Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю»

Виктория Райт, 2023

Перед вами руководство по построению магических структур в вымышленных мирах —справочник для авторов, работающих в жанре фэнтези. Казалось бы, что сложного может быть в магии? Она не подчиняется логике, ее невозможно ни опровергнуть, ни доказать, но у успешных магических систем тоже есть свои правила. Вне зависимости от того, строит ли автор магию стихий или магию сверхспособностей, с каждой из них надо правильно работать, чтобы создать у читателя ощущение реалистичности вымышленного мира. Виктория Райт, писатель жанра фэнтези, автор серии романов «Хроники Тер-Риима», психолог, полиграфолог более чем с 20 летним стажем собрала и систематизировала информацию по построению магических структур в вымышленных мирах. Опираясь на труды Б.Сандерсона, М.Присли, она подготовила информацию, которая станет настольным справочником для авторов жанра фэнтези. Если вы хотите создавать уникальные волшебные миры и писать литературу, от которой невозможно будет оторваться читателям – эта книга для вас

Оглавление

Из серии: В помощь писателю

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Второй акт. «Серединное болото»

Первая часть второго акта. Магическая структура в литературе

Понятие сверхъестественного

Начнем мы свое движение к построению магической системы с понятия «Сверхъестественного», определение которого возьмем из религиоведения.

Википедия описывает сверхъестественное, как категорию, которая находится «над» физическим планом измерений и действует вне влияния законов природы. Сверхъестественное первично по отношению к реальности, но скрыто для нее, хотя способно активно воздействовать.

В религиозном смысле сверхъестественное невозможно обнаружить органами чувств человека. Оно нетелесного существования. Как пример, загробный мир, где душа может обитать вне тела.

Что мы можем отнести к сверхъестественному? Ауру, энергию, душу, телепатию, приведений, всех магических существ (нечисть, нежить и т.д.). Вера в сверхъестественное — это вера в существование параллельного невидимого мира, населенного удивительными существами, который невозможно постичь в категориях привычной логики, и который живет по своим законам.

Магия и магические структуры как раз относятся к области сверхъестественного.

Что такое магия?

Магия — это наука и искусство совершать Изменение в соответствии с Желанием. Магия тесно связана с волевым усилием, которое может быть как осознанным, так и неосознанным. В свою очередь, волевое усилие — это акт сознательного усилия для преодоления каких-либо препятствия (внешнего и внутреннего характера) с подавлением конкурирующих доминант (желаний, потребностей, состояний. Оно всегда связано с выбором цели, куда будут прикладываться усилия, концентрацией внимания, принятием решений и выбором, когда идти дальше, а когда остановиться.

Есть еще одно определение:

Магия (лат. magia от др.-греч. Μαγεία) — действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определенных обрядов4.

Очень интересное определение понятию магии дал геймдизайнер Джефф Говард в своей книге «Игровая магия».

«Магия — это система: любой конкретный взгляд на магию — будь то исторический, вымышленный или придуманный с чистого листа — может быть смоделирован как система правил и символов.

Магия — это ритуал: Системы магии — это рамки для выполнения ритуала, понимаемого как набор символических действий, направленных на изменение реальности или трансформацию сознания.

Магия — это язык: правила и символы данной магической системы составляют язык со словарем и грамматикой.

Магический язык сосуществует со своим миром: чтобы адекватно функционировать в игровом процессе и в повествовании, язык магии должен сосуществовать с миром, в котором он проявляется. Для каждого высказывания должен существовать аспект мира, который это высказывание может описать и которым оно может управлять»5.

И в этом случае магический язык стоит понимать широко: от заклинания до ритуального действия, которое меняет реальность исходя из своего назначения.

В этих определениях магии отражены ее составные части, без которых она не будет существовать, и в части «Магия. Основные понятия» мы поговорим как раз о них.

Таким образом, опираясь на понимание магии, магическая система — это набор правил и символов, предназначенных для изменения реальности посредством воли с помощью метафизических сил и/или сущностей.

Типы магических систем в литературе

В этой главе будем опираться на разработки Брэндона Сандерсона. Он разделяет магические системы на два типа:

* структурированную (hard) и

* интуитивную (soft)6.

Основной отличительный фактор между Структурированной магической системой и Интуитивной — степень строгости и окончательности магических правил в вымышленной вселенной. Системы hard-магии должны соответствовать конкретному набору законов, они ограничены и не всесильны, в то время как системы soft-магии свободно следуют абстрактному ряду руководящих принципов. Они менее понятны, не структурированы, спонтанны, но в восприятии читателей более «волшебны» и таинственны.

Согласно исследованиям Сандерсона, более востребована у читателей Структурированная магия — та, у которой есть точные законы. Ее цель состоит в том, чтобы представить читателю все необходимые факты.

Согласно работам Криса Уинкла7 у Структурированной магии есть:

В интуитивной магической системе нет точного набора руководящих принципов, которые регулируют использование и создание магии в вымышленном мире.

Цель этой системы состоит в том, чтобы оставить открытой перспективу будущих магических возможностей. Так книга становится более непредсказуемой и мистичной. Подобная таинственность — это то, что привлекает писателей использовать систему soft-магии. Интуитивная система более загадочна и вызывает большее чувство новизны и исследования.

Она также обладает своими преимуществами и недостатками:

Ограничения двух систем

Структурированные магические системы должны придерживаться жесткой логики. Она и задает рамки, которые определяют движение автора. Любой выход за эти рамки должен обосновываться. В противном случае произведение подвергнут критике.

Если применение магической силы не укладывается в логику, то целостность магической системы ставится под сомнение. По этой причине спонтанные сверхъестественные способности не могут возникать без веского обоснования.

Следует учитывать следующую вещь: автор может знать каждую деталь своей магической системы, но она все равно будет считаться Интуитивной, если недостаточно объяснена читателю.

Системы Интуитивной магии не имеют таких ограничений. Они обладают абстрактной и концептуальной природой, что позволяет описывать магию без особого обоснования. Таким образом, soft-магия может появиться практически в любой точке структуры сюжета.

Это отсутствие ограничений удобно для автора. С одной стороны, с помощью Интуитивной магии он может выйти из самой сложной ситуации, а с другой — тем самым обесценить все усилия героя.

Законы магии Брэндона Сандерсона

Рассматривая классификацию Б.Сандерсона hard и soft магии, невозможно не обратиться к Законам, которые он разработал для создания магической системы. Сандерсон описывает их как эмпирические правила и шаблоны, которые наблюдал в реальном мире на протяжении многих лет.

Цель законов Сандерсона — это добавить конфликт и повысить ставки в истории. Они предназначены для усиления присущего магическим системам драматизма, а не для их препарирования.

Законы основываются на огромном практическом опыте Сандерсона, что делает их наиболее ценными и важными при работе над произведением.

Первый закон магии Сандерсона

«Способность автора разрешать конфликты с помощью магии прямо пропорциональна тому, насколько хорошо читатель понимает указанную магию».

Этот закон Сандерсон сформулировал в 2007-м году. Первый закон магии является точкой опоры для построения системы Структурированной и Интуитивной магии.

Если рассматривать полюс Интуитивной, или мягкой, магии, то разрешение конфликта в ней может стать приемом «Бог из машины». Этот прием стар как мир. Так, в греческих трагедиях, в самом драматическом моменте — в кульминации, решение конфликта на себя брал бог, который появлялся из ниоткуда с помощью механического устройства.

Еще Аристотель в свое время был крайне недоволен подобным подходом, так как это лишало героев свободы действий и вызывало естественный вопрос: «Где они были раньше, когда «начинался весь этот бардак»?

Системы мягкой магии обладают многими преимуществами, о которых Тимоти Хиксон подробно рассказывает в книге"О написании и построении мира"8.

Он выделяет шесть сильных сторон систем Интуитивной магии, такие как:

1) способность усиливать напряжение с помощью неизвестных элементов;

2) усиление чувства таинственности за счет того, что магическая система действует вне поля зрения главного героя;

3) создание условий, когда персонажи не понимают собственных магических сил и действуют с помощью сообразительности или других способностей;

4) создание непредсказуемых магических эффектов, которые привносят новые проблемы при решении героями сюжетных задач;

5) включение разнообразных магических систем;

6) повышение чувства эстетичного, что связано с эзотерической тайной мягкой системы.

Как и законы Сандерсона, на которые опирается Хиксон, эти особенности Интуитивной магии также направлены на усиление эффекта напряженности в мире создаваемой истории.

Преимущество же Структурированной магии заключается в том, что читатель постепенно осознает всю сложность и значимость магического действия. Он понимает, насколько высоки ставки при проигрыше героя, насколько велика будет его потеря. Знание цены провала повышает степень напряжения конфликта, позволяет читателю почувствовать сопереживание герою и идентифицировать себя с ним. Поэтому разрешение такого конфликта принесет читателю наибольшее удовлетворение.

Но этот аргумент не отрицает эффективность Интуитивных систем. Например, «Властелин колец» Толкина и «Песнь льда и пламени» Мартина как раз относятся именно к этой системе. В Интуитивной магии ищут чудеса.

Второй закон Сандерсона

Второй закон сформулирован в 2012 году и звучит так: «Ограничений больше, чем полномочий».

Когда герою подвластно все, он становится так называемым Мэри или Марти Сью в самом худшем своем проявлении: без возможности идентифицировать себя с ним и прожить вместе с ним путь всеобъемлющей успешности. В таком случае какой-либо конфликт отсутствует и остается только скука.

Отличным примером для объяснения этого закона служит сравнение Бэтмена и Супермена, который приводит Крис Винкл в своих работах. В рамках рассмотрения второго закона Бэтмен интереснее Супермена, ведь Бэтмен — человек, который, несмотря на все свои чудесные приспособления и машины, подвергается опасности. Супермен же в некотором роде бог, которому подвластно почти все, кроме одного — криптонита.

Сандерсон делит ограничения на две основные категории: слабости и затраты.

Слабости уменьшают магическую силу или негативно влияют на персонажа. Они проявляются в определенных ситуациях, когда персонаж полностью или частично теряет свою силу или волю к победе, разочаровывается, складывает руки. В качестве примера Сандерсон приводит"Песнь льда и пламени"магию Мелисандры, которая зависит от Красного Бога, к которому она должна обратиться, чтобы ее магия сработала.

Затраты или цена — это то, чем персонаж готов рискнуть, чем готов пожертвовать, чтобы победить.

Отличный пример — Кольцо Всевластия. Если Фродо его наденет, то станет невидимым — это бонус кольца, но противники — Саурон и его соратники тут же узнают, где он находится — это цена. Фродо каждый раз должен взвешивать степень опасности и в зависимости от нее делать выбор. Еще один момент, который относится к цене — это то, что заключено в самом кольце: духовная деградация и искушение. Поэтому стоит несколько раз подумать, прежде чем им воспользоваться.

Иногда ценой становится состояние беспомощности. Например, в «Аватаре», когда Джейк Салли сливался с аватаром, его тело оставалось беспомощным. Не только из-за увечья, но и из-за бессознательного состояния. Джейк оставался практически без защиты, к тому же ему требовалось время на реориентацию и осознание того, что именно является для него настоящей реальностью.

Без затрат любая магия становится пресной. Ценой является уже то, что маг тратит время и усилия на освоение магических дисциплин. Для читателя это является стимулом погружаться в созданный мир, проживать вместе со студентами так называемых Академок студенческую жизнь заново, но уже с волшебным флером, и получать от этого удовольствие.

К затратам могут относиться и различные искушения темной стороны силы, когда демон предлагает могущество в обмен на душу, и усилия мага для воплощения заклинаний в жизнь, которые порой настолько велики, что могут затронуть его психическое или физическое здоровье.

Таким образом, цена может проявиться не сразу, а ее величина не всегда осознаваться. Однако в любом случае в увлекательном произведении цена всегда присутствует.

Третий закон Сандерсона

«Расширьте то, что у вас уже есть, прежде чем добавлять новое».

Сформулирован в 2013 году. Главная мысль этого закона — брать надо качеством, а не количеством. Что это значит? Не надо в огромных количествах штамповать персонажу умения и навыки.

Большое количество умений у героя не обеспечивает успех произведения, наоборот, усиливает скуку. Такой персонаж — все равно что малыш, который вываливает перед гостями все свои игрушки, хвалясь, что у него и это, и то. А в ответ получает лишь вежливые улыбки и притворное умиление.

Так же к этому закону относится целостность, концептуальность магических умений, которыми награждается персонаж. Пусть их будет немного, но они должны дополнять друг друга, однако не препятствовать всевозможным опасностям. Персонаж должен быть уязвим — тем ценнее будет его победа. Магия должна быть взаимосвязанной и структурированной.

В рамках этого закона Сандерсон использует три концепции:

* экстраполяция;

* взаимосвязанность;

* рационализация.

Экстраполяция обозначает, что любое фантдопущение должно быть доведено до логичного и естественного завершения. Все аспекты фантдопа должны быть либо исследованы, либо создавать такое впечатление.

Экстраполяция отлично воплощена в «Песне льда и пламени». Так, под каждое фантдопущение там подведена логичная база и им дано естественное разрешение. А вот, например, в Гарри Поттере фантдопущения имеют ненадежную базу: начиная от маховика времени Гермионы, заканчивая использованием Нерушимых клятв.

Концепция «Взаимосвязь» отражает уровень целостности произведения. Существует основное фантдопущение, из которого проистекают остальные. Так, магия работает на единой базе, а вот инструментарий у нее может быть разный. Но и при отсутствии большого количества взаимосвязей тот же «Властелин колец» не становится хуже.

И последняя концепция — рационализация, подразумевает целесообразность и необходимость всех введённых в магическую систему компонентов. Необходимо полностью раскрыть то допущение, что уже есть в книге, и только потом добавлять второе, если есть необходимость.

Увеличение количества фантдопов ведет к увеличению масштаба произведения и грозит тем, что ни одно из них не будет раскрыто до конца. Если количество фантдопущений увеличивается, то они должны брать истоки в основном, которое собирает вокруг себя остальные и создает стержень произведения.

Четвертое правило Сандерсона

Существует еще так называемое четвертое правило Сандерсона: «Если ты нарушаешь законы, то сделай это круто».

Сделай так, чтобы степень восхищения от нарушения правила превзошла его важность. Читатель погружается в миры фэнтези, чтобы столкнуться с чем-то необычным, таинственным, уникальным и увлекательным — тем, чего нет в реальности. Это то, на что стоит обращать внимание в первую очередь. Но все должно находиться в балансе, иначе «крутизна» может превратиться в провал.

Пять правил работы с Интуитивной магией

На основании этой классификации и Законов магических структур Крис Уинкл создал пять правил работы с Интуитивной магией:

1. Не используйте всепоглощающее могущество.

Когда персонаж сильнее всех сильных, он ничем не ограничен и разваливает сюжет. Непонятно, что с ним делать, ведь он может все, у него все решается, и это неинтересно. Пришел, увидел, победил. И все это без единого усилия. Такая книга будет бесконечной ходилкой, где один герой весь в белом, а остальные… Ну, вы поняли. Если заклинания решают большинство сюжетных проблем, то вы обесцениваете и свои усилия как автора, и своего героя как личность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: В помощь писателю

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магическая структура. Гайд для писателей по миропостроению. Серия «В помощь писателю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Статья «Магия», Большая советская энциклопедия.

5

Jeff Howard, «Game Magic A Designers Guide to Magic Systems in Theory and Practice», A K Peters/CRC Press; 1st edition, 2014

6

Названия в буквальном переводе звучат иначе, но в этих названиях я отразила смысл.

7

Ch.Winkle, «How to Create a Rational Magic System»

8

Timothy Hickson, «On Writing and Worldbuilding»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я