Глубинная Природа Творчества

Виктор Шамас, 2018

Представьте, что всё окружающее нас пространство живое и всегда готово к диалогу. Представим также, что среда нашего обитания вмещает в себя весь предыдущий опыт человечества и генерирует свои образы, исходя из этого невероятного информационного богатства. Мы смотримся в зеркало всего эволюционного процесса человечества, и у нас нет ни малейшего шанса не распознать этот грандиозный Потенциал внутри себя. Книга Виктора Шамаса «Глубинная Природа Творчества» представляет собой такое же зеркало. Вглядываясь в него, автор книги предлагает технологию распознавания и освоения Творческого Потенциала Сознания и предоставляет нам непосредственные методы и технологии, позволяющие сделать это максимально эффективно и с наслаждением.

Оглавление

Предисловие

Мир, который мы создали и в котором живём, является продуктом образа нашего мышления.

Невозможно изменить его, не изменив прежде наше собственное мышление.

Альберт Эйнштейн (1879–1955), учёный-физик

Когда мне было восемь лет, мне приснился яркий запоминающийся сон, который стал вдохновением для всей моей будущей жизни и определил сферу моего призвания в области науки и образования. В этом сне я видела взрослых людей, помещающих детей в коробки. Эти коробки были различных форм и размеров. Самых разных цветов. С очень красивыми ленточками и бантиками. Но всё же это были коробки. Детям не нравилось сидеть в этих коробках. Во сне я сама была ребёнком и наблюдала за детьми, сидящими в коробках. Я ходила вокруг этих коробок, подходила к взрослым, дёргала их за одежду, говорила взрослым, что нельзя держать детей в коробках, и просила выпустить их из коробок. Я была очень сильно расстроена. Рыдала и умоляла. Но никто из взрослых меня не слушал.

Я проснулась, глубоко поражённая всем тем, что увидела во сне. Я поняла, что именно так я себя и ощущаю в своей привычной школьной среде, да и вообще в повседневной жизни.

Я пересказала этот сон маме. Моя мама была очень мудрой женщиной. Она мне ответила: «Когда ты станешь старше, люди услышат тебя». Сейчас, уже став признанным учёным и писателем, я могу сказать, что она оказалась права. Теперь я разрабатываю используемые во всём мире инновационные образовательные методы и нахожу новые подходы в сфере обучения детей и взрослых. У меня есть доказательства и обоснования эффективности этих методов.

Начиная с моей первой книги «Методы Развития и Стратегии Обучения Одарённых Учеников» я настаивала на удалении барьеров и любых ограничений наших представлений о других и их способностях; убирании всех «коробок», в которые мы заключаем их посредством используемых нами образовательных методов, а более всего — посредством наших собственных представлений об их потенциале. Изначально это писалось о способностях людей с ограниченными физическими возможностями, такими как слепота, глухота и двигательные ограничения. Во всех своих книгах по методикам обучения я прежде всего настаивала на развитии самого мировоззрения учителя, его или её открытости, принятия, центрированности, гибкости и способности к изменениям.

От такого подхода моих ранних исследований, сосредоточенных на отобранных по специфическим изначально заданным интеллектуальным, личностным и многим другим признакам группах испытуемых, я пришла к выводу, что большинство как детей, так и взрослых способны изменить собственное мышление, свой мир и самих себя только в том случае, если их учителя, родители, опекуны и прочие лица, обладающие на них влиянием, прежде всего смогут сами освободить себя вместо того, чтобы добавлять всё больше и больше прутьев в решётки собственной тюрьмы.

В большинстве моих экспериментов исследователь, работающий с группой детей, проводит их через серию различных видов деятельности с последовательно уменьшающейся степенью структурированности, а затем оценивает результаты на основании рассказов детей о своём опыте, созданных ими поделок, оценивая развитие их способностей к решению задач и головоломок, а также к музицированию. Мои самые прекрасные годы были прожиты в наблюдении за компаниями детей, растущих в различных культурах и самой разной социальной среде. Я всё ещё способна переживать восторг и удивление от всего того, что вижу. Они открывают в себе целую вселенную возможностей.

Моя команда исследователей не так давно с целью расширить и развить данные идеи предприняла попытку разработать план создания Центров Инноваций и Творчества под эгидой правительства Саудовской Аравии. Идея была в том, чтобы построить такие Центры в каждом из регионов страны и сделать их доступными для каждого человека, будь то ребёнок или старик, и притом абсолютно бесплатно. Сейчас моя жизненная цель — создание подобного Центра в каждом уголке Земного шара!

Несомненно, в течение всех моих тридцати восьми лет исследовательской и писательской деятельности не всё шло гладко, далеко не всё удавалось. Возможно, причина этого отчасти в моих собственных ограничениях, в моём чрезмерном желании быть принятой и понятой в научном сообществе. Порою я слишком уж следовала общепризнанным путям в методологии исследований, используя экспериментальные методы так активно, как это только возможно. Но, поступая так, я старалась, чтобы это максимально соответствовало моим главным целям.

Когда мы изучали тягу детей к творческому самовыражению, моя команда исследователей и я просили детей описать их творения, но мы недостаточно глубоко расспрашивали их о самом процессе творчества. И хотя мы детально документировали переживаемое ими удовольствие от этого процесса, мы недостаточно глубоко расспрашивали их о характере переживаемых ими в процессе творчества состояний и о том, от чего именно они испытывали наибольшее удовольствие. Как полевые исследователи мы в основном были сконцентрированы на продукте творчества. Мы не игнорировали процесс совсем, но всё же порой не придавали ему должного значения, так как не обладали некими общепринятыми методиками изучения этого. Фокусировка на процессе и эмоциональные компоненты этого процесса были тем, что в основном ускользнуло от нашего исследовательского внимания, когда мы проводили многие, если не большинство наших исследований Природы Творчества.

Когда доктор Виктор Шамас попросил меня прочесть его новую, только готовившуюся к выходу книгу «Глубинная Природа Творчества», я была исключительно заинтригована. Я читала три его предыдущие книги, а значит, осознавала революционную сущность заложенного в них содержания, так же как профессионализм и глубину подхода автора. К тому же теперь это была работа, непосредственно относящаяся к области моих собственных исследований. Образ моего мышления и мой мир должны были каким-то образом расшириться. Понимание мной способов помочь людям выбираться из «коробок», в которые их заключили другие и они сами, должно проясниться и углубиться. Именно это и произошло, и мой восторг по мере продвижения по тексту этой книги от начала и до самой последней буквы становился всё сильнее и сильнее.

Обычные общепризнанные методы, пытающиеся описать и понять феномен творчества, всегда строго апеллируют к стандартам воспроизводимости, обоснованности и достоверности, как они понимаются в современной «основанной на доказательности» практике, и к «индикаторам качества» научных работ, как они понимаются практически в любой области образовательных или психологических исследований. Но данные методы неприменимы для изучения такого сложного феномена, как творчество. Вы не обнаружите в книге «Глубинная Природа Творчества» применения этих методов в большом объёме. Конечно, вы найдёте там вполне научный подход в исследовании творений одарённых натур и мистиков, но вы также увидите и «подход от первого лица», когда эти творения интегрируются в авторское персональное ви́дение процессов творчества.

С моей точки зрения, это уникально, возможно, даже революционно.

Методы, используемые в «Глубинной Природе Творчества», приводят к необычайным открытиям. Виктор исследует самые базовые понятия о природе творчества, включая самые его истоки и внутренние процессы: побуждающую роль страсти к творчеству, другие внутренние глубинные эмоции. Он отмечает чрезвычайную важность качеств, которые не только возможно, но и необходимо развить внутри себя практически любому индивиду, а отнюдь не неким «немногим избранным». Книга показывает нам, что раскрытие творческой природы индивида происходит не посредством делания чего бы то ни было, но посредством пребывания, — бытия теми, кто мы есть на самом деле, вышедшими за пределы своих верований и предрассудков, сковывающих нас. Будучи всецело погружёнными в такое пребывание, мы обретаем способность открыть фундаментальную истину о самих себе. Истину о том, что мы рождены, чтобы творить!

После прочтения этой книги я поняла, что, если в Центрах Инноваций и Творчества, поддержкой работы которых я занимаюсь, и в создании которых мои коллеги и я приняли самое деятельное участие, мы применим на практике идеи, что открыты в этой книге, мы действительно сможем вытащить людей из тех «коробок», которые я видела в своём детском сне. И даже более того! Мы сможем в каждом взрослом обнаружить того самого ребёнка, что был «посажен в коробку» и взывает к тому, чтобы быть из неё освобождённым!

Си Джун Мэйкер, Доктор ФилософииОтдел по психообразовательным исследованиям и работе с людьми с ограниченными физическими возможностямиУниверситет Аризоны 5 ноября 2016 года

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я