Чтобы вы гордились детьми, а дети – вами. Практические рекомендации для родителей и учителей

Виктория Мариупольская, 2020

Для того чтобы сесть за руль, необходимо сперва научиться водить машину, сдать экзамены по теории правил дорожного движения и практике навыков вождения и затем получить на вождение письменное разрешение в виде водительских прав. Однако для воспитания ребёнка и подготовки зрелого полноценного члена общества совершенно нет никаких требований. Мне всегда это казалось странным. Разве неправильное формирование личности в детстве и юности не приводит к проблемам во взрослом возрасте? Разве каждый родитель не нуждается в проверке правильности своего интуитивного умения «выруливать» своего ребёнка на путь истинный? По-моему, пришло время серьёзно заняться этим вопросом и среди бесконечной массы неправильных методов воспитания, изобретаемых каждым молодым и неопытным родителем, отыскать элементы прекрасных и бесспорно зарекомендовавших себя методик и выстроить основательную систему и грамотный подход к такому важному делу, как родительский труд по воспитанию своих детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чтобы вы гордились детьми, а дети – вами. Практические рекомендации для родителей и учителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Разница между дисциплиной и агрессией

Злость — всё равно, что деньги: будешь всё копить и не тратить — толку мало; и всё сразу спустишь в одном порыве — пользы никакой.

Л. Браун

Подсознательно я стала сравнивать «их» систему воспитания и «нашу» и, естественно, задалась вопросом, чья же система лучше. С одной стороны, новый для меня подход к детям казался привлекательным, т. к. он подразумевал уважительное отношение к ним, внимание к их чувствам и, несомненно, приносил результаты: их дети гораздо рассудительнее, увереннее в себе, здоровее — на порядок здоровее! И это при неправильном питании и равнодушному отношению американцев к холоду и грязи!

С другой стороны, такое количество свободы у детей и сниженные требования невольно вызывали страх. Дети принимают решения сами! Что из них выйдет? Что получится? Будут они так же уверены в себе потом, когда вырастут? Будут ли принимать правильные решения?

Для того чтобы найти ответы на мучившие меня вопросы, пришлось вспомнить свое детство, боль испытанного и, в прямом смысле, посчитать, чего она мне стоила в итоге. Боль от повышенного тона, боль от обвинений, боль от неразумных ожиданий от меня, боль от наказаний за невыполнение этих ожиданий. Боли было много, и результат был, несомненно, сильный. Необходимо было лишь поставить знак — положительный или отрицательный. Добилась ли я многого от боли или пострадала?

К тому моменту, как мне предстояло выбрать, наша дочь подрастала и нуждалась в хорошей маме, которая знает, что делает и почему. Она и забота о ней стали решающим фактором в этом сложном выборе. Я знала точно, что хочу для неё лучшего, в том числе лучшего обращения и способа воспитания, и я чувствовала себя обязанной сделать выбор между этими столь разными способами.

Моя цель — растить уверенного, здорового ребёнка, у которого есть желание учиться и трудиться, который при этом гордится собой и весел. Непременно весел! Здоровые дети — это весёлые дети в первую очередь!

Я перечитала массу различной литературы, пересмотрела кучу передач, взяла дополнительные курсы и тренинги по психологии, перепробовала различные подходы, наблюдала за меняющимся поведением дочери, и вот как расставились знаки:

Самым трудным для меня было провести черту между агрессией и дисциплиной. В дисциплине присутствует элемент наказания, т. е. неправильное поведение не награждается, а ведёт к потере некоторых привилегий. Только какой вид наказания агрессивный, а какой нет? И только ли наказания бывают агрессивными?

Скажем, агрессивно или нет шлёпать по попе? Агрессивно или нет отбирать любимые игрушки? А выбрасывать? А грозиться нашлёпать или выбросить? Агрессивно или нет назвать ребёнка плохим, глупым, ленивым? А обвинить в непослушании? Должен ли он сам выбирать себе наказание, или это тоже агрессия?

В то время как у всех родителей бывают плохие дни и мы все иногда бываем не в духе, одно из важных отличий дисциплины от агрессии по отношению к тому, кто находится в нашей власти (другими словами, дедовщины), в том, что дисциплина последовательна и не зависит от настроения «старшего». Она базируется на правилах, которые известны всем членам семьи вместе с последствиями их несоблюдения и, что самое главное, применяются ко всем членам семьи.

Агрессия же характеризуется ярко выраженным циклом эмоций обидчика.

Агрессия же характеризуется ярко выраженным циклом эмоций обидчика, проходящим фазы нарастания напряжения, срыва злости, а затем чувства вины. Агрессия непоследовательна и нелогична. Она жестока, потому что она ранит ребёнка без его вины, когда у старшего плохое настроение, и поощряет или оправдывает то же самое поведение, когда настроение улучшилось. В основе агрессии лежит удержание власти силой, запугиванием и запутыванием, обеспеченным переменой настроения и нелогичностью сказанного.

Обидеть младшего просто. И мы все знаем, что это неправильно. Обидеть младшего, который зависит от нас и никуда не денется, не требует практически никаких усилий. Это самый простой и лёгкий выбор поведения. Воспользоваться любой слабостью и несовершенством маленького человека, который ещё только тренируется ходить, говорить и предвидеть последствия, который только узнаёт, что опасно, а что нет, что хорошо, а что плохо, и поставить их ему в вину легко, но подло. Например, ребёнок хочет узнать, что будет, если он встанет перед качающимися качелями… Легко использовать эту возможность для проявления агрессии! Достаточно спросить его, варит ли его голова или посоветовать ему встать на проезжей части. А ударь он младшую сестричку — тут открыта дорога для агрессора, который начнёт наносить ему удары, приговаривая: «Младших бить нельзя!». Это ранит ребёнка и запутает его окончательно.

Но как отличить обиду от воспитания? Ведь срывы злости обидчика могут совпадать с неправильным поведением ребёнка, что делает различие между методами воспитания и агрессией особенно тяжелым.

Действительно, в авторитете родителей и дисциплине есть элемент власти и элемент контроля. Родителям дана власть над детьми самой природой хотя бы на основе того, что они выше ростом, в другой весовой категории и гораздо искуснее в аргументах, благодаря опыту, знаниям и развитости мозга. Да и дети находятся в зависимости от них. Но в то время как у нанесения обиды нет цели, цель воспитания заключается в выработке у ребёнка ассоциации нежелательного поведения с неприятными эмоциями, а желательного поведения — с приятными эмоциями. Ребёнок учится, что у всякого поведения есть последствия. И из опыта неприятных последствий он учится корректировать выбор поведения. Он учится этому частично из своего опыта, без вмешательства взрослых и частично из системы поощрений и лишения привилегий, применяемой родителями.

Неприятные эмоции являются неотъемлемой частью жизни любого человека. Здоровый спектр эмоций включает все чувства, которые способен испытывать человек в равной степени, а баланс неприятных и приятных эмоций ребёнка определяет адекватность обращения.

Баланс неприятных и приятных эмоций ребёнка определяет адекватность обращения.

Этот баланс может быть смещён. Неприятных эмоций у ребёнка может быть слишком много, и они могут быть слишком сильными и длиться слишком долго. Если баланс эмоций ребёнка смещен так, что доминируют чувства страха, боли, вины, стыда, отчаяния, неуверенности, ощущение потерянности или чувство отсутствия любви к себе, то в этом случае ему наносится психологическая травма, которая меняет его психику, а методы обращения с ним в этом случае неадекватны и даже опасны для его здоровья. Те родители, которые полагаются целиком и полностью на СВОИ чувства в вопросах воспитания ребёнка, рискуют подорвать эмоциональное здоровье своего ребёнка[1].

Важно, какие чувства испытывает ребёнок при общении с вами.

Приведу список часто встречающихся в России методов обращения с детьми, попадающих в разряд агрессивных и грубых:

«подзатыльник» — удар по голове сзади;

«затрещина» — удар по голове спереди;

«шлёпанье» — удар сзади ниже спины;

резкое хватание за руку;

волочение за ухо;

применение силы при ходьбе (тянуть, толкать);

пинок;

удар по рукам;

толчок;

пощёчина;

«порка» — удар каким-то предметом (ремнём, палкой, веткой);

другое применение физической силы;

выбрасывание игрушек и других личных вещей или причинение им вреда;

замах рукой или предметом;

показывание кулака;

угроза («Сейчас получишь!»);

обвинение, иногда в форме вопроса («Ты куда полез?»);

запугивание («Вон сейчас дядя выйдет и тебе даст!»);

оскорбление, иногда в форме вопроса («Ты что, глупый?»);

повеление наказать себя или причинить себе вред («Давай, сверни себе голову!»);

публичное высмеивание («Расскажи, как ты себя ведёшь дома!»);

пожелание несчастья («Пусть тебя потом с собаками разыскивают!»);

агрессивная критика, иногда в форме совета или вопроса или и того и другого («Ты что, не можешь нормально сказать?»);[2]

оскорбительные комментарии к поведению ребёнка («Одно детство в голове!» или «Ой, воображуля!»);

предсказание будущего («Сейчас он тебя укусит!» или «Упадёшь!»);

агрессивное объяснение («Ага?! Упал?! Вот, потому что бегаешь!»);

повышение тона;

лекции и нравоучения;

слишком близкое расстояние в положении «лицом к лицу»;

агрессивный взгляд, наполненный ненавистью;

«мина» на лице родителя, осуждение, неодобрение, пренебрежение;

игнорирование просьб и другого вежливого обращения ребёнка;

другие виды эмоционального и психологического давления.

Бесспорно, бывают такие моменты, когда агрессивное поведение родителей просто необходимо. Например, когда ребёнок находится в непосредственной опасности. Если, например, ему что-то едкое попало в глаз, то в это время нельзя позволять ему узнавать этот мир на собственном опыте или расспрашивать его о чувствах. В это время необходимо действовать — промыть глаз, даже вопреки сопротивлению ребёнка. Но когда вы уже промыли его глаза, выдернули его из-под качелей, забрали из его рук кусок стекла, если на него не мчится поезд и его волосы не охвачены пламенем, то можно расслабиться и перейти из агрессивного состояния в спокойное, уверенное или даже пассивное. Постоянная агрессия не только НЕ

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чтобы вы гордились детьми, а дети – вами. Практические рекомендации для родителей и учителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Исследования показывают, что люди, подверженные агрессии в детстве, склонны к депрессии, страхам, неуверенности, чувству одиночества, заниженной самооценке на протяжении всей жизни. Восстановить эмоциональное здоровье очень тяжело. Интересно, что последствия агрессии у мальчиков и девочек проявляются по-разному. Парни склонны к агрессии, а девушки к депрессии. Но и те и другие проявляют повышенную доверчивость. Они наиболее уязвимы для преступных группировок, сект, религиозных и других организаций и людей, способных дать им ложное чувство семьи и любви, стремящихся воспользоваться их деньгами, телом, сознанием. Отсутствие контакта и тесной связи с родителями, отсутствие ласки и добрых отношений, отсутствие понимания, принятия и дружбы — вот собственно и всё, что нужно «доброжелателю», чтобы, наговорив красивых слов, полностью завладеть контролем над ребёнком. От кого-то он должен слышать: «Я люблю тебя», «Ты красивая, талантливая, отзывчивая», «Ты хороший, умный, добрый»…

2

Основное отличие критики от совета в том, что комментируется уже принятое решение или сделанная работа, т. е. действие в прошлом. Совет же направлен на действия в будущем.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я