35 архитектурных шедевров

Виктория Анатольевна Булатова

Только в состоянии творческого полета человек может создать невероятный проект, который невозможно создать из-под палки. Именно такие проекты входят в историю, восхищая и привлекая критиков и поклонников. Именно о них пойдет речь в этой книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 35 архитектурных шедевров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Виктория Анатольевна Булатова, 2020

ISBN 978-5-0050-0577-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Только в состоянии творческого полета человек может создать невероятный проект, который невозможно создать из-под палки. Именно такие проекты входят в историю, восхищая и привлекая критиков и поклонников. Именно о них пойдет речь в этой книге.

Чуть слышно песнь свою поет прохлада,

И синим воздухом наполнена Тюмень,

И хорошо, что уезжать мне никуда не надо,

Я объявляю праздником текущий день!

И оттого надену светлую улыбку,

Наброшу искренний и теплый взгляд,

Зажгу свечу, в душе задену скрипку,

На праздничный отправлюсь променад.

А город будто ждал, он весь украшен!

Торжественный «Столыпин», мост вдали…

Сверкают яркими огнями шпили башен,

Спокойны, как солдаты, фонари…

В прозрачной сини звуки в ритме танго,

Все громче скрипка в душе моей звучит,

Ох, кажется, душа моя, дворянка,

В восторге над городом взлетит!

Чтоб вместе с птицами парить в густой лазури,

Вдыхать немыслимый от праздника фурор

И верить, что любовь всем правит в этом мире,

Даря блаженство, счастье и простор!

Виктория Булатова

Пожалуй, рассказ начну с самых посещаемых и узнаваемых мест и строений города. Эти места любимы как тюменцами, так и гостями. Итак.

1. Набережная

Почему стоит рассказать о набережной и почему книга начинается именно с нее? Что тут особенного?

Набережная в Тюмени — самая большая в России четырехуровневая набережная. Ее длина около 4 км

Набережная г. Тюмени

Щедро облагорожена гранитом и камнем. Вдоль правого берега Туры можно пройти от Свято-Троицкого монастыря до Ильинского.

В этой книге я расскажу про эти монастыри.

В Тюмени в ближайшие годы начнут обустройство набережной и на левом берегу Туры.

Кстати, тюменцы район на левом берегу Туры называют Заречным районом.

А вдоль облагороженной набережной в застывших фигурах скульптур можно отследить развитие города.

Композиции, по задумке художников, условно разделены на три части: «историческая», «университетская» и «губернская». Первые две уже заполнены скульптурами, третья пока пустует. Скульптуры в производстве. Думаю, они нас еще удивят!

А пока о тех, что уже можно увидеть на набережной.

Скульптура «Сибирские картографы»

Образ Семена Ремезова на набережной Тюмени считается одним из наиболее правдоподобных.

Скульптура «Сибирские картографы»

Семен Ремезов по поручению правительства создал знаменитый «Чертеж земли Сибирской», по сути — первый русский географический атлас, как итог собранных к тому времени материалов о расположении городов и рек Сибири. Образ Ремезова, запечатленный в этой скульптуре, считается одним из наиболее правдоподобных. Видите, нос у скульптуры значительно светлее и блестит? Это горожане и гости города, потирая его, присоединяются к способности Ремезова держать нос по ветру. Смешно, конечно, звучит, однако результат массового присоединения налицо, или, правильнее, на лице скульптуры.

Скульптура «Первый судостроительный завод в Сибири»

В композиции образ инженера Гектора Гуллета и тюменского купца 1-й гильдии Ивана Игнатова.

Скульптура «Первый судостроительный завод в Сибири»

Гектор Гуллет организовал в середине XIX века в Тюмени механические мастерские. На их основе как раз купец И. И. Игнатов создал Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли и построил Тюменский судостроительный завод. Вообще Иван Игнатов был весьма предприимчив, но об этом в другой книге PROТюмень.

Глядя на скульптурную композицию, легко можно догадаться, кто тут Гектор Гуллит, а кто купец Игнатов. Меня это тоже позабавило и поразило одновременно. Как тонко художники подобрали образы для наиболее простого погружения в историю своего города.

Скульптурная композиция «Великие Камчатские экспедиции»

Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а еще Командорские острова. Камчатские экспедиции середины XVIII века стали значимыми в развитии Российского государства.

Скульптура «Великие Камчатские экспедиции»

В этой скульптуре воплощен образ мореплавателя, офицера русского флота, капитана-командора Витуса Беринга, руководителя Первой и Второй Камчатских экспедиций, путь которых проходил через Тюмень.

Образ командора был создан на основе исторических материалов и исследований Института судебной медицины РФ. И как утверждают специалисты Екатеринбургского художественного фонда, что воплотили его в скульптуре, он самый достоверный.

По местным поверьям, если потереть руку командору и загадать желание, то последнее сбудется. Не знаю, правда ли это, но трут и загадывают. Я не стала исключением, тоже потерла, а что?

Скульптура «Студенты XIX века»

Студенты того времени — в характерных костюмах, с книгой и песочными часами в руках.

Скульптура «Студенты XIX века»

Одна из самых новых скульптурных композиций на набережной символизирует время и молодых людей тех лет, когда в Тюмени не было университетов, а было только реальное училище.

Следующая композиция характеризует Тюмень на стадии ее становления.

Скульптура «Тобольский кремль»

Скульптура «Тобольский кремль»

Я долго ломала голову над этой прекрасной композицией на набережной. Решила!

Все, пока не выясню, что за собор вошел в основу этого художественного замысла, спать не лягу!

И раскопала…

На маленьком клочке из камня и бронзы четко прорисовываются очертания Тобольского кремля. Представляете?

Почему именно этого кремля?

Тобольск был основан на год позже, чем Тюмень. Однако именно он спустя всего три года стал главным военным, административным, политическим и церковным центром Сибири. Позднее — центром самой крупной в стране Сибирской губернии. В нее входили территории от реки Вятки до Алеутских островов и Аляски, так называемой Русской Америки. Конечно же, ее поддерживал и Петр I, и последующие монархи. Софийско-Успенский собор, Соборная колокольня и Казенная палата, что так отлично видны на прототипе в небольшой скульптурной композиции, входят в семь сохранившихся построек Тобольского кремля — единственного каменного строения в те годы. Путь в Тобольск долгое время лежал через Тюмень. В 1837 году, направляясь в Тобольск, цесаревич Александр II проездом дважды посетил Тюмень. Его короткое пребывание в городе наложило весомый отпечаток на топонимику и последующие проекты в Тюмени. Тюмень исторически была основана на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, и задачей Тюменского острога было обеспечение безопасности торговых путей. А Тобольск являлся центром Сибири, а теперь — одним из главных духовных центров России. Ну вы понимаете, да?

В связи с изменением маршрутов центр Сибири перемещается в Омск. А в 1944 году областным центром становится Тюмень. В этой красивой, я бы сказала, сказочной скульптуре заложено столько истории и удивительной глубины, столько фактов, которые повлияли на развитие всего края, так что теперь, глядя на нее, понимаю, почему она выделена и установлена наряду с историческими скульптурами на набережной!

Более 10 лет строили набережную.

Архитекторы, скульпторы, художники.

С любой ее точки открывается потрясающий вид. Вечером зажигаются огни фонарей, свет которых, отражаясь в водах Туры, создает невероятное ощущение волшебства и сказки.

Особое место на набережной отведено фонтану-водопаду.

Фонтан на Набережной

Подсвеченные гейзеры воды наряду со стеной водопада притягивают толпы гуляющих.

Фонтан-водопад на набережной

В ближайших планах властей окончательное обустройство набережной на правом берегу и облагораживание левого берега Туры. Первым преобразится участок у моста Влюбленных.

Планируют создать смотровую и прогулочные площадки. Общая площадь пешеходных зон на левом берегу Туры составит более 9800 квадратных метров.

Согласно проекту, на пока не тронутом берегу построят игровые зоны, скалодром, скейт-парк, амфитеатр под открытым небом, беседку-библиотеку, парковки.

На правом берегу Туры работы практически завершены. Реставрируются контора пароходства на Масловском взвозе, практически закончена реставрация самого взвоза и особняка купца Колмакова. Но об этом в книге PROТюмень «От Потаскуя до Крестов».

Мост Влюбленных

Набережная неразрывна с мостами, и в частности с мостом Влюбленных. Он не всегда так назывался.

Но всегда был значим для города.

Пожалуй, это одно из самых посещаемых мест в городе.

Все, кто хоть раз был в Тюмени, знают, где мост Влюбленных.

Тюмень основалась на правом берегу Туры. Однако необходимость сообщения с противоположным берегом с ростом города становилась все острее.

Первый мост через Туру построили лишь в 1796 году, и был он наплавной, состоявший из двух скрепленных между собой плотов. Для пропуска барж, судов и плотов с лесом его разводили, а потом сводили обратно. На это время жизнь на переправе замирала и собравшимся на берегу горожанам оставалось лишь терпеливо ждать. Зимой переплавлялись по льду.

Почти через 130 лет через Туру все же был построен первый настоящий мост на опорах.

Сейчас на его месте и находится мост Влюбленных.

Мост Влюбленных и левый берег Туры

Этот первый тюменский деревянный мост считали одним из красивейших в мире!

Несмотря на то что постройка моста через Туру была мечтой властей и горожан и Текутьев лично завещал городу на эту цель 35 тысяч рублей, строительство моста началось только после революции, в 20-е годы XX века.

В 1924 году для возведения моста забили 138 свай и подготовили 100 тысяч кубометров древесины.

Для дальнейшего производства работ заготовили 1463 бревна, 1000 досок и 250 бревен для лесов.

Первый мост через Туру построили низко над водой, в устье речки Тюменки, в нескольких десятках метров выше по течению от нынешнего моста Влюбленных.

Мост имел пять русловых опор, для пропуска речных судов было оставлено два пролета, над ними для прочности конструкции была возведена общая деревянная арка.

Мост берегли, время от времени ремонтировали: каждую весну вокруг ледорезов и опор скалывали лед, дежурили специальные люди с баграми, чтобы предотвратить ледовые заторы.

Количество русловых опор и пролетов для пропуска речных судов менялось.

В 50-е годы прошлого века мост пережил два пожара: в летнее время искры от проходящих пароходов подожгли настил. Последний раз мост горел 15 мая 1960-го.

После постройки в 1961 году нового металлического моста в створе ул. Челюскинцев старый мост стал играть второстепенную роль и уход за ним ухудшился. Позже запретили проезд по мосту грузовому транспорту.

Восьмого июля 1982 года в 9 часов 55 минут утра центральный пролет моста, предназначавшийся для прохода судов, сорвался с опор и плашмя упал в воду. В момент обрушения на мосту оказался пассажирский «рафик», за рулем которого был 24-летний Геннадий Решетников. Он ехал маршрутом №6 «Универмаг — поселок Нефтяников».

Геннадий по одному вытащил из машины людей и усадил их на деревянное покрытие. Катер со спасателями прибыл буквально через несколько минут. Пассажиры злополучного «рафика» были не единственными участниками тех июльских событий. «Дед с бабушкой мост подметали, они упали, переломали ключицы, руки себе, и две женщины шли, они вместе с перилами упали, и сзади еще мотоциклист ехал, но тот уже насмерть: он пошел с обрыва», — из рассказа Геннадия Решетникова.

Водителя-героя наградили часами с золотым браслетом и кооперативной квартирой.

Одной из причин обрушения моста называли гниение корневых балок, передают в городской администрации со ссылкой на открытые источники. Хотя примерно за год до того московский проектный институт признал мост годным к эксплуатации.

Мост восстанавливать не стали.

Через пять лет в 70 метрах от старого построили новый — вантовый пешеходный.

Во время тестирования на нем спокойно умещались 30 груженых КамАЗов. Подобных мостов на тот момент в России было только три: в Тюмени, Москве и Красноярске.

С 2003 года он стал называться мостом Влюбленных.

Движение транспорта по нему не планировалось, он нес исключительно роль пешеходного моста, тем не менее надежно соединяя берега.

В 2017 году мост реставрировали, оснастив подсветкой и музыкой. Сняли с ограждений моста многочисленные замки после пар новобрачных, подвесили цветы в вазонах, и мост в новом облике соединился с ухоженной набережной в едином ансамбле.

Мост Влюбленных

Он по-прежнему популярен у горожан и влюбленных пар.

Мост в створе улицы Челюскинцев

Движение по нему открыли к октябрьским праздникам 1961 года. Строили его довольно долго.

Мост в створе ул. Челюскинцев

Прогулка по нижнему ярусу набережной от одного монастыря до другого меня наполнила новыми эмоциями!

Прежде я была там, наверху! А вот понизу, под мостом, впервые! Удивительно!

Мы часто ходим по одним и тем же местам, только с разных сторон, и вид разный, и ощущения… Попробуйте менять маршруты своих привычных путей, и будут вам новые впечатления!

А для неравнодушных — немного истории про этот самый мост.

В середине 1950-х годов в Тюмени четко понимали, что назрела необходимость во втором мосте через Туру. В то время единственному деревянному мосту было уже 30 лет.

Москва разрешила строить стальной мост.

Место выбрали там, где сходились крупные городские улицы — Челюскинцев и Осипенко. Очистили берег от жалких хибарок, ютившихся у самого обрыва к реке, переселили на другой край города Пищевкускомбинат, размещавшийся в начале улицы Челюскинцев, где когда-то работал пивоваренный завод Ядрышникова, и в конце 1956 года началось строительство.

Длина моста 367 метров, общая ширина 12 метров, проезжей части — 9 метров. Грузоподъемность — 80 тонн.

Один из старых инженеров рассказывал, что при подготовке моста к сдаче в эксплуатацию выяснилось, что металл несущей конструкции центрального пролета не соответствует проекту — он другой марки. Комиссия отказалась подписать акт о приемке моста, а по нему уже началось движение.

И только в 1963 году, по ходатайству первого секретаря обкома Б. Е. Щербины (по образованию инженера-железнодорожника), комиссия приняла мост, а в 1965 году его все же реконструировали.

Прошло 20 лет!

Загруженность моста стала настолько плотной, что в 1981 году мост уже требовал основательного ремонта.

Приехала московская комиссия, вынесла свое решение, и лишь в феврале 1994 года курганский завод начал реконструкцию моста.

В конце октября 1995 года мост прошел испытания, а 10 ноября движение автотранспорта по нему возобновилось.

Этот мост через Туру издалека кажется не горизонтальным, как обычно бывают мосты, а наклонным на левый, низкий берег. Однако это иллюзия.

Центральный пролет с аркой положен горизонтально, а съезды на берега слегка наклонны, они и создают иллюзию наклона всего моста.

Двадцать первого октября 2015 года состоялось открытие моста-дублера Челюскинцев через реку Тура.

Строительные работы на нем велись больше года. Теперь по старому мосту через улицу Челюскинцев организовано одностороннее движение в сторону Заречных микрорайонов, а по новому — в сторону города.

Я рассказала не обо всех интересных скульптурах и местах на набережной, об особняках, что высятся над Турой, и о пристани, что долгое время была порталом связи Сибири со всей Россией и Европой. Постепенно, в следующих книгах, будут репортажи и о них.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 35 архитектурных шедевров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я