измерении. В такой интерпретации творец и творение существуют в вечном и бесконечном экзистенциальном процессе, который циклически превращает дух в тела и тела в дух. Сегодня это подтверждается принципами современной физики, утверждающими, что материя превращается в энергию, когда ее масса достигает заданной скорости, и что атомы — это просто кванты энергии.

Наряду с колбами, ретортами и печами, в алхимических лабораториях находился еще один инструмент, не менее важный для алхимической практики: письменное слово. На протяжении столетий книги и рукописи были основным инструментом, который алхимики использовали для распространения своих идей, методов, исследований, секретов. И в текстах этих мы обнаруживаем ценную научную строгость, упорядоченность и удивительную красоту алхимических практик. Хотя часто алхимиков изображают мошенниками и шарлатанами, их рукописные тексты, заметки, схемы, таблицы, следы ожогов и даже каракули в рукописях часто рассказывают совсем другие истории: стремления человечества понять и сформировать окружающий мир, прикоснуться к тайнам Вселенной.

Философия алхимии

В философии алхимии можно выявить две грани: теорию, то есть все, что связано с духом и знанием и практику. В алхимической философии подчеркивается, что не следует обращать внимания на внешние факторы, а искать глубокие корни и причину происходящего. Важна не форма, а дух, который в ней живет. Философия алхимии позволяет осуществить глубокое познание природы и научиться жить в гармонии с ней.

С практической точки зрения алхимия благоприятствует в определенный момент эволюции восстанавливать утраченные силы, способность к восхождению, к ускорению своей эволюции. Алхимия позволяет человеку вернуть утраченное бессмертие, потому что человек изначально бессмертен. Бессмертие — это не свойство тела, это свойство духа.

В душе каждого человека есть внутренняя лаборатория, в каждом живет алхимик, который превращает ртуть в золото, т. е. делает его душу совершенной и владеет Философским Камнем, орудиями для получения золота совершенства. Руководствуясь своими недостатками, каждый может сотворить золото своих добродетелей.

Алхимия никогда не оставалась безгрешным искусством. В Средние века редкий алхимик не был некромантом. А некромантия, как известно, отождествляется с колдовством. Первоначально под некромантией (например, у древних греков) подразумевалось только гадание с помощью мертвого человека или отдельных частей тела. Но уже в Средние века получила распространение более широкая концепция. Так, в «Декамероне» Д. Боккаччо мессер Ансальдо с помощью некроманта удовлетворяет желание своей дамы Дианоры и готовит для нее «в январе зал, такой же прекрасный, как в мае». Султан Саладин приказывает своему некроманту перевести своего друга Торелло из Египта в Италию, в Павию и он сразу исполняет его желание. Вот такие сказочные истории.

Стадии алхимического процесса

Алхимическое творение в своих значениях повторяет жизненный цикл египетского бога Озириса.

Стадии цикла, зародившиеся еще в эпоху неолита, получили распространение на Средиземноморском побережье, возникли на основе мистерий, известных в историческую эпоху. Изначальным импульсом рождения этих циклов посвящения являлось стремление преодолеть страх смерти через участие в цикличном возрождении природы. Посвященный таким образом получал высшее понимание реального. Самым важным для алхимиков было понятие «роса» (называли «росистой»), которое рождает чудо зеленой природы.

Стадии алхимического процесса, в зависимости от авторов, имеют большие различия. Хотя значения сохраняются те же самые, но поражает огромное разнообразие названий. Число этих стадий связано с магическими значениями самих чисел, выбранных по желанию авторов: 4, 3, 7 и 12 (согласно Базилио Валентайна, Штефану Микелспакеру, Джорджу Рипли), вплоть до 14 (Сэмюэль Нортон). Следует, однако, подчеркнуть, что изначально, начиная с Зосимо ди Панополи, существовало четыре стадии химического процесса. И эти четыре стадии обязаны своим происхождением важной роли цифры четыре в различных сферах. Фундаментальной была четверка чисел в древнегреческой живописи (черный, белый, желтый, красный). Прослеживается параллель между ними и четырьмя элементами, четырьмя часами дня и четырьмя временами года.

Magnum opus, Великое творение — алхимический маршрут обработки и преобразования исходного материала, направленный на создание Философского Камня. Первоначально было 4 стадии Великого Творения. Нигредо (почернение, меланхолия) связано с элементом Земли и со свинцом, гниением, разложением, разделением, первозданным хаосом, Сатурном, символом вороны, зимы, старости. Альбедо (отбеливание) связано со стихией воды, серебра, дистилляционного очищения, рассвета, Луны, женского начала, символом лебедя, весны, отрочества. Цитринас связан с элементом воздуха, сублимацией, горением, днем, Солнцем, мужским началом, символом лета, зрелости. Рубедо (краснота) связано со стихией огня, Философского Камня, символом Феникса.

Нигредо

Первая алхимическая стадия называется Нигредо (элемент Земля, ночь, зима), соответствует черному цвету внутри алхимического творения, планете Сатурн, относится к темному периоду, когда материя растворяется и разлагается. На этой стадии алхимик встречается со своей тенью и с теми свойствами своей личности, которые не принимает. Эта алхимическая фаза соотносится с такими терминами, как кризис, страдания, тьма, депрессия. Наконец человек осознал, что обладает недостатками, которые всегда проецировал на других. Это фаза глубокого одиночества, во время которой могут возникать галлюцинации, очень сильные и трогательные образы, коллективные архетипы, бессознательные призраки. Появление тени вызывает шок, растерянность, раздражение, дезориентацию. Тень могла появиться во сне, в некоторых случаях в форме безликих фигур, темных, враждебных. Алхимики прошлого проецировали архетипы на материю, с которой манипулировали. А сегодня алхимик не использует материальные символы, а концентрирует внимание на себе, исследуя исходящие от коллектива бессознательные импульсы. Основной — черный цвет, включающий в себя распад и последующее гниение материала для расщепления кристаллизованных элементов и преобразования их благодаря действию тепла алхимической печи.

Нигредо — алхимическая фаза глубокого одиночества, во время которой возникают галлюцинации, очень сложные и трогательные образы, коллективные архетипы, бессознательные призраки. Нигредо — это та фаза, которая характеризуется страданием, более или менее интенсивным, но она также является прелюдией и рождением нового эго, новой более зрелой личности, созвучной изменениям в окружающей среде и эволюционным потребностям Души.

Альбедо

Стадия Альбедо (элемент Вода, заря, весна, лунная фаза, стадия Изиды) предполагает работу с белым цветом, ориентирует на достижение ясности и света. Белый цвет — продукт очищения первичной материи. А свет сознания доминирует над тьмой. Начинается возрождение. Восстанавливается энергия и надежда. Расширяется сознание, возникает благоприятная ситуация для максимального раскрытия возможностей творческого воображения. Эта стадия соответствует весне. Здесь женщина встречает свой Анимус, а мужчина — свою Душу, два архетипа мужского и женского начала, определенные Юнгом. Белый цвет связан с этой фазой, символом чистоты, света, полезной силы.

Цитринитас

Один из основных четырех этапов алхимического процесса, цитринитас (Opus magnum) означает «превращение серебра в золото» или «пожелтение лунного сознания» или «свет души», присущий некоему существу. Цитринитас означает «зарождение солнечного света». Это фаза, соответствующая исцелению.

Рубедо

Рубедо, работа красного цвета, соответствует реализации, индивидуализации своего Я, воплощению радости и всеобщей любви. Твердое вещество становится газообразным. Наконец-то можно встретить архетип самости, с которым теперь сопоставляется эго. Объединяются противоположности, выполняющие свои функции: день и ночь, Солнце и Луна. Символом союза является красный цвет, цвет крови и жизни, огня, но и жертвы. В фазе Рубедо сырье было преобразовано в Философский Камень, который давал алхимическую энергию, способность превращать свинец в золото, бессмертие — в эликсир жизни.

Алхимические символы. Символика животных и алхимическая традиция

Алхимия создает и кодирует новую лексику с ошеломляющим количеством и разнообразием символических, аллегорических образов уже в рукописях раннего Средневековья, в ренессансных и барочных книгах по калькографии. В них нет стремления информировать незнакомца, а скорее речь идет о поддержке размышлений посвященного, который уже знаком с алхимической доктриной. В алхимии чаще всего встречаются символы: Солнце, Луна и Сатурн, Андрогин, Уроборос, кадуцей, волшебные животные (змеи, драконы, фениксы, павлины, львы, пеликаны, жабы, единороги), пентаграмма, звезда Давида, глифы серы и ртути.

Сначала использовались астрономические символы планет. Однако из-за гонений на алхимиков, особенно в Средние века, были изобретены секретные символы. Это привело к большой путанице, т. к. существовали многочисленные символы для обозначения одного и того же элемента. Эти символы широко использовались в XVII веке, а некоторые применяются до сих пор.

В отличие от химических элементов алхимические символы земли, ветра, огня и воды были довольно последовательными. Они использовались для природных элементов в XVIII веке, когда алхимия уступила место химии и ученые больше узнали о природе материи. Земля обозначалась направленным вниз треугольником с горизонтальной чертой, проходящей через него. Этот символ также может использоваться для обозначения зеленого или коричневого цветов. Кроме того, греческий философ Платон связывал качества сухости и холода с символом земли.

Алхимический символ воздуха или ветра — прямоугольный треугольник с горизонтальной чертой. Он ассоциировался с синим, белым, иногда серым цветами. Платон связывал с этим символом качества влажного и горячего. Алхимический символ огня выглядит как пламя или костер — это простой треугольник. Он связан с красным и оранжевым цветами и считался мужским. Согласно Платону, алхимический символ огня также означает горячий и сухой элемент.

Соответственно, символ воды противопоставлялся символу огня и изображался синим цветом в виде перевернутого треугольника, также напоминавшего чашку или стакан. Платон связывал символ водной алхимии с качествами влаги и холода.

Соль, соединение натрия и хлорида, раньше считали первым элементом среди алхимических символов. Соль предоставляла тело и материю и является необработанным элементом, но ее можно очистить с помощью химических процессов. Сера воплощает активное мужское начало, противоположное женской сущности. Серу использовали в народной медицине от Китая, Египта до Европы. Упоминания о сере имеется в еврейской Торе, в Библии. Среди трех определяющих символов сера представляет связующий элемент между солью (верхняя часть) и ртутью (нижняя часть) и отождествляет себя с душой. Алхимический символ сера обычно представляет собой треугольник, помещенный над греческим крестом. Иногда его использовали как сатанинский символ.

Четыре классических элемента алхимии основаны на верованиях Древней Греции, согласно которым Земля, Вода, Огонь, Воздух составляют материю мира. Средневековый арабский алхимик Джабир ибн Хайян (Гебер) первым соединил 4 элемента с алхимией. Алхимический символ Воздуха — треугольник, разделенный надвое горизонтальной линией — представляет собой жизненную силу и часто ассоциируется с белым и синим цветами, хотя Гиппократ связывал его с кровью.

Огонь в алхимии символизирует страсть, любовь, гнев и ненависть и выглядит как пламя или костер. Его воплощает символ треугольник с вершиной вверху, связанный с красным и оранжевым цветами и считается мужским элементом. Согласно Платону, алхимический символ огня также означает «горячий и сухой». Соответственно, символ Воды противопоставляется символу Огня. Символ воды часто изображается синим цветом. Вода ассоциируется с холодом, интуицией и синим цветом, подобно ртути в алхимии и считается женским элементом. Греческий философ Фалес полагал, что это первое в мире сотворенное вещество.

А каждый из семи планетарных металлических символов связан с небесным объектом, днем недели и органом тела. В действительности астрономия была важным ориентиром для большинства ранних алхимиков, а в древности существовало мнение, что положение планет влияет на свойства металлов. Но есть одна странность: почему в список не включены Уран и Нептун? Потому что эти алхимические символы появились до изобретения телескопа и следовательно до открытия этих двух планет.

Алхимики были индивидуалистами, а не членами тайных обществ. Однако, хотя они и выполняли свою внутреннюю работу независимо друг от друга, они обнаружили в своем внутреннем происхождении связный язык символов. Алхимик контролировал этапы алхимического процесса с помощью изменения цвета и встречи с определенными животными.

Чернение — Черная ворона, Жаба, Масса Конфуза.

Отбеливание — Белый лебедь, Белый Орел, скелет.

Озеленение — Зеленый лев.

Быстрое чередование переливающихся цветов — Павлиний хвост.

Белый камень — Единорог.

Краснеющий — Пеликан, кормящий птенцов собственной кровью, петушок.

Окончательное превращение — Феникс возрождается из огня.

Фаза почернения, которая обычно отмечала начало работы, вызывалась либо нагреванием первичной материи в процессе кальцинирования (обжигание окисления металла кальция), либо процессом медленного гниения или переваривания в течение нескольких недель или месяцев. Черная ворона или Ворон часто ассоциировались с этим кальцинированием, т. к. при сильном нагревании кальцинированный материал обычно обугливался, и слои отслаивались и двигались в колбе как крылья вороны. Жаба была лучшим символом Разложения, разлагающаяся масса медленно пульсировала и перемещалась, когда выделялись газы, в то время как вещество загнивало до черной массы. Еще один символ этого этапа — дракон, частый обитатель колб алхимиков. Однако дракон — более сложный символ и также использовался, когда он крылатый, как символ одухотворения земной субстанции. Таким образом, дракон являлся алхимикам в начале и в конце работы.

Алхимики связывали такие переживания в своей душе в фазе почернения с уходом во тьму внутреннего пространства, тьму, чреватую различными непредсказуемыми возможностями. Однако эта тьма не заключает все возможности. В ХХ веке темнота часто вызывает лишь экзистенциальный страх, например, образ «Черной дыры». Алхимик должен восстановить образ черноты. И встреча с Черной Вороной в алхимии является хорошим предзнаменованием. Так, в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца» герой, отправляясь в путь с целью трансформации, встречает Ворону, которая по воле судьбы решает, какой из множества открытых ею путей приведет ее к Замку короля.

Фаза отбеливания рождает предчувствие конца работы, когда из почернения появляются зародыши будущего развития произведения. Это стадия катарсиса после интенсивного сгорания, когда в душах людей появляется мерцающий свет. И алхимический взгляд на внутреннюю трансформацию формирует сознание человека, позволяя достигнуть высокой степени духовного совершенства. Связь этих двух фаз символизирует цепочка жабы и орла. Символ жабы олицетворяет землю, символ орла — дух. Павлиньим хвостом называют алхимики состояние особой переливчатости на поверхности материала в колбе. Но это иллюзия, цель не достигнута, однако путь к просветлению выбран правильно.

Зеленый Лев, пожирающий Солнце, один из самых популярных образов алхимии, появляющихся на изображениях в старинных рукописях, гравюрах. Это воплощение царской водки, растворяющей солнечное золото, способной окрашивать металлы в золотой цвет. Зеленым Львом называли и купорос, и серную кислоту, полученные с помощью перегонки зеленых кристаллов сульфата железа. В алхимии Лев, «царственный зверь», синоним Меркурия в стадиях его трансформации, символ ртути. Лев — теплокровная форма, пожирающая хищного монстра, который сначала появляется как дракон. Изображения поглощающего Солнце Льва связаны с переживанием сознания, переполненного сильными, неудовлетворенными желаниями.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Алхимия и искусство

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алхимия и искусство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я