Методика тибетского виброакустического массажа поющими чашами в традиции Tsering Ngodrub

Виктор Олегович Огуй

Виброакустический массаж поющими чашами в традиции Tsering Ngodrub – это авторская методика массажа кованой поющей чашей. Чаши в данной методике имеют функцию аппарата для механического массажа.Автор настаивает на осторожном и внимательном отношении к практикам с поющими чашами и предварительной консультации у специалистов в этой области. В данной работе подробно разобрана методика виброакустического массажа для слушателей обучающих курсов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика тибетского виброакустического массажа поющими чашами в традиции Tsering Ngodrub предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О Тибетских поющих чашах

Предположительно, Тибетские поющие чаши (ТПЧ) использовались в той или иной форме в деятельности человека с древних времен. Изначально это были сосуды для воды и пищи, для подношений божествам и духам и выполнении религиозных церемоний. Сегодня можно выделить 5 основных типов поющих чаш.

— Поющие чаши, изготовленные методом отливания в форму, так называемый «Индийский» Стиль. Позволяют извлекать звук методом трения.

— Кварцевые или Хрустальные поющие чаши. Так же рассчитаны для извлечения звука трением.

— Тибетские поющие чаши — изготовленные методом ковки, преимущественно ручным методом. Рассчитаны на извлечение звука преимущественно ударным способом.

— Китайские поющие чаши, звук из которых извлекается трением по ручкам

— Поющие чаши, используемые в Японских буддийских храмах в обрядах и церемониях.

Можно обозначить, что: Тибетский массаж поющими чашами — это процедура виброаккустического воздействия на ткани и органы человека, и весь организм в целом (в том числе, и на его психоэмоциональное состояние), выполняемая контактным или бесконтактным способом с применением Тибетских поющих чаш.

ТИБЕТСКИЕ ПОЮЩИЕ ЧАШИ обладают определенными физическими свойствами, которые позволяют им воздействовать на физическое тело человека, ЦНС и ПНС, ткани и органы, системы органов. Так же, Тибетские поющие чаши обладают определенными свойствами, которые возможно существуют, но сегодня отсутствует научная аппаратура для объективной фиксации этих свойств.

В традиции Tsering Ngodrub, используются две основные методики Тибетского массажа поющими чашами: методика «Контактного прозвона» и методика «Звуковая ванна». А также индивидуальные, групповые или парные практики, в которых используются Тибетские поющие чаши. Кроме этого существуют практики работы Тибетскими поющими чашами с животными. Методика «Контактного прозвона» характерна тем, что в ней в обязательном порядке присутствует контакт Тибетской поющей чаши с телом человека. А в методике «Звуковая ванна» поющие чаши с телом человека не контактируют, хотя и располагаются в непосредственной близости от него.

Аспекты воздействия Тибетских поющих чаш

1 — Механический

2 — Музыкальный

3 — Психо-физиологический

4 — Энергоресурсов-информационный

5 — Аспект резонансности

1. Физический

Тибетские поющие чаши обладают определенными физическими свойствами. Например, при извлечении из ТПЧ звука ударом каучукового стика, стенки чаши вибрируют механически, воздействуя на окружающее пространство: при контакте с телом человека, вызывая механическое воздействие на ткани и жидкие среды организма. Этот аспект ближе всего к термину «массаж», в его классическом понимании.

Признанный авторитет в области медицинского массажа Вербов так определяет термин «массаж»:

«Массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на обнаженное тело больного различными, методически проводимыми специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных аппаратов»4.

Как отмечает М.А.Еремушкин:

«За всю историю развития массажа было разработано настолько большое количество всевозможных его видов, подвидов, методов и методик, что в среде специалистов — особенно в последнее время — зачастую стала возникать путаница в их наименованиях, которая, в свою очередь, даже привела к принципиальным разногласиям по ряду ключевых вопросов массажной теории и практики»5.

Строго говоря, применять термин «массаж» в отношении воздействия ТПЧ на организм человека, по мнению автора, уместно только в случае непосредственно контакта Тибетской поющей чаши с телом пациента.

М.А.Еремушкин отмечает:

«Массаж относится к категории лечебных факторов механической природы. Одним из основных составляющих элементов данного лечебного метода являются механические колебания. В арсенал массажных манипуляций входит большое количество приемов вибрационного воздействия (потряхивание, сотрясение, поколачивание, рубление и т.д.), в процессе выполнения которых четко фиксируются периодические механические колебания, распространяющиеся по массируемому участку»6.

Согласно Вербову:

«Вибрация — это прием массажа, при котором рука массажиста (или аппарат) передает массируемой части тела колебательные движения с различной частотой, интенсивностью, амплитудой и скоростью».

Эффекты вибрации по Вербову А. Ф.

— обладает выраженным нервно-рефлекторным воздействием, вызывая усиление, а иногда и восстановление угасших рефлексов;

— может оказывать выраженное обезболивающее и даже анестезирующее действие;

— улучшает сократительную функцию мышц;

— улучшает трофику тканей, активизируя регенеративные процессы; значительно сокращает сроки образования костной мозоли;

— в зависимости от частоты, силы и амплитуды колебаний вибрация оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую систему, вызывая интенсивное расширение или сужение сосудов.

В настоящее время, проводится изучение частоты массажных манипуляций: частотных характеристик, воспроизводимых в процессе выполнения массажной процедуры механических колебаний и волн7.

На основании полученных данных был сделан один из выводов: акустические характеристики массажного воздействия с определенной долей допущения могут быть соотнесены с механическими колебаниями»8.

Tiina Orasmae в своем докладе о методике Меломасажа в косметологии, так же основное внимание уделяет именно вибрационной природе в воздействии ее авторской методики:

«Это вибрационный массаж, который проводится с помощью музыкальных и неврологических камертонов, используемых как источник постоянной вибрации. Уже давно доказано, что вибрация — один из наиболее эффективных приёмов общепризнанного классического массажа. Раньше в косметологии этот метод почти не применялся. Дело в том, что все виброприборы имеют большую площадь приложения. Для косметологии, которая имеет дело с очень ограниченными поверхностями, этот вариант неприемлем. Точка приложения же камертона очень мала, это помогает добиться высокой точности процедуры и использовать её в качестве косметологической методики».

Таким образом, можно предположить, что воздействие ТПЧ, как чисто механического аспекта (вибрация) оказывает все вышеперечисленные эффекты.

2. Музыкальный

Музыкальный аспект предполагает наиболее традиционную версию представлений о поющих чашах. Если задаться целью осуществить поиск в интернете, то именно этот пункт окажется наиболее индексируемым в видеовариантах выдач. В то время, как Магический аспект — в текстовых выдачах. Множество вариантов видеороликов с концертами на чашах. Причем, если пару лет назад, присутствовали преимущественно концерты именно с применением поющих чаш металлических (чуть позднее появились кварцевые/хрустальные чаши), то сегодня большинство концертов подразумевает еще и варганы, бубны, кварцевые чаши, и била. О билах («плоских колоколах» или «клепалах») следует сказать отдельно. Чуть позже. Поскольку, как и в отношении чаш, с билами все очень неоднозначно к сожалению. В силу того, что многие популяризаторы этого инструмента в той или иной степени пытаются подогнать под него историческую базу, оперируя не историческими документами, а скорее придуманными для удобства историями и т. п.

Украинские исследователи Г. Л. Апанасенко и Н. А. Савельева-Кулик рассматривают музыкальную терапию как один из методов комплементарной и альтернативной медицины. Приводят обзор аспектов становления и развития в мировом масштабе, саногенетического влияния, показания, методики и эффективность указанного метода оздоровления. А в заключении, делают вывод о перспективности музыкальной терапии в рамках восстановительных медицинских технологий, так описывая ее эффективность:

«В настоящее время эффективность Музыкотерапии подтверждена представителями различных научных школ. Многочисленными исследованиями, направленными на изучение возможностей МТ, выявлена гармонизирующая роль МТ как антистрессовой активационной терапии при нарушениях адаптации, имеющих психосоматическую природу и основу в виде эмоционального стресса (Burns J.L. et al., 2002; Gomez P., Danuser B., 2007; Grewe O. et al., 2007)»9.

В аспекте музыкотерапии рассматриваются ТПЧ в СПА:

«К музыкотерапии иногда относят и древний метод вибромассажа „поющие тибетские чаши“. В этом методе происходит сочетанное воздействие на организм звуковых волн и механических вибраций. Процедуры музыкотерапии могут проводиться в сочетании с хромотерапией — воздействием на клиента цветовыми волнами разного спектра. Назначение таких процедур в СПА — преимущественно релаксирующее. Они предлагаются клиентам как моно-услуги (в специальном помещении, с индивидуально подобранными музыкой и лампами), а также включаются в состав комплексных спа-программ.»10

Говоря о поющих чашах в аспекте музыкотерапии, следует акцентировать внимание на том, что в данном случае объективным будет разговор именно в формате бесконтактного воздействия поющих чаш. Как правило, подобного рода процедуры или манипуляции называют «Звуковой ванной» или «Концертами-медитациями».

3. Психо-физиологический

ТПЧ воздействуют на психосоматические проблемы. Психосоматика — это направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Этим процессом на сегодня управлять не представляется возможным, поскольку отсутствует доказательная база взаимосвязи напряжений и блоках в тех или иных участках тела с психическими проблемами. В то же время, нам представляется разумным, взять за основу наработки в телесно-ориентированной терапии.

В частности, одна из теорий — теория мышечно-фасциальных напряжений по Райху11. Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь — одно и то же. Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блокирующих чувства, — это лишь один аспект психологического роста личности. Именно в этом аспекте контактная методика Тибетского массажа поющими чашами может быть весьма успешной. Кроме этого, можно проследить определенное сходство семи основных сегментов мышечных зажимов по Райху с 7 диафрагмами тела в краниосакральной терапии и остеопатии. По Райху12

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика тибетского виброакустического массажа поющими чашами в традиции Tsering Ngodrub предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. 5-е изд., доп. и перераб. М., Медицина, 1966

5

Еремушкин М. А. История массажа. Забытые секреты мастерства. М., 1996.

6

М.А.Еремушкин \\ Определение частотных характеристик массажного воздействия\\ Массаж эстетика тела №4, 2011, С.22—24

7

М.А.Еремушкин \\ Определение частотных характеристик массажного воздействия\\ Массаж эстетика тела №4, 2011, С.22—24

8

М.А.Еремушкин \\ Определение частотных характеристик массажного воздействия\\ Массаж эстетика тела №4, 2011, С.22—24

9

Музыкальная терапия: история, современность и перспективы развития» \\ Г. Л. Апанасенко, Н. А. Савельева-Кулик \\ Национальная медицинская академия последипломного образования им. П. Л. Шупика, Киев (УКР. МЕД. ЧАСОПИС, 4 (9)

10

Богачева Е. Л. «Энциклопедия SPA и Wellness. Том 2. СПА-мания — болезнь здоровых». М, Международный Совет по развитию индустрии спа и веллнесс, 2015

11

Reich, W. (1973). The function of the orgasm. New York: Touchstone.

12

Reich, W. (1973). The function of the orgasm. New York: Touchstone.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я