Дизайн помещений: стили интерьера на примерах

Виктория Макарова, 2011

Рассмотрены особенности оформления интерьеров помещений различного назначения в соответствии с 25 популярными стилями (кантри, псевдоафриканский, псевдоскандинавский, псевдосредиземноморский, псевдоегипетский, псевдояпонский, псевдоиндийский, псевдорусский, псевдоукраинский, минимализм, хай-тек, лофт, китч, экспрессионизм, сюрреализм, артнуво, арт-деко, поп-арт, романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир). Для каждого стиля перечислены характерные материалы, применяемые для изготовления основных строительных элементов: стен, пола, потолка и др. Описаны особенности выбора мебели, цветовой палитры, декора и освещения. Материал сопровождается примерами, созданными в программе 3D-моделирования, и реальными фотографиями. Показаны особенности разработки дизайн-проекта интерьера в зависимости от его назначения. Уделено внимание взаимодействию с приглашенным дизайнером при оформлении помещений. Для широкого круга читателей.

Оглавление

  • Введение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дизайн помещений: стили интерьера на примерах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

На кого рассчитана книга?

Книга рассчитана на широкую аудиторию — ремонт периодически делают все, душа жаждет обновления окружающего пространства, а потому книга пригодится каждому. Студентам соответствующих вузов будет полезно изучить стили на примерах. Да и уже состоявшимся дизайнерам, надеюсь, будет интересна эта книга.

Почему ее нужно приобрести?

Наверняка вам не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда люди затеяли ремонт, купили интересный светильник, выбрали шикарные обои, оригинальные занавески, мебель, а когда все это совместили, остались разочарованы, потому что то, что хорошо смотрелось по отдельности, не гармонирует вместе. Современный человек должен разбираться в основных направлениях и вырабатывать чувство стиля. Я уже не говорю про тех, кто собирается заниматься дизайном интерьеров профессионально. Также приходится сталкиваться с некоторым непониманием между заказчиком и исполнителем по причине отсутствия элементарной базы знаний в этом направлении. Я надеюсь, что эта книга поможет вам избежать подобных нестыковок и неприятностей.

Как сориентироваться?

В книге рассказывается, как тот или иной период влиял на формирование определенного стиля. Рассматриваются различные стили интерьеров: указывается, что характерно, что нужно (можно) сделать для придания комнате определенного стиля. Каждая глава имеет сходную структуру — начинается с общего вступления и содержит одни и те же элементы: используемые материалы, мебель, цветовая гамма, текстиль, декор и т. д. Подобное изложение помогает легче сосредоточиться на особенностях того или иного стиля. Кроме того, почти каждый стиль интерьера для наглядности проиллюстрирован.

В книге также рассказывается об истории развития дизайна. Указаны особенности разработки дизайн-проекта интерьера в зависимости от его назначения. Содержится ответ на вопрос: для чего нужен дизайнер при оформлении интерьера, и нужен ли он вообще.

На цветной вклейке вы найдете иллюстрации интерьеров в определенном стиле, дизайн которых выполнен автором в программе 3dsMax.

Благодарности

Хочу поблагодарить всех, кто прямо или косвенно помогал мне в работе над этой книгой.

Я благодарна:

• своим родным за поддержку, терпение и понимание;

• Валерию Власову и Татьяне Веденеевой, Александру Чайковскому и другим, за любезно предоставленные для книги фотографии;

• Владиславу Дюделеву и Александру Литвинову за консультирование в ходе написания книги;

• и конечно, сотрудникам издательства"БХВ-Петербург"за профессионализм и помощь в подготовке книги.

Как со мной связаться?

Если у вас возникли вопросы, замечания, предложения или вы хотели бы заказать дизайн-проект интерьера, отправляйте свои письма на мой электронный адрес makarovavika@list.ru.

Развитие дизайна — маленький экскурс в историю

Че я думаю, я думаю, что мы еще лет 15 будем нервно курить в углу. К тому времени Посохин перестанет творить, Лужков перестанет оказывать влияние на архитектуру, а олигархи перестанут покупать то, что ошибочно помещено в раздел"недвижимость"в риелторских изданиях.

Артемий Лебедев

Термин"дизайн"появился в нашей стране недавно. В переводе с английского слово"дизайн"означает рисование. От слова"дизайн"возникло такое понятие, как"дизайнер", или художник-конструктор, как его еще называли. Причем о назначении дизайна спорят издавна и до сих пор. Одни считают, что дизайн призван создавать прекрасные вещи, которые бы отражали дух эпохи, в которую мы живем. Другие спорят о невозможности и недопустимости превращения обычных предметов потребления в произведения искусства. Люди, тесно связанные с рынком, искренне считают, что хороший дизайн тот, который помогает продавать. Я думаю, спорить здесь бесполезно — сколько людей, столько и мнений, причем каждая версия по-своему актуальна.

Понятно, что дизайн, вне зависимости от того, знаете вы о нем что-либо или нет, присутствует практически во всех сферах нашей жизни. Он неотделимо связан с архитектурой, со скульптурой, с областью изобретений (приборов, мебели, посуды, машин), с конструированием одежды и разработкой новых линий обуви и т. д. В нашем случае мы поговорим о дизайне интерьера — оформлении того пространства, в котором вы обитаете и хотите чувствовать себя комфортно.

Думаю, читатель не станет спорить с тем, что почти у каждого человека существует необходимость окружать себя красивыми вещами. Но ценность вещи заключается в том, чтобы совместить практическое начало с эстетическим. Об этом нужно помнить и при разработке дизайна интерьера. Очень часто получается так, что в погоне за модой, мы создаем окружение, в котором чувствуем себя неудобно, в частности, из-за того, что, акцентируя внимание на форме, напрочь забываем о пользе и смысловой нагрузке.

Как большинство людей судит о вещах? Весьма ограниченно и субъективно, такими понятиями, как"красиво-некрасиво","изящно-грубо", руководствуясь собственными ощущениями. Чтобы научиться разбираться в дизайне, необходимо постоянно оттачивать свой вкус, повышать уровень образования, научиться видеть достоинства и недостатки предметов той или иной эпохи, чтобы не"шарахаться"от сюрреалистических вещей в стиле Сальвадора Дали и не восхищаться бездумно барочными экспонатами, подобострастно таща в дом самоварную позолоту и лепнину. Хорошо будет подойти к вопросу дизайна и с психологической точки зрения с целью изучить особенности человеческого восприятия — немного разобравшись в этом, человек поймет, как создавать предметы красивыми, а окружение — гармоничным.

Вернемся к понятию"дизайн". Когда в 19 веке благодаря техническому прогрессу была изобретена масса полезных вещей (источники энергии, пишущая машинка, телеграф, телефон, радио, фотоаппарат и кино, двигатели внутреннего сгорания, автомобиль), было распространено мнение, что они (вещи) не должны быть красивыми, но полезными. Однако вскоре стало ясно, насколько убоги такие воззрения. Промышленные выставки и выступления творческих людей и мыслителей показали, что в погоне за прогрессом техническим, люди совершенно позабыли об эстетической стороне, тем самым, способствуя уничтожению красоты и тяги к прекрасному, заменяя творчество ремесленническим трудом. Был поставлен вопрос о привлечении художника к процессу создания вещей, что само по себе в то время звучало очень необычно. По сути, это уже ознаменовало появление дизайна. В частности, стали обсуждаться на различных конференциях проблемы оформления помещений, целесообразность обстановки, эстетическая сторона, связь материала и производимой из него вещи, принципы соответствия формы, украшения и отделки предмета его назначению.

Также были созданы ремесленные мастерские, возглавляемые талантливыми художниками и архитекторами, но практического результата это не принесло — вещи получались красивыми, но слишком дорогими.

Кроме того, стремясь украсить создаваемые предметы, им стали придавать архитектурные формы, и такая тенденция продержалась довольно долго, но к концу 19 века архитектурный стиль стал постепенно отмирать: прогресс явно входил в противоречие с этим стилем. Как следствие, исчезли всякие декоративные излишества и орнаментация. Назревало нечто вроде переворота в понимании эстетики.

Наряду с промышленным производством существовали и продукты народного творчества. В каждой губернии были свои традиции изготовления, поэтому предметы отличались формой и орнаментом, были, что называется, на любой вкус. Например, всегда можно узнать хохломскую роспись по черно-красному растительному орнаменту на золотистом фоне. Или ярославскую, которая сплошь покрывала предметы геометрическим орнаментом. Северодвинские вещи тоже всегда узнавались по витиеватому ярко-красному орнаменту с птицами, людьми и животными на белом фоне. Росписью в то время покрывали практически все: посуду, колыбельки, сани. Широко применялась также резьба по дереву, плетение из лозы и бересты. А чего стоит народная вышивка?! Конечно, вещи, созданные своими руками, несущие отпечаток творчества, частицу души, не идут ни в какое сравнение с отштампованными на фабрике. И, тем не менее, к концу века промышленное производство полностью вытесняет ремесла, в частности, за счет низкой стоимости промышленной продукции и быстроты изготовления.

Однако интеллигентные люди понимают, что народному творчеству следует уделять внимание. Дамы из самых аристократических фамилий занялись прикладным искусством. Вещи, искусно созданные своими руками, вошли в моду и стали экспонироваться на выставках в Москве, Петербурге, Киеве. В Петербурге, Саратове, Пензе, Миргороде, Екатеринбурге и других городах были открыты художественно-ремесленные школы.

В этот период на фоне развития промышленности и поддерживания народно-прикладного искусства возникает новое стилевое направление — модерн (в буквальном переводе — "новый").

Впервые утверждалась необходимость учета взаимосвязи человека и окружающего мира. Считалось, что интерьер должен удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Этот период характеризуется поиском новых решений в оформлении жилья. То есть можно сказать, что модерн послужил развитию индивидуального проектирования интерьера, просто в то время эта роскошь была доступна немногим.

Шло время, и уже экономические причины повлияли на то, что больше внимания стали уделять дизайну интерьеров, транспорта и новых изобретаемых приборов. Создавались производственные союзы, объединяющие художников, архитекторов и промышленников. Пришло понимание того, что без такого объединения будет сложно победить на рынке сбыта. В Германии открыли первую школу по подготовке художников в области промышленности, которая стала, по сути, первым учебным заведением, выпускающим дизайнеров.

В России в 1920 году появились Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС), целью которых также была подготовка художников для промышленности. Первая такая мастерская возникла в результате объединения училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища и позже была преобразована в институт. В программе обучения просматривалось много противоречий, что объяснялось новизной специальности, которой раньше не было. Но все равно, институт получил международное признание и был отмечен на выставке в Париже за новый метод в обучении и за работы студентов. Метод обучения заключался в том, что при институте существовали мастерские, в которых студенты имели возможность создать то, что разработали, видели процесс производства и отмечали ошибки. А курсовые работы студентов были весьма разнообразны — от небольших магазинчиков, мебели, осветительных приборов, посуды и декора, до текстиля и одежды.

Основателями дизайна можно назвать В. Татлина, А. Родченко, Л. Попова, В. Шухова. Татлин создал модель ажурного металлического памятника III Интернационалу.

А. Родченко конструировал различные вещи, работал вместе с Маяковским в области рекламы и агитационного плаката, а также в области театра и кино. Л. Попова разрабатывала рисунки тканей и модели одежды на фабрике и в сфере театра. Так происходит потому, что многие прогрессивные идеи еще не воспринимались или встречались руководством в штыки, поэтому многие талантливые люди находили своим идеям другие сферы применения — в частности, на сцене театра. Инженер В. Шухов разрабатывал в основном различные металлоконструкции, одна из его работ — известная радиобашня на Шаболовке в Москве.

Итак, вы видите, что в начале двадцатого века дизайн активно входит в сферу производства и, как следствие, во все сферы жизни человека, несмотря на то, что сам термин как таковой появился и стал использоваться значительно позже.

Можно сказать, что дальнейшее развитие дизайн получил и во время создания московского метрополитена, потому что архитекторам пришлось не только разрабатывать сам транспорт, но и интерьер вагонов, оформление станций, эскалаторы, велась работа со шрифтами для надписей.

Еще одним примером в области дизайна может служить дирижабль"Москва", для которого также разрабатывался дизайн интерьера гондолы, необычные для того времени сиденья, светильники и посуда, причем на каждом предмете должна была быть эмблема дирижабля.

В конце тридцатых годов технический прогресс позволил России создать собственные модели автомобилей, дизайн вошел и в область автомобилестроения, что также было для того времени новшеством.

И все же, в то время было еще мало людей, которых можно было бы назвать профессиональными дизайнерами. Единичные представители, которым даже без наличия соответствующего образования был присущ самобытный взгляд на вещи и хороший вкус, часто сталкивались с непониманием и неуважением к результатам их разработок. То есть можно сказать, что дизайн, как таковой, встречается в единичных случаях.

В 1945 году стали появляться специальные дизайнерские организации. Например, Архитектурно-художественное бюро (АХБ) в транспортной сфере. Идеи, которые развивало АХБ, в частности, о превосходстве художественного конструирования над обычным, инженерным, об объединении художников, архитекторов и конструкторов, и отличные результаты его работы способствовали созданию организаций, подобных АХБ.

Можно сказать, что в середине 20-го века дизайн получил признание, была понята его необходимость, и он стал массовым явлением.

В наши дни дизайн проник во все сферы жизни, добравшись даже до туалетной бумаги, но если оценивать ситуацию трезво, то что мы имеем сейчас? Недостаток образования, невозможность бывать за границей и покупать западные журналы по рекламе, дизайну и т. д., а также исторические факторы привели к тому, что уровень отечественного дизайна довольно низок — я не говорю сейчас об отдельных талантливых, по-своему гениальных личностях, я говорю о дизайне в целом. Как писал А. Лебедев,"результат получается достаточно печальным, а сам продукт заранее устаревшим, еще до начала производства. Ситуация усугубляется еще и тем, что так уже никто не делает, и сейчас то, что нашему дизайнеру и его друзьям кажется откровением, уже давно списано в утиль на Западе".

Как происходит сотрудничество с дизайнером?

— Вы умеете рисовать? Очень жаль. Я, к сожалению, тоже не умею.

Он подумал и продолжал:

— А буквы вы умеете? Тоже не умеете? Совсем нехорошо! Ведь мы-то художники!

И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев

Итак, вы затеяли ремонт и размышляете на тему"нужен дизайнер или нет?" — давайте разберемся вместе.

В принципе, если средства не позволяют и стоимость всего вашего ремонта равна стоимости дизайн-проекта, тогда есть резон от него отказаться и приобрести обои, линолеум, потолки, руководствуясь собственным вкусом.

Если же в средствах вы не ограничены и ремонт затеваете нешуточный — никогда не экономьте на дизайнере.

Во-первых, потому, что практика показывает негативный результат такой экономии. Сама не раз слышала жалобы на то, что"думал, сам справлюсь, а потом как-то все застряло, целостной картины не складывается, получается не то, что хотел"(конечно, когда эскиз находится в голове у заказчика — его там никто кроме него не видит и вряд ли воссоздаст то, что вы ожидаете), или"я хотела минимализм, а теперь вещи некуда складывать"и т. д., и т. п. Хорошо, если планировался минимализм — его легко дополнить, а если другой стиль? Вы потеряете массу времени, нервов, денег на материалы и доделку-переделку и все равно уже не обрадуетесь никакому результату — зачем портить себе жизнь?

Во-вторых, к дизайнеру нужно обращаться потому, что это его работа. Вы просто не в состоянии продумать и зарисовать, как будут выглядеть все комнаты вашей квартиры в том или ином стиле, а если и справитесь с этой задачей, то потеряете много времени. Дизайнер же занимается этим намного чаще, чем вы, а не от случая к случаю, поэтому предложит вам свое видение (с учетом ваших, конечно же, пожеланий) гораздо быстрее. Допустим, вы талантливая личность, имеете неплохой вкус и многое умеете, например, можете сами связать себе свитер, сделать стрижку мужу и приготовить суши, но профессиональные вязальщица, парикмахер и повар сделают то же самое быстрее и лучше. Значит, пусть каждый занимается своим делом.

В-третьих, каждый дизайнер в какой-то степени психолог. Например, с помощью дизайна можно создать успокаивающую атмосферу для нервных, вспыльчивых, чрезмерно устающих на работе людей или достичь гармонии и уюта, чтобы"вторая половина"всегда спешила домой. Кроме того, уже на этапе общения с потенциальным заказчиком, дизайнер отмечает для себя, каков у человека характер и чем он любит заниматься, а следовательно, какой стиль интерьера максимально отразит его личность.

В-четвертых, обращаясь к дизайнеру, вы получаете эксклюзив. Иногда он может предложить очень оригинальные идеи, особенно это касается оформления заведений, декораций для сцены и т. п. У этого человека уже более-менее воспитан вкус, и мышление натренировано решать задачи соответствующей сферы деятельности. Как правило, у такого человека есть необходимое образование и некий опыт, а также талант.

Итак, вы решились обратиться к дизайнеру, чего ожидать от него? Рассказав о своих предпочтениях, характере домочадцев или направлении заведения, назначении комнат и прочих особенностях, вы через какое-то время получаете дизайн-проект. Что он включает в себя?

• Стандартный дизайн-проект, например, заказывают тогда, когда хотят обойтись"малой кровью", то есть небольшими денежными затратами. Такой проект состоит из концептуальной части и технологической. Концептуальная часть включает в себя техническое задание, замеры, монтаж/демонтаж, план расстановки мебели, сантехники, светильников, розеток и выключателей, экспликацию помещения, стилевые и цветовые решения. Технологическая часть, в свою очередь, включает план полов и потолков (разделение их на зоны), план распределения светильников по выключателям, схему однолинейной электропроводки, развертку стен и декоративных элементов в принципиальных зонах, схему водоснабжения и канализации, привязку конечных устройств систем вентиляции и кондиционирования. Время выполнения такого проекта примерно месяц.

• Престижный дизайн-проект — включает все вышеперечисленное, плюс 3D-визуализацию[1], благодаря которой вы будете иметь представление о своем будущем доме еще до начала ремонта. Время выполнения такого дизайн-проекта — два месяца.

• Существует еще дизайн-проект, который, помимо всего вышеперечисленного, содержит еще комплектационную часть — подбор мебели или предоставление коммерческих предложений от различных мебельных салонов с указанием фирм-производителей, наличия комплектов на складе, возможных вариантов обивки и цвета деревянных вставок, а также с указанием цен и возможных скидок. То же самое касается окон, дверей, отделочных материалов, бытовой техники и сантехники. Сюда же входит декоративная часть — подбор тканей для штор, скатертей и т. п., подбор ковров и дорожек, различных аксессуаров для санузлов, каминов и т. д. и других элементов интерьера (картин, ваз, подсвечников и т. п. декора). Как правило, при таком проекте дизайнеру еще поручается и авторский надзор[2]. Срок выполнения такого проекта от 3 месяцев.

Особенности дизайна

Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что написаны без помощи советников и экспертов.

Шарль де Голль

Допустим, вы остановились на каком-то стиле и начинаете покупать все, что ему (стилю) соответствует, чтобы заставить потом всей этой радостью каждую комнату своего дома. Не торопитесь, а просто для начала определите для себя назначение каждой комнаты, а уже исходя из этого, и выглядеть они будут совершенно по-разному, хоть и будет их связывать один стиль. То же касается и интерьеров заведений — определитесь с его направлением, на какую публику оно рассчитано, что там будут подавать — должна ли быть возможность тихо и удобно посидеть за ужином или же можно обойтись лишь барной стойкой и парой столиков с пивными бочками, а может это скорее музыкальный клуб, которому необходимо пространство для танцев и зона для коктейлей.

Рассмотрим некоторые особенности дизайна в зависимости от назначения помещения.

Интерьер квартиры/жилой комнаты

При разработке дизайна помните, что это ваша квартира, комната — вам в ней должно быть спокойно и уютно. Очень часто бывает, что заказчику нравится стиль, который ему не подходит, не соответствует характеру и привычкам человека. В таком случае клиент либо остается недоволен результатом, либо доволен, но жить ему в собственной квартире будет не комфортно и вскоре захочется сделать ремонт снова. Если речь идет о разработке дизайна интерьера для семейной пары или людей среднего и преклонного возраста, то присмотритесь к этническим стилям или остановите выбор на вечной классике. Если дизайн планируется для раскрепощенной молодежи, то хороши современные стили, но опять же нужно учитывать характер владельца, чтобы квартиру превратить именно в его"берлогу", где человек будет чувствовать себя свободно и вместе с тем защищенно, комфортно. Если квартира играет роль не только жилья, но и является местом для деловых переговоров (что, по моему мнению, крайне нежелательно — дом должен быть вашей крепостью, а не проходным двором), значит, она должна работать на ваш бизнес, и в этом случае приемлемы исторические пафосные стили с использованием дорогих материалов и мебели.

Интерьер загородного дома

Свое"гнездо"нужно"вить"капитально. Стиль интерьера напрямую будет связан с тем, каков ваш дом снаружи. Если он напоминает замок, уместна будет готика или любой другой исторический стиль, если дом небольшой, но уютный — выберите что-нибудь из этнических стилей, если это деревянный сруб в сосновом бору, то и интерьер будет соответствующий. А чтобы гости, уже заходя в калитку, прониклись духом вашего жилья, не забудьте позаботиться о дизайне ограды и ворот, а также о ландшафтном дизайне, который весьма популярен в последнее время — очень приятно прохаживаться по своим владениям, где все аккуратно подобрано — каждый камешек, водоем, клумба, статуэтка.

Особенности разработки дизайна офисов

Лицо фирмы — ее офис. Личный опыт показывает, что там, где человеку комфортно, он может сделать гораздо больше, чем там, где испытывает только раздражение. А раз прибыль вашей фирмы связана с позитивным настроем ваших сотрудников, то, делая ремонт, позаботьтесь не о дешевизне, а об удобстве. Уделите внимание контролю за температурой и качеством воздуха, удобству мебели, планировке и цветовому решение офиса. Поскольку из-за высоких цен на аренду мало кто может себе позволить офис с множеством отдельных кабинетов, а размещать всех в одном большом зале, где сотрудники будут мешать друг другу, тоже не выход, то наибольшей популярностью пользуется комбинированное помещение, в котором есть несколько отдельных кабинетов для начальства, остальные же сотрудники отделены перегородками — имитация собственного мини-кабинета. Такой ход обеспечивает изоляцию рабочих мест и одновременно поддерживает общение внутри коллектива. Всегда помните, что"деньги, вложенные в офис, должны приносить деньги"!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дизайн помещений: стили интерьера на примерах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

3D-визуализация — созданный интерьер еще не существующего дома/квартиры в программе трехмерного моделирования. Работа эта достаточно трудоемкая, а потому и стоит недешево. Однако цена за метр квадратный может сильно колебаться в зависимости от выбранного стиля, сложности дизайна, детализации конечной визуализации. Также на стоимость дизайн-проекта существенно влияет возможность использования уже готовых моделей мебели, сантехники, или же клиент хочет видеть именно такой диван вот такой фирмы, именно такое кресло именно с такими львами на подлокотниках — то есть каждый элемент интерьера дизайнеру придется моделировать с нуля, учитывая масштабы квартиры — это вообще очень дорогостоящий и не быстрый процесс.

2

Авторский надзор — контроль ремонтных работ дизайнером и согласование (увязывание) изменений в связи с внезапно обнаружившимися проблемами. Необходим в том случае, если вы сами плохо разбираетесь в строительстве и дизайне. Лучше все недостатки исправлять во время ремонтных работ, а не тогда, когда уже нужно что-то переделывать. Кроме того, во время ремонта у работников неизбежно будет возникать масса частных вопросов, которые желательно решать с дизайнером, прибывшим на место или хотя бы в телефонном режиме. Да и вообще, чтобы ремонт квартиры был под контролем, необходимо наведываться на место ремонтных работ пару раз в неделю, а это не всегда приемлемо для занятых своим бизнесом людей.

Вы сами решаете — необходим ли вам авторский надзор. В него входит постоянный мониторинг объекта, корректировка дизайн-проекта по просьбе заказчика или в связи с непредвиденными обстоятельствами,"всплывшими"во время ремонта. Стоимость этой услуги зависит от того, насколько изначально сложен по дизайну был проект, где находится ремонтируемый объект, а также как часто придется дизайнеру контролировать ход ремонтных работ и согласовывать изменения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я